ЮБИЛЕЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

ЮБИЛЕЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ Портал РЖД

Железная дорога — один из основных путей сообщения в России: общая эксплуатационная длина железных дорог в стране составляет 85,6 тысячи километров. Чтобы россияне могли беспрепятственно добираться в любую точку государства, а также за его пределы, на железной дороге ежедневно трудятся сотни тысяч человек. День железнодорожника — прекрасная возможность вспомнить об этом. Как отмечается этот праздник и какова его история, рассказывает «Лента.ру».

Памятную дату отрасль встретила практически незаметно. Может быть, из-за путаницы с этими самыми датами. В ноябре 1987 года 150-летие ж/д праздновали с подобающей ситуации помпой – с театрализованными представлениями, парадом старой техники и всем остальным.

Спустя три десятка лет, очевидно, смешались календарные стили. В итоге праздничный пресс-релиз РЖД вышел 30 октября по григорианскому календарю. При этом наши коллеги-журналисты называли в качестве ДР дату 11 ноября. Хотя разница между календарями составляет 13 дней. То есть рождение надо было праздновать накануне – 12 числа. Что, в целом, не мешает редакции Vgudok.com поздравить железные дороги сегодня! Что мы и делаем!  

Ровно 180 лет и один день назад, 30 октября (12 ноября) 1837 года, в первую поездку с пассажирами отправился поезд по первой в России железной дороге, которая связала Санкт-Петербург и Царское село. Эту магистраль можно было бы назвать, скорее, игрушечной, поскольку поездки по ней совершали забавы ради. С другой стороны, её можно считать самой первой пригородной железнодорожной веткой, регулярное движение по которой началось, впрочем, позднее – в апреле 1838 года, а с мая поезда стали приходить в Павловск.

Первопроходцами в движении по стальным магистралям были англичане, открывшие для себя романтику железных дорог в 1825 году. Через три года вдохнули паровозный дымок во Франции, а ещё через пару лет, в 1830-м, ж/д пришли в США.

Россия же стала железнодорожной страной на два года позднее Германии, где первые поезда отправились в путь 7 декабря 1835 года. Зато мы на два года опередили Италию. Впрочем, та итальянская дорога весьма напоминала российскую, хоть и была в три раза короче. Она связала неаполитанский район Корсо Гарибальди с королевским дворцом в Портичи. И точно так же, как питерская знать отправлялась отдохнуть и развлечься в Павловск, в придворную жизнь Неаполя вносил разнообразие курорт в Портичи, куда устремлялись богатые и влиятельные персоны.

С праздником, железные дороги!

185 лет назад, 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года в Российской империи была открыта первая железная дорога общего пользования Санкт-Петербург — Царское Село. К памятной дате в Москве проходит сразу несколько любопытных мероприятий.

В Российской государственной библиотеке (Пашков дом) открылась выставка, посвящённая картографии железных дорог России — «По железным дорогам России от Санкт-Петербурга до Владивостока: карты путей сообщения XIX — начала XX века». В экспозиции представлены карты и планы железных дорог Российской империи. С первых дней функционирования стальных магистралей до начала ХХ столетия, когда был построен Великий сибирский путь (или Транссиб, как мы его называем сейчас).

«Центральным экспонатом этой части выставки является карта Российской империи и сопредельных с нею государств, составленная к десятилетию Комитета Сибирской железной дороги генерал-лейтенантом Эдуардом Коверским. На карту подробно нанесены все железные дороги Российской империи, целиком показана Транссибирская магистраль, включая ещё не введённые в эксплуатацию и строящиеся участки», — говорят организаторы.

А на ВДНХ открылась международная выставка «Железнодорожная модель». Она проходит в павильоне Музея Гаража особого назначения Федеральной службы охраны. Генеральным партнёром выставки выступило ОАО «РЖД». Чтобы попасть туда, нужно найти павильон №53 и пройти через любопытную экспозицию, посвящённую автотранспорту первых лиц нашего государства.

Динамический железнодорожный макет в масштабе 1:87 с колеёй 16,5 мм, состоящий из 80 сборных модулей, расположился на площади 200 кв. метров и является одним из крупнейших в России. Он представлен объединением железнодорожных моделистов «Московский модуль».

Естественно, что все железнодорожные модели на макете приводятся в движение нажатием кнопки на цифровом пульте управления модулем. Что немедленно вызывает восторг и самых маленьких посетителей выставки, и ребят постарше. В движении находится не только железнодорожный подвижной состав, но и автобусы на одном из модулей, которые бодро курсируют от маленького ЖД-вокзала, лихо закладывая виражи на поворотах.

Помимо самого модульного макета, который, конечно, является безусловным гвоздём программы, на выставке представлены художественные произведения на железнодорожную тематику, коллекция железнодорожных открыток, разнообразные модели железнодорожного и не только транспорта в разных масштабах.

Некоторые миниатюрные машины можно и приобрести, не пожалев несколько тысяч рублей за рукотворный раритет.

Тем более что многие модели подвижного состава, недальновидно порезанные на металлолом, навсегда ушли в небытие, и единственная возможность представить их истинный облик — воссоздать копию в модельном масштабе на основе сохранившихся чертежей и фотографий.

В коллекции железнодорожных рельсов, представленных на одном из стендов, выделяется фрагмент стальной балки с клеймом завода «Азовсталь» — одного из крупнейших в СССР металлургических комбинатов. Сегодня это название связывается с осадой и взятием территории предприятия ВС РФ и пленением отборных частей украинских националистов.

Особое внимание маленьких посетителей выставки вызвал интерактивный тренажёр машиниста, представленный Лабораторией железнодорожного моделизма. Юные любители стальных магистралей могли вообразить себя в кабине электропоезда, который следует от Киевского вокзала Москвы со всеми остановками.

Свидетельствуем: от желающих приобщиться к профессии машиниста отбоя не было. Нажимать нужные кнопки, крутить ручки контролеров и поворачивать кран машиниста у подавляющего большинства получалось с первого раза. Возможно, в каждом ребёнке живёт потенциальный машинист. Поздравляем вас с памятной датой!

История праздника

Впервые День железнодорожника начали отмечать еще в конце XIX века, после выхода приказа министра путей сообщения Российской империи князя Михаила Хилкова № 68 от 28 июня (10 июля по новому стилю) 1896 года. Изначально этот праздник был приурочен ко дню рождения императора Николая I — 25 июня (6 июля по новому стилю), начавшего строительство железных дорог в России.

«Государь император в ознаменование дня рождения императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения», — говорилось в приказе.

Такую дату выбрали потому, что именно при Николае I были построены первые железные дороги — прогулочная в Царское Село и магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы

До 1917 года праздник отмечался 25 июня. После Октябрьской социалистической революции День железнодорожника, как и все другие события царских времен, запретили, и праздник был почти забыт. Как пишет прозаик Лев Гумилевский в книге «Железные дороги», лишь в июле 1936 года было принято постановление о возобновлении празднования Дня железнодорожника.


ЮБИЛЕЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Локомотив поезда — одна из экспозиций Международной выставки «Электро-77» в Сокольниках, 1977 год

Случилось это после того, как сами работники железной дороги выдвинули такое предложение на приеме у Иосифа Сталина в 1935 году. Секретарь ЦК ВКП(б) согласился с этим и даже произнес перед работниками железной дороги благодарственную речь: «Разрешите провозгласить тост за ваши успехи, которые несомненны и за которые вы заслужили настоящую товарищескую похвалу. Разрешите провозгласить тост за те достижения, которых еще нет у вас, но которые обязательно должны быть, за то, чтобы все вы, от стрелочника до наркома, сделали все необходимое и подняли транспорт, который идет уже в гору, но идет еще покачиваясь, за то, чтобы транспорт был четко работающим, исправно действующим, точным, как хороший часовой механизм, конвейером! За всех вас и за вашего наркома, товарищи!»

Спустя год был установлен день профессионального праздника — новой датой Дня железнодорожника (в то время он назывался Всесоюзный Сталинский день железнодорожников) стало 30 июля. А через несколько лет, в 1940 году, было принято решение перенести празднование на первое воскресенье августа — в то время воскресенье было единственным выходным. И хотя сейчас у россиян пятидневка, праздник железнодорожников традиционно продолжают отмечать именно в этот день.

Кто празднует День железнодорожника

День железнодорожника — старейший профессиональный праздник в России. Он традиционно отмечается в первое воскресенье августа, в 2023 году этот день выпадает на 6 августа. Можно сказать, что каждый, кто хотя бы раз путешествовал на поезде, имеет хотя бы косвенное отношение к этому дню.

отмечается День железнодорожника в 2023 году

Железные дороги в современной России — это огромная система, которая предполагает постоянное вовлечение немалого количества людей. Ведь необходимо, чтобы она работала без перебоев. От сотрудников требуются особые навыки, глубокие технические познания, ответственность и стрессоустойчивость, многим из них приходится сталкиваться с тяжелым физическим трудом.


ЮБИЛЕЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Отправление скоростной электрички по маршруту Киевский вокзал — аэропорт Внуково, 2005 год

В Российской Федерации, согласно данным сайта ОАО «РЖД», к концу 2021 года насчитывалось 696,3 тысячи человек, задействованных в работе на железной дороге. Статистики 2022-2023 годов еще нет, тем не менее ясно одно: сотни тысяч сотрудников ежедневно обеспечивают россиянам стабильную возможность перемещаться по стране и вовремя получать посылки по почте, а предприятиям — топливо, оборудование и стройматериалы.

Российские железные дороги, являясь частью евразийской железнодорожной сети, связывают нашу страну с Европой и Восточной Азией. Российские железные дороги занимают второе место в мире по протяженности после США, а по протяженности электрифицированных магистралей Россия занимает первое место.

Около 20 % грузооборота и 10 % пассажирооборота всех железных дорог мира приходятся именно на Россию, по данным ОАО «РЖД»

Внутри России железнодорожный транспорт — ведущий во всей транспортной системе страны, его доля составляет более 40 процентов.

К слову, 6 августа День железнодорожника будет отмечаться не только в России, но и в Белоруссии, Армении, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Молдавии и Болгарии. В других же государствах профессиональный праздник железнодорожников отмечается в иные даты, однако так или иначе о работниках этой важнейшей отрасли не забывают нигде.


ЮБИЛЕЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Железнодорожная станция в Российской империи, 1905 год

Традиции Дня железнодорожника

Когда праздник был только установлен, его отмечали с большим размахом — на один день железнодорожные учреждения приостанавливали работу. На вокзалах и крупных станциях проводили молебны. В зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался ужин с концертом, а в Санкт-Петербурге на набережной Фонтанки у дома № 117, где тогда располагалось Министерство путей сообщения Российской империи, собирались на празднование высшие чины.


ЮБИЛЕЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Молодежь уезжает на освоение целинных земель в Казахстане. Проводы на перроне Павелецкого вокзала, 1954 год

В этот день работники железной дороги и их родственники могли сами стать пассажирами: за 50 копеек им предлагали прокатиться на особом поезде — с оркестром, представлениями и чаепитием.

Сегодня День железнодорожника в России превратился скорее в корпоративный праздник, однако с 2016 года в первое воскресенье августа в московском спорткомплексе «Лужники» на стадионе «РЖД Арена» проходит спортивный фестиваль, в котором могут принять участие все желающие.

В 2023 году он носит название «Достигая цели». Основа мероприятия — благотворительный забег, который проводится совместно с Благотворительным фондом спасения тяжелобольных детей «Линия жизни». Кроме того, в этот день проходит вручение государственных и отраслевых наград железнодорожникам, в торжественной обстановке запускаются новые участки железных дорог.

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь