Поезда Российских Железных Дорог предусматривают, как и в других видах транспорта, предусмотрено несколько уровней сервиса, каждый из которых содержит определённый набор услуг.
Классы различаются также по уровню обслуживания и по обстановке внутри вагона. Разделение на классы было создано для удобства пассажиров, для которых имеют значение разные нюансы. Некоторые стремятся к экономии, а другие к комфорту, за который нужно заплатить.
Разделение на классы подразделяет поезда на бюджетные, экономные, комфортные и бизнес-классы. Основное различие между ними состоит в наборе сервисов, стоимость которых включена в цену билета на место в класс. Также ФПК провело разделение поездов по типу: дневной экспресс, ночной экспресс, традиционный и туристический поезд.
- Классы обслуживания «ФПК»
- Люкс (1а, 1и, 1м)
- СВ или РИЦ (двухместные)
- Купейные вагоны
- Плацкарт
- Сидячие вагоны
- Моторвагонный подвижной состав
- Общие вагоны
- Сервисные тарифы составов ао «ТКС»
- 2у комфорт, 2л, 2т эконом тк – 4-местные купе
- 1б бизнес тк и 1т ТКС
- Плацкарт 3у
- Варианты обслуживания в составах «Гранд сервис экспресс»
- Вагоны СВ
- Плацкартные вагоны
- Серия «гранд» — люксовые вагоны
- Серия «Премиум» 1Е и 1Л
- 1 класс
- Сервисные классы в поезде «мегаполис» от компании «Тверской экспресс»
- Классы обслуживания в поездах «Досс»
- Вагоны перевозчика «ТКС»
- В каких вагонах разрешена перевозка животных?
- Места с обедами, завтраками, ужинами
- Сидячий вагон
- Плацкартный вагон
- Общий вагон
- Купейный вагон
- Вагон люкс (СВ)
- Мягкий вагон
- Вагон международного сообщения с 4-местными купе
- Вагон международного сообщения с 3-местными купе
- Тамбуры
- Расположение полок
- Нумерация мест
- Места для хранения багажа
- Конструкция столика
- Правила поведения
- Система вентиляции и кондиционирования
- Розетки
- Как забраться на верхнюю полку
- Что нужно знать пассажиру о верхних полках
- Нижние полки, их плюсы и минусы
- Какой вагон лучше выбрать в поезде
- Какие вагоны–купе лучше выбирать, какие места в купе лучшие?
- В каких вагонах РЖД есть розетки у места?
- Схема мест плацкартного вагона
- Лучшие и худшие места в плацкартном вагоне
- Где расположены розетки в плацкартных вагонах
- Фото плацкартного вагона внутри
- Какие бывают поезда
- Пассажирские поезда
- Скорые поезда
- Скоростные поезда
- Фирменные поезда
- Двухэтажные поезда
- Типы вагонов
- На что обращать внимание при покупке билета
- Невозвратные билеты
- Вагон-ресторан
- Акции и бонусные программы
Классы обслуживания «ФПК»
Федеральная Пассажирская Компания занимается обслуживанием и работой огромного количества маршрутов, длина путешествия которых составляет больше 200 км.
Компания распоряжается вагонами нескольких классов: класс-люкс, СВ, РИЦ, купе, плацкартные вагоны, сидячие, подвижные моторвагонные составы и в добавок общие вагоны. Такое большое классовое разделение позволяет пассажирам выбирать из нескольких уровней обслуживания и самостоятельно определять, что именно им понадобится для комфортного путешествия.
Люкс (1а, 1и, 1м)
Вагоны класса люкс представляют собой разную планировку и внутри каждого из них может быть расположено от четырёх до шести купе. В вагонах, где размещено четыре купе, также имеется салон-бар, куда пассажиры могут спокойно заходить в пути. В добавок купе класса люкс по размерам превосходит стандартное, а в вагонах с шестью купе общая площадь увеличена в два раза.
Каждое отдельное купе включает в себя два комфортных места для сна: раскладной диван, который трансформируется в ложе с шириной в 1,2 метра и верхняя полка с шириной 0,9 метра. Внутри каждого купе есть откидной столик и удобное кресло. Существует три типа люкс-вагонов:
Отдельные купе оснащены всеми удобствами, которыми можно воспользоваться в поездке:
Купе продаётся только целиком и внутри него могут поселиться на время поездки один или два пассажира, один ребёнок возрастом до пяти лет и один ребёнок в возрасте до десяти лет вне зависимости от количества взрослых, проезжающих в купе (в соответствии с правилами перевозки детей и школьников внутри компании РЖД).
СВ или РИЦ (двухместные)
Это ряд вагонов, внутри которых расположено восемь или девять двухместных купе с двумя полноценными местами для сна. Эти же купе включают в себя систему кондиционера, использование биотуалета.
Исключением будут являться только вагоны «Стриж» класса 1Е, 1Э и 1Т. В них все эти удобства предоставлены в комплекте с душевой кабиной внутри купе, телевидением, полноценным питанием и другими удобствами. От класса люкс эти купе отличаются только тем, что в основном в них отсутствуют персональные умывальники и телевизоры внутри купе.
Вагоны 1Б, 1Е и 1Э представляют самый большой набор сервисов для пассажиров: биотуалеты внутри купе, постельное свежее бельё, новые газетные выпуски, мультимедийный портал «Попутчик», возможность перевозить с собой в купе своих домашних питомцев, полноценное трёхразовое питание, а также личный гигиенический дорожный комплект для ухода за собой во время путешествия.
Есть ещё одна классификация вагонов внутри этого раздела. Это вагоны 1Х, 1Д и 1Т. При проезде в купе этих вагонов набор, включённых в стоимость билета услуг остаётся таким же, но с одной поправкой. Внутри уже нельзя будет провозить с собой домашних питомцев. Купе внутри почти ничем не отличаются от вышестоящих классов.
Купив билет в вагон 1У купе пассажира будет оснащено кондиционером, вакуумным биотуалетом, постельным бельём для сна и возможной перевозкой домашних животных внутри поезда. Но остальные услуги и удобства в стоимость не включены и доплачивать за них придётся отдельно.
В вагонах 1Л и 1Д присутствует кондиционер, постельное бельё, опциональна перевозка питомца, но нет биотуалета и остальных услуг. За них тоже придётся доплатить при необходимости.
Купейные вагоны
В купейных вагонах купе закрыты и каждое из них включает в себя четыре лежачих полки для сна. В таком вагоне от тридцати двух до сорока мест, сам вагон маркируется вторым классом удобства. В стоимость билета купе входит также постельное бельё.
В зависимости от вида вагона включены дополнительные услуги:
В купейных поездах есть два туалета, которые находятся в разных частях, зеркало и крючки на стенах для одежды, вещей. Каждое купе оснащено дверным звонком и ночником возле каждого спального места. Если купе находится в двухэтажном вагоне, то багаж можно положить только под нижние полки.
Плацкарт
Плацкартные составы представляют из себя вагоны, внутри которых расположены лежачие места для пассажиров. Обычно внутри их или 52 или 54. Места предоставлены в виде полок для сна с мягкой набивкой.
Плацкарт приравнивается в компании РЖД к третьему классу обслуживания и подразделяется на несколько типов:
Однако пассажирам стоит учитывать, что в случае, если перевозчик ЗАО «ТКС», то в вагонах класса обслуживания ЗУ предположительно должен присутствовать кондиционер и биотуалет для персонала и пассажиров. При путешествии на этом рейсе пассажирам прилагается дорожный набор, который включает в себя предметы личной гигиены и постельное бельё. Но внутри нельзя провозить домашних питомцев.
Сидячие вагоны
Вагоны с сидениями вместо лежачих мест относятся к категории С и каждый из них оборудован индивидуальными мягкими креслами для пассажиров.
Но условия и уровень комфорт могут различаться, так как к данной категории относятся межобластные бюджетные вагоны и «Сапсаны» одновременно. В бюджетных рейсах стараются сохранять комфортные условия: откидные большие столики, розетки под креслом для подключения электроники во время путешествия, мягкие сидения и другое.
Категории вагонов 1С, 2С, 3С – это вагоны, которые встречаются в самых разных поездах, начиная от быстрых рейсов до пригородных экспресс-рейсов.
Условия в каждой из категорий будут своим. Обычно первый и второй класс оснащены кондиционером (не всегда), а ряд дополнительных услуг зависит от конкретного поезда. Класс, а также стоимость билета на место в поезд, зависит от количества свободных мест и типа сидений.
Сидячие вагоны бывают нескольких типов:
Моторвагонный подвижной состав
В межрегиональном сообщении компании РЖД также присутствуют моторвагонные поезда «Ласточка», а также ещё некоторые другие виды электрических и дизельных поездов. Они предполагают только сидячий проезд пассажиров, а количество мест внутри зависит от конструкции и формы самого вагона.
Есть несколько отличий у моторвагонного подвижного состава от того, что основывается на локомотивной тяге. Принципиальная разница между ними состоит в том, что в нём все (или несколько подряд) вагоны оборудованы полноценными двигателями, которые предназначены для тяги.
Также внутри расположены салоны с креслами для перевозки пассажиров. В таком типе поезда локомотивная тяга необходима, эти вагоны не самоходные.
Общие вагоны
Как правило общие вагоны представляют из себя стандартные вагоны с сидячими местами для пассажиров. Чаще всего это плацкартные вагоны с классическим количеством мест.
Виды общих вагонов:
Сервисные тарифы составов ао «ТКС»
АО ТКС является компанией, которая занимается обслуживанием составов фирменных поездов. Это поезда дальнего следования, которые гарантируют для своих пассажиров отличный уровень комфорта при поездке в вагоне. Комфорт и уют бизнес-класса включает в себя несколько дополнительных услуг, которые входят в цену билета. Но также цена зависит от количества дополнительных услуг и сервисов, а также от расположения мест и обстановки внутри вагона.
У пассажиров есть возможность выбрать для себя купе. Предлагается на выбор три варианта:
2у комфорт, 2л, 2т эконом тк – 4-местные купе
Такие типы вагонов представляют из себя составы с четырёхместными купе. Особенностью является оформление, которое выполнено в ярком красном цвете, который является брендом самой компании. Цена билета складывается из набора услуг, который входит в него. Каждая категория включает в себя разное количество сервисов.
Стоимость билета складывается из комплекта:
1б бизнес тк и 1т ТКС
Эти вагоны состоят из двухместных купе. Внутри каждого находятся комфортные лежачие места для сна. В каждый вагон в общей сложности можно разместить до восемнадцати человек.
Каждое купе включает в себя некоторый список удобств и сервисов, которые включены в стоимость билета:
Также внутри вагонов 1Т ТКС расположена душевая кабинка. Но стоит учитывать, что в вагонах 1Б будет только гигиенический душ.
Плацкарт 3у
Это ряд плацкартных вагонов открытого типа. Это означает, что внутри нет купе и полки для сна стандартно расположены внутри вагона. Они размещают от 52 человек до 54. В цену билета не включены многие удобства, но имеется ряд стандартных:
Внутри пассажиры могут обеспечить себя полноценным питанием, но за отдельную цену.
Варианты обслуживания в составах «Гранд сервис экспресс»
Гранд Сервис Экспресс — это железнодорожная пассажирская компания, которая занимается грузовыми и пассажирскими перевозками. В состав поездов этой компании входят исключительно купейные вагоны. Стоит отметить, что большая часть этих вагонов относится к самой высокой категории и внутри расположены мягкие купе, которые превышают размеры обычных купе.
Во всех вагонах также обязательно имеется бесплатная беспроводная сеть с высокой скоростью передачи данных. ТК ГСЭ была основана в 2002-м году, и эта компания первой получила разрешение на перевозку пассажиров по железным дорогам Российской Федерации.
Фирма целиком специализирует свою деятельность на чартерные рейсы, которыми пользуются вип-клиенты. Сотрудники также занимаются обслуживанием пассажирских поездов, которые производят перевозки не только на территории РФ, но и также на территории стран СНГ, а также на территории Балтии. Часто составы Гранд Сервис Экспресс проходят по маршруту Москва — Спб — Москва.
С недавних пор ГСЭ обслуживает железнодорожное сообщение с Крымом с участием маршрутов, которые проходят через Севастополь и Симферополь.
Вагоны СВ
СВ-вагоны перевозчика АО ТК «Гранд Сервис Экспресс» подразделяются на два класса обслуживания:
В каждый из классов обслуживания входит определённый набор услуг, которые уже включены в стоимость билета. Есть общие сервисы, которые присутствуют в вагонах 1Ф и 1Т:
В вагоне 1Ф можно также перевозить вместе с собой домашних питомцев, чего нельзя сделать в вагоне с 1Т обслуживанием. В вагоне 1Т включено питание пассажиров, но в 1Ф за питание придётся внести отдельную плату в соответствии с расценкой меню. Также в 1Т каждому пассажиру выдают гигиенический набор.
В категорию купейных вагонах входит два уровня обслуживания:
Как и в случае с СВ-вагонами у них есть ряд общих дополнительных услуг, которые включены в цену билета:
Но есть также существенные различия. В 2Т вагонах пассажирам предоставляются наборы для поддержания личной гигиены во время путешествия, также в них нельзя провозить с собой домашних питомцев. Для поездки с животными лучше выбрать вагон 2У, где их перевозка предусмотрена и разрешена.
Плацкартные вагоны
Плацкартные вагоны предусматривают только один класс обслуживания, который обозначается маркировкой ЗЭ. Набор услуг в них стандартный и ограниченный: кондиционер внутри вагона и биотуалет. Стоит учитывать, что внутри этих вагонов нельзя провозить животных.
Серия «гранд» — люксовые вагоны
Серия Гранд представляет собой ряд вагонов с повышенными условиями комфорта. Внутри интерьер вагонов очень схож с тем, что присутствует в отелях и гостиницах. Обслуживание в этих вагонах обеспечивается на высоком уровне и включает в себя всё необходимо для пассажиров. Поезда Гранд Экспресс включают в себя несколько типов вагонов:
Перечень услуг и сервисов в гранд вагонах практически ничем не отличается, поэтому маркировка в данном случае скорее указывает не на уровень обслуживания, а на оформление внутри вагонов.
Набор услуг в Гранд Экспресс включает в себя:
Большая часть вагонов относится к типу «Люкс» (Мягкий).
Серия «Премиум» 1Е и 1Л
Поезда категории Премиум различают два уровня обслуживания: 1Е и 1Л. Внутри вагонов комфортный и уютный интерьер, а также дополнительные услуги, которые включены в стоимость билета:
Набор услуг одинаковый для каждого уровня обслуживания, поэтому различие будет заметно только по обстановке внутри вагона.
1 класс
Поезда 1 класса разделяются на три уровня обслуживания:
У всех трёх уровней есть набор стандартных дополнительных услуг, которые включены в цену билета:
В вагонах Стандарт также организовано питание, личный гигиенический набор для каждого пассажира, пресса и тапочки. В вагонах с Бизнес-обслуживанием также предусмотрен индивидуальный трансфер. В остальном набор услуг у всех трёх классов одинаковый.
Вагоны эконом-типа также разделены на три уровня обслуживания:
Вагоны 2Л гарантирует наличие биотуалета и кондиционера. Также пассажирам будет выдано постельное бельё.
В Базовом вагоне с обслуживанием 2К включено телевидение, розетки на 220В, беспроводная wi-fi суть и доступ к мультимедийному порталу.
В Эконом Комфорт входят те же сервисы, но с гигиеническим личным набором, тапочками и организацией питания пассажира.
Сервисные классы в поезде «мегаполис» от компании «Тверской экспресс»
Компания Тверской Экспресс была создана в 2003-м году и является частной компанией, которая занимается пассажирскими перевозками. Впервые поезд Мегаполис был выпущен в 2006-м году и состоит он из новых вагонов. Они вполне соответствуют тому комфорту, который обеспечивают фирменные составы РЖД.
Каждый из таких вагонов располагает:
Электроника находится в комнате проводника. Кроме этого, также в вагонах есть беспроводная сеть, а также постельное бельё и фирменные тапочки в цветах компании.
Классы вагонов делятся по типу и оказываемым сервисам.
Классы обслуживания в поездах «Досс»
ДОСС — это Дирекция скоростного сообщения, которая является подразделением РЖД, чья деятельность заключается в управлении высокоскоростными новейшими поездами.
В число таких поездов входит:
Большая часть высокоскоростных поездов располагает в составе РЖД только сидячими вагонами, так как время в пути за счёт скорости у них сравнительно небольшие и не превышает 5,5 часов. Количество мест внутри вагона определяется его конструкцией, а перечень услуг зависит от класса выбранного поезда. Предусмотрено несколько видов уровня обслуживания:
Вагоны перевозчика «ТКС»
ТрансКлассСервис является ещё одним частным железнодорожным перевозчиком пассажиров в России. Но ТКС не располагает собственными поездами, их вагоны курсируют вместе с составами РЖД. Они представляют собой комфортные вагоны, которые гораздо уютнее, чем фирменные вагоны РЖД.
ТКС включает в себя плацкартные вагоны, в стоимость билета на которые входит дорожный набор и постельное бельё. Внутри них также есть розетки на 220В, биотуалет, кондиционерное обслуживание, гигиенический душ. Второй вариант — это купейный вагон. При покупке билета в купе пассажиры получают дорожный набор, тапочки и набор для личной гигиены, а также газеты. В купе находятся телевизоры, розетки. Есть также отдельные купе, где в стоимость билета включено питание на протяжении поездки.
В некоторых купе есть сейф и включена ежедневная уборка. Стоит учитывать, что вагон типа 1Т включает в себя комнату для матери и ребёнка.
В каких вагонах разрешена перевозка животных?
РЖД устанавливает свои правила перевозки домашних питомцев в вагонах. Поэтому нужно покупать билет с условием, что в выбранном вагоне разрешается перевозка животных. Узнать это можно в окне для покупки билетов на вокзале, а также на официальном сайте пи выборе места.
Для провоза животных сейчас не требуется справка от ветеринара.
Места с обедами, завтраками, ужинами
ОАО РЖД часто включает в стоимость билета услугу питания. Если оно не включено, то её можно оформить отдельно уже с разнообразным меню. Питание состоит из стандартных завтраков, обедов и ужинов. Приготовлением блюд занимаются фабрики-кухни, которые заключили договор с РЖД. Они поставляют блюда свежими и в специальных упаковках. Подачу питания можно заказать прямо в купе или в вагон-ресторан.
Завтрак подаётся с 7.00 до 10.00, а ужин с 16.00 до 21.00. Если в питание входит обед, то он предоставляется с 11.00 до 15.00. Бесплатно к нему предоставляется минеральная вода.
На завтрак предлагается молочная каша, а также нарезка, чай или кофе. Кроме каши можно также заказать омлет с сыром и овощами.
Обед состоит из трёх блюд: салат, суп и второе. Всё это предлагается в двух вариантах.
Ужин состоит из двух блюд: салат, второе. К нему предлагается чай или кофе. Это может быть пюре с отварной сосиской, а также салат из капусты и огурца. К ним прилагается хлеб.
Стоимость завтрака, обеда и ужина зависит также от типа вагона. Так цена на завтрак варьируется от 210 до 430 рублей.
В поездах дальнего следования, когда пассажиры проводят в пути больше дня или двух, предусмотрены вагоны-рестораны. Всё-таки перевозить с собой еду не слишком безопасно, так как в некоторых вагонах не предусмотрены холодильники или места для её хранения.
Перед отправлением стоит узнать номер вагона-ресторана и проверить его наличие. В нём полностью оборудованная кухня и всегда свежие блюда с широким меню на выбор пассажира. В меню как домашние блюда, так и более изысканные. На завтрак предлагают каши, бутерброды, яичницы и другие привычные блюда. Можно объединить их в комплексный набор, и его цена обойдётся в 300 рублей. На обед и ужин предлагаются мясные сытные блюда: отбивные, запечённый картофель и другие.
Вагоны в поездах ОАО «РЖД» делятся на несколько типов, в зависимости от количества мест и уровня комфорта. Для большинства типов вагонов на Туту.ру есть схема мест.
Сидячий вагон
В сидячем вагоне отдельно стоящие мягкие кресла с подлокотниками. Он напоминает салон самолета или междугороднего автобуса, но здесь значительно больше места. Лучше брать билет в сидячий вагон, когда поездка длится несколько часов. Так вы не успеете устать. Это, например, дневные экспрессы между Москвой и Санкт-Петербургом или Нижним Новгородом и Кировом.
Сидячие вагоны сильно отличаются по расположению и количеству мест, а также по классам обслуживания. Поэтому единой схемы для них нет. На рисунке для примера указана схема вагона поезда № 102Я Москва — Ярославль.
На Туту.ру в разделе «Поезда» есть схемы мест для многих сидячих поездов, в том числе для популярных «Сапсана» и «Ласточки». При покупке ж/д билета (на странице выбора мест) для некоторых поездов указано направление движения. Это позволяет выбрать удобные места, чтобы не ехать спиной вперед.
Подробнее о сидячих местах в поезде
Скоростной поезд «Стриж», вагон 1 класса
Плацкартный вагон
Это самый популярный тип вагона из-за невысокой цены билетов. В вагоне 54 места — 9 купе по 6 спальных мест. Два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными.
Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по 4. Места с 33 по 38 находятся около туалета. Здесь могут мешать хлопанье двери, ведущей в коридор, и неприятные запахи.
В третьем (места 9-12) и шестом (места 21-24) купе не открываются окна. Это актуально для старых поездов без кондиционера. В новых поездах вентиляция работает нормально.
Обычно в вагоне два туалета, есть титан с кипятком для заваривания чая. Каждое купе оборудовано столиками, на боковушках столик и два места для сидения получаются, если разложить нижнюю полку. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки.
В полностью занятом плацкарте может быть душно и тесно (особенно на боковых местах). Плацкартные вагоны в фирменных поездах чище и комфортабельнее: есть кондиционер и биотуалет, больше розеток.
Плацкартный вагон в фирменном поезде «ФПК»
Общий вагон
Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке, в том числе и на нижних боковых. У такого вагона есть несколько серьезных недостатков.
Во-первых, плацкартные полки не приспособлены для долгого сидения — из-за отсутствия мягкой спинки и подголовника. Во-вторых, создается ощущение тесноты — нет подлокотников, разделяющих людей между собой. Наконец, в большинстве случаев, в общем вагоне все билеты продаются без места — кто раньше успел, тот и занял лучшие места.
Это наименее комфортный тип вагона, но зато и билет в него самый дешевый.
Купейный вагон
В купейном вагоне обычно 32 или 36 мест, разбитых на купе по четыре места в каждом. Бывают вагоны на 38 мест, где места 37–38 — двухместное купе. Нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок. В общем коридоре есть откидные стульчики.
В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В отличие от плацкарта, в купе третья полка отсутствует — ее заменяет ниша для багажа под потолком. Поэтому на верхней полке в купе можно свободно сесть.
Купе — один из самых востребованных типов вагонов благодаря сочетанию цены и комфорта. В вагоне меньше людей, не мешают посторонние разговоры, а личные вещи находятся в сохранности. В купейном вагоне аналогично плацкарту есть два туалета и титан. Но в купе реже бывают очереди в туалет по сравнению с плацкартом, так как в таком вагоне едет значительно меньше пассажиров.
Часто по акции верхние полки в купе можно купить по цене плацкарта. В некоторых вагонах при покупке билета можно выбрать тип купе. В смешанном купе могут ехать и мужчины и женщины, а в женском — только женщины. Вид купе определяет пассажир, который первым купил билет.
Купе повышенной комфортности в «Таврии»
Вагон люкс (СВ)
СВ — это спальный вагон. В нем от 8 до 10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Есть люксы (СВ) с верхним и нижним местом, но в таком купе тоже всего 2 места. В стандартном люксе — 18 мест. Люкс (СВ) комфортнее купейного вагона, так как в нём нет верхних полок. На нижних полках есть мягкая спинка для сидения.
По уровню обслуживания СВ лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор. В зависимости от компании-перевозчика, пассажирам предоставляется разный набор услуг (питание, напитки, дорожный набор, пресса, белье).
Люкс (СВ) удобен для семейного или романтического путешествия, когда можно выкупить все купе. Главный недостаток СВ — цена проезда. Она обычно в 3-4 раза выше, чем в плацкарте, и в 1,5-2 раза больше, чем в купе. Поездка в СВ обойдется дороже авиабилета на аналогичное расстояние.
Вагон люкс (СВ) «ФПК»
Мягкий вагон
В мягком вагоне может быть 4, 5 или 6 купе. Планировка самого купе и обстановка в нем также сильно различаются. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Сами купе похожи на люкс, но отличаются большей площадью.
Мягкий вагон оборудован на уровне 3-4-звездочного отеля: в каждом купе есть биотуалет, умывальник, душ, кондиционер, телевизор, мягкий диван и кресло. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце, свежую прессу. В мягких вагонах оборудован бар.
Из минусов — высокая цена, значительно превышающая стоимость билета на самолет.
Интерьер мягкого вагона фирменного поезда «Гранд Экспресс»
Вагон международного сообщения с 4-местными купе
По уровню комфорта четырехместные купе на международных маршрутах аналогичны обычным купейным вагонам на территории РФ. Но за рубеж, как правило, ездят новые вагоны, поэтому в них есть много приятных мелочей.
Еще купе в таком вагоне может превратиться в люкс, если поднять верхние полки. В зависимости от маршрута в вагоне может быть общий душ, в купе — кондиционер, индивидуальное освещение для каждого места и розетки.
4-местное купе в поезде Москва — Ницца.
Вагон международного сообщения с 3-местными купе
В некоторых поездах международного сообщения есть трехместные купе. Всего в таком вагоне 33 места. В купе все три спальных места расположены друг под другом с одной стороны. Такие купе могут использоваться как двухместные — средняя полка остается в поднятом положении.
По размеру они меньше 4-местных купе и могут показаться тесными. Когда в нем трое пассажиров, они все вместе вынуждены сидеть или лежать, так как сидеть с опущенной средней полкой невозможно. Поэтому вагоны с 3-местными купе сейчас используются очень редко.
Ехать в таком купе приятно, только если выкупить вдвоем все три места и поднять среднюю полку. Из удобств в них могут быть (но есть не во всех купе) кресло, столик, умывальник и шкаф для одежды.
Какие бывают услуги в вагонах и что означает класс обслуживания
Была ли полезна статья:
Да
Нет
Плацкарт — это разновидность железнодорожных вагонов с открытой архитектурой. Такие вагоны были изобретены в СССР и адаптированы под советские реалии. Благодаря привлекательной стоимости билетов они уже несколько десятилетий подряд пользуются популярностью у российских пассажиров. Давайте заглянем внутрь плацкартных вагонов и посмотрим, как они устроены.
Тамбуры
В плацкартном вагоне есть два тамбура, рабочий и не рабочий. Когда пассажир заходит в вагон, он попадает в рабочий тамбур. Здесь в косом коридоре расположены титан с кипятком, туалет и купе проводника. Не рабочий тамбур находится в конце вагона, здесь есть второй туалет и ящик для сбора мусора. Тамбуры являются общественными местами, поэтому курить здесь нельзя.
Расположение полок
Между рабочим и нерабочим тамбурами расположены спальные места для пассажиров, объединённые в девять отсеков. В каждом отсеке предусмотрено шесть спальных мест, в том числе два боковых. Места размещены по два в высоту. Четыре полки основного отсека располагаются перпендикулярно коридору, а две боковые полки параллельно коридору. В общей сложности плацкартный вагон может вместить до 54 пассажиров.
Нумерация мест
Нумерация мест в плацкартных вагонах начинается с отсека, следующего за купе проводника, и движется вдоль вагона по часовой стрелке. Сначала нумеруются полки, расположенные слева от прохода (с 1 по 36), затем полки справа от прохода (с 37 по 54). Нумерация заканчивается на боковых полках, расположенных в начале вагона. При этом все нижние полки имеют нечётные номера, а верхние полки чётные номера.
Места для хранения багажа
Каждый пассажир, путешествующий в плацкартном вагоне, имеет достаточно места для хранения багажа. Пассажиры, которые расположились внизу, хранят сумки и чемоданы в рундуке под своей полкой. В распоряжении верхних пассажиров есть багажные полки, расположенные под потолком. Расстояние между багажной полкой и потолком вагона составляет 60 см.
Конструкция столика
В каждом шестиместном отсеке есть два столика, которые расположены справа и слева от прохода, у противоположных окон. За этими столиками удобно принимать пищу или играть в настольные игры. Столик в четырёхместной части отсека имеет автономное расположение, в то время как столик справа трансформируется из нижнего спального места. Под столиком имеется приспособление для открывания бутылок.
Правила поведения
Как отмечают в ОАО «РЖД», приобретая билет на поезд, пассажир подтверждает своё согласие с правилами железнодорожных пассажирских перевозок. Из содержания этих правил следует, что пассажир во время поездки должен бережно относиться к имуществу РЖД и проявлять уважение к попутчикам и обслуживающему персоналу.
Система вентиляции и кондиционирования
В некоторых поездах ОАО «РЖД» смонтированы системы вентиляции и кондиционирования. Если такой системы в вагоне нет, то пассажирам в жаркое время года приходится открывать форточки. Обратите внимание, что в отсеках № 3 и № 6 форточек нет, так как окна здесь переоборудованы под аварийные выходы. Поэтому если вы принципиально хотите ехать в купе с форточкой, откажитесь от покупки билетов на места с 9 по 12 и с 21 по 24.
Розетки
Если вам повезёт, то под столиком в «полукупе» окажется розетка для маломощной техники. Такие розетки есть во втором и восьмом полукупе, рядом с местами 7 и 29. Розетки включаются по требованию пассажира. Однако, изначально они были предназначены для электробритв, поэтому страдают перепадами напряжения и могут повредить чувствительные гаджеты. Чтобы не стоять в очереди возле розетки и не опасаться скачков напряжения, лучше взять с собой из дома тройник и сетевой фильтр.
Как забраться на верхнюю полку
Чтобы забраться на верхнюю полку, нужно воспользоваться специальной ступенькой, расположенной со стороны общего прохода. Пассажир одной ногой наступает на ступеньку, другой отталкивается от пола и переносит центр тяжести на верхнюю полку. Кроме того, с разрешения попутчиков он может наступить на столик, а оттуда легко забраться на свою полку. Предварительно столешницу нужно застелить старой газетой или полотенцем.
Что нужно знать пассажиру о верхних полках
Пассажиру, который покупает билет на верхнее место, нужно знать несколько важных моментов. На эту полку довольно трудно забраться детям, пожилым пассажирам и лицам с ослабленным здоровьем. Рослым людям наверху будет неудобно из-за ограниченного пространства. Малыши могут упасть с верхней полки, получить травму. Кроме того, воспользоваться нижним столиком пассажир сможет только с разрешения своего попутчика, занимающего нижнюю полку.
Нижние полки, их плюсы и минусы
Нижняя полка удобнее, чем верхняя. На неё не нужно карабкаться, размахивая перед носом попутчиков своими пятками. Её пассажиры могут в любое время воспользоваться столом. Расстилать постельное бельё на ней тоже легче, чем наверху. Кроме того, хранить багаж в рундуке под собственным спальным местом надёжнее, чем на открытой третьей полке.
Однако, и нижние полки имеют свои недостатки. Их пассажирам приходится терпеть активность своих верхних соседей, которые так и норовят присесть на удобном нижнем диванчике. Время от времени «верхние» попутчики просят уступить им на время место у стола для перекуса.
Таким образом, плацкарт — это самый востребованный в России и странах СНГ тип пассажирских вагонов. Если смириться с тем, что самым уединённым местом в вагоне является туалет, то в плацкарте можно вполне сносно и не дорого добраться до места назначения.
Любое путешествие начинается с выбора поезда и места, поэтому следует отнестись к этому внимательно. Есть определённые рекомендации к выбору места в зависимости от путешествия.
Например, не рекомендуется брать билет в девятое купе, которое находится возле туалета, а также около проводника. И лучше всего выбирать нижние полки, так как они безопаснее. Но обо всём по порядку.
Какой вагон лучше выбрать в поезде
Часть информации может содержать номер вагона, так как они отличаются друг от друга комфортом и условиями. Где-то есть биотуалет и кондиционер, а где-то нет. Поэтому очень важно подойти серьёзно к выбору вагона. Для этого нужно обратить внимание на его номер:
Для путешествия лучше всего отдать предпочтение поездам с номерами 1-150 и 301-450, так как они осуществляют движение постоянно и РЖД заинтересована в замене старых вагонов на новые. В них чаще всего встречаются кондиционеры, розетки, новое постельное бельё и хорошие биотуалеты. В добавок скорые поезда движутся почти в два раза быстрее, чем пассажирские.
Пассажиру стоит отдать предпочтение сидячему вагону в тех случаях, когда время поездки не превышает десяти часов и хочется сэкономить средства. Сидячие места обойдутся гораздо дешевле, чем плацкартный вагон или купе и покупка билетов будет происходить по минимальной цене.
Для выбора предоставлено три класса:
Внутри вагона достаточно просторно, а некоторые кресла могут быть оборудованы подголовниками для удобства пассажиров, подлокотниками и другими вспомогательными примочками, чтобы во время путешествия спина и шея не ныли от усталости. Однако следует обратить внимание на внутренний вид вагона, так как некоторые из них выглядят как простые электрички и не оборудованы удобными сидениями. В таких не рекомендуется ездить дольше трёх или пяти часов.
Самыми быстрыми и комфортабельными скоростными поездами считаются экспресс-рейсы «Стриж», «Ласточка» и «Сапсан». Но на них билет стоит дороже, чем на другие поезда.
В сидячих вагонах лучше всего брать следующие места:
Цена билета на место в плацкартном вагоне выше, чем на сидячие места, так как в цену включена стоимость удобств и услуг. К тому же в плацкарте у пассажира есть возможность поспать и свободно ходить по вагону. Под полками и над ними есть места для багажа, специальные полки для небольших вещей, выдвижные столы и кондиционеры.
Пассажирам, купившим билет, предоставляется:
Фирменные плацкартные места идеально подходят для путешествий, время в которых составит больше десяти часов. Как и в случае с сидячими местами лучше всего брать место в центре. Недалеко от центральных плацкартных мест находится вагон-ресторан, а также неудобства в виде близкого туалета не потревожат пассажира во время поездки.
Но если центральна часть уже разобрана, то нужно выбрать между первым и вторым вагоном. Во втором случае пассажир будет чётче чувствовать движение поезда.
В плацкарте лучше всего брать места поближе к проводнику: 1, 2, 3 и 4 номер, так как:
Если в поездку отправляется вся семья, то лучше взять билеты в первом отделении от проводника, чтобы в дороге рядом не находились посторонние люди, так как на соседние места продажа билетов не осуществляется.
Первыми местами всех разбирают плацкарты №1, 2, 3, 4. Оптимальным и средним вариантом будут номера мест с 5 до 32, исключением становятся только боковые места. К тому же в них присутствует существенный минус: мимо этого места всегда будут ходить люди. Местом с минимальным удобством считается то, которое находится в последнем отсеке вагона. Рядом с биотуалетом может неприятно пахнуть.
Номера без сквозняков: 9-12, 21-24; 43-44; 49-59.
Какие вагоны–купе лучше выбирать, какие места в купе лучшие?
Вагоны-купе были и остаются востребованными, так как путешествия в купе является самым комфортным. Купейные вагоны друг от друга хорошо изолированы и закрываются на задвижные двери с защёлками. В добавок в купе проезжает куда меньше людей, чем в других вагонах.
Также в некоторых случаях пассажиру могут предоставить гигиенический набор и другие дополнительные услуги, включая газеты.
Лучше всегда вбирать один из трёх купейных вагонах: первый, последний или центральный. Так как все купе удобны и ничем друг от друга не отличаются, тяжело сказать, что стоит брать какой-то определённый. Единственное, рядом с последним купе пассажирам могут мешать звуки от биотуалета. Для безопасности пассажир может взять место рядом с аварийным выходом.
Также хорошо брать купе на два человека, занимая нижние места, потому что есть вероятность, что при таком раскладе сверху может и не оказаться других пассажиров.
Также есть три вида купе:
При оформлении билета у пассажира есть возможность выбрать один из них. К слову, верхние места обойдутся дешевле, чем нижние, но они не подойдут для людей с большим багажом.
Для собственной безопасности лучше заранее изучить схему вагона и расположение аварийных выходов для экстренных случаях. Самыми выгодными будут купе №3 и №6. Рядом с ними находятся вспомогательные инструменты, которые помогут выйти из поезда в экстренных случаях.
Так что в случае, если пассажир хочет сам решить, где и как ему будет удобнее ехать, то лучше всего купить билет как можно скорее. В противном случае выбора может и не быть, так как билеты на популярные направления разбирают очень быстро.
В каких вагонах РЖД есть розетки у места?
Наличие розеток в вагонах зависит от его года выпуска и модификации. Они есть в плацкартных вагонах, в купейных, а также в сидячих поездах «Стриж», «Ласточка» и «Сапсан». Современные поезда сейчас получают питание от разных источников, поэтому вырабатывать электричество уже гораздо легче.
В купейном вагоне розетки находятся в следующих местах:
В плацкартном вагоне розетки расположены иначе:
Телефон или ноутбук можно также зарядить непосредственно у самого проводника, если в поезде обеспечено стабильное электричество. Лучше всего брать с собой удлинитель, а также дополнительные зарядные устройства.
В сидячих скоростных поездах розетки расположены перед первыми и последними сидениями, а также в зависимости от класса они могут находиться под сидениями, чтобы каждый пассажир мог воспользоваться ими.
Чтобы сэкономить на железнодорожном путешествии, лучше всего приобрести билеты в плацкартный вагон. Это наиболее дешевый вариант, который предпочитают большинство пассажиров. Плацкартными вагонами, зачастую, оборудованы все поезда, поэтому с покупкой билетов в этот класс обслуживания проблем не возникает.
Железнодорожные составы с плацкартными вагонами курсируют по стране. Купить билет на поезд можно по любому маршруту, в том числе Москва — Ростов, Москва — Казань, Москва — Ярославль, Новосибирск — Сочи и др. Плацкартные вагоны встречаются и на поездах, следующих в Казахстан и другие республики бывшего Советского Союза.
Схема мест плацкартного вагона
Стандартный плацкартный вагон содержит 54 места для пассажиров. Путешественникам предложены нижние, верхние, нижние боковые и верхние боковые полки для размещения. Нумерация мест начинается от купе проводника. Возле 9 — 12 и 21 — 24 мест находятся аварийные выходы, туалетные комнаты оборудованы в двух концах вагона. Также для пассажиров установлен кулер с питьевой водой.
Питание в плацкартных вагонах не предусмотрено тарифом, однако все желающие могут заказать услугу дополнительного питания за отдельную плату (в зависимости от выбора блюд). Кондиционер работает только в летний период. Обратите внимание, для путешествия животными выделены специальные вагоны. В таких вагонах выкупать соседние места не требуется — достаточно разместить питомца в специальной переноске, но перевозка крупных собак в любых плацкартных вагонах запрещена.
Лучшие и худшие места в плацкартном вагоне
Лучшими местами в плацкарте по отзывам многих пассажиров считаются полки в центре вагона — места с 13 по 28. Большинство путешественников предпочитают нижние полки, в то время как некоторым, наоборот, нравятся верхние места, когда можно залезть наверх, «чтобы потом никто не мешал».
Не лучшим вариантом будут боковые полки — они находятся прямо в проходе, поэтому постоянного хождения людей туда-обратно избежать не удастся.
Традиционно не любимыми считаются места с 33 по 38. Они находятся рядом с туалетной комнатой, соответственно, комфортно отдохнуть здесь вряд ли получится. Очереди в туалет, специфические запахи, хлопанье дверями могут помешать хорошей поездке. В этом случае места с 1 по 4 и 53 — 54 наиболее выгодны, поскольку «отделены» от туалета купе проводника.
Стоит обратить внимание на то, что места возле аварийных выходов не всегда удобны в летний период. Окна здесь не открываются, поэтому в жаркую погоду поездка на этих полках может быть достаточно некомфортной.
Где расположены розетки в плацкартных вагонах
Розетками в плацкартном вагоне оборудованы места с 5 по 8, с 29 по 32, а также 41 — 42, 49 — 50. Если рядом с вашим местом розетки не оказалось, подзарядить мобильное устройство можно в купе проводника.
Фото плацкартного вагона внутри
Первый поезд, который соединил Санкт-Петербург и Москву, сначала перевозил пассажиров абсолютно бесплатно. В течение трёх дней путешественники могли без каких-либо затрат ездить между городами. Однако люди были настолько напуганы этим необычным транспортным средством, что предпочитали держаться от него подальше, нежели путешествовать по железной дороге.
Как и у людей, у российских поездов тоже есть имена. Составы имеют самые разнообразные названия — «Красная стрела», «Лев Толстой», «Буревестник», «Северная Пальмира», «Аврора».
Необычное название получил маршрут Ростов — Одесса. Среди путешественников он сыскал славу как маршрут «Папа — Мама».
Стоит сказать, что плацкартные вагоны есть не во всех составах дальнего следования. Например, в двухэтажных вагонах плацкартные места отсутствуют. В таких поездах оборудованы только купе, СВ и вагоны с местами для сидения.
Первые плацкартные вагоны появились ещё в дореволюционной России. Тогда в каждом вагоне были установлены лишь несколько твёрдых деревянных полок. Поэтому о более-менее комфортном путешествии речи не шло, скорее такую поездку можно было назвать пыткой.
В скором времени название «плацкарт» может исчезнуть из употребления. Российская железная дорога планирует ввести четыре новых класса обслуживания: бюджет, эконом, комфорт и бизнес.
Какие бывают поезда
Поезда в России отличаются не только скоростью, но и уровнем сервиса. В современных составах есть биотуалет, кондиционер, розетки в купе, новое постельное белье. Иногда же количество удобств минимально, зато добраться до нужной точки получается быстрее.
Пассажирские поезда
Такие поезда имеют маршрутную скорость ниже 50 километров в час и останавливаются на каждой станции. Иногда всего на пару минут, однако порой время стоянки превышает полчаса. Билеты на поезда данной категории обычно дешевле, но в дороге придётся провести много времени.
Скорые поезда
Скорые поезда разгоняются до 90 километров в час, минимальное значение — не ниже 50 километров в час. Короткие остановки такие поезда делают только на крупных станциях, из-за чего имеют скоростное преимущество перед обычными составами.
Скоростные поезда
Скоростные поезда могут разгоняться до 200 километров в час, но обычно двигаются со скоростью до 140 километров в час. Из высокоскоростных самые популярные — «Сапсаны», на которых можно доехать из Москвы до Санкт-Петербурга менее чем за четыре часа, из скоростных — «Стрижи» и «Ласточки». В зависимости от маршрута поезда делают лишь несколько коротких остановок или следуют и вовсе без них.
Фирменные поезда
Так называют поезда с новыми вагонами, высоким уровнем сервиса и дополнительными услугами. Бельё на верхних спальных местах в фирменных составах уже застелено, а отправляются и прибывают они обычно в максимально удобное для пассажиров время. Двигаются такие поезда обычно со скоростью 50–90 километров в час.

Двухэтажные поезда
В двухэтажных поездах есть только купейные и СВ-вагоны, которые оборудованы кондиционерами и камерами видеонаблюдения. В купе есть стол, зеркало, светильники, полки для мелочей, розетки. В СВ каждое место дополнительно оборудовано ЖК-дисплеем.
Типы вагонов
Уровень комфорта даже в рамках одного поезда может существенно отличаться, так как порой состав формируют из вагонов разного класса. Вместе выбираем между поездкой в сидячем вагоне, плацкарте, купе и СВ.
Вагон подойдёт для коротких поездок в дневное время. Главное преимущество — билеты по низкой цене. Сидячие вагоны бывают трёх классов. В первом есть кондиционер, кресла с подголовниками, для багажа — специальные стеллажи. В вагонах второго класса может не быть каких-либо услуг, например кондиционера. Третий класс напоминает электричку, где даже трёхчасовая поездка может утомить.
Билеты подороже, в стоимость входят одеяло с постельным бельём и полотенце. В вагоне может быть кондиционер, работает радио, есть столики, за которыми удобно перекусить, а главное, можно прилечь.
За закрытыми дверями купе можно отдыхать, не обращая внимания на перемещающихся по вагону пассажиров. Людей здесь меньше, есть несколько розеток и светильники над каждой полкой.
В купейных вагонах предусмотрены женские, мужские и смешанные секции. Информация об этом отображается на сайте перевозчика в момент выбора мест. Если тип не указан, купе смешанного формата. Иногда тип купе зависит от человека, первым забронировавшего место: если это мужчина, оставшиеся места смогут приобрести только мужчины.

В купе СВ лишь два пассажирских места, поэтому туристы, которые не хотят делить купе с чужим человеком, часто выкупают второй билет. В стоимость входит постельное бельё, гигиенические принадлежности, газеты, закуски и напитки. В вагоне есть кондиционер и туалет, в купе — розетки, светильники над полками, место для одежды, иногда — телевизор.
На что обращать внимание при покупке билета
Акции, которые регулярно проводит РЖД, помогут сэкономить при покупке билета. Иногда выгода достигает 30%. Есть и подводные камни. Так, не все билеты удастся вернуть. Разбираемся, на что обращать внимание при бронировании.
Невозвратные билеты
Забронировать места на поезда РЖД можно по невозвратному тарифу. В зависимости от дня покупки, типа поезда и вагона скидка на такой билет может достигать 25%. Выбирать подобный тариф не следует, если остались сомнения, состоится ли поездка.
Вагон-ресторан
Если предстоит долгая дорога или вы едете с детьми, нужно подумать о горячем питании. В такой ситуации обращайте внимание, есть ли в поезде вагон-ресторан. Ассортимент блюд, как правило, небольшой, но в меню всегда найдутся супы, гарниры, мясные блюда, салаты, десерты, горячие и прохладительные напитки.
Акции и бонусные программы

У путешественников с детьми есть дополнительный способ сэкономить. Так как стоимость билета для пассажиров младше 10 лет составляет лишь 35% от полного тарифа, стоит оформлять дорогое нижнее место на ребёнка, а верхнюю полку — на себя.
Актуальные акции и их условия периодически меняются, поэтому перед покупкой билета стоит уточнять подробности на сайте РЖД.






