Ещё две станции четвёртого Московского Центрального Диаметра (далее — МЦД) появятся у парка Победы и Звенигородского шоссе на соединительной линии, которая строится сейчас между Киевским, Белорусским (Смоленским) направлениями Московской железной дороги.
Реконструкция станции «Поклонная» четвертого маршрута Московских центральных диаметров (МЦД-4) выполнена на 56%, уже в этом году отсюда можно будет доехать до семи столичных вокзалов. Об этом сообщает пресс-служба департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.
«Уже в этом году по поручению мэра Москвы Сергея Собянина завершим реконструкцию и строительство 14 современных комфортных пригородных вокзалов, один из них — «Поклонная». Он станет частью транспортно-пересадочного узла (ТПУ) и улучшит транспортную доступность для более 78 тыс. жителей района Дорогомилово. Ожидаем, что пассажиропоток обновленной «Поклонной» вырастет в два раза после переноса станции ближе к метро и включения ее в состав четвертого диаметра», — приводятся в сообщении слова заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова.
Продолжение истории после рекламы
В пресс-службе напомнили, что станция «Поклонная» находится в районе Дорогомилово, ее назвали в честь Поклонной Горы.
«Чтобы транспорт здесь стал комфортнее, мы реконструируем старую ж/д станцию: будет новый пригородный вокзал. Коллеги из РЖД уже строят вестибюль, надземный переход, а еще делают платформы — их оборудуют навесами на всю длину и освещением. После реконструкции «Поклонная» МЦД-4 станет частью ТПУ — станцию перенесут ближе к метро, отсюда можно будет сделать пересадку на Солнцевскую и Арбатско-Покровскую линии», — отметили в материале.
Как отмечается, в этом году на станции «Поклонная» начнут останавливаться поезда МЦД-4. Новый маршрут свяжет районы Москвы и Московской области, а еще — семь столичных вокзалов. После запуска МЦД-4 время в пути до станции «Белорусская» составит примерно 13 минут, до «Савеловской» — примерно 17 минут, до «Рижской» — примерно 21 минуту, до «Площади трех вокзалов», — примерно 27 минут, а до «Курской» — примерно 31 минуту.
01. Коллаж схем развития Киевского направления и соединительной линии с Белорусским направлением. 2018-19
Выше на картинке коллаж из двух схем — развития Киевского направления и соединительной ветви Киевского и Белорусского (Смоленского) направлений. Рекомендуется открыть в новой вкладке браузера и рассмотреть подробнее.
02. Проект платформы Кутузовская. АО «Росжелдорпроект». 2018 год.
Сразу скажу, что работы здесь ещё не начаты, а проблем здесь много. Первое, что мешает это историческое здание башни стрелочного перевода на месте планируемой платформы, которое находится вблизи главных путей МЦК и много лет назад было построено вместе с окружной железной дорогой. Какое решение принято насчёт него, пока не ясно. Здесь есть три варианта: снести (таких же башен есть ещё минимум три штуки), передвинуть или разобрать и собрать на новом месте. Есть два варианта проекта: где башни вообще нет, так и с выемкой в теле платформы под сдвинутое на запад здание.
03. Проект платформы Кутузовская. Вариант 1. План размещения. АО «Росжелдорпроект». 2018 год.
04. Проект платформы Кутузовская. Вариант 1. Общий вид с севера на юг. Сергей Сыренов. 2018 год.
05. Проект платформы Кутузовская. Вариант 1. Общий вид с юга на север. Сергей Сыренов. 2018 год.
06. Проект платформы Кутузовская. Вариант 1. Общий вид с юга на север. Сергей Сыренов. 2018 год.
07. Проект платформы Кутузовская. Вариант 1. Вид с удлиняемой платформы МЦК. Сергей Сыренов. 2018.
Вторая проблема узла это северный вестибюль Кутузовской МЦК: он построен без учёта прохождения будущей двухпутной соединительной линии (вот так сюрприз!), хотя сооружался уже после пуска МЦК и был открыт в 2017 году. Хороший вопрос, почему проектировщики не учли габарит двух полноценных железнодорожных путей к западу от главных путей МЦК на перспективу. А теперь придётся проделывать ювелирную операцию переноса одной из опор вестибюля, ну или снести и построить его заново, что может быть проще.
08. Проект платформы Кутузовская. Вариант 2. План размещения. АО «Росжелдорпроект». 2018 год.
09. Проект платформы Кутузовская. Вариант 2. Вид с севера на юг. Сергей Сыренов. 2019 год.
10. Проект платформы Кутузовская. Вариант 2. Вид с севера на юг. Сергей Сыренов. 2019 год.
11. Проект платформы Кутузовская. Вариант 2. Платформы и конкорс. Сергей Сыренов. 2019 год.
12. Проект платформы Кутузовская. Вариант 2. Западный вход (к зданию Сбербанка). Сергей Сыренов. 2019 год.
Что касается конфигурации конкорса, то она практически не менялась. Здесь планируется две береговые платформы для движения в сторону Камушек (к Сити) и в сторону платформы Поклонная Гора (на Киевское направление). Соединяет их конкорс с распредзалом на втором этаже, с которого вниз ведут на платформы эскалаторы, лестницы и лифты. Также есть «рукав» пересадки на удлиняемую платформу Кутузовской МЦК с эскалаторами, лестницей и лифтом. Там же осуществляется вход с Кутузовского проспекта (точнее — с тротуара съезда на него Третьего Транспортного Кольца). Это решение даст возможность входящим попасть сразу на платформу МЦК. Сейчас пешеходам приходится для прохода к северному вестибюлю МЦК или перебегать съезд или делать крюк до подземного перехода в районе домов 34 и 41 по проспекту.
13. Проём это место будущего входа платформы МЦД с Кутузовского проспекта. Фото — Яндекс-Панорамы. 2020.
14. Место будущего выхода платформы МЦД к северному вестибюлю станции метро. Фото — stroi.mos.ru. 2017 г.
Собственных входов у Кутузовской МЦД три: западный с проектируемого проезда у здания Сбербанка (примыкает к западной платформе), ещё один — галерея в само здание Сбербанка от второго этажа конкорса и восточный — «рукав» галереи к северному выходу станции метро «Кутузовская».
15. Проект платформы Кутузовская. Вариант 2. Интерьер западного входа. Сергей Сыренов. 2019 год.
16. Проект платформы Кутузовская. Вариант 2. Интерьер западного входа. Сергей Сыренов. 2019 год.
17. Проект платформы Кутузовская. Вариант 2. Интерьер западного входа. Сергей Сыренов. 2019 год.
18. Проект платформы Кутузовская. Вариант 2. Интерьер западного входа. Сергей Сыренов. 2019 год.
Хотелось бы увидеть в ближайшее время начало работ по Кутузовской. Боюсь, как бы её вообще не отменили ввиду сложностей. Правда, решать их всё равно придётся, чтобы проложить здесь два пути МЦД-4.
19. Проект платформы Кутузовская. Вариант 2. Интерьер распредзала конкорса. Сергей Сыренов. 2019 год.
20. Проект платформы Кутузовская. Вариант 2. Интерьер восточного выхода. Сергей Сыренов. 2019 год.
Далее нет никаких проблем пропустить два пути соединительной ветви под путепроводом Кутузовского проспекта и южным вестибюлем станции МЦК. Здесь уже снят существовавший третий путь и ведутся работы на примыкании соединительной ветви к основному ходу Киевского направления. Строится новый путепровод на ПК21+77,00 для пересечения главных путей.
21. Проект путепровода над главными путями Киевского направления. ООО «Континент». 2018 год.
22. Строительство путепровода над главными путями Киевского направления. Фото — Кирилл Гамборян. 2020 г.
23. Строительство путепровода над главными путями Киевского направления. Фото — Кирилл Гамборян. 2020 г.
Сейчас строительство путепровода в активной фазе. Также на фото выше вы слева можете наблюдать путепровод 22-й ветви МЦК над южным дублёром Кутузовского проспекта, движение по которой временно прекращено из-за строительства дублёра. Кроме того, в кадре видно перекладку путей грузовой станции Москва-Сортировочная Киевская. Вид на запад (в сторону области).
24. Проект планировки территории вдоль Киевского направления. ГАУ «НИИиПИ ген.плана г. Москвы». 2020 год.
25. Проект надземного перехода в створе Киевская улица, д. 22. ГАУ «НИИиПИ ген.плана г. Москвы». 2020 год.
На представленной выше схеме можно увидеть два новых надземных пешеходных перехода через пути Киевского направления. «Надземник» в створе дома 22 по Киевской улице не вызывает вопросов, кроме того, что на его рендере показано слишком массивное сооружение. Что же касается перехода рядом с МЦК от 4-го Сетуньского проезда к южному вестибюлю Кутузовской МЦК, то по схеме он выходит к зданию Дорогомиловской межрайонной прокуратуры (Кутузовски проспект, 37) и имеет длину около полукилометра. Увы, у жителей этой местности нет лучше варианта, чтобы добраться пешком до метро или МЦК, поэтому сейчас они нелегально идут по мосту МЦК над Киевским направлением. Даже если построить станцию МЦК Потылиха, планировавшуюся у Бережковской набережной, расстояние для пешеходов будет такое же или даже больше.
26. Фрагмент схемы переустройства путей Киевского направления. 2018 год.
27. Фрагмент схемы переустройства путей Киевского направления. 2019 год.
На Киевском вокзале планируется замена трёх существующих северных платформ, находящихся вне самого здания вокзала на одну береговую и одну островную платформы. Вторая из двух приведённых выше схем является более свежей. Но, скорее всего, здесь отражены два этапа формирования путевого развития Киевского вокзала (Москва-Пассажирская-Киевская): на момент ввода соединительной ветви и возникновения «режущих» маршрутов для 3-го и 4-го путей и на момент перекладки 2, 3 и 4 и нового 5-го пути так, чтобы поезда МЦД-4 шли по 1 и 2, а не 3 и 4 путям. Впрочем, возможно, всё сразу построят так, как на второй схеме, так как в проекте путепровода (см. выше) изображён именно этот вариант.
28. Проект платформы Поклонная Гора. АО «Росжелдорпроект». 2018 год.
29. Проект платформы Поклонная Гора. План размещения. АО «Росжелдорпроект». 2018 год.
Поклонная Гора (ПК32+00,00, также проходит как Поклонная) это ещё одна станция МЦД-4, которая строится в рамках соединительной ветви. Она заменит собой платформу Москва-Сортировочная и будет расположена ближе к жилым домам по улицам генерала Ермолова и Поклонной. Вблизи также выход метро «Парк Победы» Солнцевской и Арбатско-Покровской линии.
30. Проект платформы Поклонная Гора. Общий вид. АО «Росжелдорпроект». 2018 год.
31. Проект платформы Поклонная Гора. Общий вид. АО «Росжелдорпроект». 2018 год.
32. Проект платформы Поклонная Гора. Общий вид. АО «Росжелдорпроект». 2018 год.
33. Проект платформы Поклонная Гора. Платформы и конкорс. АО «Росжелдорпроект». 2018 год.
Интересно, что ещё в 2018 году в описании было две береговых платформы, но на рендерах были изображены две островные. Схема путевого развития также указывает на то, что северная платформа береговая. Странно, учитывая, что здесь будет хоть и наземная, но всё же пересадка на две линии метро. На рендере 2020 года уже убрали лишний путь. При такой ситуации остановка поездов возможна только по 1 и 2 путям и, возможно, 3-му, если хотя бы южная платформа будет построена с шириной, достаточной для островной.
34. Проект платформы Поклонная Гора. Северный выход (к метро «Парк Победы»). АО «Росжелдорпроект».2020.
35. Проект планировки территории вдоль Киевского направления. ГАУ «НИИиПИ ген.плана г. Москвы». 2020 год.
У станции будет два выхода: северный к станции метро «Парк Победы» и улицам генерала Ермолова и Поклонной, южный к переходу через южный дублёр Кутузовского проспекта к улице Пырьева и 2-му Мосфильмовскому переулку. Трасса последнего будет соединена и получит остановки наземного общественного транспорта.
36. Вид на местоположение проектируемой платформы Поклонная Гора. Фото — stroi.mos.ru. 2020 год.
37. Вид на местоположение проектируемой платформы Поклонная Гора. Кадр из видео Михаила Рыбина. 2020 г.
38. Вид на местоположение проектируемой платформы Поклонная Гора. Фото — stroi.mos.ru. 2020 год.
Пока здесь тишина относительно железной дороги. Рядом строится южный дублёр Кутузовского проспекта, ошибочно показываемый на схемах путевого развития северней Киевского направления. Также тут будет связка дублёра с улицей генерала Ермолова, которую в перспективе могут продлить к улице Пудовкина. Судя по фото, никакого подземного перехода на юг в проекте трассы не заложено (точнее, переход планировался восточней и на схемах он есть). Поэтому туда будет вести или отдельный «надземник», или же продлят «рукав» конкорса, чтобы южный выход был в правильном месте, ведь между железной дорогой и автобаном он смысла не имеет (если только делать крюк пешком до восточного «подземника», строительства которого тоже не видно).
Поклонная гора (Поклонная)
Схема и рендеры первого варианта размещения нового остановочного пункта впервые стали доступны в 2018-м году. На них мы видим надземный конкорс и две островные платформы — очевидно, для остановки поездов МЦД-4 и для дальних поездов. Конкорс имел два выхода — северный к Поклонной улице и улице Генерала Ермолова, а также станциям метро «Парк Победы» Арбатско-Покровской и Солнцевской линий, и южный к проспекту Генерала Дорохова (южному дублёру Кутузовского проспекта). На схеме был показан проход для пешеходов через эту дорогу. По факту там сейчас ничего такого нет, но можно пересечь её пешком вдоль путепровода в створе улицы Генерала Ермолова.
Второй вариант
В 2018-м году стала доступна схема переустройства на Киевском направлении Московской железной дороги в рамках проекта строительства на нём 3-го и 4-го главных путей от Киевского вокзала до Апрелевки. На ней Поклонная гора обозначена зелёным цветом, включает в себя по одной островной и береговой платформе, в отличие от предыдущего варианта. А, значит, большинство тех поездов, что от или к Киевскому вокзалу здесь останавливаться не будут.
На современной схеме из госзакупки от 24 августа 2021 года (сама схема от 26 июля 2021 года) относительно конфигурации платформ изменений нет.
С 20 июля по 2 августа 2020-го материалы проекта планировки территории территории, прилегающей к участку МЦД-4 от Апрелевки до Белорусского вокзала, были выставлены сайтом «Активный Гражданин» на общественные обсуждения. Там была, в том числе, и схема от ГАУ «НИИиПИ Ген.плана г. Москвы», фрагмент которой показан выше. Видны изменения, случившиеся с выходами конкорса. Сход северного выхода теперь повёрнут к станциям метро «Парк Победы» Арбатско-Покровской и Солнцевской линий. Южный выход, сход которого был под углом к платформе в первом варианте, теперь строго параллелен платформам. Может показаться, что конкорс продолжается на юг через проспект Генерала Дорохова (южный дублёр Кутузовского проспекта), но это не так. Скорее всего, так обозначили существующий пешеходный путь через путепровод над его трассой. Максимум здесь появится мост через реку Сетунь для пешеходов на подходе к Мосфильмовскому переулку и улице Пырьева.
Рендеры нового варианта появились в 2020-м и 2021-м годах. На показанном выше изображении мы видим две береговые платформы (края платформ тут отгорожены от других соседних путей), а также южный выход, параллельный платформам. Так как платформы береговые, выходит, остановки дальних поездов и поездов, идущих на/с Киевского вокзала здесь уже не планируется.
Второй рендер иллюстрирует северный выход, а также изменения в конкорсе. Теперь вместо схода на платформу, одновременно включающего эскалаторы, лестницу и лифт, будут сходы по обе стороны конкорса, но с одной стороны (с восточной) будет лестница, а с противоположной — эскалаторы, где-то между ними — лифт. Подобная схема реализована на станции «Щукинская» МЦД-2 и Рижского направления Московской железной дороги.
Тут нужно упомянуть, что ликвидируемый после пуска Поклонной горы (или Поклонной) остановочный пункт Москва-Сортировочная-Киевская зачем-то был переименован 21 мая 2021 года в Поклонную. Таким образом, в будущем пуск станции МЦД-4 будет выглядеть как перенос существующей платформы (что, в общем-то недалеко от истины, но смену названия не оправдывает). В сентябре 2021-го года начались работы по строительству станции МЦД-4.
(фото от 07.09.2021-го, «Развитие Метрополитена и Транспорта в Москве»)
Ермакова роща (Ермаковская, Звенигородская)
В том же альбоме ООО «Желдорпроект», посвящённом проекту строительства соединительной линии МЦД-4 между Киевским и Белорусским (Смоленским) направлениями Московской железной дороги, были схема и рендеры нового остановочного пункта Ермакова роща, ранее известного по схеме путевого развития Белорусского (Смоленского) направления в рамках проекта МЦД-1 под названием Звенигородская. Позже она упоминалась и как Ермаковская.
В транспортно-пересадочный узел, который предлагалось разместить около пересечения Звенигородского шоссе со 2-й Магистральной улицей и Третьим Транспортным Кольцом, должны были входить новые остановочные пункты МЦД-4 (островная платформа) и Белорусского (Смоленского) направления Московской железной дороги (станция МЦД-1, две береговые платформы).
Общий конкорс должен был соединить между собой сходы к платформам и два выхода — западный ко 2-й Магистральной улице и 1-му Магистральному тупику, Звенигородскому шоссе, и восточный к подземному пешеходному переходу под Третьим Транспортным Кольцом к улице Подвойского, для чего этот переход мог получить новый сход в сторону восточного выхода конкорса.
Демонстрировался оригинальный дизайн конкорса и его выходов. Например, выше на рендере показан западный выход.
С 20 июля по 2 августа 2020-го материалы проекта планировки территории территории, прилегающей к участку МЦД-4 от Апрелевки до Белорусского вокзала, были выставлены сайтом «Активный Гражданин» на общественные обсуждения. Там была, в том числе, и схема от ГАУ «НИИиПИ Ген.плана г. Москвы», фрагмент которой показан выше. Видны изменения, случившиеся с западным выходом конкорса. Теперь он был вынесен с помощью галереи ближе к Звенигородскому шоссе и расположился на нечётной стороне 2-й Магистральной улицы, не пересекая её:
Одноимённая платформа МЦД-1 и Белорусского (Смоленского) направления Московской железной дороги больше не была обозначена, но она и ранее тут планировалась на перспективу (пересадки между МЦД-1 и МЦД-4 и так будут на соседних Тестовской и Беговой).
На современной схеме путевого развития в госзакупке от 24 августа 2021 года (сама схема от 26 июля 2021 года) Ермакова роща теперь имеет две береговых платформы вместо одной островной. Схем размещения конкорса и рендеров нового варианта пока не было, а учитывая заявления чиновников о переносе строительства данного остановочного пункта на перспективу, возможно, ещё не скоро что-то появится в публичном доступе. Строительство, которое едва начали, вскоре было заморожено. Видимо, в связи со сменой проекта.
(кадр из видео от середины июля 2021-го с YouTube-канала «AnVik Korzh»)
(кадр из видео от конца июня 2021-го с YouTube-канала «kosh_marius»)