РЖД коллективно договорились. Монополия с профсоюзами решили, как поддерживать и стимулировать работников

28 июня 2018 года Конституционным Судом Российской Федерации принято Постановление № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других».

В соответствии с данным Постановлением при привлечении работников, заработная плата которых помимо месячной тарифной ставки (месячного должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Учитывая, что данное Постановление Конституционного суда Российской Федерации указывает на необходимость изменения порядка оплаты труда в отношении вышеуказанной категории работников в выходные и нерабочие праздничные дни, в адрес заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрия Шаханова направлено письмо за подписью председателя профсоюза Николая Никифорова с предложением рассмотреть вопрос о внесении изменений в методику расчета заработной платы в ОАО «РЖД» (от 28 октября 2013 года № 363), в части уточнения порядка оплаты труда работников в выходной и (или) нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени, а именно – оплата в повышенном размере в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской, с начислением и на основную (как это делается в настоящее время) и на дополнительную двойную дневную или часовую ставку (часть оклада (должностного оклада) за день или час работы) компенсационных и стимулирующих выплат.

На Свердловской ЖД придумали план по снижению непроизводительных потерь рабочего времени ТЧЭ Каменск-Уральский Свердловской дирекции тяги (ТЧЭ-15). Утвердил документ первый заместитель начальника Свердловской ЖД Владимир Герус. Локомотивных бригад не хватает, это аксиома. И вот Свердловская дорога попыталась вопрос нехватки локомотивных бригад решить раз и навсегда. Причём стремительно. В течение второго полугодия 2021. Нехватка чего-либо (или кого-либо) всегда разрешается двумя способами: где-то взять и ничего не отдавать. Оба способа — в плане мероприятий.

Пункт 1. «Начальнику Свердловской дирекции тяги Д.В. Никифорову, его заместителю по кадрам Е.Н Пинигиной, начальнику ТЧЭ Каменск-Уральский А.В. Щеглакову: обеспечить явочную численность локомотивных бригад грузового движения в количестве 900 человек». Очень ценный пункт. Без него указанные руководители набрать штат никак не могли. О том, какими печеньками заманить рабочих, в плане, само собой, ни слова.

Пункт 2. «Тем же, за минусом начальника региональной дирекции тяги: пересмотреть сроки предоставления отпусков и обучения локомотивных бригад с предоставлением отвлечений в III и IV кварталах 2021 г.». Если о том, как добрать работников до необходимого количества, никто не знает, то, как чёрт из табакерки, выскакивает второй способ разрешения нехватки: не пускать!

Ни о каком тотальном пересмотре графика законодатель не упомянул.

Пункт 3. «Тем же, плюс начальнику ТЧЭ-15: обеспечить выполнение нормативов отвлечения локомотивных бригад не более 21,6%». Методику соблюдения коэффициента замещения авторы плана опять не указали. Остаётся уже звучавшее «не пущать». Ни в отпуска, ни на курсы повышения квалификации. Отличный метод, работает!

Пункт 5. «Начальнику ТЧЭ-15: сократить время выходных дней до 48 часов, обеспечить междусменный отдых не более 16 часов». Знаете, иногда возникает ощущение, что некоторые руководители заочно соревнуются между собой в том, кто более людоедское руководящее указание придумает.

Первый заместитель начальника дороги добавляет: «И не более». О графиках работы локбригад грузового движения мы писали много. Это очень сложный сегмент работы ТЧЭ, и в ходе выполнения графика возникает много новых «вводных»: то переотдых, то превышение времени следования с поездом. С поправкой на такие вот неожиданности междусменный отдых обычно закладывается чуть больше 16 часов, чтобы в случае чего не приходилось сдвигать следующую явку. О том, как нарядчикам реализовать этот пункт плана, само собой, не говорится ничего.

Свердловская Т со своими изуверскими указаниями уже попадала в поле нашего зрения: и.о. её начальника Сергей Полюдов почти год назад обязал всех ТЧЭ направлять в Ространснадзор ходатайства о привлечении работников к административной ответственности за нарушения в области безопасности движения. И вот новый виток затягивания удавки на шее машиниста.

Проблема нехватки локомотивных бригад существует, и решать её необходимо. В некоторых депо — жизненно необходимо.

Для того чтобы понять, с какой стороны к ней подступиться, нужно определить причины, почему работники не спешат занять места в кабинах. Лишь устранив эти причины, можно надеяться, что за воротами депо выстроятся очереди из желающих вкусить железнодорожной романтики.

Мы много об этом писали — это и «заточенность» командно-инструкторского состава на выискивание нарушений, а не предотвращение, и несоблюдение графиков сменности, и разные «гениальные» изобретения в виде СДО-АСПТ-АС ГРАТ, и прочее, прочее, всего и не перечесть. Обратите внимание, мы не говорим о зарплате. Однако самое главное, чего не хватает человеку работающему — это ощущения уважения к себе со стороны руководителей. Этот вопрос нужно решать в первую очередь, а не вот это ваше всё.

РЖД и Роспрофжел подписали новый Коллективный договор на 2020–2022 годы. В документе сохранили льготы для сотрудников монополии и добавили новые пункты. Договор подписал глава РЖД Олег Белозёров и председатель Роспрофжела Николай Никифоров.

Несмотря на многостраничность, сотрудников интересуют конкретные цифры и что меняется к лучшему.

На 500 рублей вырастает матпомощь при рождении или усыновлении ребёнка. Сейчас эта сумма составляет 4600 рублей. В новом договоре предусмотрено поэтапное повышение суммы: в 2020 году — 5100 руб., в 2021 году — 5250 руб., а в 2022 году — 5450 руб. Аналогичным образом вырастут ежемесячные пособия работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте от 1,5 до 3 лет.

«Повышены компенсации увольняемым по сокращению численности или штата. Причём при оптимизации теперь обязательна предварительная консультация с первичной профсоюзной организацией. Также вырастут страховые выплаты детям работников, погибших или получивших I группу инвалидности в результате несчастного случая на производстве», — рассказал председатель Роспрожела Николай Никифоров.

В основном речь идёт о небольших плюсах в 100, 200, 500 рублей.

Главное нововведение — у сотрудников РЖД появится бонусный соцпакет. Работникам начнут начислять баллы за проявленную активность, вовлечённость в решение корпоративных задач, участие в значимых для компании проектах. Набранные баллы они смогут тратить на получение дополнительных льгот.

В документе учтены такие пункты, как индексация заработной платы не менее двух раз в год, выплаты при увольнении впервые на пенсию в зависимости от стажа и поощрений, негосударственное пенсионное обеспечение, бесплатный проезд в поездах дальнего следования и в пригородном сообщении, медицинское обслуживание и оздоровление.

В Коллективном договоре уделили внимание физкультуре и спорту. Предусмотрено более чем двукратное увеличение финансирования на проведение спортивных массовых мероприятий. «Почти на 30% вырастет компенсация работникам за занятия в спортивных секциях», — сказал председатель Роспрофжела. Проверим. Не так давно мы описывали не очень приятную ситуацию, как раз связанную с компенсациями железнодорожникам средств за занятия физкультурой.

«Судя по всему у РЖД очень трогательные отношения с профсоюзами. Коллективный договор — это соглашение между работниками организации, права которых представляет профсоюз, и работодателем. Это некая договорённость, которая включает не требования по отношению к работникам, а их права, — рассказала vgudok.com на правах анонимности эксперт в области HR. — И в договоре, принятом РЖД, который я посмотрела, всё хорошо. Он действительно пересматривается 1-2 раза в год. Иногда реже. По факту РЖД в очередной раз пересмотрели прошлый договор. Часть его оставили, часть дополнили. Молодцы, договорились».

Впрочем, к Коллективному договору достаточно вопросов. Об этом vgudok.com рассказал бывший сотрудник РЖД:

«Коллективный договор — очень результативная (об эффективности пока умолчим) имиджевая вещица, не более. «Смотрите, как мы заботимся о наших работниках!» — говорит работодатель в унисон с ручным профсоюзом, в который кадровики монополии принудительно загоняют народ. На самом деле подавляющее большинство «печенек», предусмотренных документом, переписаны из Трудового кодекса (ТК РФ), — напоминает наш собеседник. — Предоставить их работодатель и так обязан, и никакой профсоюз ему тут не указ и не советчик. То, что сверх этого — так никакой ТК РФ не запрещает работодателю осуществлять выплаты либо применять нематериальное стимулирование там, где он сочтёт нужным, так что роль профсоюза в подготовке документа сильно преувеличена.

Толкование термина «неработающие пенсионеры ОАО «РЖД» сильно «порадует» тех, кто верой и правдой трудился на «железке», но чьи рабочие места волею бессистемных реформ оказались вне материнского предприятия. Все они — за бортом царских щедрот.

Собственно, нового-то ничего здесь нет, просто документально зафиксировано существующее положение вещей.

Единственный пункт, который может порадовать любящих своё дело железнодорожников, это 3.2.9 —  «обеспечивать функционирование объектов социальной сферы Компании, музеев, комнат боевой и трудовой славы структурных подразделений филиалов Компании, производить изменение условий их работы с учетом мотивированного мнения выборного органа Профсоюза» (конец цитаты). Ваш портал неоднократно писал о небольших музеях, созданных энтузиастами в разных депо, и высказывал опасение за их судьбу в рыночные времена. Этот пункт опасения не то чтобы снимает, но все же даёт надежду на то, что музеи не окажутся на свалке. Снова зачем-то притянут профсоюз — сочтёт профсоюзный лидер, что музей не нужен — и изменит работодатель условия его работы. До полного закрытия.

Если же говорить об эффективности Коллективного договора, то несложно представить, сколько ресурсов было затрачено на его разработку. Суть документа — кому, сколько и чего дать. Все эти «сколько» имеют измеримое значение, чётко ограниченное работодателем, а сам такого рода документ может родиться лишь там, где благ хватает не всем, вот и возникает необходимость в делёжке. Вывод из этого простейший: хотите дать — дайте всем поровну и не занимайтесь самопиаром, а ещё лучше — платите нормальную зарплату, тогда и делить ничего не нужно будет».

В Коллективном договоре на 2020–2022 годы появятся и абсолютно новые положения. Среди них — отдельный пункт об улучшении условий труда, производственного быта и охране здоровья женщин, также учтена возможность установления гибкого рабочего графика. Коллективный договор — момент, конечно, имиджевый. Однако рвение, с которым топы монополии его обновляют, говорит о том, что проблем с сотрудниками у РЖД хватает. Без этого никак, учитывая штат корпорации-монстра. Не просто так монополия давно является одним из лидеров рейтинга лучших работодателей России. При таком положении дел всегда найдутся недовольные, готовые судиться, отстаивать свои права, жаловаться.

Аутсорсинг стал применяться при реформировании ОАО “РЖД” для повышения эффективности железных дорог. Вот только зачастую в результате получается не снижение издержек, а их рост. Не повышение эффективности работы, а банальное сокращение социальных льгот и просто сокращение персонала.

Специалисты Роспрофжела получают огромное количество сообщений о подобных нарушениях. Как обстоит ситуация с аутсорсингом в настоящее время, корреспонденту “Солидарности” ответил председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Никифоров.

— Николай Алексеевич, с точки зрения Роспрофжела, оправдался ли аутсорсинг как способ повышения эффективности российских железных дорог?

— В целом мы никогда не приветствовали аутсорсинг. Наш профсоюз всегда был против и заемного труда, и кадровых агентств. Но сегодня работодатель не обязан учитывать мнение профсоюза по данному вопросу. Процесс перевода отдельных видов работ — идет и в системе РЖД, и в дочерних обществах.

— Положительные примеры все-таки должны быть?

— Да, это работа сервисных компаний по ремонту локомотивов. Цель была такая же, как в автомобилестроении: сервисное обслуживание от производителя на полный срок службы. Сразу скажу, тяжело идея претворялась в жизнь. Все-таки переход в новые структуры затрагивал 60 тысяч человек! И новый собственник сразу начал говорить о сокращении льгот и гарантий. Люди не могли понять: они остаются на том же рабочем месте — а условия меняются. Здание и оборудование остались, а работы по текущему и среднему ремонту передавались в “Трансмашхолдинг-Сервис” (“ТМХ-Сервис”) и “Синара транспортные машины — Сервис” (“СТМ-Сервис”).

Долго мы вели переговоры с руководителями разных уровней, добивались принятия документа о сохранении льгот и гарантий. В итоге подписали трехсторонние соглашения между ОАО “РЖД”, Роспрофжелом и “ТМХ-Сервисом” в одном случае и “СТМ-Сервисом” — в другом, с сохранением всех гарантий и льгот. Затем создали первичные профсоюзные организации, и начались переговоры о заключении коллективных договоров. Принятые коллективные договоры в основном соответствовали коллективному договору ОАО “РЖД”, но все же некоторые потери по льготам были.

— Как часто Роспрофжел сталкивается с ухудшением социальных гарантий для персонала, перешедшего в аутсорсинговую компанию?

— Это массовое явление. Взять, к примеру, передачу автомобильного обслуживания и ремонта транспорта. Передавали автомобили и водителей. Главная трудность была в заключении трехстороннего соглашения о сохранении льгот и гарантий на первый год. На этот этап полгода ушло. Но водители, посмотрев на условия работы, на контракты, в основном краткосрочные, стали увольняться. В результате было трудно создать первички. Сейчас они созданы, но льготы существенно потеряны.

Плохо обстоят дела в структурах, связанных с обслуживанием домов и комнат отдыха локомотивных бригад. Перевод на аутсорсинг прошел без широкого обсуждения, передавали постепенно. Вскоре появились проблемы с выплатой заработной платы, людей переводили на гражданско-правовые договоры, люди стали бесправными.

Главная задача у новых структур — получить прибыль. И решается она просто — недоплатой и экономией на гарантиях и льготах.

— Удается ли Роспрофжелу влиять на изменение ситуации к лучшему?

— Это процесс долгий. Когда происходит перевод людей в аутсорсинговую структуру, мы объясняем, что вы пришли в другую организацию и необходима новая первичка профсоюза, для того чтобы начать работу над коллективным договором. Но подчас работники разрознены, находятся в сотнях километров друг от друга, из-за этого сложно создать единую профорганизацию. Поэтому мы оставили их на учете в прежней организации и оказываем помощь, а затем уже создаем ППО.

В прошлом году из вычислительного центра ОАО “РЖД” выделилась структура ООО “Отраслевая сервисная компания “ИнфоТранс”, которая будет заниматься обслуживанием и ремонтом вычислительной техники. Мы начали создавать там первичку. У руководства новой структуры — сразу же полное отторжение этой идеи. Специалисты Роспрофжела объяснили, что все происходит в рамках закона, и если люди захотят, они объединятся. Создали организацию, численность которой оказалась меньше половины работников. Наши сотрудники стали объяснять людям, что для сохранения гарантий нужен коллективный договор. А для этого требуется увеличение числа членов первички. Убедили. Сейчас там 60% трудового коллектива — члены профсоюза. И уже подписан коллективный договор.

— Критерии отбора компаний, оказывающих услуги в рамках аутсорсинга, требуют изменений?

— Критерии прописаны РЖД. Это опыт работы, соответствующие навыки персонала, соответствующее оборудование, отсутствие долгов, хорошие рекомендации. А говорить, какой уровень зарплат и социальных льгот устанавливать, — это невозможно в рамках действующего законодательства. Мы добились, чтобы был гарантированный прием в новую организацию и в первый год не снижался уровень льгот и гарантий. Дальше — работа трехсторонней комиссии.

— Какую часть персонала ОАО “РЖД” за последние годы затронуло внедрение аутсорсинга?

— Порядка 90 тысяч человек. Это те, кто уже работает в аутсорсинговых структурах. И, к сожалению, число этих работников в ближайшие годы будет только увеличиваться. В первую очередь в планах компании передавать сторонним организациям выполнение ремонта, услуги.

— Что показывает международная практика применения аутсорсинга на железнодорожном транспорте?

— Я довольно много общаюсь с коллегами из-за рубежа, и практически все говорят, что ничего положительного аутсорсинг не дает. Везде происходит ущемление прав работников. А еще стоит отметить, что государственные структуры кризисные явления в экономике проходят намного спокойнее, чем структуры частные. Это общемировая тенденция. Учитывая участившиеся рецессии и падения, это не стоило бы сбрасывать со счетов.

— Как Роспрофжел может влиять на изменение ситуации?

— Мы постоянно занимаемся этой проблемой. Работаем и с правительством, и с Государственной думой. Результатом стал запрет передавать на аутсорсинг работы, связанные с движением поездов. То есть те, от которых зависит безопасность как грузовых, так и пассажирских перевозок.

Наши коллеги из корпоративного издания ОАО «РЖД» опубликовали большое интервью с председателем Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей («Роспрофжел») Николаем Никифоровым. Материал приурочен к 115-летию профсоюза в апреле. Мы не могли пройти мимо, тем более что профсоюзную тему уже изучали предметно. Для начала предлагаем взглянуть на результаты опроса, проведённого в самой массовой группе железнодорожников в одной из соцсетей.

Только 2% принявших участие в голосовании полностью поддерживают Роспрофжел, почти 6% не теряют надежды, 12,5% ставят результативность этой общественной организации в зависимость от лидера первички. Две трети респондентов отказывают союзу в праве на существование. Затруднившихся сделать свой выбор, но желающих узнать итог голосования, 14%. В чём же дело? Давайте обратимся к интервью профсоюзного лидера. В самом начале Николай Алексеевич сообщил читателям железнодорожной ежедневки: «наша главная задача — улучшение социально-экономического положения работников». Звучит красиво. Только Устав Роспрофжел считает иначе.

«2.2. Основные задачи Профсоюза:

2.2.5. социальная поддержка членов Профсоюза;

2.2.6. реальное повышение жизненного уровня каждого члена Профсоюза;

Обратили внимание? Председатель Роспрофжел говорит одно, в Уставе — немного другое. «Защита прав и интересов» проходит лейтмотивом задач профсоюза. Она же является единственной целью создания профсоюзов согласно Закону от 12.01.1996 №10-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст.2, ч. 1):

«Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов».

Как видим, путаница начинается на этапе понимания целей и задач союза его лидерами и, как следствие, рядовыми членами. Возможно, именно поэтому официальный профсоюз никто и не воспринимает, как защитника. Путёвочки, подарочки на Новый год, 23 февраля/8 марта, матпомощь (три тысячи дадут — считай, хорошо) на свадьбы-рождения-похороны. Детишек в летний лагерь.

Машинисты МЦК сообщили, что профсоюз согласовывает графики работы, в которых заложены переработки.

Повышение жизненного уровня своих членов (интересно, как?), о котором говорит г-н Никифоров, Устав Роспрофжел декларирует только шестым пунктом. Если исходить из положений закона, а не трактования задач Роспрофжела его лидером и восприятия этого союза работниками монополии, то картина складывается следующая.

Разочаровавшись в профсоюзе «официальном», помощник машиниста Алексей Мироненко организовал в депо Новокузнецк ЗСДТ первичную организацию Межрегионального профсоюза железнодорожников (МПЖ). Его уволили. Не защитил Роспрофжел машиниста Алексея Огневенко, которого уволили за участие в забастовке. Помог железнодорожнику лишь ЕСПЧ. На Западно-Сибирской дороге провели липовую оценку условий труда, повлекшую снижение размера оплаты труда. Роспрофжел молчал. Машинист Сергей Болтунов из депо Новосибирск ЗСДТ пытался заставить работодателя работать по им же утверждённым инструкциям. Итог – администрация включила репрессивную машину на всю мощь. Голоса профсоюза не слышно.

Машинисты МЦК сообщили, что профсоюз согласовывает графики работы, в которых заложены переработки . Как там было в Уставе Роспрофжел? «Контроль за соблюдением работодателями законодательства о труде»? Чего-то факты с задачами профсоюза не увязываются. Такое положение, как нам известно, практически во всех депо сети дорог. И во всех депо Роспрофжел бездействует одинаково. Помощник машиниста Денис Крень из депо Комсомольск-на-Амуре в своём видеообращении рассказал об условиях труда в депо. Профсоюз стыдливо прикрыл глаза, а когда Денис обратил внимание на проблему, помочь отказался. Итог — минус один член. Не вступился председатель первички Роспрофжела за машиниста Сергея Гальскова из моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский, которого заставили написать заявление на перевод в помощники за то, что он не сообщил об открытом переезде.Восстановиться в должности помогла наша публикация, вынесшая случай на всеобщее обозрение.

«А где роль профсоюзов? За что им отчисляют деньги? Под ответ их вместе с руководством ФПК!» — оценил участие Роспрофжела наш читатель в ответ на публикацию о письме проводника ФПК президенту страны с просьбой отменить повышение пенсионного возраста для этой категории работников.

Всё необходимое для реальной защиты прав работника в Уставе Роспрофжела есть.

Ещё один проблемный для работника монополии вопрос — т.н. «оптимизация». Мы много писали о ней, к примеру в этом материале или в этой статье. Много упоминаний об этом и в письмах наших читателей. Смысл один: обычное сокращение штатов при прежнем или бо́льшем объёме работы. Цитируем Николая Никифорова: «Позиция профсоюза — не соглашаться с увольнением работников до тех пор, пока работодатели не представят веских оснований. Например, внедрят новую технику, изменят технологию, станут использовать прогрессивные формы организации труда и производства. Недопустима практика повышения производительности труда исключительно за счёт сокращения штата». Кому верить — решайте сами. Мы верим своим глазам.

Будем объективны. В наших публикациях были и упоминания о профсоюзе в позитивном ключе. К примеру, в депо Дно профсоюз принял активное участие в организации музея. Помог профсоюз и в создании и функционировании музея в депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский. Музей депо в Великих Луках также организован при помощи профсоюза. Одна деталь: было это всё ещё при социализме, а подобная деятельность целью профсоюза не является.

Выходит, совсем всё плохо с достижением Роспрофжела своих целей? Нет! Есть ложка мёда в этой бочке дёгтя! Совсем недавно мы рассказывали о ситуации с соблюдением режима труда и отдыха в депо Хабаровск ДВОСТ Т. Председатель первички Роспрофжела К.С. Варфаламеев предъявил работодателю требование об устранении нарушений. Как ни крути, но этот пример из сообщений наших корреспондентов на сегодняшний день единственный, из которого видно, что профсоюз действует в соответствии со своими целями. Тем не менее, 12,5% респондентов (помните результаты опроса?) верят своим лидерам. Мы не можем с ними не согласиться: всё необходимое для реальной защиты прав работника в Уставе Роспрофжела есть. Нет желания идти против работодателя.

В чём же причина такого более чем печального положения дел? Помните, совсем недавно Роспрофжел очень активно рассказывал, какой замечательный Коллективный договор подготовлен и принят при его непосредственном участии? С мнениями работников и экспертов мы наших читателей знакомили. Давайте ещё раз заглянем в документ.

Оказывается, помещения первичкам предоставляются безвозмездно, а средства на культурно-массовую работу и зарплату председателей первичек берутся у работодателя. Теперь понятна запредельная активность топов Роспрофжела в продвижении документа. Помимо тех пунктов, на которые мы обратили внимание, раздел 9 Коллективного договора устанавливает и другие случаи, когда профсоюз безвозмездно пользуется материальными благами работодателя. Способен такой профсоюз встать к нему в оппозицию? Ответ очевиден.

В этой связи уместно ещё раз вспомнить уже упомянутую нами ст. 2 Закона о профсоюзах:

«Все профсоюзы пользуются равными правами!»

Можете себе представить, что ОАО «РЖД» предоставит материальные блага настоящему, «зубастому» профсоюзу на тех же условиях? Мы тоже. Истоки запредельной любви работодателя и Роспрофжела ясны. Обычная взаимная зависимость. Профсоюз помалкивает, а работодатель оплачивает молчание и силком загоняет работников в организацию, которая должна за ним же и присматривать. Паритет интересов.

Ну и для полноты картины — снова цитата из Закона о профсоюзах.

Есть ли из искусственно созданной ситуации выход? Безусловно. Известный с незапамятных времён: рыночные отношения и конкуренция. Работники будут скидываться своими взносами на зарплату председателя первички только тогда, когда будут видеть прок от его деятельности. Не хватит средств — будет он работать, как миленький, наравне со всеми, а профсоюзную деятельность вести на общественных началах. По мановению волшебной палочки закончатся командировки в курортные регионы по вопросу обеспечения отдыха членов профсоюза. Этот вопрос применительно ко всем работникам будет вынужден решать тот, кому и надлежит это делать: работодатель. Ну а у профсоюза останется только один путь: становиться настоящим защитником. Тогда и интервью лидера не будет восприниматься, как пиар на пустом месте.

Своим взглядом на проблемы Роспрофжела vgudok.com попросил поделиться генерального инспектора труда Союза профсоюзов России Сергея Храмова.

«Роспрофжел позиционирует себя, как консервативная организация, главной задачей которой является улучшение социально-экономического положения работников. Иными словами, это социальный отдел предприятия, ведущий переговоры с работодателем на условиях работодателя и по правилам работодателя. Например, профсоюз готов рассматривать вариант повышения заработной платы на уровне роста производительности труда за счёт частичного использования средств, высвободившихся в связи со снижением численности. Значит, «профкомычи» готовы сократить сотни и тысячи работников (из зарплат которых многие годы удерживается процент в кассу профсоюза), переложив работу уволенных на оставшихся. При этом они готовы согласиться и с очевидным в наших условиях: с тем, что только скромная часть сэкономленного достанется самим оставшимся работникам.

Это уже не говоря о том, что само по себе обсуждение вопроса о «повышении производительности труда» противоречит самой сути понятия «профсоюз». Профсоюз — это объединение людей, работающих по найму, т.е. продающих работодателю-нанимателю свою квалификацию, умноженную на их рабочее время, — рассказал наш собеседник.— А объединение наёмных работников в профсоюз своей важнейшей задачей ставит именно повышение цены этого произведения. Вследствие чего производительность труда является заботой исключительно для работодателя.

На ж/д транспорте процветает премиальная-депремиальная система оплаты труда.

Соцпакет, конечно, это хорошо, но есть и другие, и как мне кажется, более значимые проблемы: это в первую очередь заработная плата, которая оставляет желать лучшего как своим размером, так и, что самое страшное, на ж/д транспорте процветает премиальная-депремиальная система оплаты труда. А это означает, что за любое несогласие с позицией начальства, а к этой категории российские работники относят и «профкомычей» из Роспрофжела и ФНПР, простой машинист, ремонтник, проводник может лишиться половины зарплаты в виде лишения премии, т.е. не предусмотренного ТК РФ взыскания — депремирования. Именно эта, сохраняющаяся с советских времен (Постановление СМ СССР, ЦК КПСС и ВЦСПС № 1115 от 1986 года) премиально-депремиальная система з/п и является инструментом закрепощения работников на всех российских предприятиях.

Мы поздравляем Роспрофжел с грядущей юбилейной датой, и желаем этому общественному объединению возродиться из пучины верноподданичества и стать той силой, в поддержку которой работник сам захочет отчислять членские взносы.

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь