1. Опыт осуществления контейнерных перевозок в деятельности АО «УБЖД»
Общее время в пути контейнерного поезда, проходящего через АО «УБЖД», представлено на рисунках 1 и 2.
Рис. 1. Время в пути поезда идущего с севера на юг
Ускорены сроки перевозки грузов из России в Китай и из Китая в Россию через Монголию. Это был 31 час из России в Китай и ускорено – до 28 часов, и из Китая в Россию было 36 часов, ускорено – до 31 часа.
Рис. 2. Время в пути поезда идущего с юга на север
Вместимость грузовых поездов АО «УБЖД»
Мощности и тяговый вес эксплуатируемых в настоящее время локомотивов достаточно для перевозки двухъярусных контейнеров. Однако длина поезда ограничена длиной приемных и отправных путей станции.
2. Введение двухъярусных контейнеров в деятельность предприятие
Горнодобывающая продукция, которая составляет большую часть экспорта Монголии, перевозится в открытом подвижном составе, а импортные товары, такие как машины, оборудование и продукты питания, перевозятся в контейнерах.
Внедрение вагонов двухъярусных контейнеровозов для железнодорожных перевозок показывает следующие основные показатели и преимущества:
Результат внедрения двухъярусных контейнеров:
Внедрение двухъярусных контейнеров увеличит грузооборот что позволит в будущем эффективно управлять растущим количеством контейнеров. Тарифы на контейнерные перевозки могут быть снижены до 40 процентов. Это ключевой фактор увеличения контейнерных перевозок. Также выгодно экономить 1 миллиард тугриков в год на топливе для локомотивов.
Длина обычного поезда может быть разной, в каждой стране свои стандарты. В России у стандартного пассажирского около 20 вагонов, а у грузового поезда – около 350 осей, т.е. 87 вагонов. Но эти цифры могут меняться. Многое зависит от мощности локомотива. Количество вагонов могут сократить или же наоборот, увеличить.
Были поставлены и свои рекорды. Самые длинные поезда в мире навсегда вошли в историю. Использовать их постоянно довольно сложно, т.к. высока вероятность аварии, нужно контролировать систему разгона и торможения. Но многие транспортные компании успешно справляются с этой проблемой.
- «Ghan», Австралия, 1096 м
- Товарный поезд «Марути», Индия 1400 м
- Железнодорожная служба «Рио Тинто», Австралия до 2400 м
- Мавританская железная горнорудная дорога, Мавритания до 2500 м
- Дацинские железные дороги, Китай до 3200 м
- Товарные поезда в Каражасе, Бразилия 3300 м
- Поезд S-400 Ассоциации Американских Дорог, США до 3659 м
- Поезда радио-распределительной энергии, Южная Африка 3780 м
- Двухъярусные контейнерные поезда, Канада 4200 м
- Поезд горнодобывающей компании BHP Billitron, Австралия, 7350 м
- Двухъярусные поезда
«Ghan», Австралия, 1096 м
Этот поезд регулярно пересекает Австралию с севера на юг.
Почему именно «Ghan»? Когда-то центр Австралии был малоизучен. Огромную помощь в его освоении в то время оказали погонщики знаменитых афганских верблюдов. В честь них железнодорожную линию, соединившую Аделаиду и Алис-Спрингс в далеком 1929 году, решили назвать «Афганский экспресс». Скоро это название сократили до «Афган», а потом и вовсе до «Ган». К нему так привыкли, что поезд официально стали называть «Ghan».
Когда-то его маршрут был протяженностью 1420 км, но в 2003 году завершилось строительство новой ветки, которая вела от Алис-Спрингс в северный порт Дарвин. Общая протяженность железной дороги стала 2979 км.
Теперь этот поезд – визитная карточка Австралии. Он ходит раз в неделю, круглый год. Перерыв бывает в самое жаркое время года. Так как состав – рекордсмен по длине, людей вдоль платформы вынуждены развозить автобусы. У него 44 вагона и 2 локомотива. Это рекордная длина, если говорить о современных пассажирских поездах.
Товарный поезд «Марути», Индия 1400 м
Этот поезд является рекордсменом в Индии. Его запустили в 2011 году. В товарном поезде «Марути» 118 вагонов, их везут четыре локомотива, 2 из которых находятся впереди и остальные 2 – посередине. Он может перевозить до 9-10 тыс. тонн грузов со скоростью около 50 км/ч.
Создатели поезда хотели сделать его еще длиннее, но в целях безопасности решили сократить количество вагонов. Крутые повороты, а также небезопасные склоны могут спровоцировать аварию, которую и решили предотвратить таким способом.
Железнодорожная служба «Рио Тинто», Австралия до 2400 м
В 2018 году во всем мире стала известна компания «Рио Тинто». Это одна из самых крупных в мире горно-металлургических компаний, производящих золото, медь, добывающих железную руду, уран, алмазы и т.д.
Эта корпорация более 10 лет работала над созданием полностью автоматизированного железнодорожного комплекса, потратив на это 916 млн. долларов. Система обслуживает 14 шахт, доставляя руду в 4 портовых терминала.
Поезда могут самостоятельно отслеживать состояние рельсов, могут сами провести самодиагностику, выявив неисправности в стяжке или колесах. Ими управляют удаленные сотрудники, которые находятся на расстоянии 1,5 км от шахт.
Благодаря этим нововведениям самые длинные составы, в которых насчитывается по 226 вагонов, могут не останавливаться, чтобы сменить машинистов. В среднем каждый из них путешествует на расстояние 800 км, перевозит до 30 тыс. тонн груза.
На погрузку, перевозку и разгрузку в среднем уходит около 40 часов. Благодаря такой автоматизации удалось увеличить выработку руды на 20 млн. тонн. Поезда движутся со скоростью 20 км/ч.
Мавританская железная горнорудная дорога, Мавритания до 2500 м
Это всего 1 линия, протяженность которой – 704 км. Она была открыта в 1963 году. Длина обычных поездов достигает до двух с половиной километров, их тянут три или четыре тепловоза. Всего от двухсот до двухсот десяти вагонов, в которых бывает по 84 т груза и еще есть несколько дополнительных вагонов.
Эти поезда – достопримечательности Мавритании, они изображены на 5-тысячной купюре. В день отправляется около 4-5 составов, к одному из которых цепляют пассажирский вагон. Никто не знает точного времени его отправления. Поэтому большинство пассажиров предпочитают ехать на крыше или же в грузовых вагонах, сидя прямо на руде.
Дацинские железные дороги, Китай до 3200 м
Ее построили в 1984 году. Протяженность дацинских железных дорог – 653 км, они необходимы для транспортировки угля. Вначале появился один путь, позже был добавлен дополнительный.
В поездах насчитывается двести десять вагонов, которые тянут мощные локомотивы. Эти поезда могут перевозить до 20 тыс. килотонн, это рекордная для страны грузоподъемность.
Товарные поезда в Каражасе, Бразилия 3300 м
В Бразилии огромные запасы железной руды, около 48 млрд. тонн, 18 млрд. из которых находятся в горном массиве Каражас. Чтобы соединить места по добыче руды в Каражасе и порт Понта-Де-Мадейру в 1982 году запустили железную дорогу, она растянулась на 892 км.
Она и сейчас остается одной из самых прибыльных, т.к. по ней путешествуют около 350 тыс. пассажиров. Там же перевозится 120 млн. тонн руды. По ней проходят более тридцати пяти видов поездов. Среди них есть особенный. В нем триста тридцать вагонов, он тянется на 3300 м.
Поезд S-400 Ассоциации Американских Дорог, США до 3659 м
Железные дороги Америки – одни из самых крупных в мире, тянутся на 230 тыс. км. Именно благодаря ним произошел подъем экономики, т.к. они смогли соединить огромные расстояния.
Поезд S-400 Ассоциации Американских Дорог – рекордсмен. У него 180 вагонов. Чтобы предотвратить аварии, он снабжен множеством приборов безопасности, которые не дают сходить вагонам с рельсов, когда поезд проходит крутые повороты.
Поезда радио-распределительной энергии, Южная Африка 3780 м
В ЮАР существует рудовозная линия протяженностью в 861 км, соединяющая шахты, где добывается руда в Сишени и порт Салдан.
В 2018 году здесь запустили поезд самый огромный в истории страны. Это грузовой состав, в нем насчитывается 375 вагонов, он может перевозить 22,5 тыс. тонн марганцовой руды.
Двухъярусные контейнерные поезда, Канада 4200 м
Канадская железная дорога – одна из самых крупных сетей Северной Америки, созданная в 1019 году. Общая протяженность ее полотна – 30 тыс. километров.
По ней ездят двухъярусные контейнерные поезда, которые тянут несколько локомотивов. Когда-то их максимальная длина была 1500 м. Но сейчас производят составы длиной до 4 тыс. м, они перевозят до 18 тыс. тонн. Самый протяженный товарный поезд из Канады – 4200 м, но в среднем грузовые тянутся до 3 тыс. м, а товарные – до 3700 м.
Поезд горнодобывающей компании BHP Billitron, Австралия, 7350 м
BHP Billitron принадлежит железнодорожная ветка Маунт Ньюман. Ее используют для перевозки полезных ископаемых. Она появилась в 1969 году, соединяет города Ньюман и Порт-Хендленд. В среднем вся дорога занимает около 8 ч. Поезд составляли из 250 вагонов, он тянулся на 2,5 км.
Но в 2001 году был установлен рекорд. По дороге запустили поезд, в нем было 682 вагона, а общая его протяженность – 7,3 км. Он смог перевезти 82 тонны руды. Его тянули 8 локомотивов. Чтобы оптимизировать тяговую и тормозную силу, тепловозы распределили по всей длине поезда, благодаря этому он плавно двигался по рельсам. Этот рекорд так до сих пор и не побит, хотя прошло уже более 18 лет.
Двухъярусные поезда
Это перевозки
контейнеров в два яруса на железнодорожных
платформах («double-stacktrains»; stack — стеллаж,
tostack — складывать в штабель) – рис. 9.
Специальное оборудование было
сконструировано ещё в 1977 г. в США.
Основные преимущества
перевозок в двухъярусных вагонах
следующие:
1) уменьшается
длина состава. Этот фактор имеет значение
при перевозках на однопутных участках
железных дорог (часто встречаются на
западе США); при ограничении длины
составов и числа контейнеров в одном
составе на подъездных путях;
2) в составе той же
длины перевозится в 2 раза больше
контейнеров, следовательно, сокращается
в 2 раза число локомотивных бригад (это
важно, т.к. расходы на зарплату составляют
60% расходов на пробег поездов на
американских железных дорогах);
3) сокращаются
удельные капвложения, т.к. у контейнеров,
в отличие от трейлеров, отсутствует
такая дорогостоящая часть, как шасси,
которую надо постоянно возить с самим
трейлером;
4) грузоподъемность
двухъярусного вагона такая же,
а
капиталовложения составляют – 75%
от стоимости одноярусной платформы,
т.к. гибкая конструкция его позволяет
убрать четыре пары железнодорожных
колес, некоторые сцепные устройства и
некоторые другие механизмы;
5) экономия на таре.
Масса тары обычной железнодорожной
платформы 70,2 тыс. фунтов (31,6 т), а у
двухъярусной платформы компании APL
– 32,2 тыс. фунтов (14,5 т), т.е. меньше на 17
т или 54 %. Для обычной платформы
для
перевозки трейлеров (ТОРС) отношение
чистой грузоподъемности к массе тары
составляет 0,67, а для двухъярусной
платформы – 1,9. В свою очередь, экономия
на таре приводит к снижению расходов
на топливо на 41%;
6) сокращаются потери
и порча грузов и возникающие в связи
с этим претензии. Это одновременно
снижает расходы и повышает интерес
клиентов к данным перевозкам. Меньшая
потеря и порча следуют из самой
конструкции вагона. Как уже отмечалось,
конструкция двухъярусной платформы
позволяет убрать некоторые сцепные
устройства и связанные с ними механизмы.
А меньшее число операций по сцепке
снижает возможное при этом повреждение
грузов. Далее, из груженых двухъярусных
платформ обычно формируются маршрутные
составы, поэтому они редко переключаются
из одного состава в другой, тем самым
ещё уменьшается и вероятность повреждения
груза на горках, где происходит сортировка
вагонов при спуске их с горки и где
вагоны ударяются один о другой.
1
— рама, 2 — откидная площадка, 3 — откидная
лестница, 4 — консольная часть платформы
Рис.
9. Схема загрузки вагона-платформы 20-ф.
контейнерами в два яруса
Общая экономия
расходов на магистральной части пробега
поезда, по оценке специалистов, по
сравнению с перевозкой трейлеров (ТО
PC) составляет от 20 до 25%. Здесь необходимо
отметить, что при перевозке на двухъярусной
платформе возникают дополнительные
расходы на подвоз и вывоз контейнеров
на транспортный узел (терминал), поскольку
таких терминалов для обработки
двухъярусных платформ на сети железных
дорог меньше, чем обычных, и расположены
они на большем расстоянии один от
другого.
Основными недостатками
перевозок в двухъярусных вагонах
являются:
Платформы, конструкция
которых позволяет поставить 2 контейнера
один на другой для осуществления
наземных мультимодальных перевозок,
являются, возможно, наиболее ценным
новшеством с момента создания самого
контейнера.