Северная железная дорога в Цифрах
25 апреля 2018 10:10
Главные цифры, которыми можно описать работу Северной железной дороги.
Азбука СЖД от А до Я
— 1 млн км – длина территории, которую обслуживает СЖД. Это Ярославская, Ивановская, Костромская, Вологодская и Архангельская области, Республика Коми, часть Ямало-Ненецкого автономного округа.
— 5 регионов в составе СЖД: Ярославский, Вологодский, Архагельский, Сольвычегодский и Сосногорский
— 5956,2 км – эксплуатационная длина СЖД
Развернутая длина главных путей СЖД более 8 500 километров
— 8638,5 км – развернутая длина главных путей СЖД
— 3020,3 км – длина станционный путей
— 235 станций открыто для грузовых операций
В 2017 году на развитие объектов СЖД было направлено более 14 млрд рублей
— более 8 тысяч промышленных предприятий пользуются услугами СЖД
— 33 вокзала и 227 станций обслуживает пассажиров
— 45,7 тысяч человек работает на СЖД
На СЖД работает более 45 000 человек
В сутки по Северной магистрали проходит:
— 1,5 тысячи грузовых
— 60 пассажирских
— 160 пригородных поездов
— 162,5 тысяч тонн грузится на станциях дороги ежесуточно. В числе основных грузов – нефтепродукты, черные металлы, химические удобрения, лесные и строительные грузы.
На Северной железной дороге открыто 235 станций для грузовых операций
В 2017 году:
— 10,6 млн пассажиров перевезли по СЖД
— 59,3 млн тонн погрузили на станциях дороги
— 255,5 млн тонн грузов перевезли по Северной магистрали
На СЖД пассажиров обслуживает 33 вокзала
— 16,3 млрд рублей выплатила СЖД в бюджеты и государственные социальные фонды по итогам 2017 года Северная магистраль (включая структурные подразделения филиалов ОАО «РЖД», расположенные на полигоне дороги)
— 14,7 млрд инвестиций было направлено на развитие объектов железнодорожного транспорта в регионах СЖД
В 2017 году на СЖД перевезли более 10 млн пассажиров
Предыдущий материал: Азбука СЖД от А до Я: Хулиганы на железной дороге
Все материалы: Азбука СЖД от А до Я
Узкоколейный промышленный транспортСтатистикаНефотографируемый ПСИвановский силикатный заводДвижение осуществляется только по территории заводаСтатистикаНефотографируемый ПСУчреждение АН-243/10 (Ветью)Движения по УЖД нет с 2008/2009СтатистикаНефотографируемый ПСУчреждение АН-243/6 (Синдор)Движения по УЖД нет с 2012(?)СтатистикаНефотографируемый ПСАвнюгский леспромхозСтатистикаНефотографируемый ПСАндомский леспромхозРазобрана в 2007СтатистикаНефотографируемый ПСБелоручейский леспромхозСтатистикаНефотографируемый ПСБрусенецкий леспромхозДо 05.1962 — Брусенецкий лесопункт Нюксенского леспромхозаСтатистикаНефотографируемый ПСЕрогодский леспромхоз (Удима)Лесопункты Ерга (закрыт в 2005) и УдимаСтатистикаНефотографируемый ПСЗебляковский леспромхозУЖД разобрана в 2010СтатистикаНефотографируемый ПСЗеленниковский ЛПХПути окончательно разобраны в начале 2020СтатистикаНефотографируемый ПСКонецгорский ЛПХУЖД закрыта в 2018СтатистикаНефотографируемый ПСКрасновский леспромхоз (Липаково)СтатистикаНефотографируемый ПСЛевковский леспромхозСтатистикаНефотографируемый ПСЛойгинский ЛПХДвижение прекращено 08.2022СтатистикаНефотографируемый ПСМеждуреченский леспромхозУЖД разобрана в 2005 годуСтатистикаНефотографируемый ПСМитинский леспромхозМитинская УЖД разобрана в 2009СтатистикаНефотографируемый ПСНюбский леспромхозСтатистикаНефотографируемый ПСОнежский леспромхозСтатистикаНефотографируемый ПСОктябрьский лесокомбинатПошехоно-Володарская УЖД, пос. Зубарево. Разобрана в конце 90-х гг.СтатистикаНефотографируемый ПСПоназыревский леспромхозКиселевская УЖД закрыта в 1965
Бурундучихинская УЖД закрыта в начале 70-х
Поназыревская УЖД разобрана в 2004СтатистикаНефотографируемый ПСПошехоно-Володарский леспромхозСогская УЖД. Закрыта в 1976СтатистикаНефотографируемый ПССеверодвинский леспромхоз (МУП «Белое озеро»)СтатистикаНефотографируемый ПССемигородний леспромхозДвижение не осуществляется с 2017 года, частично разобранаСтатистикаНефотографируемый ПССусоловский леспромхозУЖД разобрана в 2004СтатистикаНефотографируемый ПСТотемский леспромхозУЖД разобрана в 2006СтатистикаНефотографируемый ПСШалакушский леспромхозЗакрыта в 2016СтатистикаНефотографируемый ПСЯкшангский леспромхозУЖД разобрана в 2004СтатистикаНефотографируемый ПСБельниковское торфопредприятиеДвижение не осуществляется с 2019, частично разобранаСтатистикаНефотографируемый ПСБерендеевское торфопредприятиеЗакрыто в 2000СтатистикаНефотографируемый ПСКомсомольское транспортное управлениеЗакрыто в 2009СтатистикаНефотографируемый ПСКупанское транспортное управлениеЗакрыто в 2011СтатистикаНефотографируемый ПСМокеиха-Зыбинское торфопредприятиеЗакрыто в 2017СтатистикаНефотографируемый ПСТурундаевское торфопредприятиеЗакрыто в конце 90-хСтатистикаНефотографируемый ПСПереславский железнодорожный музейСтатистикаНефотографируемый ПСЯрославская детская железная дорогаСтатистикаНефотографируемый ПСПолный списокСтатистикаНефотографируемый ПС
В 1868 году отец впервые представил Савву своим компаньонам на заседании Правления Ярославской железной дороги. Друг и компаньон И.Ф. Мамонтова, Ф.В. Чижов, проникся большой симпатией к молодому, энергичному и умному Савве Мамонтову и на многие годы остался его покровителем и наставником, причем не только в делах, связанных с железными дорогами.
От своего отца Савва Иванович Мамонтов унаследовал завидное трудолюбие, расчетливость и решительность в деловых вопросах. В историю России Савва Иванович вошел не только как крупный промышленник, председатель нескольких акционерных компаний, но и как выдающийся меценат.
Савва Мамонтов родился 4 октября 1841 года в городке Ялуторовске, что в 70 км от Тюмени. С юных лет Савва приобщился к искусству. Иван же Федорович не считал увлечения сына серьезным делом и отправил Савву в Персию – торговать. Приумножая капиталы отца, Савва Мамонтов становится известнейшим и промышленником, строителем железных дорог. Но к миру искусства он был близок всегда. Он организовал частный оперный театр, где несколько лет пел главные партии великий Федор Шаляпин. С.И. Мамонтов был высоким ценителем русской живописи, собрал богатейшую коллекцию картин молодых художников, поддерживал их материально. В его доме на Садово-Спасской улице в Москве и в подмосковной усадьбе Абрамцево бывали, а нередко и подолгу жили художники Поленов, Репин, Суриков, Левитан, Серов, Коровин, братья Васнецовы. Мамонтов и сам ваял из глины и бронзы. Его друзья, в том числе выдающийся скульптор Антокольский, были высокого мнения об этих работах.
В августе 1869 г. умер Иван Федорович Мамонтов, и Савва Иванович стал вести дела самостоятельно. Не без влияния Чижова Савва Иванович остался в деловой среде, постепенно все больше и больше втягиваясь в занятия, набираясь коммерческого опыта и знаний. В 1872 г., по рекомендации Чижова, он занял пост директора Общества Московско-Ярославской железной дороги. В отличие от многих других железнодорожных магнатов, искавших скорой и легкой прибыли, Савва Иванович готов был рискнуть ради достижения отдаленных, но значительных целей. Дело строительства железных дорог требовало значительной промышленной базы.
Мамонтов мечтал создать для своей будущей сети железных дорог концерн из заводов: в Петербурге (Невский механический), в Мытищах (вагонный), в Нижнеудинске (чугунолитейный), в Алапаевске (горнорудный). В 1890 году Мамонтов взял в аренду у государства Невский судостроительный и механический завод в Петербурге, а через год стал учредителем и главой правления паевого «Товарищества Невского механического завода». Затем был приобретен металлургический завод в Сибири. Савва Иванович решил, что ему теперь доступны более обширные горизонты. Совершив в 1894 году поездку по северному побережью империи, он загорелся идеей прокладки железной дороги до Архангельского порта. Это должно было способствовать освоению огромных и богатейших пространств. Мамонтов не экономил на качестве материалов и работ, в ущерб себе закладывал расходы на более тяжелые рельсы, более прочные шпалы. А конкуренты не могли ему простить то, что высокая надежность дорог, построенных Мамонтовым, контрастно высвечивала чужую недобросовестность.
О Савве Мамонтове знают многие, но для большинства жителей России он остался в памяти как величайший меценат и покровитель искусства. А для огромного коллектива Северной железной дороги Савва Мамонтов – это, прежде всего, основатель их родной стальной магистрали.
Северная железная дорога свое современное название дорога обрела в мае 1953 года, когда были объединены Ярославская и Северные железные дороги. Заложена же магистраль в 1868 году — тогда была введена в эксплуатацию ее Шуйско-Ивановская ветка.
Устройство временной дороги по глубоким болотам. (wiki.nashtransport.ru)
Инициатором проекта было Общество Московско-Ярославской железной дороги, которое без привлечения иностранного капитала и поддержки государства построило сначала дорогу от Москвы до Сергиева Посада, а затем по инициативе Саввы Морозова взялось за дорогу до Ярославля, Вологды и Архангельска.
Из письма С. Мамонтова: «Дорога эта, служа настоятельным потребностям края, не останется без достаточного движения, даже на первое время. А в будущем, по мере развития торговли и промышленности края, движение по ней увеличится, и, таким образом, успех предприятия компании будет идти рука об руку с развитием благосостояния края».
Забивка свай ручными бабами. (wiki.nashtransport.ru)
Подтверждением слов Мамонтова стал 1868 год, когда в Архангельской, Олонецкой, Вологодской и Новгородской губерниях разразился голод. Железная дорога могла стать спасением для регионов — по ней можно было подвезти хлеб.
Параллельно со строительством железной дороги предлагалось «прорезать примыкающий к железной дороге безлюдный район сетью грунтовых дорог и устроить пристани и складочные помещения на всех пересекающих линию судоходных и сплавных реках». Также предлагалось все станции устроить в виде небольших факторий с гостиницами, конюшнями, магазинами с товарами первой необходимости. Вокруг факторий могли бы образовываться поселения. Что, собственно, в дальнейшем и произошло.
Производство земляной работы поездами. (wiki.nashtransport.ru)
Строительство дороги было испытанием как для инженеров, так и для простых работяг. «На полотне у реки Исакогорка (588 верста) несколько паровозов с экскаваторами (землечерпалками) за ночь засосало в болото вместе с построенной дамбой. Да и вообще при постройке насыпи были довольно нередки такие явления: вечером закончат возведение насыпи, а наутро вместо насыпи — мутная водица и никакого признака дамбы», — пишет А. А. Каплан в своей книге «Северные железные дороги к столетию железнодорожного транспорта».
СЖД построена на костях. Люди работали в чрезвычайно сложных условиях — глухие леса, холод, сплошные болота. Строители многие часы проводили по пояс в ледяной воде. Хлеб, которым их кормили, слеживался до того, что его не резали, а рубили топором.
Измученные невыносимыми условиями труда, люди бежали в Вологду, где ложились перед домом губернатора и требовали вернуть их домой. На стройке же находились жандармы, подавлявшие попытки протестов.
540-я верста. (wiki.nashtransport.ru)
Вскоре после запуска постоянного движения по СЖД в 1898 году был начат процесс против Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Внезапно выявились завышения при составлении сметы, обнаружен значительный перерасход. Комиссия чиновников нашла многочисленные нарушения и злоупотребления. Руководители акционерного общества, в том числе и Савва Мамонтов, оказались под арестом. И хотя подсудимые были оправданы, ситуация повернулась так, что Общество было вынуждено отдать дорогу правительству.
542-я верста. (wiki.nashtransport.ru)
588-я верста — Исакогорская насыпь. (wiki.nashtransport.ru)
88-я верста — железный мост через Кубину. (wiki.nashtransport.ru)
296-я верста. (wiki.nashtransport.ru)
156-я верста — железный мост через Явенгу. (wiki.nashtransport.ru)
Станция Вологда. (wiki.nashtransport.ru)
Первые поезда. (wiki.nashtransport.ru)
85-я верста — станция Кубино, 1902. (wiki.nashtransport.ru)
279-я верста — станция Няндома. (wiki.nashtransport.ru)
565-я верста — служебный поезд комиссии, 1897. (wiki.nashtransport.ru)
597-я верста — станция Архангельск-пристань. (wiki.nashtransport.ru)
В общей сложности длина путей СЖД составляет почти 6 тыс. км. Дорога ведёт из центра России на север через Ярославль и Вологду, а в Коноше делится на два направления — до Архангельска и Котласа. От Котласа магистраль уходит через всю Республику Коми за Северный полярный круг.
Магистраль охватывает территорию площадью более 1 млн кв. км, где живет более 6 млн человек. До многих населенных пунктов Ивановской, Ярославской, Архангельской, Костромской и Вологодской областей, а также Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа можно добраться только по Северной железной дороге.
Схема дороги. (rzd.ru)
Современный вид дороги. (rzd.ru)
Станция Елецкая. (rzd.ru)
Вокзал станции Кожва. (rzd.ru)
На одном из участков — в районе станции Шиес — с лета 2018 года продолжаются протесты жителей против строительства мусорного полигона площадью 5 тыс. га. По данным СМИ, Шиес может стать первой площадкой проекта по вывозу столичного мусора в отдаленные регионы силами РЖД. Согласно проекту, так называемый экотехнопарк «Шиес» в течение 20 лет будет принимать отходы из Москвы по Северной железной дороге. Эта магистраль, которая была построена для экономического развития региона, в итоге может стать его погибелью. О риске экологической катастрофы — отравляющие вещества могут попасть в Северную Двину — говорят не только местные активисты, но и эксперты Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
https://youtube.com/watch?v=vxIcabm6BNM
Евгения Альбац, главный редактор журнала «The New Times», о ситуации в Архангельской области
Схема Северной железной дороги.
Северная железная дорога.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни ездил по железной дороге на электричке или в поезде дальнего следования. И каждый, наверное, почувствовал преимущества этого вида транспорта: путешествие строго по расписанию, доступность, комфортные условия (Сапсан, ласточка). Северная железная дорога не исключение из этих правил, а дополнение.
Северная железная дорога располагается на севере и северо-востоке Европейской части России. Проходит по территории Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской, Вологодской, Ярославской, Владимирской областей и Республике Коми, а также по небольшой части Тюменской области и небольшой части Тверской области. Управление Северной дороги — в городе Ярославле. Длина дороги — 5956 км, граничит с Московской, Октябрьской и Горьковской железными дорогами.
Северная железная дорога образована в 1953 году в результате объединения Северной (управление в городе Вологде) и Ярославской железных дорог.
Северная железная дорога — одна из старейших магистралей России. Первый её участок от станции Новки через Шую до Иваново построен в 1868 году. В 1907 году Московско-Ярославская железная дорога переименована в Северные железные дороги.
В течение 1929—1932 годов введены в эксплуатацию электрифицированный участок Москва — Загорск. В 1936 году Северные железные дороги были разделены на Северную (управление в Вологде) и Ярославскую железные дороги. В 1953 году Северная и Ярославская железные дороги объединены в Северную железную дорогу.
Через Северную железную дорогу на участке Кошта — Свеча проходят транзитные поезда дальнего следования по маршрутам Санкт-Петербург — Екатеринбург, Санкт-Петербург — Астана и другие поезда Уральско-сибирского направления.
С 1 октября 2010 года Северная дорога перешла на безотделенческую структуру управления, были образованы 5 регионов:
Архангельский
Буйский
Вологодский
Сольвычегодский
Сосногорский
Ярославский
Северная железная дорога – одна из шестнадцати магистралей России с уникальной историей и географией. Дорога берет начало в центре России и простирается на север страны. За одну поездку по Северной железной дороге можно увидеть тайгу, тундру, пересечь Полярный Урал и попасть из Европы в Азию.
Ярославль, Кострома, Иваново, Вологда, Архангельск, Сыктывкар, Воркута – все эти города связывает между собой Северная железная дорога, развернутая длина которой насчитывает более 8,5 тысяч километров, половина из которых эксплуатируется в условиях Крайнего Севера и Заполярья.
По Северной железной дороге ежегодно путешествуют миллионы пассажиров. В 2015 году пассажирооборот дороги составил 5,6 млрд пасс.-км.
Из последних новостей Северной железной дороги:
— Стоимость проезда в пригородных поездах на участке от Северодвинска до Неноксы уменьшилась. Стоимость проезда по всем остановочным пунктам на участке от Северодвинска до станции Ненокса Северной железной дороги уменьшилась на 27 рублей.
— Бесплатный Wi-Fi доступен на семи вокзалах Северной железной дороги. Бесплатный доступ к беспроводной высокоскоростной сети Интернет обеспечен на вокзалах Ярославль-Главный, Ярославль-Московский, Вологда, Череповец, Архангельск, Рыбинск, Ростов-Ярославский Северной дороги.
Проект по оборудованию беспроводным доступом к сети Интернет железнодорожных вокзалов осуществляется Северной железной дорогой в рамках создания оптимальных условий для пассажиров железнодорожного транспорта и является одним из приоритетных.
Прорабатывается возможность оборудования беспроводным доступом к сети Интернет в дальнейшем и других железнодорожных вокзалов Северной дороги.