We will keep fighting for all libraries — stand with us!
Свердловская магистраль. Сто лет железной дороге
There are no reviews yet. Be the first one to
write a review.
DOWNLOAD OPTIONS
GENERIC RAW BOOK ZIP
SINGLE PAGE PROCESSED JP2 ZIP
14 Files
8 Original
IN COLLECTIONS
Nicolai Woodenko Library
Uploaded by
Nicolai Woodenko
on July 21, 2019
SIMILAR ITEMS (based on metadata)
Свердловская железная дорога (СвЖД) – один из филиалов ОАО «РЖД», транспортная и грузовая артерия Северо-Западного и Среднего Урала. Отвечает за пропуск поездов из центральных и северо-западных районов европейской части РФ в Сибирь, Казахстан, на Дальний Восток. Железная дорога тянется на 1,5 тыс. км с запада на восток и на севере проходит за Полярным кругом.
Магистраль пролегает по территории семи субъектов РФ, на которой проживают более 11 млн человек. Обслуживает промзоны, где сконцентрированы предприятия стройиндустрии, горнодобывающей, угольной, деревообрабатывающей промышленности.
Структура
Свердловская ж/д состоит из пяти региональных представительств: Екатеринбургского, Пермского, Нижнетагильского, Тюменского, Сургутского.
Екатеринбургский регион. Здесь находится огромный транспортный узел, который расположен на главном ходу Трассиба и связывает Европу и Азию, – важнейшая станция Свердловск-Сортировочный. Она является самой крупной в РФ и одной из крупнейших в Европе. Магистраль в этом регионе обслуживает машиностроительные предприятия, военно-промышленного комплекса, а также горно-металлургической и оптико-механической промышленности.
Пермский регион. Эксплуатационная длина сети железных дорог общего пользования – 1,5 тыс. км. Центральной узловой станцией является Пермь-Сортировочная. Магистраль в этом регионе обеспечивает связи промышленного восточного склона Среднего Урала с Пермским краем. Дорога обслуживает предприятия ведущих в регионе отраслей – электроэнергетика, нефтепереработка, машиностроение, химия и нефтехимия и т. д.
Нижнетагильский регион. Обслуживает многочисленные железнодорожные линии, которые проходят через г. Нижний Тагил и имеют ключевое значение в жизни региона: от них зависит большинство многочисленных предприятий уральской промышленности. Здесь находится станция Смычка – вторая по величине и объёму отгруженных товаров грузовая станция в Свердловской области.
Тюменский регион. Один из значимых отрезков Трассиба. Северная линия Тюмень – Тобольск обслуживает уникальный по масштабам топливно-энергетический комплекс нашей страны. Здесь сосредоточены предприятия нефтедобывающей, нефтехимической отрасли, продукция которых вносит весомый вклад в экономику РФ. Регион выполняет треть грузового оборота всей магистрали.
Сургутский регион. Протяженность путей – 1 285 км. Дорога проходит на территории Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. В этом регионе железнодорожная магистраль обслуживает нефтегазовые компании, которые ведут свою деятельность на крупнейших месторождениях углеводородного сырья.
Интересные факты
В 2020 г. в Свердловскую магистраль было вложено более 38 млрд рублей. Денежные средства ушли на обновление инфраструктуры, капитальный ремонт и реконструкцию железнодорожных линий, возведение мостовых переходов и т. д. В этом году выделено около 28 млрд рублей. Основные средства будут направлены на увеличение пропускной способности магистрали, обеспечение устойчивой и безопасной работы железнодорожного транспорта.
Справка
Сообщить об ошибке
Здание Центра Управления Перевозками Свердловской железной дорогой
Свердло́вская желе́зная доро́га — железная дорога, пролегающая по территории Северо-Западного и Среднего Урала и Удмуртии. Дорога бесперебойно обеспечивает пропуск поездов из центральных и северо-западных районов европейской части России в Сибирь, в Казахстан, на Дальний Восток. Управление дороги находится в Екатеринбурге.
Дорога граничит с Горьковской (Чепца, Дружинино), Южно-Уральской (Михайловский завод, Полевской, Нижняя, Колчедан), Западно-Сибирской (Называевская) железными дорогами. Магистраль соединяет европейскую и азиатскую части России, с запада на восток тянется на полторы тысячи километров и в северном направлении пересекает Полярный круг. Являясь основой транспортной системы Пермского края, Свердловской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, по основным показателям она входит в первую тройку железных дорог России и имеет регион обслуживания площадью 1,8 млн км² с населением более 11 млн человек.
Свердловская железная дорога — мощный транспортный комплекс с большим техническим и интеллектуальным потенциалом. Она обладает собственной мощной базой грузовых вагонов, обеспечивая 9,5 % объема сетевой погрузки и выгрузки, в том числе таких высокорентабельных грузов, как нефть, каменный уголь, удобрения, черные и цветные металлы, лесные и строительные грузы (свыше 80 %). Свердловская магистраль обслуживает около 1500 подъездных путей (на 2006 год их было 1332), ее услугами пользуются более 12 000 промышленных предприятий. Эксплуатационная длина (на 01.01.10) — 7152,2 км, развернутая длина — 13 852,5 км.
Совместно с ОАО «Ямальская железнодорожная компания» эксплуатируются действующий участок Трансполярной магистрали (Коротчаево — Новый Уренгой — Пангоды).
В регионе Свердловской железной дороги развита сеть мелких веток и подъездных путей обслуживающих горнорудную, каменноугольную, деревообрабатывающую промышленность и производство строительных материалов.
Дорога награждена орденом Ленина (1971), орденом Октябрьской Революции (1978).
С 7 апреля 2011 года года начальник дороги — Алексей Юрьевич Миронов.
Бывшее здание вокзала в Екатеринбурге (ныне — Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги)
В 1868 году появляется первый проект уральской железной дороги, выдвинутый пермским предпринимателем Любимовым И. И., которая должна была пройти от Перми к Тоболу, через Кунгур, Екатеринбург и Шадринск.
В скором времени были проведены правительственные изыскания местности. Началось строительство трассы. Строительство велось «Обществом горнозаводской железной дороги». В 1870-е годы производилось отчуждение земель, снос строений, вырубка леса, устройство временных дорог, постройка телеграфа, сооружение мостов и др. 1 (14) октября 1878 года открыто движение по Уральской Горнозаводской дороге на участке Пермь — Камасино (Чусовская) — Нижний Тагил — Екатеринбург протяженностью 669 верст.
В конце 1885 года была построена ветка Екатеринбург—Тюмень. В январе 1888 года эта ветка была объединена с Горнозаводской дорогой в одну магистраль, которая стала называться Уральской железной дорогой. Таким образом, были соединены бассейны Оби и Камы. В 1896 году было завершено строительство ветки от Екатеринбурга до Челябинска, соединившей Уральскую дорогу с Транссибирской магистралью, а вскоре — от Перми через Вятку (ныне Киров) до Котласа. К началу 1900 году дорога меняет название на Пермь-Тюменскую, а вскоре становится Пермской. Ее протяженность к этому моменту превысила 2100 верст.
В 1906 году крупная железная дорога была связана с центром благодаря строительству на государственные деньги крупной линии от Вятки через Буй, Галич, Вологду, Череповец и Тихвин до станции Обухово Николаевской ж. д..
Вокзал станции Екатеринбург-пассажирский в Екатеринбурге после реставрации в 2009 году
По причине низкой пропускной способности, горнозаводский участок дороги стал помехой. Было решено проложить через Урал новую линию. И уже в 1909 году трасса Пермь — Кунгур — Екатеринбург была введена в эксплуатацию.
В 1913 году построена трасса Тюмень — Омск. В 1916-ом были введены линии Чусовская — Лысьва — Кузино — Дружинино — Бердяуш и Северо-Восточная дорога от Шарташа до Тавды. Таким образом, к революции 1917 года в основном завершилось формирование сети железных дорог на Урале. Уже в годы гражданской войны было завершено строительство Казанбургской дороги (Казань — Сарапул — Красноуфимск — Дружинино — Екатеринбург).
В сентябре 1919 года к Пермской магистрали были присоединены Западно-Уральская, Богословская, Северо-Восточная Уральская и часть Омской. В этом же году управление дороги переносится из Перми в Екатеринбург в связи с тем, что были взорваны мосты через Каму, Чусовую, Сылву и Пермский железнодорожный узел оказался отрезанным от всей сети дорог.
С 30-х годов дорога была не раз реорганизована. Но в конечном итоге в 1953 году Пермская и Свердловская железные дороги объединены в Свердловскую с управлением в Свердловске.
До 30 сентября 2010 года существовали следующие отделения Свердловской железной дороги:
На Свердловской железной дороге 415 станций, включая недавно введенную в действие станцию Чашкино.
Основные узлы и узловые станции дороги:
На дороге работают шесть сортировочных станций:
Хотя ранее было девять. Сортировочными также считались станции:
Участковые станции Свердловской ж.д:
Пассажирские станции Свердловской ж.д:
Портовые станции (с реками):
Внеклассные станции Свердловской ж.д.:
Локомотивное депо Смычка
Для обеспечения пассажирских перевозок на дороге работают 47 вокзалов, 418 станций, 3 пассажирских вагонных депо, 550 билетных касс. С 20 мая 2003 года введен в обращение фирменный поезд «Демидовский экспресс» сообщением Екатеринбург — Санкт-Петербург. Это единственный в России фирменный поезд, который удостоен Диплома созданного по инициативе ЮНЕСКО Международного Демидовского фонда за возрождение и сохранение индустриального, духовного и культурного наследия России.
Сейчас на дороге курсируют 11 фирменных поездов: «Ямал» (сообщением Новый Уренгой — Москва), «Кама» (Пермь — Москва), «Екатеринбург» (Екатеринбург — Брест), «Малахит» (Нижний Тагил — Москва), «Тюмень» (Тюмень — Москва), «Демидовский экспресс» (Екатеринбург — Санкт-Петербург), «Югра» (Нижневартовск — Москва), «Северный Урал» (Серов — Москва), «Полярный Урал» (Екатеринбург — Новый Уренгой), «Рифей» (Екатеринбург — Москва), а также поезд класса премиум Екатеринбург — Москва (бывший фирменный поезд «Урал»).
Свердловская железная дорога (СвЖД) — филиал ОАО «РЖД», пролегает по территории Пермского края, Свердловской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Участок Чепца — Кузьма находится в Удмуртской Республике, Новоандреевский — Называевская — в Омской области. Северные участки дороги располагаются за Северным полярным кругом.
Филиал ОАО «РЖД» — Свердловская железная дорога
7,2 тыс. км
ОАО «Российские железные дороги»
Регионы (территориальные управления)
Общая протяжённость главных железнодорожных путей — 7,2 тыс. км. Общая развёрнутая длина путей — 9,8 тыс. км.
История Свердловской железной дороги
В 1871-1872 годах были проведены правительственные изыскания, после чего начались работы по прокладке трассы через Урал. Было создано «Общество горнозаводской железной дороги», силами которого и велись основные работы.
Участие Демидовых в реализации этого проекта заключалось в финансировании строительства Луньевской ветки. Здесь был сооружен один из первых в Европе железнодорожных тоннелей длиной 65 сажен. Кроме того, по инициативе и на средства Демидовых вся дорога была оснащёна телеграфной связью.
Строительство дороги продолжалось шесть лет. В 1878 году была открыта для движения поездов главная линия (Пермь — Чусовская — Кушва — Нижний Тагил — Екатеринбург), а в сентябре следующего года была сдана и Луньевская ветка. Дорога получила название Уральской Горнозаводской.
Через год к ней примкнула линия Чусовская — Березники протяжённостью 211 км.
Дальше на восток дорога продвинулась в 1885 году, когда открылось движение до Тюмени с ответвлением от Богдановича на Синарскую (Каменск-Уральский). Еще один участок современного хода от Перми на Екатеринбург через Кунгур был запущен в 1911 году. А участок от Тюмени до Омска — в 1913. Тем самым сформировался уральский участок Транссиба.
К 1917 г. были построены тупиковые линии к новым сырьевым источникам: Синарская — Шадринск (158 км), а также Западно-Уральская линия (Лысьва — Бердяуш, 506 км).
В 1933 и 1934 году после завершения строительства участков Синарская – Шарташ и Шадринск — Курган появился еще один магистральный ход: Екатеринбург — Курган.
Освоение нефтяных месторождений в Тюмсенской области потребовало строительства линий Тюмень – Сургут (1972) и Тобольск – Демьянка 1977. В этот же период был построен южный обвод свердловского узла Решеты – Седельниково — Арамиль.
Свердловская железная дорога сегодня
Свердловская магистраль протянулась на 1341 км от станции Чепца (Удмуртская Республика) до станции Называевская (Омская область) и более, чем на 1700 км в северном направлении от Тюмени.
СвЖД обслуживает 5 субъектов Федерации: Пермский край, Свердловскую и Тюменскую области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также северо-восточные районы Удмуртской Республики.
По СвЖД проходит уральский участок Транссибирской магистрали. Дорога имеет большие размеры отправления грузов. Тюменские нефть и газ, соликамские удобоения, Тагильская руда и многие другие грузы отправляются в разные города России и на экспорт. Это объясняет двойную специализацию дороги: транзитную и погрузочную.