«СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО «РЖД». Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров» (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО «РЖД» от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306 Портал РЖД

На железных дорогах России объекты пассажирской инфраструктуры должны быть оснащены так, чтобы ими могли пользоваться люди с ограниченными возможностями здоровья. Это – требования государственной программы «Доступная среда». Рассмотрим, насколько сегодня комфортно маломобильному человеку передвигаться на поезде.

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

Адаптация территорий железнодорожных станций и зданий вокзалов для людей с инвалидностью и МГН — это важнейшая задача обеспечения доступности транспорта для всех граждан. Являясь местом повышенной опасности, перроны и платформы железнодорожных станций и вокзалы должны оснащаться специализированным оборудованием и устройствами для свободного, безопасного и удобного доступа маломобильных посетителей.

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

Тифлоцентр «Вертикаль» — компания, которая занимается профессиональной организацией безбарьерной среды для маломобильных категорий населения на федеральном уровне. Мы адаптируем железнодорожные вокзалы, по территории которых могут свободно передвигаться люди с ограниченными возможностями здоровья.

Наша продукция уже установлена на таких железнодорожных объектах, как: вокзальный комплекс Восточный и Казанский вокзал в Москве, ж/д станции Ржевский мемориал , Брянск-Льговский и Сухиничи-Главные, вокзал Твери и многие другие.

Что такое доступная среда

Раньше я не предполагала, сколько препятствий возникает у человека, который передвигается на коляске: любой порог, бордюр или дверь с узким проемом и доводчиком становится непреодолимым препятствием.

В России действует государственная программа «Доступная среда». Ее цель — создание безбарьерной среды для маломобильных граждан. Все социальные объекты — жилые здания, больницы, школы, места отдыха, учреждения культуры — должны быть оборудованы так, чтобы человек с инвалидностью мог посещать их самостоятельно или с минимальной посторонней помощью.

На практике эти благие намерения часто реализуют лишь на бумаге. Безбарьерная среда ограничивается постройкой пандусов, которыми иногда невозможно пользоваться неправильной установки. Кнопки для вызова сотрудников, которые должны помогать человеку с инвалидностью попадать в здания, тоже часто не работают.

Есть и положительные примеры, которые дают возможность людям с ОВЗ вести полноценную жизнь, в том числе путешествовать. Расскажу о них подробнее.

Общие требования

Доступность транспортных услуг для инвалидов и других представителей маломобильных групп населения регламентируется, главным образом, Сводом правил 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте». Так, пп. 3.1.17-3.1.19 документа гласят, что для удобства пребывания и передвижения инвалидов в здании вокзала необходимо предусмотреть:

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

Ширина дверей на маршрутах передвижения колясочников должна составлять 110 см.

П. 3.5.7 регламентирует габаритные размеры туалетной комнаты для МГН:

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

В пп. 5.1.6, 5.1.8, 5.1.10 и 5.1.21 оговорены требования, предъявляемые к техническим средствам и габаритам интерьера вагонов. Подъёмник должен размещаться с некотловой стороны вагона (в нерабочем тамбуре). Ширина дверей для въезда и выезда инвалидов в кресле-коляске должна быть не менее 850 мм. Ширина коридора перед входом в купе для колясочников не может быть менее 1000 мм, а размеры туалетного помещения – 1825×1500 мм.

Раньше мне казалось, что для людей с инвалидностью путешествие — это квест со множеством препятствий.

На личном опыте я убедилась, что можно с удовольствием ездить по России с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ. Моей дочери 12 лет, она передвигается на протезе, а во время длительных прогулок — в кресле-коляске. Несмотря на это, мы путешествуем раза в год. Мне хочется сделать жизнь моего ребенка интересной и насыщенной. Я очень люблю путешествовать, мечтаю увидеть и показать дочери наш необыкновенный мир.

Мы живем в Новочеркасске — маленьком городе в Ростовской области. Обычно посещаем интересные туристические места нашего региона, еще ездим на Черноморское побережье Краснодарского края, в Москву и Санкт-Петербург.

Нам хочется посетить как можно больше новых городов, исторических мест и уникальных природных объектов. К сожалению, не все локации доступны людям с ограниченными возможностями здоровья. При планировании поездки я обращаю внимание на удаленность достопримечательности и маршрут, по которому до нее можно добраться. Здорово, когда получается доехать до локации без утомительных пересадок. Еще для нас важны инфраструктура и наличие современного отеля: человеку с инвалидностью трудно жить в палатке или пользоваться удобствами на улице.

Это мы с дочкой на железнодорожном вокзале в нашем городе. Его построили в советское время, когда о доступной среде еще никто не заботился. На заднем плане — переход на платформу через рельсы, по нему коляску с человеком приходится нести на руках

Я слышала, что российские перевозчики должны помогать маломобильным пассажирам, но была уверена, что все это существует только на бумаге. По крайней мере, раньше сотрудники РЖД не предлагали мне помощь, когда видели мои метания с ребенком на перроне.

О том, что РЖД и авиаперевозчики могут организовать сопровождение пассажира с ОВЗ при посадке и высадке, я узнала в чате ВОРДИ — Всероссийской организации родителей детей с инвалидностью. Оказалось, что система действительно работает. После я изучила, какие еще права есть у путешественников с ОВЗ.

В статье расскажу, как организовать поездку людям с инвалидностью, на что обращать внимание при выборе отеля, какие развлечения доступны маломобильным туристам и на чем можно сэкономить.

О чем расскажу

Станция Брянск-Льговский открылась после обновления и адаптации для посещения маломобильными группами населения. Тифлоцентр «Вертикаль» оборудовал территорию вокзального комплекса тактильными индикаторами и контрастной разметкой, тактильными пиктограммами.

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

Входная группа здания вокзала стала доступна для лиц с инвалидностью за счет оборудованного пандуса, не препятствующего перемещению других групп населения, а двери открываются автоматически. В здании вокзала появились туалеты, оборудованные для маломобильных граждан.

Тифлоцентр «Вертикаль» разрабатывает проекты по обеспечению доступности ж/д объектов, поставляет и монтирует оборудование для железнодорожных станций и вокзалов. Наша продукция позволяет лицам с ограничениями по здоровью и МГН беспрепятственно посещать ж/д объекты, пользоваться поездами и электричками. Мы адаптируем помещения вокзалов, перроны и прилегающие территории. Посещаемость объектов значительно увеличивается благодаря их доступности для всех групп населения.

Вагоны для МГН от тверского производителя

Вагоны, оборудованные вертикальными подъёмно-транспортными устройствами, есть практически в каждом поезде дальнего следования. Их легко отличить по более широким дверям с одной стороны. Особенно актуальны такие устройства на станциях, где высадка и посадка пассажиров в вагоны производится с низких перронов.

Местами для перевозки МГН, в том числе тех, кто передвигается на коляске и сопровождающих их лиц, оборудованы купейные и межобластные вагоны. Есть отдельные места для инвалидов и в современных пригородных электропоездах «Иволга». Все эти вагоны сделаны на Тверском вагоностроительном заводе – единственном предприятии в России по выпуску пассажирских вагонов локомотивной тяги для сети железных дорог общего пользования России и стран бывшего СССР.

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

Подъёмно-транспортное устройство представляет собой горизонтальную платформу с металлическим рифлёным настилом, поручнем и заездной рампой. Привод подъёмника электрический, но есть модели, для которых в случае прекращения электроснабжения вагона предусмотрено ручное управление. В нерабочем положении он размещается внутри стенки между тамбуром и салоном вагона, не занимая много места.

Кроме того, во всех современных моделях пассажирских вагонов от ТВЗ вся информация, в том числе, номера мест и надписи в туалете, продублирована рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля.

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

Железнодорожный вокзал города Твери

Тифлоцентр «Вертикаль» создал доступность для людей с инвалидностью на Тверском железнодорожном вокзале. По разработанной проектной документации был произведен монтаж устройств, помогающих лицам с ОВЗ свободно передвигаться и лучше ориентироваться на социально значимом объекте.

Для адаптации помещений Тифлоцентр «Вертикаль» изготовил и установил уникальное грязезащитное покрытие «ТифлоПол-10» с тактильными свойствами. В качестве наземных указателей на путях движения внутри здания для людей с ограничениями по зрению была установлена тактильная плитка и индикаторы из полиуретана.

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

Были разработаны макеты, произведены и установлены тактильные мнемосхемы с планами основных зон вокзала для людей с дисфункцией зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также тактильные таблички и пиктограммы, информирующие о направлениях ко входам/выходам, санузлах и лестницах в здании.

Санузел вокзала был оборудован специализированным оборудованием, позволяющим человеку с инвалидностью воспользоваться им без посторонней помощи. Были установлены унитаз и раковина, доступные для МГН, опорные поручни. В случае возникновения непредвиденной ситуации в санузле есть система вызова помощи, позволяющая обратиться к сотрудникам вокзала.

Казанский вокзал в Москве

В 2022 году в Москве, в здании Казанского вокзала открылся Центр содействия мобильности – пункт помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, который находится на первом этаже у зала ожидания №1 и работает круглосуточно.

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

Тифлоцентр «Вертикаль» оборудовал данный пункт помощи индукционными системами для слабослышащих, пиктограммами и мнемосхемами для слабовидящих и незрячих, есть специальные места для пассажиров с нарушением ОДА и людей на креслах-колясках. Для собак-проводников также выделены отдельные места.

Чтобы получить необходимую помощь на Казанском вокзале, маломобильные пассажиры оформляют заявку в Центре содействия мобильности ОАО «РЖД». На вокзале человека с инвалидностью встретят и сопроводят до необходимой точки, окажут помощь при получении услуг.

Ж/д станция Ржевский мемориал

В 2021 году в Тверской области открылась новая железнодорожная станция подо Ржевом, адаптированная Тифлоцентром «Вертикаль» для посещения людей с инвалидностью. Также наша компания участвовала в проектировании и оборудовании Ржевского мемориала доступной была создана навигация для посетителей с дисфункцией зрения и съезды для инвалидов-колясочников, выполненные в соответствии с нормативами.

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

Мемориал является первым и самым крупным памятником Советскому солдату – участнику Ржевской битвы в 1942-1943 гг. На территории прошли работы по проектированию и созданию входной группы, автодорожной инфраструктуры (остановки и пешеходные переходы) согласно СП 59.13330.2020.

Как человеку с ОВЗ путешествовать на поезде

У нас с дочкой большой опыт поездок по железной дороге. Мы выбираем этот способ путешествия чаще всего. Например, в 2021 году ездили в Петербург и Адлер. По моему мнению, передвигаться на поезде проще, чем на самолете: процедура регистрации на авиарейс и досмотры занимают много времени. Еще в салоне самолета сложно расположиться с комфортом, чтобы не мешать другим пассажирам.

Расскажу, на что стоит обратить внимание при планировании путешествия на поезде.

Выбор места в поезде. В путешествии с ребенком на поезде я предпочитаю ехать в специализированном купе для людей с инвалидностью. В нем два спальных места: нижняя полка для пассажира с ОВЗ и верхняя — для сопровождающего. Еще в купе есть столик и кресло или откидное сиденье напротив нижней полки.

Габариты такого купе больше обычного: в нем широкий дверной проем, есть место для хранения инвалидной коляски. А вот полки для сна по ширине не отличаются от стандартных. Спецкупе оборудовано поручнями, ремнями и кнопкой вызова проводника. Оно находится в конце вагона, рядом с санузлом. Туалет общий, но обустроен так, чтобы им было удобно пользоваться и людям с особыми потребностями: внутри просторно и есть поручни.

Так выглядит спецкупе для маломобильных пассажиров

Покупка билета. Пассажиру с ограниченными возможностями здоровья может быть комфортно и в обычном купе на нижней полке, но такие билеты стоят дорого. Например, нижнее место в купейном вагоне фирменного поезда № 019С из Новочеркасска в Москву в ноябре 2022 года обойдется в 5771 , а верхнее для сопровождающего — в 4786 .

Раньше билет в специализированное купе стоил почти в два раза дешевле нижней полки в обычном купе. Теперь они на уровне цен на верхние места в купе. Зато по программе люди с инвалидностью могут получить скидку 50% на билеты в купе.

Билеты на специальные места, как и на любые другие, продают на сайте РЖД или в кассах. Пассажиры на колясках и их сопровождающие могут оплатить поездку с даты начала продаж, за 45 суток до отъезда. Прочие пассажиры с ограниченными возможностями здоровья — за 10 суток до отправления поезда. Исключение сделали только для «Сапсанов»: на них все пассажиры с инвалидностью могут купить билет в любое время с открытия продажи. Я стараюсь приобретать билеты в спецкупе как можно раньше: их быстро разбирают, особенно в летний сезон. Но были случаи, когда мне удавалось оплатить места дня до рейса.

При покупке билетов на сайте РЖД нужно ввести СНИЛС пассажира с особыми потребностями, чтобы получить данные из Федерального реестра людей с инвалидностью, ФРИ. В этой единой базе содержится в том числе информация о том, что человек передвигается на кресле-коляске.

Когда я покупаю билеты в кассе, предъявляю удостоверение личности пассажира с ОВЗ и справку из бюро медико-социальной экспертизы о назначении инвалидности. О ее получении Тинькофф Журнал рассказывал в другой статье. Сотрудник кассы самостоятельно делает запрос в ФРИ и получает подтверждение особого статуса пассажира.

Прибытие на вокзал и посадка в вагон. Накануне поездки я всегда заказываю услугу сопровождения на сайте РЖД как минимум по двум причинам.

, как я упомянула в начале статьи, вокзал в Новочеркасске не оборудован для путешественников с инвалидностью: чтобы попасть на перрон, приходится перебираться с ребенком через железнодорожные пути и подниматься на мост с десятком ступеней. Посадка в вагон — тоже непростая задача: перрон находится слишком низко, и человеку с ОВЗ сложно подняться по вертикальной лестнице в тамбур.

, на станции Новочеркасск поезда обычно стоят не больше двух минут. За это время забраться в вагон вместе с багажом трудно даже здоровому пассажиру.

Скамеек на перроне тоже нет — приходится ждать поезд в обнимку с ребенком и чемоданами

После оформления заявки на сопровождение пассажира с ограниченными возможностями здоровья за один-два часа до отправления поезда сотрудник вокзала связывается со мной по телефону, уточняет перечень необходимых услуг. Обычно я прошу помочь при посадке в вагон, высадке и перевозке багажа, при необходимости — предоставить ребенку коляску.

Чаще всего мы приезжаем за полчаса до отправления поезда. Нас встречают дежурный по вокзалу и грузчики с тележкой. Они помогают донести чемоданы до поезда и загрузить их в купе. Бывает, что поезд уже стоит, а посадку еще не объявили, тогда нас могут пустить в вагон без ожидания. При посадке человека с инвалидностью дежурный по вокзалу держит сигнальный флажок, чтобы поезд не тронулся раньше времени. На вынужденную задержку состава в этом случае все реагируют спокойно.

Я не могу вспомнить ничего негативного в работе сотрудников РЖД при оказании услуг по сопровождению. Наоборот, был случай, когда я не успела оформить заявку на сайте. По прибытии на вокзал я обратилась к дежурному, и нам организовали сопровождение даже без заявки.

Прибытие в место назначения. На станции прибытия пассажира с ограниченными возможностями здоровья тоже всегда встречают сотрудники вокзала, довозят до стоянки такси и помогают с багажом. Обычно все очень хорошо организовано.

Вагоны, в которых находятся специализированные купе для людей с инвалидностью, оборудовали подъемниками

Какие еще льготы предлагает государство

Люди с ОВЗ путешествуют не только ради развлечения. Иногда им необходимо ездить на лечение или протезирование. Для таких случаев постановлением Правительства РФ № 240 от 7 апреля 2008 года предусмотрен бесплатный проезд и компенсация затрат на проживание.

Мы с ребенком несколько раз в год ездим в Москву на протезирование. В фонде социального страхования вместе с направлением на получение протеза нам оформляют талоны, которые дают право на бесплатный проезд.

Если до места назначения больше 200 км, человек с инвалидностью может приобрести по талонам билеты на поезд в купе. Для нас это большая экономия: проезд в купе от Новочеркасска до Москвы обычно стоит

Если расстояние до места назначения больше 1500 км или между городами нет пассажирского железнодорожного сообщения, человек с ОВЗ может бесплатно полететь на самолете.

Еще при поездке на лечение людям с инвалидностью и сопровождающим частично компенсируют расходы на проживание. Сумма небольшая — 550  на человека. Номер в отеле или аренда жилья, конечно, стоит дороже, но такая компенсация — приятный бонус.

Ж/д станция Сухиничи-Главные

В 2022 году станция Сухиничи-Главные – крупнейший железнодорожный элемент Калужской области – была оснащена специальным оборудованием, необходимым для безопасного и комфортного нахождения в здании людей, имеющих ограничения по здоровью.

Большое внимание Тифлоцентр «Вертикаль» уделяет адаптации санузла. В санузле установлен кран с сенсорным смесителем и сушилка для рук, а также откидной поручень, необходимый как для колясочников в качестве опоры, так и для незрячих в качестве направляющего элемента. Такие поручни отличаются длительным сроком службы до 40 лет и эстетичным внешним видом.

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

В остальных помещениях установлены тактильные индикаторы контрастного желтого цвета, позволяющие ориентироваться в пространстве незрячим и слабовидящим пассажирам, найти кассы, терминалы и доступный санузел. Одна из трех касс обустроена специально для людей с инвалидностью, имеет заниженное окно для обслуживания колясочников.

Также перроны территории вокзала были оснащены инновационной композитной шуцлинией, разработанной специально для обустройства ж/д платформ. Тактильная контрастная линия предназначена для безопасного движения людей с дисфункцией зрения по платформе. Изделие дополнено водостоком, предусмотренным для отвода осадков.

Вокзальный комплекс Восточный в Москве

В 2022 году в Москве, в вокзальном комплексе Восточный начал работать первый в России Центр содействия мобильности — зал ожидания для маломобильных групп населения. Благодаря Тифлоцентру «Вертикаль» центр в течение суток может принимать 30-40 человек с ограничениями по здоровью.

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

Для инвалидов-колясочников установлен специальный подъемник, пандусы и лифты для удобного перемещения между уровнями вокзального комплекса. Одним из первых зал ожидания протестировал председатель Всероссийского общества инвалидов, паралимпийский чемпион Михаил Терентьев.

На Восточном вокзале имеются места для инвалидных колясок с возможностью подзарядки, участок с местом для собаки-проводника, кнопка вызова ситуационной помощи. Выделена игровая зона для детей с интерактивным столом и возможностью просмотра мультфильмов. На путях движения пассажиров установлены тактильные комбинированные индикаторы черного цвета, обладающие противоскользящим эффектом.

Также здесь установлен тактильно-сенсорный терминал, удобный и доступный для всех категорий пассажиров, в том числе и для тотально незрячих пользователей. С помощью данного устройства человек с ограничениями по здоровью получает информацию об услугах вокзала, включая видеоконсультацию на жестовом языке.

Как сотрудники РЖД помогают маломобильным пассажирам

Услугами РЖД по сопровождению и оказанию помощи на вокзалах могут бесплатно воспользоваться все маломобильные пассажиры, в том числе те, кто передвигается без коляски. Вот что входит в перечень:

На мой взгляд, это очень важные и полезные услуги для всех пассажиров с инвалидностью, но для мамы ребенка с особыми потребностями и с парой тяжелых чемоданов — вдвойне.

Сотрудники не принимают деньги от пассажира, даже если тот просит помочь с оплатой билета. Еще они не участвуют в уходе за человеком с ОВЗ и не проводят медицинские процедуры.

Сотрудник вокзала обычно связывается с пассажиром или его представителем по телефону за два часа до рейса. Он уточняет время прибытия на вокзал, багаж и  кресло-коляска. В зависимости от этого выделяют одного или двух сотрудников для помощи пассажиру. Для перевозки багажа вызывают грузчика.

Пассажиру могут отказать в двух случаях: если он не предъявит документы, которые подтверждают инвалидность, или будет нарушать общественный порядок и мешать другим людям.

Что важно знать о поездках за рубеж и по России

Главные новости о путешествиях — в вашей почте каждое воскресенье. Бесплатно

Как выбрать отель для путешественника с ОВЗ

Номера для людей с ОВЗ оборудуют по Национальному стандарту РФ «Доступные средства размещения для туристов с ОВЗ». В документе изложены требования к помещениям, в которых останавливаются путешественники с инвалидностью и их сопровождающие. Среди них — более широкие двери и проходы, чем в обычных номерах; отсутствие порогов; наличие в комнате места, где получится развернуться на коляске; низкое расположение кровати, вешалок и розеток; наличие в санузлах поручней, низких унитазов и телефона для связи на случай проблемы.

Информацию о том, в отеле номера для гостей с ОВЗ, обычно размещают на сайтах-агрегаторах и сайтах гостиниц. Еще можно написать или позвонить в отель и уточнить важные детали.

При выборе гостиницы я обычно обращаю внимание на локацию: важно, чтобы от отеля до остановок транспорта, моря и туристических объектов было недолго и удобно добираться. Еще смотрю, питание в стоимость проживания: в незнакомом городе не всегда получается сразу найти кафе с хорошей кухней и доступными ценами.

Также важны время заезда и выезда и возможность заселиться раньше расчетного часа: мне с дочерью не всегда удобно бродить по городу в ожидании размещения. Обычно эта услуга платная, но сотрудники отеля часто идут навстречу и заселяют раньше при наличии свободных номеров. При выборе комнаты проверяю, чтобы в ней был собственный санузел: некомфортно использовать общий.

На своем опыте я убедилась, что не стоит доверять только информации на сайте отеля. Рекомендую заранее прочитать отзывы, посмотреть фотографии и прикинуть по карте расстояние до моря и туристических объектов. Например, в городе Ейске Краснодарского края мы останавливались в гостинице «Ассоль». На сайте отеля было написано, что он находится на первой линии в пяти минутах ходьбы от пляжа, а на первом этаже расположены номера для гостей с ОВЗ.

Информация была достоверной, за исключением нескольких деталей: к морю вела крутая высокая лестница с десятками ступеней, а до оборудованного пляжа с пологим дном нужно было идти около километра. Для моего ребенка это большое расстояние, да и подниматься по лестнице ей было нелегко, поэтому в море она искупалась всего несколько раз. К сотрудникам отеля мы не обращались, да я и не представляю, они могли помочь в такой ситуации.

Совсем другие впечатления у меня остались от проживания в городе-отеле «Бархатные сезоны» в Адлере. Его построили к сочинской Олимпиаде по требованиям доступной среды. Все корпуса отеля оборудовали лифтами и пандусами.

В гостинице есть специальные двухместные номера для маломобильных гостей. В них расширенные дверные проемы, минимальные пороги и поручни в ванной. Такие номера расположены в корпусах Екатерининского квартала, которые оборудовали подъемниками для тех, кто передвигается на креслах-колясках.

Из других плюсов отеля — близость к морю и Олимпийскому парку, низкие цены. Например, в марте 2022 года номер на двоих нам обошелся в 2200  за ночь. В ноябре цена начинается от 3300 .

В Санкт-Петербурге мы останавливались в отеле «Москва». Он находится в центре города, в 15 минутах езды от Московского вокзала, а станция метро «Площадь Александра Невского» расположена в соседнем здании. Меня привлекла стоимость номера: за шесть дней мы заплатили 25 200 . На мой взгляд, для Петербурга это совсем недорого.

Отель полностью оборудован для людей с ОВЗ: здесь есть удобный вход с раздвижными дверями, несколько просторных лифтов, широкие коридоры. В номерах тоже достаточно места в комнате и санузле. Душевая кабина в нем без поддона, что удобно для человека, который передвигается на коляске. Еще есть табурет, чтобы мыться сидя. Возле раковины, душа и унитаза предусмотрели поручни. Из минусов — скользкая плитка на полу в ванной и маленькие окна практически под потолком в номере.

Отель «Москва» в Петербурге соответствует требованиям доступной среды

Санузел в номере для гостей с ОВЗ в отеле «Москва»

Запомнить

Людям с ограниченными возможностями здоровья непросто путешествовать, особенно в России, где инклюзивный туризм пока слабо развит. Но все меняется: с каждым годом поездки становятся более доступными для туристов с ОВЗ. Главное — знать о своих правах и возможностях:

Как людям с инвалидностью летать на самолете

Мы с дочерью еще не путешествовали на самолете. Расскажу, что мне удалось узнать об организации поездки для людей с ОВЗ. Надеюсь, в ближайшем будущем сможем проверить все на практике.

Пассажиру с инвалидностью во время перелета помогают две службы: сотрудники аэропорта доводят его до стойки регистрации, а представители авиакомпании — от стойки до трапа самолета.

В аэропортах запросить услугу сопровождения можно заранее по телефону или на месте у стойки информации. С авиакомпаниями немного сложнее.

Порядок предоставления услуг пассажирам с ОВЗ регламентирует Воздушный кодекс РФ. В этом документе перечислены права людей с инвалидностью, которые путешествуют самолетом. Вот основные положения:

В остальном правила авиакомпаний могут немного различаться. Например, у «Ямала» перелет пассажира с ОВЗ нужно согласовывать за 48 часов до вылета. У «Аэрофлота» — за , в зависимости от заболевания пассажира и услуг, которые ему необходимы. Перед путешествием рекомендую изучить правила на сайте перевозчика или уточнить их в колцентре. Обратите внимание: у некоторых авиакомпаний звонок платный.

В большинстве современных аэропортов доступная среда. Например, на сайте аэропорта Платов в Ростове-на-Дону сообщают, что пассажиры с ограниченными возможностями здоровья могут рассчитывать на кресло-коляску для перемещения по аэропорту, а также регистрацию на рейс, сдачу багажа и прохождение таможенного и пограничного контроля без очереди.

Для посадки маломобильного пассажира в самолет используют амбулифт — специальный автомобиль с кабиной и подъемником. На нем путешественника вместе с сопровождающим доставляют к самолету и поднимают на борт. Я не уверена, что все аэропорты в России оснащены такой техникой. Перед перелетом рекомендую узнать о наличии амбулифта по телефону аэропорта.

В самолете пассажиру с инвалидностью не обязаны предоставлять особые места, но авиакомпания должна разместить его с учетом требований безопасности и рядом с сопровождающим. Еще по правилам воздушного кодекса на борту должно находиться портативное кресло-коляска. Его выдают по требованию: например, если пассажиру нужно добраться до туалета.

Для людей с ОВЗ нет льгот на покупку авиабилетов. Но на некоторых направлениях вроде Дальнего Востока, Сахалина и Калининграда работает программа государственного субсидирования для пассажиров с инвалидностью и их сопровождающих. Она позволяет покупать билеты со скидками. Полный перечень авиакомпаний и маршрутов субсидированных перевозок есть на сайте Росавиации.

По этой программе можно приобрести авиабилет по цене в два-три раза ниже обычной. Например, перелет в экономклассе в один конец из Москвы во Владивосток в ноябре 2022 года стоит от 16 250  на человека. По субсидированному тарифу он обойдется в 7400 .

Безбарьерная среда на вокзале

Напоследок перечислим ряд требований по адаптации отдельных функциональных зон вокзального комплекса со ссылками на соответствующие нормативные документы.

Входная группа

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

Вокзал на станции Тверь

Недавно специалисты Тифлоцентра «Вертикаль» провели комплексную адаптацию старого здания железнодорожного вокзала на станции Тверь. Работы по созданию доступной среды для маломобильных пассажиров совпали с окончанием реконструкции исторического здания, построенного в 1848 году по проекту архитектора Романа Желязевича. Надо сказать, что вокзалы такого типа строились только на Петербургско-Московской железной дороге и то лишь на станциях I и II классов. На сегодняшний день на всём протяжении между двумя столицами сохранилось лишь шесть подобных зданий – в Клину, Твери, Спирове, Бологом, Малой Вишере и Любани.

Внутри вокзала уложены наземные тактильные указатели (тактильная плитка, индикаторы) для обозначения маршрутов движения, на лестничных маршах – удобные поручни из нержавеющей стали, противоскользящее покрытие «ТифлоПол-10», установлены кнопки вызова помощи и тактильные мнемосхемы, произведено полное переоборудование санузла с установкой специальных унитазов и раковин. При этом не был утрачен уникальный архитектурный облик. Работы Тифлоцентра на станции Тверь можно без преувеличения назвать образцом качественной адаптации здания вокзала для маломобильных пассажиров.

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

"СТО РЖД 03.001-2019. Стандарт ОАО "РЖД". Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных пассажиров" (утв. и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2020 N 306

Какие развлечения и экскурсии доступны людям с инвалидностью

Очень часто люди с ОВЗ не решаются отправиться на экскурсию в новом городе: они думают, что придется преодолевать большие расстояния, пользоваться общественным транспортом и тратить много денег на билеты. Расскажу, как я организую досуг в путешествии с дочерью.

На обзорную экскурсию по городу можно отправиться на автобусе, который работает по системе hop on — hop off, «зашел — вышел». Это специальные экскурсионные автобусы, которые курсируют по городу и проезжают мимо всех главных достопримечательностей. Обычно они двухэтажные и ярко-красного цвета.

Путешественники покупают билеты, которые действуют сутки или 48 часов, и в течение этого времени катаются на таких автобусах: выходят и садятся на любой остановке. В поездке предлагают послушать аудиогид на разных языках.

Обычно автобусы hop on — hop off оборудованы пандусом для людей, которые передвигаются на колясках. Единственная трудность — подняться на второй этаж по узкой крутой лестнице. Но если есть возможность, советую ею воспользоваться: с высоты обзор лучше, чем с первого этажа.

В России красные автобусы от туристической фирмы City Sightseeing курсируют в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и Казани.

Мы с дочерью катались на таких автобусах в Москве и Петербурге. Обычный билет стоит . Для людей с инвалидностью первой группы и детей с инвалидностью — бесплатно. Иногда бесплатный проезд предоставляют и сопровождающим, но правила компаний могут различаться. Например, я покупала себе билеты без скидок. Рекомендую проверять правила перед поездкой на сайтах туроператоров.

Билеты приобретают заранее на сайте или при посадке в автобус. Везде, где мы катались, можно было оплатить их наличными или картой.

Нам с дочкой очень понравилась экскурсия по Санкт-Петербургу. При входе в автобус нам выдали наушники, в поездке мы могли слушать пояснения аудиогида. Вся экскурсия заняла около двух часов.

Автобус делает остановки почти у всех известных туристических объектов. Пассажиры могут выйти, осмотреть понравившийся памятник и продолжить экскурсию по  билетам на следующем красном автобусе City Sightseeing. Мы не пользовались этой опцией: дочери трудно много ходить. Но у нас получилось за один раз увидеть все основные исторические места Петербурга.

Музеи в России предусматривают льготы для людей с инвалидностью. Узнать о них можно на сайтах или в кассах музеев. Но будьте готовы, что у посетителей могут проверить справку из бюро медико-социальной экспертизы об инвалидности, которая подтверждает право на льготы.

В зависимости от правил посетителю с инвалидностью могут предоставить скидку или пропустить бесплатно. Например, в ГМИИ имени Пушкина в Москве не берут плату за вход с людей с инвалидностью первой и второй группы, детей с инвалидностью, посетителей на креслах-колясках и с одного сопровождающего.

В 2021 году в Петербурге мы с дочкой посетили Эрмитаж. Он прекрасен. Я много раз там была, но с дочкой — впервые.

Обычный билет стоил 500 , а мы заплатили по 300 : мне как сопровождающей тоже сделали скидку. В 2022 году люди с инвалидностью первой и второй группы и дети с инвалидностью с одним сопровождающим проходят в Эрмитаж бесплатно.

Так как в музее нужно много ходить, я взяла для дочери ее кресло-коляску. Оказалось, что можно было этого не делать: в музее их предлагают напрокат.

В Эрмитаже много переходов и лестниц, но проблем у нас не возникло: музей оборудовали по правилам доступной среды, там есть пандусы, лифты и электрические подъемники. Нас никто не сопровождал, но смотрители помогали заехать на пандус и сесть в лифт.

Здорово, что в 2022 году посетители с инвалидностью не платят за вход в Эрмитаж

Бесплатное посещение для людей с инвалидностью в Петербурге еще предлагают музеи-заповедники «Царское Село», «Павловск», «Петергоф». В Москве можно посетить музеи-усадьбы «Кусково», «Царицыно» и другие. Мы пока не успели заглянуть в эти прекрасные места и составить свое впечатление об их доступности для людей с ОВЗ.

Еще в России работает программа «Инклюзивный музей». Ее задача — сделать так, чтобы люди с инвалидностью могли без проблем посещать музеи, а в зданиях, где проходят выставки, соблюдали принципы доступной среды. Эта программа включает бесплатное посещение музеев, помощь слабовидящим и слабослышащим, предоставление кресел-колясок тем, кто не может ходить.

Развлечения. К сожалению, развлекательные заведения в России плохо приспособлены для людей с инвалидностью. Например, мы с дочкой любим ходить в кино и театры. Чтобы занять место в зале, часто нужно подниматься или спускаться по лестнице, протискиваться по проходу в узком ряду.

В целом многие здания построили в советскую эпоху, и не все они пока оборудованы подъемниками и пандусами. Например, в нашем Ростовском цирке, Новочеркасском драмтеатре и прочих местах о доступной среде можно только мечтать. Вероятно, в столице дела обстоят иначе.

На Черноморском побережье людям с ОВЗ я рекомендую выбирать Адлер в районе Имеретинской долины. Там равнинная местность, нет резких спусков и подъемов. А к Паралимпийским играм 2014 года всю инфраструктуру оборудовали с учетом требований доступной среды. Путешественники с ОВЗ без проблем гуляют по широкой набережной вдоль моря, посещают Олимпийский парк и добираются в Красную Поляну.

Нам с дочкой нравится «Сочи-парк». Цены на билеты там высокие — до 3000 , но для людей с инвалидностью первой группы и детей с инвалидностью есть льготный тариф. По нему вход обойдется в 500 . Билет действует в течение дня. Из минусов — отсутствие недорогого фастфуда на территории парка и большие очереди. Людей с ОВЗ пускают без ожидания, но мне не всегда хочется с боем пробираться через толпу с ребенком.

Рядом с «Сочи-парком» работает колесо обозрения, с которого открывается прекрасный вид на море, горы и Олимпийский парк. Билет стоит , в зависимости от времени суток, но есть льготный тариф для людей с инвалидностью и их сопровождающих — 300  с человека. Посетителю, который передвигается на коляске, туда не попасть: кабинки постоянно движутся. Тем, кто ходит самостоятельно, — вполне возможно.

Вид на «Сочи-парк» и колесо обозрения

Еще я рекомендую посетить «Розу Хутор». До нее из Адлера ходят автобусы, пригородные поезда и электропоезд «Ласточка». Проезд на ней в ноябре 2022 года в одну сторону стоит от 313 , льготный — от 157 . Билеты покупают на сайте РЖД, заказывают сопровождение, если необходимо. А вот ехать на обычном пригородном поезде или автобусе я не советую: в них никто не гарантирует наличие свободных мест.

Можно воспользоваться услугами местных туристических агентств. Их много на всем побережье Черного моря. Они доставляют пассажиров до «Розы Хутор» на комфортабельных автобусах. В 2019 году проезд туда и обратно обошелся нам в 150  на человека. При желании можно было купить тур с экскурсионным обслуживанием, но нам хотелось погулять самостоятельно. Название агентства я, к сожалению, не помню.

«Роза Хутор» — необыкновенное место, оно впечатлило почти европейской архитектурой и великолепными горами. Все объекты здесь строили к зимней Олимпиаде, поэтому там тоже соблюдают требования доступной среды. Человеку с ОВЗ удобно посещать кафе, отели, ездить на подъемниках. Ски-пассы и прогулочные билеты на подъемники стоят от 1240 , в зависимости от маршрута и времени суток, но детям с инвалидностью и посетителям с инвалидностью первой и второй группы — бесплатно.

Конечно, человеку с ОВЗ трудно покорять вершины, но тем, кто ходит самостоятельно, неспешную прогулку по горному лесу совершить вполне реально.

Дочь на курорте «Красная Поляна». Инвалидная коляска не помеха подъему на высоту 2200 метров

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь