Масштабный проект «РЖД Сити» на месте Рижского грузового двора на северо-востоке Москвы, где планировалось разместить штаб-квартиру холдинга, похоже, забуксовал из-за кризиса. Теперь компания подыскивает другие варианты размещения своих сотрудников. По данным “Ъ”, ОАО РЖД рассматривает возможность занять более 200 тыс. кв. м в одной из строящихся башен Moscow Towers в «Москва-Сити». Ежегодные платежи на аренду там превысят 7 млрд руб.
ОАО РЖД планирует арендовать площади в одном из небоскребов комплекса Moscow Towers, который может быть достроен в деловом центре «Москва-Сити» к началу 2024 года, сообщили два источника “Ъ” на рынке недвижимости. Еще один собеседник “Ъ” знает, что госкомпания намерена занять 220 тыс. кв. м. Общая площадь Moscow Towers — около 400 тыс. кв. м, из которых 256 тыс. кв. м — офисная часть. В РЖД подтвердили “Ъ”, что анализируют технические и финансовые параметры возможного размещения сотрудников холдинга в Moscow Towers.
В новой штаб-квартире компания может разместить 18 тыс. работников центрального аппарата, филиалов и дочерних обществ в Москве.
Исходно площадка под Moscow Towers принадлежала мэрии Москвы, но в 2011 году права на ее аренду за 7,22 млрд руб. выкупила структура «Киевской площади» Года Нисанова и Зараха Илиева. Спустя шесть лет стало известно о привлечении в проект неназванного финансового партнера, при этом структура бизнесменов осталась генподрядчиком стройки. Конечный владелец Moscow Towers официально не известен до сих пор.
В разные годы СМИ сообщали, что будущие небоскребы комплекса перешли в собственность акционеров СМП-банка Аркадия и Бориса Ротенбергов, а затем — Григория Баевского, который в 2016 году упоминался в списке аффилированных лиц банка. Вчера представитель господ Ротенбергов заявил “Ъ”, что бизнесмены не являются и никогда не являлись бенефициарами Moscow Towers или любой другой недвижимости в «Москва-Сити».
Намерение ОАО РЖД переехать в «Москва-Сити» отличается от озвученных холдингом еще в 2020 году планов построить штаб-квартиру на месте Рижского грузового двора (РГД) на северо-востоке столицы.
По проекту, получившему название «РЖД Сити», должно появиться 457 тыс. кв. м новых офисов, из которых на 218 тыс. кв. м планировалось разместить более 10 тыс. сотрудников ОАО РЖД. По словам независимого эксперта Андрея Новикова, застройка РГД — длительный процесс и, возможно, холдинг решил не дожидаться завершения проекта и консолидировать персонал в одном месте уже сейчас. Источник “Ъ” на рынке недвижимости не исключает, что застройка Рижского грузового двора может быть приостановлена из-за кризиса.
В ОАО РЖД говорят, что строительство своей штаб-квартиры было «наиболее эффективным вариантом» в 2020 году, но с учетом «последних изменений на рынке коммерческой недвижимости столицы и ситуации в стройиндустрии» холдинг стал прорабатывать альтернативный вариант с арендой офисных площадей.
Если ОАО РЖД заключит контракт на аренду офисных площадей в Moscow Towers, то это станет самой крупной сделкой на рынке за многие годы.
Как ВЭБ. РФ собирал синдикат для РЖД
По подсчетам директора департамента офисной недвижимости ILM Ксении Харкевич, стоимость аренды в Moscow Towers может составить 35 тыс. руб. за 1 кв. м. Таким образом, ежегодная плата за штаб-квартиру площадью 220 тыс. кв. м превысит 7,5 млрд руб. Но с учетом аренды большого объема площадей возможен дисконт, не исключает эксперт. Помимо прочего, ОАО РЖД придется направить еще как минимум 15,4 млрд руб. на отделку помещений в «Москва-Сити». Средние затраты на эти работы, по словам руководителя департамента по работе с офисными помещениями IBC Real Estate Екатерины Беловой, достигают 70 тыс. руб. за 1 кв. м.
“Ъ” стали известны детали проекта стоимостью 127 млрд руб. по застройке Рижского грузового двора в Москве, где помимо новых жилых кварталов появится штаб-квартира ОАО РЖД. Монополия намерена привлечь средства в банках и за счет продажи части будущих площадей, курирует проект экс-глава «Дом.РФ» Александр Плутник. После переезда ОАО РЖД может выставить на торги 60 зданий по всей столице, где сейчас размещается персонал.
Разработкой необходимой документации для строительства штаб-квартиры ОАО РЖД и жилья на месте Рижского грузового двора (РГД) занимается дочернее монополии ООО «Новый квартал». Это следует из презентации финмодели проекта (есть у “Ъ”), подготовленной его куратором — заместителем гендиректора ОАО РЖД, экс-главой «Дом.РФ» Александром Плутником. Именно последняя госкомпания, сообщалось в 2019 году, должна была стать партнером монополии по проекту в РГД. Господин Плутник покинул «Дом.РФ» в феврале, а в июне пришел в ОАО РЖД, «Сейчас действующих юридических отношений по данному проекту у нас нет»,— заверили “Ъ” в пресс-службе «Дом.РФ».
В презентации говорится, что компании, входящие в ОАО РЖД, выдают «Новому кварталу» заем на 4,6 млрд руб.
Компания приступит к проектированию в январе 2021 года, стройка начнется в 2022 году. В ОАО РЖД пояснили “Ъ”, что в новом офисе будет размещено 10 тыс. сотрудников, что позволит «оптимизировать использование помещений и расходы на их аренду и содержание». Сейчас ОАО РЖД по всей Москве принадлежит 60 объектов (360 тыс. кв. м), уточнили там, добавив, что высвобождаемые площади будут «коммерциализированы». Реализация проекта на месте РГД не потребует отвлечения средств ОАО РЖД, сейчас уже ведутся консультации с крупнейшими банками, заверили в монополии.
Застройка РГД предполагает появление 708 тыс. кв. м, из них на офисы придется 457 тыс. кв. м, на жилье — 251 тыс. кв. м.
Расчетный объем финансирования — 127,1 млрд руб. Средства на проект планируется привлечь за счет продажи коммерческих площадей (ожидаемые поступления — 30,9 млрд руб.) и банковского проектного финансирования (78,3 млрд руб. под 8% годовых со сроком погашения до 2039 года).
Как анонсированные ОАО РЖД планы по реконструкции Рижского вокзала и грузового двора привлекли крупных девелоперов
Штаб-квартира ОАО РЖД займет 218 тыс. кв. м, еще 123 тыс. кв. м офисов будут сдаваться в аренду, а 114 тыс. кв. м планируется продать в 2022 году. По текущим ценам от продажи заявленного объема офисов можно выручить 22,8 млрд руб. из расчета 200 тыс. за 1 кв. м, считает управляющий партнер ILM Андрей Лукашев. Поступления ОАО РЖД от сдачи офисов в аренду сторонним компаниям за 15 лет составят 68 млрд руб., прогнозируется в презентации. Несмотря на кризис, ситуация на рынке офисов будет стабильной как минимум до 2024 года, считает партнер Colliers International Владимир Сергунин. По его словам, стоимость аренды площадей в качественных бизнес-центрах Москвы составляет 23–27 тыс. руб. за 1 кв. м в год. Прежде всего ОАО РЖД следует определиться с необходимым объемом офисных площадей с учетом того, что в отдельных подразделениях на удаленку ушло 80% персонала, считает президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.
Осенью 2021 года планируется продать девелоперам площадки РГД, где предусмотрено строительство жилья, отмечается в презентации.
Это тоже должно компенсировать часть затрат на проект. Учитывая параметры жилой застройки (251 тыс. кв. м), стоимость сделки может составить 5–6 млрд руб., подсчитал господин Сергунин. Ориентировочная выручка от продажи жилья — 45–50 млрд руб., прогнозирует директор по развитию ГК «Гранель» Андрей Носов. Такой проект, считает Владимир Сергунин, будет интересен системным застройщикам, включая ПИК, MR Group и «Гранель». Андрей Носов подтвердил интерес «Гранели» к этому проекту. В ПИК от комментариев отказались. В MR Group не ответили по существу.
В презентации финмодели указывается, что проект на месте РГД не будет консолидирован в отчете ОАО РЖД по МСФО до 2025 года (к этому моменту планируется переезд компании в новый офис), а штаб-квартира перейдет в собственность монополии в 2039 году. «Обычно в отчетность не включают непрофильные активы, если они ухудшают экономику компании,— говорит аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов.— Девелоперский проект как раз такой случай. Застройка РГД потребует вложений, сопоставимых с инвестиционным потоком ОАО РЖД за четыре-пять месяцев». Он не исключает, что проект начнет приносить прибыль за счет продажи и аренды площадей через пять лет.
Близится к завершению реставрация дома на Новой Басманной, 2, в котором находится головной офис РЖД. Само строение имеет старинную и интересную историю.
Упоминание о нём есть даже в любимом народом произведении «12 стульев»:
«Подле реставрированных тщанием Главнауки Красных ворот расположились заляпанные известкой маляры со своими саженными кистями, плотники с пилами, штукатуры и каменщики. Они плотно облепили угол Садово-Спасской.
— Запасный дворец, — заметил Ипполит Матвеевич, глядя на длинное белое с зеленым здание по Новой Басманной.
— Работал я и в этом дворце, — сказал Остап, — он, кстати, не дворец, а НКПС. Там служащие, вероятно, до сих пор носят эмалевые нагрудные знаки, которые я изобрёл и распространял».
Первые строения появились в этом районе ещё в середине XVII столетия после образования Житного двора, который в то время даже не входил городскую черту Москвы.
Житный двор был расположен вдоль проезда Земляного города и представлял собой ряд каменных палат с сенями, проездными воротами и двумя каменными круглыми башнями по сторонам.
За красоту Запасный двор переименовали в Запасный дворец.
С 1753 по 1759 годы двор был перестроен и назван Запасным. Здесь занимались заготовкой и хранением продовольствия для поставки на царский двор, варили мёд, делали квас, производили водку и спирт, восковые свечи, факелы, пекли хлеб. Как отмечали современники, лёд для подвалов, в которых хранились продукты, завозился аж из Петербурга. Тут же разместили управляющую имуществом царской семьи Дворцовую канцелярию, которая осуществляла для двора заготовку продуктов и покупку новых имений, ведала эксплуатацией императорских дворцов.
За красоту Запасный двор переименовали в Запасный дворец. Фасад здания декорировали в стиле барокко. Центральную часть венчал купол, устроенный над внутренней церковью, а саму её украшали пилястры, а также сплошной рельеф разнообразных наличников. И, дабы подчеркнуть принадлежность дворца к государству, на фасадной части установили барельеф двуглавого орла.
Во время войны 1812 года Запасный дворец оказался едва ли не единственным казённым зданием, уцелевшим во время пожара. А после окончания войны он стал приютом для москвичей, потерявших свои дома и имущество.
В 1890 году в этих помещениях был размещён Институт благородных девиц, носивший имя императрицы Екатерины Второй. Уклад в институте был, скорее, не девичий, а спартанский. В спальнях – температура 10 градусов тепла, кровати – жёсткие, а барышням два раза в день приходилось мыться холодной водой. Кстати, это было одно из немногих учебных заведений тех лет, где преподавали физкультуру.
В праздничные дни на витражах дома будет виден российский триколор.
Очередная глобальная перестройка дома на Новой Басманной началась с приходом к власти большевиков. Институток выгнали, и бывший Запасный дворец стал Народным комиссариатом путей сообщения. С 1923 по 1929 год были надстроены 3 этажа. Позже, к 1938 году, дом приобрёл практически свой сегодняшний вид.
Фасады тогда оформили в стиле конструктивизма, а на углу возвели башню с часами. После чего в народе строение прозвали «домом-паровозом». Впрочем, такова и была задумка архитектора Ивана Фомина, ещё до революции прославившегося созданием интерьеров Художественного театра и участием в проектировании особняка Рябушинского. Башня как раз символизировала паровозную трубу.
И вот сейчас подходит к концу масштабная реставрация здания. Правда, внешний вид на этот раз принципиально не изменится. Работы больше касаются внутренних коммуникаций. Строители расчистили фасад, покрасили стены, заменили водосточные трубы и отливы, модернизировали систему кондиционирования. Визуально изменились знаменитые часы. Их воссоздали по чертежам 1933 года, арабские цифры на циферблате заменили на римские. Также изменился режим освещения. В праздничные дни на витражах дома будет виден российский триколор.
С момента объявления о том, что РЖД не будут переезжать в собственную штаб-квартиру, строящуюся (на самом деле, нет) на месте Рижского грузового двора, прошла пара недель. Пыль улеглась. Конспирологи выдвинули свои теории о том, почему всё происходит так или иначе, девелоперы оценили расходы монополии на аренду. Но никто так и не ответил на главный вопрос — зачем вообще переезжать? Этот нелёгкий труд мы взяли на себя.
Проект собственной штаб-квартиры застрял между кабинетами топ-менеджеров РЖД (о связи назревших кадровых решений с отменой переезда на Рижскую мы расскажем в следующем материале). Но все те годы, пока монополия планировала «великое переселение народов», в компании довольно успешно шла оптимизация штата (до 2022 года, когда оптимизация была остановлена указом главы РЖД). Причём сокращали не только работающих «в полях», но и офисных менеджеров.
«Когда был коронавирус, многих перевели на удалёнку. И этот опыт стал очень полезным для РЖД. Многих так и оставили в режиме «домашнего офиса», — рассказывает для Vgudok сотрудник московского офиса монополии.
С нашим собеседником соглашается отраслевой эксперт, указывая, что вся шумиха вокруг переезда РЖД должна обратить внимание на раздутый штат госкомпании.
«Вначале стоило бы понять, что происходит в самом аппарате управления РЖД. Внутри компании за последние четыре года было создано несколько непонятных структур.
В моём понимании, сегодня офисных площадей, которые находятся в управлении холдинга, а это исторические места — Новая Басманная, 2, Каланчёвская, 6 и 35, Новорязанская, 2, — в принципе достаточно, чтобы говорить о том, что аппарат управления можно разместить.
Если проблема в коммуникации, то сейчас неплохо развита система дистанционной коммуникации.
Можно и на удалёнке со всеми посовещаться. Тем более можно уместиться в те площади, которые есть», — уверен собеседник редакции.
Нам вариант с персональной штаб-квартирой РЖД всё ещё кажется оптимальным. Но, выбирая из двух зол, почему бы не отложить переезд и не остаться на занимаемых сегодня площадях? Тем более, что они не взяты в аренду, а свои.
«Очевидно, логика в том, что есть желание централизовать главный офис. Здесь есть ряд преимуществ, связанных в первую очередь с улучшением процесса управления, взаимодействия подразделений между собой. Иными словами, простым и не только работникам провести переговоры с коллегами, отнести документы — всё это станет быстрее в разы», — поделился с нашим корреспондентом мнением ещё один работник РЖД.
Вопрос в квадрате
Офисы центрального аппарата и структурных подразделений РЖД, расположенных в столице, занимают 60 зданий общей площадью 360 тыс. квадратных метров. Из них 50 зданий — собственность монополии. По новым вводным, РЖД должны занять 200 тыс. кв. м в одной из строящихся башен Moscow Towers в «Москва-Сити».
Получается, что «Сити» способен предоставить РЖД почти вдвое меньше потребностей московского офиса железнодорожников. Работников разместят «плотнее»? Или монополия «доберёт» недостающие квадраты в других офисах города? Отметим, что оба эти варианта ставят под сомнение саму идею переезда.
Ну и для полноты картины напомним, что штаб-квартира «РЖД-Сити» на Рижской должна была раскинуться на 450 тысяч «квадратов», что превышает площади двух башен «Федерация» в «Москва-Сити».
Экономика выходит неэкономной
В штаб-квартире «РЖД-Сити» работникам монополии должны были достаться 218 тыс. кв. метров коммерческих площадей. Помимо офиса РЖД, 123 тыс. кв. метров офисов планировалось сдавать в аренду и 114 тыс. кв. метров продать. Так госкомпания должна была отбить вложения в проект собственного здания. По разным оценкам, от одной только аренды монополия должна была заработать от 70 до 90 млрд рублей за 15 лет.
В случае переезда в Moscow Towers РЖД ежегодно будут тратить на аренду офиса 7 млрд руб. За 15 лет — минус 105 млрд руб. Потери почти на 30 млрд больше, чем стоило бы строительство офиса на Рижской. Такие расходы вызывают вопросы у отраслевых экспертов.
«В эпоху, когда РЖД без конца смотрят, как бы повысить тариф для грузовладельцев, странно рассматривать переезд в «Москва-Сити», где аренда площади одна из самых дорогих.
И где ещё требуются денежные средства, чтобы провести отделку, с учётом того, что были вложены деньги для создания центра управления железными дорогами, который находится внутри Новой Басманной. Не очень понятно, зачем это нужно РЖД», — задаётся вопросом президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин.
На фоне необходимости вливаний в модернизацию Восточного полигона такой рост расходов сейчас не к месту и нецелесообразен, считают клиенты монополии.
«Тот же Рижский надо рассматривать как нормальный девелоперский проект. Что касается офисов, с учётом того, что из себя представляет здание на Новой Басманной, ГВЦ (главный вычислительный центр), который никуда не денется, я бы предположил, что где офисы есть, там и надо работать.
А то получается, что они разрослись до такой степени, что никуда не помещаются. Давайте теперь поедем в самое дорогое место! Это ни в какие ворота не лезет», — сетует источник редакции в железнодорожной отрасли.
Кроме того, переезд на арендованные площади совсем не гарантирует, что монополию всё устроит и спустя некоторое время не придётся подыскивать себе новое пристанище.
При этом какая судьба уготована имеющимся в арсенале РЖД зданиям — не уточняется. Сдача в аренду или недвижимость быстро перейдёт в категорию непрофильных активов и будет реализована с молотка господином Плутником?
По законам военного времени
Мы часто с иронией относились к тому, как по-военному строго выглядят мундиры топ-менеджеров РЖД. Но это не отменяет того, что железные дороги действительно во многом военизированная структура. И во время проведения Специальной военной операции её безопасность, как стратегического и режимного объекта, выходит на первый план.
Как арендованный офис в «Сити» может конкурировать со штаб-квартирой, спроектированной с учётом нужд РЖД, обеспеченной необходимыми системами контроля, безопасности и режима? Как на новом месте будет создан федеральный центр управления железными дорогами? Едва ли застройщики Moscow Towers заранее могли просчитать все возможные запросы РЖД и реализовать их в абсолютно унифицированном проекте.
«С точки зрения безопасности у меня есть две мысли, каждая из которых по-своему логичная и верная. С одной стороны, кажется, что обеспечить безопасность одного, пусть даже очень большого здания проще и надёжнее, чем нескольких.
С другой — все мы больше года в той или иной степени живём в парадигме СВО.
И в этой логике (к сожалению, приходится думать и об этом, РЖД — компания стратегически важная для страны) для злоумышленников вывести из строя один объект изначально видится более простой задачей, чем нейтрализовать распределённую сеть зданий. Уверен, наш блок безопасности всё это просчитал, и решение принято с его мнением и позицией», — уверен работник столичного офиса монополии.
Напомним также, что одной из озвученных в 2019 году целей переезда в собственную штаб-квартиру было развитие единой IT-инфраструктуры РЖД. Возможно ли это в таком «муравейнике», как «Москва-Сити»? Так или иначе, переустройство башни под нужды стратегической госкомпании — большая проблема и для владельцев недвижимости. Мы уверены, день, когда РЖД наконец обзаведутся «своим жильём», настанет, и пересдать помещения, заточенные под монополию, будет не так просто.
Один переезд хуже двух пожаров
Переезд московского офиса монополии в небоскрёб в Moscow Towers может занять более двух лет — таковы оценки экспертов «РИА Недвижимость». В это время заложены полтора года на чистовую отделку, ещё около 6 месяцев — на саму «релокацию» сотрудников офисов. При этом здание, готовое так радушно принять в своих стенах РЖД, будет сдано лишь в 2024 году. Во всяком случае, так предусматривает план застройщика.
Таким образом, эпопея с арендованным офисом может растянуться до 2027 года.
К слову, сами будущие переселенцы к идее переезда в «Сити» относятся по-разному. И перспектива трудиться в хоть и модном, но очень перегруженном людьми месте, радует не всех.
«Сити — место каменных джунглей и постоянного порывистого ветра с реки, десятки и сотни тысяч обитателей других башен. По словам моих друзей, которые там работают, в целом, атмосфера всего комплекса небоскрёбов давящая, морально не на всех сказывается хорошо.
Из-за очередей в пиковые часы задача добраться до нужного этажа и офиса на лифте становится настоящим испытанием, как рассказывают. Уже не говорим о тех, кто в течение дня привык выходить на перекур. Зато концепция ЗОЖ, в которой живут РЖД, конечно, в этом смысле раскроется ещё ярче. Люди будут менять не только транспортные привычки, но и вредные», — рассказал редакции источник в РЖД.
На фоне тотальной нелогичности перехода от собственности к аренде, сложности переезда и возможной недолговечности аренды, возникает ощущение, что Moscow Towers — это предложение, от которого РЖД не могли отказаться. В этой схеме за рамками остаются такие важные детали, как перевод собственности участка Рижского грузового двора в долгосрочную аренду РЖД на 49 лет, проблема налогообложения этих площадей и, как мы уже писали, «бездомность» госкомпании.
Очевидно, что при колоссальных тратах на аренду вопрос экономии не стал ключевым при отказе от застройки Рижской. Но это уже совсем другая история.
Эта новость огорошила тех, кто следит за девелоперскими проектами РЖД. Госкомпания собирается арендовать более 200 тыс. кв. м в одной из строящихся башен Moscow Towers в «Москва-Сити». Ежегодные платежи за аренду, по данным «Ъ», превысят 7 млрд рублей.
Vgudok критически разбирает мегапроекты монополии, которые отвлекают драгоценные ресурсы от решения насущных проблем. Но здесь не тот случай. На наш взгляд, бывший грузовой двор на Рижской чуть ли не идеальное место для штаб-квартиры РЖД. Его уникальное расположение удобно и с точки зрения транспортной доступности, и с точки зрения организации пространства. Здесь можно решить на перспективу все проблемы, связанные с дефицитом градостроительных площадей — типа парковки.
Более того, вместо «нулевой» доходности в Сити, квартал на Рижской может приносить монополии и новый опыт и доходы. Вспомним замороженную идею вокзальных фитнес-центров, реализация которой напрашивается в Марьиной Роще. РЖД получает шанс стать арендодателем под объекты общественного питания. Излишек офисных помещений с удовольствием разобрали бы контрагенты РЖД и другие «околожелезнодорожные» компании. И теперь этот проект, в который уже вложено немало средств и в рамках которого проведён конкурс на архитектурное решение, ложится «под сукно»?
А ведь как всё красиво начиналось! В начале 2021 года тогда ещё свеженазначенный замгендира РЖД Александр Плутник объявил о планах воссоединения всех разбросанных по Москве подразделений госкомпании под одной крышей в районе Рижского вокзала. «Хотим начать строить в 2022 году. Надеемся в 2025 году переехать. Это очень большой проект, внутри него есть много ограничений, будем стараться», — говорил прессе топ-менеджер.
И для этого были все предпосылки. Это и наработки самого Плутника с трудовым бэкграундом в ДОМ.РФ и, как шепчутся, родством с главой ВЭБа Игорем Шуваловым, и организация всё тем же ВЭБом синдицированного кредита для строительства «РЖД-Сити» на 127 млрд рублей, и вроде бы даже начавшиеся строительные работы на площадке, и постоянно публикуемые рендеры штаб-квартиры.
Источники намекают, что проект Moscow Towers вроде бы принадлежит Аркадию и Борису Ротенбергам и их доверенному лицу Григорию Баевскому. А учитывая особый интерес братьев к инфраструктуре, в том числе и железнодорожной, у РЖД и выбора-то в месте дислокации особого не было. Правда, представитель Ротенбергов опроверг какую-либо связь бизнесменов с этим девелопментом в «Москва-Сити».
В это же самое время у коллег железнодорожников по госсектору, несмотря на ту же геополитику, девелоперские дела идут блестяще.
Официальная же версия Басманной, озвученная, естественно, неофициально, звучит как временная заморозка проекта с учётом «последних изменений на рынке коммерческой недвижимости столицы и ситуации в стройиндустрии». То есть во всём виновата геополитика.
В это же самое время у коллег железнодорожников по госсектору, несмотря на ту же геополитику, девелоперские дела идут блестяще. Ростех доделывает свою штаб-квартиру на территории Тушинского аэродрома на северо-западе Москвы. Роскосмос регулярно докладывает о всё новых и новых этажах в строящемся в Филях Национальном космическом центре, осматривать который приезжал сам президент Путин.
Поэтому отговорки ж/д монополии и ссылки на кризис выглядят неубедительно. Менеджмент РЖД не может, конечно, признаться в своём малодушии и неспособности противостоять лоббистскому напору неких девелоперских структур, кровно заинтересованных пристроить свою «недвигу» богатой госкомпании. Сама идея аренды офисов, пусть даже и временной, выглядит слабым паллиативом: арендные платежи сожрут бюджет «РЖД-Сити» за несколько лет.
Тем более что «Москва-Сити» — это псевдопрестижная точка, которая привлекает разве что регионалов, рассчитывающих пафосным адресом пустить пыль в глаза своим потенциальным партнёрам, условный хай-тек типа «Озона», который по понятиям не может тусоваться в страшнозвучащих Мамырях, да ФОИВы (Минэк, Минпромторг), решение о местонахождении которых принимаются в совершенно других кабинетах.
Переезд в Сити неудобен для огромного количества компаний, которые «гнездятся» в железнодорожном квартале.
Для РЖД, родом из сермяжных железнодорожных районов Басманной, Рижской, Красносельской, небоскрёбный район на Москве-реке — что-то вроде пиджака от Dolce & Gabbana на машинисте тепловоза. Тем более что в «родовом гнезде» возле трёх вокзалов уже давно осели как коммерческие структуры самих РЖД, так и связанные с ж/д бизнесом компании.
Переезд в Сити неудобен для огромного количества компаний, которые «гнездятся» в железнодорожном квартале. Отсюда до Марьиной Рощи можно добраться хоть пешком. Башня в Сити — это глобальное изменение маршрутов. Кроме того, вопрос создания штаб-квартиры не решается, а просто откладывается.
Остаётся только надеяться, что менеджменту госмонополии хватит сил не оторваться от родных корней ради латания финансовых дыр неудачливых девелоперов, чтобы через несколько лет с гордостью протягивать контрагентам визитную карточку со столь милым для сердца каждого железнодорожника адресом: Москва, Рижский двор, «РЖД-Сити».