Восточно-Сибирская железная дорога
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 декабря 2022 года; проверки требует 1 правка.
Восто́чно-Сиби́рская желе́зная доро́га (В-СибЖД) — один из 16 региональных филиалов ОАО «Российские железные дороги». Обслуживаемая часть железнодорожной сети располагается на территории Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края и Республики Саха (Якутия). Управление находится в городе Иркутске. Начальник ВСЖД — Владимиров Вадим Владимирович (с марта 2021 года).
Идея сооружения железной дороги через малозаселённую и почти не исследованную область Восточной Сибири была высказана в 70-е—80-е годы XIX века. После завершения в 1884 году строительства участка Уральской железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени, необходимость прокладки дороги стала очевидной. Для проведения изысканий по будущей трассе Транссибирской железной дороги в 1887 году были созданы три экспедиции. В 1893 году был создан комитет по сооружению Сибирской железной дороги. К 1895 году было закончено строительство Западно-Сибирской железной дороги (одного из семи участков Сибирской железной дороги) от Челябинска до станции Обь у Новониколаевского посёлка.
В 1936 году из состава ВСЖД была выделена Красноярская железная дорога (линия Мариинск — Тайшет).
В 1939 году введена в эксплуатацию южная линия Улан-Удэ — Наушки, с перспективой развития ветки на Монголию (ныне — Трансмонгольская железная дорога).
23 июня 1941 года на ВСЖД вводится военное положение.
В 1950 году открыто движение поездов на участке Наушки — Улан-Батор.
В 1961—1979 годах в состав ВСЖД входила Красноярская железная дорога.
В июне 1964 года начал курсировать фирменный поезд «Байкал» (Иркутск — Москва).
В 1970 году полностью электрифицирован главный ход ВСЖД.
В 1976 году ВСЖД награждена орденом Трудового Красного Знамени.
В 1986 году сформирован фирменный поезд «Ангара» (Иркутск — Братск), в 1987 году — «Селенга» (Улан-Удэ — Иркутск).
В 1996 году в состав ВСЖД включено Северобайкальское отделение Байкало-Амурской железной дороги.
В 2001 году завершены основные работы на Северомуйском тоннеле. Через тоннель прошёл первый состав.
В 2005 году открыт маршрут фирменного поезда «Баргузин» (Иркутск — Забайкальск).
В 2010 году маршрут фирменного поезда «Байкал» (Иркутск — Москва) изменён на Иркутск — Санкт-Петербург.
В 2013 году фирменный поезд «Байкал» сначала стал ходить только до Новосибирска, а затем вовсе был отменён.
Наиболее крупные станции: Ангарск, Братск (станции Анзёби, Гидростроитель, Падунские Пороги), Вихоревка, Слюдянка I, Черемхово, Усолье-Сибирское, Китой, Суховская, Иркутск-Сортировочный, Иркутск-Пассажирский, Коршуниха-Ангарская, Мысовая, Новая Чара, Улан-Удэ, Заиграево, Наушки, Лена, Северобайкальск, Тайшет, Таксимо, Усть-Илимск.
ЭП1 на перегоне Слюдянка-I — Утулик
До 2011 года в состав ВСЖД входили отделения: Тайшетское, Иркутское, Улан-Удэнское, Северобайкальское.
Возглавляет каждое представительство на месте заместитель начальника дороги. В оперативном подчинении каждого руководителя находятся линейные подразделения инфраструктуры, локомотивные депо.
Основные локомотивные депо: Иркутск-Сортировочный, Тайшет, Вихоревка, Северобайкальск, Улан-Удэ.
Основные показатели за 2018 год:
Пассажирское депо Иркутск формирует и обслуживает пассажирский фирменный поезд «Баргузин» (Иркутск — Забайкальск). Его время в пути следования по маршруту Иркутск – Забайкальск составляет 31 час 35 минут, а из Забайкальска в Иркутск – 29 часов 29 минут. Поезд следует из Иркутска по понедельникам и пятницам, из Забайкальска – по средам, воскресеньям.
Ранее существовали и другие фирменные поезда, например, «Байкал» (Иркутск — Москва, позже — Иркутск — Санкт-Петербург), «Ангара» (Иркутск — Гидростроитель (Братск)).
Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД) – один из 16 филиалов ОАО «РЖД», крупнейшее транспортное предприятие всей Восточной Сибири. ВСЖД проходит в четырех субъектах РФ.
Дорога обслуживает крупные промышленные районы, где сконцентрированы добывающие, лесозаготовительные, энергетические и химические компании в Иркутской области, Республиках Бурятия и Саха, Забайкальского края. В границах ВЖД проходят Транссибирская, Байкало-Амурская магистрали, а также «золотая пряжка стального пояса Транссиба» – Кругобайкальская железная дорога.
Структура
С 1997 г. по 2004 г. на ВСЖД действовала безотделенческая система управления. Однако руководство Министерства путей сообщения пересмотрело такую структуру ввиду некачественной эксплуатационной работы. Теперь дорога состоит из четырех региональных представительств.
Иркутский регион. Областной центр Иркутск является крупнейшим ж/д звеном Транссиба. Здесь распложены вокзалы Иркутск-Пассажирский и Иркутск-Сортировочный. Второй используется для грузового и пригородного движения, а также как станция для сортировки грузов.
Пассажирское депо Иркутск формирует и обслуживает пассажирские составы «Баргузин». На территории ст. Пассажирский расположено депо ВЧД-7, откуда отправляется поезд дальнего следования «Байкал», курсирующий по маршруту Иркутск – Санкт-Петербург. Состав преодолевает это расстояние за четыре дня.
Северобайкальский регион. Является одним из самых красивых и живописных участков всей магистрали. Каждый год по нему передвигаются сотни путешественников. Между тем это и самый сложный участок ВСЖД. На на нем расположено более 700 мостов, 14 галерей и 10 тоннелей, один из них — Северомуйский, самый длинный в России (15 343 м).
Северобайкальский регион обслуживает часть западного участка Байкало-Амурской магистрали. Территориально – это восток Иркутской области, север Республики Бурятия и Забайкальского края, юго-западная часть Республики Саха.
Тайшетский регион. В его границах расположены более 50 станций. Крупный железнодорожный узел и внеклассная сортировочная станция – Тайшет – единственная в своем роде, которую никак нельзя миновать при следовании поездом любым маршрутом из европейской части России в Восточную Сибирь или на Дальний Восток. Здесь сходятся три ж/д магистрали: Транссибирская, Байкало-Амурская, Южно-Сибирская.
Этот большой железнодорожный узел имеет важное значение не только для Восточно-Сибирской железной дороги, но и в целом для ОАО «РЖД». Из Тайшета по железной дороге грузопоток идет по всем четырем направлениям: на север, восток, запад и юг страны.
Улан-Удэнский регион. Находится в границах от ст. Петровский Завод в Забайкальском крае до ст. Касьяновка в Иркутской области. Эта зона – «ворота России», где открываются уникальные возможности по обеспечению межгосударственных транспортных связей между Россией и Монголией, а также Китаем.
Интересные факты
В 2020 г. было выделено около 63 млрд рублей на усовершенствование инфраструктуры ВСЖД. На этот год направлено еще 134 млрд рублей. В ближайшее время закончится первый и начнется второй этап модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Запуск нового Байкальского тоннеля позволит увеличить пропускную способность лимитирующего участка в 2,5 раза – с 13,2 до 32,4 млн тонн грузов в год.