- Типы вагонов
- Сидячие вагоны
- Плацкартные вагоны
- Купейные вагоны
- Видео-обзор, какие бывают вагоны и в чем их различие
- Вагоны RIC
- На что обращать внимание при покупке билета
- Невозвратные билеты
- Вагон-ресторан
- Акции и бонусные программы
- Плацкартный вагон
- Вагон-купе
- Мягкий вагон
- Виды вагонов, входящие в пассажирский состав
- Схемы пассажирских составов
- Сидячий вагон
- Вагон СВ (в том числе мягкий вагон)
- РИЦ
- Вагон-ресторан (и бистро)
- Штабной вагон
- Багажный вагон
- Почтовый вагон
- «Стриж»
- Формирование пассажирских поездов дальнего следования
- Сколько вагонов входит в состав РЖД
- Когда лучше покупать билет
- Нумерация вагонов в пассажирских поездах
- Типы пассажирских вагонов и маркировка
- Классы в сидячих вагонах
- Классы в плацкарте
- Классы в купе
- Классы в СВ
- Виды грузовых вагонов и их размеры
- Крытый
- Полувагон
- Хоппер
- Цистерна
- Платформа
- Думпкар
- Бункер
- Автомобилевоз
- Транспортер
- Отличие услуг в фирменных поездах от обычных
- Какие бывают поезда
- Пассажирские поезда
- Скорые поезда
- Скоростные поезда
- Фирменные поезда
- Двухэтажные поезда
- Какой вагон и место выбрать
- Вагон с сидячими местами
- Повышенный уровень комфорта
- 1-ый класс
- 2-ой класс
- «Сапсан»
- Внешний вид пассажирского вагона
- VIP — класс
- Вагон с местами для сидения
Типы вагонов
Уровень комфорта даже в рамках одного поезда может существенно отличаться, так как порой состав формируют из вагонов разного класса. Вместе выбираем между поездкой в сидячем вагоне, плацкарте, купе и СВ.
Сидячие вагоны
Вагон подойдёт для коротких поездок в дневное время. Главное преимущество — билеты по низкой цене. Сидячие вагоны бывают трёх классов. В первом есть кондиционер, кресла с подголовниками, для багажа — специальные стеллажи. В вагонах второго класса может не быть каких-либо услуг, например кондиционера. Третий класс напоминает электричку, где даже трёхчасовая поездка может утомить.
Плацкартные вагоны
Билеты подороже, в стоимость входят одеяло с постельным бельём и полотенце. В вагоне может быть кондиционер, работает радио, есть столики, за которыми удобно перекусить, а главное, можно прилечь.
Купейные вагоны
За закрытыми дверями купе можно отдыхать, не обращая внимания на перемещающихся по вагону пассажиров. Людей здесь меньше, есть несколько розеток и светильники над каждой полкой.
В купейных вагонах предусмотрены женские, мужские и смешанные секции. Информация об этом отображается на сайте перевозчика в момент выбора мест. Если тип не указан, купе смешанного формата. Иногда тип купе зависит от человека, первым забронировавшего место: если это мужчина, оставшиеся места смогут приобрести только мужчины.
В купе СВ лишь два пассажирских места, поэтому туристы, которые не хотят делить купе с чужим человеком, часто выкупают второй билет. В стоимость входит постельное бельё, гигиенические принадлежности, газеты, закуски и напитки. В вагоне есть кондиционер и туалет, в купе — розетки, светильники над полками, место для одежды, иногда — телевизор.
Видео-обзор, какие бывают вагоны и в чем их различие
Купе данной категории рассчитаны на 2 пассажира. Каждый путешественник окажется в очень комфортных условиях. Особенно, повезёт тем, кто едет в РИЦ (международное сообщение):
Класс обслуживания
Комфорт
Бесплатные услуги
Перевозка животных
1Б (места в купе выкупает 1 пассажир)
кондиционер
биотуалет
питание и напитки
набор путешественника
пресса
улучшенное постельное белье
да
1Л
кондиционер
может не быть биотуалета
да
1Д (турист, только за рубеж)
нет
Вагоны RIC
Эти вагоны для международных составов, следующих в основном из Москвы в Берлин, Хельсинки, Париж. Отличаются расположением мест и размером. Соблюдены все современные требования. Поездка для 2 или 3 людей. Двухместный вагон – «Люкс» условия и аналогичная маркировка. Трёхместные вагоны относятся к классу 2И. Здесь вертикальное расположение полок. Для путешественников предусмотрен умывальник, кресло.
На что обращать внимание при покупке билета
Акции, которые регулярно проводит РЖД, помогут сэкономить при покупке билета. Иногда выгода достигает 30%. Есть и подводные камни. Так, не все билеты удастся вернуть. Разбираемся, на что обращать внимание при бронировании.
Невозвратные билеты
Забронировать места на поезда РЖД можно по невозвратному тарифу. В зависимости от дня покупки, типа поезда и вагона скидка на такой билет может достигать 25%. Выбирать подобный тариф не следует, если остались сомнения, состоится ли поездка.
Вагон-ресторан
Если предстоит долгая дорога или вы едете с детьми, нужно подумать о горячем питании. В такой ситуации обращайте внимание, есть ли в поезде вагон-ресторан. Ассортимент блюд, как правило, небольшой, но в меню всегда найдутся супы, гарниры, мясные блюда, салаты, десерты, горячие и прохладительные напитки.
Акции и бонусные программы
У путешественников с детьми есть дополнительный способ сэкономить. Так как стоимость билета для пассажиров младше 10 лет составляет лишь 35% от полного тарифа, стоит оформлять дорогое нижнее место на ребёнка, а верхнюю полку — на себя.
Актуальные акции и их условия периодически меняются, поэтому перед покупкой билета стоит уточнять подробности на сайте РЖД.
Плацкартный вагон
Одновременно могут ехать 54 человека. Есть места – сидячие и лежачие. Это третий класс комфортности, он самый популярный среди пассажиров из-за невысокой стоимости. Каждый при желании выбирает определённое место, но самыми непопулярными вариантами являются места вблизи туалета и «боковушки».
Вагон-купе
Это 4 спальных места в закрытой секции. Таких секций в вагоне 9, а значит, здесь могут путешествовать 36 человек. Нижние места – нечётные номера, у верхних – чётные. В купе для пассажиров предусмотрено:
Вагон-купе рассчитан для людей со средним достатком. Конечно, он намного удобнее плацкарта, но не такой комфортабельный как СВ.
2Э
биотуалет
кондиционер
питание и напитки
набор путешественника и пресса (кроме двухэтажных вагонов)
постельное белье
да
2Т
биотуалет
кондиционер
питание и напитки
набор путешественника
пресса
постельное белье
нет
2Л
может не быть кондиционера и биотуалета
да
Мягкий вагон
Просторный вагон, рассчитан на 12 человек.
Виды вагонов, входящие в пассажирский состав
Стандартные поезда дальнего следования включают три основных типа вагонов: плацкарт, купе и СВ. То, сколько будет задействовано от каждого из них, зависит от схемы пассажирского состава и маршрута. Все три вида отличаются по трем критериям: вместимость по максимальному количеству человек, общий комфорт для пассажиров, стоимость билетов.
Все плацкартные вагоны имеют базовую вместимость, рассчитанную на 54 человека. Места внутри размещены по отдельным блокам, а всего их девять. Они делятся на основные и боковые. Первые предназначены для четырех пассажиров, вторые – для двух, причем расположены они параллельно стене. Блоки всегда открыты и никак не отделяются от общего коридора, хотя между собой разделяются стенами.
Места в плацкарте бывают верхними и нижними. В блоках присутствует базовое оснащение, позволяющее полноценно добраться до точки назначения, если даже предстоит поездка в течение нескольких дней. Пассажиры могут воспользоваться столиком и зарядкой для электроники.
Вагон обычно оборудован двумя санузлами, информационными табло в коридоре и кондиционерами.
Свои вещи пассажиры могут сложить под нижние полки либо наверх, где есть специальная зона для багажа. Однако нужно учитывать, сколько сумок можно взять с собой, не сдавая при посадке.
Путешествия в плацкарте отличаются минимальным уровнем комфорта, хотя в новых моделях поездов пассажирам доступно гораздо больше удобств. Главным же преимуществом такого вагона становится то, сколько стоит поездка. Поэтому плацкарт чаще выбирают, если хотят сэкономить и готовы смириться с недостатком уровня комфорта.
Купейные вагоны могут вмещать до 36 человек, хотя бывают исключения с незначительным изменением количества мест. Салон делится на отдельные блоки, предназначенные для четырех пассажиров. Всего их девять. Отличием от плацкарты становится наличие стены и закрываемой двери, которые отделяют людей от общего коридора. Поэтому во время поездки в купе намного тише, а также перед глазами не проходят чужие люди.
Двухэтажные купейные вагоны рассчитаны на 52 места, что позволяет значительно снизить нагрузку на маршрут и удовлетворить пассажиропоток.
Внутри купе полки разделены на верхние и нижние. Основное оснащение не отличается от плацкартного вагона, хотя разница все же есть.
В обновленных купе расположены индивидуальные розетки, включая отдельные порты для USB, и личные светильники. Иногда также присутствует возможность ручной настройки кондиционера возле каждого места.
Обслуживание у пассажиров из купейного вагона намного лучше, если сравнить его с плацкартой. Многие билеты уже включают в стоимость горячее питание.
Также пассажирский салон такого типа отличается более заметным комфортом, поскольку каждое купе отделяется от общего коридора и имеет расширенное оснащение. При этом то, сколько услуг доступно людям, зависит от класса обслуживания.
Вагоны категории СВ нередко становятся определяющими для того, сколько пассажиров в поездах, так как они предлагают всего 16 или 18 мест и могут серьезно ограничить общую вместимость состава. Люди внутри распределяются по восьми или девяти блокам, предназначенным для двоих.
В таком купе может ехать даже один человек, так как может подразумеваться обязательность выкупа всего блока. Результатом становится еще большее сокращение числа пассажиров.
Если сравнить СВ с обычным купе, то разница будет очевидной даже для тех, кто путешествует редко. Такие вагоны относятся к категории повышенного комфорта. Поэтому их принято оборудовать с упором на удобство путешествующих.
Внутри могут устанавливать мягкие диваны, шкафы, индивидуальные санузлы, сейфы, телевизоры и прочие элементы удобства. То, сколько таких деталей будет присутствовать внутри, зависит от класса обслуживания.
СВ обеспечивают пассажирам максимум комфорта и минимум постороннего присутствия. Однако за такие удобства приходится платить. Обычно стоимость поездки заметно выше. Перевозчик определяет, сколько будет стоить билет с учетом оснащения купе и класса обслуживания на борту вагона. Подобные варианты крайне удобны для путешествий в одиночку либо вдвоем.
Схемы пассажирских составов
Пассажирские поезда формируются по определенной схеме, которую также называют композицией. Она распространяется на все рейсы дальнего следования, включая фирменные. От схемы зависит то, сколько будет пассажирских вагонов определенного типа в составе.
Исключением могут стать некоторые фирменные и частные поезда, где применяются свои композиции, обусловленные особенностями маршрута или его назначением. Например, «Северная Пальмира» или «Таврия».
Базовая схема включает:
Некоторые поезда также включают сидячие вагоны. Они актуальны для коротких маршрутов, где поездка занимает до 12 часов. Плюс таких салонов в том, сколько мест внутри размещено. Обычно количество кресел достигает 81. Также к пассажирским поездам добавляют ресторан, расположенный в центре композиции, и могут включать багажные или почтовые вагоны. Все зависит от рейса.
Решение о том, сколько вагонов будет задействовано на маршруте, принимается с учетом множества факторов. Значение имеют как базовые правила формирования пассажирских поездов, так и некоторые другие критерии. Поэтому то, сколько вагонов включат в рейс, иногда определить заранее невозможно.
Первый железнодорожный путь общественного значения открыли в России в 1837 году. Он соединял Санкт-Петербург и Царское село. Поезд состоял из восьми вагонов и паровоза «Проворный».
В составе первых российских пассажирских поездов были закрытые вагоны первого и второго классов, открытые с крышей либо без нее третьего и четвертого классов.
Сейчас в России другая классификация вагонов — сидячие, плацкартные, купейные, мягкие, РИЦ, багажные и почтовые.
Сидячий вагон
Такие вагоны находятся в составе поездов ближнего следования. Например, на фирменном от Ярославля до Москвы. Также их устанавливают на аэроэкспрессах до аэропортов Москвы, скоростных электричках.
Сиденья с подлокотниками вполне комфортные. Есть разделение на бизнес- и эконом-класс. Для пассажиров первого в билет включен обед.
В сидячих вагонах есть туалетные комнаты и телевизор, по которому обычно показывают рекламные ролики и видео про РЖД.
Во время поездки в некоторых поездах проводницы предлагают различные напитки и еду на выбор. Это могут быть снеки, сэндвичи, лапша и картофельное пюре быстрого приготовления, соки, вода и кофе.
Плацкарт — вагон эконом-класса с местами для сна, которые никак не изолированы друг от друга. Как правило, они расположены по следующей схеме: две боковых полки и четыре основных в отдельной кабине.
Комната не отгорожена от прохода. Она оборудована двумя верхними спальными местами и двумя нижними, между которыми стоит стол. На «боковушках» он складывается.
В современных плацкартных вагонах есть все необходимое для комфортного путешествия — розетки, USB-разъемы, кондиционеры, биотуалеты. В билет включено постельное белье и полотенце.
Минус плацкарта — отсутствие перегородок между спальными местами. Чтобы переодеться, многие развешивают простыни, пытаясь скрыться от окружающих.
Чтобы не страдать от раздражающих факторов, покупайте билеты в купе или СВ. Если не хватает денег, оформите рассрочку. С Халвой вы можете оплатить покупку частями и получить кешбэк.
Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 12%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства и потратить их на покупки в рассрочку 10 месяцев или больше, если оформите подписку «Халва.Десятка». Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!
Еще один недостаток — слишком много посторонних звуков. Некоторые пассажиры часто храпят по ночам, дети кричат, а кто-то смотрит хоррор на смартфоне.
С запахами еще интереснее. Что первым делом обычно делают российские пассажиры в поездах дальнего следования? Достают курочку в фольге, вареные яйца или заваривают лапшу быстрого приготовления. И не учитывают, что некоторые люди испытывают отвращение к таким ароматам.
В 2013 году перед Олимпиадой в Сочи запустили двухэтажный поезд, который следовал от Москвы до Адлера. В нем были только купе и СВ.
Как добраться до Сочи: самолет, поезд, автомобиль, автобус или морское такси
Купе — это комфортный класс. Все комнаты отделены друг от друга и запираются на замок. В них четыре спальных места — два снизу и два сверху.
Сами комнаты оборудованы столом, вешалками для одежды, зеркалом и настенными бра для каждого пассажира. В коридорах есть откидные стулья.
В некоторых купе вместо четвертого спального места — полка для багажа.
Туалет и водонагреватель общие. Но в отличие от плацкарта очередей к ним практически нет, потому что едет значительно меньше пассажиров.
Преимущество купе — комфортные условия. Не слышно разговоров других людей, а посторонние запахи не проникают в комнату.
Существует три типа купейных вагонов — смешанные, отдельные для женщин и для мужчин.
Вагон СВ (в том числе мягкий вагон)
СВ еще называют вагоном «Люкс». В нем всего 8–10 комнат с двумя спальными местами в каждом.
Купе оборудованы только нижними полками с мягкими спинками. Бывают вагоны с комнатами, где устанавливают верхнюю полку, но в них тоже могут расположиться только два пассажира.
Чем отличается СВ от купе в поезде? Высоким уровнем обслуживания. В комнатах есть кнопка вызова проводника, кондиционер и иногда телевизор.
Мягкий вагон — разновидность СВ. В нем всего 4–6 купе. Они больше по площади и бывают с одним спальным местом. Если их два, то нижнее раскладывается в комфортную кровать, ширина которой 120 см.
Комнаты напоминают номера в пятизвездочных отелях: в них есть собственный умывальник и биотуалет, душ, зеркало, кондиционер, кресло, диван и телевизор. В обязательные услуги входит горячий завтрак, свежая пресса, принадлежности для душа, халат и мягкое полотенце.
Подобный вагон есть у российского поп-исполнителя Филиппа Киркорова. Для певца специально оборудовали отдельную комнату с кроватью, обеденным столом и стульями, душевой кабиной. Также есть небольшая кухня, где личная проводница артиста готовит ему любимые блюда.
Главный недостаток мягких вагонов и СВ — высокие цены на билеты.
Скидки студентам на ЖД билеты в 2023 году
РИЦ
РИЦ прицепляют к поездам международного направления. Они обычно чуть лучше тех, что курсируют по России, потому что в состав входят новые вагоны.
Такие вагоны разделены на несколько двух– или трехместных купе с индивидуальным умывальником и креслом. РИЦ всегда оборудован кнопкой вызова проводника.
Вагон-ресторан (и бистро)
В поездках, которые длятся несколько дней, взятые с собой сухие пайки быстро надоедают. Покупать пирожки или вареных раков на платформе — плохая идея. Часто они испорченные, что может омрачить впечатление от путешествия.
Чтобы пассажиры могли пообедать или поужинать в приятной обстановке, к поездам прицепляют вагоны-рестораны. Обычно они расположены в середине состава.
Блюда готовит шеф-повар, а разносят заказы официанты. Для приготовления используют свежие продукты и полуфабрикаты.
Цены на блюда и меню в поездах могут различаться, потому что их обслуживают разные поставщики. Обычно пассажирам предлагают супы, горячее, салаты, закуски и десерты. В некоторых вагонах-ресторанах есть вегетарианское, постное и детское меню.
В вагоне-бистро нет повара. Заранее приготовленную пищу раскладывают по контейнерам, как в самолетах. Путешественник может съесть ее за столиком или взять с собой.
Отдых — важная составляющая человеческой жизни. Чтобы получить максимальную пользу, завести знакомства и испытать море положительных эмоций, лучше поехать в новое, незнакомое место. Не хватает суммы на путешествие? С кредитом от Совкомбанка вы забудете о финансовых передрягах.
Хотите, чтобы ваш отдых прошел потрясающе? Совкомбанк предлагает взять кредит на отпуск с долгим сроком погашения и ставкой от 6,9%. Подайте заявку онлайн, а деньги получите сразу на банковскую карту.
Оформить кредит онлайн
Штабной вагон
Штабной вагон — офис для сотрудников поезда. В нем едут начальник состава, электромеханик, иногда сотрудники МВД и инвалиды-колясочники с сопровождающими.
Такие вагоны оборудованы душевыми для персонала, но за отдельную плату их могут использовать и пассажиры.
Багажный вагон
Раньше в них перевозили вещи пассажиров. Сейчас их используют для провоза громоздкого или негабаритного багажа и некоторых категорий грузов для конкретных получателей.
В багажном вагоне есть помещение для сотрудников поезда, кладовка, купе для рабочих, туалетная и душевая комнаты.
Почтовый вагон
В нем перевозят, обрабатывают и обменивают почтовые отправления. Обычно их цепляют к пассажирским или почтово-багажным поездам.
Погрузку и выгрузку корреспонденции производят на крупных железнодорожных станциях. Если писем немного, их складируют в отдельном купе вагона, следующего за локомотивом.
«Стриж»
Сервис в этом скоростном поезде по высшему разряду. Здесь есть сплит-система, современные санузлы, розетки у каждого места, питьевая вода. Путешествовать в «Стриже» безопасно, ведь за порядком следят сотрудники охранной компании.
Приобретая билет любой состав, вы сможете узнать, какие условия вас будут ожидать в дороге! Конечно, чем ниже класс, тем ниже стоимость, но иногда перевозчики устраивают акции и скидки, когда, к примеру, билет в купе можно купить по стоимости плацкартного вагона! Или воспользоваться кэшбэком (за предыдущие поездки) и устроить себе путешествие по высшему разряду, а иногда и вовсе бесплатно.
Формирование пассажирских поездов дальнего следования
Перевозчики формируют составы дальнего следования, включая скорые, фирменные и другие поезда, с учетом установленных правил. Также во внимание принимается закрепленный график движения.
При этом перевозчики, в том числе РЖД, составляют предварительный план формирования железнодорожных составов, на который опираются в дальнейшем.
Аналогичные правила действуют в метро и на внутриобластных линиях, дающих приоритет для электричек.
Одним из важнейших факторов, требующих учета при формировании поездов, стали нормы по весу и габаритам транспорта. Оба параметра должны укладываться в установленные ограничения на каждом участке пути и напрямую влияют на то, сколько транспортных единиц можно включить в состав.
Правило касается также запретов на определенные типы локомотивов на определенных железнодорожных линиях и соответствия требованиям электроснабжения. Подобные ограничения фиксируются книжками расписания движения составов. Также могут устанавливаться дополнительные требования со стороны МПС.
Наиболее длинными становятся грузовые поезда. Например, перевозящие уголь или другие востребованные товарные группы.
При формировании пассажирских составов учитывают ограничения, связанные с недопустимостью присоединения некоторых видов вагонов. Например, нельзя добавлять к поезду товарные контейнеры или цистерны с опасными грузами, создающими угрозу для пассажиров. Также действуют ограничения на то, сколько багажных вагонов присоединяется к рейсу.
Все поезда во время формирования проходят проверку на исправную работу систем. Работники ЖД проверяют пневматические системы, автоматические и электропневматические тормоза, электронику и бортовое оборудование. Работоспособность могут оценивать только опытные сотрудники, получившие образование и прошедшие обучение, включая СДО от РЖД, а также сдавшие экзамены.
Сколько вагонов входит в состав РЖД
Окончательное решение по тому, сколько вагонов в поезд будет включено, принимается на базе основных принципов формирования составов и некоторых дополнительных критериев. Размеры также зависимы от объема пассажирского потока, который может увеличиваться в отдельные сезоны.
Например, летом многие едут в отпуск или на дачу, что многократно повышает загруженность востребованных маршрутов. Поэтому приходится определять, сколько вагонов потребуется, и увеличивать размер пассажирского поезда.
Иногда увеличенные составы уменьшают. Например, если локомотив был заменен на другой, обладающий меньшей мощностью. Если оставить стандартное количество вагонов, то он не сможет вытянуть их при малейшем подъеме под углом.
Однако перед подобными решениями производится оценка возможностей локомотива и того, сколько нагрузки он выдерживает. Перевозчик же старается заменить сломавшийся транспорт на аналогичный или максимально близкий по параметрам.
Средним для пассажирского поезда считается набор из 15 вагонов. Для некоторых маршрутов, учитывая сезонные изменения, размер может корректироваться в обе стороны.
Поезда, связывающие крупные города с южными курортами, могут летом формироваться в длинносоставный формат и включать даже 20 вагонов. Наглядно увидеть, сколько мест предложено внутри конкретного состава, можно при бронировании.
Наибольшее количество вагонов будет в пассажирских поездах, следующих до курортных и крупных точек России, включая Москву, Анапу, Адлер, Севастополь, Симферополь, Кисловодск и другие. Также увеличенные составы могут отправляться до менее крупных, но популярных городов.
Например, Владикавказ, Улан-Удэ или Саратов. При этом в небольшие пункты будут отправляться составы меньшего размера. К примеру, до Новокузнецка или Камышина. Сокращенными также могут идти пассажирские поезда до Китая или других ближайших стран. В таких случаях учитывается, сколько путешествующих ездят в обе стороны.
Иногда встречаются сдвоенные поезда. К примеру, «Сапсан», связывающий Москву с Санкт-Петербургом, при повышенном спросе объединяет сразу два состава. В таких рейсах задействуется 20 пассажирских вагонов, двухкратно увеличивая вместимость.
Когда лучше покупать билет
На большинство поездов продажа билетов открывается за 90 дней, реже —за 120 дней, на «Сапсан» — за 45 дней. Ближе к дате отправления цены растут. Сэкономить и ехать с максимальным комфортом поможет заблаговременная покупка билета.
Нумерация вагонов в пассажирских поездах
Все вагоны из пассажирских составов имеют стандартную окраску, включая фирменные цвета у соответствующих поездов, и точные номера. Основные числа указывают на главные особенности конкретной транспортной единицы. Обычно актуальный номер состоит из восьми цифр, описывающих несколько параметров.
К первым семи относятся: род вагона, код ЖД, тип салона и порядковый номер. Последняя же отражает контрольную цифру, которую получают путем специального подсчета и используют для проверки правильности указанных чисел.
Пассажирские вагоны из поездов, выполняющих рейсы на международном направлении, имеют собственные номерные обозначения. Они состоят из 12 цифр.
Пассажиры могут легко определить свой поезд на станции по количеству вагонов, входящих в состав, и соответствующим табличкам. Однако с поиском своего места могут возникать трудности.
Связано это с разной нумерацией вагонов. Обычно отсчет ведется с головы поезда, но иногда – с хвоста. Связано это с направлением движения, которое меняется уже в пути.
Сам номер вагона указывают в билете. Чтобы определить сторону, откуда начинается нумерация, важно слушать объявления по громкоговорителю.
Также можно обратиться к проводникам, пропускающим на борт, или в справочную, где точно скажут, сколько вагонов в составе, и укажут сторону их нумерации.
Типы пассажирских вагонов и маркировка
Подвижные составы комплектуются несколькими типами вагонов РЖД для пассажирских поездов, включая сидячие, плацкарты, купе и СВ. Пассажиры, часто путешествующие железнодорожным транспортом, понимают их особенности и могут легко отличать один вид от другого. Основные различия касаются обустройства мест и набора услуг.
Дополнительно к вагонам применяется специальная буквенная маркировка. Она означает класс обслуживания конкретного типа вагона. Для большинства поездов РЖД классификация универсальна, но некоторые частные перевозчики используют собственную маркировку.
Подробное описание можно узнат на официальных сайтах либо по индивидуальному запросу.
Классы в сидячих вагонах
Все модели сидячего вида вагонов оборудованы отдельными креслами для каждого пассажира либо общими сидениями, рассчитанными на конкретное количество лиц. Они чаще входят в составы пригородного сообщения, но нередко присутствуют и в междугородних поездах РЖД. Подобные варианты оптимальны для поездки на короткие расстояния, если нет необходимости ложиться спать.
На некоторых рейсах маркировка может пересекаться. Например, 1С на «Ласточке» относится к местам вида «бизнес». Отличий у них от обычного салона много, а касаются они условий с предоставляемыми услугами.
Классы в плацкарте
Одной из самых частых проблем перед выбором типа мест становятся попытки разобраться, что значит класс обслуживания 3Б в плацкартном вагоне или какой-либо иной код маркировки. Большинство пассажиров считают плацкарту идентичной для всех поездов РЖД. Однако даже там есть свои виды с определенными особенностями. Постельное белье для таких вагонов чаще платное.
Классы обслуживания РЖД для плацкарты:
Все плацкартные вагоны РЖД, несмотря на любые обозначения по маркировке, имеют открытые купе, соединенные основным коридором. С одной стороны находятся отделения для четырех человек, с другой – для двоих.
Классы в купе
Оптимальными по сочетанию комфортности и стоимости считают большинство классов вагонов в поездах РЖД из категории купе. Каждое отделение в них предназначено для четырех человек и закрывается дверью. Они оборудованы розетками, чаще на борту есть индивидуальное освещение для каждого места.
Классы купейных вагонов:
В вагонах 2Х и других классов купе предусмотрено 32 либо 36 мест. Внутри всегда имеются столики, вешалки, зеркала и отделения для багажа. Условия идентичны для одно- и двухэтажных поездов РЖД или других перевозчиков.
На международном сообщении также используются вагоны РИЦ. Такой класс отличается повышенным комфортом и более современным оснащением. Расшифровка представляет собой Regolamento Internazionale Carrozze, ставшее названием соглашения о ЖД транспорте.
Отдельные купе в некоторых классах также могут быть адаптированы под проезд людей с инвалидностью. Информацию о таких местах можно получить при бронировании билетов. Они отмечаются специальными указателями либо выделяются при запросе соответствующих видов полок.
Классы в СВ
Купе повышенного уровня комфорта входят в классификацию вагонов отдельным типом и называются в РЖД СВ либо люкс. Они предназначены для двух человек, оборудованы мягкими местами, дают пассажирам расширенный набор услуг, всегда имеют работающие кондиционеры, а на борту работают проводники с высшей квалификацией.
Классы из салонов СВ:
Нужно учитывать, какими бывают вагоны из СВ, так как некоторые из них отличаются повышенной стоимостью. При этом многие виды купе можно выкупать исключительно целиком, оплачивая сразу все места.
Виды грузовых вагонов и их размеры
Транспортировку грузов выполняют разными видами составов. Выбор зависит от типа товара, требований к его транспортировке и размеров. Также учитывается то, сколько тонн в вагонах конкретного вида может помещаться.
Крытый
Вагоны крытого типа имеют стандартные размеры с обычной длиной. Они применяются для перевозки на поезде разных товаров, требующих защиты от влияния внешней среды. Такие конструкции представляют собой закрытый кузов с дверьми и частично напоминают фуры.
Крытым также называют рефрижератор. Он представляет собой холодильник, где поддерживается необходимая температура. В некоторых случаях туда нельзя входить без спецодежды.
Полувагон
Современные полувагоны не имеют крыши и применяются для перевозки товаров, не требующих защиты от внешнего влияния со стороны погодных условий. Преимуществом для них стала возможность упростить погрузку, механизировав ее.
Характеристики полувагонов поезда:
Иногда в полувагоны приходится вмещать товары, требующие незначительной защиты. Поэтому они могут размещаться внутри пакетов или накрываться защитной тканью.
Хоппер
Хопперы представляют собой подвид полувагонов поезда, адаптированный для транспортировки удобрений, цемента или иных сыпучих товаров. Они бывают закрытыми либо открытыми. Если требуется, то крыть груз также можно специальной тканью.
Основные параметры хопперов:
Крытые хопперы оснащаются специальными люками. Загрузка товаров производится через них, выгрузка же выполняется через боковые окна.
Цистерна
Железнодорожные цистерны используются для транспортировки жидких или порошкообразных веществ, а также сжиженного газа.
Иногда внутри перевозят простые бытовые средства либо воду, но могут загружать и вредные составы. В таких случаях на стене указывается, каков класс опасности у груза.
Основные параметры цистерн:
Иногда для цистерн используют восьмиосные схемы. Тогда вес с колесными парами превышает 30 тонн, а грузоподъемность увеличивается двухкратно.
Платформа
Открытые платформы используют для перевозки габаритных грузов, не требующих защиты от осадков или иных погодных явлений. Они задействуются при транспортировке контейнеров, крупных товаров, техники, оборудования или лесов.
Платформы чаще бывают четырехосными или более и требуют мощного поездного локомотива. Иногда они также оборудуются паллетами, бортами или специальными стойками для грузов.
Думпкар
Грузовой думпкар представляет собой вагон-самосвал. Его применяют для транспортировки и облегченной разгрузки сыпучих либо дробленых грузов. Например, камней, песка или угля.
Параметры длины, веса и вместимости думпкаров:
Думпкары стандартных размеров часто оснащаются шестью или восьмью осями. В таких случаях они могут перевозить до 145 тонн, а их общая масса составляет около 35 тонн.
Принцип работы думпкара напоминает классическую вагонетку, используемую на горнодобывающих предприятиях или в иной промышленности.
Главным преимуществом думпкара стала возможность быстрой разгрузки. Достаточно подогнать поезд к месту распределения груза и привести в действие механизм, наклоняющий вагон. После этого товар начнет высыпаться наружу.
Бункер
Вагоны бункерного типа можно отнести к категории крытых или хопперов по условным базовым признакам, но наличие нескольких специальных емкостей позволяет выделить их в отдельную группу. Внутри можно перевозить нестандартные сыпучие товары, включая муку, нефтебитум или разные гранулы.
Параметры по размерам со вместимостью:
Какое количество емкостей удастся разместить на борту зависит от того, сколько метров в вагоне по длине. Чаще можно увидеть три или четыре бункера.
Автомобилевоз
Железнодорожные автомобилевозы предназначены для транспортировки легковых, пассажирских или грузовых машин, а также спецтехники. Они представляют собой крытый вагон либо платформу со специальными крепежами для фиксации авто.
Базовые параметры с размерами автомобилевозов:
Некоторые автомобилевозы способны перевозить до 42 тонн груза. Они также отличаются собственной массой. То, сколько весит вагон такого типа, зависит от количества осей. Чаще вес превышает 40 тонн.
Транспортер
Если не удается найти поезд, способный доставить крупногабаритный или тяжелый груз, то приходится прибегать к использованию транспортера. Его габаритные параметры сравнимы с другими вагонами, но грузоподъемность серьезно отличается. Также большой может оказаться разница в длине, если транспортер относится к категории длиннобазных.
Базовые габариты вагонов класса транспортеров:
Некоторые транспортеры из состава поездов могут перевозить свыше 700 тонн груза. При этом количество колесных пар достигает максимальных 36 единиц.
Длина вагонов поезда, как и общие размеры, могут серьезно отличаться. Если пассажирские модели чаще соответствуют стандарту и похожи по габаритам, то разнообразие грузовых значительно увеличивает возможную разницу. В последнем случае она будет иметь особое значение, так как повлияет на грузоподъемность и эффективность выполнения основных задач.
Отличие услуг в фирменных поездах от обычных
Основные отличия фирменных поездов заключаются в следующем:
Стоит отметить, что сейчас в поездах РЖД в конструкции вагонов реализованы технические решения, которые гарантируют безопасность поездки.
Здесь 4 места для сна находятся в закрытом пространстве. Вместимость вагона – 40 человек. Это 2-ой класс комфортности. Если хотите сэкономить, то покупайте билет на верхнее место. Иногда стоимость в купе на верхнем месте равна цене места в плацкартном вагоне. Когда приобретается билет, сразу происходит оплата постельного белья.
Все купе подразделяются:
Какие бывают поезда
Поезда в России отличаются не только скоростью, но и уровнем сервиса. В современных составах есть биотуалет, кондиционер, розетки в купе, новое постельное белье. Иногда же количество удобств минимально, зато добраться до нужной точки получается быстрее.
Пассажирские поезда
Такие поезда имеют маршрутную скорость ниже 50 километров в час и останавливаются на каждой станции. Иногда всего на пару минут, однако порой время стоянки превышает полчаса. Билеты на поезда данной категории обычно дешевле, но в дороге придётся провести много времени.
Скорые поезда
Скорые поезда разгоняются до 90 километров в час, минимальное значение — не ниже 50 километров в час. Короткие остановки такие поезда делают только на крупных станциях, из-за чего имеют скоростное преимущество перед обычными составами.
Скоростные поезда
Скоростные поезда могут разгоняться до 200 километров в час, но обычно двигаются со скоростью до 140 километров в час. Из высокоскоростных самые популярные — «Сапсаны», на которых можно доехать из Москвы до Санкт-Петербурга менее чем за четыре часа, из скоростных — «Стрижи» и «Ласточки». В зависимости от маршрута поезда делают лишь несколько коротких остановок или следуют и вовсе без них.
Фирменные поезда
Так называют поезда с новыми вагонами, высоким уровнем сервиса и дополнительными услугами. Бельё на верхних спальных местах в фирменных составах уже застелено, а отправляются и прибывают они обычно в максимально удобное для пассажиров время. Двигаются такие поезда обычно со скоростью 50–90 километров в час.
Двухэтажные поезда
В двухэтажных поездах есть только купейные и СВ-вагоны, которые оборудованы кондиционерами и камерами видеонаблюдения. В купе есть стол, зеркало, светильники, полки для мелочей, розетки. В СВ каждое место дополнительно оборудовано ЖК-дисплеем.
Какой вагон и место выбрать
Нумерация вагонов может начинаться с головы или с хвоста состава. При этом заранее узнать, какой вагон получит первый номер, а какой будет последним, можно лишь в редких случаях, например у курсирующего между Москвой и Санкт-Петербургом «Сапсана». Так, у отправляющегося из столицы скоростного поезда нумерация традиционно начинается с головы, из Петербурга — с хвоста.
Выбирая вагон и место, стоит учитывать, что в последнем трясёт сильнее, чем в начале и середине состава. При этом сидеть по ходу движения безопаснее для тех, кто страдает от укачивания.
В сидячих вагонах нечётные места находятся у окна, чётные у прохода. Последние будут удобны для тех, кто хочет без труда выходить во время остановок, чтобы подышать свежим воздухом.
Высоким пассажирам лучше избегать мест около багажных полок, там может оказаться тесно.
В плацкартных и купейных вагонах нижние места имеют нечётные номера, верхние — чётные, иногда последние стоят дешевле. Важно помнить, что владельцы верхних полок имеют право сидеть на нижних утром и вечером во время приёма пищи.
Места с 37-го по 54-й в плацкарте — «боковушки». Ширина таких полок меньше, а мимо будут постоянно ходить другие пассажиры.
В третьем и шестом купе, как правило, находится аварийный выход: с одной стороны, это плюс, с другой — минус, так как окна не открываются, а значит, летом может быть душно.
Вагон с сидячими местами
В таких вагонах для пассажира предусмотрено отдельное кресло. Сервис и уровень комфорта зависит от типа железнодорожного состава.
Повышенный уровень комфорта
Обозначается 3Р и подразумевает место в вагоне на базе спального пассажирского 4- х местного купе. Здесь предусмотрено:
1-ый класс
При выборе 1Р и 1В классов для пассажиров доступен санитарно-гигиенический комплект, питание, сплит-система, биотуалет. В некоторых вагонах предоставляется свежая пресса, тёплый плед. В вагонах с сидячими местами 1-ого класса всего 48 мест, расположены они в 3 ряда.
Но, обратите внимание, что в 1В классе пассажиров размещают друг от друга отдельно. Каждое сидение раскладывается в положение «полулёжа». Есть TV и возможен провоз животных.
1Р
биотуалет
кондиционер
холодные закуски и напитки
набор путешественника
плед
нет
1Р («Стриж»)
холодные закуски и напитки
набор путешественника
нет
1Р (двухэтажные поезда)
холодные закуски и напитки
набор путешественника
плед
пресса
нет
1В (с индивидуальным размещением и обязательным выкупом всех мест)
да
2-ой класс
Одновременно в таком вагоне могут проезжать 68 человек. Здесь 4 ряда сидений. Что предусмотрено для пассажиров?
2В
кондиционер
может не быть биотуалета
да
3Ж
может не быть кондиционера и биотуалета
да
«Сапсан»
Вагоны в этом скоростном поезде относятся к 1 классу и все оборудованы кондиционерами.
Внешний вид пассажирского вагона
Модели пассажирских вагонов имеют разный внешний вид. Обычно он зависит от назначения поезда и соответствует определенным стандартам. Например, все вагоны для составов дальнего следования похожи, но сильно отличаются от моделей, предназначенных для электричек или фирменных маршрутов, где подразумевается сидячий салон.
Еще больше разницы имеют трамваи, хотя они тоже ездят по рельсам. Вагоны для них отличаются максимально простой конструкцией и минимальным набором оборудования. Однако общие черты при этом сохраняются.
Вагоны могут переоборудоваться и полностью менять назначение. Например, в XX веке грузовые модели нередко оснащали для перевозки людей.
Стандартный пассажирский вагон представляет собой кузов, оснащенный дополнительными элементами и оборудованный для транспортировки пассажиров. Обычно он цельнометаллический, но конструкция определяется конкретной моделью.
Именно от кузова и внутреннего пространства зависит итоговый объем железнодорожного вагона. Основанием у него выступает специальная рама, состоящая из отдельных балок, скрепленных между собой.
На ней также устанавливают ударно-тяговые элементы, предназначенные для присоединения вагона к поезду или смягчения воздействия растягивающих либо сжимающих усилий. К таким деталям относят автосцепки и переходные площадки, имеющие буферные комплекты.
Ходовая часть серьезно влияет на то, сколько весят вагоны поездов любого типа. Она состоит из двух железных тележек с колесными парами, включающих колеса и оси.
Ходовая часть обеспечивает надежное сцепление с рельсами, плавный ход и общую безопасность, а также определяет допустимую скорость движения поезда. Ее дополняет тормозное оборудование, которое можно заметить даже обычному пассажиру. Внешний вид таких элементов зависит от типа установленной системы торможения.
Пассажирские вагоны всегда оснащаются окнами. Их количество зависит от того, какая длина ЖД вагона, и внутреннего обустройства салона. Некоторые выполняют функцию аварийных выходов и используются для эвакуации в экстренных ситуациях. С обеих сторон вагона устанавливаются двери, предназначенные для посадки или высадки пассажиров.
Иногда их количество увеличивается. При этом процесс рассадки может осуществляться через все двери или только с одной стороны. Последний вариант чаще применяется для поездов дальнего следования.
Также снаружи пассажирского вагона можно увидеть специальное электрическое или техническое оборудование, размещенное в подвагонном пространстве и на крыше.
Внутреннее обустройство зависит от многих факторов. Обычно вагоны, кроме некоторых моделей, имеют тамбуры. Основное же пространство внутри выделяется под пассажирские места, а его формат зависит от типа салона. Вагоны бывают трех основных видов: сидячие, плацкартные или купейные.
Первые подразумевают размещение людей в креслах. Вторые предполагают деление салона на открытые блоки с двух сторон, причем по две и четыре полки. Последние же отличаются наличием закрытых купе. Они предназначены для четырех человек, но в категории СВ или «люкс» количество пассажиров сокращается до двух.
Поезда могут быть стандартными или двухэтажными, где внутреннее пространство делится на два яруса. В первом случае на борту присутствует не менее одного туалета, во втором – от трех и более.
Также пассажирские вагоны подразумевают выделение служебных помещений, комнаты проводника, зоны для автоматов с водой и различной продукцией, общего коридора и оборудованных межвагонных переходов.
Все модели поездов имеют необходимое техническое оснащение, включая систему кондиционирования, отопительные линии, беспроводной интернет, доступ к розеткам и многое другое, что тоже сказывается на размерах, длине и весе состава.
Это 9 купе, в каждом из которых по 6 мест для сна. Это 3 – ий класс комфортности:
В классе 3П доступна групповая перевозка несовершеннолетних. А вот в 3Л даже туалет старого образца.
3Т
кондиционер
может не быть биотуалета
нет
3У
может не быть кондиционера и биотуалета
да
VIP — класс
Еще называют «Люкс» — «мягкий вагон». Здесь от 4 до 6 купе. Купе одно и двухместные. В двухместном купе, нижнее место – мягкий диванчик, если его раздвинуть, то его ширина составит 120 см. Ширина верхнего места – 90 см.
«Люкс» — это высокий уровень комфорта. Для пассажиров предусмотрено:
Понятно, что такой тип вагонов самый дорогостоящий, но и условия для путешественников созданы максимально комфортные.
1А (4 купе и бар)
личный кондиционер
биотуалет
умывальник
душ
горячее питание и напитки
2 набора путешественника
пресса
улучшенное постельное бель
да
1И (5 купе)
1М (6 купе)
В поезде «Сапсан» (1 класс) также всё создано для комфортной поездки. Даже если у вас билет в экономе, условия созданы отличные для путешествия! Например, доступен Wi-fi, множество розеток, можно заказать еду. А если билет на «Сапсан» в бизнесе, то гарантированы следующие услуги:
Поезд «Стриж» может похвастаться повышенным уровнем комфортности. Что ждёт путешественника? Ведь, стоимость билета на этот поезд не каждому по карману.
Вагон с местами для сидения
В них есть сидения для удобства путешественников. Уровень предоставляемых услуг и комфортность поездки данного вагона связаны с конкретным составом.
1С, 2С, 3С – обозначения вагонов многочисленных ЖД составов – от пригородных электропоездов до тех, которые отправляются в дальнее следование. 1С и 2С могут похвастаться наличием системы климат — контроля, а в 3С её может не быть.
1Р – двухэтажный вагон, который следует между городами. К услугам пассажиров:
В 1В уровень комфортности практически как в 1Р, но здесь пассажиры соблюдают дистанцию при размещении.
2Р — повышенная степень комфортности. Здесь есть:
2В и 3Ж подразумевают мягкие места для сидения, разрешен провоз кошек, собак и других мелких зверушек.
2Е – мягкие сидения, система кондиционирования. Нет современного туалета.