ОАО РЖД видит потенциальные риски для проекта расширения Восточного полигона из-за мобилизации сотрудников подрядных организаций. Монополия опасается утраты более 60% рабочей силы. По мнению экспертов, работникам на Восточном полигоне в первую очередь среди инфраструктурных проектов следует предоставить бронь — как для выполнения работ в срок, так и в качестве меры стимулирования притока кадров на объекты.
ОАО РЖД беспокоят потенциальные потери кадров у подрядных организаций, работающих на Восточном полигоне, вследствие мобилизации. Это следует из материалов ОАО РЖД к совещанию у первого вице-премьера Андрея Белоусова 29 сентября, рассказал “Ъ” источник, знакомый с их содержанием.
ОАО РЖД отмечает, что от подрядных организаций приходят уведомления о выдаче повесток сотрудникам, задействованным на объектах строительства железнодорожной инфраструктуры.
«В первую очередь призывают людей с дефицитными профессиями (например, механизаторов, машинистов строительной техники, электромонтеров, мостовиков)»,— отмечает монополия. Работникам подрядных организаций уже вручено более 940 повесток, более 330 человек мобилизованы. Кроме того, отмечается тенденция невыхода сотрудников на работу в связи с объявлением мобилизации. Также ОАО РЖД отмечает, что 12 регионов опубликовали приказы, запрещающие выезд за пределы региона или города всем военнообязанным — в том числе Дагестан, Татарстан, Якутия, Северная Осетия, Амурская, Воронежская, Курская, Нижегородская, Самарская, Смоленская, Челябинская и Тверская области. Ранее в этом списке числилась и Свердловская область, но она разрешила перемещение военнообязанных.
По предварительным оценкам ОАО РЖД, сообщается в материалах, подрядные организации могут лишиться более 60% рабочей силы, «в частности, узкоквалифицированного персонала, с отсутствием возможности восполнения трудовых ресурсов».
Монополия просит содействия в предоставлении работникам подрядных организаций брони во избежание срыва строек. В секретариате Андрея Белоусова от комментариев отказались, в секретариате курирующего стройку вице-премьера Марата Хуснуллина мобилизацию не комментируют.
Всего, как ранее сообщало ОАО РЖД, на Восточном полигоне сейчас работают 13,5 тыс. человек.
Однако потребность в кадрах заметно возрастет, говорит собеседник “Ъ”, и уже в 2023 году составит 30 тыс. рабочих.
Также на БАМе работает 1,8 тыс. военных железнодорожников, рассматривается увеличение штатной численности железнодорожных войск под нужды Восточного полигона (см. “Ъ” от 5 сентября).
Президент РФ Владимир Путин в рамках ВЭФ заявлял, что отказ от расширения БАМа и Транссиба был ошибкой. Подрядные организации, работающие на Восточном полигоне и опрошенные “Ъ”, комментариев не дали.
Правительство решило продлить действие временных правил очередности перевозок на Восточном полигоне до конца года. Потом предполагают вернуться к прежнему порядку — правилам недискриминационного доступа (ПНД). Изначально временные правила, в отличие от ПНД, были направлены на увеличение вывоза неугольных грузов, однако после того, как в них был закреплен приоритет пропуска экспортного угля в рамках поручения президента, разница между документами сильно сгладилась. А поскольку в ПНД планируют учесть все решения, закрепленные во временных правилах, документы окончательно сблизятся.
На заседании президиума правкомиссии по транспорту 26 мая решено продлить временные правила определения очередности перевозок грузов на Восточном полигоне, срок действия которых должен был истечь 1 июля. Как пояснили “Ъ” в секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова, большинство участников заседания высказались за их продление. «По результатам обсуждения предложение о продлении до конца года действия временных правил было поддержано»,— добавили там. Такое решение предлагал глава ОАО РЖД Олег Белозеров на итоговом правлении монополии в середине февраля.
В марте 2022 года действовавшие на Восточном полигоне правила недискриминационного доступа, дававшие приоритет прежде всего экспортным сырьевым грузам, были приостановлены (см. “Ъ” от 9 марта 2022 года) и заменены временными правилами. Те были направлены на высвобождение мощностей Восточного полигона под грузы с более высокой добавленной стоимостью, чем уголь, в приоритете также оказывались внутрироссийские перевозки, отправки грузов предприятий, потерявших европейские рынки сбыта, и т. п. (см. “Ъ” от 15 марта 2022 года).
По данным ОАО РЖД, с начала действия временных правил по конец 2022 года перевозки неугольных грузов на Восточном полигоне выросли на 3,5% к 2021 году, в том числе на 45,5% увеличились перевозки цветных металлов, химикатов и бумаги, на 40,2% — контейнеров, а более 700 предприятий впервые смогли отправить свою продукцию в восточном направлении.
В первоначальной редакции временных правил весь экспортный уголь, включая тот, что вывозится из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы в гарантированном объеме по поручениям президента РФ, оказался в предпоследней категории очередности. Ранее он занимал основные мощности Восточного полигона. Экспортные отгрузки угля из этих регионов резко просели (см. “Ъ” от 7 июня 2022 года), после чего угольщики добились восстановления приоритета этих отправок (см. “Ъ” от 29 июня 2022 года). По итогам первого квартала 2023 года уголь продолжил занимать 70% от экспортного грузопотока на Восточном полигоне. ОАО РЖД отмечало, что, если во втором квартале переместить уголь, едущий на экспорт по поручениям президента и правительства, из третьей в общую для угля шестую категорию очередности, можно на 2 млн тонн увеличить вывоз более высокодоходных грузов, нарастить ВВП на 25 млрд руб. и увеличить доходы ОАО РЖД на 1 млрд руб. (см. “Ъ” от 15 мая).
Для ускорения вывоза грузов на восток ОАО РЖД планирует передислоцировать туда максимум вагонов с увеличенной грузоподъемностью — сейчас там работает 56% от общего их числа. Операторы такого парка не против, но просят в качестве стимула вернуть преференции на порожний пробег инновационных вагонов, которые были отменены в 2021 году.
ОАО РЖД планирует передислокацию инновационных вагонов (с повышенной осевой нагрузкой 25 тонн на ось) на Восточный полигон. Письмо (“Ъ” видел документ) с просьбой о проработке с операторами максимального увеличения доли инновационных вагонов в парке, работающем на Восточном полигоне, было направлено Центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО РЖД в Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) 20 сентября. “Ъ” также видел анонс совещания, в котором тема увеличения доли инновационных вагонов соседствовала с вопросом о переходе на работу обезличенным парком (когда ОАО РЖД централизованно управляет парком различных операторов). Однако в ОАО РЖД сообщили “Ъ”, что об управлении обезличенным парком со стороны компании речи не идет.
В инновационный вагон помещается 75 тонн угля вместо 69,5 тонн в типовом, состав может перевезти на 390 тонн больше.
«В настоящее время на сети железных дорог 152 тыс. таких вагонов, только 56% из этого числа (85,4 тыс. единиц) используются в перевозках на Восточном полигоне»,— сообщают в ОАО РЖД.
Компания предлагает грузовладельцам заключать договоры с операторскими компаниями на вывоз грузов на восток именно в инновационных вагонах, говорят в монополии, однако ни о каком принуждении речи не идет.
По оценкам СУЭК, данным на конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов», доля инновационных вагонов в экспорте угля в восточном направлении по состоянию на август — 59%, в погрузке на терминалы Дальнего Востока за январь—июль — 63,3%. По данным ОАО РЖД, которые видел “Ъ”, передислокация 52,5 тыс. инновационных вагонов на Восточный полигон поднимет провозную способность по основным контрольным сечениям на 4 млн тонн.
Операторы, в целом поддерживая стремление увеличить приток полувагонов на восток, ждут мер поддержки.
Прежде всего речь идет о возврате льгот на порожний пробег ряда моделей инновационных вагонов, которые делали их возврат на 11–27% дешевле типовых и были отменены ФАС в конце 2021 года. «С вступлением в силу данного приказа для операторов подвижного состава, имеющих в управлении полувагоны этих моделей, расстояние перевозки перестало быть определяющим критерием при заадресовке порожнего вагона со станций выгрузки,— говорят в «Модум-Транс» (управляет 43 тыс. инновационных вагонов).— Для мотивации операторов направлять инновационный парк в регионы массовой погрузки, в частности, на Западно-Сибирскую и Красноярскую железные дороги, осуществляющие погрузку на станции Восточного полигона, мы предлагаем в очередной раз поднять вопрос о возврате к прежней тарифной схеме».
НТК (управляет парком СУЭК и «Еврохима», оперирует 38 тыс. инновационных вагонов) в ответном письме в СОЖТ (“Ъ” видел документ) предлагает в качестве стимула давать приоритет в согласовании заявок на перевозку, приему инновационных вагонов к перевозке, в пропусках маршрутов, состоящих полностью из инновационных вагонов, предоставить скидки и так далее. Первая грузовая компания (20 тыс. инновационных вагонов) в своем отзыве от 27 сентября (“Ъ” его видел) предлагает установить приоритет по оформлению инновационных вагонов на Восточный полигон и вернуть тарифные преференции.
В ФАС отказались комментировать вопрос, могут ли быть возвращены льготы на порожний пробег инновационных полувагонов.
Источник “Ъ” среди клиентов ОАО РЖД полагает, что увеличение присутствия инновационных полувагонов на Восточном полигоне позволит частично разгрузить направление, но не решит проблему ограничения приема груза со стороны ОАО РЖД.
«Необходимо увеличивать пропускную способность Восточного полигона не только за счет различных технологических решений, но и модернизируя инфраструктуру в соответствии с утвержденными сроками»,— говорит он.
Недавние правительственные совещания по углю прояснили ряд аспектов, связанных с вывозом сырья. Самое главное – были уточнены приоритеты: по Восточному полигону все-таки следует водить не только контейнерные, но и тяжеловесные поезда. Для них должны быть зарезервированы вполне определенные мощности.
Данное решение следует считать прорывным. Ведь еще недавно перевозчик искал всяческие лазейки, чтобы попытаться сэкономить на вложениях в инфраструктуру Восточного полигона за счет создания дополнительных разъездов на перегонах и путей на станциях, а также обновления систем ЖАТ для сокращения интервалов движения. Мотивировалось все это в значительной мере стремлением расширить выход на рынки зеленых облигаций.
Деньги на рельсы
Правда, внешние заимствования, как отметили эксперты, – дело хорошее. Однако они не должны приводить к излишним барьерам для развития угольной отрасли. На ее продукцию спрос сохранится. И Россия не может терять завоеванные на мировом рынке ниши. Какие ни создавай схемы, включая ship-or-pay, общие приоритеты, поставленные президентом РФ Владимиром Путиным, это не изменит.
А это значит, что стратегическая инициатива в ближайшее время должна быть подкреплена еще и на тактическом уровне. Однако тут окончательной ясности по проблемным вопросам логистики до сих пор нет.
Если еще в феврале первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов давал поручение до конца года именно на угольных перевозках отработать принцип «вези или плати», то сейчас сообщается, что Кузбассу дадут дополнительные объемы в обмен на инвестиции в рекультивацию и ликвидацию бесхозных объектов угледобычи.
В Азии уголь в цене
На 2021 год действует соглашение между регионом и РЖД на вывоз в восточном направлении 53 млн т. К 2024-му объем должен вырасти до 68 млн т. При этом программа модернизации БАМа и Транссиба уже сформирована, но в планах нет уточнений, как будут расходоваться деньги уже в ближайшую перспективу.
Возможно, именно поэтому угольщиков решено раскошелить на проекты в регионе. Вполне возможно, что им придется добавить улучшений в природоохрану. И тогда это должно смягчить позицию ОАО «РЖД» в части ее борьбы за зеленые облигации. Пока сказать что-то определенное сложно. А это значит, что борьба разных лоббистских групп продолжится.
Все дело в совещании по угольной отрасли, которое недавно провел В. Путин. Он ясно продемонстрировал, какую озабоченность у него вызывает ситуация, в которой оказались угольные регионы из-за невозможности вывезти свою главную продукцию на азиатский рынок.
Это заставило сейчас правительство погрузиться в проблематику отрасли. Можно не сомневаться, что еще раз будет обсуждаться проблема взаимодействия угольной отрасли с РЖД и наращиванием объемов перевозок на восток. Насколько нам известно, это также еще и предмет обсуждений с губернатором Кузбасса Сергеем Цивилевым. В итоге должен появиться уточненный контур соглашения по вывозу угля из Кузбасса, которое намечено заключить до 15 июня 2021 года.
Сырье отмерят и погрузят
Как уточнил министр транспорта РФ Виталий Савельев, данное соглашение между РЖД и угольными компаниями будет содержать ориентиры по срокам и маршрутам вывоза угля из Кемеровской области. Причем, по его словам, договоры должны содержать поквартальные объемы вывоза грузов с указанием станции погрузки и станции выгрузки.
Фактически это выглядит как возврат взаимоотношений между монополией и угольщиками в обычное русло долгосрочных договоров, процедуры которых описаны российским законодательством. Причем с явным намеком на то обстоятельство, что ОАО «РЖД» должно, как бы то ни было, не забывать выполнять роль публичного перевозчика.
В свою очередь, монополия не оставляет надежды создать нормативную базу заключения договоров на принципе «вези или плати». Однако представляется гораздо проще отрегулировать данный вопрос на уровне Федерального агентства по недропользованию.
Как считают в Минтрансе России, можно поручить не выдавать новых лицензий на разработку угольных месторождений без определения конкретных направлений и объемов перевозки продукции – иными словами, без согласования с Минтрансом и ОАО «РЖД».
Везти придется тяжеловесами
Это значительно упростит решение вопросов совершенствования технологии перевозок и текущего содержания инфраструктуры на востоке. Акцент должен быть сделан на маршрутизации, сокращении интервалов движения поездов, повышении веса поезда и организации вождения соединенных поездов.
С этой целью, сообщил генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров, для Восточного полигона закуплено 318 локомотивов, в том числе такие, которые позволяют водить поезда весом 7100 т.
Причем он уже не отрицал, что работа российских железных дорог сейчас осуществляется в условиях существенного отклонения от плановых параметров, предусмотренных долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» с 2018 года. Потери до 2025-го, по предварительным расчетам, оцениваются в размере 1,1 трлн руб. Соответственно ход реализации данных целей должно взять под контроль правительство. В ОАО «РЖД» обещали утрясти параметры в мае 2021-го.
«Еще раз хочу подтвердить, что в этом году мы закончим строительную часть первого этапа развития Восточного полигона. Особое внимание уделяется развитию участка Междуреченск – Тайшет, строительство которого тоже будет закончено в этом году. И приступаем к развороту подготовительных работ на первоочередных объектах второго этапа развития Восточного полигона. Работы сейчас ведутся. На сегодняшний момент на Восточном полигоне работает почти 3,5 тыс. специалистов, несмотря на непростые погодные условия, и более 1200 ед. строительной техники. При этом в текущем году на Восточный полигон будет привлечено около 20 тыс. человек. Большую часть потребностей планируется закрыть силами подрядных организаций. Уже сформирован адресный запрос на 3700 человек, которые должны быть подготовлены в межрегиональном центре строительных компетенцией по Дальневосточному и Сибирскому ФО», – уточнил О. Белозеров.
Протокол для военных
Ряд экспертов указывали на потенциал, которым располагают военные. По данным правительства, было бы целесообразно подключить к строительству еще и ресурсы Министерства обороны.
И вот, наконец, стало известно, что на эту тему между ним и ОАО «РЖД» уже заключен протокол о намерениях с определением объектов, где предполагается разместить военных. Остается дополнить системой специальных договоров с учетом специфики работы оборонного ведомства.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
По данным РЖД, в прошлом году через Восточный полигон было перевезено 148,8 млн т грузов. В этом году компания прогнозирует выйти на показатель почти в 160 млн т «с учетом того, как будут пускаться объекты». Провозные мощности Восточного полигона по итогам прошлого года составили 158 млн т, а по итогам 2023-го эта цифра составит 173 млн т, говорят в руководстве холдинга.
Докладывая президенту РФ об итогах работы в прошлом году, глава РЖД Олег Белозеров отмечал, что «не только по экспорту, но и по работе внутри Восточного полигона приросли – более чем на 8% перевезли больше грузов во внутреннем потреблении». Глава РЖД назвал это хорошим показателем, который говорит о том, что «экономика в этом макрорегионе активно развивается».
При всем при этом Восточный полигон всегда был загружен, и 2022 год стал пиковым периодом, проверившим БАМ и Транссиб на прочность. В РЖД начали периодически призывать клиентов и партнеров «проявлять больше ответственности при организации грузовых перевозок на лимитирующих направлениях». Сегодня в компании заявляют о том, что со своей стороны РЖД полностью соблюдают все договоренности и готовы перевезти заявленные объемы. Но, к сожалению, происходят случаи нерациональной логистики и сбои в работе других участников процесса.
«Не всегда можем в полной мере использовать провозную способность БАМа. Магистральные локомотивы слишком долго простаивают в депо у сервисных компаний, из-за чего происходят досадные сбои в доставке. Восточный полигон не резиновый. При существующем ажиотажном спросе в перевозках и дефиците мощностей все, что не погружено сейчас, восполнить будет практически невозможно», – заявляют в компании.
Все эти проблемы накладываются на результаты проверки Генпрокуратуры, показавшие, что I этап проекта по развитию БАМа и Транссиба не был реализован в установленные сроки. Более того, «серьезное отставание» идет и по II этапу модернизации Восточного полигона. В частности, по данным прокуратуры, по I этапу проекта на 30% участков не достигнута заложенная пропускная способность железной дороги несмотря на то, что его сроки уже переносились. Среди проблем, которые выявили прокуроры, – затягивание сроков подготовки проектной документации, «случаи задвоения работ», а также использование «экономически невыгодных способов строительства». Например, только в прошлом году прокуратура выявила завышение на 1 млрд руб. на трех объектах. После этого вмешательства стоимость строительства была снижена.
Сегодня в РЖД отчитываются о том, что «строительство идет опережающими темпами». Развернуты работы на всех 142 объектах, а летом будет задействовано около 30 тыс. рабочих. Сейчас трудится около 9600 человек и 2993 ед. техники.
И, если говорить конкретно о II этапе модернизации Восточного полигона, по словам первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Сергея Кобзева, актуализированная стоимость объектов II этапа составила 894 млрд руб. (в ценах IV квартала 2021-го). Исходя из этого предварительная прогнозная стоимость реализации всего инвестпроекта составит ориентировочно 1 трлн 82 млрд руб.
На высоком токе
Одним из ключевых направлений сегодня является внешняя торговля, ориентированная на восток. Но эксперты и участники рынка грузовых железнодорожных перевозок не перестают подчеркивать: энергосистема не позволяет перевозить по БАМу больше грузов, не расширяя инфраструктуру. Сегодня есть технологические и технические решения, благодаря которым увеличивается пропускная и провозная способность БАМа. Но работа по ним по-прежнему идет не в полную силу из-за нехватки источников электроэнергии. На Восточном полигоне наблюдается большой дисбаланс в электроэнергии.
Вместе с тем в Минэнерго настаивают: все графики реализации схем энергоснабжения, подключения тяговых нагрузок, строительства дополнительных мощностей генерации синхронизированы с РЖД и регулярно рассматриваются правительством РФ. Так, по словам замминистра Евгения Грабчака, в рамках I этапа развития Восточного полигона уже введены (на середину декабря) в эксплуатацию 10 объектов, построено 2,3 тыс. км линий электропередачи и около 2 тыс. МВА трансформаторных мощностей. Финансирование идет за счет собственных средств компании «Россети». В рамках II этапа реализуется 7 мероприятий по крупному сетевому строительству: более 2 тыс. км ЛЭП и тысячи МВА трансформаторных мощностей.
В начале весны премьер-министр России Михаил Мишустин дал поручение вице-премьеру Александру Новаку и министру финансов Антону Силуанову проработать вопрос дальнейшего финансирования развития электроснабжения Восточного полигона РЖД.
А на недавнем совещании в Совете Федерации сенаторы указали на необходимость подключения механизмом ГЧП и концессий для привлечения частных инвестиций в электрификацию Восточного полигона. «Понятно, что рост объема вывоза грузов на восток будет только увеличиваться, нужно понять новые требования», – говорит председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/vostochnyy-poligon-v-poiskakh-kontsessii/
Не довезти и не вывезти
ЕС с 10 августа 2022-го полностью прекратил закупку российского угля. После этого производители столкнулись со сложностями при экспорте из-за отказа европейских страховщиков работать с ними по всему миру.
На проблемы с вывозом угля на экспорт осенью 2022 года жаловался губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Так, по словам чиновника, по состоянию на середину октября в Кузбассе простаивало 12 тыс. вагонов, в которых находится более 800 тыс. т угля. Из них 500 вагонов стояли еще с сентября. Весь этот объем грузов уже был принят к перевозке в восточном направлении РЖД, но «физически не отправлен со станций погрузки Кузбасса».
На начало 2023 года наблюдалась тенденция активной перевозки угля в российские порты на Северо-Западе. В январе, как отмечал заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило, перевалочные мощности всех портов в регионе были полностью загружены под отправку угля и исходя из роста объемов погрузки угля на сети РЖД в адрес Северо-Запада в компании заявили, что поддержка в виде дополнительных скидок на перевозку угольным компаниям со стороны монополии на тот момент не требовалась.
Но уже через месяц С. Цивилев для привлечения дополнительных объемов и разгрузки восточного направления предложил ввести мораторий на повышение тарифной составляющей на железнодорожные перевозки угля до портов Северо-Запада в 2023–2024 гг. и возобновить действие понижающих коэффициентов при определении платы за экспортные перевозки угля в зависимости от расстояния.
По мнению губернатора Кузбасса, нужно также обеспечить в 2023 году ежемесячные комиссионные осмотры 83 первоочередных объектов Восточного полигона с участием представителей комиссий Госсовета «Энергетика» и «Транспорт», а также Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД». Минэнерго уже поддержало инициативу о «введении моратория на 2023–2024 гг. на изменение транспортных тарифов и налогового законодательства» в сфере грузоперевозок.
Основным направлением транспортно-логистического развития на текущий год власти называют дальневосточное, а именно – расширение Байкало-Амурской магистрали и в целом восточного маршрута и реализацию задач, поставленных перед угольной отраслью.
В планах РЖД – выполнить в этом году работы на рекордную сумму 250 млрд руб., чтобы к концу 2023-го завершить строительство на 142 из 263 объектов БАМа и Транссиба. В частности, планируется запустить рабочее движение на 83 инфраструктурных объектах, поставить под напряжение 55 объектов тягового электроснабжения и построить 5 автоматических блокпостов. Это позволит к концу года увеличить провозные способности Восточного полигона с 158 до 173 млн т, отмечают в руководстве холдинга.
Всего в рамках II этапа модернизации БАМа и Транссиба, по данным РЖД, необходимо построить 1381 км дополнительных главных путей и 29 разъездов, реконструировать 4 разъезда и 29 станций, а также электрифицировать участок Волочаевка – Комсомольск-Сортировочный – Ванино протяженностью 820 км и усилить устройства тягового электроснабжения участков Транссиба и БАМа, которые сегодня электрифицированы. Также будет построен путь необщего пользования в морской порт Суходол.
Пул работ обширен, и планы по перевозкам грузоотправителей растут. Так, по итогам января – февраля на восток было погружено 46 млн т грузов (+7%), на экспорт вывезено всех грузов 24 млн т (+9,3%). При этом отмечается рост угля (+4,3%), контейнеров (рост в 1,5 раза), экспорт нефтяных грузов сохранен на уровне прошлого года с небольшим приростом в 0,3%.
Но, по опросам грузоотправителей, «активно браться за развитие восточного направления» нужно было еще 10 лет назад. Год от года кардинально ничего не меняется, и инфраструктурное развитие отстает от реальных потребностей, говорят участники рынка.
РЖД продолжат развивать полигонные технологии управления движением
За последние 35 лет вдвое выросла средняя дальность перевозки на сети железных дорог. Если в 1988 году она составляла 957 км, то за 4 месяца 2022-го – 1970 км. Как ожидается, данный показатель будет расти и дальше, рассказал замначальника Центральной дирекции управления движением Роман Райзер.
В свое время в РЖД были утверждены технико-технологические модели управления перевозочным процессом. При этом выделены три полигона управления движением на припортовых направлениях: Юго-Западный, Северо-Западный и Восточный. Последний уже функционирует активно – с прошлого года Центр управления перевозками (ЦУП) Восточного полигона существует как самостоятельное структурное подразделение Центральной дирекции управления движением (ЦД). На этой структуре отрабатывается взаимодействие между ЦД и региональными дирекциями.
В настоящее время ЦУП Восточного полигона в Иркутске объединяет диспетчерский аппарат Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорог. В последующем туда переведут соответствующий штат специалистов с Красноярской и Дальневосточной магистралей.
«То есть четыре дороги, весь диспетчерский аппарат будет сидеть в одном месте. На сегодняшний день и информационные системы, и связь позволяют это сделать», – подчеркнул Р. Райзер.
По его словам, развитие полигонных технологий управления движением направлено на исключение потерь в пропуске грузопотока и обеспечение роста перевозок.
Как АПК и стройиндустрия попросили отсрочку от мобилизации
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что приоритетной целью частичной мобилизации должно являться привлечение тех контрактников, которые досрочно расторгли контракты после 24 февраля, представителей силовых структур, частных охранных предприятий. В связи с этим попытка решить проблемы нехватки сил в армии за счет мобилизации сотрудников крупных предприятий и строительных рабочих на крупных инфраструктурных проектах — как минимум ошибка. А в случае с Восточным полигоном такие действия вообще выглядят как диверсия против ориентированных на экспорт отраслей экономики, поскольку если строительство замедлится, то с учетом нового витка ужесточения санкций возникнут риски остановки производств, в том числе непрерывно действующих. Сейчас бронь для строителей на Восточном полигоне, полагает он, это не только необходимый элемент для сохранения хотя бы текущих темпов ввода объектов, но и механизм привлечения кадров, которых все еще не хватает для ускорения проекта с учетом растущего запроса экспортеров на провозные мощности в восточном направлении.
Перевалка угля в российских портах за январь—апрель этого года выросла на 18,3%
Как следует из материалов ОАО РЖД, которые видел “Ъ”, в прошлом году во временные правила был внесен ряд изменений, в частности, приоритизация экспортных перевозок угольных компаний и повышение приоритета для коксующегося угля и антрацита (в результате доля коксующегося угля в угольном экспорте на восток выросла с 36% в 2022 году до 48% в 2023). Также был снижен приоритет транзитных контейнерных перевозок из недружественных стран, в результате чего на май 2023 года транзит контейнеров между недружественными странами не согласовывается, а объем транзита контейнеров из дружественных стран в недружественные упал более чем на 50%. В конце марта было принято решение о приоритете для лесной продукции: в мае принято на 96% больше заявок на перевозку от предприятий—производителей ЛПК по спискам Минпромторга. 4 мая введен повышенный приоритет внутри контейнерных перевозок для экспорта сельскохозяйственных и продовольственных грузов, для перевозок грузов, связанных с формированием государственного материального резерва, и для транзитных грузов, перевозимых в объемах, гарантированных межправсоглашениями.
По информации собеседника “Ъ”, знакомого с ситуацией, с 2024 года все же планируется вернуться к ПНД, отказавшись от временных правил. Однако в ПНД предлагается учесть все решения, закрепленные во временных правилах, что, по его словам, приведет их к полному сближению.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что решение о продлении временных правил ожидаемо и что постоянство даже несовершенных правил лучше, чем их резкое изменение. По его мнению, в ситуации, когда диспетчеризация на сети продолжает ухудшаться, к тому же наступает период летних ремонтов, любая турбулентность приведет к ухудшению ритмичности движения.
Вывоз контейнеров с Дальнего Востока простимулируют скидкой
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в первую очередь необходимо устранить ситуацию, когда типовые и инновационные вагоны перемешиваются в одном составе. Грузовладельцы заинтересованы в увеличении вывоза, но в текущих условиях не могут нормально прогнозировать стабильность отправок. В марте, отмечает он, в Кузбассе было 55 тыс. вагоноотправок на восток, к июню — резкий провал до 38 тыс., а с июля снова пошел рост до 55 тыс. в августе. При такой нестабильности, когда разрываются кольцевые маршруты, доля инновационных вагонов падает, заключает эксперт.