Ржд терминальный складской комплекс и млрд отправляются на склад

Ржд терминальный складской комплекс и млрд отправляются на склад Портал РЖД

Орликов переулок, 2, 6, 7, на 8 этаже

Москва, Московская область, Россия

Сегодня в Понедельник «РЖД» работает с до

во Вторник «РЖД» работает с до

в Среду «РЖД» работает с до

в Четверг «РЖД» работает с до

в Пятницу «РЖД» работает с до

О центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом «РЖД»

На странице «РЖД» центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом представлена основная информация о компании.«РЖД в Москве» находится по адресу Орликов переулок, 2, местоположение и схема проезда показана на карте.

Уважаемый клиент, оставьте свой отзыв о нашей компании в разделе ниже.

Напишите свой отзыв о «РЖД»

К сожалению, на данный момент у компании отсутствуют отзывы.
Оставьте свое мнение и опыт с компанией первым.

Похожие места в Москве

Ржд терминальный складской комплекс и млрд отправляются на склад

улица Нижняя Красносельская, 40/12к8

+7 (495) 627-78-55

Ржд терминальный складской комплекс и млрд отправляются на склад

проспект Олимпийский, 14

+7 (495) 795-20-00

улица Верхняя Красносельская, 11Ас3

+7 (499) 975-50-77

Спартаковский переулок, 2 ст1

Колобовский 2-й переулок, 9/2

+7 (495) 782-14-50

улица Верхняя Красносельская, 3с5

+7 (495) 252-00-36

улица Леснорядская, 10с1

+7 (495) 787-15-50

площадь Спартаковская, 1Ас2

+7 (499) 705-11-48

Городская недвижимость 

18 мар 2010, 09:27

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) прорабатывает проект по созданию 50 терминально-логистических центров (ТЛЦ).

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) прорабатывает проект по созданию 50 терминально-логистических центров (ТЛЦ). Как говорится в сообщении компании, с таким заявлением президент РЖД Владимир Якунин выступил перед студентами Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения, пишет РБК.

По его словам, проект предусматривает: строительство более 50 крупных ТЛЦ (включая «сухие порты» на Дальнем Востоке, Балтике, Азово-Черноморском регионе и др.); комплексную реконструкцию порядка 60 крупных грузовых дворов; модернизацию широкого круга объектов технологического комплекса, подъемно-транспортного оборудования около 400 грузовых дворов; реконструкцию путевого развития на подходах к терминалам, а также в транспортном узле в целом.

«На сегодняшний день ряд приоритетных проектов создания терминально-логистической инфраструктуры уже переходит в практическую стадию. Это, в первую очередь, проект создания в Московской области терминально-логистического центра «Белый Раст», непосредственное участие в проработке которого принимает наш стратегический партнер — Deutsche Bahn AG», — сообщил Владимир Якунин.

Планируемый логистический центр будет занимать территорию более 100 га, на которой разместятся контейнерный терминал мощностью 290 тыс. TEU в год, универсальный терминал для переработки грузов промышленного назначения, универсальный складской комплекс, центр таможенного оформления грузов, а также административно-деловой центр.

Специалистами Центра по развитию терминалов с привлечением DB International GmbH подготовлено технико-экономическое обоснование указанного проекта и инвестиционные предложения потенциальным инвесторам.

Другими примерами перспективных инфраструктурных проектов, находящихся в настоящее время в проработке, являются создание «сухого порта» в Ленинградской области в районе ст. Шушары, а также строительство логистического центра «Доскино» в Нижегородской области, которые станут важными системообразующими объектами региональной индустриально-логистической инфраструктуры.

Формирование современной терминально-логистической инфраструктуры создает предпосылки и для эффективного развития на ее базе операторской деятельности. В этом направлении компанией тоже сделаны важные шаги. В частности, разработана концепция реформирования дирекций по управлению терминально-складским комплексом железных дорог — филиалов ОАО «РЖД». Принято решение о создании центральной Дирекции по управлению терминально-складским комплексом. Дирекция будет консолидировать деятельность более 500 грузовых дворов, существующих на сегодня в ОАО «РЖД», и заниматься оптимизацией структуры терминально-складских активов компании.

Стратегическим направлением данной работы является создание условий для формирования на базе данной дирекции самостоятельной компании — терминально-складского оператора, который за счет рационализации своей деятельности на базе современных технологий и бизнес-процессов, а также сетевого охвата деятельности сможет занять лидирующее положение в этом сегменте логистического рынка.

Владимир Якунин отметил также, что первоочередной задачей ОАО «РЖД» является проведение мероприятий по созданию в структуре холдинга сетевой логистической компании, позиционируемой как логистический провайдер формата 3PL и предоставляющей клиентам комплексные логистические услуги. «В перспективе деятельность в области комплексной контрактной логистики, терминально-логистических услуг и в сфере управления терминалами может быть интегрирована в рамках единого логистического субхолдинга», — сообщил президент РЖД.

Развитие терминально-складской инфраструктуры на полигоне Российских железных дорог

Важнейшей особенностью современного российского рынка складской недвижимости можно считать увеличивающийся с каждым годом разрыв между быстрорастущим спросом на складские объекты международного уровня качества и более медленным пополнением складского фонда за счет нового строительства. И проблема отнюдь не в количественной нехватке складов, а в крайнем дефиците складских помещений классов А и В.

Ржд терминальный складской комплекс и млрд отправляются на склад

В настоящее время российский рынок складской недвижимости активно развивается в основном в Москве, Санкт-Петербурге и их пригородах, поскольку именно здесь сосредоточена основная масса промышленных и торговых предприятий России, осуществляется дистрибуция, проходит наиболее интенсивный товарный поток по транспортным коридорам, находится большое число транзитных и перевалочных пунктов. Ввиду указанных причин именно в этих регионах наиболее активный спрос на складскую инфраструктуру.

В С.-Петербурге в начале 2005 г. насчитывалось более 3600 складских строений общей площадью около 5,2 млн. м2. Подавляющее большинство указанных объектов (82,9%) представляли собой старые производственные помещения, перепрофилированные под склады. К современным качественным объектам можно отнести только 3,9% складов города – это новые логистические комплексы и специальные помещения в технопарках.

Основными участниками российского рынка складской недвижимости являются собственники и арендаторы складских объектов, девелоперы, которые осуществляют весь комплекс работ по их сооружению, а также консалтинговые компании, предоставляющие широкий спектр информационных, юридических, финансовых и иных услуг остальным участникам рынка. Его развитие на современном этапе сталкивается с многочисленными трудностями, часть из которых – объективное следствие процесса становления и роста, тогда как другие отражают особенности сложившейся в стране системы экономических отношений хозяйствующих субъектов и несовершенство существующей законодательной базы. На сегодняшний день основными проблемами являются закрытость и непрозрачность земельного рынка, дефицит участков, обеспеченных соответствующей инфраструктурой, и отсутствие в России производителей высококлассного складского оборудования и квалифицированных кадров для работы с ним.

Большинство аналитиков считает, что период 2006–2008 гг. будет характеризоваться развертыванием массового строительства складских комплексов международного класса. По их мнению, именно на этом направлении удастся со временем решить проблему острого дисбаланса между постоянно растущим спросом на складские помещения и предложением, пока существенно отстающим от этого спроса. Согласно оценкам, уже в ближайшие два года объемы нового строительства складских помещений в Москве и области увеличатся на 75%, а «складской фонд» региона в 2006–2007 гг. будет пополняться на 500 тыс. м2 ежегодно. При этом наиболее перспективным направлением развития признается создание крупных терминально-логистических центров.

Общая площадь существующих в России складов (с поправкой на вновь вводимые и без учета собственных складских мощностей компаний-производителей, а также площадей, обеспечивающих работу розничных торговых сетей) приближается к 2 млн. м2. Это все, что есть в открытом доступе, условно говоря – таково предложение на рынке, однако по международным стандартам площадь общетоварных складов должна быть больше в разы. Из указанной выше цифры предложение складских услуг географически распределяется следующим образом:

Ржд терминальный складской комплекс и млрд отправляются на склад

• в Центральном регионе: общая площадь 913 350 м2, из них под контейнерные грузы – 390 000 м2, под паллеты – 387 250 м2, под другие тарно-штучные грузы – 235 900 м2;

• в Поволжском регионе: общая площадь 75 800 м2 под паллеты и другие тарно-штучные грузы;

• в Северо-Западном регионе: общая площадь 587 400 м2, из них под контейнерные грузы – 391 500 м2, под паллеты – 156 800 м2, под другие тарно-штучные грузы – 35 600 м2;

• в Сибири: общая площадь 14 900 м2 под тарно-штучные грузы;

• на Урале: общая площадь 11 000 м2 под контейнерные и другие тарно-штучные грузы;

• в Южном регионе: общая площадь 225 000 м2 под контейнерные и другие тарно-штучные грузы.

Эти данные свидетельствуют о том, что дефицит складских мощностей и терминально-логистической инфраструктуры есть везде. Он присутствует также, хотя и в меньшей степени, в Центральном регионе.

В настоящее время на полигоне Российских железных дорог суммарная мощность складского комплекса на наиболее деятельных грузовых дворах железнодорожных станций составляет порядка 400 тыс. м2 (20% существующего предложения складских услуг, или 5% потребной мощности складского комплекса страны). При этом весь складской комплекс ОАО «РЖД» представлен складами класса С, пользующимися наименьшим спросом при организации товародвижения в современных форматах торгово-экономической деятельности.

Учитывая, что складской комплекс ОАО «РЖД» привязан к автомобильным дорогам и расположен на всей территории Российской Федерации, в случае осуществления комплекса взаимосвязанных работ по модернизации, реконструкции существующих и строительству новых объектов терминально-складской инфраструктуры на него можно было бы привлечь высокотарифицированные грузы и многие транспортные, торговые и промышленные предприятия. Потенциальная мощность складского комплекса ОАО «РЖД», его взаимосвязь с терминальным комплексом по обработке контейнеров, наличие автомобильных и железнодорожных подъездов позволяют в будущем повысить его долю на рынке складских услуг до 70%.

Практика рыночного развития экономики Российской Федерации и реструктуризация железнодорожного транспорта положили конец дискуссиям о том, нужны ли нам транспортно-распределительные терминалы, которые стоят непомерно дорого и ориентированы на обслуживание как крупных товаропроизводителей, так и мелких поставщиков товаров и услуг. Сегодня в России по приближенной оценке действует свыше 15 тысяч терминалов разной мощности и специализации, большинство которых ориентировано на закупки продукции за рубежом, где кроме складских функций еще оказывают услуги и по таможенному оформлению грузов. Нет сомнений, что терминально-складские комплексы ОАО «РЖД» станут естественным элементом инфраструктуры каналов товародвижения, которые обеспечат привлечение высокотарифицированных грузов и эффективные поставки товаров в регионы России.

Ржд терминальный складской комплекс и млрд отправляются на склад

В настоящее время возведение объектов терминально-складской инфраструктуры приобрело стихийный характер. Терминалы стали строить отечественные и иностранные коммерческие компании, которым было просто необходимо организовать беспрепятственное продвижение товара, его ответственное хранение и обработку, в том числе крупные холдинги, имеющие поддержку западных партнеров или крупных коммерческих банков России. Это те компании, которые понимают, что, построив свою логистическую цепь поставок товара и используя современные информационные технологии как при обработке товаров, так и при доставке, уже сегодня можно успешно конкурировать в борьбе за потребителя, а значит, обеспечить свое будущее на рынке России.

Используемые сегодня разрозненные склады и терминалы решают лишь локальную задачу поставщика. Зачастую такие склады имеют и свои недостатки: не везде товары хранят в нормальных условиях, не хватает холодильного оборудования, нет служб контроля качества товаров, поставляемых поставщиками.

В региональной экономике создание оптовых рынков – первый и необходимый этап структурной перестройки каналов товародвижения. Инфрастуктура оптовой торговли, которая складывается в настоящее время, пока не в полной мере отвечает рыночным требованиям, но может и должна быть использована в ходе создания оптовых рынков регионов Российской Федерации с учетом развития терминально-складского комплекса ОАО «РЖД».

Проблема развития грузоперерабатывающих терминалов и, в частности, многофункциональных терминально-складских комплексов на полигоне Российских железных дорог была поставлена сравнительно недавно. В период дореформенного развития железнодорожного транспорта страны планирование его деятельности строилось на принципах доминирования в потоках повагонных отправок грузов, которые должны были доставлять непосредственно получателям без разукрупнения и по возможности без операций по перевалке с одного вида транспорта на другой. Работа с мелкими отправками считалась для железной дороги нехарактерной, а использование терминально-складских технологий доставки – экономически нецелесообразным. Кроме того, относительно мал объем грузопотока контейнерных и тарно-штучных грузов в экспортно-импортном сообщении.

Реформа заставила ОАО «РЖД» решительным образом изменить отношение к своему терминально-складскому комплексу. Наиболее важным симптомом стал взрывной рост доли мелких отправок в грузопотоках, перевозимых автомобильным транспортом. Если в 1981 г. этот показатель составлял 1,5% общего количества отправлений, в 1988 г. – 10,1%, а уже в 1992 г. превысил 15%, то сегодня более грузов в контейнерах, проходящих через порты, перевозится автомобильным транспортом. В этих условиях резко возросла потребность в грузоперерабатывающих терминально-складских комплексах, предоставляющих весь спектр сервисных услуг доставки грузов. По имеющимся оценкам, существующая база для перевозок мелкопартионных грузов и контейнеров в межрегиональном сообщении удовлетворяет сегодня не более 30% потребности. Характерной тенденцией является сдача складских площадей терминалов в аренду торговым и посредническим компаниям для краткосрочного и среднесрочного хранения товаров. При сложившейся на сегодняшний день конъюнктуре аренда нередко оказывается более выгодной для владельца терминально-складского комплекса, чем использование его в транспортном бизнесе.

Ржд терминальный складской комплекс и млрд отправляются на склад

Система обслуживания клиентов, предлагаемая на объектах терминально-складского комплекса, в корне отличается от простой аренды терминалов и складов. Складской комплекс ОАО «РЖД» должен работать на дистрибуцию товаров в современных форматах торговли – СВХ, таможенный склад (консигнация товаров), ответственное хранение, доставка товаров в режиме «кросс-докинга» на торговые предприятия и др., предоставляя клиенту весь спектр сервисных услуг.

Развитие терминально-складского комплекса направлено на развитие транспортно-экспедиционной деятельности и логистики в сети Российских железных дорог и является необходимым условием формирования современной транспортной инфраструктуры и каналов товародвижения как внутрироссийского, так и международного значения в системе основных международных транспортных коридоров, в том числе Север–Юг и Транссиб. Наличие опорных, межрегиональных и региональных терминально-логистических центров позволит клиентам обращаться с заявкой в подразделение организации, оказывающей комплексные услуги, по месту нахождения клиента или месту нахождения груза. Логистическая сеть будет построена на базе терминально-складских комплексов, которые:

• будут переданы ОАО «РЖД» в аренду или иное пользование ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий» (ЗАО ОЦВ);

• будут построены или приобретены ЗАО «ОЦВ» в собственность у третьих лиц;

• будут включены в сеть на основе партнерских соглашений.

Возможность привлечения терминально-складских комплексов на основе партнерских соглашений позволит максимально быстро создать разветвленную логистическую территориальную сеть без существенных инвестиций со стороны ОАО «РЖД». При этом все партнерские терминально-логистические комплексы пройдут специальную сертификацию с внедрением единых технологий обслуживания клиентов и единых информационных технологий. Они будут разделены и классифицированы по зонам в отношении типов грузов, которые могут обрабатываться и храниться в соответствующей зоне (например, в соответствии с поддерживаемым температурным режимом).

Использование партнерских терминально-логистических комплексов будет осуществляться в том числе с целью включения операторов автотранспорта в единую логистическую цепочку обслуживания клиентов на железнодорожном транспорте.

Растущий рынок предложений комплексных складских услуг заставляет обратить внимание на дополнительные виды услуг, которые необходимо освоить на терминально-складских комплексах. К ним относятся:

• формирование партий грузов (кросс-докинг). Данная услуга заключается в формировании партий груза по заказу его владельца или уполномоченных им лиц для отправки третьим лицам. Юридически она оформляется договором поручения между владельцем груза и складом. В случае, когда формирование партий грузов и их последующая отправка осуществляются на основе указания уполномоченных владельцем груза лиц, необходимо, чтобы эти лица имели доверенность от владельца груза на право распоряжаться его собственностью. В любом случае право собственности на груз во время оказания услуг владельцем склада, в том числе хранения, погрузки, транспортировки, другим лицам не передается;

Ржд терминальный складской комплекс и млрд отправляются на склад

• фасовка и упаковка грузов. Фасовка, сортировка и упаковка грузов осуществляются с целью их последующей отправки грузополучателям;

• дистрибуция. Дальнейшим развитием услуг по хранению, формированию заказа и доставке партий грузов конечному грузополучателю является дистрибуция, т. е. приобретение товара у производителя и перепродажа его оптовым торговцам. При этом производитель гарантирует исключительные права дистрибьютора на определенной территории или при продаже определенному кругу клиентов. Подписание договоров дистрибуции имеет смысл только с проверенными партнерами – грузовладельцами, регулярно хранящими на складах значительный объем товаров. Преимуществом дистрибуции является возможность увеличить прибыль за счет дистрибьюторской наценки. Как недостатки можно отметить: вероятность конфликта интересов поставщиков-грузовладельцев (подписание договора с одним поставщиком может привести к тому, что его конкурент откажется от услуг складского комплекса); необходимость вкладывать средства на приобретение товаров в собственность (при реализации товара существует риск замораживания денежных средств и снижения оборота складских площадей). Дистрибьюторские договоры имеет смысл подписывать только при условии тщательного анализа преимуществ и недостатков;

• факторинговые услуги. Они заключаются в предоставлении грузовладельцам кредита на время реализации груза под залог самого груза. Подобные услуги оказывают многие финансовые организации страны. Преимущества включения факторинга в список предоставляемых услуг: предоставление кредита повышает привлекательность услуг фирмы для клиента и увеличивает продажу основных услуг; это выгодный бизнес, существенно увеличивающий прибыль проекта. Так как кредитование производится под залог товара, финансовый риск операции весьма невелик и позволяет с выгодой вкладывать временно свободные средства фирмы (или ее учредителей). Вместе с тем оказание факторинговых услуг требует привлечения дополнительных средств, причем весьма существенных. Кроме того, возможны осложнения при продаже товаров, оставленных как залог. Факторинговые услуги имеет смысл оказывать при наличии свободных средств: норма прибыли в этом случае выше, чем по депозитным вкладам и даже от предоставления другим организациям долговременных коммерческих кредитов, а риски ниже (поскольку кредит выдается проверенным партнерами только под залог товара);

• доставка партий грузов. Так как создаваемые объекты терминально-складского комплекса, в том числе склады временного хранения, таможенные склады, склады ответственного хранения, находятся либо на территории грузовых дворов железнодорожных станций крупных городов, либо недалеко от них, целесообразно доставлять расфасованные и упакованные партии грузов напрямую грузополучателям с использованием собственного или привлекаемого автотранспорта, что позволит закрыть станции, где работа с этими грузами ведется пассивно.

Строительство терминалов силами предпринимателей, транспортников и местных властей будет продолжаться во все более широком масштабе, к этому ведет логика развития товарных и транспортных рынков. Учитывая, что строительство терминалов требует развития станционной железнодорожной инфраструктуры, путей примыкания и ближних подходов к ним, исключительно важно, чтобы ОАО «РЖД» возглавило этот процесс, скоординировало усилия его участников и добилось реальной государственной поддержки в реализации соответствующих проектов и региональных программ. При этом работы по строительству новых терминально-складских комплексов должны осуществляться с учетом интересов всех сторон и привлечением их средств.

Есть еще одна проблема, которая сдерживает развитие терминально-складской инфраструктуры и контейнерных перевозок в Российской Федерации. Сегодня много говорят о свободных мощностях терминалов и складов, о перспективах их загрузки в текущий момент и в будущем, но зачастую опускается вопрос о том, что делают грузовладельцы (экспедиторы, перевозчики), когда выходят с грузом за ворота железнодорожной станции или порта. Они буквально «упираются» в отсутствие логистики, так как комплексного транспортного продукта на современном рынке транспортных услуг не предлагает никто.

Современные рыночные требования по доставке грузов не ограничиваются спросом на перевозки, а в большей степени диктуют условия по предоставлению комплексного транспортного продукта высокого качества и уровня сервисного обслуживания от лица одной компании – логистического оператора, обладающего всем набором логистических услуг: транспортных, складских, таможенно-брокерских и координационных. Поэтому, организуя и связывая в единую сеть высокотехнологичную терминально-складскую инфраструктуру, необходимо параллельно создавать условия для формирования института логистических операторов и предлагать клиенту комплексное транспортное обслуживание в одном лице.

ОАО «РЖД» создает сеть СВХ

ОАО «РЖД» в настоящий момент активно занимается созданием сети складских помещений для переработки и хранения грузов, находящихся под таможенным контролем. Так, в 2006 г. в сети железных дорог России было открыто 5 складов временного хранения (на станциях «Москва-Товарная-Рязанская» Московской ж. д., «Волгоград-2» Приволжской ж. д., «Ульяновск-1» и «Самара» Куйбышевской ж. д. и «Омск-Восточный» Западно-Сибирской ж. д.). В настоящее время к открытию готовятся склады на станциях «Москва-Товарная-Курская», «Кунцево-2», «Москва-Рижская» и «Калуга-1» Московской ж. д., «Белгород» Юго-Восточной ж. д., «Томск-2», «Кемерово-Сортировочное» и «Новокузнецк-Восточный» Западно-Сибирской ж. д. В результате к концу 2009 г. на всей сети железных дорог России (кроме Сахалинской магистрали) будет функционировать 52 склада временного хранения (СВХ). Создание таких складов предусмотрено Таможенным кодексом РФ. СВХ предназначены для переработки и хранения грузов, находящихся под таможенным контролем, с момента прибытия транспортных средств с импортными грузами на станцию назначения до момента выпуска этих грузов в соответствии с определенным таможенным режимом.

Группа «Фининвест» продолжит развитие северного транспортного узла Москвы

Строительство складов на 100 тыс. кв. м для контейнерного терминала «Ховрино» обойдется в 5 млрд руб. Это один из трех логистических центров, которые должны освободить в Москве другие площадки для перевалки железнодорожных грузов

Ржд терминальный складской комплекс и млрд отправляются на склад

Гендиректор группы «Фининвест», бывший начальник управления по таможенно-брокерской деятельности РЖД Александр Кахидзе планирует вложить около 5 млрд руб. в строительство складов площадью 100 тыс. кв. м в рамках реализации второго этапа железнодорожного транспортно-логистического центра (ТЛЦ) «Ховрино» на севере Москвы, рассказал он РБК. По словам Кахидзе, строительство начнется в 2023 году.

Этот комплекс площадью более 40 га, открытый в 2014 году, расположен на одноименной станции железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Он позволил РЖД привлечь дополнительные грузопотоки с северо-запада России и из стран Балтии, сообщала пресс-служба компании. В ТЛЦ «Ховрино» уже вложено 4 млрд руб. частных инвестиций, уточнил Кахидзе.

Мэр Москвы Сергей Собянин 8 ноября заявил, что «Ховрино» — один из трех ключевых элементов «грузового транспортного каркаса» столицы. Его формирование завершится после модернизации железнодорожного транспортно-логистического центра «Кунцево-2», принадлежащего РЖД, на западе и строительства нового аналогичного ТЛЦ «Южный порт» на юго-востоке. На развитие трех таких комплексов может потребоваться не менее 10 млрд руб. без учета модернизации железнодорожной инфраструктуры, считает гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. ТЛЦ «Южный порт» будет создан за счет инвестпрограммы РЖД, сообщили РБК в пресс-службе дептранса. Представитель РЖД не раскрыл стоимость проектов.

Что известно об Александре Кахидзе

Окончил в 1998 году Московский государственный университет путей сообщения по специальности «коммерция на транспорте». С 2004 по 2006 год был начальником управления по таможенно-брокерской деятельности РЖД, с 2006 по 2007 год — советником вице-президента РЖД по коммерческим вопросам и логистике. В 2011-м назначен замгендиректора АНО «Дирекция Московского транспортного узла», в 2015-м — гендиректором этой организации.

В 2019 году стал владельцем и гендиректором ООО «Фининвест». Эта компания занимается строительством транспортно-логистических центров. Сейчас в портфеле «Фининвеста» три проекта — «Ховрино», «Электроугли» в Подмосковье (запущен в 2018 году) и «Уральский» в Свердловской области (2022 год). Их суммарная мощность — 1,55 млн TEU (эквивалент вместимости стандартного 20-футового контейнера) в год.

В 2023 году Кахидзе планирует запустить еще два ТЛЦ — «Артем» (Приморье) и «Сибирский» (Новосибирская область), в 2024-м — «Хабаровский», в 2025 году — «Пермский», «Омский» и «Красноярский». В 2027-м суммарная проектная мощность девяти мультимодальных центров «Фининвеста» должна составить 5,05 млн TEU, указано в его презентации, представленной на форуме «Транспорт России» 17 ноября.

Общий объем инвестиций в эти проекты оценивается примерно в 100 млрд руб. Из них более 30 млрд руб. уже проинвестировано, рассказал РБК Кахидзе. По его словам, он вкладывается вместе с партнерами, основной из которых Андрей Тарасов, совладелец и глава совета директоров банка «Центрокредит». На первоначальном этапе финансирование шло через «Центрокредит», кредитовавший проекты ТЛЦ «Ховрино», «Электроугли» и «Уральский» и подбиравший для них соинвесторов, уточняет руководитель пресс-службы банка Дмитрий Плешков. Сотрудничество с Кахидзе продолжается, добавил он.

Еще один актив Кахидзе — 50% контейнерного оператора «Логопер» (в прошлом году перевез более 80 тыс. TEU). Еще 50% — у одного из крупнейших в мире морских контейнерных перевозчиков, французской компании CMA CGM. Последняя в партнерстве с «Логопером» претендовала на покупку «Трансконтейнера» в 2017 году.

Зачем Москва развивает ТЛЦ

Формируемый в Москве грузовой каркас позволит повысить пропускную способность и надежность логистических цепочек для обеспечения устойчивой работы предприятий потребительского рынка и промышленности города, говорит представитель РЖД. «Равномерное распределение грузов по транспортно-логистическим центрам улучшит движение в городе. Грузовикам с тяжеловесными контейнерами не придется выезжать на улицы Москвы», — отмечал Собянин. Три ТЛЦ смогут обеспечить достаточный уровень грузоперевозок для внутренних нужд Москвы, утверждает представитель дептранса. Развитие крупных мультимодальных ТЛЦ также позитивно скажется на экологии мегаполиса, добавляет Бурмистров.

Столичные власти говорят о необходимости изменений структуры внутригородских железнодорожных терминалов более пяти лет. В 2016 году Москва и РЖД договорились оптимизировать работу грузовых станций (на тот момент их было десять, включая Ховрино и Кунцево-2, на площади около 120 га). Тогда около трети прибывающих грузов были предназначены не для потребителей столицы. «Это много, учитывая, что почти все терминалы находятся в центре города», — отмечал вице-мэр, руководитель департамента транспорта столицы Максим Ликсутов.

Уже в то время было согласовано закрытие четырех терминалов — «Москва-Бутырская», «Подмосковная», «Москва-Товарная-Рязанская» и «Москва II Митьково». Имеющиеся площади грузовых терминалов используются неэффективно, указывал Ликсутов. По его словам, город получил только несколько десятков миллионов рублей прибыли с 120 га, половина которых находится в ЦАО.

В 2017 году Росжелдор выпустил приказ о закрытии еще двух грузовых станций — Павелецкой и Курской, где располагались крупные грузовые терминалы. В результате на месте когда-то крупнейшей в России контейнерной станции был возведен жилой комплекс бизнес-класса «Павелецкая Сити», напоминает управляющий партнер «Инфра Проектов» Алексей Безбородов. Сейчас внутри МКАД у РЖД осталось четыре действующих грузовых терминала — на станциях Бирюлево-Товарная, Кусково, Лосиноостровская и Кунцево-2. Причем только последний предназначен для обработки контейнеров, остальные — исключительно для насыпных и тарно-штучных грузов (грузы в самой разной упаковке — картонных коробках, ящиках, мешках и т.д.). Контейнерами отправляется широчайшая номенклатура товаров — от алкоголя и бытовой техники до металлов, станков и прочего инженерного оборудования, говорит Безбородов. По данным Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок, около 80% импорта в России в долларовом эквиваленте приходится на контейнеры.

Когда завершится модернизация железнодорожных терминалов

Проект ТЛЦ «Южный порт» разделен на три очереди с реализацией последней после 2025 года, следует из заявлений мэра. Планируется, что это будет самый крупный столичный терминал. Его создание Собянин объяснил развитием производства автозавода «Москвич» (бывший завод Renault), которое возобновилось 23 ноября. Создание ТЛЦ «Южный порт» рядом с заводом «Москвич» позволит оптимизировать логистику доставки грузов на предприятие и минимизировать выезд тяжеловесных грузовиков с контейнерами на улицы города. За счет этого ожидается снижение нагрузки на Волгоградский проспект. Ранее автокомпоненты поступали на предприятие в основном с западного и северо-западного направлений на автомобилях. В последние годы работы завода Renault наблюдалась значительная нагрузка на Волгоградский проспект, с открытием ТЛЦ «Южный порт» транспортная ситуация в районе улучшится, отмечает представитель дептранса.

С выходом на полную мощность «Южный порт» сможет обрабатывать до 5,6 млн т грузов в год для разных предприятий Москвы, говорит представитель РЖД. Предполагается, что ежегодно он сможет перерабатывать 300 тыс. TEU, уточнял в октябре начальник коммерческой службы центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом РЖД Артем Шепеляев.

Инвестиции в этот проект пока не известны, так как московские власти и монополия занимаются согласованием схемы логистики для автозавода «Москвич», сказал РБК источник, близкий к РЖД. Комплекс потребует существенных расходов для города и РЖД, но не даст Москве значительного эффекта, считает представитель железнодорожного контейнерного оператора «Транс Синергия» (реализует проект ТЛЦ в Люберцах). «Будет наблюдаться экономия на автопробеге при доставке контейнеров на завод, но затем они будут направляться в область на погрузку и обратно, что создаст дополнительную нагрузку на дорожную инфраструктуру города», — предупреждает он.

По словам Кахидзе, ТЛЦ «Ховрино» уже сейчас способен пропускать 250 тыс. TEU, увеличивать этот показатель не планируется. Строительство складского комплекса завершится через три-четыре года, добавляет он. Грузы в контейнерах будут выгружаться в склады и уже оттуда развозиться малотоннажными автомобилями. «Это позволит снизить нагрузку на улично-дорожную сеть мегаполиса со стороны крупнотоннажного грузового автотранспорта», — поясняет Кахидзе.

Перерабатывающая мощность «Кунцево-2» оценивается в 2,5 млн т в год, терминал сможет обрабатывать не только контейнеры (135 тыс. TEU), но и другие грузы. Сейчас он способен обслуживать не более 100 тыс. TEU ежегодно, говорит Безбородов. Это самая крупная грузовая площадка в Москве, которую использует крупнейший в России железнодорожный контейнерный оператор «Трансконтейнер» (входит в группу «Дело» Сергея Шишкарева и «Росатома»). Но компания пока не готова развивать этот комплекс, так как московские власти ограничили объемы переработки на терминале 150 тыс. TEU (у компании был проект на 400 тыс. TEU) из-за загруженности улично-дорожной сети в том районе, сообщил РБК первый вице-президент компании Виктор Марков. Если изменится позиция московских властей относительно возможностей развития проекта и допуска грузового автотранспорта, компания готова вернуться к возможности реконструировать терминал. Перспективы развития «Кунцево-2» ограничены возведенными вокруг объектами недвижимости, проблемами с автодорогами в этом районе, добавляет Безбородов. Представитель РЖД это не комментирует.

Основные грузовые хабы, обслуживающие нужды Московского региона, расположены в Московской области, отмечает Кахидзе. Трех транспортно-логистических центров в Москве достаточно для удовлетворения городских потребностей в грузах, доставляемых железнодорожным транспортом, в том числе в контейнерах, полагает он. По словам Кахидзе, с учетом приоритета развития пассажирских перевозок не представляется возможным обрабатывать больший объем грузов в столице. В этом году объем грузопереработки в Московском регионе составит 1,2–1,3 млн TEU, прогнозирует представитель «Транс Синергия». По его оценкам, существующие контейнерные терминалы и проекты, которые находятся в стадии реализации, позволят совокупно увеличить мощности более чем до 2,5 млн TEU в год.

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь