Правление оао ржд сегодня

Белоусов избран председателем совета директоров РЖД

Москва. 1 апреля. INTERFAX.RU — Первый вице-премьер Андрей Белоусов, курирующий в правительстве РФ в том числе вопросы развития транспорта, избран председателем совета директоров ОАО «Российские железные дороги».

Соответствующее решение было принято на заседании 25 марта.

В новом составе после смены кабинета министров совет директоров монополии был утвержден 6 марта. Прежний его глава Максим Акимов, возглавивший АО «Почта России», был выведен из этого органа управления перевозчика. Наряду с ним из совета вышел и его предшественник в статусе главы совета — председатель фонда «Сколково» Аркадий Дворкович. При этом в совет директоров был введен Белоусов.

Также совет покинули владелец группы «ЕСН», давний бизнес-партнер монополии Григорий Березкин, экс-глава МЧС Владимир Пучков и руководитель Минсельхоза Дмитрий Патрушев. Заместитель министра экономического развития РФ Михаил Расстригин уступил место своему новому начальнику Максиму Решетникову. В то же время удвоилось представительство Минфина: к замглавы ведомства Андрею Иванову прибавился статс-секретарь Алексей Сазанов, курирующий налоговую тематику.

Кроме того, в совет вошел председатель совета директоров «Совкомфлота» Сергей Франк, вице-премьер Дмитрий Чернышенко и замглавы Минстроя Ирек Файзуллин. В отношении последнего источник «Коммерсанта» ранее отмечал, что чиновник будет представлять в совете интересы вице-премьера Марата Хуснуллина, чьим замом в татарстанском Минстрое он работал в 2005-2010 гг.

Помимо этого, в совете остались генеральный директор РЖД Олег Белозеров, министр транспорта РФ Евгений Дитрих, бывший федеральный канцлер Австрии, экс-председатель правления Оsterreichischen Bundesbahnen (государственного железнодорожного холдинга «Австрийские железные дороги») Кристиан Керн (Christian Kern), глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.

Также в совет вновь вошли председатель совета директоров группы «Каскол» Сергей Недорослев, глава набсовета Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Сергей Степашин и председатель советов директоров «Русской холдинговой компании» Александр Рязанов. Керн, Недорослев и Степашин являются независимыми членами совета. Всего в этом органе управления 14 человек.

Мы начали готовить этот материал некоторое время тому назад. Однако произошло событие, серьёзно корректирующее обстановку. В деле о хищениях при проектировании и строительстве ЦКАД появился фигурант из числа советников Олега Белозёрова — Сергей Кельбах. Дело крайне обострилось, прошли выемки документов в Газпромбанке, и нам  представляется, что дни Сергея Кельбаха в статусе советника сочтены.

Ранее в русле оптимизации кадров по РЖД  и «дочкам» прошла инструкция сократить число советников у руководителей ведомственных структур и дочерних организаций. В силу этого мы задались вопросом, а как обстоит с советниками на самом «верху»?

Сегодня аппарат советников у Олега Белозёрова обычен для руководителя такого уровня: 4 на общественных началах и 12 в штате. Хотя штатных больше — начать надо с общественных, их статус весьма высок. Мы слышали, что в РЖД они гости редкие, а их советы тем и ценны, что представляют собой независимое мнение. Имена этих советников у всех на слуху и в лишнем представлении они не нуждаются.

Геннадий Фадеев — главный реформатор железных дорог и авторитетнейший человек в отрасли. Дважды министр путей сообщения. При нём и с его помощью произошло разгосударствление — министерство трансформировалось в ОАО «РЖД», он же стал первым президентом госкомпании. Фадеев не просто почётный железнодорожник и крупный «государственник», отмеченный многочисленными правительственными наградами. Он также не боялся выступать с откровенной критикой политических деятелей и своих коллег-железнодорожников, благодаря чему прослыл бескомпромиссным руководителем.

Сергей Мальцев — один из акционеров Globaltrans, много лет возглавлял компанию и являлся её бессменным лидером. Под его руководством компания вышла на IPO и до сих пор является эталоном «железнодорожного капитализма». Во многом именно благодаря Сергею Мальцеву операторы получили такое лобби, как СОЖТ, которое, бесспорно, во многом можно считать его детищем. В период, когда РЖД возглавлял Владимир Якунин, господин Мальцев считался едва ли не самым главным  идейным противником деятельности госкомпании. Он часто и открыто критиковал  РЖД, будь то через СМИ или на встрече с премьер-министром, активно выступая за либерализацию локомотивной тяги. По иронии судьбы после ухода Якунина он получил возможность ознакомиться с РЖД изнутри: Белозёров назначил его сразу старшим вице-президентом компании. Но и это не успокоило деятельную натуру Сергея Мальцева: он придумал и возглавил новый орган при правительстве — «Совет потребителей» по вопросам РЖД, который, впрочем, сдулся после его ухода из руководства организации. 

Ещё один общественник — Алексей Тайчер. Пожалуй, главный ньюсмейкер железнодорожного рынка последних недель. Сперва общественность взбудоражила новость о его планах купить «ТрансФин-М», которую НПФ «Благосостояние» тщетно пытался пристроить последние полтора года. Затем всей страной обсуждали слухи, что и ВЭБ присоединится к этой истории, чтобы создать нового крупного игрока на операторском рынке. Надо сказать, что эта новость показалась вполне соответствующей неугомонному характеру господина Тайчера. Несмотря на то что последние годы он занимался тем, что превращал ФГК («дочка» РЖД) из дохлой телеги в фаворита гонок, до этого он долгое время проработал в частном бизнесе, возглавляя «СГ-транс». Вот только ФАС такие амбиции совсем не радуют. Служба для утверждения сделки требует устранить всякую аффилированность с РЖД. Непонятно, что при этом имеется в виду. Тому же господину Мальцеву бизнес-интересы никак не мешали работать на посту вице-президента монополии.

Труд общественных советников бесплатен. А вот остальные получают вознаграждение.

Наконец, последний советник на общественных началах — незаменимый  тяжеловес Тамара Стебунова. Она участвует в принятии практически всех важных решений, входящих в сферу её компетенции. Бывшая замглавы ФСТ отвечает за методологическое обоснование тарифной политики монополии и Прейскуранта 10-01.

Труд общественных советников бесплатен. А вот остальные получают вознаграждение. Таких 12 человек.

Геннадий Качурин — самый закрытый из нашей когорты. Старший советник, по нашей версии, является прикреплённым сотрудником спецслужб, что вполне логично, учитывая стратегическое оборонное значение железных дорог в России.

Другой старший советник, Владимир Молдавер, одновременно исполняет обязанности главного инспектора ОАО «РЖД». Экс-глава МЖД — один из самых профильных помощников главы РЖД. Начиная работать в конце 80-х годов мастером локомотивного депо в Брянске, г-н Молдавер прошёл путь от главного технолога и главного инженера до начальника депо. До перехода в статус советника Молдавер возглавлял Московскую железную дорогу. Там менеджер сначала запустил пилотный проект нового трудового регламента, а затем приступил к разработке, возможно, главного своего достижения — запуска пассажирского движения по Малому кольцу МЖД. Став, по сути, одним из «отцов» МЦК. «Благодарные» столичные власти, впрочем, забыли о вкладе почётного железнодорожника в один из важнейших ж/д проектов в истории города, и в списке награждённых за его реализацию фамилии Молдавер не было. Зато руководство РЖД по достоинству оценило опыт и твёрдость Владимира Ильича, который, работая в МЖД, никогда не боялся критиковать ни чужих, ни своих. Под его горячую руку в разное время попадали и ЦППК, и «Аэроэкспресс», и ПГК, и даже «родная» ФГК.

Михаил Акулов — ещё один по-настоящему железнодорожный советник гендира РЖД. Звание «Заслуженный работник транспорта РФ» он носит отнюдь не просто так. Начиная с должностей бригадира электровозного цеха и начальника депо, г-н Акулов медленно, но верно поднимался вверх по ступеням карьерной лестницы в структурах отрасли. В трудовой биографии советника есть и работа на Московской и Юго-Восточной железных дорогах. Весьма убедительная, судя по тому, что в 2002 году бывшего инженера-электромеханика приглашают работать сначала заместителем министра транспорта РФ, а затем заместителем министра путей сообщения.

В 2005 году Акулов возвращается из ФОИВа на железную дорогу в должности вице-президента ОАО «РЖД», на которой трудится 12 лет, совмещая административную и руководящую деятельность с работой в поле: генеральным директором Федеральной пассажирской дирекции и гендиректором «Федеральной пассажирской компании». Работа в не самом благодарном сегменте деятельности ОАО «РЖД» в течение многих лет, а также солидный управленческий опыт, в том числе министерский, делают г-на Акулова одним из самых ценных кадров в совещательном пуле генерального директора РЖД.

Геннадий Бессонов — специалист по международному сотрудничеству. Имеет большой опыт как в управлении, так и в решении дипломатических вопросов. До прихода в РЖД работал в МИД России, занимал должность Генконсула РФ в Гётеборге, владеет тремя иностранными языками. В настоящее время работает на посту генсека международного Координационного совета по Транссибирским перевозкам, отвечая за стратегически важный коридор «Восток-Запад».

Михаил Гончаров пришёл в РЖД при Якунине на должность пресс-секретаря. Потом уступил это место Александре Буратаевой, перейдя на должность советника. Гончаров, можно сказать, профессиональный советник, выпускник факультета международной информации МГИМО, который создал себе имидж специалиста и профессионального консультанта в области стратегического позиционирования, управления корпоративной репутацией и антикризисного реагирования. Видимо, ему удалось найти себе применение и пережить в РЖД Владимира Якунина и разделить поляну с другими коллегами. Однако за умными словами не ясно, чем конкретно Гончаров может быть полезен железным дорогам.

Сергей Кельбах попал в советники к Олегу Белозёрову в феврале 2019 года. Его перемещение на эту позицию с поста главы «Автодора» является отражением возрождаемых номенклатурных правил и трудной аппаратной судьбы. С одной стороны, он покинул «Автодор» за явные провалы при строительстве трассы Москва – Санкт-Петербург и ЦКАД. С другой стороны, после провалов он не был немедленно подвержен ни публичной критике, ни остракизму. Кельбах явно был отправлен в РЖД «пересидеть» трудные времена, пройти «карантин», чтобы через какое-то время его снова извлекли из номенклатурной колоды и отправили руководить очередным проектом. Питерское происхождение Кельбаха и его связи с кланом Ротенбергов почти гарантировали такое развитие событий, но ситуация вышла из-под контроля. На Кельбаха оказались дела одновременно в Следственном комитете и в ФСБ. Он главный кандидат на увольнение.

Ирина Костенец совсем не случайно попала в аппарат советников. Она прошла в РЖД всю карьерную лестницу, начав с низов. С 2012 г. работала начальником Департамента экономики ОАО «РЖД», а в августе 2017 года назначена советником президента ОАО «РЖД» (с ноября 2017 года советник генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД») и директором благотворительного фонда «Транссоюз». Сфера её деятельности понятна и прозрачна. Позиция советника подчеркивает её служебный статус и даёт возможность прямого контакта с главой «РЖД».

Светлана Крыштановская стала советником по более тонким вопросам. Процитируем нашу более раннюю публикацию: «Есть люди, которые топ-менеджменту и самому генеральному директору дают советы несколько другого толка. И контролируют такие тонкие материи, как PR, к примеру, в том числе личный. Здесь стоит вспомнить Светлану Крыштановскую, которая пришла вслед за Олегом Белозёровым из Минтранса. Кое-кто называет советницу конфидентом главы РЖД». По официальным данным, в сферу обязанностей Крыштановской входят вопросы информационно-аналитического обеспечения главы «РЖД».

Юрий Нагорный — председатель правления РФСО «Локомотив». Ему по должности положено быть советником главы РЖД. Будет у «Локомотива» другой начальник — появится у Белозёрова новый советник.

Сергей Валько также оказался в кресле советника Белозёрова из-за основной должности. С 2015 года он — генеральный директор ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога». Здесь много проблем, Армения крайне недовольна выполнением российской стороной условий концессии. Формальная близость к руководителю — это возможность для Белозёрова держать руку на пульсе событий в «горячей точке».

Именно «международники», на наш взгляд, являются кандидатами на увольнения/перемещения.

Очевидны три блока советников: «железнодорожники», «пиарщики» и «международники». Не нам давать советы про советников, но перекос на международный блок с выпускниками МГИМО и выходцами из МИДа бросается в глаза. Ведь среди замов генерального директора ещё есть Вячеслав Павловский — бывший посол в Норвегии и экс-начальник консульского департамента МИД, курирующий международные проекты. Именно «международники», на наш взгляд, являются кандидатами на увольнения/перемещения.

Во сколько обходится этот коллектив, сказать трудно. Нам не удалось обнаружить в открытом доступе налоговые декларации советников. Правдолюбы из deklarator.org сосредоточили своё внимание только на главе компании. Знающие люди сказали, что з/п советника индивидуальна и зависит от договорённостей. В любом случае мы скромно предполагаем, что доход советника генерального находится на уровне не менее 10–12 млн рублей в год, что путём сложения даёт ФЗП приблизительно в 120-140 млн рублей плюс налоги. Капля в общих расходах РЖД и весьма солидная сумма в российских масштабах, сопоставимая с годовым бюджетом небольшого русского города с населением в 40–50 тысяч человек.

В конце минувшего года действующая со дня основания ОАО «РЖД» в 2003 году вертикаль управления во главе с президентом общества претерпела изменения. Привычная схема «президент – вице-президенты» по инициативе главы монополии Олега Белозёрова была изменена: президент стал генеральным директором, вице-президенты – замгендиректорами.

Изменения призваны были подчеркнуть в хорошем смысле наёмный статус руководства РЖД по отношению к государству, правительству, исключающий демонстрацию автономности и самостоятельности. То, в чём упрекали предыдущего главу РЖД Владимира Якунина.

Впрочем, сами изменения, по сути, вряд ли можно назвать радикальными. Как и кадровую политику Олега Белозёрова. По пришествии в РЖД в августе 2015 года, новый глава корпорации обещал, что масштабных перестановок не будет: «Революций не планирую. Всё, что можно сделать поступательно, эволюционным путём, будем делать». Подобный подход вряд ли продиктован природной осторожностью. Белозёров не привёл в РЖД свою команду, а кадровая революция в отсутствие «революционеров» невозможна.

Без перестановок и отставок, разумеется, не обошлось. Со своими должностями распростились представители старой якунинской гвардии: первый вице-президент Вадим Морозов, ответственный за хозяйственно-производственную деятельность РЖД, и вице-президенты Олег Атьков и Валерий Решетников, отвечающие, соответственно, за работу с общественными организациями и стратегическое развитие и реализацию реформы РЖД. Ушёл и вице-президент по безопасности Александр Бобрешов, которого считали доверенным лицом Якунина. Галину Крафт на должности главного бухгалтера сменила Елена Харыбина.

В управленческой верхушке РЖД (с известной долей условности) можно выделить несколько основных групп: «технари», «лоббисты», «технократы» и «смотрящие».

«Технари-железнодорожники» группируются вокруг представителя старой команды – первого заместителя гендиректора Анатолия Краснощёка. Из трёх «первых» он, безусловно, «первейший». При Белозёрове аппаратный вес Анатолия Анисимовича существенно вырос. Помимо вопросов организации перевозок, которыми он ведал в якунинскую эру, ему достался функционал отставного Вадима Морозова: то есть фактически целиком производственный блок. 

В сферу влияния Краснощёка входят его бывшие сослуживцы по Октябрьской железной дороге: заместитель гендиректора – начальник Дирекции тяги Олег Валинский и заместитель гендиректора – начальник Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий Верховых. В последнее время пошли в гору дела сразу нескольких протеже Анатолия Анисимовича: заместителя гендиректора – начальника Центральной дирекции управления движением Павла Иванова, молодого и амбициозного директора Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и по совместительству коммерческого директора РЖД Алексея Шило, бывшего главы столичного метро, а ныне директора РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрия Пегова и подчинённого ему Павла Бурцева – руководителя бизнес-блока «Пассажирские перевозки».

Несколько особняком стоит фигура Сергея Кобзева, заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД», опытного 53-летнего специалиста, работавшего ещё в центральном аппарате МПС при Геннадии Фадееве. 

Явно в противовес влиянию блока Анатолия Краснощёка, О. Белозёров повысил статус руководителя финансово-экономического блока Вадима Михайлова. Михайлов пришёл в РЖД при Якунине из московского офиса «Эрнст энд Янг», аудитора и консультанта корпорации, но именно при новом руководстве из старших вице-президентов он перешёл на ступень первого.

Под его опёку после ухода вице-президента Салмана Бабаева перешёл коммерческий блок, которым г-н Михайлов управляет весьма уверенно. Всё чаще Михайлов делает заявления, касающиеся стратегического развития монополии. Именно он защищал интересы монополии во время тарифной компании на 2018 год, выступая её представителем на переговорах с ФОИВами и членами Совета потребителей РЖД. И стоит отметить, что его авторитет и влияние заметно выросли после утверждения тарифов в практически неизменном виде от предлагаемого монополией.

Своим «технократизмом» Михайлов близок к гендиректору компании Олегу Белозёрову. Вместе с тем положение Михайлова нельзя оценить однозначно. Вадим Валерьевич, находясь на ключевой позиции, остаётся чужаком в корпоративной среде, отношение к нему со стороны железнодорожников-технарей, можно сказать, саркастическое. Да и ему, тонкому ценителю антиквариата и искусств, не о чем поговорить с коллегами, прошедшими всю карьерную лестницу от обходчика до ж/д генерала. К тому же, г-н Михайлов является ключевой фигурой на переговорах с правительством и крупнейшими клиентами монополии по дотационной и доходной части бюджета компании.

К этой же «технократической» группе можно отнести заместителя гендиректора – начальника Департамента безопасности движения Шевкета Шайдуллина, заместителя гендиректора по капстроительству Олега Тони, заместителя гендиректора по социальным вопросам Дмитрия Шаханова, а также начальника Правового департамента Вадима Бынкова. 

«Смотрящие» призваны контролировать деятельность других подразделений компании с позиции интересов Олега Белозёрова. Прежде всего, это Анатолий Чабунин, заместитель генерального директора – директор по внутреннему контролю и аудиту, которому вдобавок переподчинён блок конкурсных процедур, что значительно повышает его уровень влияния в компании. Тем более, что именно вопрос закупок и наведения порядка в этой сфере является наиболее болезненным вопросом как для компании в целом, так и лично для Олега Белозёрова, перед которым при назначении была поставлена задача оптимизировать расходы корпорации.

Искоренение потенциально-коррупционных схем закупок и заказов, о чём неоднократно писали СМИ и даже аудиторы компании, способно сэкономить десятки и сотни миллиардов рублей. Утечки в СМИ, которые периодически происходят, свидетельствуют о том, что внутри корпорации идёт ожесточённая внутренняя борьба за контроль над расходованием финансовых ресурсов, и ключевую роль здесь играет главный контролёр Чабунин.

Заместитель гендиректора Андрей Старков курирует вопросы корпоративного управления и распоряжением имущества, возглавляет советы директоров ключевых дочерних обществ РЖД. Другой зам, кадровый сотрудник спецслужб Николай Федосеев, отвечает за корпоративную безопасность. Директор по экономике и финансам Ольга Гнедкова, хотя и относится к якунинской команде, очевидно, пользуется доверием Белозёрова.

И, наконец, группа «лоббистов». Их задача – обеспечить благоприятную среду для деятельности компании, доказывая различным представителям федеральных и региональных органов власти и обществу значимость РЖД. Результатом являются принятые решения по малым региональным и мега-проектам, бюджетным ассигнованиям и законодательным и регулятивным решениям, выгодных для компании. К ним относится «третий» первый заместитель генерального директора Александр Мишарин. «Калиф на час», в течение которого, благодаря загадочной информационной диверсии в 2013 году, Александр Сергеевич оказался на месте самого Якунина.

В ведении Мишарина находятся вопросы развития скоростного и высокоскоростного движения. Собственно, а кто, как не Мишарин, должен отвечать за данное направление: именно Александр Сергеевич в 2009 году, в бытность губернатором Свердловской области, выдвинул идею строительства ВСМ «Москва – Казань – Екатеринбург». Несмотря на обширную критику и даже скептические высказывания на этот счёт Владимира Путина, а также провал запуска ВСМ к ЧМ-2018, тема высокоскоростного сообщения не закрыта. И очень даже живо обсуждается в различных вариантах. Значит, лоббистские усилия монополии не пропадают даром. А в том, что они будут только усиливаться, сомнений нет – слишком высока ставка. Например, стоимость строительства ВСМ «Москва – Казань» превышает 1 трлн рублей. К тому же служебный интерес здесь подчас неотделим от личного. Так, по данным «Ведомостей», близкие Мишарину люди руководят институтом Мосгипротранс, который получил заказ на 22 млрд рублей в рамках проекта магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург».

О многообразной деятельности Петра Кацыва vgudok.com подробно рассказывал. Несмотря на скандальный шлейф. Кацыв не выпал из руководящей обоймы РЖД, получив пост заместителя генерального директора – начальника Центра по развитию Московского транспортного узла. Слишком большое значение имеет вхожесть Петра Дмитриевича в коридоры власти столицы и Подмосковья. И слишком большие деньги на кону. В инвестиционной программе РЖД текущего года на развитие железнодорожной инфраструктуры Московского узла предусмотрено почти 11 млрд рублей. Это, конечно, не триллионы ВСМ (в большей степени гипотетические), зато это реальные деньги и конкретная перспектива на несколько лет вперёд.

Лоббистской деятельностью (в том числе и за рубежом) по своим должностным обязанностям занимаются статс-секретарь – заместитель гендиректора Анатолий Мещеряков и ещё один зам Белозёрова глава «железнодорожного МИДа» Вячеслав Павловский. В актив лоббистам корпорации по итогам минувшего года можно занести несколько громких аппаратных побед в сфере GR. Это и выступление главы государства на Железнодорожном съезде, и прошедшие без сучка и задоринки дни РЖД в Госдуме, что неудивительно, учитывая, что Комитет по транспорту Госдумы  контролируется ж/д монополистом. В отличие от комитета предыдущего созыва Думы, в котором верховодили ж/д операторы. Главным антагонистом железнодорожного гиганта в 2017 году выступила ФАС. Впрочем, регулятор в кулуарных боях проиграл вчистую и под занавес года согласился практически на все предложения РЖД по тарифам на 2018 год и долгосрочную перспективу.

Отдельно скажем о личных советниках генерального директора Олега Белозёрова. Среди них по-прежнему хватает представителей «старой гвардии», таких как Геннадий Фадеев, Вадим Морозов и Валентин Гапанович. Есть советники на общественных началах, такие как экс вице-президент РЖД Сергей Мальцев, о котором мы уже подробно рассказывали. Хотя это, скорее всего, дань политесу, и влияние коммерсанта Мальцева внутри руководства РЖД близится к нулю. 

Среди советников генерального есть незаменимые тяжеловесы, которые участвуют в принятии практически всех важных решений, входящих в сферу их деятельности. К таким относится Тамара Ивановна Стебунова (бывшая замглавы ФСТ), которая в РЖД отвечает за методологическое обоснование тарифной политики монополии и Прейскуранта 10-01. Она привела в корпорацию целую команду специалистов во главе с Владимиром Варгуниным, для которого в монополии был создан целый департамент — методологии тарифообразования. Тамара Ивановна вместе со своим замом составляют аргументрованные ответы на претензии, которые возникают к РЖД со стороны ФАС. И работы у советников, судя по большому числу конфликтов между монополией и регулятором, хватает.  

Есть люди, которые топ-менеджменту и самому генеральному директору дают советы несколько другого толка. И контролируют такие тонкие материи, как PR, к примеру, в том числе личный. Здесь стоит вспомнить Светлану Крыштановскую, которая пришла вслед за Олегом Белозёровым из Минтранса. Кое-кто называет советницу конфидентом главы РЖД.

Несмотря на постепенность кадровых перемен в монополии, они демонстрируют один очевидный тренд в управленческой политике РЖД – контроль за активами и финансовыми потоками всё более обособляется в отдельное направление и приобретает ключевое значение, отодвигая на второй план собственно производственную деятельность.

Захар Максимов
В публикации использованы материалы Института исследования проблем железнодорожного транспорта

Продолжаем разговор о текущей ситуации в руководящих структурах ОАО «РЖД», который мы начали с публикации, посвящённой обновленному совету директоров монополии. Сегодня настала очередь главного исполнительного органа компании — правления.

Мы — ребята-октябрята

Год назад, описывая расклады в верхушке РЖД, vgudok.com условно выделил в ней несколько основных групп: «технари», «лоббисты», «технократы» и «смотрящие». «Технари-железнодорожники» группируются вокруг представителя команды карьерных железнодорожников — первого заместителя гендиректора Анатолия КРАСНОЩЁКА, который в настоящее время координирует действия штаба монополии по борьбе с коронавирусом. Сейчас первый замгендира РЖД, по сути, отвечает за все подразделения компании и за операционную работу. Это ли не подтверждение «человека номер два» в корпорации? Вокруг г-на Краснощёка собрались опытные специалисты, его бывшие сослуживцы по Октябрьской железной дороге: начальник Дирекции тяги Олег ВАЛИНСКИЙ, начальник Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий ВЕРХОВЫХ и директор РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрий ПЕГОВ. К этой же группе примыкают протеже Краснощёка: директор Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей ШИЛО и начальник Центральной дирекции управления движением Павел ИВАНОВ.

Во многом благодаря старым связям с Краснощёком и Валинским держится на плаву начальник Департамента безопасности движения Шевкет ШАЙДУЛЛИН, являющийся главой целого семейного клана. В ноябре 2019 года его сын Марат стал заместителем начальника МЖД по территориальному управлению. Ещё раньше  аналогичную должность на Куйбышевской железной дороге занял брат Шевкета Нургалиевича Шамиль. Чтобы избежать конфликта интересов, по распоряжению Олега Белозёрова вопросы безопасности движения, подконтрольные родственникам Шайдуллина,  рассматривает Анатолий Краснощёк.

Группу «технарей» отличает известная стабильность, чему есть очевидные причины. Все вышеперечисленные руководители отвечают за основной функционал железной дороги, резкие кадровые подвижки на данных позициях могут непосредственно отразиться на операционной деятельности компании, а значит, должны быть обусловлены исключительно серьёзными причинами. Короче, здесь требуется семь раз отмерить, прежде чем отрезать.
 

Тем не менее, в желающих покуситься на доминирующую позицию «технарей», которая вызывает в недрах РЖД определённое раздражение, недостатка не наблюдается. Отсюда разговоры об уходе Краснощёка из монополии, которые возникли буквально с момента его назначения. В декабре 2019 года слухи разгорелись с новой силой. После выхода из отпуска своей деловой активностью Анатолию Анисимовичу удалось эти обсуждения нивелировать, но ненадолго. На его место даже прочат Олега Валинского, что так же выглядит элементом провокации.

Впрочем, подобные инсинуации можно расценивать скорее как проявление слабости недоброжелателей. Добавим, что в прошлом году после снятия Владимира Молдавера с поста начальника Московской железной дороги Краснощёку удалось провести на эту должность «октябрёнка» Михаила Глазкова.

Принадлежность к влиятельной группе «технарей», разумеется, не гарантия от неприятностей. Например, говорят, что отношения Павла Иванова с генеральным директором РЖД далеки от идеала. Явно сгущаются тучи над головой Геннадия Верховых. Неблагополучие в подведомственном ему инфраструктурном блоке отразилось в оргштатных трансформациях. В марте 2019 года глава Департамента капитального строительства Андрей МАКАРОВ был назначен заместителем генерального директора ОАО «РЖД» по вопросам строительного комплекса вместо Олега ТОНИ. У Андрея Сергеевича не совсем характерная для руководителей монополии биография: филолог по образованию, он попал на железную дорогу в качестве бухгалтера, но в итоге обрёл себя на строительной стезе. На новом месте Макаров отметился кадровой чисткой, в течение недели после назначения сменив всё руководство Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта. Некоторые наблюдатели считают, что именно эта чистка привела к полной дезорганизации строительного блока монополии и провалам на Восточном полигоне.

Олег Тони сохранил статус заместителя гендиректора и членство в правлении, получив в кормление Центральный транспортный узел, параллельно возглавив Центр по развитию Московского ТУ. Предполагают, что данное назначение является плавным выходом Олега Тони из монополии. Хотя, как показал последний год с его проблемами на Восточном полигоне, г-н Тони нужен РЖД не менее, чем эта высокая должность в монополии нужна самому Тони.  

Наиболее существенные изменения произошли в группе «лоббистов», которая, собственно, перестала существовать.

Неопределёнными можно назвать и новые функции главного инженера РЖД Сергея КОБЗЕВА. До сих пор обширный опыт не помогает, а личные недостатки мешают Сергею Алексеевичу раскрыть себя в компании. В мае 2019 года он получил кураторство над проектами по высокоскоростному движению и возглавил совет директоров АО «Скоростные магистрали». Тема эта последовательно затухает, несмотря на спорадические попытки руководства РЖД вдохнуть жизнь в этот зомби-проект, так что и это назначение можно рассматривать как почётную ссылку.

Последнее серьёзное перемещение в инфраструктурном блоке случилось в декабре минувшего года, когда отправился в отставку первый заместитель начальника Дирекции развития железных дорог Восточного полигона Александр Терлеев, который, по сути, руководил данной структурой. Дирекцию в ранге заместителя генерального директора РЖД возглавил экс-глава Хакасии Виктор ЗИМИН, некогда имевший опыт работы на Красноярской железной дороге. Таким образом, был найден стрелочник, наказанный за срыв работ на Восточном полигоне в 2019 году, и одновременно назначен ответственный за будущие провалы. В результате всех этих кадровых перипетий в инфраструктурном блоке образовалось несколько центров силы, что существенно ослабляет потенциал Геннадия Верховых.

Наиболее существенные изменения произошли в группе «лоббистов», которая, по сути, перестала существовать. В эту небольшую, но яркую группу год назад мы включили самодостаточные фигуры, чьи связи и возможности позволяли решать вопросы на благо монополии самостоятельно, без привлечения личного ресурса главы РЖД.

Таких тяжеловесов, как Петр Кацыв и Александр Мишарин, в прошлом году Белозёров отправил на пенсию. Тем паче, что лоббируемые ими направления утратили прежнюю актуальность. О стагнации идеи высокоскоростного движения, признанным энтузиастом которого являлся Мишарин, мы уже говорили, а после запуска МЦК и МЦД вопросы взаимодействия со столичными и подмосковными властями, которыми ведал Кацыв, отошли на второй план. Из когорты лоббистов на посту остался лишь статс-секретарь РЖД Анатолий МЕЩЕРЯКОВ, отвечающий за информационную политику и взаимодействие с органами власти. К этой же весьма авторитетной группе можно отнести ещё двух господ: первого заместителя генерального директора монополии Вадима Михайлова и заместителя главы компании Вячеслава Павловского.

О главном экономисте ОАО «РЖД» мы уже неоднократно рассказывали. Г-н Михайлов, безусловно, один из самых авторитетных «топов» корпорации. Выходец из московского офиса «Эрнст энд Янг» управляет экономическом блоком более чем уверенно, параллельно делая заявления, касающиеся стратегического развития монополии. Именно Михайлов защищал интересы РЖД во время всех последних тарифных войн, представляя Новую Басманную на переговорах с ФОИВами и членами Совета потребителей. Не стоит забывать и о том, что г-н Михайлов является ключевой фигурой на переговорах с правительством и крупнейшими клиентами монополии по дотационной и доходной части бюджета компании.

Лоббистской деятельностью, в том числе и за рубежом, по своим должностным обязанностям занимается и ещё один зам Белозёрова — глава «железнодорожного МИДа» Вячеслав Павловский. Выпускник МГИМО, полиглот и дипломат высшей категории курирует международную деятельность монополии с 2016 года. И параллельно помогает «внутренним» лоббистам решать серьёзные вопросы «дома». В том числе и по линии законодательной власти и регуляторов, среди которых хватает ярых антагонистов РЖД. Чего только стоит Федеральная антимонопольная служба, постоянно пытающаяся укусить компанию. Как все мы знаем, пытается безрезультатно, перманентно уступая в кулуарных боях железнодорожникам в лице как раз-таки представителей блока «решал-лоббистов».

Наблюдение за наблюдающими

Ожидаемо растёт группа «смотрящих», которая состоит из назначенцев Олега Белозёрова и лиц, которым он доверяет. Это, прежде всего, заместитель генерального директора по вопросам внутреннего контроля и аудита Анатолий ЧАБУНИН и его бывший сослуживец по Минэнерго заместитель гендиректора по вопросам управления дочерними обществами и распоряжения имуществом Андрей СТАРКОВ.

Во второй половине 2019 года участились разговоры об уходе Старкова. Тем не менее, в декабре 2019 года Старков добился ухода гендиректора АО «РЖД Логистика» Вячеслава Валентика и начал зачистку предприятия от его людей. Однако этот кадровый манёвр стал «лебединой песней» в РЖДшной карьере Старкова. В июне совет директоров госкомпании снял его с должности замгендира, разжаловав до обычного директора, и вывел из состава правления. Есть версия, что именно волюнтаристская кадровая политика топ-менеджера, который не считался с устоявшейся корпоративной культурой РЖД, стала одной из причин его отставки. Кроме того, в условиях кризиса и падения грузоперевозок возрастает значение доходов от продажи непрофильных активов, дополнительный импульс, которому должен придать новый куратор этого направления, замгендира РЖД Александр ПЛУТНИК. Этот менеджер, которого называют креатурой главы ВЭБ Игоря Шувалова, кроме прочего скрепит взаимовыгодный бизнес-союз двух госкорпораций: ВЭБ выкупил почти треть эмиссии «вечных облигаций» РЖД.

Среди новых лиц в группе «смотрящих» — Владимир ГАПОНЬКО. В январе 2020 года последнего назначили директором ОАО «РЖД» по операционной эффективности — начальником Департамента экономики, а совсем недавно Владимир Викторович стал членом правления.

«Смотрящие» ведают финансово-экономическими вопросами и управлением имуществом, причём зачастую действуя помимо куратора этих направлений — первого заместителя генерального директора Вадима МИХАЙЛОВА. То, что Михайлова время от времени называют одним из возможных преемников Олега Белозёрова, что, предположим, не добавляет ему доверия со стороны гендиректора РЖД. Однако, как в той поговорке про «ехать или шашечки», именно многоопытный и изощрённый г-н Михайлов позволяет монополии обеспечивать сводимость бюджета монополии, а в условиях кризиса-2020  сложно представить кого-то ещё на этой «расстрельной» должности.

Есть в правлении РЖД ещё один фигурант, который может быть отнесён к «смотрящим», правда, если он за кем и присматривает, то, скорее, за самим Олегом Белозёровым.

Непосредственным назначенцем Олега Белозёрова является и Сергей ПАВЛОВ. Как и в случае с Гапонько, у Сергея Алексеевича имеется профильное «железнодорожное» образование и стаж работы в якунинском РЖД, однако оба продвижению по службе обязаны непосредственно главе корпорации. Переход Павлова с поста главы дочерней структуры монополии «РЖД Интернешнл», которой он руководил шесть лет, на позицию первого заместителя гендиректора РЖД можно считать примером завидного карьерного роста.

Данное назначение, несомненно, снижает потенциал заместителя гендиректора по вопросам международных связей и внешнеэкономической деятельности Вячеслава ПАВЛОВСКОГО. Надо сказать, что у выходцев из МИДа как-то фатально не складывается «роман» с железной дорогой. Не оправдал доверия и прежний «отраслевой дипломат» — экс-директор Департамента международных связей Алексей Аверин, до недавнего времени пребывавший в статусе советника гендиректора.

Есть в правлении РЖД ещё один фигурант, который может быть отнесён к «смотрящим», правда, если он за кем и присматривает, то, скорее, за самим Олегом Белозёровым. Это Дмитрий ШАХАНОВ, заместитель генерального директора, курирующий управление персоналом и социальные вопросы. Шаханов имеет за плечами работу в правоохранительных органах и Главном контрольном управлении президента РФ. По информации СМИ, в 1997 году он вместе с Владимиром Путиным принимал участие в операции по вывозу Анатолия Собчака во Францию. Появление Шаханова на съезде «Единой России» в ноябре 2019 года ещё более чётко обозначило специфику его позиции в РЖД.

Наконец, уже традиционно замыкают наш обзор правления ОАО «РЖД» так называемые «технократы»: заместитель гендиректора по экономике Ольга ГНЕДКОВА, глава Правового управления Вадим БЫНКОВ, заместитель генерального директора по корпоративной безопасности Николай ФЕДОСЕЕВ и главный бухгалтер Елена ХАРЫБИНА. Это люди сами по себе, ни с кем особенно не блокирующиеся, да и не очень-то в этом нуждающиеся специалисты своего профиля, которые уже пережили и пересидели разных начальников и достаточно уверенно смотрят в будущее. 

В публикации использованы материалы аналитического выпуска «Кто есть кто в железнодорожной отрасли» Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖТ).

Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем новом разделе LIGHT 

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь