Портал безопасности ржд

Портал безопасности ржд Портал РЖД

Портал безопасности ржд

«РЖД-ОХРАНА» внесла свой вклад в развитие сферы безопасности. В 2019 году Обществом была образована Ассоциация предприятий безопасности – ООО  «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ». 
  СРО «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ»  — саморегулируемая организация объединяет несколько десятков компаний в рамках единого вида экономической деятельности. Ассоциация развивает сотрудничество в регионах Российской Федерации.  
  «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ» защищает права и интересы своих членов, гарантирует добросовестное исполнение ими обязанностей перед заказчиками услуг. Ассоциация разрабатывает и совершенствует правила профессиональной деятельности, порядок привлечения к ответственности за их нарушение, согласовывает обязательную финансовую ответственность перед заказчиками услуг. 
  Ассоциация реализует несколько масштабных проектов, направленных на государственно-общественное партнерство, в числе которых: 
— образование современной национальной системы квалификаций: профессиональные, образовательные стандарты в сфере безопасности, антитеррористической защищенности и охраны — объектов железнодорожно-транспортной инфраструктуры РФ; 
— создание единого круглосуточного мониторингового центра для осуществления оперативной передачи информации со всех объектов; 
— установление научно-технических, творческих и экономико-правовых связей с широким кругом государственных и частных структур в сфере обеспечения безопасности; 
— развитие международного сотрудничества в сфере противодействия преступности. 
  Ассоциация «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ» состоит в общероссийском реестре саморегулируемых организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Портал безопасности ржд

В 2007 году образовано наше дочернее предприятие – ООО «РЖД-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ». 

  Предприятие действует в рамках Федерального закона «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года  и имеет право осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в следующих сферах: железнодорожного транспорта и метрополитена; дорожного хозяйства и автомобильного транспорта; морского и водного транспорта.
  Основными направлениями деятельности Общества являются:
•защита объектов транспортной безопасности от актов незаконного вмешательства;
•обеспечение безопасности на скоростных поездах «Сапсан» и электропоездах «Ласточка»;
•выявление взрывных устройств и взрывчатых веществ на контрольно-пропускных пунктах;
•обследование территорий объектов специалистами-кинологами с помощью служебных собак;
•досмотр багажа с помощью специального оборудования.
  «РЖД-ТБ» имеет лицензии на следующие виды деятельности:
•на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (лицензия ФСБ России);
•на осуществление деятельности по тушению пожаров, монтажу и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности (лицензии МЧС России);

•на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (лицензия Минкультуры России);
•на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (лицензия ФСТЭК);
•на осуществление образовательной деятельности (лицензия Департамента образования города Москвы).
  «РЖД-ТБ» является:
1.Членом Ассоциации в области архитектурно-строительного проектирования «Саморегулируемая организация «СОВЕТ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ» с правом принимать участие в заключении договоров подряда на подготовку проектной документации;
2. Членом Ассоциации в области строительства «Саморегулируемая организация «АЛЬЯНС СТРОИТЕЛЕЙ» с правом принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;
3. Членом Саморегулируемой организации Ассоциация предприятий безопасности «ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ».
  На сегодняшний день работники «РЖД-ТБ» обеспечивают защиту объектов транспортной инфраструктуры на полигонах Октябрьской, Московской, Горьковской, Северной и Северо-Кавказской железных дорог.

Все сотрудники ОАО «РЖД» получили возможность заявить о выявленных нарушениях безопасности передвижения при помощи платформы «Мобильный общественный инспектор», разработанной компанией «Диджитал Дизайн». Платформа позволяет фиксировать нарушения фото- и видео- средствами, а также отслеживать статус их устранения в режиме реального времени.

Одной из основных задач департамента безопасности движения ОАО «РЖД» является формирование и совершенствование систем управления безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. С целью создания единой информационной и управленческой среды для оперативной деятельности по направлению обеспечения безопасности движения в ОАО «РЖД» была внедрена единая коммуникационная платформа «Навигатор безопасности», разработанная компанией ЗАО «Диджитал Дизайн». В течение последних нескольких лет платформа динамично развивается, например, в 2019 году был обеспечен доступ к «Навигатору безопасности» из сети Интернет. Это позволило сформировать единый информационный контур для взаимодействия пользователей интернета и внутренней сети ОАО «РЖД» при обеспечении необходимого уровня информационной безопасности. Вследствие этого в 2020 году началась разработка функционала для контроля безопасности движения со стороны работников ОАО «РЖД» — общественных инспекторов по безопасности движения поездов.

Цифровая технология «Мобильный общественный инспектор» позволяет общественным инспекторам по безопасности движения поездов при выявлении нарушений в области безопасности движения фиксировать их фото- и видео- средствами и оперативно передавать информацию ответственным сотрудникам. Организация процесса во внутренней сети ОАО «РЖД» способствует своевременному устранению нарушений, которые могут привести к негативным последствиям для людей, техники и инфраструктуры, а также к материальным и репутационным издержкам. Технология, направленная на усиление общественного контроля, позволяет небезразличным к вопросам безопасности движения работникам компании «РЖД» фиксировать нарушения и контролировать их устранение с личных мобильных устройств. Решение было успешно внедрено на Приволжской железной дороге, где в рамках пилотного проекта разработан интерфейс визуализации процесса обработки нарушений на информационных табло, и затем тиражировано на сеть железных дорог.

Внедрение цифровой технологии «Мобильный общественный инспектор» позволило повысить вовлеченность работников ОАО «РЖД» в культуру постоянных улучшений по вопросам безопасности движения. Теперь рядовые сотрудники, в том числе и те, кто не имеет корпоративной учетной записи на портале «Навигатор безопасности», получили понятный инструмент для реагирования на ситуации, угрожающие безопасности движения. Только за период опытной эксплуатации использования цифровой технологии «Мобильный общественный инспектор» было обработано более 250 сообщений о нарушениях.

«Мы возлагаем серьезные надежды на развитие новых инструментов, обеспечивающих высокую вовлеченность работников и создание среды нетерпимости к нарушениям в области безопасности движения. Никто не знает ситуацию на рабочих местах так хорошо, как люди, выполняющие там свою работу. Нам важно, чтобы этот инструмент был прост и понятен в использовании, не отнимал много времени у сотрудников на его изучение, обеспечивал высокую скорость реакции со стороны руководителей и контроль за процессом в режиме реального времени», — сообщили в пресс-службе РЖД.

Согласно конкурсной документации, подрядчик должен будет разработать нормативно-методические документы для управления информационной безопасностью в системах РЖД. Предполагается, что он изучит и проанализирует системы РЖД на предмет их уязвимости и пропишет, что нужно сделать для их защиты.

РЖД намеревается создать корпоративный центр СОПКА. В методических документах должны будут прописаны его задачи, вопросы организации, предложения по взаимодействию с главным центром ГосСОПКА, а также основные угрозы информационным активам РЖД, порядок выявления и устранения уязвимостей в системах предприятия и т.д.

Всего на конкурс РЖД подавали заявки две компании: ООО «Центр безопасности информации» (9,2 млн рублей) и ЗАО «Научно-производственное объединение «Эшелон» (3,3 млн рублей).

Директор по методологии и стандартизации компании Positive Technologies Дмитрий Кузнецов отмечает, что работа железнодорожного транспорта РЖД предельно автоматизирована: почти все элементы железной дороги − локомотивы, стрелки, сигналы, сортировочные горки и т. п. − управляются автоматически, персонал лишь контролирует работу этих элементов. Движение поезда подчинено строгому графику, который с точностью до минуты определяет, в какой момент времени в какой точке маршрута должен находиться поезд и с какой скоростью он в этот момент должен двигаться.

Кибератака на любой элемент железнодорожной инфраструктуры может привести к катастрофе или, в лучшем случае, парализовать транспортное сообщение, – объясняет Дмитрий Кузнецов.

По мнению экспертов по информационной безопасности, есть две основные группы проблем в защите систем РЖД. Первая связана с их территориальной распределенностью и огромной инфраструктурой, как в любом крупном холдинге.

Безопасность начинается с физической безопасности устройств. А обеспечить ограниченный физический доступ на всей протяженности железной дороги — задача непростая, – объясняет TAdviser ведущий эксперта по безопасности АСУ ТП Digital Security Егор Литвинов.

Уязвимости могут быть везде, часто совершенно элементарные, отмечают эксперты. «Те же промышленные коммутаторы, которые считались надежными и «дубовыми» еще недавно, при более детальном рассмотрении, оказывается, имеют некоторые уязвимости», – говорит Егор Литвинов.

«Даже если забыть об атаках из интернета, злоумышленники могут получить доступ к кабелям связи, по которым управляются стрелки и сигналы, а для управления локомотивами используется радиосвязь и GSM, – поясняет TAdviser Дмитрий Кузнецов из Positive Technologies.

При этом сложность защиты такого предприятия в том, что в отличие от других производств, железная дорога не может изолировать свою инфраструктуру от внешнего мира, отмечает он.

Другая группа трудностей связана с наличием огромного количества разных подсистем, как зарубежных, так и отечественных, которые сопрягаются в единую информационную систему обеспечения безопасности поезда, говорит Егор Литвинов.

На поездах есть несколько дублирующих систем безопасности, и пока не было громких прецедентов по кибератакам на поезда. Однако, это, скорее, не положительный показатель, а вопрос времени (злоумышленники пока не добрались до этих систем), ведь большинство систем, применяемых на поездах, по отдельности изучены и имеют свои слабые места, – объясняет эксперт важность подобного проекта.

Работа над проблемой ведется уже несколько лет одновременно с началом создания общегосударственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, рассказал TAdviser Дмитрий Кузнецов. На базе «Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации и связи на железнодорожном транспорте» (НИИАС) был создан центр кибербезопасности, постепенно наращивается сфера его деятельности.

Вывод подобного центра на полную мощность, с учетом масштабов отрасли, займет годы, и это нормально, – считает Дмитрий Кузнецов.

ИТ-компании уже работают над кибербезопасностью железнодорожного транспорта, говорит Дмитрий Кузнецов. Например, летом 2016 года Positive Technologies, «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» и ОАО «НИИАС» совместно разработали комплексную систему повышения киберзащищенности микропроцессорных систем управления движением поездов (подробнее о проекте). После опытной эксплуатации систему планируется применить на объектах РЖД.

Во сколько может обойтись создание системы от кибератак для РЖД, эксперты по информационной безопасности смогли бы оценить, зная сложность работ. «Если рассматривать сценарий «поставить постового через каждые сто метров вдоль путей», цена будет космической. Если для проформы написать пару бумаг – затраты обойдутся в «копейки». Разброс довольно большой», – говорит Егор Литвинов.

Внедрение интранет-портала «Навигатор безопасности»

15 декабря 2016 года стало известно о проекте внедрения интранет-портала «Навигатор безопасности» по заказу холдинга «РЖД». Исполнитель работ в проекте компания Digital Design.

Задачи проекта

Одна из главных задач, которая была поставлена перед разработчиками этого портала, – помочь пользователям найти всю необходимую информацию о безопасности движения поездов, ознакомиться с теми мероприятиями, которые проводятся в рамках развития в ОАО «РЖД» культуры безопасности. Создание этого коммуникационного ресурса предусмотрено «дорожной картой» реализации мероприятий по формированию позитивной культуры безопасности движения в холдинге «РЖД» на 2016 год.Иван Проскурников, руководитель проектов по направлению программных решений производственной дирекции ЗАО «Диджитал Дизайн»

Ход проекта

Структура портала представляет собой набор из семнадцати узлов, объединённых в одном информационном пространстве. Помимо узла центрального аппарата для департамента безопасности движения (ЦРБ), портал «Навигатор безопасности» включает в себя шестнадцать узлов региональных центров корпоративного управления (РЦКУ).

Вход на портал — на основе учётных записей интранет-сети ОАО «РЖД».

При разработке портала компания предполагала комплексное использование его возможностей, автоматизацию функций по ознакомлению, обсуждению и получению обратной связи от сотрудников департамента безопасности движения.

Итог проекта

Как заявила пресс-служба холдинга, 1 декабря 2016 года интранет-портал «Навигатор безопасности» начал функционировать на пилотных полигонах Октябрьского, Горьковского и Западно-Сибирского региональных центров корпоративного управления. Ресурс предназначен для развития культуры безопасности работников.

Внедрение платформы «Мобильный общественный инспектор»

23 ноября 2020 года компания «Диджитал Дизайн» сообщила о том, что все сотрудники ОАО РЖД имеют теперь возможность заявить о выявленных нарушениях безопасности передвижения при помощи платформы «Мобильный общественный инспектор». Данная платформа, разработанная компанией «Диджитал Дизайн», позволяет фиксировать нарушения фото- и видеосредствами, а также отслеживать статус их устранения в режиме реального времени.

Одной из основных задач Департамента безопасности движения РЖД является формирование и совершенствование систем управления безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. С целью создания единой информационной и управленческой среды для оперативной деятельности по направлению обеспечения безопасности движения в ОАО РЖД была внедрена единая коммуникационная платформа «Навигатор безопасности», разработанная компанией ЗАО «Диджитал Дизайн». В течение последних нескольких лет платформа динамично развивается, например, в 2019 году был обеспечен доступ к «Навигатору безопасности» из сети интернет. Это позволило сформировать единый информационный контур для взаимодействия пользователей интернета и внутренней сети ОАО РЖД при обеспечении необходимого уровня информационной безопасности, что позволило в 2020 году начать разработку функциональности для контроля безопасности движения со стороны работников ОАО РЖД — общественных инспекторов по безопасности движения поездов.

Цифровая технология «Мобильный общественный инспектор» позволяет общественным инспекторам по безопасности движения поездов при выявлении нарушений в области безопасности движения фиксировать их фото- и видео-средствами и оперативно передавать информацию ответственным сотрудникам. Организация процесса во внутренней сети ОАО РЖД способствует своевременному устранению нарушений, которые могут привести к негативным последствиям для людей, техники и инфраструктуры, а также к материальным и репутационным издержкам. Технология, направленная на усиление общественного контроля, позволяет небезразличным к вопросам безопасности движения работникам компании РЖД фиксировать нарушения и контролировать их устранение с личных мобильных устройств.

Цифровая технология «Мобильный общественный инспектор» внедрена на Приволжской железной дороге, где в рамках «пилотного» проекта разработан интерфейс визуализации процесса обработки нарушений на информационных табло, и запущена в тиражирование на сеть железных дорог.

Внедрение цифровой технологии «Мобильный общественный инспектор» позволило повысить вовлеченность работников ОАО РЖД в культуру постоянных улучшений по вопросам безопасности движения. Теперь рядовые сотрудники, в том числе и те, кто не имеет корпоративной учетной записи на портале «Навигатор безопасности», получили понятный инструмент для реагирования на ситуации, угрожающие безопасности движения. По данным «Диджитал Дизайн», только за период опытной эксплуатации использования цифровой технологии «Мобильный общественный инспектор» было обработано более 250 сообщений о нарушениях. ОАО РЖД уделяет большое внимание работе над постоянным повышением уровня безопасности движения, поэтому руководству важно вовлекать в этот процесс больший круг подразделений и сотрудников, работающих на всей территории страны.

«Мы возлагаем серьезные надежды на развитие инструментов, обеспечивающих высокую вовлеченность работников и создание среды нетерпимости к нарушениям в области безопасности движения. Никто не знает ситуацию на рабочих местах так хорошо, как люди, выполняющие там свою работу. Нам важно, чтобы этот инструмент был прост и понятен в использовании, не отнимал много времени у сотрудников на его изучение, обеспечивал высокую скорость реакции со стороны руководителей и контроль за процессом в режиме реального времени», — отметили представители РЖД.

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь