Вагоны поездов обозначаются сочетаниями цифр и букв, например, 1А или 2К. Таким образом при покупке билета понятно, в вагоне какого класса доступны места. Например, плацкартные вагоны обозначают цифрой 3, а сидячие места — буквой С.
Набор удобств и услуг зависит от типа вагона. В этой статье подробно распишем, какие услуги доступны в различных вагонах. В конце дана удобная таблица.
Детали у перевозчиков могут различаться, но в целом принципы совпадают. Большинство российских поездов формирует транспортная компания ОАО «ФПК», поэтому основные нормы берут у неё.
- Классы обслуживания и услуги в сидячих вагонах
- 1С, 2С, 3С
- 2В, 2Ж
- Классы обслуживания и услуги в плацкарте
- Классы обслуживания и услуги в купе
- Классы обслуживания и услуги в СВ
- Нумерация вагонов грузового парка
- Что зашифровано в номере
- Система нумерации 1963 года
- Дополнения и изменения и в нумерации 1984 года
- Нумерация пассажирских и грузовых вагонов Нумерация пассажирских
Классы обслуживания и услуги в сидячих вагонах
В сидячих вагонах у каждого пассажира отдельное кресло, на которое и покупается билет. Компоновка вагонов может отличаться: к сидячим относят как «Сапсаны» и «Стрижи», так и поезда, которые ходят по области или между соседними городами.
1С, 2С, 3С
Такие типы вагонов встречаются в различных поездах, и везде есть свои нюансы. От конкретного поезда зависит, что включено в набор услуг. Обычно вагоны 1 и 2 классов оборудованы кондиционером, а в 3 кондиционеров нет.
В «Сапсане» 1С — вагон бизнес-класса. У каждого пассажира есть кресло, столик, шкаф для вещей. Розетки установлены рядом с каждым блоком кресел, чтобы можно было подключить ноутбук или зарядить телефон. Пассажиры могут приобрести свежую прессу или выбрать по меню горячее питание.
Вагоны 2С есть в «Сапсане» и «Стриже». Это вагоны второго класса, а значит, билеты туда дешевле. Пассажирам «Сапсана» доступны вешалки для одежды и место для багажа. Места есть рядом со столом и без него.
Обычно так обозначаются места в купе в сидячем вагоне двухэтажного поезда. В стоимость билета чаще всего включено питание, пресса и гигиенический набор.
Это вагон с индивидуальным размещением, то есть при покупке билета вы выкупаете все места. В стоимость билета включено питание, пресса и набор с зубной щёткой, пастой и салфетками.
Так обозначаются места в вагоне повышенной комфортности. В стоимость билета включены холодные закуски.
2В, 2Ж
Обычные сидячие места. В таких вагонах меньше удобств, например, может не быть кондиционера, а в стоимость билета не включены никакие дополнительные услуги типа питания или гигиенического набора. Зато в этих вагонах разрешено провозить животных.
Обычный сидячий вагон. Кондиционер есть, а вот биотуалета может не быть.
Классы обслуживания и услуги в плацкарте
Вагоны этого типа обычно обозначаются цифрой 3, как третий класс. В плацкартных вагонах пассажирам доступны места для лежания. В стандартном вагоне 52 или 54 полки.
В таком вагоне есть кондиционер, а наличие биотуалета зависит от перевозчика. Можно перевозить животных.
В этих вагонах точно не будет ни кондиционера, ни биотуалета. Животных перевозить нельзя.
В вагоне есть кондиционер, наличие биотуалета зависит от перевозчика — может и не быть. Перевозить животных нельзя.
В таких вагонах есть и кондиционер, и биотуалет. Нельзя перевозить животных.
Классы обслуживания и услуги в купе
В купейных вагонах пассажирам предоставляются закрытые купе, в каждом по 4 полки. Обычно в таких вагонах от 32 до 40 мест. Они стандартно маркируются цифрой 2, то есть второй класс. В стоимость билета всегда входит постельное бельё, но в вагонах 2Д при покупке от него можно отказаться (нужно снять проставленную автоматически галочку).
Вагоны повышенной комфортности с кондиционером. Биотуалет есть не всегда. В стоимость билета включено питание, пресса и гигиенический набор. Можно перевозить домашних животных.
В вагоне есть кондиционер и биотуалет. Дополнительные услуги в стоимость билета не включены. Животных провозить можно.
В вагоне есть кондиционер, а биотуалета может и не быть (зависит от перевозчика). Дополнительные услуги платные. Можно перевозить животных.
Наличие кондиционера и биотуалета зависит от перевозчика. Все дополнительные услуги платные. Можно перевозить животных.
Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано. Дополнительные услуги в стоимость билета не включены. Животных перевозить нельзя.
Вагоны высокого уровня комфорта: есть биотуалет и кондиционер, пассажирам предлагают завтрак или ужин, гигиенический набор, тапочки, прессу. Детям выдают подарки. В купе есть телевизор, индивидуальные розетки и сейф. Животных перевозить нельзя.
Классы обслуживания и услуги в СВ
Вагоны СВ или Люкс отличаются повышенным уровнем комфорта: в купе только два места, полки для лежания мягкие. В вагоне от 16 до 20 мест. В вагоне всегда есть кондиционер. Цифра 1 означает, что это вагоны первого класса.
Бизнес-класс. Нужно выкупить всё купе целиком, в нём едет один взрослый пассажир. Можно провозить с собой мелких домашних животных. В стоимость билета включены напитки, питание, пресса, гигиенический набор.
Условия аналогичны вагонам 1Б, но можно не выкупать целое купе, а купить одно место.
Уровень комфорта соответствует первому классу, но дополнительные услуги в билет не включены (за них нужно платить отдельно). Животных провозить можно.
Если предыдущие маркировки относились к вагонам «Люкс», то 1Л — это СВ. В таких вагонах есть кондиционер, а биотуалета может не быть. Дополнительные услуги в стоимость билета не входят. Можно провозить животных.
Нумерация вагонов грузового парка
Огромное количество вагонов разных видов и типов, перемещающих разнообразные грузы по территории страны и за рубеж, требует систематизации и классификации. Иначе невозможно определить, для какого груза предназначен вагон, где он находится в данный момент, и идентифицировать владельца. Необходимость нумерации грузовых вагонов возникла давно, но стройная информативная схема была внедрена в начале 1963 года, когда наметился рост экономики после ликвидации последствий Второй мировой войны, и резко возросла интенсивность железнодорожных перевозок.
Что зашифровано в номере
Современная нумерация состоит из 8 цифр, в 1963 году была внедрена семизначная, которая содержала основные характеристики единицы подвижного состава грузового назначения. Нумерация жд вагонов поездов пассажирских перевозок проводится по другой схеме и технических данных не отображает.
По цифрам на вагоне можно узнать:
Основные цифры, описывающие характеристики подвижного состава, находятся в первой трети индекса. Расшифровка кода вагона, кроме основных данных, содержит и инвентарный номер вагона, об этом информируют цифры, занимающие 4-6 места, седьмая показывает особенности тормозной системы. Вагоны, седьмая цифра которых 0, 1 и 2 — оснащены сквозной тормозной площадкой. Цифра 3 показывает, что площадки нет, но есть ручной тормоз. Числа от 4 до 8 показывают, что ручного тормоза нет. Исключение составляют шестиосные вагоны, у которых этот ряд цифр показывает именно наличие стояночного тормоза.
Система нумерации 1963 года
Запомнить, что означает номер вагона, могут только опытные профессиональные железнодорожники. В большинстве случаев номера грузовых вагонов расшифровывают при помощи специальных таблиц и справочников. Компьютеризация сети железных дорог позволила упростить процесс расшифровки — достаточно ввести код вагона в компьютер, как на дисплее появятся все характеристики и даже история эксплуатации транспортной единицы.
Первая цифра в обозначениях 1963 года определяла род вагона:
Следующие важные данные были зашифрованы во второй и третьей цифре номера, четвертая, пятая и шестая, как уже упоминалось, это инвентарный номер транспортной единицы. Вторая и третья цифры в отношении вагонов разного рода обозначали разные характеристики. В отношении крытых моделей вторая цифра 0, или 1 показывали что вагоны и платформы построены на двухосной тележке. Шестиосные обозначались цифрой 8, четырехосные полувагоны — цифрами 2,3,4,5,6, четырехосные платформы обозначались цифрой 7, а восьмиосные — 9. Похожие числа использовались и для цистерн — 0 и 1 указывали на двухосную конструкцию, 3,4,5 — на четыре оси, для ГСМ. Четырехосные цистерны для других химических грузов обозначались цифрой 6 на втором месте, а для остальных типов наливного груза — 7. То есть, по второй цифре можно определить не только количество осей вагона, или цистерны, но и их назначение.
Третья цифра, в зависимости от типа вагона, указывает на технические особенности, или не дает другой информации. Например, для крытых четырехосных моделей с грузовым отсеком менее 120 м3 цифры 0 – 6 указывали на отсутствие дверей самоуплотняющегося типа и хлебных щитов, а 7,8,9 — на их наличие. В то же время в нумерации крытых; двухосных моделей третья цифра никакой информационной нагрузки не несет.
Это же касается двухосных и четырехосных полувагонов и платформ со второй цифрой в номере от 1 до 6. А вот если вторая цифра 7, то третий знак 0,1 или 2 показывает, что пол у платформы деревянный и в нем отсутствуют люки. При третьей цифре 3, 4 , или 5 у таких платформ пол и борта металлические и в полу встроен люк. Без подробной таблицы расшифровка номера вагона невозможна.
В качестве примера можно привести расшифровку семизначного кода 2253210 по системе 1963 года..
По такой системе расшифровывают коды, состоящие из 7 цифр. Если их 8, то схема нумерации отличается, она принята в 1984 году и содержит несколько иную информацию.
Дополнения и изменения и в нумерации 1984 года
Развитие железнодорожного хозяйства привело к созданию новых типов и видов вагонов и платформ, характеристики которых не укладывались в действующую систему нумерации. Семизначный номер полувагона, платформы или цистерны, не мог полностью описать свойства транспортных единиц. Это же относилось и к номерам крытых вагонов, среди которых появились модификации для перевозки специальных грузов, автомобилей, скоропортящихся продуктов и другие модели.
Приказом Министерства путей сообщения СССР за №22Ц введена новая система нумерации, в которой отображены важные показатели — длина рамы, общая длина, грузоподъемность, собственная масса. Нововведения разделили все роды вагонов на 175 типов, из которых 66 относилось к специальным транспортерам. Система постоянно уточняется и расширяется. На начало 90-х годов ХХ столетия в списке уже находился 181 тип вагонов для грузоперевозок. Подразделение на типы проводилось по характерным признакам, которых могло быть от 1 до 5 – 6.
В список признаков входят:
Посчитав, сколько цифр в номере вагона, можно определить, по какой схеме идентифицировать транспортную единицу. Как и в системе 1963 года, первое число указывает на тип вагона. Но в новой нумерации типов выделено больше, все они объединены отдельными характерными признаками, общими для всех моделей, находящихся под одним номером. Первая позиция по новой нумерации обозначает:
Вторая позиция восьмизначного номера характеризует количество осей. От 0 до 8 — четырехосные, 9 – вагоны и платформы с восемью осями, шестиосные обозначены цифрой 6. Вторая цифра в нумерации крытых моделей информирует также о других характеристиках:
От третьего по шестой знак цифры обозначают инвентарный номер, седьмой кодирует наличие тормозной площадки. Это не относится к транспортерам, у них система нумерации несколько иная. Третий знак у вагонов транспортеров указывает на их тип (колодцевые, сцепные, площадочные, или сочлененные). Четвертая позиция указывает на массу тары, остальные, исключая восьмой, неинформативные. Восьмая цифра у всех видов подвижного состава контрольная, служит для проверки корректности внесения номера вагона в накладные и другие документы.
К списку статей