Железные дороги стран СНГ

Железные дороги стран СНГ Портал РЖД

Железные дороги стран СНГ

Скоростной поезд 3/4 Алматы — Нур-Султан и обратно (бывший «Астаналык», сейчас «Тулпар-Тальго»). Маршрут и

История железных дорог Казахстана, стандарты сервиса и описание поездов. Официальный сайт КТЖ: где

Железнодорожная сеть Украины: стандарты сервиса, типы поездов, ссылки на расписание и покупку билетов на

Железные дороги стран СНГ

В феврале 2020 года решил поехать на Драгобрат, чтобы покататься там на лыжах. Самый

Железные дороги стран СНГ

Фирменный поезд «Приазовье» из Мариуполя в Киев и обратно. Состав поезда, схема вагонов, расписание

Скоростной поезд Казахстанских железных дорог. Маршрут и расписание поезда 001/002, схема вагонов, предоставляемый сервис.

Скоростной поезд Казахстанских железных дорог с вагонами «Тулпар-Тальго». Маршрут и расписание поезда 705/706, схема

Скоростной поезд Казахстанских железных дорог с вагонами «Тулпар-Тальго». Маршрут и расписание поезда 49/50, схема

Железные дороги стран СНГ

Компания АО «Узбекистон Темир Йуллари» (сокращённо УТИ) – государственный железнодорожный  перевозчик Узбекистана. Госпредприятие управляет

Железные дороги стран СНГ

Высокоскоростной электропоезд Afrosiyob (Афросиаб) является адаптированным для Узбекских железных дорог составом Talgo 250 разработки испанской

Железные дороги стран СНГ

Фирменный поезд «Шарк» Ташкент-Самарканд-Бухара. Маршрут и расписание поезда, схема вагонов, предоставляемый сервис. Электронные билеты

Тип поезда: Фирменный Маршрут поезда 071Ф: Бухара-1-Ургенч Маршрут поезда 072Ф : Ургенч-Бухара-1 Крупнейшие города маршрута: Учкудук, Навои Владелец

Тип поезда: Фирменный Маршрут поезда 002Б: Минск-Пасс.-Москва (Белорусский вокзал) Маршрут поезда 001Б: Москва (Белорусский вокзал)-Минск-Пасс. Крупнейшие города

Фирменный скорый поезд «Черноморец» между Киевом и Одессой. Состав поезда, схема вагонов, расписание движения,

Тип поезда: Фирменный Маршрут поезда 052Б: Минск-Пасс.-Санкт-Петербург (Витебский вокзал) Маршрут поезда 051Б: Санкт-Петербург (Витебский вокзал)-Минск-Пасс. Крупнейшие города

Фирменный поезд «Лугань» от Киева до Лисичанска. Состав поезда, схема вагонов, расписание движения, предоставляемый

Опасения 2022 года не оправдались

«Когда стремительно растет запрос на транспортные услуги, хорошо иметь запас пропускной способности. Но его нет. И не хотелось бы в сезон высокого спроса отказывать клиенту» – так начал выступление на первом заседании Алексей Гром, генеральный директор – председатель правления АО «ОТЛК ЕРА». Если грузовладелец получил отказ от перевозчика, то он почти никогда не возвращается на инфраструктуру, добавляет он. Участники рынка в сложных условиях работают последние два года, с 2020-го. Но несмотря на сложности объем транзитных перевозок увеличились на 100%.

«Да, мы по этому показателю сравниваем с достаточно неплохим 2019 годом», – добавляет он.

Китайские коллеги в 2015-м использовали для перевозки грузов железнодорожные составы, в которые размещали 41 сорокафутовый контейнер, в 2022-м они увеличили поезд, и теперь в составе можно одновременно перевозить до 55 контейнеров. Российские же грузоперевозчики используют железнодорожные составы в 71 условный вагон, способные перевозить до 71 сорокафутового контейнера.

«Наверное, не надо объяснять, что такой способ позволяет использовать при той же инфраструктуре существенно больше поездов», – говорит он.

Герман Маслов, вице-президент по линейно-логистическому дивизиону транспортной группы FESCO, согласен, что 2022-й был непростым, но рынок смог переориентироваться и опасения не оправдались, а в будущем году торговые связи как внутри БРИКС, так и внутри стран СНГ будут только нарастать.

«Ожидаем возникновения новых маршрутов, и они не всегда будут контейнерными. Часть новых грузопотоков заместят имеющиеся грузопотоки из Азии», – говорит он.

Компания не отказалась от железнодорожных грузоперевозок в Европу, добавляет Г. Маслов.

«Опасения не сбылись. У клиентов сохранился интерес к перевозкам. Ограничивает инфраструктура, но и здесь есть решения. Нерешаемых проблем нет», – заключает он.

13 млн т груза перевезено за 11 месяцев 2022 года по транспортному коридору Север – Юг в экспортном направлении, однако в импортном грузопоток составил всего 4 млн т груза. в Азово-Черноморский бассейн в экспортном направлении перевезено 185 млн т, а в импортном – всего 11, по коридору Восток – Запад – 220 млн т экспортных грузов и 43 млн т импортных.

«О чем говорят эти цифры? О том, что баланса между экспортом и импортными потоками нет», – рассуждает Вадим Ганин, генеральный директор ассоциации «Деловой центр экономического развития СНГ».

Причем если экспортные потоки всех коридоров разрозненны, то в импортном направлении по всем транспортным коридорам идут или продовольствие, или промышленные продукты, добавляет он. Единого решения по организации потоков и по сбалансированию экспорта и импорта нет. Бизнес просит как создания новых проектов, так и развития существующих. Есть запрос по созданию в Азербайджане единого таможенного пункта, чтобы переход был быстрее, добавляет В. Ганин.

«И такой пункт необходим не только в Азербайджане, но и в Республике Узбекистан. Там его необходимо реализовывать, на мой взгляд, совместно с центром фитосанитарного контроля. Потому что там возможен поток больших объемов фруктов и овощей. Продукты пойдет из Индии, из Ирана, а это значит, что такие пункты пропуска необходимы и сейчас, и востребованность их возрастет в перспективе», – говорит он.

Участники первого заседания транспортного бизнес-диалога Содружества Независимых Государств заявляют, что необходимо тесное взаимодействие стран, в том числе и по организации транспортных коридоров. На пространстве СНГ не хватает крупных межнациональных, транснациональных проектов, говорит Анатолий Казаков, советник председателя Исполкома – исполнительного секретаря СНГ. Причем чтобы проекты реализовались, необходимо тут же замыкать круг и финансирования, и реализации проекта.

«У нас множество программ, концепций, постановлений и документов, но мало самих проектов. И огромный острейший недостаток финансирования для реализации этих проектов», – резюмирует он.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Компания ОАО «Российские железные дороги» – важнейший оператор российской сети железных дорог, крупнейшая транспортная компания России и одна из крупнейших транспортных компаний мира. Компания РЖД образована в 2003 году в форме открытого акционерного общества на базе Министерства путей сообщения РФ. ОАО «РЖД» предоставляет услуги железнодорожной инфраструктуры в 77 из 85 субъектах Российской Федерации и является крупнейшим работодателем страны.

Логотип компании РЖД

Содержание
  1. История Российских железных дорог
  2. Сфера деятельности компании РЖД
  3. Маршрутная сеть РЖД
  4. Карта Российских железных дорог
  5. ФПК – Федеральная пассажирская компания
  6. Популярные поезда РЖД
  7. Стандарты сервиса РЖД/ФПК
  8. Расписание и билеты на поезда РЖД
  9. История совета
  10. Краткая характеристика, значение и основные показатели
  11. Реформа железнодорожной отрасли
  12. Собственники и руководство
  13. Филиалы — железные дороги
  14. Дочерние и зависимые общества компании
  15. Дальнее пассажирское сообщение
  16. Онлайн-агрегатор железнодорожных и автобусных билетов
  17. Подвижной состав РЖД
  18. Безопасность движения поездов
  19. Либерализация рынка тяги
  20. Заимствования на финансовых рынках
  21. События, связанные с пандемией COVID-19 (весна 2020 года)
  22. Стратегия и тенденции развития РЖД
  23. Разграничение прав России и Украины на железнодорожное имущество
  24. Взаимоотношения между Федеральной антимонопольной службой и РЖД

История Российских железных дорог

Компания ОАО «РЖД» было создано на базе Министерства путей сообщения, история которого уходит далеко в прошлое. В 1834 году в царскую Россию по приглашению приехал известный инженер Франц фон Герстнер. Целью визита было определить, насколько выгодно строительство железных дорог для страны. Объездив всё государство, инженер представил царю отчёт, в котором говорилось, что ни одна страна в мире не нуждается в железных дорогах так, как Россия. И уже в 1836 году в России была построена первая железная дорога – знаменитая Царскосельская.

Железные дороги стран СНГ

Царскосельская железная дорога – первый поезд в России

С 1845 года в стране было налажено производство собственных паровозов, а со второй половины XIX века, в России начался железнодорожный бум: железные дороги активно строились в основном на деньги, вырученные от продажи Аляски.

Всё, что было построено до 1917 года, на сегодняшний день составляет 80%  сети РЖД. Однако активное строительство железных дорог в России не прекращалось ни во времена СССР, ни даже в годы Великой Отечественной Войны. С распадом СССР в отрасли наступили кризисные времена, поэтому с момента образования ОАО «РЖД» на российских железных дорогах начались крупномасштабные реформы.

Сегодня Российские железные дороги идут в ногу со временем: открываются скоростные магистрали, применяются новые технологии. Так, например, пассажирам доступна такая услуга, как покупка ЖД билета онлайн.

Сфера деятельности компании РЖД

ОАО «Российские железные дороги» охватывает несколько видов деятельности. Основными из них являются  пассажирские перевозки, грузоперевозки, обслуживание и ремонт подвижного состава, обслуживание инфраструктуры, проектирование и конструкторская деятельность. Компания также занимается торговлей промышленными и продовольственными товарами, образовательной и внешнеэкономической деятельностью.

Маршрутная сеть РЖД

Российские железные дороги имеют достаточно обширную маршрутную сеть, охватывающую практически все регионы страны. Она поделена на несколько секций (магистралей), и все региональные дороги являются филиалами компании ОАО «РЖД».

Региональные подразделения компании РЖД:

Карта Российских железных дорог

Железные дороги стран СНГ

ФПК – Федеральная пассажирская компания

Услугами по перевозке пассажиров и грузов в дальнем сообщении с 1 апреля 2010 года занимается дочерняя компания ОАО «РЖД» – ФПК (Федеральная пассажирская компания). Штаб квартира ФПК расположена в Москве. Федеральной пассажирской компании принадлежат все пассажирские вагоны, а вот услуги локомотивной тяги и диспетчеризации по–прежнему предоставляет РЖД. В деятельности компании можно выделить следующие направления:

Популярные поезда РЖД

В последние годы компания РЖД активно обновляет свои пассажирские поезда. Среди большого количества пассажирских и фирменных поездов выделяются несколько “топовых” продуктов РЖД, пользующихся особой популярностью у пассажиров:

Самым амбициозным проектом компании РЖД сегодня является разработка высокоскоростной магистрали Москва-Казань, которая затем должна стать частью проекта “Шелковый путь”.

Стандарты сервиса РЖД/ФПК

В последние годы компания РЖД/ФПК постоянно обновляет подвижной состав, улучшает комфортность своих вагонов и внедряет современные технологии обслуживания пассажиров.

Сегодня уже практически все вагоны ФПК оборудованы биотуалетами, системой кондиционирования и климат-контроля. Предоставляемый сервис во многом зависит от типа пассажирского вагона. Максимальное количество удобств можно ожидать от поездки в вагоне класса «Люкс». Здесь в самом купе есть умывальник, душевая и биотуалет. Также предоставляются санитарно-гигиенические принадлежности, набор питания, постельное бельё пресса и мультимедийный портал. Во всех купейных вагонах выдается постельное бельё, но удобства уже общие на весь вагон. Наименьшее количество услуг предоставляется в плацкартных и общих вагонах.

Железные дороги стран СНГ

Современные вагоны фирменного поезда компании РЖД

Расписание и билеты на поезда РЖД

Получить информацию об актуальном расписании, наличии мест, а также совершить покупку билета можно на официальном сайте или по телефону единой справочной службы РЖД, в городских или привокзальных железнодорожных кассах, а также в Интернете на сайте агентов по продаже билетов РЖД.

Почтовый адрес компании РЖД:

107174, Москва, ул. Новая Басманная, дом 2

Телефон – единая справочная РЖД:

8 (800) 775-00-00  (бесплатно для всех регионов РФ);

+7 (499) 605-20-00 (для звонка из любой точки мира, оплата в соответствии с тарифами оператора связи).

Взаимодействие ОАО «РЖД» с железнодорожными администрациями стран Содружества

Деятельность железнодорожных администраций стран Содружества является одной из наиболее эффективных среди отраслевых органов СНГ.

В рамках совместных мероприятий у специалистов есть возможность обсудить и принять правильные решения по наиболее важным техническим, технологическим и организационным вопросам, направленным на улучшение качества перевозочного процесса в международном сообщении.

Взаимодействие ОАО «РЖД» с ГО «Белорусская железная дорога»

Перевозки внешнеторговых грузов между Рос­сийской Федерацией и Республикой Беларусь в 2018 году демонстрируют устойчивую позитивную динамику.

Так, за 2018 год перевезено 61,9 млн т грузов – на 14%, или на 7,5 млн т больше, чем за аналогичный период 2017 года. Особенно заметен рост перевозок в контейнерах. В 2018 году по сравнению с 2017-м контейнерные перевозки выросли на 22% и составили 511?тыс. ДФЭ.

В текущем году имеет место некоторое снижение объемов перевозок, в основном по причине постепенного сокращения спроса на массовые топливно-энергетические грузы из стран Евросоюза.

За 8 месяцев т.г. перевезено 35,5 млн т грузов – на 14%, или на 5,9 млн т меньше, чем за аналогичный период 2018 года, в то же время на 13% увеличились объемы контейнерных перевозок – до 363 тыс. ДФЭ.

У ОАО «РЖД» и Белорусской железной дороги уже сегодня есть хороший потенциал для дальнейшего увеличения объемов перевозок и наращивания эффективности нашего сотрудничества.

Безусловно, этому способствует развитие электронного документооборота между железными дорогами Беларуси и России. Так, с 2017 года с применением безбумажных технологий по электронным юридически значимым документам осуществляются перевозки груженых и порожних вагонов.

Начат обмен электронными юридически значимыми накладными СМГС на перевозку порожних приватных вагонов в транзитном сообщении Россия – Беларусь – Литва – Калининградская железная дорога и обратно. Впервые с участием нескольких контрагентов. В дальнейшем к этому проекту планируется присоединить перевозчиков Латвии, Эстонии, Финляндии, Казахстана и Монголии.

В настоящее время российские и белорусские железные дороги в соответствии с двусторонним планом совместных действий работают над электронизацией перевозок по накладной ЦИМ/СМГС.

В 2018 году перевозки пассажиров между странами практически остались на уровне прошлого года.

Объем перевозок в пассажирском сообщении между Россией и Беларусью за 2018 год составил 2?млн 61 тыс. пассажиров, что на 1,8% меньше аналогичного периода 2017 года.

Объем перевозок в пассажирском сообщении между Россией и Беларусью за 8 месяцев 2019 года составил 1 млн 445 тыс. пассажиров, что на 0,6% меньше аналогичного периода прошлого года.

С целью повышения транспортной доступности Калинин­градской области проводится поступательная работа по сокращению времени в пути следования пассажирских поездов. В конце 2018 года проведен эксперимент по осуществлению пограничного и таможенного контроля в движущемся поезде на участке Чернышевское – Черняховск (внедрение данной технологии должно быть закреплено соответствующим распоряжением Правительства Российской Федерации).

Дальнейшее сокращение общего времени следования транзитных поездов на калинин­градском направлении может быть реализовано только при положительном решении уполномоченных органов Республики Беларусь и Литовской Республики.

Наши страны и железные дороги заинтересованы в продвижении масштабных проектов по развитию международных транспортных коридоров «Восток – Запад» и «Север – Юг». ОАО «РЖД» делает все возможное для динамичного развития этих проектов.

Сегодня задача повышения конкурентоспособности международного транспортного коридора «Восток – Запад» на базе Транссиба решается, главным образом, на основе развития технологий контейнерных перевозок, а также создания мощной транспортно-логистической инфраструктуры вдоль всей трассы коридора.

В рамках единого экономического пространства благодаря совместно созданному АО «Объе­диненная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (АО «ОТЛК ЕРА») на протяжении ряда лет ведется согласованная работа по развитию транспортного коридора, альтернативного морскому пути, для перевозки контейнерных грузов между Китаем и странами Европейского союза.

Предложение со стороны АО «ОТЛК ЕРА» комплексных транспортно-логистических услуг «от двери до двери», а также комбинирование железнодорожных перевозок в транзитном, экспортно-импортном и внутреннем сообщении позволило увеличить объемы транзитных контейнерных перевозок в направлении Западный Китай – Восточная Европа.

Белорусская железная дорога является одним из акционеров АО «ОТЛК ЕРА». Кроме того, дочернее предприятие Белорусской железной дороги – «Белинтер­транс» является, с одной стороны, одним из крупнейших клиентов АО «ОТЛК ЕРА», а с другой – на основании договора выполняет функции грузового агента на ст. Брест. Доля контейнерных поездов АО «ОТЛК ЕРА», следующих транзитом через территорию Беларуси, составляет 80%.

Помимо транзитных сервисов на маршруте Достык/Алтынколь – Брест/Брузги/Свислочь АО «ОТЛК ЕРА» с 2018 года развивает перевозки в сообщении Китай – Беларусь – Китай. В 2018 году было перевезено 2586 ДФЭ. За 8 месяцев 2019 года объемы этих перевозок составили 2524 ДФЭ.

С 1 июня 2019-го объявлено снижение ставок АО «ОТЛК ЕРА» на услуги по организации перевозок контейнеров в составе регулярных контейнерных поездов сообщением Китай – Беларусь и Беларусь – Китай (станции назначения/отправления Белорусской железной дороги, за исключением Бреста).

АО «ОТЛК ЕРА» проводится активная работа по внедрению в практику современных таможенных технологий: электронный таможенный транзит, предварительное декларирование таможенного транзита, автоматическая регистрация транзитных деклараций.

АО «ОТЛК ЕРА» осуществляет операционное взаимодействие с основными перевозчиками колеи 1435 мм, в том числе ПКП Карго, ДБ Карго, Рейл Карго Австрия, а также рядом других европейских перевозчиков, работающих в сфере организации контейнерных поездов Китай – Европа. Кроме того, взаимодействие осуществляется и в многостороннем формате – на площадках международных организаций, 7-сторонней группы по развитию перевозок в составе контейнерных поездов Китай – Европа, а также других рабочих групп.

Тарифная политика железных дорог на перевозки грузов в международном сообщении на 2020 фрахтовый год

По действующим нормативным документам тарифы на транзитные перевозки грузов по железным дорогам России устанавливаются в соответствии с международными договорами, участниками которых является Российская Федерация. Одним из таких договоров является Тарифное соглашение железнодорожных администраций (Же­лезных дорог) государств – участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1993 года (далее – Тарифное соглашение), в рамках которого действует Тарифная политика Железных дорог государств – участников Содружества Независимых Госу­дарств на перевозки грузов в междуна­родном сообщении, по правилам и ставкам которой осуществляется тарификация за транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам.

Тарифная политика СНГ – это действующая система тарифообразования не только на транзитные перевозки грузов, но и для ряда железнодорожных администраций на экспортно-импортные перевозки. Она обеспечивает единую для участников Тарифного Соглашения согласованную тарифную базу с унифицированным построением тарифов, стабильность уровня тарифных ставок, установленных в швейцарских франках, оптимальную процедуру принятия решений, возможность согласования сквозных конку­рентоспособных ставок.

Работа по совершенствованию Тарифной политики СНГ проводится на ежегодных рабочих совещаниях экспертов и Тарифных конференциях железнодорожных администраций – участниц Тариф­ного Соглашения.

ОАО «РЖД» в свою очередь активно принимает участие как в рабочих совещаниях экспертов, так и в самих Тарифных конференциях, на которых рассматриваются вопросы совершенствования тарифов в связи с возникающими новы­ми видами перевозок и дополнительными услугами, актуализации действующих тарифных ставок в связи с изменением затрат на перевозки, приведение тарифов в соответствие с нормативно-правовой базой, регламентирующей перевозки в международном сообщении.

Кроме этого, в рамках гибкой тарифной политики ОАО «РЖД» устанавливает специальные ценовые условия, направленные на повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта, привлечение новых грузопотоков и стимулирование роста объемов перевозок.

Результатом ежегодной Та­рифной конференции является согласование Тарифной политики СНГ на очередной фрахтовый год всеми железнодорожными администрациями.

Так, в октябре 2019 года в г.?Таллинне Эстонской Республики пройдет очередная XXVIII Та­рифная конференция, на которой будет утверждена Тарифная политика СНГ на 2020 фрахтовый год.

Решение вопросов, связанных ограничениями пропускной способности межгосударственных стыковых пунктов

В текущем году Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содру­жества введена в постоянную эксплуатацию новая Автома­тизи­рованная система учета непринятых грузовых вагонов при передаче по МГСП, которая позволила более глубоко анализировать причины задержек вагонов.

Так, за 8 месяцев 2019 года из непринятых 65 тысяч грузовых вагонов более 40% не принято пограничными, фитопатологическими и санитарно-ветеринарными службами.

В результате проводимой железнодорожными администрациями работы усилен контроль за качеством подготовки вагонов к перевозкам в международном сообщении. Обеспечивается оперативное принятие решений в случаях возникновения проблемных вопросов, и, как следствие, количество задержанных вагонов по коммерческим причинам на МГСП уменьшилось на 43%, или на 7?тысяч единиц.

Работа ОАО «РЖД» с таможенными и пограничными органами по оптимизации технологии пропуска поездов

Одной из основных задач развития единого информационного пространства на сети железных дорог государств – участников Содружества является создание удобных инструментов для электронного обмена данными с партнерами, клиентами, государственными контролирующими органами при организации перевозок внешнеторговых грузов. Такие инструменты многократно повышают скорость обработки документов, сокращают число ошибок и повышают эффективность всей внешнеэкономической деятельности. Активное использование цифровых технологий является сегодня насущной необходимостью.

Железнодорожные администрации, входящие в Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, уделяют этому вопросу повышенное внимание. Вместе с тем внедрение электронного обмена данными ведется в зависимости от готовности каждой железнодорожной администрации.

Так, практически все перевозки порожних вагонов в межгосударственном сообщении с участием железных дорог Эстонии, Латвии, Украины, России, Беларуси и Литвы осуществляются по безбумажным технологиям с применением электронных юридически значимых железнодорожных накладных.

С 1 октября 2014 года осуществляется предварительное информирование о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Беларуси, России и Казахстана.

Между Россией и Азербайд­жаном с октября 2017 года информационный обмен данными основных перевозочных документов с данными о составе поезда между ОАО «РЖД» и ЗАО «АЖД» осуществляется в режиме опытной эксплуатации.

В настоящее время ОАО «РЖД» проводит подготовительные мероприятия для организации безбумажных перевозок порожних вагонов и грузов в вагонах в сообщении Россия – Азербайджан.

На заседании рабочей группы представителей ОАО «РЖД» и ЗАО «АЖД» по вопросам электронного обмена данными при осуществлении перевозок грузов, которое состоялось 9 сентября 2019 года в г. Москве, приняты решения о расширении Согла­шения об ЭОД техническими спецификациями электронных сообщений для информационного обмена данными накладной ЦИМ/СМГС и сведениями о грузоотправителях/грузополучателях, а также другие работы.

В настоящее время между ОАО «РЖД» и ГО «Белорусская железная дорога» осуществляется практическая реализация проекта по формированию единой системы транзита в рамках Евразийского экономического союза на железнодорожном транспорте при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и завершении действия такой процедуры на принципах электронного документооборота по маршруту перевозки Наушки – Брест.

В рамках развития информационного сопровождения железнодорожных транспортных маршрутов по перевозке контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа определены основные направления развития информационного взаимодействия между национальными железнодорожными компаниями Китая, Беларуси, Гер­мании, Казахстана, Монголии, Польши и России. Одним из приоритетных направлений является разработка и согласование правовых и технических процедур обеспечения юридической значимости электронных накладных ЦИМ/СМГС.

Для организации информационного обмена электронными юридически значимыми накладными ЦИМ/СМГС выполняется разработка программного обеспечения в рамках информационного взаимодействия между ОАО «РЖД» и ГО «Белорусская железная дорога».

ОАО «РЖД» и АО «НК «КТЖ» с июля 2019 года приступили к тиражированию технологии безбумажных перевозок порожних вагонов и грузов из Казахстана в Россию по электронным накладным с электронной подписью по всем погранпереходам по схеме «все станции КТЖ – все станции ОАО «РЖД».

ОАО «РЖД» и ГАО «ЛДЗ» с 3?июня 2019 года перешли на использование электронных юридически значимых накладных СМГС при перевозке грузов в железнодорожном сообщении из России в Латвию по всем пограничным переходам в адрес всех станций латвийских железных дорог. С 5?августа 2019 года данная технология применяется и в обратном направлении при перевозке грузов из Латвии в Россию.

С июля 2019-го российские и латвийские железные дороги приступили к тестированию комплексной технологии перевозки грузов с оформлением таможенной транзитной декларации на товары с электронной цифровой подписью, оформленной на основании электронных документов: накладной СМГС, инвойса и упаковочного листа в направлении из Латвии в Россию.

С целью продолжения сотрудничества по развитию электронного документооборота стороны приступили к выработке технологических и технических решений по взаимодействию автоматизированных систем ОАО «РЖД» и ГАО «ЛДЗ» в части обмена данными унифицированной электронной накладной ЦИМ/СМГС.

Для реализации пилотных перевозок грузов из Эстонии в Россию по электронным накладным с электронной подписью ОАО «РЖД» и АО «ЭВР» проводят подготовительные технические и технологические мероприятия по организации информационного взаимодействия для предварительного информирования о грузах в объеме товаросопроводительных документов (инвойс и упаковочный лист), что обеспечит в дальнейшем создание сквозной цепочки электронного обмена данными при трансграничных перевозках.

В настоящее время ОАО «РЖД» и АО «ЭВР» прорабатывают технологию автоматизации процесса обмена справочниками с информацией о грузоотправителях и грузополучателях. Электронный обмен справочниками позволит обеспечить национальные информационные системы актуальными данными об отправителях и получателях груза.

Очень хорошие результаты достигнуты на российско-финляндском направлении. С июня 2019 года ОАО «РЖД» и VR-Group Ltd начали тиражирование экспортных перевозок грузов из России в Финляндию по безбумажной технологии.

В июле 2019-го ОАО «РЖД» и VR-Group Ltd приступили к осуществлению тестовых перевозок грузов по электронным документам в направлении из Финляндии в Россию с оформлением таможенной процедуры в электронном формате.

На основе полученных от VR-Group Ltd электронных документов (накладной Р-ФПЖС, инвойс и упаковочный лист) в информационных системах ОАО «РЖД» в электронном виде формируется таможенная транзитная декларация на ввозимые из Финляндии товары. Такая технология является комплексной, так как перевозка на всех этапах, от момента заключения договора перевозки до прибытия груза на станцию назначении, а также совершения тамо­женных операций, связанных с завершением таможенной процедуры таможенного транзита, осуществляется в электронном виде без оформления бумажных документов.

В настоящее время самые «узкие места» для прохождения транзитного грузопотока – пункты пропуска на границах, где теряется до 30% времени контейнера в пути. Эти потери вызваны не инфраструктурными проблемами, а неэффективным, долгим оформлением документов. В среднем на этот процесс тратится от 4 до 8 дней. А непосредственно перегрузка, например, в Забайкальске на платформы колеи 1520 мм всего поезда занимает 40 минут.

На основе реализации проекта по перевозке порожних вагонов по электронным накладным из Калининграда через Литву и Беларусь на основную территорию России, а также в обратном направлении по оформленным один раз юридически значимым электронным документам российские железные дороги приблизились к транзитным перевозкам вагонов по электронным документам сразу через несколько государств.

Перечисленные проекты позволяют приступить к реализации целевой модели, которая предполагает, что при любой трансграничной перевозке – например, из Германии в Китай и обратно – документы оформляются в электронном виде один раз в стране отправления.

Аналогичным образом в электронном виде оформляются товаро­сопроводительные документы, обязательные для предоставления в государственные контролирующие органы всех стран по маршруту перевозки.

В системе пассажирских перевозок также применяются различные информационные технологии, которые касаются активного продвижения услуг, реализации маркетинговых акций и кампаний, продажи мультимодальных перевозок, уведомления по SMS и прочего.

В ряде поездов международного сообщения контрольные операции производятся в пути следования.

В перспективе должна быть поставлена задача перевода в электронный вид накладных, деклараций, всевозможных актов и других документов в масштабах всего пространства 1520.

Основные направления сотрудничества ОАО «РЖД» с железнодорожными администрациями колеи 1435 мм

В полном соответствии со стратегическими задачами по реализации транзитного потенциала МТК «Восток – Запад» разрабатывается интеграционный проект создания нового евразийского транспортного коридора путем строительства новой 400-километровой грузовой железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм до Братиславы и Вены, а также строительства в районе этих двух столиц международного логистического центра.

Работа над проектом ведется совместно железнодорожными администрациями и транспортными ведомствами Австрии, Словакии, России и Украины в рамках совместного предприятия, созданного в 2009 году и зарегистрированного в Австрии.

Проект имеет высокую степень проработки. По итогам технико-экономической оценки можно говорить об инженерно-технической, юридической и финансовой состоятельности проекта и его макроэкономической целесообразности, при этом, согласно расчетам, сократятся издержки для конечных потребителей.

В перспективе оптимальное соотношение цены и скорости доставки грузов различными операторами позволит усилить грузовую базу МТК «Восток – Запад».

На протяжении ряда лет ОАО «РЖД», испанская компания Patentes Talgo, S.L. и Белорусская железная дорога совместными усилиями осуществляли работы по реализации проекта скоростного пассажирского сообщения на направлении Москва – Минск – Брест – Берлин.

17 декабря 2016 года с Курского вокзала Москвы в первый рейс был торжественно отправлен новый скоростной международный поезд № 13/14 «Стриж»/«Strizh» сообщением Москва – Берлин.

В реализации этого проекта необходимо отметить большую работу, проведенную Белорусской железной дорогой, по закупке и установке на ст. Брест стационарного переводного устройства по изменению ширины колеи для обеспечения пропуска пассажирских составов Talgo с изменяемой шириной колесной пары.

Многие годы стояла проблема быстрого перехода с европейской колеи на российскую. Теперь эта проблема решена. Сегодня мы имеем современный подвижной состав, который осуществляет переход с одной колеи на другую всего за 20 минут. Раньше эта операция занимала несколько часов.

Международный скоростной поезд «Стриж»/«Strizh» производства испанской компании Patentes Talgo S.L. – это новый уровень качест­ва транспортного обслуживания в международном сооб­щении.

Сегодня поезд курсирует два раза в неделю – по пятницам и воскресеньям из Москвы и по субботам и понедельникам – из Берлина.

Время в пути около 20 часов. В пути следования предусмотрены остановки на станциях Смоленск, Орша, Минск, Брест, Тересполь, Варшава, Познань, Жепин, Франкфурт-на-Одере. За время с начала эксплуатации поездом перевезено 93,2 тыс. пассажиров.

История совета

14 февраля 1992 г. в г. Минске главами правительств Содружества Независимых Государств было подписано «Соглашение о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств», которым, для координации работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и выработки согласованных принципов его деятельности, учреждался Совет по железнодорожному транспорту, состоящий из глав администраций и органов управления железнодорожным транспортом, и исполнительный орган Совета.

Соглашение о создании Совета по железнодорожному транспорту было определено объективной необходимостью в новых геополитических условиях устойчивых экономических связей между государствами, возникшими на территории бывшего СССР. Задача состояла в том, чтобы не только сохранить отработанную технологию полного и бесперебойного перевозочного процесса пассажиров и грузов, но и сыграть ключевую роль в развитии интеграционных связей на пространстве СНГ.

20 марта 1992 г. решением Совета глав правительств государств — участников Содружества были утверждены «Положение о Совете по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества» и «Положение о Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества» — его исполнительного органа.

С момента образования Совет возглавил министр путей сообщения Российской Федерации, а с 1 октября 2003 г. — президент открытого акционерного общества «Российские железные дороги». С 14 июня 2005 г. Председателем Совета был Якунин Владимир Иванович. С 20 августа 2015 г. — Белозёров Олег Валентинович.

Для решения текущих вопросов деятельности железнодорожного транспорта, подготовки вопросов к рассмотрению, Советом созданы комиссии, рабочие и экспертные группы (рабочие органы Совета).

За годы работы Совета подготовлено более 260 соглашений, правил, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих совместную деятельность по организации и международным правилам перевозок грузов и пассажиров, эксплуатации подвижного состава и содержанию технических средств.

Железнодорожными организациями созданы и утверждены на Совете нормативные правовые и технологические документы, необходимые для работы железнодорожного транспорта в межгосударственном сообщении.

Благодаря деятельности Совета удалось сохранить технологическое единство сети железных дорог, обеспечить согласованное развитие инфраструктуры и тарифной политики железных дорог государств — участников Содружества.

Совет способствует дальнейшему укреплению основных межгосударственных транспортно-экономических связей стран, участвующих в его работе. По железным дорогам перевозятся также значительные объёмы транзитных грузов между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Индийского океана и Персидского залива.

Эта статья про открытое акционерное общество «РЖД», вы могли искать статью про железные дороги России

Краткая характеристика, значение и основные показатели

Парк подвижного состава

Реформа железнодорожной отрасли

За время деятельности произошла одна смена фирменного стиля.

Собственники и руководство

Перечень 57 филиалов ОАО «РЖД» по состоянию на 27 ноября 2022 года:

Филиалы — железные дороги

Принадлежащая ОАО «РЖД» железнодорожная сеть разделена между 16 филиалами, имеющими статус Регионального центра корпоративного управления (РЦКУ). Условная нумерация железных дорог осуществляется с запада на восток.

Расположение железных дорог РЖД

Дочерние и зависимые общества компании

Всего на сети РЖД 32 крупнейших сортировочных станций, наибольший объём вагонопотока имеет новая портовая станция Лужская-Сортировочная в Ленинградской области (более 30 тыс. вагонов среднесуточно), затем Инская в Новосибирске (более 27 тыс. вагонов среднесуточно), далее Орехово-Зуево и Бекасово-Сортировочное в Мосузле (более 19 тыс. вагонов среднесуточно).

Для осуществления контроля, аудита и оценки имущества РЖД привлекает независимые аудиторские компании.

Начиная с 2010 года, когда в ходе реформы грузовой парк, в основном, был передан частным компаниям-операторам, в грузообороте РЖД наблюдается ухудшение структуры погрузки в плане её доходности. Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин обращал внимание на индивидуализированную коммерческую политику, которую в собственных интересах проводит операторское сообщество, оставляя для ОАО «РЖД» низкодоходные и малоэффективные грузы и направления перевозок. В результате этой политики, а также сокращения производства на нефтеперерабатывающих и металлургических комбинатах, возрастающей конкуренции со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта происходит снижение доли перевозок РЖД высокодоходных грузов (нефти и чёрных металлов). Данная тенденция является также следствием действия главного тарифного документа РЖД, Прейскуранта 10-01, который в 2017 году уже не в полной мере отвечает меняющейся структуре грузооборота на железных дорогах России, в ряде случаев оказывает дестимулирующее влияние, приводит к снижению доходов компании.

В 2018 году РЖД разделило грузовые перевозки на 7 полигонов: Московский, Октябрьский, Южный , Волжский, Северный, Урало-Сибирский, Восточный.

Грузовые тарифы и тарифные классы

Дальнее пассажирское сообщение

Вагон, оформленный в новом фирменном стиле ОАО РЖД

С 2010 года перевозку пассажиров и грузобагажа в дальнем сообщении производят Федеральная пассажирская компания (100 % «дочка» РЖД), а также, в целях обеспечения конкуренции, не входящие в РЖД компания ТрансКлассСервис и ряд более мелких компаний.

Вокзал станции Тында в праздничном оформлении к 45-летию строительства БАМа со слоганом магистрали «Дорога, построенная с любовью», 2019 год

Тариф на пассажирские перевозки условно разделён на две составляющие: «билет» (включающий расходы на транспортную инфраструктуру, локомотивную тягу и вокзальную составляющую) и «плацкарту» (услуги транспортной компании — владельца вагона). С 2003 года применяется график гибкого регулирования тарифов (ГГР) и система динамического ценообразования на проезд в поездах дальнего следования:

ГГР рассчитан так, чтобы стимулировать пассажира сместить поездку на дату с меньшим индексом. Согласно системе динамического ценообразования, чем раньше куплен билет — тем он дешевле, самые дорогие билеты — в день поездки.

По заявлениям ОАО «РЖД» в 2014 году, пассажирские перевозки, за исключением отдельных высокодоходных направлений, являются убыточными. Эти убытки покрываются частично за счёт компенсаций из бюджета, а по большей части — с помощью перекрёстного субсидирования за счёт доходов от грузовых перевозок.

См. также Конкуренция и тарифное регулирование на рынке железнодорожных перевозок и железнодорожных активов в России.

Онлайн-агрегатор железнодорожных и автобусных билетов

Протяжённость линий, оборудованных автоблокировкой (АБ) и диспетчерской централизацией, составляет 62 055 км, или 72,9 %. Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики на сети железных дорог России обслуживают 203 дистанции сигнализации, централизации и блокировки и 1 технический центр автоматики и телемеханики.

Подвижной состав РЖД

Тяговый подвижной состав РЖД включает тепловозы, электровозы, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дрезины и прочее самоходное оборудование, нетяговый подвижной состав — различные вагоны (пассажирские, грузовые), специальный подвижной состав.

12-часовая смена работы наиболее распространённого на сети РЖД маневрового тепловоза ЧМЭ3 с машинистом и помощником машиниста по нормативу обходится эксплуатанту в 87 тыс. рублей (2017).

Безопасность движения поездов

Безопасность движения поездов является приоритетом в деятельности РЖД, соблюдению этого требования подчинены все используемые на сети технологии.

Либерализация рынка тяги

Мировой железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнёрство 1520» в Сочи, 2017

Основные объекты, введённые по инвестпрограмме в строй в 2012—2017 гг.:

Основной производитель пассажирских вагонов (более 95 %) — Тверской вагоностроительный завод.

III Съезд железнодорожников РФ.29 ноября 2017 года, Москва

По заявлению премьер-министра Михаила Мишустина в октябре 2022 года, инвестиционная программа ОАО «РЖД» на предстоящую трёхлетку превысит 3 трлн рублей. В текущем году финансирование инсвестпрограмм составит более 800 млн рублей. По словам Мишустина, особое внимание будет уделено созданию новых транспортных коридоров Восточного и Азово-Черноморского направлений, а также международного «Север-Юг» — это обусловлено беспрецедентными санкциями. Дорожные карты по созданию высокотехнологичной инфраструктуры и формированию экспорт-импортной логистики рассчитаны до 2030 года и объёмом финансирования более 4,5 трлн рублей, включая 300 млрд из федерального бюджета, — сообщил премьер-министр.

Заимствования на финансовых рынках

Компания РЖД регулярно проводит займы на международном рынке капитала. В 2017 году чистый долг компании достиг 972 млрд рублей, средний срок кредитного портфеля РЖД — девять лет.

События, связанные с пандемией COVID-19 (весна 2020 года)

Международный транспортно-логистический форум в Сочи, 1-3 октября 2018

Международные проекты компании ведёт дочернее зависимое общество «РЖД Интернешнл».

Стратегия и тенденции развития РЖД

В ОАО «РЖД» ежегодно образуется 339 видов твёрдых коммунальных отходов, из них паспортизированы первые 4 класса опасности. Компания имеет лицензию на деятельность в сфере обращения с отходами на более чем 5 тыс. адресов. Из более чем 2 млн отходов разного класса опасности, образующихся каждый год на предприятиях холдинга, около 80 % включается во вторичный оборот. Из этого объёма 83 % передаётся на сформированный рынок переработки отходов, а 17 % после переработки используется повторно внутри железнодорожного холдинга. В 2020 году в компании работают 2 завода по термическому уничтожению отходов третьего-пятого классов опасности. Первый находится в Восточной Сибири на станции Тагул, второй в европейской части страны — в Ярославле. На заводах осуществляется когенерация электрической и тепловой энергии для подразделений РЖД. Суммарная мощность заводов достигает около 14 тыс. тонн отходов в год.

При обслуживании пассажиров на сети РЖД образуется около 300 тыс. тонн твёрдых отходов ежегодно, с тенденцией к увеличению. Для сбора твёрдых коммунальных отходов (ТКО) вокзалы, станции, платформы, пассажирский подвижной состав оборудованы специальными контейнерами с селективным сбором отходов. На сети РЖД определены 95 узловых станций, на которых производится выгрузка отходов из подвижного состава в оборудованную тару для последующего вывоза подрядными организациями. Во многих случаях свалки ТКО в полосе землеотвода железной дороги устраивает население близлежащих городов и населённых пунктов, а ответственность за это перекладывается на РЖД. Для сокращения образования отходов по программам ресурсосбережения в компании осуществляется перевод котельных на возобновляемые источники энергии, переход на светодиодное освещение с отказом от опасных для окружающей среды ртутьсодержащих ламп, внедряются системы регенерации масел и аккумуляторных растворов, безбумажные технологии, в хозяйственной деятельности используется биоразлагаемая посуда и упаковка.

Разграничение прав России и Украины на железнодорожное имущество

В июле 2012 года ОАО «РЖД» сообщило о работе специальной российско-украинской рабочей комиссии на межправительственном уровне по разграничению прав России и Украины на имущество железнодорожных участков, проходящих по территории Украины, и оформлению прав компании на него.

Взаимоотношения между Федеральной антимонопольной службой и РЖД

Федеральная антимонопольная служба подвергала компанию ОАО «РЖД» критике и санкциям за злоупотребление доминирующим положением на рынке и нарушение законодательства о свободе конкуренции, что вызывало со стороны холдинга встречные претензии в чрезмерной зарегулированности и успешные судебные протесты.

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь