- ↑ Министерство путей умножения
- ↑ В 2022 году РЖД перевезли максимальный за всю историю объём грузов на восток
- ↑ Пассажиропоток железной дороги в 2022 году не дотянул до доковидных показателей
- ↑ Чистая прибыль РЖД по МСФО в 2021 году составила 50,7 млрд рублей
- ↑ Пути программы неисповедимы
- ↑ Правительство одобрило инвестпрограмму РЖД на 2023 год в размере 1,074 трлн рублей
- ↑ Мишустин: суммарный объем инвестпрограммы РЖД в следующие три года превысит 3 трлн рублей
- ↑ Кабмин увеличил уставный капитал РЖД почти на 22 млрд рублей
- ↑ Заседание Правительства
- ↑ РЖД найдут деньги на новую штаб-квартиру за счет продажи недвижимости и банковских займов
- ↑ Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года
- ↑ РЖД сократит 42 тысячи рабочих мест
- ↑ РЖД в 2014 году получили 44 млрд рублей чистого убытка
- ↑ Почему на самом деле Якунин уходит из РЖД
Основная функция РЖД — эксплуатация железнодорожной инфраструктуры, находящейся в собственности государства, то есть, иными словами, практически всех железных дорог в стране. На август 2013 года частных дорог в России почти нет, а те, что есть или планируются, лишь подтверждают правило: без РЖД в России можно построить разве что локальную ветку от месторождения до завода.
Здание РЖД в Москве
В рамках реформы РЖД, предполагавшей либерализацию перевозок по железным дорогам, госмонополия уступила только парк вагонов (да и те были приватизированы лишь частично), а остальное (собственно инфраструктуру и локомотивы) оставила себе. Разделения отрасли, подобно дроблению РАО «ЕЭС России», не получилось: на 2013 год скорее уж РЖД напоминает «Газпром», который и эксплуатирует инфраструктуру, и заполняет ее газом собственного производства, в данном случае — сдает в аренду принадлежащие ей локомотивы. Именно «железнодорожным Газпромом» РЖД называют в антимонопольной службе.
По итогам 2014 года доля РЖД в общем объеме грузооборота составляет 86,6%. Доля в пассажирообороте составляла — 26,4%.
Основная функция РЖД — эксплуатация железнодорожной инфраструктуры, находящейся в собственности государства, то есть, иными словами, практически всех железных дорог в стране. На август 2013 года частных дорог в России почти нет, а те, что есть или планируются, лишь подтверждают правило: без РЖД в России можно построить разве что локальную ветку от месторождения до завода.
Здание РЖД в Москве
В рамках реформы РЖД, предполагавшей либерализацию перевозок по железным дорогам, госмонополия уступила только парк вагонов (да и те были приватизированы лишь частично), а остальное (собственно инфраструктуру и локомотивы) оставила себе. Разделения отрасли, подобно дроблению РАО «ЕЭС России», не получилось: на 2013 год скорее уж РЖД напоминает «Газпром», который и эксплуатирует инфраструктуру, и заполняет ее газом собственного производства, в данном случае — сдает в аренду принадлежащие ей локомотивы. Именно «железнодорожным Газпромом» РЖД называют в антимонопольной службе.
По итогам 2014 года доля РЖД в общем объеме грузооборота составляет 86,6%. Доля в пассажирообороте составляла — 26,4%.
Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта.
- Показатели деятельности
- 2022
- Пост погрузки грузов до 109 млн тонн в феврале
- Рост грузооборота с Китаем на 28% до 123 млн тонн
- Грузовые перевозки по железным дорогам в России за год сократились на 3,8%
- Перевозки пассажиров увеличились на 7,8%, но не дотянули до допандемийных показателей
- Взлёт перевозки редкоземельных металлов из Китая в ЕС
- 2021: Рост доходов на 11% до 2,5 трлн рублей
- 2020
- Объединенная выручка «РЖД» — 13 685 367 тыс рублей
- Снижение выручки на 9% до 2,27 трлн руб, убыток 52,9 млрд руб
- Информатизация и цифровые технологии
- Стратегия цифровой трансформации
- ИТ-инсорсинг в РЖД
- Квантовые технологии
- Беспилотные поезда в РЖД
- История
- 2022
- Правительство одобрило масштабный ремонт инфраструктуры РЖД на 7,6 трлн рублей
- Мишустин утвердил инвестпрограмму РЖД в 1,07 трлн рублей
- Инвестпрограмма в 2023-2025 годах превысит 3 трлн рублей
- Кабмин увеличил уставный капитал РЖД на 22 млрд рублей
- 2021
- Третье место в рейтинге крупнейших российских компаний по капитальным вложениям
- Правительство утвердило инвестпрограмму РЖД на 3 трлн рублей
- Строительство новой штаб-квартиры за 127 млрд рублей
- 2020
- ИТ-директора РЖД Евгения Чаркина повысили до заместителя гендиректора компании
- На 200 млрд. рублей будет сокращена инвестиционная программа РЖД в 2020 году за счет уменьшения затрат на проектирование
- 2019
- Данные 700 тыс. сотрудников РЖД оказались в открытом доступе
- Утверждена долгосрочная программа развития РЖД до 2025 года
- 2018: План увольнения 42 тыс сотрудников к 2025 году
- 2014: Чистый убыток по РСБУ — 44 млрд руб
- 2013: План выделения 150 млрд руб на модернизацию БАМа
- 2012: Работа в ноль
- Стоимость компании: 1,1 трлн руб или $34 млрд
- 1,49 млрд на выплаты членам правления
- 1916
- 1905: Двухэтажные вагоны
- 1891: Начало строительства Транссиба
- Совет директоров РЖД
- Активы
- Железные дороги
- Непрофильные активы
- Смотрите также
- Информатизация и цифровые технологии
- Стратегия цифровой трансформации
- ИТ-инсорсинг в РЖД
- Беспилотные поезда в РЖД
- Совет директоров РЖД
Карта железных дорог России на 2021 г
На 2013 год у РЖД есть десятки и сотни непрофильных активов, имеющих лишь отдаленное отношение к железным дорогам. Так, монополия владеет стопроцентной «дочкой» «Желдорипотека», которая за последние 10 лет построила 1,4 миллиона квадратных метров жилья. Главным образом эта компания обеспечивает жильем сотрудников РЖД, но этим ее функции далеко не исчерпываются: купить квартиру у «Желдорипотеки» может любой желающий.
Другой «непрофильный» актив РЖД — компания «Транстелеком», которая проложила сеть вдоль железных дорог и сейчас входит в число крупнейших операторов связи в России. К 2015 году компания хотела бы занять до 15 процентов рынка широкополосного доступа в интернет в стране.
Список можно продолжать практически бесконечно — в ряду активов РЖД окажутся компании, занимающиеся производством щебня, сбором металлолома, предоставляющие разного рода туристические услуги, с полтысячи кафе и столовых, спортивные клубы и многое-многое другое. По сути, РЖД так и осталась министерством, маленьким (вернее, не таким уж и маленьким: в компании, по данным на 2009 год, работает около миллиона человек) государством в государстве.
РЖД регулярно распродает непрофильные активы — по итогам 2012 года выручка от этого вида деятельности составила почти 79 миллиардов рублей (большая часть пришлась на две сделки — выход из «Первой грузовой компании» и Транскредитбанка, который был продан также государственному ВТБ), в 2013-м планируется на уровне 34 миллиардов. Цифры вполне внушительные, но такими темпами распродажа затянется на долгие годы, тем более что в РЖД не скрывают: в некоторых случаях они сознательно тормозят процесс отчуждения имущества, например, когда актив является градообразующим.
В недавно опубликованном Группой Интерфакс Национальном рейтинге университетов-2022 (НРУ-2022) Российский университет транспорта (МИИТ) значительно улучшил свои позиции, поднявшись в сводной части рейтинга с 70-71 места в 2021 году на 53 место в 2022 году.
РУТ (МИИТ) также улучшил по сравнению с прошлым годом показатели своих результатов по таким параметрам, как образование, исследования, инновации, интернационализация.
Оценивалась деятельность 358 университетов России. В рейтинг вошли все статусные университеты страны: 29 национальных исследовательских университетов, 10 федеральных, 33 опорных и 101 университет, участвующий в программе «Приоритет 2030». Также оценена деятельность 4 правительственных и 7 негосударственных университетов.
По итогам рейтинга различные места в нем заняли 15 транспортных университетов Министерства транспорта Российской Федерации и его федеральных агентств, автодорожные вузы.
— Результаты рейтинга отражают позитивный рост ряда федеральных и региональных университетов по таким ключевым параметрам, как научная и образовательная деятельность, академическое сотрудничество, бренд и инновации. Также в этом году высокие показатели и перспективы для дальнейшего развития демонстрируют вузы, участвующие в программе «Приоритет 2030», – отметил первый заместитель генерального директора Группы «Интерфакс» Алексей Горшков.
Напомним, что РУТ (МИИТ) вошел в список вузов-победителей, отобранных в программу «Приоритет 2030», и получил грант по треку «Территориальное и (или) отраслевое лидерство».
Деятельность университетов оценивалась по шести параметрам: образовательная деятельность; научно-исследовательская деятельность; социальная среда; сотрудничество; бренд; инновации и технологическое предпринимательство.
Оценка проводилась на основании обработки данных анкет, заполненных представителями университетов, доступных публичных данных, размещаемых учебными заведениями на своих веб-сайтах, публичных данных информационных ресурсов министерства науки и высшего образования РФ, а также информации из информационно-аналитических систем «Интерфакса».
Проект Национальный рейтинг университетов (НРУ) реализуется Группой «Интерфакс» с 2010 года. Его главная цель – развитие механизмов и процедур независимой системы оценки российских вузов и их образовательных программ, повышение конкурентоспособности российской системы образования, научных исследований и технологического предпринимательства, развитие федеральных и региональных университетов.
Показатели деятельности
2022
Пост погрузки грузов до 109 млн тонн в феврале
Погрузка в ЖД сети РЖД выросла на 2.1% г/г до 109.1 млн тонн – это максимальные темпы роста с января 2022. Однако, если сравнивать с максимальным грузооборотом в 119 млн тонн в марте 2008, за 15 лет снижение на 8.5%.
По данным Spydell Finance за февраль 2023 г
Рост грузооборота с Китаем на 28% до 123 млн тонн
В 2022 году Российские железные дороги (РЖД) перевезли максимальный за всю историю объем грузов в восточном направлении — 276 млн тонн. Это на 3,3% больше в сравнении с 2021 годом, сообщил замглавы РЖД Алексей Шило в середине февраля 2023-го. По его словам, рекорд составили в том числе и перевозки грузов в сообщении с Китаем — 123 млн тонн (+28%).
Шило также привел данные, согласно которым экспорт угля на восток достиг 101,1 млн тонн, увеличившись на +0,5% относительно объема 2021 года. На 42% выросли грузоперевозки в сообщении с Турцией, в том числе через порты Азово-Черноморского бассейна, а также на 65% по международному транспортному коридору (МТК) «Север—Юг».
Грузоперевозки по ж/д сети в сообщении с Китаем в 2022 году выросли на 28%
После введенных из-за военной спецоперации РФ на Украине санкций возникли трудности с отправкой грузов по ряду направлений, однако китайское направление оставалось стабильным. В этом году был отмечен резкий рост контейнерных перевозок в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока.
Ранее РЖД сообщили, что в 2022 году перевозки грузов по Восточному полигону составили 148,8 млн тонн, что почти на 5 млн тонн больше действовавших провозных показателей полигона. При этом компания планируют нарастить провозные возможности Восточного полигона (БАМа и Транссиба) до 173 млн тонн к концу 2023 года и перевести более 160 млн тонн.
Рост объемов транзитных контейнерных перевозок из Китая в Европу через территорию России в 2022 году сменился падением. По словам Алексея Шило, в 9 месяцев 2022 года контейнерный транзит по сети РЖД сократился на 17,6%, в том числе в сообщении Китай – Европа – Китай на 35%. Для сравнения: с января по сентябрь 2021 года транзитные перевозки грузов в контейнерах по железной дороге из КНР в ЕС через территорию России выросли на 47% к аналогичному периоду 2020 г. и составили 568 700 TEU (эквивалент 20-футового контейнера).[2]
Грузовые перевозки по железным дорогам в России за год сократились на 3,8%
Грузовые перевозки по железным дорогам в России за 2022 год сократились на 3,8% в сравнении с 2021-м и составила 1,23 млрд тонн. Об этом в РЖД сообщили в январе 2023 года. Подробнее здесь.
Перевозки пассажиров увеличились на 7,8%, но не дотянули до допандемийных показателей
Перевозки пассажиров по железной дороге в России за 2022 год увеличились на 7,8% в сравнении с 2021-м (до 1,136 млрд человек), но не дотянули до допандемийных показателей. Пандемия коронавируса COVID-19 началась в 2020 году. Относительно 2019-го пассажиропоток железной дороги (тогда он измерялся 1,2 млрд пассажиров) в 2022 году снизился на 5,3%, свидетельствуют данные РЖД, обнародованные 9 января 2023 года.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на статистику компании, сильнее всего в 2022 году выросли перевозки в дальнем следовании – на 17,8% до 108,3 млн человек. Это обусловлено в том числе закрытием 11 аэропортов на юге и в центральной части страны после начала специальной военной операции РФ на Украине: для удовлетворения спроса на перевозки в южном направлении РЖД в течение года назначали дополнительные составы.
Пассажирооборот в России увеличился за 2022 год
Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников добавляет, что достигнуть показателей 2019 года среди прочего помешало в 2022 году «общее падение располагаемых доходов граждан».
Недостижение РЖД доковидных показателей в объемах перевозок пассажиров по итогам 2022 года обусловлено сохранением в целом сложной социально-экономической обстановки, – соглашается ведущий эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Михаил Ширыборов. |
Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин напоминает, что РЖД в этом году увеличила количество пассажирских поездов не только на юг, но и по другим направлениям, в частности расширилась география туристических поездов. При оценке динамики перевозки пассажиров, по его мнению, необходимо также учитывать незначительные объемы международных пассажирских перевозок в 2022 году «ввиду внешнеполитических причин».
Пассажирооборот на сети РЖД за 2022 году возрос на 18,8% по сравнению с 2021 годом и достиг 122,9 млрд пассажиро-километров, в том числе в пригородном сообщении — 31,4 млрд пасс.-км (+8,5% к уровню 2021 года), в дальнем следовании — 91,5 млрд пассажиро-километров (+22,8%).
На пригородное сообщение в 2022 году пришлось 1,027 млрд пассажиров, что на 6,8% больше показателя годичной давности.[3]
Взлёт перевозки редкоземельных металлов из Китая в ЕС
Через территорию России проходит главный железнодорожный маршрут для грузовых поездов, которые везут из Китая в ЕС редкоземельные металлы, необходимые в производстве микрочипов, электроники и прочей современной боевой техники.
Данные ЕС показывают, что российские железные дороги являются ключевым каналом для стратегических металлов. Китай поставляет более 90% объема редкоземельных металлов, используемых в ЕС. За девять месяцев 2022 года объем железнодорожных поставок через Россию вырос до 36 тыс. т, что вдвое больше, чем за весь 2021-й. При этом сырье перевозили в том числе поездами РЖД, несмотря на внесение компании в санкционный список ЕС.
2021: Рост доходов на 11% до 2,5 трлн рублей
Доходы РЖД по итогам 2021 года составили более 2,5 трлн рублей, увеличившись на 11% в сравнении с 2020-м (по международным стандартам финансовой отчетности). Госкомпания получила чистую прибыль в размере 50,7 млрд рублей, тогда как в 2020 году имели место чистые убытки в 6,3 млрд рублей (правда, в отёчности за 2020 год фигурировали другие убытки — 52,9 млрд рублей; причина пересмотра цифр не называется). Такие данные за 2021 год были обнародованы в конце марта 2022-го.
Выручка РЖД за год поднялась на 11%
В 2021 году доходы РЖД от грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре увеличились на 8% — до 1,6 трлн рублей. Значительно увеличились доходы от пассажирских перевозок — на 43,7%, до 223,7 млрд рублей. Операционные расходы по итогам 2021 года увеличились на 11,4% и достигли 2,4 трлн. рублей. Показатель EBITDA в 2021-м поднялся в 1,2 раза и составил 503,82 млрд рублей.
По состоянию на 31 декабря 2021 года объем долгосрочных заемных средств РЖД составлял 1,32 трлн рублей (на 31 декабря 2020 года — 1,32 трлн рублей), краткосрочных — 289,99 млрд рублей (на 31 декабря 2020 года — 298,5 млрд рублей).
К концу 2021 года эксплуатационная длина железных дорог РЖД составляла 85,6 тысячи км, доля в грузообороте РФ — 47,2%, в пассажирообороте — 25%. РЖД эксплуатировали около 20 тысяч локомотивов, через дочерние структуры владеют 145,2 тысячи грузовых вагонов, 18 тысяч пассажирских вагонов дальнего следования. Пригородное сообщение обслуживали 24 пригородные пассажирские компании.
По состоянию на 31 декабря 2021 года уставной капитал РЖД измерялся 2,56 млрд обыкновенных акций и 150 млн привилегированных акций номиналом 1 тыс. рублей каждая.[4]
2020
Объединенная выручка «РЖД» — 13 685 367 тыс рублей
По итогам 2020 года компания «РЖД» снизила выручку на 2% — до 13 685 367 тыс рублей. Данные включают объединенную выручку четырех инсорсинговых компаний РЖД со следующими оборотами за 2020 год: ООО «Отраслевая сервисная компания Инфотранс» (2 626 758 тыс. руб.), АО НИИАС (6 250 612 тыс. руб.), ОЦРВ (4 272 372 тыс. руб.), «РЖД-технологии» (535 625 тыс. руб.) В ранкинге TAdviser «Крупнейшие ИТ-инсорсинговые компании в России» компания «РЖД» заняла третью строчку. В 2019 году аналогичный показатель составлял 13 944 228 тыс рублей.
Снижение выручки на 9% до 2,27 трлн руб, убыток 52,9 млрд руб
По данным МСФО, чистый убыток РЖД в 2020 году составил 52,9 млрд рублей против прибыли в 2019 году. Причина такого результата — убыточность пассажирского сегмента. Доходы РЖД на фоне пандемии COVID-19 по итогам 2020 года снизились на 9,1% в сравнении с уровнем 2019 года и составили 2,279 трлн рублей. Доходы от грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре, которые входят в это значение, снизились на 4,2% (в сопоставимых условиях без учета показателей «Трансконтейнера» за 2019 год — на 2,2% при падении погрузки на 2,7%).
Доходы от пассажирских перевозок в условиях антикоронавирусных мер упали на 41,7%. Доходы от предоставления логистических услуг — на 8,1%. Операционные расходы снизились на 4,1%. Они составляют 2,252 трлн рублей. В РЖД также отметили, что инвестиционная программа холдинга в 2020 году реализована в объеме более 717 млрд рублей. Это максимум с момента создания РЖД.
Информатизация и цифровые технологии
Основная статья: Информационные технологии в РЖД
РЖД управляют одной из крупнейших информационных систем в мире и TAdviser внимательно следит за её развитием.
Стратегия цифровой трансформации
Основная статья: Стратегия цифровой трансформации РЖД
ИТ-инсорсинг в РЖД
Основная статья: ИТ-инсорсинг в РЖД
Квантовые технологии
Основная статья: Квантовые технологии в РЖД
Беспилотные поезда в РЖД
Основная статья: Беспилотные поезда в РЖД
История
2022
Правительство одобрило масштабный ремонт инфраструктуры РЖД на 7,6 трлн рублей
В конце декабря 2022 года правительство одобрило программу приведения железнодорожных путей в «нормативное состояние», затраты на которую с учетом закупок техники должны составить в 2023–2035 годах 7,6 трлн рублей.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на соответствующий документ, программа предполагает капитальный ремонт 82,2 тыс. км железнодорожного пути. Более половины придется на Северо-Западный полигон (44,2 тыс. км). На Южном полигоне предполагается отремонтировать 15,5 тыс. км, на Восточном — 22,6 тыс. км. Также планируется реконструировать более 4 тыс. искусственных сооружений.
Инвестиции с учетом расходов 2022 года, но без учета вложений в путевую технику оцениваются в 6,6 трлн рублей. С 2023 года и с учетом путевой техники эта цифра составит 7,6 трлн рублей. В ОАО «РЖД» изданию подтвердили, что программа утверждена властями.
В то же время отмечается, что в период с 2023 по 2035 год на капитальный ремонт путей будет потрачено порядка 3,8 трлн рублей, порядка 2,6 трлн рублей — на реконструкцию искусственных сооружений и оздоровление земляного полотна, и ещё 1,1 трлн рублей планируется вложить в обновление парка путевой и дорожно-строительной техники.
Правительство РФ одобрило план ремонта инфраструктуры РЖД на 7,6 трлн руб
В программе поэтапного вывода путевого комплекса ОАО «РЖД» на нормативный уровень до 2035 года отмечается, что все работы должны быть профинансированы монополией, но нет детального плана финансирования.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что главный вопрос в том, насколько ОАО РЖД в состоянии реализовать такие масштабные планы без ущерба для ключевых проектов, в первую очередь Восточного полигона, то есть мобилизовать трудовые ресурсы, технику и так далее. Распределение работ по направлениям в краткосрочной перспективе целесообразно было бы скорректировать, полагает он: сейчас вопросы вызывает недостаточное внимание к финансированию на подходах к портам юга, где работы следовало бы активизировать, тогда как на северо-западе их можно отнести на более поздний срок.[5]
Мишустин утвердил инвестпрограмму РЖД в 1,07 трлн рублей
В ноябре 2022 года Правительство РФ одобрило инвестпрограмму РЖД на 2023 год объемом 1,074 трлн рублей, что практически на треть больше, чем в 2022-м. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу кабмина, аппарат правительства утвердил основные параметры финплана и инвестпрограммы монополии, а примет их уже совет директоров компании.
Министр транспорта Виталий Савельев перечислил основные направления инвестиций в 2023 году. По его словам, 440 млрд рублей, или более 40% от объема инвестпрограммы, предусмотрено на реализацию проектов комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, из них на развитие второго этапа Восточного полигона будет выделено 250 млрд рублей.
Примьер-министр РФ Михаил Мишустин
На проекты обновления железнодорожной инфраструктуры в 2023 году полагается 350 млрд рублей, из которых 160 млрд рублей будет направлено на ремонт более 4,8 тыс. км путей. Средства на закупку подвижного состава увеличены в 1,5 раза относительно ранее утвержденных параметров и составят более 202 млрд рублей.
Еще 15 млрд рублей придется взнос в уставный капитал Федеральной пассажирской компании («дочка» РЖД, занимающаяся поездами дальнего следования) на приобретение 225 пассажирских вагонов, почти 9 млрд рублей – на проекты социального развития.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин обратил внимание на то, что железнодорожный транспорт является стратегической отраслью, которая «способствует росту национальной экономики, содействует увеличению торгового оборота и загрузке отечественной промышленности, расширению производственной кооперации».
Компания РЖД является одним из крупнейших заказчиков для малого и среднего бизнеса, создает дополнительные рабочие места в машиностроении, добывающей, обрабатывающей промышленности, а также в сфере информационных технологий, — отметил глава кабмина.[6] |
Инвестпрограмма в 2023-2025 годах превысит 3 трлн рублей
Инвестиционная программа РЖД в 2023-2025 годах превысит 3 трлн рублей. Об этом стало известно 18 октября 2022 года.
Для финансирования приоритетных инвестпроектов объем инвестиционной программы РЖД в текущем году составит свыше 800 млрд руб. На следующие три года ее размер суммарно превысит 3 трлн руб., что также поможет развитию смежных отраслей и предприятий, которые обеспечивают производство и поставку необходимой продукции, — заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на совещании по вопросам развития ж/д инфраструктуры в РФ. |
Инвестпрограмма РЖД в 2023-2025 годах превысит 3 трлн рублей
Совет директоров РЖД 12 октября 2022 года утвердил скорректированную инвестиционную программу на 2022 год в размере 847 млрд рублей, дополнительно планируется профинансировать модернизацию локомотивов, обновление путевой инфраструктуры и моторвагонного подвижного состава.
По словам премьер-министра, в условиях беспрецедентных санкций в центре особого внимания правительства находится создание новых транспортных маршрутов, прежде всего коридоров Восточного и Азово-Черноморского направлений, а также международного «Север-Юг».
Для выстраивания новой экспортно-импортной логистики правительство сформировало комплексный план мероприятий и проектов, который направлен на строительство высокотехнологичной инфраструктуры. Все дорожные карты рассчитаны до 2030-года с общим объемом финансирования свыше 4,5 трлн рублей, в том числе около 300 млрд из федерального бюджета, — отметил Мишустин. |
Он добавил, что по консервативному варианту прогноза объем грузопотока всеми видами транспорта по направлению «Север-Юг» вырастет за этот период на 135% к уровню 2021 года, примерно до 32,5 млн тонн, по Азово-Черноморскому направлению — почти на 70%, и составит около 300 млн тонн, а по восточному — увеличится на четверть, достигнув порядка 350 млн тонн.[7]
Кабмин увеличил уставный капитал РЖД на 22 млрд рублей
В августе 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым увеличил уставной капитал «Российских железных дорог» (РЖД) на 21,88 млрд рублей. Наращивание произойдет в том числе:
- На 18,3 млрд рублей путем размещения 18,3 млн дополнительных привилегированных акций типа Б номинальной стоимостью 1 тыс. рублей за акцию, которые подлежат использованию для развития инфраструктуры Центрального транспортного узла;
- На 3,58 млрд рублей путем размещения 3,6 млн дополнительных обыкновенных акций стоимостью 1 тыс. рублей Из них 2,05 млрд рублей — на проведение реконструкции пункта «Лианозово» Московских центральных диаметров (МЦД-1); 1,5 млрд рублей — на транспортное обслуживание МЦД-4; 0,03 млрд рублей — на пешеходный переход через ж/д ветку в аэропорт Внуково.
Кабмин увеличил уставный капитал РЖД
По данным на сайте РЖД, на 19 апреля 2022 года уставный капитал компании составлял 2 трлн 723,302181 млрд рублей, и был разделен на 2 млрд 573 млн 302 тыс. 181 обыкновенных и 150 млн привилегированных акций номиналом 1000 рублей каждая.
В марте 2022 года «Известия» писали, что на реализацию первоочередных мер по поддержке российской экономики из федерального бюджета выделят более 1 трлн рублей. Одна из крупных статей расходов – транспорт. На докапитализацию РЖД для поддержки реализации инвестиционной программы и цифровизации планируется направить 250 млрд рублей, еще 25 млрд рублей пойдет на помощь авиакомпаниям, включая субсидирование кредитования, лизинговых платежей и текущей деятельности.
По данным «Ведомостей», Минэкономразвития инициировало обсуждение плана-графика разработки новой системы железнодорожных тарифов и 9 августа 2022 года провело заседание комитета по вопросам тарифного регулирования Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД. [8]
2021
Третье место в рейтинге крупнейших российских компаний по капитальным вложениям
В ноябре 2022 года журнал Forbes опубликовал рейтинг крупнейших российских компаний по объему капитальных вложений за пять лет — 2017-2021 гг. За этот период компании рейтинга суммарно инвестировали почти 42 трлн рублей. Подробнее здесь.
Правительство утвердило инвестпрограмму РЖД на 3 трлн рублей
Правительство РФ на заседании 2 декабря 2021 года утвердило инвестиционную программу РЖД на 3 трлн рублей. Она рассчитана на три года.
Согласно финансовому плану РЖД, компания потратит 1,02 трлн рублей в 2022 году, 1,14 трлн рублей – в 2023-м и 1,1 трлн рублей – в 2024-м.
Объем действующей к началу 2021 года инвестпрограммы РЖД до 2023 года, утвержденной в начале 2021-го, составляет около 2,3 трлн рублей, в том числе на 2021-й – 731,6 млрд рублей, 2022-й – 807,4 млрд рублей и 2023-й – 760,6 млрд рублей.
Правительство утвердило инвестпрограмму РЖД на 3 трлн рублей
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин назвал РЖД целой отраслью, важной для экономики и инфраструктурного развития регионов. По его словам, более 3 трлн рублей средств железнодорожники получат впервые, однако и задачи, которые стоят перед ними, являются масштабными.
В числе первоочередных председатель Правительства РФ назвал продолжение работ в рамках проекта восточного коридора, который включает БАМ и Транссиб. Также в планах создание Северного широтного хода для развития транспортной инфраструктуры в Арктике, обновление железнодорожного сообщения центрального транспортного узла и целого ряда других направлений.
Особое внимание будет уделено качеству подвижного состава. Пассажиры должны ездить в комфортных, современных вагонах со всеми удобствами, включая доступ к цифровым сервисам, будь то маршруты дальнего следования или пригородные поезда. Кроме того, важно продолжать ремонт и обновление железнодорожных путей, строительство мостов и других объектов, — перечислил премьер. |
Ранее правительство опубликовало проект постановления о выделении РЖД субсидии в 140 млрд рублей в 2025–2026 годах. Выделяя средства на операционную деятельность в будущем, правительство пополняет EBITDA компании и соотношение с ней долга уже в настоящем, что позволит ОАО «РЖД» уже в 2022 году занять дополнительные средства, чтобы покрыть дефицит инвестпрограммы.[9]
Строительство новой штаб-квартиры за 127 млрд рублей
25 февраля 2021 года ВЭБ.РФ сообщил, что госкорпорация назначена организатором синдицированного кредита на строительство новой штаб-квартиры РЖД.
Речь идет о многофункциональном комплексе, который должен быть построен на территории Рижского грузового двора в Москве. Ожидаемый размер финансирования общественно-деловой части проекта составит около 127 млрд рублей.
По данному синдицированному кредиту уже есть банки-интересанты, «которым важно организовать этот проект через механизм «Фабрики проектного финансирования». Данный механизм подразумевает, что синдикат кредиторов, организованный госкорпорацией, возьмет на себя 80% финансирования, то есть 101,6 млрд рублей.
РЖД займется строительством новой штаб-квартиры за 127 млрд рублей
Общая площадь застройки составит 457,1 тыс. кв. м, проект будет возведен на территории Рижского грузового двора в Москве. Новый общественно-деловой район будет включать в себя объекты культуры, спорта, образования, современные форматы офисных пространств и торговли и рекреационные зоны, отметили в госкорпорации ВЭБ.РФ.
Строительство штаб-квартиры РЖД станет крупнейшим проектом развития городской территории в рамках Фабрики проектного финансирования. ВЭБ.РФ как оператор этой правительственной программы не только производит отбор инвестиционных проектов для участия в программе, но и является одним из участников синдиката, — заявил первый заместитель председателя – член правления ВЭБ.РФ Николай Цехомский. |
По его словам, проект позволит превратить привокзальную территорию в современное городское пространство, что созвучно со стратегическим вектором ВЭБ.РФ по развитию городской экономики.
Со стороны ОАО РЖД проект курирует заместитель гендиректора госкомпании Александр Плутник, возглавлявший ранее компанию «Дом.РФ». Строительство комплекса планируется начать в 2022 году.[10]
2020
ИТ-директора РЖД Евгения Чаркина повысили до заместителя гендиректора компании
В декабре 2020 года Евгений Чаркин, с 2015 года занимавший должность директора по ИТ РЖД, решением совета директоров был назначен заместителем гендиректора компании. Подробнее здесь.
На 200 млрд. рублей будет сокращена инвестиционная программа РЖД в 2020 году за счет уменьшения затрат на проектирование
На 200 млрд. рублей будет сокращена инвестиционная программа РЖД в 2020 году за счет уменьшения затрат на проектирование, сообщает Интерфакс.
Первоначально финансирование предполагалось в 820 млрд. рублей.
Сокращение инвестиций, прежде всего, затронули проекты, где есть возможность сдвинуть сроки их реализаций и не увольнять персонал.
Также предприятие будет продолжать вести строительные работы по проектам, реализуемым по поручению Правительства РФ, в том числе по модернизации БАМа и Транссиба, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту рабочих и служащих в неблагоприятных эпидемиологических условиях.
Кроме того, будут реализовываться и строительные проекты, связанные с организацией непрерывного перевозочного процесса.
2019
Данные 700 тыс. сотрудников РЖД оказались в открытом доступе
27 августа 2019 года стало известно о том, что персональные данные 703 тыс. сотрудников РЖД оказались в открытом доступе в интернете. Об утечки сообщил в техноблоге Habr.com специалист по корпоративной защите данных, техдиректор DeviceLock Ашот Оганесян.
В интернет утекли такие данные, как ФИО, дата рождения, СНИЛС, адрес и номер телефона. Кроме того, в открытый доступ попали должности и фотографии сотрудников.
По словам Оганесяна, откуда произошла утечка — неизвестно, но есть предположение, что это база данных службы безопасности.
Персональные данные 703 тыс. сотрудников РЖД оказались в открытом доступе в интернете
В комментариях к сообщению пользователи высказали несколько предположений. Например, некоторые считают, что могли бы быть потеряны данные, которые использовались при регистрации на неком кадровом портале, запущенном полгода назад. Родственники сотрудников отмечают, что в РЖД проводились курсы по информационной безопасности. При этом логины и пароли для тестирования были предоставлены службой безопасности компании.
Как сообщил Ашот Оганесян, получившие доступ к чужим данным злоумышленники? поблагодарили РЖД за «предоставленную информацию, путем бережного обращения с персональными данными своих сотрудников».
Представитель РЖД сообщил РБК, что компания начала проверку по поводу публикации в открытых источниках персональных данных сотрудников компании.
Готовятся материалы для передачи в правоохранительные органы, — добавил он. |
В РЖД также заявили, что утечка не коснулась персональных данных клиентов, поскольку система продажи билетов имеет защиту персональных данных высокой степени надежности.
К концу июня 2019 года численность персонала РЖД составляла около 730 тыс. человек. Таким образом, утечка затронула 96% сотрудников железнодорожного оператора.
Для сотрудников компании РЖД создали сервисный пoртал. Доступ в личный кабинет рабoтники компании также могут получить с компьютера, планшета и смартфoна.
Утверждена долгосрочная программа развития РЖД до 2025 года
Распоряжением правительства от 19 марта 2019 года утверждена долгосрочная программа развития «Российских железных дорог» до 2025 года.[11] В рамках реализации программы, в частности, предусматривается переход на «цифровую железную дорогу».
TAdviser изучил материал и выделил моменты, связанные с цифровизацией ЖД-компании. Подробнее здесь.
2018: План увольнения 42 тыс сотрудников к 2025 году
29 июня 2018 года было объявлено, что «Российские железные дороги» к 2025 г. планируют сократить численность сотрудников на 42 тыс. человек, следует из долгосрочной программы развития компании.
В это время в РЖД работают 737,4 тыс. человек. Численность сотрудников планируется снизить за счет естественного оттока персонала, перераспределения трудовых ресурсов и внедрения новых технологий.
Отмечается, что после такого шага средняя зарплата в компании вырастет примерно до 80 тыс. руб., тогда как сейчас она составляет 55 тыс[12].
2014: Чистый убыток по РСБУ — 44 млрд руб
Выручка РЖД в 2014 году выросла на 1,8%, до 1,402 трлн руб. В то же время, на 1,9% (до 1,343 млрд руб.) повысилась и себестоимость продаж. В итоге валовая прибыль осталась на уровне 58,569 млрд руб., а прибыль от продаж — на уровне 58,5 млрд руб. (оба показателя снизились на 0,5%)[13].
В итоге РЖД в 2014 году получили чистый убыток по РСБУ в размере 44,078 млрд руб., говорится в отчете компании.
В 2013 году перевозчик получил чистую прибыль в 740 млн руб. Основной причиной убытка в 2014 году стал существенный рост «прочих» расходов — с 233,9 млрд руб. до 315,5 млрд руб. Источник в РЖД пояснил «Интерфаксу», что речь идет о росте курсовых разниц в связи с девальвацией рубля в конце года.
«На протяжении 2014 года российские валютные рынки были подвержены высокой волатильности, а курс рубля по отношению к основным мировым валютам значительно снизился. Часть кредитного портфеля (РЖД — ИФ) выражена в иностранной валюте (доллары, евро, швейцарские франки и фунты стерлингов). В результате значительного снижения курса рубля в IV квартале произошел рост финансовых затрат в рублевом эквиваленте и возникли убытки от курсовых разниц», — говорится в отчетности.
Представитель РЖД напомнил «Интерфаксу», что «замораживание» тарифов на грузовые ж/д перевозки привело к тому, что компания недополучила 67 млрд руб. доходов. Также, по его словам, негативное влияние на финансовые результаты в 2014 году оказало продолжающееся замедление экономического роста в России, из-за чего погрузка снизилась на 0,8%.
Компенсировать негативное влияние этих факторов, по словам собеседника агентства, позволили повышение внутренней эффективности, сокращение расходов и увеличение результативности операционной деятельности (в том числе за счет увеличения доли более маржинальных грузов в структуре перевозок). Кроме того, структурные преобразования обеспечили рост прочих доходов, подкрепленный управлением ликвидностью, процентными доходами и риск-менеджментом.
Сумма обязательств РЖД по займам и кредитам увеличилась в 2014 году на 32,3%, до 856,22 млрд руб., при этом краткосрочный долг вырос в 3,8 раза, до 140,5 млрд руб. (с 5,7% до 16,4% от общего портфеля).
Несмотря на то что доля РЖД в общем объеме грузооборота составляет 86,6%, что позволяет считать компания монополистом, финансовые результаты говорят о практически бедственном положении. Доля в пассажирообороте составляла по итогам 2014 г. 26,4%, но и этот показатель снижается.
В 2005 г. чистая прибыль достигала 114,4 млрд руб., но за следующие 10 лет показатель не только не вырос, а РЖД скатилась в убыток. По итогам 2014 г. размер убытка составил 99,3 млрд руб. В самой компании убыток объясняют отрицательными курсовыми разницами, по этой статье размер убытка составил почти 140 млрд руб[14].
Необходимо отметить, что по сравнению с 2013 г. потери РЖД заметно снизились, так как тогда убыток превышал 198 млрд руб. В 2013 г. такой огромный размер убытка связан с обесценением основных средств и нематериальных активов. В любом случае для госкомпании такая неэффективность вряд ли может быть чем-либо оправдана.
При этом традиционно проблемы объяснялись слишком слабым ростом тарифов, а в начале 2014 г. Якунин называл причиной убытка заморозку тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов. Впрочем, компания тогда получила 26 млрд в виде компенсации убытков для модернизации инфраструктуры. Общий размер государственной поддержки в 2014 г. составил 112,2 млрд руб.
Примечательно, что, основываясь на увеличении потерь, РЖД в 2015 г. добилась повышения тарифов на грузоперевозки на 10%, а также должна получить около 30 млрд руб. в виде новых субсидий. А уже на 2016 г., по словам главы РЖД, компании потребуются субсидии в размере 140 млрд руб.
Эксперты отмечают, что госкомпания выбрала наиболее простой путь повышения доходов за счет повышения тарифов, а не, например, роста доходов от погрузки за счет модернизации инфраструктуры, повышения оборота за счет более выгодных условий и так далее.
На тарифную политику РЖД еще в 2014 году жаловались крупные металлургические компании страны. Было направлено соответствующее письмо президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву. В нем представители компаний отмечали, что вынуждены сокращать объем перевозок, а это нанесет удар как по самим предприятиям, несколько десятков из которых вынуждены будут закрыться или окажутся на грани банкротства, так и по железнодорожной компании.
При этом автомобильные и авиаперевозчики вполне успешно конкурируют с РЖД, предлагая клиентам выгодные условия, тем самым отбирая долю компании даже в экспортных перевозках.
Хотя доля пассажирских перевозок в доходах РЖД невысока и она в несколько раз меньше доходов от грузоперевозок, последние скандалы были связанны именно с этим сегментом.
В 2014 г. было отменено около 580 электричек в 26 регионах, тогда как их общее количество не превышает 6,5 тыс. Конечно, некоторым населенным пунктам были предложены альтернативные автобусные маршруты, но необходимо учитывать, что к некоторым просто нет нормальных дорог, а электричка была единственной возможностью добраться до места без своего автомобиля.
С другой стороны, с 2010 г. за пригородное сообщение в регионах отвечает не сама РЖД, а ее дочерние компании, а каждый регион, устанавливая тарифы, должен выплачивать разницу между затратами перевозчика и реальными расходами.
Пригородное сообщение вообще не было прибыльным, поскольку часто наполняемость обеспечивается только в сезон, а в другое время они ходят полупустыми; некоторые направления менее популярны, чем другие, и т.д.
По данным РСБУ РЖД, до выделения пригородного сообщения в дочерние компании потери достигали 25-30 млрд руб. в год. Но тогда никто не говорил об отмене. Когда же бремя расходов легло на плечи регионов, то выяснилось, что многие просто недовольны непрозрачной тарифной политикой, а расходы считают завышенными.
«Мы не готовы компенсировать неэффективные затраты «дочки» РЖД. Примерно 80–85% расходов приходится на обслуживание подвижного состава и его аренду у материнской компании. Это непрозрачные для нас цифры, мы эти цифры не признаем», — отмечал губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.
Только после вмешательства Владимира Путина было отменено решение об отмене электричек и начал прорабатываться вопрос снижения нагрузки на перевозчиков и регионы. Но неясно, почему РЖД, зная о всех проблемах, предпочла просто уйти от ответственности за пригородное сообщение, а не предложила альтернативные варианты правительству?
Объем инвестпрограммы РЖД просто колоссальный. На 2015 г. запланированы расходы по этим статьям на уровне 414 млрд руб., а обычно на эти цели выделяется не менее 300 млрд руб. (в 2014 г. было выделено 396 млрд руб.).
Вот только эффективность подобных затрат, судя по показателям, весьма сомнительна. В правительстве, судя по всему, это понимают, так как в 2014 году были введены показатели KPI для РЖД. Оценивается коммерческая, операционная эффективность, эффективность работы локомотивов, обслуживания и модернизации инфраструктуры, вагонов. Неясно, когда они будут опубликованы и будут ли вообще выполнены.
Напомним, что Владимир Якунин пришел в РЖД, для того чтобы осуществить реформу железнодорожного транспорта, которая началась еще в 2000 г. При этом сама реформа была разработана консалтинговой компанией McKinsey.
Возможно, изначально реформа, за основу которой были взяты европейские страны, не отвечала российской действительности. Сейчас у РЖД просто нет источников внутреннего финансирования при растущем долге.
Если попытаться сбалансировать бюджет за счет доходов, то необходимо будет так повысить тарифы, что вряд ли кто-то сможет пользоваться железными дорогами вообще. Единственный выход – государственные субсидии. Но это, конечно, не отменяет вопросов низкой эффективности.
2013: План выделения 150 млрд руб на модернизацию БАМа
На август 2013 года свершившимся фактом можно считать выделение из Фонда национального благосостояния 150 миллиардов рублей на реконструкцию БАМа и Транссиба.
2012: Работа в ноль
Чистая прибыль РЖД в 2011 году составила почти 170 миллиардов рублей, в 2012-м — 78 миллиардов, из которых 56,7 миллиарда пришлось на прямые субсидии из федерального и местных бюджетов. Их РЖД получает в качестве компенсации за регулирование тарифов со стороны чиновников.
Без учета бюджетных денег РЖД оказались бы фактически у нулевой отметки, а без учета распродажи непрофильных активов — и вовсе убыточным. Многочисленные дочерние предприятия принесли РЖД в виде дивидендов лишь скромные 14 миллиардов рублей.
В структуре расходов РЖД большую часть составляют заработная плата и социальные отчисления — на них пришлось 649 миллиардов рублей из 1,5 триллиона общих расходов.
Стоимость компании: 1,1 трлн руб или $34 млрд
В конце 2012 года руководитель компании Владимир Якунин отмечал, что при существующей конъюнктуре 25 процентов акций монополии можно было бы продать на рынке за 280 миллиардов рублей. Получается, что всю компанию Якунин оценил в 1,12 триллиона рублей (около 34 миллиардов долларов по текущим курсам). Получается, что в РЖД оценивают свои активы дешевле, чем рынок оценивает другие крупные государственные компании — «Газпром» (3,1 триллиона рублей), «Роснефть» (2,4 триллиона) и Сбербанк (почти два триллиона). Кроме того, РЖД по такой оценке оказывается даже дешевле «Лукойла» (1,6 триллиона).
Оценку Якунина можно считать консервативной, тем более что сам он в конце 2012 года был крайне заинтересован в ее занижении: малая сумма доходов от приватизации должна была отпугнуть (и отпугнула) правительство от продажи 25 процентов акций РЖД. Сам же Якунин заявлял, что уже через четыре-пять лет РЖД должна стоить 86-129 миллиардов долларов (2,8-4,3 триллиона рублей по текущим курсам).
Эта оценка — уже из разряда крайне оптимистичных: так дорого монополия не оценивалась по крайней мере все посткризисное время. Ранее журнал «Финанс» ежегодно публиковал рейтинг крупнейших компаний России, в том числе и непубличных, и в последнем выпуске этого рейтинга РЖД оценивалась в 90 миллиардов долларов (2,5 триллиона рублей по тогдашним курсам). За год РЖД, по версии «Финанса», подорожала на 90 процентов, а за два года — в три раза.
Команда аналитиков «Финанса» перешла в другое издание — CEO. По словам эксперта журнала Андрея Школина, с которым удалось связаться «Ленте.ру», на август 2013 года стоимость РЖД можно было бы оценить в 50-60 миллиардов долларов, то есть существенно дороже, чем это сделал Якунин, но дешевле, чем она котировалась пару лет назад. В числе основных причин снижения оценки Школин назвал общее падение российского фондового рынка и ослабление курса рубля.
Эксперт пояснил, что считал капитализацию РЖД с помощью проведения аналогов с публично торгующимися компаниями похожего профиля, прежде всего Canadian Pacific Railway и Canadian National Railway. «При этом условно считалось, что более низкая эффективность работы РЖД компенсируется эксклюзивным положением монополии на российском рынке», — добавил Андрей Школин.
На рынке есть и другие методы оценки РЖД. Так, Алексей Павлов из брокерского дома «Открытие» предложил посмотреть не на капитализацию зарубежных аналогов, а на российские компании, скажем, на Globaltrans, транспортного оператора в России, СНГ и странах Балтии. Он оценивается на рынке в пять показателей EBITDA (прибыль до амортизации и налогов). По словам Павлова, РЖД, как государственная компания, менее эффективна, поэтому рынок может дать ей оценку чуть меньше, чем у Globaltransa, где-то в районе 4 EBITDA. В 2012 году у РЖД прибыль до амортизации и налогообложения составляла 319 миллиардов рублей, что дает общую оценку компании в 1,28 триллиона рублей (38,7 миллиарда долларов). Из этой суммы Павлов предлагает еще и вычесть чистый долг, который составляет около одной годовой прибыли.
При этом аналитик подчеркивает, что на август 2013 года на рынке сложилась крайне неудачная ситуация для российских компаний, особенно государственных, которые сейчас оценивают по самым низким мультипликаторам.
Наиболее оптимистичную оценку стоимости РЖД «Ленте.ру» дали Alpari: по расчету аналитика этой компании Анны Кокоревой, базирующейся на последних финансовых отчетах монополии, РЖД может стоить 95-100 миллиардов долларов.
Разброс оценок связан прежде всего с тем, что хотя капитализация компании, на которую ориентируются инвесторы, и определяется по рыночным котировкам, трейдеры реагируют не только на финансовые показатели эмитента. Едва ли не важнее для них оказываются «второстепенные» факторы: сколько акций торгуется на рынке (free float), какова конъюнктура, сколько компания готова платить в качестве дивидендов и так далее. Ясно одно: за последние годы РЖД никак не подорожала и неизвестно, когда инвесторы смогут оценить ее так же, как несколько лет назад — особенно если компания не расчистит завалы из непрофильного бизнеса и по-прежнему будет искать финансирования для крупных проектов исключительно в казне страны. Время для сверхвыгодной приватизации монополии ушло, теперь РЖД имеет смысл продавать только с целью улучшить инвестиционный климат: пресловутые миноритарии будут заботиться об эффективности РЖД гораздо внимательнее, чем государство.
1,49 млрд на выплаты членам правления
В 2012 году из зарплатного фонда 1,49 миллиарда рублей монополия потратила на выплаты 24 членам правления РЖД, остальные сотрудники компании вынуждены довольствоваться гораздо меньшими зарплатами. Если предположить, что в монополии по-прежнему работает около миллиона человек, то получится в среднем по 54 тысячи на человека в месяц «грязными»; если взять на веру просочившийся в интернет закрытый документ РЖД о численности сотрудников и условиях труда в монополии, то тогда средние зарплаты увеличатся до 60 тысяч.
1916
Вагон-кабинет в поезде императора Николая II. Российская империя, 1910-е.
Работник пылесосит вагоны второго класса, Санкт–Петербургско–Варшавская железная дорога, Российская империя, 1916 год.
Обратите внимание на редкий сейчас тип пылесоса — «пневматический», работающий от сжатого воздуха. В нём нет никаких электромоторов — всасывание осуществляется за счёт эжекции от струи сжатого воздуха, пылесос подключается не к электросети, а к сети сжатого воздуха, наподобие тех, что устанавливаются в автосервисах, для работы с пневмоинструментом. В сравнении с электрическим очень тихий, не гудит, а тихонько шипит. Полная электробезопасность. И большая энергия всасывания.
Снова пневмопылесосы без электропривода в России появились спустя почти сто лет.
1905: Двухэтажные вагоны
Двухэтажный вагон поезда в Российской империи, 1905 год.
1891: Начало строительства Транссиба
Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб), Великий Сибирский Путь (историческое название) — железная дорога между Челябинском и Владивостоком, соединяющая европейскую часть России с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами. Построена в 1891—1916 годы.
Строительство Транссибирской Магистрали. Россия, начало XX в.
Длина магистрали по окончании строительства составляла 8,3 тыс. км.
Совет директоров РЖД
Основная статья: Совет директоров РЖД
Активы
Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта.
Железные дороги
Карта железных дорог России на 2021 г
- Калининградская железная дорога, РЖД
- Октябрьская железная дорога, РЖД
- Северная железная дорога (СЖД), РЖД
- Московская железная дорога (МЖД), РЖД
- Горьковская железная дорога, РЖД
- Приволжская железная дорога, РЖД
- Куйбышевская железная дорога, РЖД
- Северо-Кавказская железная дорога, РЖД
- Южно-Кавказская железная дорога (ЮКЖД), РЖД
- Свердловская железная дорога, РЖД
- Южно-Уральская железная дорога, РЖД
- Западно-Сибирская железная дорога, РЖД
- Забайкальская железная дорога, РЖД
- Красноярская железная дорога, РЖД
- Восточно-Сибирская железная дорога, РЖД
- Юго-Восточная железная дорога, РЖД
- Дальневосточная железная дорога, РЖД
Непрофильные активы
На 2013 год у РЖД есть десятки и сотни непрофильных активов, имеющих лишь отдаленное отношение к железным дорогам. Так, монополия владеет стопроцентной «дочкой» «Желдорипотека», которая за последние 10 лет построила 1,4 миллиона квадратных метров жилья. Главным образом эта компания обеспечивает жильем сотрудников РЖД, но этим ее функции далеко не исчерпываются: купить квартиру у «Желдорипотеки» может любой желающий.
Другой «непрофильный» актив РЖД — компания «Транстелеком», которая проложила сеть вдоль железных дорог и сейчас входит в число крупнейших операторов связи в России. К 2015 году компания хотела бы занять до 15 процентов рынка широкополосного доступа в интернет в стране.
Список можно продолжать практически бесконечно — в ряду активов РЖД окажутся компании, занимающиеся производством щебня, сбором металлолома, предоставляющие разного рода туристические услуги, с полтысячи кафе и столовых, спортивные клубы и многое-многое другое. По сути, РЖД так и осталась министерством, маленьким (вернее, не таким уж и маленьким: в компании, по данным на 2009 год, работает около миллиона человек) государством в государстве.
РЖД регулярно распродает непрофильные активы — по итогам 2012 года выручка от этого вида деятельности составила почти 79 миллиардов рублей (большая часть пришлась на две сделки — выход из «Первой грузовой компании» и Транскредитбанка, который был продан также государственному ВТБ), в 2013-м планируется на уровне 34 миллиардов. Цифры вполне внушительные, но такими темпами распродажа затянется на долгие годы, тем более что в РЖД не скрывают: в некоторых случаях они сознательно тормозят процесс отчуждения имущества, например, когда актив является градообразующим.
Не надо думать, что компания занимается исключительно продажами активов, совсем не участвуя в сделках в качестве покупателя. Только в 2013 году монополии перешли 50 процентов уже упоминавшейся «Желдорипотеки», а также 75 процентов французского логистического оператора Gefco. Сумма сделки составила 800 миллионов евро[1].
Смотрите также
- Российские железные дороги, Департамент финансов
- Центральная станция связи, филиал ОАО РЖД
- Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом, филиал ОАО РЖД
- Филиал ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорог
- Филиал ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога
- Филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога
- Самарский проектно-изыскательский институт Желдорпроект Поволжья (РЖД)
- Лискинский песчаный карьер, филиал ОАО РЖД
- ТрансТелеКом
- ТТК-Северо-Запад
Информатизация и цифровые технологии
Основная статья: Информационные технологии в РЖД
РЖД управляют одной из крупнейших информационных систем в мире и TAdviser внимательно следит за её развитием.
Стратегия цифровой трансформации
Основная статья: Стратегия цифровой трансформации РЖД
ИТ-инсорсинг в РЖД
Основная статья: ИТ-инсорсинг в РЖД
Основная статья: Квантовые технологии в РЖД
Беспилотные поезда в РЖД
Основная статья: Беспилотные поезда в РЖД
Совет директоров РЖД
Основная статья: Совет директоров РЖД