Телевидение в цифрах и событиях и Значимые события в истории телевидения 1948-1958 гг. (часть 6)

Телевидение в цифрах и событиях и Значимые события в истории телевидения 1948-1958 гг. (часть 6) Портал РЖД

Механическое (малострочное) телевидение

В 1928-1933 гг. произошел бум механического (малострочного) телевидения. Передачи механического телевидения велись на средних и длинных волнах, их можно было принимать всюду, и телецентр в Москве мог охватить практически всю территорию СССР. Началась эпоха телевидения, которое с 1930-х гг. постепенно осознавало свою важнейшую роль как средства массовой информации и пропаганды.

1 октября 1931 г. начались регулярные опытные передачи механического телевидения из Москвы в диапазоне средних волн. Эта дата считается у нас официальной датой начала отечественного телевизионного вещания. Передачи проводились два раза в неделю по 30-40 минут в определенные дни. О демонстрации передач сообщалось в газетах и по радио. Они принимались во многих городах, в том числе в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Томске. Сначала изображение передавалось без звука. Со звуком передачи начали регулярно выходить только в 1934 г. Для того чтобы они имели звуковое сопровождение, должны были работать два радиопередатчика: один для сигналов телевизионного изображения, другой для сигналов звуковой трансляции. Такая система в опытном порядке была впервые реализована в 1932 г. Качество первых передач было низким: разложение изображения 30 строк, размер экрана телевизора со спичечный коробок. Можно было только при некотором энтузиазме узнать лица знакомых и отличить мужское лицо от женского. Тоже было и в других странах. Тем не менее, получение и такого изображения казалось тогда большим достижением. Интерес к телевидению усиливался возможностью дальнего приема и простотой телевизионной приставки к радиоприемнику.

Серийный выпуск малогабаритных телевизоров Б-2, представлявших собой радиоприемник с телевизионной приставкой, был начат только в 1936г. на заводе им. Козицкого. Размер изображения на экране этого телевизора был таков, что практически смотреть передачи по телевизору мог только один человек.

В 1932-1933 гг. через радиостанции Ленинграда, Одессы, Томска, Киева, Новосибирска ведутся регулярные передачи телевидения с механической системой развертки изображения.

15 ноября 1934 г. в Москве состоялась первая передача малострочного телевидения со звуком (уже не экспериментального, а практического). Передача из студии велась с использованием телепередатчика (ТВ-камеры) «прямого видения», разработчиком которой был Вячеслав Иванович Архангельский. Событие было настолько значимым, что в 1939 г. оно будет отмечено специальной программой Московского телецентра как 5-летний юбилей регулярных передач. Длилась первая передача 25 минут и представляла собой эстрадный концерт – гостем телевидения в студии на Никольской был знаменитый артист Иван Москвин, который прочитал рассказ А. Чехова «Злоумышленник». Оказавшись тогда впервые в телевизионной студии, он воскликнул: «Боже, неужели будет не только слышно, но и видно?!». Вместе с И. Москвиным в передаче участвовали певица и балетная пара (к сожалению, их имена не сохранились). Поначалу программы так и составлялись: эстрада, фрагмент спектакля. Потом в программу стали включаться выступления наркомов, передовиков производства, знаменитых летчиков, писателей.

В 1935 г. начато проектирование Московского телецентра, его решено было оснастить оборудованием закупленным в Америке, что стало возможным благодаря договору, который был подписан во время пребывания Зворыкина в России. В 1938 г. Московский телецентр принят в эксплуатацию. С 31 декабря начались первые пробные передачи электронного телевидения. Ввод его в эксплуатацию не только позволил начать работы по распространению электронного телевидения на обширной территории страны‚ но и поставил вопрос о целесообразности дальнейшего использования системы оптико-механического телевидения.

К этому времени механическое телевещание прекратили уже многие страны. В этой ситуации руководством нашей страны было принято решение: продолжать малострочное механическое телевидение и одновременно развертывать многострочное электронное ТВ. В результате механическое телевещание в СССР существовало примерно 10 лет (в Москве – до 1941 г.).

Конец четвертой части, продолжение по ссылке..

Башня на Шаболовке по проекту В. Шухова

В 1919 г. в Москве инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым разработан проект башни на Шаболовке с расчетной высотой 350 метров. Башня предназначалась для обеспечения надежной связи центра Российской Республики с западными государствами и окраинами. Шухов хотел построить самую высокую башню, выше Эйфелевой башни в Париже на 50 метров. Но из-за дефицита металла в годы Гражданской войны проектная разработка была реализована в виде конструкции гиперболоидной башни высотой 148,5 метра. Сооружение удивительно красивой и самой большой в России на то время башни вызвало всеобщий восторг. Образ конструкции башни в виде уходящих в высоту секций-гиперболоидов вдохновил А. Н. Толстого на создание фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина».

Телевидение в цифрах и событиях и Значимые события в истории телевидения 1948-1958 гг. (часть 6)

Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939)

Трансляция радиопередач с уникальной антенной башни началась в марте 1992 г. В 1937-1938 гг. она была задействована для передачи телевизионных сигналов Московского телевизионного центра. Башне суждено было стать символом отечественного телевидения. Специалисты 30 стран мира на Международной конференции, проходившей в Москве в 2006 г., признали Шуховскую башню объектом всемирного наследия.

Грабовский и его изобретение «телефот»

В 1925 г. изобретатель самоучка Борис Павлович Грабовский спроектировал систему с передающей и приемной электронно-лучевыми трубками. Свое изобретение он назвал «телефотом». Считается, что В. П. Грабовскому и его помощникам – физику Н. Пискунову и инженеру В. Попову впервые в мире удалось передать по радио‚ без проводов, в природных условиях движущееся изображение с помощью полностью электронной системы телевидения. Изобретатели развили идеи и реализовали на практике метод катодной телескопии предложенный ранее ученым Борисом Львовичем Розингом. Свое изобретение Б. Грабовский демонстрировал на улицах Ташкента, и заинтересованные люди могли видеть на маленьком экранчике движущийся трамвай и прохожих. Когда с разработками 24-летнего изобретателя познакомился «отец электронного телевидения» профессор Б. Л. Розинг‚ он сказал Грабовскому: «Ну и молодцы же вы! Понимаете ли вы сами, до чего додумались! Сделать обе стороны электронными?! Это открытие!».

Телевидение в цифрах и событиях и Значимые события в истории телевидения 1948-1958 гг. (часть 6)

Борис Павлович Грабовский (1901-1966)

B 1931 г.‚ когда Б. Грабовский предпринял попытку заинтересовать столичных ученых идеей «телефота», специалисты сочли, что его проект электронного телевидения не имеет будущего. Негативный отзыв на «телефот» дал П. В. Шмаков после знакомства с проектом Б. Грабовского, посчитав «телефот» бесперспективным, а возможность взаимодействия луча и фотоэлементов B предлагаемой схеме – сомнительной. И это притом, что «телефот» давал более качественное изображение, чем механическое телевидение. Биографы П. В. Шмакова, этого выдающегося ученого в области телевизионной техники, до сих пор гадают, как человек, приложивший столько усилий для развития современного телевидения, в самом начале своего творческого пути мог сделать такой опрометчивый шаг в сторону бесперспективной механической системы.

Серьезным препятствием для выхода в большой свет электронного «телефота» стало повсеместное увлечение механическими системами. К тому же с 1 октября 1931 г. в СССР начались регулярные телевизионные передачи на дальние расстояния. С электронным телевидением все было сложнее.

Про «телефот» и Грабовского вспомнят только в 1961 г. в связи с приоритетом работ в области электронного телевидения. С признанием авторитета Б. Грабовского на изобретение электронной системы телевидения выступил президент Международной ассоциации по радиотехнике и электроники Э. Айсберг. Высокую оценку вкладу Б. Грабовского в развитие электронного телевидения в его начальной стадии дала и специализированная комиссия ООН по вопросам науки, образования, культуры – ЮНЕСКО. Судьба «телефота», в конце концов, оказалась счастливой.

Отечественный телевизор «КВН-49»

В 1949 г. в стране начат массовый выпуск отечественного дешевого и весьма надежного телевизора «КВН-49». В различных модификациях телевизор «КВН-49» производился до 1962 г. Всего разными заводами было изготовлено около 1 миллиона 300 тысяч телевизоров этой модели. Это был не только первый массовый электронный телевизор, он был первым советским телевизором, рассчитанным на современный стандарт разложения в 625 строк. Название аппарата было составлено из первых букв фамилий его разработчиков – Кенигсон, Варшавский, Николаевский.

Впоследствии название «КВН» получила известная телевизионная передача «Клуб Веселых и Находчивых», а ее символом стал старенький телевизор.

В «КВН-49» было 16 ламп. Он весил 29 килограммов. Был оформлен в деревянном полированном ящике. Размер экрана – чуть больше почтовой открытки. Для увеличения изображения перед экраном устанавливалась линза, заполненная дистиллированной водой. Размер изображения при этом визуально увеличивался. Питался «КВН-49» от электросети, не боясь никаких перепадов. И, что не менее важно, по окончании передач телевидения он автоматически отключался от сети. Телевизор был чрезвычайно прост в обращении и этим превосходил любой из выпускаемых приемников. Его надежность также была высока. До сих пор существуют вполне работоспособные «КВНы», не знавшие ремонта и профилактики. Купить «КВН» было сложно. В магазинах велись очереди, где приходилось отмечаться по определенным дням.

Появление первой передвижной телевизионной станции

В этом же году Московский телецентр получает первую передвижную телевизионную станцию. Но, если следовать строго исторической правде, то первая ПТС, в экспериментальном порядке, начала действовать в Ленинграде в мае 1948 г., то есть на год раньше. Обслуживали ее инженеры завода-изготовителя. Они провели первый в нашей стране внестудийный телерепортаж, показав первомайский парад и демонстрацию на Дворцовой площади. Это были, в сущности, заводские испытания. Трансляция велась без текстового комментария.

Появление ПТС на телевидении значило гораздо больше, чем очередное техническое усовершенствование, потому что появилась возможность принципиального изменения содержания программ. Но поначалу репортаж с места события телевидением был освоен в пределах только одной темы – спортивной.

Телевидение в цифрах и событиях и Значимые события в истории телевидения 1948-1958 гг. (часть 6)

Передвижная телевизионная станция

Первая трансляция футбольного матча в Москве состоялась 2 мая 1949 г. Комментировал матч Вадим Синявский. Любителям спорта он был хорошо знаком по радиотрансляциям. Вадим Синявский – легенда отечественного радио и телевидения. Он умел даже из рядового матча сделать событие. По общему мнению, именно он сделал футбольный репортаж искусством, которому у него учились Озеров, Махарадзе, майоров, Маслаченко. Репортажи с фабрик и заводов начались позже, потому что технические службы боялись наводок.

Появление ПТС обозначило новую эпоху в телевизионном вещании. Телекамера, до этого заключенная в студии, обрела возможность показывать по телевидению жизнь, текущую за пределами павильона.

Изобретатель кинескопа В. Зворыкин

В 1923 г. молодой инженер Владимир Зворыкин, получивший свой начальный «телевизионный опыт» в Санкт-Петербургском технологическом институте в лаборатории профессора В. Л. Розинга, в Америке подал заявку на патент передатчика изображений с электроннолучевой трубкой (иконоскопом)‚ составным элементом которой была пластина, покрытая слоем фотоэлектрического материала. Это была первая телевизионная система, которую Зворыкин собрал в 1920 г., начав работать в фирме «Вестингауз электрик». Тогда же он придумал и название своему детищу: передающая трубка – «иконоскоп», от греческих слов «икон» – картина и «окоп» – видеть, а приемная трубка – «кинескоп», от «кинео» – двигаться.

Телевидение в цифрах и событиях и Значимые события в истории телевидения 1948-1958 гг. (часть 6)

Владимир Козьмич Зворыкин (1889-1982)

В конце 1938 г. Зворыкин получил патент на электронное телевидение, которого ждал пятнадцать лет. Когда журналисты окрестили Зворыкина «отцом телевидения» он воскликнул: «Я изобрел кинескоп и ни на что другое не претендую!» Изобретение телевидения, по словам Зворыкина, «это бесконечная лестница, созданная десятками рук».

События отечественного телевидения 1990-х годов

В 1990 г. постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1990 г. образована Всероссийская государственная телерадиокомпания. Создание компании, неподвластной контролю Гостелерадио СССР, стало одним из важнейших событий общественной жизни. Компания стала альтернативным источником информации в России.

Спустя несколько месяцев после подписания постановления в эфир вышло «Радио России», а 13 мая 1991 г. началось вещание телеканала РТР, который с 2001 г. стал называться «Телеканал “Россия”». Сегодня это ведущий национальный канал, вещание которого покрывает практически всю территорию страны. Аудитория канала – 98,5% населения России и более 50 миллионов телезрителей в странах СНГ и Балтии. В 1995 г. на первой церемонии вручения призов «ТЭФИ» главная информационная программа телеканала – «Вести» – была признана лучшей на отечественном ТВ.

Новый этап в жизни Всероссийской государственной телерадиокомпании начался в 1998 г., когда Указом Президента были объединены все медийные активы ВГТРК, включая общенациональные телеканалы «Россия», «Культура» и специализированный телеканал «Спорт», а также первый государственный телеканал для детей и юношества, региональные телерадиокомпании, вещающие во всех субъектах РФ. ВГТРК – крупнейший холдинг государственных электронных масс-медиа в России.

Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК)

В 1991 г. в связи с распадом СССР Гостелерадио СССР прекратил свое существование. В России начался переход от государственной монополии на эфир к смешанной системе, предполагающей разнообразие форм собственности и структур организации телевещания.

В 1991 г. принят Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». Это первый в России нормативно-правовой акт, регулирующий отношения между обществом и СМИ; государством и СМИ; учредителем, издателем и редакцией СМИ; редакцией, автором и источником информации и др., где каждая сторона наделена своими правами и обязанностями. Закон «О средствах массовой информации» был принят Верховным Советом России 27 декабря 1991 г. и в тот же день подписан Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным.

Сегодня в России зарегистрировано более 93 тысяч СМИ, их них общее количество телеканалов – примерно 3320, причем абсолютное большинство из этих СМИ – 90% – это негосударственные печатные издания и телерадиокомпании.

Закон о СМИ, которому уже более 20 лет, является одним из самых демократичных и «работоспособных» законов в современной России. С опорой на него многое сделано для утверждения в стране демократических и либеральных ценностей.

Конец девятой части.

События отечественного телевидения 1970-х годов

В 1970 г. Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. Тем самым впервые признан приоритет телевидения в решении идеологических задач.

24 февраля 1973 г. впервые на экраны выходит научно-популярная программа «Очевидное-невероятное». Программу ожидает долгая экранная жизнь, а ее постоянный ведущий, доктор физико-математических наук, профессор Сергей Петрович Капица будет включен в книгу рекордов Гиннеса как телеведущий, имеющий самый долгий (40 лет) стаж ведения программы.

Телевидение в цифрах и событиях и Значимые события в истории телевидения 1948-1958 гг. (часть 6)

Ведущий программы “Очевидное-невероятное” Сергей Петрович Капица (1928-2012)

Программа «Очевидное-невероятное» оказалась интересной самым разным слоям зрителей. Ее смотрели в городе и в деревне, смотрели студенты, рабочие и члены Академии наук. Ориентированная на широкую аудиторию, программа имела высокую для научно-образовательных программ популярность. Ученый просто и доходчиво рассказывал о науке и технике, изобретениях, популярно говорил о философских, культурных и психологических проблемах научно-технического прогресса, делал прогнозы на будущее. Если бы тогда на телевидении измеряли рейтинг, можно было быть уверенным, что у «Очевидного-невероятного» он бы зашкаливал.

В 1976 г. в Москве началось строительство Олимпийского телерадиокомплекса и коммутационного центра к московской Олимпиаде 1980 г. Его сооружение стало новой вехой в истории отечественного телевидения. К открытию Игр телецентр формировал и выдавал в эфир одновременно до 20 телевизионных программ со 100 комментаторскими каналами.

Телевидение в цифрах и событиях и Значимые события в истории телевидения 1948-1958 гг. (часть 6)

Олимпийский телерадиокомплекс (ОТРК)

Успешно пройдя олимпийскую службу и заслуженно получив самые лестные оценки иностранных специалистов, работавших в нем, Останкинский телерадиокомплекс уже с октября 1980 г. стал обеспечивать многопрограммное вещание со сдвигом во времени. Огромная страна, растянувшаяся на 11 часовых поясов, была разбита на 5 зон, куда две общесоюзные программы поступали в большем или меньшем соответствии с местным временем. Останкинский телецентр и сегодня один из крупнейших мировых телевизионных комплексов: 70 производственных студий и монтажных аппаратных, почти 2 тысячи высококвалифицированных специалистов. Отсюда выходят в эфир почти 30 телерадиокомпаний.

Этот год в историю отечественного телевидения вошел и как год, когда Центральное телевидение перешло на круглосуточную работу.

В 1978 г. в эфир начинает выходить «Вокруг смеха» – популярная развлекательная программа советского телевидения. Она выходила тринадцать лет. По форме это был литературный вечер. Бессменным ведущим этого вечера был известный поэт-пародист, писатель-сатирик, актер, публицист Александр Александрович Иванов (Сан Саныч).

В этом же году из названия ведомства «Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию» исчезло упоминание Совета Министров. Теперь название звучало так: Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию. Гостелерадио СССР стало органом, который одновременно занимался управлением в сфере вещания в масштабе всего Советского Союза и организации вещания. На территории СССР складывалась единая и самая крупная в мире система телевизионного вещания с потенциальной аудиторией более 200 миллионов человек, с охватом всех 11 часовых поясов страны от Калининграда до Камчатки.

Принципиальное значение для всей деятельности телевидения в СССР имела обратная связь. Решающую роль здесь играли письма трудящихся, встречи творческих работников с тружениками предприятий и организаций, на которых люди открыто высказывали свое мнение о программах, делились наблюдениями, предложениями. Центральное телевидение в то время ежегодно получало от 1,5 до 2 миллионов писем.

«Телевизор Термена»

Инженер Лев Сергеевич Термен под руководством академика А. Ф. Иоффе в Ленинградском физико-техническом институте создает свой вариант телевидения. Экран «телевизора Термена» по своим размерам превосходил экраны западных моделей, которые были не больше спичечного коробка. От его электромеханической установки, позволявшей передавать движущиеся изображения на расстояние до 50 метров, оставался один шаг до настоящего электронного телевидения. Известно, что с помощью установки Л. Термена народный комиссар К. Е. Ворошилов вместе с легендарным С. М. Буденным наблюдали за передвижением офицеров во дворе здания Наркомата обороны и узнавали их лица. Это устройство было строжайше засекречено, так как предназначалось для пограничных войск. Но прежде чем отправить его на границу, военные руководители решили установить его в кабинете Наркома и посмотреть на это чудо техники. Работы Л. Термена имели не только научную, но и практическую значимость. К ним проявляли интерес руководители государства. Такие изобретения, как охранная сигнализация, музыкальный инструмент терменвокс, он демонстрировал в Кремле. На музыкальном инструменте Л. Термен исполнял В. И. Ленину произведения композитора Сен-Санса. Беседуя тогда с изобретателем, вождь пролетариата поинтересовался, является ли Термен членом большевистской партии. Услышав отрицательный ответ, рекомендовал изобретателю непременно вступить в ее ряды.

Телевидение в цифрах и событиях и Значимые события в истории телевидения 1948-1958 гг. (часть 6)

Лев Сергеевич Термен (1896-1993)

К сожалению, изобретения Б. Грабовского и Л. Термена не повлияли сколько-нибудь существенно на ход развития отечественной телевизионной техники. Наступало время коллективных, хорошо организованных и направленных исследований. Создание специальных лабораторий в институтах, которые опирались на мощную техническую базу, ослабляло интерес к изобретателям-одиночкам.

События отечественного телевидения 1980-х годов

Выполняя свою социальную роль, телевидение активно способствовало приобщению людей к достижениям науки и культуры, содействовало повышению культурного уровня населения отдаленных от центров районов.

3 августа 1980 г. – торжественное закрытие Летних Олимпийских игр в Москве. На экране художественного фона, выполненного из цветных щитов, возник образ Миши, символа Олимпиады-80. Появилась надпись «Доброго пути», и из глаза медведя покатилась слеза. В конце церемонии на середину стадиона, ухватившись за разноцветные воздушные шары, под песню композитора Александры Пахмутовой «До свидания, Москва», выплыл огромный «Миша». Он медленно стал подниматься над стадионом. На прощание «Миша» помахал лапой. Этот трогательный эпизод закрытия игр все помнят до сих пор.

Телевидение в цифрах и событиях и Значимые события в истории телевидения 1948-1958 гг. (часть 6)

Торжественное закрытие Летних Олимпийских игр в Москве (1980 г.)

Олимпиада завершилась, встал вопрос дальнейшего использования оборудования. Вот тогда-то окончательно и была решена задача создания комплекса космического телерадиовещания «Орбита», способного решить проблему поясного вещания в стране.

Огромную территорию страны решено было поделить на пять частей, пять вещательных зон. Каждая зона включала два или три часовых пояса, и для каждого из них стали готовить отдельный блок программ. Сформированная в Москве первая программа имела четыре дубля, которые в записи, в зависимости от часовых поясов, транслировались в соответствующую зону:

Зона А («Орбита-1», часовые пояса +7, +8) – Камчатка, Чукотка, Магадан, Сахалин;

Зона Б («Орбита-2», часовые пояса +6, +7) – Дальний Восток, Восточная Сибирь;

Зона В («Орбита-3», часовые пояса +3, +4, +5) – Центральная Сибирь;

Зона Г («Орбита-4», часовые пояса +2, +3) – Западная Сибирь.

В 1981 г. впервые на государственном уровне отмечался «золотой» 50-летний юбилей отечественного телевизионного вещания. С докладом на торжественном заседании выступил председатель Госкомитета по телевидению и радиовещанию Совета Министров СССР С. Г. Лапин.

5 сентября 1982 г. состоялся первый телевизионный мост между СССР И США‚ когда советские люди и американцы, находившиеся на разных континентах, c удивлением и радостью увидели друг друга. Телемост назывался «Москва – Космос – Калифорния». Это был диалог молодых музыкантов двух стран. С советской стороны в телемосте приняли участие несколько рок-групп и вокально-инструментальных ансамблей и исполнителей. В огромном зале-студии в Останкино было около 350 человек. На двух полутораметровых экранах была видна Калифорния. Там в Национальном парке стояли несколько огромных экранов, и перед ними расположились более трех тысяч человек. На огромных экранах американцы видели то, что транслировалось из Москвы.

Последующие телемосты уже не ограничивались показом музыкальных номеров и взаимными приветствиями. Это были дискуссии на общественно-политические темы, в которых с обеих сторон участвовали видные ученые, общественные деятели, космонавты, журналисты. Телемосты стали новым каналом общения, неотъемлемой частью обмена мнениями по важнейшим вопросам современности.

К 1985 г. вещание обеспечивали 115 программных телецентров, 900 мощных телевизионных станций, 3600 ретрансляторов, спутниковые системы «Орбита» (91 приемная станция), «Москва» (500 станций), «Экран» (4000 станций), разветвленная сеть наземных радиорелейных и кабельных линий связи протяженностью в 500 тысяч километров.

Телевидение в цифрах и событиях и Значимые события в истории телевидения 1948-1958 гг. (часть 6)

В 1986 г. выходят в эфир первые перестроечные программы: «Прожектор перестройки», «Будка гласности», «Взгляд», «До и после полуночи» с Владимиром Молчановым и др. В период перестройки значительная часть общественно-политического вещания шла в прямом эфире. К концу 1987 г. вживую выходило более 70 % программ. И это была уже, как говорится, бесцензурная работа, потому что проследить за содержанием программ, которые сразу выходят в эфир, невозможно.

В 1985-1987 гг. на телевидении выходила передача с несколько странным названием «12-й этаж». Передача была названа так потому, что на 12-м этаже телецентра была расположена Главная редакция программ для молодежи ЦТ СССР. В подъезде московской многоэтажки подростки с гитарами (а это был образ современной молодежи) требовали реформ в школе, заявляли о чувстве собственного достоинства. Страна смотрела эту передачу, затаив дыхание. Программа «12-й этаж» считалась одним из достижений Центрального телевидения наряду с программами «Взгляд», «7 дней», «До и после полуночи».

Телевидение в цифрах и событиях и Значимые события в истории телевидения 1948-1958 гг. (часть 6)

Ведущий Эдуард Сагалаев во время съемок программы «12-й этаж», названной по месту расположения молодежной редакции ЦТ в «Останкино» (1988 г.)

События 1950-х гг.

В 1950-1953 гг. в СССР появляются любительские студии телевидения. Они возникали, как правило, в крупных промышленных и научных центрах, где творческая и техническая интеллигенция, поддерживаемая местными властями, проявляла интерес к новому и желание быстрее увидеть телевидение.

В 1954 г. на экране телевизора впервые появился журналист. И этим первым видимым журналистом был Евгений Рябчиков – корреспондент популярного в стране журнала «Огонек».

Телевидение в цифрах и событиях и Значимые события в истории телевидения 1948-1958 гг. (часть 6)

Журнал “Огонек” (1954 г.)

В 1955 г. введен в эксплуатацию первый в СССР ретранслятор. Телевизионный сигнал по кабелю из Москвы пришел в город Калинин (Тверь). В этом же году состоялся первый в истории отечественного телевидения репортаж с промышленного предприятия.

В 1956 г. проведен первый первомайский телевизионный репортаж о параде и демонстрации трудящихся Москвы на Красной площади. Передача велась камерами, установленными на площади на Спасской башне Кремля.

В 1957 г. в СССР объявлен Всесоюзный конкурс на строительство Останкинской вышки. Телецентр был сооружен к 1967 г. на окраине Москвы в Останкино. Был выбран проект конструктора Николая Никитина. Высота сооружения 533 метра, а фундамент башни при столь значительной ее высоте – 4 метра.

В 1957 г. впервые в стране проведена телевизионная трансляция из Москвы в Смоленск, Минск и Киев с помощью ретрансляторов, установленных на самолетах. Транслировалось торжественное открытие Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Опыт трансляции со Всемирного фестиваля молодежи и студентов пригодился телевидению во время встречи первого космонавта Планеты Юрия Гагарина 12 апреля 1961 г., когда телевидение транслировало весь путь Гагарина от встречи в аэропорту Внуково до центра города – Красной площади. Монтажный переход от одной ПТС к другой осуществлялся через верхнюю точку, которая была на вертолете. Он летел параллельно шоссе, сопровождая кортеж автомобилей.

В 1958 г. парк телевизоров в стране превысил три миллиона. Промышленность страны в 1958 г. была способна выпускать миллион телевизоров в год, тогда как в 1950 г. их выпуск едва превышал 11 тысяч. Столь стремительный рост числа телевизоров и производственных мощностей по их выпуску объяснялся социальной потребностью, огромным интересом людей к происходящим в стране общественно-политическим и культурным событиям. Такими событиями в 1950-е гг. стали Всемирный фестиваль молодежи и студентов и 1-й Международный конкурс имени П. И. Чайковского. Зритель еще никогда не видел на экране столько прямых включений. Трансляции 1957 и 1958 гг. ошеломили всех. Все шло в прямом эфире.

Практически полностью транслировался в эфире и 1-й Международный конкурс имени П. И. Чайковского. Победителем его стал американский пианист Ван Клайберн. В памяти наших людей он остался как Ван Клиберн. Благодаря удивительному фортепианному изложению весь мир запел «Подмосковные вечера». Специалисты утверждают, что Клиберн стал первой в нашей стране звездой искусства, сотворенной телевидением.

Телевидение в цифрах и событиях и Значимые события в истории телевидения 1948-1958 гг. (часть 6)

Особенность 1950-х гг., их неповторимость и в том, что многое создавалось и делалось на телевидении впервые. Впервые в эфир вышел журналист, впервые был проведен репортаж с промышленного предприятия, впервые вышла конкурсная передача «ВВВ» («Вечер веселых вопросов»), которая стала, как тогда считали, символом настоящего телевидения. Впервые на телевидении появились передачи на международные темы и в эти годы родилось предложение о строительстве Останкино и ТВ-башни.

Регулярное вещание в 625 строк

3 сентября 1948 г. на советском телевидении произошло историческое событие, знаменовавшее начало эры внедрения в нашей стране электронного телевидения по отечественному стандарту 625 строк. Московский телецентр стал первым в мире, кто начал вести регулярное вещание по высшему стандарту 625 строк. В Америке был стандарт 525 строк. До этого на Московском телецентре работала аппаратура электронного телевидения, изготовленная в США фирмой «Радио Корпорэйшн Америка». Сигналы изображения на 625 строк вывел в эфир начальник аппаратно-студийного блока молодой инженер Марк Иосифович Кривошеев. Первое 625-строчное изображение пригласили посмотреть пионеров отечественного ТВ-вещания 1931 г. – главного разработчика оптико-механической ТВ-системы В. И. Архангельского и первого редактора ТВ-программ А. И. Сальмана. Их восторженный интерес был понятен. Полученное изображение при сравнении с 343 строками выглядело впечатляюще. Такое же ощущение, думается, возникает у нас сегодня, когда мы сравниваем 625-строчное изображение с 1125-строчным ТВЧ.

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь