Виды пассажирских поездов не ограничиваются привычными большинству людей электричками и составами дальнего следования. Они делятся на множество разных категорий по отдельным параметрам. Каждая классификация поездов имеет большую значимость, так как используется не только пассажирами для выбора подходящего рейса, но и перевозчиками для правильной организации железнодорожного движения.
- Классификация по скорости движения
- Высокоскоростной
- Ускоренный
- Скорый
- Фирменный
- Классификация по видам сообщения
- Дальний
- Прямой
- Сборный
- Сквозной
- Пригородный
- Местный
- Участковый
- Классификация по предоставляемому сервису
- Виды пассажирских вагонов
- Сидячий
- Плацкартный
- Купейный
- Несамоходный подвижной состав
- Проектирование и расчёт
- Приборы контроля и безопасности
- Рекорды среди поездов
Классификация по скорости движения
Наиболее популярна для пассажирских составов базовая классификация по скорости движения. Она стала определяющей для того, за сколько времени поезд способен преодолеть конкретный маршрут.
Хотя предельная скорость на отдельных участках железной дороги может ограничиваться, не позволяя транспорту разгоняться сверх установленной нормы.
Высокоскоростной
Жители отдаленных регионов обычно не знают, чем отличаются поезда ВСК и что это за сокращение.
Под таким названием курсируют высокоскоростные составы, способные разгоняться до 200 км/ч, а некоторые модели превышают этот показатель даже двукратно.
Наиболее популярными представителями этого вида стали «Сапсаны», соединяющие Москву и Санкт-Петербург, а также российско-финские «Аллегро».
Высокоскоростные поезда не выполняют рейсов по обычным рельсам. Для них требуется установка специального железнодорожного полотна, выдерживающего повышенные физические нагрузки.
Пассажирские модели скоростного вида способны разгоняться до 200 км/ч, хотя большинство из них выполняют рейсы на скорости до 140 км/ч. Нередко внутренние классификации перевозчиков объединяют такой тип составов с высокоскоростными, так как для их перемещения тоже требуются усиленные рельсы.
Самыми известными скоростными поездами стали «Ласточки» и «Стрижи». Они выполняют рейсы разной протяженности и соединяют крупные города страны. Перевозки скоростным транспортом чаще отличаются высоким уровнем комфорта.
Ускоренный
РЖД не предлагают конкретного списка, что за поезда относить по такой классификации к ускоренным. Нередко так называют обычные скорые составы, выполняющие рейсы на повышенной скорости. Подобные маршруты имеют номера от 171 до 198.
К такой категории часто относят не пассажирский транспорт, а грузовой. Например, товарный, который используется для перевозки скоропортящихся продуктов на дальние расстояния, когда промедления недопустимы.
Ускоренные составы могут делиться на сезонные или разовые, а круглогодичные среди них встречаются реже.
Скорый
Стандартные скорые составы стали самыми известными в классификации по скорости. Они могут разгоняться до 90 км/ч, при этом минимальные показатели обычно не опускаются ниже 50 км/ч. На таких рейсах путешествовали почти все, кто когда-либо ездил в другой город.
Пассажирские скорые чаще не имеют специальных названий и обозначаются простой нумерацией. Например, круглогодичные ограничиваются набором от 001 до 148. Сезонные же обычно нумеруются числами 201-298.
Фирменный
Все фирменные поезда по техническим характеристикам соответствуют скорым и разгоняются до 50-90 км/ч.
Однако классификация выделяет их особым видом, так как такие составы отличаются повышенным уровнем комфорта. Пассажирам предлагают расширенный список услуг, а также более удобные условия поездки.
Активные путешественники хорошо знакомы с тем, какие бывают у поездов названия, свидетельствующие о фирменной категории.
Популярными стали несколько наиболее востребованных пассажирских составов: «Кама», «Красная стрела», «Томич», «Вятка», «Кавказ», «Лотос», «Ямал», «Смена – А. Бетанкур», «Волга» и некоторые другие.
Классификация по видам сообщения
Железнодорожная классификация также учитывает, какие есть у поездов виды сообщения. Они отражают дальность следования пассажирских составов и предельную протяженность всего задаваемого маршрута.
Дальний
Пассажирские поезда дальнего следования – привычные всем скорые составы, выполняющие рейсы между отдаленными городами. Р ЖД относит к этой категории маршруты, чья протяженность составляет свыше 700 км. Например, дальним следованием можно назвать путь от Москвы до Казани, который равен 793 км.
К такому виду чаще относят скорые и фирменные поезда, хотя иногда перевозки на большие расстояния выполняются и составами других классов. Поэтому встречаются разные комбинации по этим двум классификациям, расширяющие выбор для пассажиров.
Прямой
Вид пассажирских поездов из категории прямого сообщения отличается тем, что их маршрут движения проходит по двум или более железным дорогам. При этом рейс осуществляется по одному документу. Чаще прямые поезда по классификации с видами сообщения также можно отнести к дальним.
Иногда прямой поезд связывает регионы РФ с другими странами. Тогда пассажирам потребуется прохождение таможенных проверок.
Примером прямого маршрута может стать скорый поезд, курсирующий между Санкт-Петербургом и Вологдой. Он проезжает сразу по двум ЖД: Октябрьской и Северной. При этом доход от пассажирских перевозок в таких случаях распределяется между всеми задействованными железными дорогами.
Сборный
Железнодорожный транспорт, предназначенный для развозки вагонов РЖД по разным станциям, называется сборным. Его длина зависит от количества транспортируемых элементов. Также составные поезда, в зависимости от назначения, делятся на сборно-раздаточные и вывозные. Первые из внутренней классификации выполняют комплексные транспортировки. Вторые же можно использовать только для вывоза вагонов с промежуточных станций.
Сквозной
Пассажирские составы, относящиеся по этой классификации к сквозному виду, следуют по маршруту без переработки. Такое условие означает, что вагоны РЖД не будут подвергаться формированию или расформированию, когда проходят технические станции. К последним относятся сортировочные и участковые остановки. А количество станций может ограничиваться одной или несколькими.
Пригородный
Категорией пригородного сообщения называют виды пассажирских поездов, выполняющих рейсы внутри конкретной области на расстояния до 150 км, кроме некоторых исключений с повышенной дальностью.
Чаще такие маршруты обслуживаются моторвагонными составами. Иногда для движения используется локомотивная тяга.
Тарифы на пригородный вид электричек или иных ближних поездов определяются местной администрацией. На территориях Москвы и Санкт-Петербурга проезд будет стоить также, как на метро.
Нередко власти создают отдельные административные структуры, отвечающие за пассажирские рейсы пригородного типа.
Местный
Распространенной разновидностью поездов стали местные составы. Они предназначены для выполнения рейсов от 150 до 700 км. При этом пассажирский маршрут затрагивает только одну из действующих железных дорог. Примером местного поезда по этой классификации может выступить московский состав, курсирующий между столицей и Санкт-Петербургом. Преодолеваемое им расстояние составляет 650 км.
Участковый
Путешествующие чаще не знают, как называются поезда транспортного или иного назначения, следующие от одной станции до другой, сохраняя составность. Классификация определяет их участковыми. Именно такие составы ездят между техническими станциями в пределах одного участка и не меняют набор вагонов.
Классификация по предоставляемому сервису
Все типы поездов предлагают пассажирам выбор между разными видами обслуживания. От них зависит, насколько комфортной будет поездка и сколько услуг окажут человеку. Большинство перевозчиков предоставляют подробную таблицу с описаниями доступных классов.
Общее количество вариантов превышает несколько десятков видов, но их можно условно классифицировать на три основных группы: люкс, стандарт и эконом. А внутри они разделятся на подвиды с конкретным обозначением цифрой и буквой.
РЖД использует стандартную классификацию по обслуживанию, но другие перевозчики могут формировать собственные обозначения.
Люкс предлагает максимально комфортные условия поездки. Пассажиры могут располагаться в купе без попутчиков, имеют мягкие диваны, столы, шкафы и телевизоры.
Проводники же из таких пассажирских вагонов проходят углубленное обучение и будут относиться к путешествующим с особым вниманием.
Транспорт, обозначающийся классификацией стандартным, чаще предлагает базовые условия поездки и определенный перечень платных услуг.
Пассажирские вагоны вида эконом отличаются минимальным комфортом и ограниченным набором возможностей для путешествующих.
Виды пассажирских вагонов
Стандартные классификации подразумевают также деление на конкретные типы пассажирских вагонов, а не только виды поездов РЖД. Выбор чаще зависит от дальности запланированной поездки и доступного бюджета.
Сидячий
К сидячему виду относят все вагоны, где для пассажиров предусмотрены только кресла или общие лавки. Подобный салон можно встретить в составах, выполняющих рейсы умеренной дальности, чья длительность составляет не более 12 часов. Сидячим также будет считаться поезд с плацкартными полками, где на каждую продается по три билета.
В России вагоны такого вида чаще встречаются в электричках или скоростных рейсах. Последние отличаются повышенным уровнем комфорта и находятся выше по классификации, определяющей качество сервиса. Внутри у них установлены удобные пассажирские сидения и выделены зоны для перевозки мелкого груза в виде ручной клади.
Плацкартный
Наиболее популярными в дальних типах поездов РЖД стали плацкартные вагоны. Пассажирский салон у такого вида делится на блоки с двух сторон. Один предназначен для четырех человек, другой – для двух. От общего коридора они не отделяются.
Проезд внутри подобных видов вагонов не так комфортен. Поэтому такие рейсы выбирают ради экономии, когда они будут являться компромиссным вариантом. По классификации обслуживания плацкарт обычно ограничивается экономом.
Купейный
Вагоны вида купе отличаются более удобными условиями. Салон разделяется на отдельные блоки, предназначенные для четырех или двух человек. Все они изолированы от общего коридора стеной и дверью. Внутри же предусмотрены индивидуальные светильники и даже розетки.
СВ тоже относится к вагонам купе. Такой вид будет отличаться повышенным уровнем комфорта и расширенным перечнем услуг, но не дает льгот на перевозку ребенка или иных скидок.
По классификации предоставляемого сервиса вагоны класса купе предлагают большой выбор пассажирских мест. Чаще можно найти все варианты: люкс, стандарт и эконом. При этом в некоторых случаях разница между ними будет очень ощутимой.
Классификации пассажирских поездов предполагают разделение составов на множество видов по разным критериям. Большинству путешествующих достаточно знать разницу между основными из них. Таких знаний хватит, чтобы выбрать подходящий рейс и добраться до нужной точки с комфортом.
Пассажирский поезд, ведомый электровозом ЧС4т, на фоне горы Шатрище (Воронежская область)
У этого термина существуют и другие значения, см. Поезд (значения).
Определение, данное в словаре Брокгауза и Ефрона, уже оговаривает наличие в составе тяговых единиц:
Поезд — сцепленные вместе экипажи для следования по железной дороге. Обыкновенно П. составляется из ряда вагонов, ведомых помещённым в голове локомотивом.
По мере сокращения использования гужевого транспорта слово «поезд» постепенно утратило своё первоначальное значение («ряд повозок») и стало ассоциироваться исключительно с железной дорогой.
Наконец, Правила технической эксплуатации железных дорог дают аналогичное официальное определение слова «поезд», но со следующей оговоркой:
Локомотивы без вагонов, моторные вагоны, автомотрисы и дрезины несъёмного типа, отправляемые на перегон, рассматриваются как поезд.
Таким образом, в официальном понятии не каждый состав может называться поездом; в свою очередь, наличие вагонов не является обязательным условием для поезда.
Пассажирский поезд на паровой тяге
Термины, которые имеют в названии слово или корень «Поезд», но не попадающие под современное определение поезда:
Первый поезд. В голове — паровоз «Locomotion»
Паровоз типа 2-2-0 «Американец» — основной пассажирский локомотив на рубеже XIX—XX веков (на фото — русский П)
Начинает формироваться организация движения поездов, в том числе помимо графика движения вводится и сигнализация, когда поезда начинают разграничивать в пространстве, а сами локомотивы оборудуются сигналами для предупреждения о приближении. Во второй половине столетия начинается улучшение уже самого подвижного состава, в том числе паровозы становятся сильнее, что позволяет повышать вес и скорость поездов, а у вагонов начинают применяться металлические рамы, вместо деревянных. Помимо этого, создаются и начинают внедряться пневматические тормоза, что дополнительно повышает безопасность движения, а также появляются первые локомотивные скоростемеры, имеющие возможность регистрировать параметры движения. В США и России строятся крупнейшие железнодорожные магистрали в мире — соответственно Американская трансконтинентальная и Транссибирская железные дороги. К концу столетия в США началось внедрение автосцепки, допускающей более высокие тяговые усилия, а потому не ограничивающей дальнейший рост веса поездов. На российских железных дорогах автосцепку стали массово применять с 1930-х годов.
К началу 1960-х годов паровозы были вытеснены другими локомотивами (на фото — тепловоз )
В первой четверти XX века конструкция подвижного состава продолжает улучшаться, в том числе на грузонапряжённых направлениях начинают работать локомотивы с пятью и большим число движущих осей, а в 1920-х годах промышленность осваивает выпуск четырёхосных вагонов, имеющих более высокую грузоподъёмность. Но на железных дорогах помимо паровой тяги начинает постепенно набирать популярность и электрическая, особенно в городском транспорте, а в 1924 году русские инженеры проводят испытания первых в мире магистральных тепловозов. К середине XX века конструкция новых локомотивов продолжала развиваться, тогда как конструкция паровозов достигла своей кульминации в виде выпущенных в начале 1940-х годов настоящих гигантов — Union Pacific Big Boy, весом более пяти сотен тонн. Но к тому времени уже было очевидно, что конструкция паровозов устарела, поэтому с 1950-х годов в ряде стран их выпуск прекращают, начав таким образом массовый переход на тепловозную и электровозную тягу, что даёт значительный рост к весу и скоростям поездов.
Несамоходный подвижной состав
Основная статья: Вагон
Варианты компоновки поездов:1) Локомотив с группой вагонов2) Моторвагонный состав из моторных и прицепных вагонов3) Моторвагонный состав только из моторных вагонов4) Тяговый агрегат
Линейный двигатель (индуктор сверху)
Проектирование и расчёт
Крушение в Сан-Бернардино, ставшее результатом ошибки при расчёте поезда
Грузовой ускоренный контейнерный поезд, ведомый электровозом ВЛ85, следует вдоль Байкала
По характеру груза
По скоростям движения
Высокоскоростной электропоезд серии 0 сети Синкансэн
По дальности следования
Пригородный поезд, ведомый тепловозом 2ТЭ10У (одна секция)
По регулярности обращения
Соединённый поезд с толкачом
По характеру службы
Организация движения поездов на вокзале Амстердама в 1949 году
Вагон метро (Парижский метрополитен). Вверху можно увидеть номер маршрута состава — 813
Пример графика движения поездов
В кабине вагона метро «НеВа» (Петербургский метрополитен)
Семафоры в Люксембурге, находящиеся в закрытом положении
Пост поездного диспетчера в здании вокзала Билефельд
Преобразователь ДК-604, устанавливаемый на электропоездах ЭР1 и ЭР2. Левая часть — электродвигатель, правая — электрический генератор
Для работы большинства из них (освещение, отопление, вентиляция, приготовление пищи в вагонах-ресторанах) используется электричество. Одним из её источников является система автономного электроснабжения, которая включает в себя электрический генератор и аккумуляторную батарею. Генератор постоянного тока приводится во вращение от оси колёсной пары через ременную либо карданную передачу. Напряжение на генераторе составляет 50 В, а его мощность — около 10 кВт.
Электровоз ВЛ10, модернизированный для вождения пассажирских поездов в зимний период — добавлен кабель высоковольтной цепи отопления.
Грузовой автомобиль ГАЗ-52, использующийся для доставки угля к пассажирским вагонам
Современные поезда могут иметь вес в тысячи, а то и в десятки тысяч тонн, которые передвигаются по рельсам со значительными скоростями, которая у высокоскоростных поездов может достигать свыше 300 км/ч. Как результат, поезд имеет колоссальную кинетическую энергию (достаточно вспомнить сюжет фильмов о неуправляемых поездах, например «Неуправляемый»), притом что он движется, как правило, на гладких металлических колёсах по гладким рельсам. И в этой ситуации эффективность тормозов имеет важное значение, ведь от них зависит, насколько длинным будет тормозной путь.
Вид на тормозные колодки и часть тормозной рычажной передачи
Тележка электропоезда Z 50000. Внизу расположен башмак магниторельсового тормоза
Прибытие поезда метро на станцию Невский проспект (Петербургский метрополитен). Характерный ниспадающий гул — пение тяговых электродвигателей, работающих в генераторном режиме
Следование в пригородном поезде (электропоезд ЭР2-1290) на участке Шувалово—Озерки—Удельная (Санкт-Петербург). Слышны сигналы «Отправление поезда» и «Оповестительный» (о приближении к пассажирским платформам и переезду).
Хвосты электропоездов TGV Atlantique и VB 2N (вокзал Монпарнас)
Приборы контроля и безопасности
Локомотивный светофор с указанием максимально допустимой скорости. Чикагский метрополитен
В кабине электропоезда ЭР2 (с № 1028). В дальнем углу виден КЛУБ−У, выше которого расположен экран САВПЭ. В красный цвет окрашен кран машиниста.
Рекорды среди поездов
Пассажирские поезда на железной дороге Ливерпуль — Манчестер
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июня 2020 года; проверки требуют 5 правок.
Скорый поезд — разновидность пассажирского поезда, следующего по маршруту с остановками только на крупных станциях. Скорые поезда существовали ещё в девятнадцатом веке, когда появлялись новые разновидности паровозов.
Скорый поезд как правило развивает такую же техническую скорость, что и обычный пассажирский поезд, но его маршрутная скорость движения выше (согласно нормативу, утверждённому приказом Минтранса России № 99 от 18.07.2007, она должна составлять от 50 до 91 км/ч; в советское время минимальная маршрутная скорость скорого поезда должна была составлять 55 км/ч). Более высокая маршрутная скорость достигается за счёт меньшего количества и продолжительности остановок, чем у пассажирского поезда. Кроме того, в ряде случаев у скорого поезда в расписание заложено меньшее перегонное время хода, т.е. бо́льшая техническая скорость.
Тариф на проезд в скором и пассажирском поездах рассчитываются по разным графам прейскуранта. Тариф на проезд в скором поезде выше, чем в пассажирском, примерно на 10-15 %. Скорый поезд останавливается как правило только в крупных городах, на узловых станциях, станциях смены локомотива и (или) локомотивных бригад.
Конструктивно, а также по уровню комфорта вагоны скорого поезда не отличаются от вагонов пассажирского. Продольная качка более мягкая и удобная для спящих пассажиров и напоминает укачивание ребёнка. Радиоэфир разнообразится: в эфире передаются Русское радио и многие другие радиостанции, а также поездное радио, в эфире, которого звучит музыка, проверенная временем, а также правила пользования поездом. Песни иногда прерываются объявлением машиниста.