- Автоматизированная система учёта, контроля устранения отказов устройств и анализа их надёжности
- Обзор информационной системы КАСАНТ/КАСАТ
- Комплексная автоматизированная система анализа, учета и контроля устранения отказов в работе технических средств КАСАНТ
- Классификатор причин нарушения технологической дисциплины в системе КАСАТ
- Комплексная автоматизированная система учета, контроля устранения отказов технических средств ОАО «РЖД» и анализа их надёжности
- Авторы
- Библиографические ссылки
- Как цитировать
- Выпуск
Автоматизированная система учёта, контроля устранения отказов устройств и анализа их надёжности
В статье рассматривается значение автоматизированных информационных систем для инфраструктуры железнодорожного транспорта в общем процессе технической эксплуатации устройств и систем. Определены задачи для реализации проекта внедрения информационной системы КАС АНТ в пределах любой железной дороги, а также преимущества при её эксплуатации.
Аннотация статьи
надёжность
техническая эксплуатация
автоматизированная информационная система
Ключевые слова
Шерстюков Олег Сергеевич
Технические науки
Конференция
Мировые тенденции развития науки, образования, технологий
Поделиться
Уроки Python casts # 3 — Что означает *args, **kwargs
В настоящее время на инфраструктуре железнодорожного транспорта широкое применение получили следующие информационные системы: АСУ‑Ш-2, СТДМ, ЕК АСУИ, КАСАНТ, КАСАТ, АС КМО, КЗ УО-ЖАТС, КЗ АЛСН, АС АНПШ.
Для реализации проекта внедрения КАС АНТ в пределах любой железной дороги необходимо решение следующих основных задач:
Система сбора данных по отказам позволяет минимизировать возможность сокрытия или искажения информации, так как система КАС АНТ базируется на данных отраслевых автоматизированных систем, которые обеспечивают автоматизированный сбор и классификацию данных о случаях отказов технических средств. Для интеграции с отраслевыми системами, в системе КАС АНТ предусматривается использование единой нормативно-справочной информации (ЕНСИ), а также взаимосвязь с базами данных смежных АСУ, паспортными и эксплуатационными данными хозяйств железнодорожного транспорта, с задачами безопасности движения.
График движения поездов
Рис. Функциональная структура системы КАС АНТ
База данных отказов предназначена для сбора и хранения данных о случаях отказов технических средств. Информация в КАС АНТ поступает автоматически из систем мониторинга и контроля технических средств, баз данных АСУ хозяйств или посредством ручного ввода пользователями системы.
База данных отказов КАС АНТ обеспечивает единую структуру хранения информации по отказам, основанную на использовании единой системы классификации. Система классификации должна содержать основные группы:
В настоящее время система КАС АНТ оперативно формирует различные статистические и аналитические отчёты по запросам пользователей различных категорий. Предусматриваются две основные категории пользователей системы:
Система КАС АНТ, кроме статистических данных, даёт возможность получения пользователем аналитических отчётов:
Агрегированные данные накапливаются в базе данных отказов, т.е. ведётся архив.
Информационная система КАС АНТ базируется на единой нормативной справочной системе (ЕНСИ) и одновременно использует в своей работе данные об отказах технических средств, которые формируются в смежных автономных АСУ (ГИД Урал, АСУ хозяйств), использующих в своей работе собственные классификаторы и справочники. Рассогласование понятий, классификаторов и справочников между информационными системами (ИС) вероятно возможно, т.к. не все информационные системы, функционирующие в АСУ РЖД, используют автоматизированную систему ведения ЕНСИ. В этом случае на дороге необходимо прописывать технологию ведения ЕНСИ на уровне ИТ-службы.
КАС АНТ первая система, поставившая своей целью провести чёткое разграничение между понятиями, применяемыми при квалификации неисправностей, отказов, браков технических средств.
Система КАС АНТ даёт реальную оценку состояния инфраструктуры объектов железной дороги и позволяет свести к минимуму влияние человеческого фактора, пресечь попытки сглаживания положения в «неблагополучных» хозяйствах за счёт отнесения вины на другие хозяйства.
Обзор информационной системы КАСАНТ/КАСАТ
Цели создания системы В целях эффективного управления перевозочным процессом, качественного расследования и анализа причин сбоев в графике движения поездов, связанных с отказами технических средств и технологическими нарушениями на сети дорог ОАО «РЖД» была внедрена Комплексная автоматизированная система учета, контроля устранения отказов технических средств и анализа их надежности (КАСАНТ) и Комплексная автоматизированная система учета, расследования и анализа случаев технологических нарушений (КАСАТ). Автоматизированные системы КАСАНТ и КАСАТ направлены на создание технологий эффективного мониторинга надёжности технических средств, влияющих на движение поездов, а также соблюдение технологии организации перевозочного процесса ОАО «РЖД» всеми его участниками, включая внешних контрагентов. 2 КАСАНТ/КАСАТ
Заказчики и разработчики системы Заказчик работы – Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Функциональный заказчик политики ОАО «РЖД». работы – Департамент технической Разработчик – Открытое акционерное общество «Научноисследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС») 3 КАСАНТ/КАСАТ
Краткое описание программного обеспечения Программное обеспечение КАСАНТКАСАТ работает на сетевом и дорожном уровнях. Дорожный уровень выполняет функцию сбора информации об отказах технических средств (ОТС), нарушениях технологии и передачу ее на сетевой уровень. Сетевой уровень системы предназначен для получения статистической отчетности о количестве и характере ОТС произошедших на сети дорог. Отчетность строится на данных, полученных и обработанных на дорожном уровне. 4 КАСАНТ/КАСАТ
Пользователи информационной системы Пользователями сетевого уровня данных систем руководители и работники аппарата управления ОАО «РЖД»: является •Департамент технической политики •Департамент информатизации и корпоративных процессов управления •Департамент безопасности движения Филиалы ОАО «РЖД»: •Центральная дирекция управления движением •Центральная дирекция инфраструктуры •Центральная станция связи •Дирекция тяги •Центральная дирекция по ремонту тягового подвижного состава Вице-президенты ОАО «РЖД», курирующие вопросы состояния технических средств инфраструктуры, подвижного состава. 5 КАСАНТ/КАСАТ
Основные регламентирующие документы Распоряжение ОАО «РЖД» от 23.12.2013 г. №2852р «Об утверждении Положения по учету, расследованию и проведению анализа случаев отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО «РЖД» с использованием автоматизированной системы КАСАНТ». Распоряжение ОАО «РЖД» от 23.12.2013 г. №2851р «Об утверждении Положения о порядке учета, расследования и проведения анализа случаев технологических нарушений в перевозочном процессе на инфраструктуре ОАО «РЖД» с использованием автоматизированной системы КАСАТ». 6 КАСАНТ/КАСАТ
Отказы технических средств. Классификация Отказ технического средства (ОТС) – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта. Классификация ОТС: •ОТС 1-й категории — отказы, приведшие к задержке пассажирского, пригородного или грузового поезда на перегоне (станции) на 1 час и более либо приведшие к транспортным происшествиям или событиям, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. •ОТС 2-й категории — отказы, приведшие к задержке пассажирского, пригородного или грузового поезда на перегоне (станции) продолжительностью от 6 минут до 1 часа либо к ухудшению эксплуатационных показателей. •ОТС 3-й категории — отказы, не имеющие последствий, относящихся к отказам 1-й и 2-й категории. 7 КАСАНТ/КАСАТ
Технологические нарушения. Классификация Технологическое нарушение – это действие или бездействие оперативного персонала в нарушение требований действующих нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, правил, инструкций и иных нормативных документов ОАО «РЖД», которое явилось причиной задержки поезда, но не повлекло за собой возникновения случая отказа в работе технического средства ОАО «РЖД». •ТН 1 категории – технологические нарушения, приведшие к задержке пассажирского или пригородного поезда на 6 минут и более, а также поездов других категорий на 1 час и более или приведшие к случаям нарушения безопасности движения в поездной или маневровой работе. •ТН 2 категории – технологические нарушения, приведшие к задержке грузового поезда от 15 минут до 1 часа, относительно нормативного (вариантного) графика движения поездов, или вызвавшие превышение перегонного времени хода поездов любой категории, кроме пассажирских и пригородных от 15 минут до 1 часа. 8 КАСАНТ/КАСАТ
Жизненный цикл ОТС и ТН Информация об отказах технических средств (ОТС) и технологических нарушениях (ТН) зарождается в системе в виде оповещений. Оповещения, в зависимости от их состояния, делятся на следующие категории: поступившие (не принятые к учету), принятые к учёту, расследованные. Для оповещений о технологических нарушениях дополнительно имеется категория рассмотренные НКИ. Поступившие оповещения – полученные диспетчером, но по которым ещё не принято решение ни об их отклонении, ни о принятии к учёту. Принятые к учету – оповещения принятые к учёту (расследованию) данной службой (структурным подразделением), но материалы по ним ещё окончательно не сформированы. Расследованные оповещения – оповещения, принятые к учёту данной службой (структурным подразделением), по которым полностью сформированы результаты учёта (расследования). 9 КАСАНТ/КАСАТ
Жизненный цикл ОТС и ТН Для поступивших оповещений доступны операции принятия к учёту и отклонения оповещения. В случае выбора пользователем принятия оповещения к учёту и подтверждения правильности информации оно переходит в категорию принятые к учёту. При отклонении оповещения оно автоматически выводится из категории вновь поступившие данного диспетчера и появляется в указанной категории на рабочем месте диспетчера службы или структурного подразделения, которому передано оповещение. Для принятых к учёту оповещений доступна операция формирования материалов расследования. После окончания формирования пользователем материалов расследования данное оповещение из категории принятые к учёту переходит в категорию расследованные. 10 КАСАНТ/КАСАТ
Жизненный цикл ОТС и ТН Оповещение об ОТС или КАСАНТ/КАСАТ двумя способами: ТН на основе информации внешних сопряжённых с КАСАНТ/КАСАТ. может поступить в систему автоматизированных систем, на основе ручного ввода данных в систему. Кроме того, в течение регламентного срока (72 часа с момента формирования) на основании оперативной информации по результатам расследования может выполняться переклассификация оповещений. Первичные оповещения об отказах технических средств могут быть классифицированы как технологические нарушения, и, наоборот, оповещения о технологических нарушениях классифицированы как отказы технических средств. 11 КАСАНТ/КАСАТ
Взаимодействие со смежными ИС В КАСАНТ/КАСАТ реализовано взаимодействие со следующими информационными системами: •ГИД «Урал-ВНИИЖТ» — на основании сведений о пометках в КАСАНТ/КАСАТ формируются ОТС либо ТН, в зависимости от причины пометки ГИД. •АСУВОП-2 – на основании определенного перечня причин из классификатора АСУВОП-2 в КАСАНТ/КАСАТ формируются ОТС. •АСК ПС – на основании тревог 1 и 2 категории в КАСАНТ/КАСАТ формируются ОТС. •АС КМО – на основании закрытия перегона и ограничения 15 км/ч в КАСАНТ/КАСАТ формируются ОТС. •АСУ Станции – на основании пометок в АСУ СТ ГИР и классификатора пометок в КАСАНТ/КАСАТ формируются ТН . •АСУ НБД – по стоянкам у входных в КАСАНТ/КАСАТ формируются ТН. •АСОУП-2 – на основании данных АСОУП-2 формируются отчеты о влиянии технологических нарушений на показатели эксплуатационной работы (фактическая участковая скорость, фактическая маршрутная скорость, потери поездо-часов). 12 КАСАНТ/КАСАТ
Схема взаимодействия прикладного ПО КАСАНТ/КАСАТ ИВЦ. Дорожный уровень Дорожные сервера сопряжённых АС — База данных — Серверное Web-приложение — Серверное приложение АС КПС (КТСМ) Дорожный сервер Web-приложений ПТК АСУ-И ГВЦ. Сетевой уровень Централизованный сервер Web-приложений ПТК АСУ-И Приложение: FTP-cервер ГВЦ 10.200.1.152 ASCPS_PARSER АСУВОП-2 Текстовый файл АС КМО АСУ Станции АСУ-П Статистические данные об эксплуатационных показателях Компании из КИХ БПР Приложение: WARNINGS_PARSER Приложение: Приложение: KASANT_RZD_ MONTHLY_RATES KASANT_KMO Приложение: KASANT_STATION Приложение: KASANT_COOP Приложение: Сервер MQSeries ГВЦ ОАО «РЖД» KASANT_GVC_MQ MQSeries Приложение: KASANT_DISTRIBUTOR АСУ-Т Приложение: GID_MARKS_PARSER АСУ-Э Приложение: АСУ-Ш-2 Приложение: Дорожная БД АСОУП2 13 КАСАНТ/КАСАТ Дорожный сервер приложений ПТК АСУ-И Дорожный сервер БД ПТК АСУ-И Приложение: Дорожная БД АСУ-И (КАСАНТ, Типовая система администрирования (AllNastr) KASANT_GVC KASANT KASANT_GID.exe Дорожный MainFrame Приложение: АС ЦНСИ, база пользователей) Приложение: Централизованный сервер приложений ИХ АВГД Приложение: ИХ АВГД KASANT_AVGD Централизованный сервер БД ПТК АСУ-И Централизованная БД АСУ-И (КАСАНТ, АС ЦНСИ, база пользователей центрального аппарата) Централизованный сервер приложений ПТК АСУ-И Приложение: Типовая система администрирования (AllNastr)
Роли пользователей в системе Основные роли пользователей в КАСАНТ/КАСАТ •Только просмотр •Ввод информации •Аппарат РБ – контроль расследования ОТС по дороге. •Технологическая служба – контроль расследования ТН по дороге. •НКИ – корректировка задержанных поездов в ОТС. К учету (расследованию) оповещение об отказе в работе технического средства или технологического нарушения должно быть принято в течение 72 часов после его формирования в системе КАСАНТ/КАСАТ. По истечении данного периода система выдает информационное сообщение об этом на рабочем месте ответственных за контроль учета ОТС или ТН (аппарат РБ или технологическая служба). При этом данный случай будет не принят к учету в регламентный срок. Перевод ОТС в ТН и обратно может быть осуществлен пользователями с правами НЗ-1 (РБ или ТС соответственно) в течение 72 часов после формирования оповещения в системе с обязательным обоснованием данного действия и приложением подтверждающих документов. 14 КАСАНТ/КАСАТ
Комплексная автоматизированная система анализа, учета и контроля устранения отказов в работе технических средств КАСАНТ
Эффективность деятельности сети железных дорог может быть обеспечена за счет бесперебойной работы технических средств и, в первую очередь, объектов инфраструктуры и подвижного состава, обеспечивающих выполнение перевозочного процесса.
Классификатор причин нарушения технологической дисциплины в системе КАСАТ
технологическое нарушение — это действие или бездействие оперативного персонала в нарушение требований действующих нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, правил, инструкций и иных нормативных документов ОАО «РЖД», которое явилось причиной задержки поезда, при исправно действующих технических средствах.
В зависимости от последствий технологических нарушений вводится их следующая классификация по категориям:
технологические нарушения 1-ой категории — технологические нарушения, приведшие к задержке пассажирского или пригородного поезда на 6 минут и более, а также поездов других категорий на 1 час и более или приведшие к случаям нарушения безопасности движения при поездной и маневровой работе;
технологические нарушения 2-ой категории — технологические нарушения, приведшие к задержке грузового поезда от 15 минут до 1-го часа, относительно нормативного (вариантного) графика движения поездов, или вызвавшие превышение перегонного времени хода поездов любой категории, кроме пассажирских и пригородных, от 15 минут до 1-го часа.
Задержка более 1 минуты у запрещающего показания входного светофора станции поезда любой категории учитывается как технологическое нарушение 2-ой категории.
Положением устанавливается следующая классификация видов технологических нарушений:
1) технического характера — неправильное пользование техническими средствами ОАО «РЖД» при их нормальной работе, а также несоответствие применяемых технических средств утвержденной технологии организации перевозочного процесса;
2) технологического характера — нарушение технологии перевозочного процесса, неиспользование (при наличии) резервной технологии, нарушение порядка производства работ по текущему содержанию, ремонту и реконструкции (модернизации) объектов инфраструктуры и подвижного состава из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения технологических операций, не вызвавшее отказа в работе технических средств ОАО «РЖД»;
3) особая технологическая необходимость — случаи нарушения графика движения поездов, вызванные необходимостью принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности движения, а также действиями оперативного персонала по снижению негативных последствий от произошедших ранее технологических нарушений, отказов в работе технических средств;
4) внешнее воздействие — случаи задержек поездов, вызванные стихийными бедствиями, актами незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, умышленными или неправомерными действиями третьих лиц, в том числе физических лиц, не являющихся работниками ОАО «РЖД», в результате которых не было нарушено работоспособное состояние железнодорожной техники.
Отдельному учету в качестве особой технологической необходимости подлежат случаи технологических нарушений, в результате расследования которых, было установлено, что они были вызваны следующими причинами:
1) для всех служб, структурных подразделений:
посадка и высадка работников ОАО «РЖД», обеспечивающих выполнение перевозочного процесса и технического содержания объектов инфраструктуры и подвижного состава;
задержки поездов, связанные с наличием в поезде подвижного состава, требующего ограничения скорости, (в случае, если ограничение скорости не является следствием отказа подвижного состава);
Случаи технологических нарушений, обусловленные особой технологической необходимостью, первично учитываются в системе КАСАТ за службой или структурным (линейным) подразделением, которое посредством технических средств или работников влияет на задержку поезда.
2) для подразделений Центральной дирекции управления движением:
пропуск преимущественных (пассажирских, пригородных, сдвоенных, соединенных и др.) поездов;
пропуск поезда встречного направления на однопутной линии;
пропуск сверхграфиковых размеров движения грузовых поездов;
пропуск восстановительных и пожарных поездов;
опоздания поездов в зонах интенсивного пригородного движения, исключающего возможность сокращения времени опоздания;
задержки поездов, вызванные переходом на летнее и зимнее время, а также при вводе нового летнего и зимнего графика движения поездов.
Классификатор причин нарушений технологической дисциплины для Комплексной автоматизированной системы учета, расследования и анализа случаев технологических нарушений (КАСАТ) (далее — Классификатор) предназначен для формирования информации о причинах технологических нарушений работниками функциональных филиалов и ДЗО, которые являются пользователями системы КАСАТ с соответствующим уровнем доступа. Ввод причин из настоящего Классификатора, осуществляется персоналом структурных подразделений функциональных филиалов и ДЗО линейного и регионального уровней управления, после завершения расследования технологического нарушения, проводимого порядком, установленным Положением по учету расследованию и анализу случаев технологических нарушений в перевозочном процессе на инфраструктуре ОАО «РЖД» с использованием автоматизированной системы КАСАТ (далее — Положение КАСАТ), утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 11 июля 2016 г. N 1372р (рассмотрено выше).
Классификатор состоит из двух разделов, в которые сгруппированы причины технологический нарушений, соответствующие кодам отметок, формируемых дежурно-диспетчерским персоналом региональных дирекций управления движением на графике исполненного движения поездов в системе ГИД «Урал-ВНИИЖТ»: «Причины, доступные региональным подразделениям функциональных филиалов и ДЗО при вводе результатов расследования технологических нарушений в систему КАСАТ» и «Общий список причин для функциональных филиалов или ДЗО, имеющих право расследования технологических нарушений».
Первый из вышеуказанных разделов Классификатора включает в себя подразделы с причинами технологических нарушений, относящимися к зоне ответственности региональных подразделений определенного функционального филиала или ДЗО. Пользователю системы КАСАТ (диспетчеру или дежурному инженеру подразделения), при формировании информации о причине технологического нарушения, из первого раздела Классификатора доступен только подраздел, относящийся к ответственности определенного функционального филиала или ДЗО, в соответствии с принадлежностью пользователя к хозяйству. Второй раздел Классификатора доступен для подразделений всех функциональных филиалов и ДЗО, имеющих право на ввод в систему КАСАТ результатов расследования технологических нарушений.
Причины технологических нарушений представлены в Классификаторе в форме таблицы, содержащей шесть столбцов. Столбцы таблицы с первого по пятый соответствуют уровням Классификатора, имеющего древовидную структуру. При указанной структуре Классификатора в процессе формирования информации о причине технологического нарушения, пользователями системы КАСАТ последовательно, начиная с первого столбца, указываются позиции Классификатора, соответствующие столбцам таблицы с первого по пятый, включительно. Шестой столбец таблицы «Вид нарушения» формируется и сохраняется в системе КАСАТ автоматически, в зависимости от выбранной пользователем позиции в пятом столбце Классификатора «Причина 2 уровня». Информация о виде технологического нарушения, используется при проведении анализа причин технологических нарушений в выходных справках системы КАСАТ.
Для технологических нарушений, сформированных на основе данных из модуля ведения графика исполненной работы (ГИР) Автоматизированной системы управления железнодорожной станцией (АСУ Станции) и технологических нарушений, сформированных на основе отметок ГИД «Урал-ВНИИЖТ» из перечня «Общего для служб списка причин» (900-ые коды причин), в зависимости результатов расследования, из разделов Классификатора выбирается причина, наиболее точно описывающая первопричину возникновения технологического нарушения. Например, при расследовании технологического нарушения, сформированного в КАСАТ на основе отметки ГИД «Урал-ВНИИЖТ» с кодом 969 «Неприем станцией», установлено, что фактической причиной явилась невыдача локомотивов из эксплуатационного локомотивного депо. В указанном случае, пользователем при оформлении результатов расследования в системе КАСАТ из Классификатора выбирается причина с кодом 129.1 «Невыдача локомотива из эксплуатационного локомотивного депо на график», а далее в столбцах: «Группа причин», «Причина 1 уровня» и «Причина 2 уровня» указываются соответствующие уточняющие данные.
В качестве другого примера целесообразно рассмотреть задержку отправления поездов со станции, вызванную пропуском опаздывающего приоритетного поезда, оформленную диспетчером поездным простановкой отметки ГИД «Урал-ВНИИЖТ» с кодом 994 «Пропуск пассажирского, пригородного, ускоренного грузового поезда или другого приоритетного поезда». При установлении в результате проведенного расследования первопричины опоздания приоритетного поезда (например, передержка «окна» по вине работников службы пути), оповещение порядком, установленным в Положении КАСАТ, должно перенаправляться причастному подразделению, пользователь которого при оформлении результатов расследования, указывает причину с кодом 519 «Передержка «окна» по вине работников хозяйства П» с вводом детальной информации в столбцы: «Группа причин», «Причина 1 уровня» и «Причина 2 уровня». При наличии в системе КАСАТ ранее сформированного технологического нарушения по данной причине производится объединение технологических нарушений (включая их последствия в форме задержек поездов) порядком, предусмотренным Положением КАСАТ.
В случае, когда первопричину опоздания приоритетного поезда установить в течение регламентного срока не представляется возможным (поезд с опозданием следовал по территории нескольких железных дорог и на маршруте следования имеются отметки о его задержках с различными причинами) при оформлении результатов расследования указывается причина из Классификатора с кодом 994 и уточняющие данные.
В случае установления в результате расследования, что причиной задержки поезда, зафиксированной как технологическое нарушение, явился отказ в работе технического средства, в соответствии с требованиями пункта 5.2 Положения КАСАТ, оповещение переводится в систему КАС АНТ и расследуется, как отказ в работе технического средства.
Литература: Распоряжение от 1 сентября 2016 г. N 1799р «Об утверждении инструкции по организации обращения грузовых поездов повышенной массы и длины на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД»».
Исполнитель: ДСВИ Латенко А.В.
Комплексная автоматизированная система учета, контроля устранения отказов технических средств ОАО «РЖД» и анализа их надёжности
Тайгинский институт железнодорожного транспорта — филиал ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»
Аннотация: в статье рассмотрено применение комплексной автоматизированной системы учета отказов технических средств ОАО «РЖД» и анализа их надежности как современного метода анализа состояния безопасности движения, позволяющей оперативно собирать, расследовать и в дальнейшем предотвращать отказы технических средств ОАО «РЖД».
Ключевые слова: КАСАНТ, безопасность движения.
Первичным документом учета иных событий является акт служебного расследования формы РБУ-3. Руководитель, возглавляющий служебное расследование, составляет РБУ-3 не позднее 48 часов допущенного иного события.
К учету подлежат все случаи возникновения нарушений безопасности движения и событий, допущенных в поездной и маневровой работе, произошедшие из-за неисправности узлов и деталей или вследствие выхода их из строя, а также по причине некачественной поставки продукции, запасных частей, нарушений технологии ремонта и технического обслуживания.
В случаях, если совместным расследованием установлено, что причиной допущенного события послужила эксплуатация локомотива с перепробегом от плановых видов технических обслуживаний и текущих ремонтов, то данное нарушение безопасности движения учитывается за эксплуатационным локомотивным депо, допустившим выдачу локомотива в эксплуатацию.
В случаях, если совместным расследованием установлено, что причиной иного события послужила неисправность локомотива, допущенная по причине его эксплуатации с перепробегом от заводских видов средних и капитальных ремонтов, то данное нарушение безопасности движения учитывается за эксплуатационным локомотивным депо балансодержателем локомотива.
Если иное событие допущено по причине нарушения локомотивной бригадой режима ведения поезда или управления тормозами, неоперативных действий по выполнению рекомендаций по обнаружению и устранению неисправностей на локомотивах в пути следования, то событие учитывается за локомотивным эксплуатационным депо приписки локомотивной бригады.
Субъекты железнодорожного транспорта, на территории которых произошли события, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, ежемесячно обязаны информировать Ространснадзор и его территориальные органы в пределах региона транспортного обслуживания железных дорог об их количестве:
-прием или отправление поезда по неготовому маршруту;
-перевод стрелки под железнодорожным подвижным составом;
-отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда в пути следования;
-отмена отправления пассажирского поезда с железнодорожной станции отправления или высадка пассажиров из поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за технической неисправности железнодорожного подвижного состава;
-повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную остановку пассажирского поезда на перегоне или промежуточной железнодорожной станции, если дальнейшее движение поезда продолжено с помощью вспомогательного локомотива;
-отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;
-излом рельса под железнодорожным подвижным составом;
-саморасцеп автосцепок в поездах;
-отцепка вагона от грузового поезда в пути следования на перегонах или промежуточных железнодорожных станциях из-за нагрева букс;
-отцепка вагона от поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за нарушения технических условий погрузки грузов, багажа или грузобагажа;
-обрыв автосцепки железнодорожного подвижного состава;
-падение на железнодорожный путь деталей железнодорожного подвижного состава;
-наезд железнодорожного подвижного состава на механизмы, оборудование и посторонние предметы (объекты);
-несанкционированное движение железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон;
-проезд железнодорожным подвижным составом запрещающего сигнала светофора или предельного столбика;
-прием поезда на занятый железнодорожный путь;
-отправление поезда на занятый перегон;
-развал груза в пути следования, который может угрожать безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
-излом (обрыв) литых деталей железнодорожного подвижного состава (оси, осевой шейки или колеса, боковой рамы, надрессорной балки, хребтовой балки);
-ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания сигнала вместо показания, требующего продолжения следования поезда с уменьшенной скоростью.
Задачами расследования транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, являются:
-выявление причин транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в целях предупреждения их возникновения;
-оценка фактического состояния железнодорожного подвижного состава, а также объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования на предмет соответствия требованиям нормативных документов, регламентирующих безопасность движения;
-оценка действий причастного персонала и должностных лиц субъекта железнодорожного транспорта и перевозчика, действия которых привели или способствовали возникновению транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, с указанием невыполненных положений нормативных документов;
На месте транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, представителями субъекта железнодорожного транспорта проводятся следующие действия:
-изымается скоростемерная лента или накопитель информации систем регистрации параметров движения, натурный лист поезда, справка об обеспеченности поезда тормозами, предупреждения об ограничении скорости движения и бортовой журнал локомотива;
-составляется схема разрушения железнодорожного пути и расположения железнодорожного подвижного состава, следов схода его с рельсов с привязкой к километру и пикетам, начала схода и места остановки железнодорожного подвижного состава;
-производится фотографирование общего вида последствий и повреждений железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования, обнаруженных посторонних предметов, положений деталей и узлов железнодорожного подвижного состава;
-составляются документы осмотра места транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, технического состояния железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования;
-берутся письменные (в необходимых случаях с использованием аудио- и видеозаписи) объяснения лиц, причастных к транспортным происшествиям и иным событиям, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также других очевидцев;
-фиксируются погодные условия на момент транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
Таким образом, КАСАНТ является незаменимым инструментом учета, анализа и предотвращения различного рода отказа технических средств ОАО «РЖД», позволяет оперативно выявить и в дальнейшем предотвратить данные отказы технических средств, что, несомненно, повышает уровень безопасности движения.
3.Распоряжение ОАО «РЖД» №2744р от 12 декабря 2013г«Об утверждении Положения об организации расследования и учета допущенных нарушений безопасности движения в локомотивном комплексе»
4.Приказ № 344 от 18.12.2014 Минтранса РФ (вместо пр.163)
КАСАНТ — комплексная автоматизированная система учёта, контроля устранения отказов технических средств ОАО «РЖД» и анализа их надёжности. На сеть железных дорог ОАО «РЖД» внедрена в 2007 году.
В различные периоды была выполнена интеграция КАСАНТ с автоматизированными системами Компании:
В работе КАСАНТ используются группы классификаторов АС ЦНСИ.
Особенностью, отличающей систему КАСАНТ от локальных информационных разработок, действовавших ранее на ряде железных дорог, стала автоматическая фиксация факта отказа непосредственно на основе информации, вносимой поездным диспетчером в автоматизированный график исполненного движения поездов системы ГИД «Урал-ВНИИЖТ». Кроме того, для повышения достоверности данных в систему КАСАНТ изначально заложена возможность формирования информации об отказах технических средств из нескольких источников. Для корректности учёта факта отказа в системе реализован специализированный механизм проверки поступающих данных на предмет дублирования с возможностью последующего объединения данных пользователями.
Целью создания КАСАТ является оценка влияния технологических нарушений на показатели перевозочного процесса на базе углубленного анализа графика исполненного движения.
Достижение поставленной цели реализуются за счёт решения следующих задач:
Работа системы КАСАТ начинается с получения сообщения о нарушениях технологии перевозочного процесса. В качестве источников информации о нарушениях технологии перевозочного процесса предусматривается использование данных графика исполненного движения поездов на основе информации системы ГИД «Урал — ВНИИЖТ», или данных внесенных при помощи ручного ввода дежурным инженером (диспетчером) службы железной дороги, структурного подразделения филиала или линейного подразделения. В дальнейшем предусматривается реализация автоматического получения данных из автоматизированных систем управления станций.
С момента поступления сообщения о нарушениях технологии перевозочного процесса система устанавливает над ним контроль в части его передачи причастным для учёта и расследования, соблюдения установленных сроков и полноты проведения расследования нарушения технологии, включения его в состав базы данных нарушений технологии и прилагающихся к нему материалов расследования.
Полученное сообщение о нарушении технологии перевозочного процесса пользователь имеет право принять к учёту (расследованию) и формировать соответствующие материалы, либо передать ответственность другой службе (структурному подразделению) с обязательным указанием причины передачи. Если в ходе расследования технологического нарушения, было установлено, что причиной нарушения перевозочного процесса является отказ в работе технического средства, то реализуется передача отказа из автоматизированной системы КАСАТ в автоматизированную систему КАСАНТ. В случае, если сообщение о нарушении технологии перевозочного процесса не принято никем более установленного срока система автоматически оповещает первого заместителя начальника железной дороги (или иное лицо, назначенное приказом начальника железной дороги), который назначает ответственное структурное подразделение (службу). Указанное первым заместителем начальника железной дороги структурное подразделение (служба) обязаны внести в систему расследование указанного случая технологического нарушения.
По случаям нарушений перевозочного процесса, вызванным неприёмом железными дорогами, предусмотрена новая роль пользователя технологической службы. Все технологические нарушения, вызванные неприёмом другими железными дорогами, автоматически отписываются в адрес технологической службы, которая данные случаи рассматривает и перенаправляет в адрес смежной железной дороги, в случае подтверждения ответственности. В том случае, если имеет место необоснованное отнесение задержки поезда на неприём другой железной дорогой, технологическая служба назначает ответственную дирекцию (службу).
В системе предусмотрено подтверждение и квалификация технологических нарушений по видам: технологического характера; технического характера; особая технологическая необходимость; форс-мажор. Такая задача возложена на специалистов отделов анализа графика исполненного движения поездов службы НКИ, которые на основе материалов расследования, данных графика исполненного движения производят классификацию технологических нарушений.
Накопленная база данных по нарушениям технологии перевозочного процесса, причинам их возникновения является основой решения задач повышения надежности перевозочного процесса, выработке на основе анализа мероприятий по усилению инфраструктуры, корректировке технологий организации эксплуатационной работы с целью сокращения непроизводительных потерь, вызванных задержками поездов на станциях диспетчерского участка.
Для анализа и оперативного мониторинга состояния работы с оповещениями о технологических нарушениях в системе предусмотрено формирование оперативных и аналитических выходных справок. Формы выходных справок подсистемы КАСАТ разработаны с возможностью детализации от итоговых данных до материалов расследования конкретного случая технологического нарушения.
Схема организации расследования в системе КАСАТ приведена на рисунке 1.
Схема информационных потоков системы КАСАТ показана на рисунке 2.
Рис. 1. Схема организации расследования в системе КАСАТ
Рис. 2. Схема информационных потоков системы КАСАТ
Основная цель КАСАТ – организация учёта технологических нарушений и оценка их влияния на график. Эти нарушения, не будучи отказами технических средств, зачастую не в полной мере отображались на графике исполненного движения.
Опыт эксплуатации КАСАТ показывает, что до начала работы системы фактическое отражение причин задержек поездов составлял лишь 13 %. Внедрение системы позволило добиться от диспетчеров отражения 85% всех нарушений графика, что очень важно для информационной наполняемости автоматизированной системы. КАСАТ также способствовала разработке более подробного классификатора причин задержек поездов.
Получая картину технологических нарушений с их аналитикой, пользователи детально рассматривают негативные ситуации, устанавливают виновных, разрабатывают упреждающие мероприятия и принимают управленческие решения. Причем итоги расследований также заносятся в КАСАТ.
Система также даёт возможность, во-первых, оценить поездное положение, как на железной дороге, так и на подходах к ней. Во-вторых, данные о потерях в эксплуатационной работе позволяют выявлять «барьерные места» и оценивать их негативное влияние.
Авторы
В статье рассматривается автоматизированная система обеспечения безопасности движения подвижного состава, предназначенная для инфраструктуры ОАО «РЖД» в общем процессе технической эксплуатации. Важное место в работе приобретает системный анализ для которого необходима система, включающая в себя мониторинг объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава в целом. Данная система представляет собой не только единство порядка технических систем, но и расследование случаев отказов технических средств на всех дорогах ОАО «РЖД», а также увеличение достоверности и оперативности сбора информации за счет электронной технологии процесса. Отличительной особенностью системы КАСАНТ от локальных информационных разработок, действующих на сети железных дорог, стала автоматическая фиксация факта отказа технических средств. Для того чтобы, корректно произведен учет факта отказа в системе реализован специализированный механизм проверки поступающих данных на предмет дублирования с возможностью последующего объединения данных пользователя. Перспективой развития данной системы является разработка подсистемы определения показателей надёжности по основным видам оборудования. Задача оценки надежности технических средств является актуальной для инфраструктуры железнодорожного транспорта. Система КАСАНТ, реализует задачи по оценке экономических потерь от отказов, позволяющие определять направление инвестиций в развитие материально-технической базы компании. При этом изменяется система оценки качества работы видов оборудования от количественных показателей. Данная оценка является более объективной и приемлемой с экономической точки зрения.
Библиографические ссылки
Амелин С.В., Андреев Г.Е. Устройство и эксплуатация пути, 1986. С. 55-59.
Мельниченко О.В., Цыбульский В.С., Чикиркин О.В. Повышение качества электрической энергии в контактной сети с целью снижения отказов электронного и силового оборудования электровоза // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2008. №3(19). С.58-66/
Мельниченко О.В. Протокол эксплуатационных тягово-энергетических испытаний электровоза переменного тока ВЛ80Р № 1829 по Договору ИрГУПС с ОАО «РЖД» № 726/493 от 08.06.2010 г.
Ершков О.П. Расчет рельса на действие боковых сил в кривых // Тр. ЦНИИ МПС. Вып. 192. М.: Трансжелдориздат, 1960. С. 5-58
Гребенюк П.Т., Долганов А.Н., Некрасов О.А., Лисицын А.Л., Стромский П.П., Боровиков А.П., Чукова Т.С., Григоренко В.Г., Первушина В.М. Правила тяговых расчетов для поездной работы // М.: Транспорт, 1985. 287 с.
Комиссаров А.Ф. Итоги работы проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства за 2018 г. // Вагоны и вагонное хозяйство. Приложение к журналу «Локомотив», М.: 2019. №1(49). С. 5-6.
Черняк Ю.В, Матвиенко А.С Определение силы тяги локомотива при производстве тягово-энергетических испытаний. Сборник научных трудов. Дон I 3Т №12 2007 С.116-126.
Жуков И.В. Автономное устройство регистрации расширяет возможности испытательных поездов (Вагон тормозоиспытательный) // Вагоны и вагонное хозяйство. Приложение к журналу «Локомотив», М.: 2019. №1(49). С. 40-41.
Доронин И.С. Расчет шейки оси колесной пары на продольную нагрузку // Вестник ВНИИЖТ, 1978. С. 33-34.
Филлипов В. Н., Смольянинов А. В., Козлов И. В., Подлесников Я. Д. Инновационные вагоны и проблемы их взаимодействия с элементами инфраструктуры. Безопасность движения поездов // Труды Семнадцатой научно-практической конференции. — М.: МГУПС (МИИТ), 2016. С 68-73.
Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года // Распоряжение Правительства РФ от 17 июня 2008 г. №877-р.
Мотовилов К. В., Лукашук В. С., Криворудченко В. Ф., Петров А. А.; под ред. Мотовилова К. В. // Технология производства и ремонта вагонов. — М.: Маршрут, 2013.
Романова О.В., Боботкова В.Н. Взаимодействие пути и подвижного состава // Материалы X Международной студенческой научной конференции, Студенческий научный форум URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018005669.
Байбаков А. Н., Гуренко В. М., Патерикин В. И., Юношев С. П., Плотников С. В., Сотников В. В., Чугуй Ю. В. Автоматический контроль геометрических параметров колесных пар во время движения поезда // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lazernyy-diagnosticheskiy-kompleks-dlya-kontrolya-kolesnyh-par-vagonov-na-hodu-poezda.
Hauschild G. Автоматическая диагностика колесных пар с помощью системы ARGUSÄ// Glasers Annalen, 2001, № 12, S. 615-625.
Morgan R. Оценка систем измерения колес // Railway Track & Structures, 2002, № 7, S 13-15.
Венедиктов А. З., Демкин В. Н., Доков Д. С. Измерение параметров колесных пар подвижного состава в движении // ЖДМ, 2003, № 9.
Инструменты и принадлежности осмотрщика-ремонтника вагонов. URL: http://www.xn--80adeukqag.xn--p1ai/2016/01/blog-post_42.html.
Как цитировать
Мартыненко, Л. В., & Инкеева, И. А. . (2022). АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ОТКАЗОВ В РАБОТЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ (КАСАНТ). Электронный научный журнал «Молодая наука Сибири», (2(16). извлечено от https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/524
Выпуск
Вагоны, вагонное хозяйство