Вагон-теплушка и двухосный крытый вагон

Начнем с «теплушки». В 1872 г.российские железные дороги пополнились новым типом товарного вагона, который получил официальное название «Нормальный товарный вагон (НТВ)». Который, понятно, был предназначен для грузовых перевозок, но имел отличительную особенность: штатным образом переоборудовался для перевозки людей и/или лошадей.

Схема из справочника «Вагоны широкой колеи железных дорог СССР» 1955 года.

Вагон-теплушка и двухосный крытый вагон

В случае необходимости, в вагоне устанавливались стойла или двух- или трехъярусные нары, рамы со стеклами. Изнутри стены и дверь утеплялись деревянными щитами, по центру устанавливалась печка-буржуйка.

2-х осный крытый грузовой вагон. 1915 год

Вагон-теплушка и двухосный крытый вагон

Вот такой «утепленный вагон» и получил в обиходе название «теплушка». Предназначался для дешевых массовых перевозок и основными его потребителями, конечно же стали войска.

В «теплушке» могли разместиться 40 человек или 8 лошадей. Стойла и нары можно было комбинировать, в таком случае в вагоне размещались 20-ть человек при 4-х лошадях.

Интерьер НТВ. До теплушки, конечно, не дотягивает. Вагон явно товарный, не утепленный. Отсутствуют нары. Не смотря на установленную для экспозиции буржуйку.

Вагон-теплушка и двухосный крытый вагон

Трансформация была обратимой, в любой момент дополнительное оборудование могло быть без особых усилий демонтировано и вагон превращался обратно в товарный.

Двухосная «теплушка» верой и правдой прослужила до конца 1940-х годов, став основным ж/д транспортом для солдат Русско-турецкой, Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, и перевезя бесчисленное количество войск, а так же переселенцев и рабочих социалистических строек.

Но история «теплушки» не закончена, на смену двухосному вагону пришли более вместительные четырехосные товарняки и «теплушки» на их основе встречаются до сих пор. В них, обычно, путешествуют рабочие сопровождающие состав или солдаты, охраняющие эшелон с грузом или техникой.

В результате Столыпинских реформ начались массовые переселения крестьян. Первое время, для их перевозки использовались всё те же «теплушки», но темпы перевозок росли, а «утепленный вагон» не отвечал требованиям гражданских перевозок.

Крестьяне, все же не неприхотливые солдаты, ехали с женами и детьми, нередко грудными, по три-четыре семьи в вагоне — это предъявляло особые требования. Поэтому, сначала начали переделывать «теплушки», а к 1908 году на основе пассажирского вагона III класса, по заказу Главного управления железных дорог России, был разработан новый двухосный пассажирский вагон IV класса, который и получил название «столыпинского» или «переселенческого».

Вдоль одной стороны вагона располагался широкий проход с багажными полками над окнами. С другой стороны располагались купе с трехъярусными полками для лежания и дополнительными откидными. Вагон оснащался двумя санузлами, в одном из которых была обустроена постирочная и душ для грудных и малолетних детей. Отапливались вагоны двумя дровяными печами, было обустроено освещение и вытяжная вентиляция. Вместимость составляла 40 человек.

Вагон-теплушка и двухосный крытый вагон

В последствии, переселенческий вагон улучшался и дорабатывался, в том числе увеличивалась длина, за счет чего добавилось дополнительное купе. В одной из модификаций по центру была добавлена большая дверь для загрузки негабаритного скарба переселенцев. Разрабатывались проекты двухэтажных вагонов (привет РЖД) и вроде бы были прототипы, но в серию не пошли. Основными же видами переселенческих стали 6,7 и 8-ми оконные вагоны (по числу отделений-купе и окон для пассажиров)

Вагон 2-х осный жесткий. 1926 год. Кузов деревянный, обшит листовым железом. «Столыпинского» вагона в музее не нашлось. Но вот этот достаточно похож и внешне и по конструкции. Только переселенческие не обшивались металлом поверх деревянной обшивки.

Вагон-теплушка и двухосный крытый вагон

Что же касается арестантских или спецвагонов, то заключенных с конца позапрошлого века возили в специально оборудованных вагонах, изготовленных на основе пассажирских III и позже IV классов. На окнах купе крепились двойные решетки, перегородка, разделяющая купе и коридор, заменялась на решетку. Обустраивались купе для конвоиров. Именовались такие «спецперевозки» вагонзаками и уже в советское время, когда настоящих «столыпинских» вагонов уже не осталось, а спецвагоны оборудовали из современных на тот момент пассажирских, по неизвестной на сей момент причине, вагонзаки среди заключенных стали называть «столыпинскими» или фамильярно «столыпинами». И по сей день, у нас любой вагон с решетками по простоте душевной называют «столыпинским»

Подведу итог: «теплушка» — утепленный вагон без удобств, переоборудованный из товарного. «столыпинский» — упрощенный пассажирский вагон, с купе и удобствами, ориентированный на дальние переезды с большим количеством багажа, разработан специально для массовых переселенцев начала XX века. Вагонзак —специальный вагон для перевозки заключенных, переоборудованный из пассажирского. На современном сленге именуется «столыпинским», хотя никакого отношения к Столыпину и переселенцам в действительности не имеет.

«Теплушка» – грузовой двухосный железнодорожный вагон, созданный на основе крытого товарного вагона, предназначавшегося для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий, а также людей и животных. Термин вагон-«теплушка» появился в 1870-х годах как сокращение от названия «утепленный вагон». Созданный в 1875 году товарный крытый железнодорожный двухосный вагон, как основной тип вагона на российских железных дорогах, предполагал конструктивную возможность его быстрого переоборудования для массовой перевозки людей в случае крайней надобности (т.е. прежде всего для переброски войск). Для этого вагон оборудовался 2-х или 3-ярусными нарами; утеплялся изнутри деревянными щитами и двойным войлоком; в загрузочные бортовые люки вставлялись рамы со стеклами; утеплялись двери; в его центре ставилась печка-«буржуйка»; в дверной проем вставлялся поперечный брус для предохранения от выпадения людей при раскачивании вагона. Для перевозки животных сооружались стойла – по 4 в каждой из половин вагона. Стандартная вместимость «теплушки» на базе товарного железнодорожного вагона составляла – 40 человек или 8 лошадей (или 20 человек + 4 лошади). Грузоподъемность подобного вагона составляла 1000 пудов или 16 тонн. Вагоны-«теплушки» массово использовались для перевозки в период с 1870-х до конца 1940-х годов. В годы Великой Отечественной войны товарные вагоны-«теплушки» использовались для перевозки личного состава и боеприпасов к линии фронта, а также при отправке эвакуируемых беженцев в тыл. Из грузовых вагонов формировались также санитарные вагоны-летучки, которые перемещались на небольшие расстояния (до 500 км). В летне-осенний период 1941 года из внутренних военных округов в пункты сосредоточения на фронте в подобных вагонах по железной дороге были доставлены 291 стрелковая дивизия и 94 стрелковых бригады, а также более 2000000 человек маршевых пополнений. Кроме того, только за второе полугодие 1941 года перевозки в ходе эвакуации людей и народно-хозяйственных грузов из западных районов на Восток составили около 1,5 млн. вагонов, или 30000 поездов.

Крытый грузовой двухосный железнодорожный вагон-«теплушка» с тормозной площадкой заводской №115187, представленный в экспозиции музея, изготовлен в 1923 году. Он предназначался для людских перевозок. Внутреннее оборудование вагона состоит из деревянных нар, чугунной печи и фонарей освещения. Второй железнодорожный вагон-«теплушка» установлен на разрушенном капитальном железнодорожном мосту. Реставрационно-восстановительные работы обоих вагонов проведены в вагонном депо железнодорожной станции Ожерелье Московской железной дороги. Грузовые вагоны-«теплушки» были переданы в дар музею Федеральной службой железнодорожных войск в 1995 году.

Вагон-теплушка и двухосный крытый вагон

Холод теплушки

Вагон-теплушка и двухосный крытый вагон

Так выглядели поезда с депортированными / Иллюстрация проекта «Открой ссылку»

«По вагонам!» – этот крик десятилетиями помнили многие депортированные. Они чаще всего называли их «телячьими», «вагонами для скота», «теплушками». В книге о депортации корейцев «Дорогой горьких испытаний» такие вагоны фигурируют под названием «черный ящик»: в них не было оконо, только двери, и когда они закрывались, в вагонах наступала кромешная темнота. Для одних на неделю, для других – на две-три 18 м² становились и общей спальней, и столовой, и гостиной, и туалетом. Но точно не домом.

На самом деле они назывались «нормальными товарными вагонами» (НТВ). Этот тип двухосного крытого грузового вагона был разработан в 1875 году и принят за основу вагонного парка Министерства путей сообщения Российской империи. Массовый выпуск осуществлялся до 1931 года. Служили они около 100 лет. На сайте Музея Победы написано, что термин «вагон-теплушка» появился в 1870-х как сокращение от названия «утепленный вагон».

Конструкция предполагала быстрое переоборудование вагона для массовой переброски людей в случае крайней необходимости, прежде всего для переброски военных. «Для этого вагон оборудовался двух- или трехъярусными нарами; утеплялся изнутри деревянными щитами и двойным войлоком; в загрузочные бортовые люки вставлялись рамы со стеклами; утеплялись двери; в его центре ставилась печка-буржуйка; в дверной проем вставлялся поперечный брус для предохранения от выпадения людей при раскачивании вагона», – рассказывает Музей Победы об имеющейся в экспозиции единице подвижного состава. Вот только стекол в вагонах с депортированными, по их воспоминаниям, не было. Небольшие окошки ближе к крыше появились уже в послевоенный период. При езде было очень шумно, вагоны сильно раскачивало.

Вагон-теплушка и двухосный крытый вагон

Как была устроена теплушка / Иллюстрация проекта «Открой ссылку»

Стандартная вместимость – 40 человек или 8 лошадей. Она была записана трафаретом на стенах вагонов. О ней даже стихи и песни слагали. «А было нас по сорок в тех буденновских вагонах, рассчитанных на восемь лошадей», – писал Михаил Танич в песне «Ту-ту», исполняемой группой «Лесоповал». Впрочем, тяжеловозов, крупных лошадей, помещалось меньше.

Сами немцы рассказывали, что вагоны были переполнены. «Как сельди в бочке», – отмечал депортированный Дмитрий Бергман, чей дневник недавно был издан обществом «Мемориал»* под названием «Путь в один конец».

Однако если сравнивать количество перевозившихся депортированных и военных, отправлявшихся на фронт, а также эвакуируемых в тыл, то, по наблюдениям историка из Саратова Аркадия Германа, особой разницы не было. Да и по документам должно было быть по 40 человек в каждом вагоне. Например, в «Плане переселения жителей немецкой национальности из Республики немцев Поволжья, Сталинградской и Саратовской областей» от 26 августа 1941 года прописывалось, что в эшелоне будет 65 вагонов по 40 человек в каждом, общее количество вагонов для перевозки немцев составит 12 875.

«Другое дело, какие условия внутри вагонов создали для депортированных, – говорит Аркадий Герман, занимавшийся исследованием темы депортации поволжских немцев. – „Инструкция по переселению“ постоянно нарушалась, начиная с нехватки вагонов. В результате людей в них набивали. Какие-то удалось оборудовать нарами, какие-то нет. Приходилось спать на полу, подстелив солому. По донесениям офицеров НКВД, контролировавших перевозки, где-то людям не давали загрузить необходимого минимума, а где-то партийная номенклатура АССР НП и ее кантонов загружала даже свою мебель. Еще один важный момент: не было единого документа о переселении. Для каждого региона массового проживания немцев были свои документы о переселении, и в них условия перевозки тоже существенно различались. В пути были постоянные проблемы с водой, с отправлением естественных потребностей. С наступлением холодов в вагонах мерзли».

В 2021 году Высшая школа журналистики ТГУ представила медиапроект «Открой ссылку», в котором проследила историю одного такого эшелона – поезда №752 из Саратова в Томск. Сайт показывает маршрут, устройство поезда и вагона (см. иллюстрацию), в котором люди добирались до Сибири, шорт-лист переселенца – список самого необходимого, что брали с собой, называет даже цену тарелки супа, которую немцам выдавали в вокзальном буфете. Авторы проекта нашли пассажиров того самого поезда и рассказали их истории.

Недавно стало известно, что «Открой ссылку» победил в престижном конкурсе медиадизайна Student Design Contest. Конкурсантов оценивали дизайнеры крупнейших газет США.

*Организация признана ино­агентом и ликвидирована 28 декабря 2021 года.

Подписаться на Московскую немецкую газету

Вагон-теплушка и двухосный крытый вагон

Грузоподъемность – 16, 5 т
Длина вагона     полная (по осям сцепок) – 8,4 м Длина   вагона – 6,44 м
Ширина – 2,78 м
Высота от головки рельса – 3,63 м
Сцепные устройства – автосцепка с буферами
Вместимость – 28 — 32 человек.

Контакты по вопросам патроната:

Тел.: +7 (499) 449-82-13

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь