В РЖД снова индексируют зарплату. Железнодорожники ждут прибавки с радостным скепсисом из-за удельных проблем филиалов компании

С 1 марта ОАО «РЖД» проиндексирует зарплаты всех своих сотрудников на 4,2%. Повышение зарплат в соответствии с Коллективным договором компании на 2020–2022 годы является обязательным, должно проводиться не менее двух раз в год и основываться на прогнозе индекса потребительских цен Минэкономразвития. При этом если «догнать» инфляцию не удалось, то рассматривается «возможность доиндексации заработной платы на величину отклонения, с учётом сложившейся финансовой ситуации в Компании».

В прошлом году зарплаты в РЖД были проиндексированы трижды: в марте на 1,3%, в августе на 2,4%, в октябре на 1,4%. Однако догнать инфляцию, которая по итогам года составила 8,39%, не удалось. Поэтому нынешнее повышение на 4,2% будет состоять из доиндексации заработной платы за 2021 год (3,1%), а также на основании прогнозного индекса потребительских цен на I квартал 2022 года (1,1%).

Таким образом, часовая тарифная ставка рабочего 1-го разряда, оплачиваемого по первому уровню оплаты труда, теперь составит 59,35 руб. В частных образовательных учреждениях ОАО «РЖД» с 1 марта 2022 года месячная тарифная ставка рабочего 1-го разряда, оплачиваемого по первому уровню оплаты труда, составит 7433 руб., в учреждениях здравоохранения ОАО «РЖД» — 8746 руб.

Несмотря на то, что зарплаты повышаются, железнодорожники на форумах жалуются, что на деле зарплата не только не растёт, но даже не всегда остаётся на прежнем уровне. Основные жалобы поступают на увеличившиеся нагрузки и сокращающиеся премии (орфография и пунктуация авторов постов и комментариев сохранена). В то же время, дефицит локомотивных бригад, с которым РЖД столкнулись в волну омикрона в январе-феврале 2022 года, показал, что железнодорожники готовы работать, в том числе в авральном режиме и с трудовыми подвигами, но с более ощутимыми прибавками. 

«Работаю в РЖД 10 лет зарплата по 3 разряду 21 000 и аванс 7000 — это раз в год бывает, а так в среднем 23000 с авансом. Приходите к нам работать. Ростовская область.

На околотке 7 монтёров, а было 16, людей сократили, а работа также и осталась, получается за двоих пашем.

Раньше была (ПЧ) Путейская часть, теперь переименовали (ИЧ) исправительная часть, как в тюрьме и в холод, и в жару. Людям аж плохо бывает на работе, жалуемся, а начальство хихикает — вот так», — писал об условиях труда железнодорожник Владимир в августе 2021 года.

«З/п машиниста в Ярославле от 40 до 50 т.р., у помощника от 30 до 40, если считать за норму часов. Считаю, что все переработки принимать во внимание не правильно, так как они аукнуться в будущем и отразятся на здоровье. А многие машинисты не доживают и до 60 лет, похоронки в депо то и дело вывешивают.

А если вычесть из з/п ночные часы порядка 4-5 т.р. в месяц, то з/п получится чуть выше, чем у продавца в какой-нибудь “Пятерочке”, что очень печально. А если принять во внимание требования к психическому и физическому здоровью, постоянные сдачи АСПТ и СДО в свободное от работы время, в выходные дни, а также поездки с двойным отдыхом, когда по двое суток вас не видят дома — спрашивается, а оно вам надо!

Работаю в депо с 2003 года и с каждым годом обстановка всё хуже и хуже.

За последние пару лет ушло порядка 200 человек из депо, нехватка кадров ужасная, отсюда и переработки, а кто хочет работать по 44 приказу — враг народа! А недавно в депо пригнали 20 студентов из Дагестана на должность помощника машиниста, потому как притока кадров нет», — жаловался в конце ноября работник РЖД Евгений.

Железнодорожники пишут, что, несмотря на повышения, зарплата всё равно остаётся на прежнем уровне:

«Тариф повышают, а премию делают меньше, а по отчётности у них всё отлично. Это пишет монтёр пути с очень большим стажем».

Несмотря на количество анонимных жалоб, дальше них дело не заходит. Так, в августе прошлого года председатель Роспрофжела Сергей Черногаев отмечал что 2021-м «в ОАО “РЖД” не было допущено ни одного коллективного трудового спора». О том, почему Коллективный договор вызывает вопросы, мы писали здесь.

Кстати, в соответствии всё с тем же Коллективным договором, повышение зарплаты сотрудников РЖД должно происходить и «по мере роста эффективности деятельности Компании в целях обеспечения конкурентоспособности заработной платы». Как следует из консолидированной финансовой отчётности по МСФО за I полугодие 2021 года, суммарные доходы холдинга «РЖД» выросли на 14,3% по сравнению с предыдущим годом.

При этом увеличился и чистый долг, что не помешало РЖД «выполнять свои социальные обязательства в части обеспечения пассажирских перевозок и поддержания стабильной ситуации в смежных отраслях». Впрочем, судя по стабильному росту цен на билеты и тарифов на грузовые перевозки по железной дороге, скоро недовольными будут не только работники железных дорог, но и их клиенты. Впрочем, это уже совсем другая история.

Железнодорожникам подкинут рублей. С 1 августа им повысят зарплату сразу на 5%. «С 1 августа заработная плата железнодорожников будет увеличена на 5%. Согласно коллективному договору, индексация проводится не реже двух раз в год, но с учётом экономических факторов руководство компании приняло решение о внеплановом увеличении зарплаты сотрудников», — говорится в сообщении монополии. Как уточняется, в РЖД это уже третья индексация заработной платы с начала года. Первая была проведена с 1 марта на 4,2%, вторая — с 1 мая на 5%.

На нашем Telegram-канале мы одними из первых рассказали (не перепутайте вот эту оказавшуюся фейком НОВОСТЬ с правильным СООБЩЕНИЕМ) о скором повышении окладов железнодорожникам. Источники vgudok.com сообщили, что повышение зарплат связано с ростом инфляции в первом полугодии. В документе от 13 июля указано, что помимо увеличения зарплаты работников монополии, также будут проиндексированы часовые тарифные ставки рабочего первого разряда, начисляемые по уровню оплаты труда. С первого августа она составит 65,44 рубля.

Железнодорожники, опрошенные редакцией, встретили новость с настороженностью и недоверием. Ниже приводим несколько анонимных (по понятным причинам) комментариев работников ОАО «РЖД».

«Индексация должна покрывать инфляцию, а она не покрывает её ни за 2021, ни за 2022 год тоже не покроет. Не верите? Посмотрите официальную статистику по инфляции за 1 полугодие 2022 года!»

«И откуда такая щедрость, после беспощадного «вырезания» кадрового аппарата вдруг вспомнили о людях?»

«Ой, не верьте в добрые сказки от РЖД. Это желание выполнить коллективный договор малой кровью. Вроде и индексацию провели, и сильно не потратились». (с)

«По сути, уже сейчас профсоюз должен был стоять на ушах после страшной оптимизации, прошедшей в регионах и в столице. После поднятия цен на 30% профсоюз должен был требовать компенсацию работникам и их детям. Но как мы знаем, «ручной» профсоюз спит как всегда, ему тепло и уютно».

«Индексация заработной платы в ОАО «РЖД» — явление привычное. Такая обязанность работодателя закреплена в Коллективном договоре на 2020–2022 годы. Индексация проводилась и ранее, и наверняка будет проводиться в дальнейшем. Коллективный договор, сторонами которого являются ОАО «РЖД» и РОСПРОФЖЕЛ, гласит:

«5.3. Не реже двух раз в год индексировать заработную плату Работников в связи с прогнозируемым Министерством экономического развития Российской Федерации ростом потребительских цен на товары и услуги:

— первую индексацию проводить не позднее 1 марта в размере не ниже прогноза индекса потребительских цен на товары и услуги на I квартал текущего года;

— размер следующей индексации устанавливать локальным нормативным актом Компании, принятым с учётом мотивированного мнения выборного органа Профсоюза, не позднее 1 сентября текущего года, исходя из прогнозируемого индекса потребительских цен на товары и услуги на конец года с учётом проведённой в текущем году индексации.

В случае отклонения размера проведённой индексации заработной платы Работников от фактического индекса потребительских цен на товары и услуги на конец года по данным Федеральной службы государственной статистики, Стороны рассматривают возможность доиндексации заработной платы на величину отклонения, с учётом сложившейся финансовой ситуации в Компании».

В текущем году первая индексация была проведена первого марта, её размер составил 4,2%. Второй раз железнодорожники получили прибавку с первого мая в 5%, но это повышение — не исполнение требований Коллективного договора, а добрая воля работодателя на фоне общего повышения цен в стране. В настоящее время анонсировано повышение зарплаты ещё на 5% с первого августа.

В прошедшем году общий размер индексации составил 5,2% при уровне инфляции в 8,39%. 

Профсоюз, о бесполезности которого не говорил только ленивый, ставит само наличие Коллективного договора себе в заслугу.

Другие работодатели умудряются держать своих работников «на плаву» безо всяких «графиковых» повышений, благо нормативных ограничений в этом вопросе нет. Несмотря на то, что положений об индексации нет во многих других Коллективных договорах (как нет и самих Коллективных договоров), обольщаться железнодорожникам не стоит.

«Нет ничего более деморализующего, чем маленький, но постоянный заработок», — сказал однажды английский писатель Энгус Уилсон (1913–1991). Похоже, на Новой Басманной классика читали, науку усвоили: подкидывай по чуть-чуть, и народ не разбежится, хоть материться будет нещадно».

На данный момент зарплата сотрудников монополии индексируется по следующей схеме: процентная ставка повышения оклада в весенний и осенний период равняется прогнозам государства в отношении инфляционных процессов на год. То есть выплаты растут вместе с повышением цен в стране.

Также на зарплату влияет квалификация сотрудника. Чем она выше, тем и оклад больше. Есть и критерии, которые влияют на кошелёк. Это наличие диплома о среднем и специальном образовании, прохождение стажировки и хорошее здоровье. Важен и регион, где работает сотрудник монополии. Проводник в Москве получает от 47 до 57 тысяч рублей, в Казани от 46 до 53 тысяч, а в Петербурге до 50.

В компании РЖД трудятся более 700 тыс. человек. Индексация заработной платы проводится для всех сотрудников одновременно.

Сотрудникам «Российских железных дорог» на 5% повысили заработную плату. Об этом заявил генеральный директор холдинга Олег Белозёров. С начала года это уже вторая индексация ЗП.

«Люди всегда были и остаются главной ценностью «Российских железных дорог». РЖД гарантирует своим работникам уверенность и стабильность. Компания оперативно реагирует на внешние вызовы и проведёт внеплановую индексацию заработной платы работников с 1 мая 2022 г. на 5%», — сказал Олег Белозёров.

Напомним, с 1 марта зарплаты сотрудников уже были повышены на 4,2%. В январе 2022 года среднемесячная зарплата увеличилась на 8,2% год к году и составила 68 509 руб.

Закон не обязывает коммерческие предприятия повышать зарплату на размер инфляции. Но в ОАО «РЖД» существует коллективный договор, в котором указано, что размер индексации не должен быть ниже размера инфляции. Можно только поприветствовать решение руководства РЖД, рассказала vgudok.com сотрудница железнодорожного холдинга, пожелавшая не называть своего имени.

«По поводу размера средней зарплаты загнули, конечно. Аппарат управления — это одни зарплаты (меньше 100 тыс. рублей никто не получает, в среднем больше, конечно), а в депо — другие (от 30 до 60 тыс. рублей среднее звено). И когда их складывают, то вместе получается вроде приличная сумма.

Поэтому, например, по Москве никак не могут закрыть вакансии проводников при подготовке в лето 2022 года. И это происходит не первый год. Немного положение спасают студенческие отряды. Но многие из них тоже уже не бегут на поезда. Условия такие, что за копейки никто работать там не хочет.

Листовки о наборе в проводники заставляют работников депо брать с собой и везде раскладывать и клеить, раздавать пассажирам, на улице прохожим. Дошли до самого дна в плане пиара  этой профессии. И всё равно недобор.

Насколько я знаю, также было сокращение инженерно-технических работников.

Резали по живому, не по потребности, а, скажем, вели работу по избавлению от неугодных.

И даже вышедшее распоряжение Белозёрова о необходимости остановить сокращение штатов в филиалах холдинга не соблюдают. Пытаются на местах избавиться от людей,  которым уведомление о сокращении выдано ранее выхода этого распоряжения, то есть до 3 марта. Но ведь здравый смысл этого распоряжения был в том, чтобы сохранить в профессии людей, которые так нужны в условиях возросшей потребности в железнодорожных перевозках.

А чем занимаются руководители на местах? Саботажем указаний Президента страны и гендиректора РЖД.

Вот и вся обратная сторона этой картины. Кто-то пытается наладить работу компании и сохранить персонал, а кто-то под дудочку «топит» за личные амбиции», — говорит наша собеседница.

Сергей Владимирович: «Оклад подрос, но премия стала меньше, итог примерно на том же месте».

Владимир Свс: «Любой работник согласен перерабатывать норму, но работает он за реальные деньги, а не чтобы отдохнуть когда-нибудь если в дирекции не забудут».

Артем Вишневый: «Я ради интереса взял свои квитки 4-х летней давности и посмотрел, сколько тогда оклад был, и сколько сейчас у людей на той же должности. Разница достаточно ощутимая. Другой вопрос, что цены растут, это да.

Но, с другой стороны, руки, ноги есть, голова есть — значит нужно развиваться. Оттуда и ЗП будет расти.

Владимир Кочнев: «С инфляцией в 20 процентов только с начала года нам индексировали на 5 ещё за прошлый. Неплохо так».

Светлана Моисеенко: «Так инфляция составляет 30–50%! Нас опять обманули, где наши еще 25%?»

Оксана Бахмутская: «Это лучше, чем ничего. Раньше меньше индексация была».

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь