Российские железные дороги полностью переформатировали систему грузовых перевозок. Изменения коснулись путевой инфраструктуры, локомотивов, диспетчерских служб и логистики в целом. Вот уже два года компания бьет собственные рекорды по объемам и скорости грузовых перевозок. Как это получилось и что произойдет с РЖД в 2023 году — в материале «Ленты.ру».
В 2022 г. по железным дорогам России перевезли свыше 1,14 млрд пассажиров. Этот показатель на 7,8% выше уровня 2021 г. Об этом передаёт пресс-служба «Российских железных дорог» («РЖД»).
«Всего за 2022 г. отправлено свыше 1135,8 млрд пассажиров, из них в пригородном сообщении — 1,027 млрд пассажиров, в дальнем следовании — более 108,3 млн пассажиров», — отметили в «РЖД».
Пассажирооборот сети «РЖД» в 2022 г. увеличился на 18,8% и достиг 122,9 млрд пасс. км, в том числе в пригородном сообщении — 31,4 млрд пасс. км (+8,5% к уровню 2021 г.), в дальнем следовании — 91,5 млрд пасс. км (+22,8%).
В декабре 2022 г. « РЖД» перевезли 95 млн пассажиров (на 6,7% выше декабря 2021 г.). Из них в пригородном сообщении — 86,7 млн пассажиров (+5,1% к декабрю 2021 г.), в дальнем следовании — 8,3 млн (+26,8%).
По данным пресс-службы, пассажирооборот в декабре составил 9,1 млрд пасс. км. По сравнению с уровнем 2021 г. показатель показал прирост 27,7%. В пригородном сообщении пассажирооборот достиг 2,5 млрд пасс. км (+7,9% к декабрю 2021 г.), в дальнем следовании — 6,6 млрд пасс. км (+37,2%).
Что касается перевозки товаров, то погрузка на сети «РЖД» в прошлом году сократилась на 3,8% и составила 1,234 млрд тонн.
В декабре погрузка сократилась на 5,3% — до 102,7 млн тонн.
В пресс-службе отметили, что при отрицательных значениях положительная динамика в погрузке за 2022 г. наблюдалась в отправке строительных грузов — 31 млн тонн. В прошлом году показатель был на 5,7% ниже. Максимальное снижение погрузки зафиксировано в отправке лесных грузов (31,4 млн тонн, снижение к уровню 2021 г. — 24,8%.), лома чёрных металлов (12,9 млн тонн, 21,5%), кокса (10,1 млн тонн, 15,7%).
«В 2022 г. выросла погрузка на всех железных дорогах восточного полигона: Красноярской (+1%), Восточно-Сибирской (+2,2%), Забайкальской (+9,6%), Дальневосточной (+7,2%)», — указали в «РЖД».
Москва. 10 января. I NTERFAX. RU — В 2022 году объем перевозок грузов по сети ОАО «РЖД» снизился к 2021 году на 3,9%, до 1,357 млрд тонн, сообщается в материалах компании, с которыми ознакомился «Интерфакс». При этом объем внутренних перевозок вырос за 12 месяцев на 1,1%, составив 817,3 млн тонн.
Объем международных перевозок снизился на 10,5%, до 539,7 млн тонн, в том числе через порты было перевезено 350,1 млн тонн (-4,6% к 2021 г.), через погранпереходы — 189,6 млн тонн (-19,8%).
Импорт в 2022 году сократился на 7%, до 71,5 млн тонн, в том числе через порты было перевезено 14,5 млн тонн (+23,6%), через погранпереходы — 56,99 млн тонн (-12,5%).
Транзит вырос на 11%, достигнув 36,97 млн тонн, в том числе через порты — 1,7 млн тонн (снижение в 1,4 раза), через погранпереходы — 35,3 млн тонн (+14%).
Экспортные перевозки сократились в прошедшем году на 12,5%, составив 431,3 млн тонн, перевозки через порты упали на 5,3%, до 333,99 млн тонн, через погранпереходы — в 1,4 раза, составив 97,3 млн тонн.
Перевозки угля по сети РЖД снизились на 4,2%, составив 388,6 млн тонн, говорится в материалах компании. Внутренние перевозки угля составили 158,2 млн тонн (+0,4% к 2021 году), международные — 230,4 млн тонн (-7,1%), в том числе перевалка через порты составила 182,9 млн тонн (+0,2%), через погранпереходы — 47,5 млн тонн (-27,3%).
Импорт угля за отчетный год снизился на 5,9%, составив 21,7 млн тонн, в частности, перевозки через порты увеличились в 2,8 раза, до 126,7 тысячи тонн, через погранпереходы — снизились на 6,3% — до 21,6 млн тонн. Транзит угля, который практически весь прошел через погранпереходы, за 2022 год увеличился на 22,3%, составив 10,7 млн тонн.
Экспортные перевозки угля снизились в 2022 году на 8,4%, до 198 млн тонн. В том числе перевозки через порты составили 182,8 млн тонн (+0,1%), через погранпереходы — 15,2 млн тонн (падение в 2,2 раза).
РЖД представила операционные показатели за май 2023 г. Что изменилось за месяц и на какие бумаги повлияют результаты.
Результаты
Погрузка на сети РЖД в мае 2023 г. составила 106,7 млн тонн, что на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Грузооборот за май 2023 года составил 225 млрд тарифных тонно-км (-0,9% сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время составил 279,5 млрд тонно-км (-1,5%).
В годовом исчисление погрузка растет уже 4-й месяц подряд. Драйверами роста стали уголь, зерно и строительные материалы. Больше всего погрузка просела в лесных грузах, промышленном сырье и химикатах.
В конце мая замглавы РЖД Алексей Шило в кулуарах конференции «Контейнеры 2023. Форсайт рынка» отметил, что на июнь позитивный прогноз погрузки с ростом к прошлому году.
Погрузка за январь-май 2023 г. составила 517,6 млн тонн, что на 0,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот с начала 2023 г. составил 1124,4 млрд тарифных тонно-км (+1,3%), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии — 1397,8 млрд тонно-км (+0,5%).
По данным электронной торговой площадки железнодорожных грузоперевозок RailCommerce, в начале мая суточные ставки аренды полувагонов выросли на +4,1% (м/м) по отношению к апрелю и составили 2583 руб. Более свежих данных пока нет.
На кого влияет
31 мая акции ДВМП выросли на 10,2%, а бумаги Globaltrans — на 3,7%. Каких-то важных корпоративных событий не наблюдалось, поэтому можно предположить, что бумаги росли к отчету РЖД. В четверг, 1 июня, ДВМП поднимается на 3,7%, Globaltrans — на 2,4% по состоянию на 11:00 МСК.
Обе компании продемонстрировали хорошие финансовые показатели за 2022 г. В обеих есть важный драйвер — разворот в сторону Азии и расширение торговых отношений. Однако есть свои нюансы.
Важным пунктом в кейсе Globaltrans является редомициляция. Из-за иностранной прописки в настоящее время компания не может выплачивать дивиденды акционерам. Ни в последнем отчете, ни позже компания не рассказывала о деталях ранее анонсированного переезда. Это послужило причиной торможения бумаг после обновления годового максимума.
С технической стороны требуется преодолеть область 470–480 руб., что открывает дорогу выше 500 руб. Текущий отчет привел бумаги к тесту данного сопротивления. Согласно отчету РЖД, по ряду грузов Globaltrans (руды, металлы) погрузка росла, но в целом ситуация разнонаправленная.
Для продолжения устойчивого подъема потребуются новые драйверы в виде позитивных корпоративных новостей либо появление информации о переезде компании. К бумагам Globaltrans можно присмотреться для покупки, но стоит помнить, что самым важным событием в будущем будет переезд компании и возвращение к дивидендным выплатам. До тех пор динамика будет зависеть от рыночных тенденций. Также в настоящее время сохраняются относительно высоких ставок аренды на полувагоны, что позволяет компании сохранять высокий положительный свободный денежный поток.
• Globaltrans (. Цель на год: 620 руб./ +32%)
У ДВМП бизнес более диверсифицирован и не завязан лишь на железнодорожной транспортировке. Это еще и морская компания. Д ВМП отказалась от дивидендов за прошлый год, что может быть связано с обширной инвестиционной программой, — негативной реакции не последовало. Более важным событием ранее стало окончание корпоративного конфликта.
Акции продолжают обновлять исторические максимумы, фундаментально не выглядят дорого. Компании есть куда расти, особенно после достижения ряда соглашений. Еще одним драйвером является то, что ДВМП является бенефициаром развития Северного морского пути.
В моменте акции продолжают расти и обновлять исторические максимумы. Компания стала государственной, что положительно для частных инвесторов в настоящее время. Сохранение статуса публичной компании в будущем — позитивно, поэтому к акциям стоит присмотреться после коррекции. Текущий отчет РЖД также может поддержать подъем акций.
БКС Мир инвестиций
20 лет
В этом особенном для РЖД 2023 году акционерному обществу исполняется 20 лет. Благодаря нацпроекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» круглую дату компания будет встречать обновленной и с большими планами на будущее.
Инфраструктурный нацпроект был запущен в 2018 году, пять из девяти программ посвящены развитию железнодорожного транспорта. По итогам 2022 года были достигнуты все целевые показатели, установленные российским правительством для РЖД
В центре внимания на встрече закономерно оказались грузовые перевозки. Ведь протяженность России с запада на восток составляет почти десять тысяч километров, и от развития железнодорожного транспорта напрямую зависит экономическая «связность» страны.
Ключевой задачей для РЖД на 2022 год стало обеспечение индивидуальной транспортной логистики. Более чем для 700 предприятий были сформированы новые маршруты перевозок продукции, преимущественно в восточном направлении. Именно это позволило им сохранить производство и рабочие места в непростой экономической ситуации
В сфере контейнерных перевозок РЖД удалось превысить рекордные показатели 2021 года. Новое достижение компании — свыше 6,5 миллиона ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент, единица количественного измерения транспортных потоков — прим. « Ленты.ру»). При этом объем внутрироссийских перевозок (2,5 миллиона ДФЭ) оказался почти в два раза выше, чем импортных (1,6 миллиона ДФЭ).
Глубже в лес
В 2022 году в России приняли ряд постановлений, чтобы ограничить экспорт сырой древесины и стимулировать развитие перерабатывающих предприятий внутри страны. Как показала статистика перевозок РЖД, эта система начала работать. По итогам года 70 процентов контейнерных перевозок по Восточному полигону пришлись на древесину, включая пиломатериалы, фанеру, шпон и другие продукты переработки. Перевозки леса внутри Восточного полигона выросли на 35,8 процента, или 600 тысяч тонн.
Одновременно российским предприятиям, которые были ориентированы на европейский рынок, пришлось переключиться на восточное направление. Если смотреть по округам, то экспорт из Северо-Западного федерального округа вырос в 2,9 раза — до 1,1 миллиона тонн. Центральный федеральный округ нарастил экспорт лесной продукции по Восточному полигону в 3,8 раза — до 175 тысяч тонн.
Объемы поставок древесины из европейской части России на восток выросли в три раза
На это направление переориентировались 23 крупных предприятия, таких как «Свеза», «Харовсклеспром», «Белозерский ЛПХ» и другие. Общее количество отправителей лесной продукции, которые воспользовались Восточным полигоном, выросло вдвое — до 1150 компаний. При этом экспорт на Запад сократился почти на 90 процентов.
Такая же ситуация в химической промышленности. Если в 2021 году много метанола шло в Финляндию, то в 2022 году таких перевозок практически не было. Зато поставки на юг увеличились на 73 процента, начали расти перевозки по восточному направлению. В результате погрузка метанола за год выросла на 10 процентов.
Пропуск в Китай
В начале 2022 года РЖД завершила первую очередь станции Забайкальск на стыке с китайской Маньчжурией. В марте был запущен транспортно-логистический комплекс, который обеспечивает перегрузку практически всех видов груза, поступающих из Китая, а в апреле Минтранс открыл на этой станции железнодорожный пункт пропуска.
По сравнению с январем 2022 года, когда в Китае действовали жесткие антиковидные ограничения, в январе 2023 года рост объемов передачи грузов через погранпереход на станции Забайкальск составил 68 процентов. И это не предел.
Существующая инфраструктура позволяет РЖД увеличить прохождение контейнерных поездов через Забайкальск с сегодняшних шести до десяти составов в сутки. Резервы есть и на погранпереходах Камышовая — Хуньчунь и Нижнеленинское — Тунцзян: суммарно до четырех поездов в сутки
Погранпереход Махалино (Камышовая) — Хуньчунь с сентября 2022 года переведен на круглосуточный режим работы, что позволило увеличить пропуск до четырех-пяти составов в сутки. Через первый мостовой железнодорожный пункт пропуска Нижнеленинское — Тунцзян, заработавший в 2022 году, в Китай проходит один-два поезда в сутки.
Перевозка грузов идет в обоих направлениях. Как пояснили «Ленте.ру» в пресс-службе компании, поездов станет еще больше, когда российские экспортеры заключат новые соглашения с китайскими потребителями. Речь идет о поставках в Китай угля и руды, о контейнерных перевозках, о поставках продукции из леса и других грузов.
Время — деньги
Благодаря ликвидации «узких мест» в Забайкалье и на Дальнем Востоке, РЖД удалось увеличить среднюю скорость движения контейнерных поездов до 1 тысячи километров в сутки и более. Время следования груза на направлении «Запад — Восток» в 2022 году составило 7,6 суток, что почти на 10 часов меньше показателей, установленных в нацпроекте по модернизации инфраструктуры. Это значит, что грузовому поезду понадобится чуть больше недели, чтобы пересечь всю страну.
Товары из Китая можно перевезти с одного конца России в другой за семь с половиной дней
Этим обстоятельством и объясняется высочайший спрос на железнодорожные перевозки со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, в 2021 году объем железнодорожных перевозок с Китаем составил почти 100 миллионов тонн, но в 2022 году РЖД побило этот рекорд еще в ноябре, а по итогам 12 месяцев перевезла 119 миллионов тонн.
РЖД ремонтирует БАМ и не только
Восточный полигон — это один из главных проектов модернизации российской магистральной инфраструктуры. Он направлен на ликвидацию «узких мест» на железных дорогах Забайкалья и Дальнего Востока и увеличение объема перевозок грузов российских компаний.
К декабрю 2022 года провозная способность Восточного полигона достигла целевого показателя в 158 миллионов тонн. За год по его железнодорожным путям перевезли 148,8 миллиона тонн грузов, почти на пять миллионов больше, чем было установлено паспортом проекта.
Этому поспособствовали рекордный объем строительных работ — на сумму 131 миллиард рублей, досрочный ввод в эксплуатацию восьми инфраструктурных объектов и внедрение технологических ноу-хау.
РЖД запустила поезда длиной в два километра
За год вдвое выросли объемы тяжеловесного движения, на линии вышли 989 поездов массой от 7,1 до 21 тысячи тонн. Начались регулярные перевозки по технологии соединенных поездов: длина получившегося состава может превышать два километра, а масса — 14,2 тысячи тонн. Такие поезда-гиганты оказались очень востребованы в контейнерных перевозках, за год товарооборот в этом сегменте вырос на 43 процента, всего было перевезено более 3,7 тысячи поездов.
Еще более широкое применение получила технология «виртуальной сцепки»
вырос за год объем перевозок на поездах по технологии «виртуальной сцепки»
«Виртуальная сцепка» — инновационная технология интервального регулирования движения поездов, позволяющая сократить интервал между попутно следующими поездами с 12 до 6-8 минут за счет обмена информацией о режиме движения между локомотивами ведущего и ведомого поездов по цифровому радиоканалу.
«Тяжеловесные и объединенные поезда, «виртуальная сцепка» — все это объективная необходимость. Р ЖД нужно расширять грузовую базу, вводить новую диспетчеризацию, которая будет основана на использовании новых технологий», — отмечает генеральный директор агентства InfraNews Алексей Безбородов.
Применение новых технологий стало возможным благодаря обновлению локомотивного парка. Новые серии спроектированы с учетом специфики эксплуатации в сложных климатических и рельефных условиях БАМа и Транссиба.
Тяжеловесный состав требует больших усилий по диспетчеризации и основательной подготовки и обновления транспортных путей. Поэтому «виртуальная сцепка» кажется мне более выгодным и перспективным направлением. Ведь технология подразумевает только изменения в работе диспетчеров и центров фирменного транспортного обслуживания на местах
В 2023 году по Восточному полигону планируется перевезти больше 160 миллионов тонн, а провозные возможности нарастить до 173 миллионов тонн.
Что будет в 2023 году
Новый тренд был задан сразу. С начала 2023 года объемы перевозки грузов внутри России непрерывно увеличиваются. Наибольший прирост в январе зафиксирован по удобрениям — около 18 процентов по сравнению с данными на 2021 год, в РЖД это связывают с новыми отраслевыми мерами господдержки.
Продовольственные товары выросли на 16 процентов, перевозки железной руды — почти на восемь процентов, грузов в контейнерах — на 2,6 процента. Объемы отправок нефтеналивных грузов в порты Дальнего Востока увеличились на 2,8 процента, а контейнеров — на 80,9 процента.
Помимо Восточного полигона, РЖД продолжит развивать другие программы, входящие в нацпроект по модернизации инфраструктуры. В частности, по словам главы компании Олега Белозерова, планируется существенно обновить подвижной состав.
Еще очень важное направление: мы откроем рабочее движение в Мурманском транспортном узле — новый порт Лавна
гендиректор РЖД на встрече с президентом России
Эксперты считают эти планы вполне достижимыми. « Естественно, и по Мурманскому транспортному узлу, и по Восточному полигону будет рост оборотов. Планы РЖД исходят не из абстрактных пожеланий или фантазий руководства. Компания получает заявки от крупнейших грузовладельцев, а также анализирует ретроспективную загрузку тех или иных полигонов. Исходя из этих данных и строятся планы. Если все поставят свои грузы в заявленных объемах, то, естественно, планы будут реализованы», — считает генеральный директор агентства InfraNews Алексей Безбородов.
По мнению эксперта, противоречия с угольщиками и контейнерщиками могут иметь место, это рабочие моменты. « Однако глобально воспрепятствовать реализации этих планов не может никто. Все мы так или иначе работаем на благополучие страны и развитие экономики, поэтому конфликты в любом случае будут гаситься и приходить к компромиссам», — считает Алексей Безбородов.
Кроме того, в планах РЖД — развитие экспортного потенциала. Для диверсификации грузопотоков в Китай компания рассматривает маршруты через Казахстан и Монголию. Продолжается работа по развитию транспортного коридора «Север — Юг». Р ЖД договорилась с железнодорожными администрациями Ирана, Туркмении и Казахстана о снижении на 2023 год транзитного тарифа, чтобы привлечь дополнительные объемы грузов и «раскатать» этот коридор.