- Краткая характеристика, значение и основные показатели
- Разграничение прав России и Украины на железнодорожное имущество
- Взаимоотношения между Федеральной антимонопольной службой и РЖД
- Филиалы — производственные подразделения
- Филиалы — железные дороги
- Спорт, благотворительность, образование
- Экологическая и промышленная безопасность
- Собственники и руководство
- Председатель совета директоров
- Критика и проблемы
- Дальнее пассажирское сообщение
- Онлайн-агрегатор железнодорожных и автобусных билетов
- Подвижной состав РЖД
- Безопасность движения поездов
- Либерализация рынка тяги
- Заимствования на финансовых рынках
Краткая характеристика, значение и основные показатели
Парк подвижного состава
Эта статья про открытое акционерное общество «РЖД», вы могли искать статью про железные дороги России
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Валинский.
Олег Сергеевич Валинский (род. , Ленинград) — ректор Петербургского государственного университета путей сообщения с июля 2023 года. Ранее заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО РЖД (2016—2023). Кандидат технических наук (2023).
В молодости Валинский был известен также как советский рок-музыкант, друг и коллега Виктора Цоя.
От редакции: материал, который вы прочитаете ниже, написан нашим внештатным автором — железнодорожником. Может быть, его мнение субъективно, однако оно отражает ощущения многих сотрудников ОАО «РЖД» разного уровня. Слово железнодорожнику:
Начальник Дирекции тяги (ЦТ) Олег Валинский, добавив к наименованию должности слово «бывший», оставил в железнодорожной монополии исключительно позитивные впечатления о себе. Не ставленник, не проходимец, не горлопан. Не выскочка «из грязи в князи». Олег Сергеевич честно прошёл все ступени железнодорожной иерархии, начав рядовым работником на Сортировке-Московской в Санкт-Петербурге и закончив на Новой Басманной в Москве.
Как-то в бытность Олега Валинского первым заместителем начальника Октябрьской дороги автору, исполнявшему обязанности главного инженера депо, пару раз довелось бывать у него на совещаниях.
Два руководителя начали выяснять отношения, спихивая ответственность за провал какой-то работы один на другого:
Валинский несколько секунд послушал этот балаган, а потом как гаркнет:
«Да замолчите вы оба! Взрослые мужики, а договориться между собой не можете! Что, так сложно созвониться, решить все вопросы, а потом уже инженеры пусть это всё письмами оформляют?».
Скандалисты, понурив головы, замолчали, но телефонами обменялись. Талант.
Это был единственный раз, когда Валинский на секунду повысил голос. Телефоны об пол не крушил, матом на совещаниях не разговаривал. Увы, подобных примеров в исполнении руководителей разных уровней на железной дороге предостаточно.
С большим уважением относился Олег Сергеевич и к журналистской братии, что будучи начальником Октябрьской дороги, что возглавляя ЦТ. Питерский пул железнодорожной прессы наш герой знал в лицо, и, как бы ни торопился, никогда не отказывал хотя бы в паре-тройке предложений в качестве комментария к какому-либо событию. Иной раз даже на ходу доводилось общаться.
Говорили мы с Валинским и в кабине служебной мотрисы, и на его родной Сортировке-Московской во время комиссионного осмотра, и в ПГУПСе на конференциях по локомотивам, на которые он прибывал в статусе главного локомотивщика страны. И вот ведь ирония судьбы: именно ПГУПС Олег Сергеевич теперь и возглавляет!
Несмотря на высокие должности и связанный с этим жёсткий график работы, с большим вниманием Валинский читал железнодорожную прессу. Прочтя в «Октябрьской магистрали» об энтузиастах с Тёсово-Нетыльской узкоколейки и готовности организовать там филиал Малой Октябрьской дороги, он назначил выездное совещание на территории музея этого железнодорожного заповедника. « Дело нужное, будем помогать»— такое было резюме того совещания.
Планам не суждено было сбыться: Валинский под возгласы сожаления покинул Октябрьскую дорогу, перебравшись в Москву, а рабочая группа вскоре была расформирована. Но тёсовских он не забыл — музей Тёсово-Нетыльской УЖД получил в подарок магистральный тепловоз ТУ2.
В Дирекции тяги хозяйство Олегу Сергеевичу досталось более чем сложное, с огромным хвостом проблем. Недавняя на тот момент передача ремонта тягового подвижного состава в стороннюю организацию проблемы качества ремонта не решила, а усугубила. Какие бы красивые презентации не рисовали причастные, но факт остаётся фактом: с ремонтом беда! Другая проблема, требующая решения и не нашедшая его — повсеместные нарушения режима труда и отдыха локомотивных бригад грузового движения.
Причин масса, и многие из них лежат за пределами Дирекции тяги. Не смог или не успел — мы не знаем, лишь констатируем факт. В очень многих региональных дирекциях тяги и в депо, особенно на периферии нашей необъятной, руководители мнят себя царьками, которым всё дозволено.
Некоторые такие факты ложатся в основу наших публикаций, но окрика из Москвы эти царьки почему-то не услышали.
В качестве штриха к портрету Олега Валинского скажем, что он ещё и музыкант. Играл на ударных в группе «Гарин и гиперболоиды», основанной Виктором Цоем. Пока Валинский служил в армии, Цой сделал из «Гиперболоидов» группу «Кино», но под этим названием Валинский в ней уже не участвовал.
Олег Валинский слева. Фото из открытых источников.
Прокомментировать кадровое событие мы попросили Александра Исаева, генерального директора ООО «Регион Транспорт групп», члена НП ОЖдПС (Ассоциация операторов ж/д подвижного состава):
«Олег Сергеевич Валинский — это редкий человек из системы ОАО «РЖД». В годы его работы начальником Окт. ж.д. Валинского уважали не только подчинённые, но и мы — руководители и сотрудники транспортно-логистических компаний.
Открытость Валинского, его готовность решать вопросы не только принятыми в РЖД командно-административными методами, но и переговорами равных с точки зрения закона участников перевозочного процесса, а также профессионализм «движенца», прошедшего все этапы своей профессии — это то, что мне кажется ценными качествами.
А как музыкант музыканту — хочу сказать: Олег Сергеевич, всегда держи ритм и не сбивайся с темпа!».
Олег Сергеевич, как мы уже отмечали, теперь возглавляет ПГУПС. Сильнейшее учебное заведение с множеством традиций. Доброта и человечность, присущие Валинскому, будут сильно востребованы в вузе, ибо помимо передачи багажа знаний любое учебное заведение воспитывает своих учеников, а как ещё воспитывать, если не личным примером?
Вряд ли стоит ставить под сомнение тот факт, что музыкант злым человеком быть не может. Очень-очень надеемся, что выпускники ПГУПСа, к становлению которых приложит душу и сердце Олег Валинский, рано или поздно принесут, наконец, разум и доброту на железную дорогу. Она очень сильно истосковалась по этим качествам.
В добрый час, Олег Сергеевич! Вся сеть дорог в Вас верит.
текст и фото Сергей Вершинин
Vgudok.com первым сообщил о том, что «Российские железные дороги» покидает заместитель генерального директора, начальник Дирекции тяги Олег Валинский. Официального приказа об уходе ЗГД РЖД пока нет. Личность преемника или хотя бы врио также покрыта мраком, известно только, что кандидатур как минимум две, среди которых наиболее вероятен начальник Московской ж.д. Валерий Танаев. Не будем разводить конспирологию, а дадим высказаться людям, чем запомнился стальным магистралям России настоящий железнодорожник Олег Валинский.
О знакомстве ЗГД РЖД с Виктором Цоем и карьере музыканта мы подробно рассказывали ЗДЕСЬ
Для монополии Олег Валинский — одна из знаковых фигур, начальник из народа. Работники стальных магистралей любили его за то, что он не был, как сейчас часто бывает, просто наёмным менеджером, а прошёл путь от ученика приёмщика поездов станции Ленинград-Сортировочный-Московский Октябрьской железной дороги до звания «Почётный железнодорожник» и должности заместителя главы главной железнодорожной компании страны — то есть, как говорится, креозот понюхал.
Правда, эта мягкость или недостаточная жёсткость часто ставилась ему и в упрёк. Тяга долгие годы остаётся больным местом монополии, но вряд ли это исключительное следствие руководства. Об этом говорят и участники рынка, которые захотели прокомментировать нам эту кадровую новость.
Под руководством Олега Валинского команда Дирекции тяги работала активно, была открыта для диалога со сторонними организациями, в том числе с дирекцией и предприятиями СРО Ассоциация «Промжелдортранс», рассказал vgudok.com исполнительный директор СРО Александр Маняхин.
«В период руководства Валинского мы достигли определённых успехов во взаимодействии с Дирекцией тяги. Совместными усилиями переработан важный документ, определяющий порядок передислокации локомотивов по инфраструктуре РЖД (Распоряжение ОАО «РЖД» №2439/р), разрабатывались процедуры допуска локомотивов с путей необщего пользования на инфраструктуру, активно обсуждались изменения в ПТЭ и др. Будем надеяться, что новый руководитель ЦТ построит работу таким образом, чтобы наше конструктивное взаимодействие продолжалось», — говорит эксперт.
Другие участники рынка перевозок отметили, что период для работы в РЖД Валинскому достался не самый простой: кризисы, пандемия, СВО и санкции. Обрушиваться с критикой на начальника Дирекции тяги наши собеседники не стали. Вместо этого оценили то, что сегодня происходит в локомотивном хозяйстве и каким оно достанется преемнику господина Валинского.
«С 2017 года развитие локомотивного хозяйства стоит делить на два этапа: до и после февраля 2022 года. До начала СВО локомотивный блок решал задачи эволюционного развития текущей серии локомотивов, повышение эксплуатационных характеристик, КТГ, развитию цифровых сервисов.
Также были сформированы концепция новой линейки моделей тягового подвижного состава и технические требования к ней в рамках перспективного развития железнодорожного транспорта на следующее десятилетие.
Плодотворно, совместно с производителями, шла работа по созданию новых серий.
В результате на рубеже 2021/2022 года были в высокой степени готовности к выпуску образцы новых моделей локомотивов с использованием «западной» компонентной базы», — напоминает vgudok.com управляющий партнёр ROLLINGSTOCK Agency Александр Поликарпов.
После событий февраля 2022 года кооперационные связи с традиционными западными партнёрами были нарушены, поставщики компонентов уходили с российского рынка.
Поэтому перед ЦТ встали насущные задачи по обеспечению работоспособности эксплуатируемого локомотивного парка и суверенизации новых разрабатываемых моделей.
«Локомотивное хозяйство РЖД возглавило совместную работу с производителями и дало системный вектор работы. Фактически был проведён аудит всей компонентной базы и конструкции всех серий локомотивов, определена зона риска и весь 2022 и 2023 годы шла планомерная работа по замещению компонентов.
Если судить по заявлениям РЖД, то на текущий момент уже достигнут значительный успех. В частности, внесено более 1,6 тыс. изменений в конструкцию и подобрали более 1,6 тыс. аналогов различных деталей и комплектующих.
Однако ещё остался ряд компонентов, работа по поиску альтернатив которых продолжается.
Стоит отметить, что СВО ускорила переход на российские ключевые комплектующие, но эта задача и так стояла перед локомотивным блоком только с более мягкими сроками.
В 2023-2024 годах уже ожидаются релизы новых «суверенных» серий локомотивов, а именно — 3ЭС8 «Малахит», 3ТЭ28, ТЭМ23, ЭМКА2. Также на разных стадиях находится работа над новыми магистральными тепловозами и электровозами для условий Восточного полигона, пассажирского электровоза ЭП40 (замена ЭП20), локомотива для ускоренных контейнерных перевозок, локомотивов на альтернативных источниках энергии (газ, водород, аккумуляторы)», — говорит господин Поликарпов.
О Валинском ничего отрицательного не скажешь, мы за ним почти 13 лет наблюдаем, и от должности к должности этот человек сохранял чувство собственного достоинства, уважение к людям, внимательное отношение ко всем, рассказал нам источник на операторском рынке:
«Про его знания в сфере ЖД вообще молчу. Его работники ОЖД обожали. Своими глазами как-то видел, как на совещании он разбирал какую-то проблему, не помню, в чём она была, но какая-то из тех, гнилых, с которой все справиться не могли. Валинский сказал, что думал, какое будет решение, и одна женщина не выдержала и выкрикнула: «Умница!» — и народ захлопал.
Разбираться с анонсированными нововведениями предстоит, очевидно, уже какому-то новому начальнику Дирекции тяги. Впрочем, это не значит, что преемник Валинского будет новичком в монополии. Не исключаем, что пост займёт другой железнодорожник со стажем.
Сам же Олег Валинский аттестован на должность ректора Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Так получилось, что спустя годы он возвращается в альма-матер. Ведь и сам Валинский — бывший студент питерского ПГУПС.
Решение о назначении принимала комиссия ФАЖТ по аттестации кандидатов на должности ректоров федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования.
ДОБРЫЕ СЛОВА В АДРЕС УХОДЯЩЕГО ТОП-МЕНДЖЕРА ОТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ — В НАШЕЙ СТАТЬЕ «Олег Валинский — больше не ЦТ».
Международный транспортно-логистический форум в Сочи, 1-3 октября 2018
Международные проекты компании ведёт дочернее зависимое общество «РЖД Интернешнл».
Разграничение прав России и Украины на железнодорожное имущество
В июле 2012 года ОАО «РЖД» сообщило о работе специальной российско-украинской рабочей комиссии на межправительственном уровне по разграничению прав России и Украины на имущество железнодорожных участков, проходящих по территории Украины, и оформлению прав компании на него.
Взаимоотношения между Федеральной антимонопольной службой и РЖД
Федеральная антимонопольная служба подвергала компанию ОАО «РЖД» критике и санкциям за злоупотребление доминирующим положением на рынке и нарушение законодательства о свободе конкуренции, что вызывало со стороны холдинга встречные претензии в чрезмерной зарегулированности и успешные судебные протесты.
Филиалы — производственные подразделения
Перечень 57 филиалов ОАО «РЖД» по состоянию на 27 ноября 2022 года:
Филиалы — железные дороги
Принадлежащая ОАО «РЖД» железнодорожная сеть разделена между 16 филиалами, имеющими статус Регионального центра корпоративного управления (РЦКУ). Условная нумерация железных дорог осуществляется с запада на восток.
Расположение железных дорог РЖД
Спорт, благотворительность, образование
Благотворительное выступление Дмитрия Маликова на Казанском вокзале. Апрель 2013 года
Вице-президент ОАО РЖД Олег Валинский, 2021 год
Преподавал на кафедре «Электрическая тяга» ПГУПС.
В художественном фильме о Викторе Цое и Майке Науменко «Лето» (2018) роль Валинского сыграл актёр Евгений Серзин.
Экологическая и промышленная безопасность
В ОАО «РЖД» ежегодно образуется 339 видов твёрдых коммунальных отходов, из них паспортизированы первые 4 класса опасности. Компания имеет лицензию на деятельность в сфере обращения с отходами на более чем 5 тыс. адресов. Из более чем 2 млн отходов разного класса опасности, образующихся каждый год на предприятиях холдинга, около 80 % включается во вторичный оборот. Из этого объёма 83 % передаётся на сформированный рынок переработки отходов, а 17 % после переработки используется повторно внутри железнодорожного холдинга. В 2020 году в компании работают 2 завода по термическому уничтожению отходов третьего-пятого классов опасности. Первый находится в Восточной Сибири на станции Тагул, второй в европейской части страны — в Ярославле. На заводах осуществляется когенерация электрической и тепловой энергии для подразделений РЖД. Суммарная мощность заводов достигает около 14 тыс. тонн отходов в год.
При обслуживании пассажиров на сети РЖД образуется около 300 тыс. тонн твёрдых отходов ежегодно, с тенденцией к увеличению. Для сбора твёрдых коммунальных отходов (ТКО) вокзалы, станции, платформы, пассажирский подвижной состав оборудованы специальными контейнерами с селективным сбором отходов. На сети РЖД определены 95 узловых станций, на которых производится выгрузка отходов из подвижного состава в оборудованную тару для последующего вывоза подрядными организациями. Во многих случаях свалки ТКО в полосе землеотвода железной дороги устраивает население близлежащих городов и населённых пунктов, а ответственность за это перекладывается на РЖД. Для сокращения образования отходов по программам ресурсосбережения в компании осуществляется перевод котельных на возобновляемые источники энергии, переход на светодиодное освещение с отказом от опасных для окружающей среды ртутьсодержащих ламп, внедряются системы регенерации масел и аккумуляторных растворов, безбумажные технологии, в хозяйственной деятельности используется биоразлагаемая посуда и упаковка.
Собственники и руководство
Министр транспорта РФ Евгений Дитрих и гендиректор РЖД Олег Белозёров на железнодорожном форуме в Сочи. 2 октября 2018 года
Председатель совета директоров
Старый логотип РЖД
За время деятельности произошла одна смена фирменного стиля.
Критика и проблемы
Всего на сети РЖД 32 крупнейших сортировочных станций, наибольший объём вагонопотока имеет новая портовая станция Лужская-Сортировочная в Ленинградской области (более 30 тыс. вагонов среднесуточно), затем Инская в Новосибирске (более 27 тыс. вагонов среднесуточно), далее Орехово-Зуево и Бекасово-Сортировочное в Мосузле (более 19 тыс. вагонов среднесуточно).
Для осуществления контроля, аудита и оценки имущества РЖД привлекает независимые аудиторские компании.
Начиная с 2010 года, когда в ходе реформы грузовой парк, в основном, был передан частным компаниям-операторам, в грузообороте РЖД наблюдается ухудшение структуры погрузки в плане её доходности. Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин обращал внимание на индивидуализированную коммерческую политику, которую в собственных интересах проводит операторское сообщество, оставляя для ОАО «РЖД» низкодоходные и малоэффективные грузы и направления перевозок. В результате этой политики, а также сокращения производства на нефтеперерабатывающих и металлургических комбинатах, возрастающей конкуренции со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта происходит снижение доли перевозок РЖД высокодоходных грузов (нефти и чёрных металлов). Данная тенденция является также следствием действия главного тарифного документа РЖД, Прейскуранта 10-01, который в 2017 году уже не в полной мере отвечает меняющейся структуре грузооборота на железных дорогах России, в ряде случаев оказывает дестимулирующее влияние, приводит к снижению доходов компании.
В 2018 году РЖД разделило грузовые перевозки на 7 полигонов: Московский, Октябрьский, Южный , Волжский, Северный, Урало-Сибирский, Восточный.
Грузовые тарифы и тарифные классы
Дальнее пассажирское сообщение
Вагон, оформленный в новом фирменном стиле ОАО РЖД
С 2010 года перевозку пассажиров и грузобагажа в дальнем сообщении производят Федеральная пассажирская компания (100 % «дочка» РЖД), а также, в целях обеспечения конкуренции, не входящие в РЖД компания ТрансКлассСервис и ряд более мелких компаний.
Вокзал станции Тында в праздничном оформлении к 45-летию строительства БАМа со слоганом магистрали «Дорога, построенная с любовью», 2019 год
Тариф на пассажирские перевозки условно разделён на две составляющие: «билет» (включающий расходы на транспортную инфраструктуру, локомотивную тягу и вокзальную составляющую) и «плацкарту» (услуги транспортной компании — владельца вагона). С 2003 года применяется график гибкого регулирования тарифов (ГГР) и система динамического ценообразования на проезд в поездах дальнего следования:
ГГР рассчитан так, чтобы стимулировать пассажира сместить поездку на дату с меньшим индексом. Согласно системе динамического ценообразования, чем раньше куплен билет — тем он дешевле, самые дорогие билеты — в день поездки.
По заявлениям ОАО «РЖД» в 2014 году, пассажирские перевозки, за исключением отдельных высокодоходных направлений, являются убыточными. Эти убытки покрываются частично за счёт компенсаций из бюджета, а по большей части — с помощью перекрёстного субсидирования за счёт доходов от грузовых перевозок.
См. также Конкуренция и тарифное регулирование на рынке железнодорожных перевозок и железнодорожных активов в России.
Онлайн-агрегатор железнодорожных и автобусных билетов
Протяжённость линий, оборудованных автоблокировкой (АБ) и диспетчерской централизацией, составляет 62 055 км, или 72,9 %. Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики на сети железных дорог России обслуживают 203 дистанции сигнализации, централизации и блокировки и 1 технический центр автоматики и телемеханики.
Подвижной состав РЖД
Тяговый подвижной состав РЖД включает тепловозы, электровозы, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дрезины и прочее самоходное оборудование, нетяговый подвижной состав — различные вагоны (пассажирские, грузовые), специальный подвижной состав.
12-часовая смена работы наиболее распространённого на сети РЖД маневрового тепловоза ЧМЭ3 с машинистом и помощником машиниста по нормативу обходится эксплуатанту в 87 тыс. рублей (2017).
Безопасность движения поездов
Безопасность движения поездов является приоритетом в деятельности РЖД, соблюдению этого требования подчинены все используемые на сети технологии.
Либерализация рынка тяги
Мировой железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнёрство 1520» в Сочи, 2017
Основные объекты, введённые по инвестпрограмме в строй в 2012—2017 гг.:
Основной производитель пассажирских вагонов (более 95 %) — Тверской вагоностроительный завод.
III Съезд железнодорожников РФ.29 ноября 2017 года, Москва
По заявлению премьер-министра Михаила Мишустина в октябре 2022 года, инвестиционная программа ОАО «РЖД» на предстоящую трёхлетку превысит 3 трлн рублей. В текущем году финансирование инсвестпрограмм составит более 800 млн рублей. По словам Мишустина, особое внимание будет уделено созданию новых транспортных коридоров Восточного и Азово-Черноморского направлений, а также международного «Север-Юг» — это обусловлено беспрецедентными санкциями. Дорожные карты по созданию высокотехнологичной инфраструктуры и формированию экспорт-импортной логистики рассчитаны до 2030 года и объёмом финансирования более 4,5 трлн рублей, включая 300 млрд из федерального бюджета, — сообщил премьер-министр.
Заимствования на финансовых рынках
Компания РЖД регулярно проводит займы на международном рынке капитала. В 2017 году чистый долг компании достиг 972 млрд рублей, средний срок кредитного портфеля РЖД — девять лет.