РЖД ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПО

Госкомпания РЖД создает собственную ИТ-систему для
импортозамещения. В ней будет содержаться список иностранной продукции в
привязке к подразделениям компании и к данным о возможных отечественных
аналогах для замещения импортной продукции. Внедрение системы должно позволить РЖД
координировать и контролировать процесс импортозамещения более эффективно.

РЖД построят ИТ-систему контроля собственного импортозамещения

Госкомпания «Российские железные дороги» (РЖД) заказала разработку автоматизированной информационной системы (АИС) «Импортозамещение». Информацию об этом можно обнаружить на сайте госзакупок.

«Работа по импортозамещению в РЖД ведется по всем
функциональным подразделениям, —
рассказали CNews
представители РЖД. — Внедрение новой информационно-аналитической системы
позволит более эффективно координировать и контролировать эти процессы в
масштабе всей компании, в том числе в области информационных технологий».

Заказчики могут получить до 100 млн рублей на пилотное внедрение ИИ

Актуальность создания системы также обусловлена планом
модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РЖД на период до 2024 г. Его выполнение стратегически увязано с применением отечественных компонентов,
технологий и сложных технических систем, включая отечественное ПО, говорится в
техзадании.

Тендер на создание системы был опубликован 28 февраля 2022
г. Максимальная цена договора может составить 16,7 млн руб. Заявки на открытый
конкурс принимаются до 21 марта. Итоги будут подведены 5 апреля. А ИС должна быть создана к 30 ноября 2022 г.

Как это будет
работать

АИС «Импортозамещение» создается для автоматизации формирования
перечней иностранной продукции, подпрограмм импортозамещения подразделений, а
также для мониторинга и контроля импортозамещения в РЖД.

РЖД внедрит систему для замены импортной продукции в госкомпании на отечественную

В системе будут собираться и отображаться данные по замене
импортосодержащей продукции общего назначения на отечественную. На основании
этих данных будут формироваться отчеты по выполнению программы импортозамещения.
Также в «Импортозамещении» будет содержаться справочник подразделений РЖД, нормативная
и техническая документация, необходимая для проведения мероприятий по импортозамещению.

Технические
подробности

Система должна разрабатываться с применением микросервисной
архитектуры. А ИС будет создана на основе софта, включенного в реестр
Минцифры или свободно распространяемого ПО (с открытым исходным кодом).

АИС «Импортозамещение» должна включать ряд модулей. Среди них — модуль
ведения нормативно-справочной информации, формирования подпрограмм
импортозамещения причастных подразделений, модуль хранения и управления
данными, модуль отчетности и администрирования.

План по
импортозамещению в РЖД

По данным РЖД, план по переходу на отечественное ПО,
включенное в реестр при Минцифры, реализуется в организации с 2018 г. Проектным
офисом, созданным для его реализации, организовано взаимодействие с
отечественными компаниями по разработке информационных
систем, не уступающих зарубежным аналогам в функциональности и надежности.

До конца 2024 г. в РЖД планируют заменить 50 классов зарубежного софта на российское ПО. Об этом в середине ноября 2021
г. во время своего выступления на ежегодном «CNews FORUM. Информационные
технологии завтра» рассказал заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин. К концу 2021 г. будут заменены 14 классов ПО, к
концу 2022 г. — еще 19 классов, через три года — оставшиеся 17.

РЖД собираются в течение трех лет достигнуть как минимум
70-процентного уровня импортозамещения по всем своим классам используемого ПО.
Не считая тех, которые были замещены уже давно, таких классов в компании сейчас
50.

50 классов ПО на
замену

«Российские железные дороги» (РЖД) планируют к концу 2024 г.
исполнить поручение Президента России Владимира
Путина, перейдя я на преимущественное использование отечественного
программного обеспечения по всем его используемым в компании классам. Об этом в
середине ноября 2021 г. во время своего выступления на ежегодном «CNews FORUM. Информационные технологии
завтра» рассказал заместитель генерального директора РЖД Евгений
Чаркин.

Он отметил, что в настоящее время утвержден план мероприятий
компании по импортозамещению ПО. Его мероприятия детализированы по 50 классам
программного обеспечения. В 2021 г. ход исполнения план был одобрен на
заседании комитета по цифровой трансформации и инновационному развитию совета
директоров РЖД.

Под преимущественным использованием подразумевается как
минимум 70-процентное импортозамещение. К концу 2021 г. этот показатель должен
быть достигнут по для 14 классов ПО, к концу 2022 г. — еще для 19 классов,
через три года — по оставшимся 17 классам.

По словам Паршина, в этой работе РЖД тесно взаимодействуют с
Минцифры и «Центром компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ», возглавляемом
экс-замминистра связи Ильей Массухом.

Евгений Чаркин: Импортозамещение — это вызов с точки зрения получения дополнительного эффекта для нас и наших клиентов

«Для нас импортозамещение — это не просто дань моде, не
просто процесс замены одного решения на другое решение, — говорит Паршин. — Это
вызов с точки зрения получения дополнительного эффекта, дополнительной ценности
для нас и наших клиентов».

Особенности процесса

Напомним, что свое поручение об импортозамещении в РЖД Путин
дал еще в декабре 2017 г. По словам Чаркина, отказ от зарубежного софта в РЖД
начался задолго до этого момента. В первую очередь компания обратила внимание
на класс производственного ПО. Именно поэтому сейчас он уже давно замещен и в
упомянутый перечень из 50 классов действующего плана не включен.

Презентация Евгения Чаркина (нажмите для пролистывания)

Текущее импортозамещение касается, например, систем ERP, документооборота,
корпоративной отчетности, использования мейнфреймов и пр.

При этом проект по линии ERP топ-менеджер считает одним из самых нетривиальных
— РЖД требуется в очень сжатые сроки сделать решение мирового класса, при том
что в системах ERP в компании работает свыше 240 тыс. человек, и разнообразие и
сложность связанных с этим процессов колоссальные.

70% — не предел

По заверению Чаркина, по ряду классов ПО останавливаться на
70-процентной отметке в ходе импортозамещения РЖД не намерены. План явно будет
перевыполнен в части антивирусной защиты, почтовых систем и др.

«Понимаете, в чем нюанс. У нас огромное количество систем,
которые формально не попадают в реестр отечественного ПО при Минцифры, но они
написаны нашими внутренними разработчиками с использованием импортонезависимых
технологий, — отмечает Чаркин. — Поэтому наша задача сделать так, чтобы они
были признаны полностью эффективно российскими, попали в реестр».

Выступление Евгения Чаркина на CNews FORUM 2021

С другими аспектами выступления Евгения Чаркина на CNews
FORUM, касающимися стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли, описания
новых ИТ-сервисов РЖД и цифровых инициатив, перспективных технологий, цифровых
двойников и пр., вы может ознакомиться по выложенным здесь презентации и
видеозаписи.

История импортозамещения софта в РЖД

По данным РЖД, план по переходу на отечественное ПО, включенное в реестр
при Минцифры, реализуется в организации с 2018 г. Проектным офисом, созданным
для его реализации, организовано взаимодействие с отечественными компаниями по
разработке в интересах РЖД информационных систем, не уступающих зарубежным
аналогам в функциональности и надежности.

Виктор Силкин «Супервэйв Групп»: Бережное отношение к ресурсам становится хорошим тоном

За прошедшее время было проанализировано и протестировано свыше 200
отечественных продуктов и платформ различного назначения, включая системы
электронного документооборота и управления данными, EAM- и ERP-системы, офисные
системы, антиспам-продукты и др. « Успешно прошедшие нагрузочное тестирование
программные продукты одобряются для дальнейшей эксплуатации в информационной
инфраструктуре холдинга», — говорится в сообщении РЖД.

По результатам выполненных в 2020 г. мероприятий, отечественное ПО было
внедрено в общей сложности для более 277 тыс. сотрудников РЖД. Речь в том числе
идет о системах бизнес-аналитики, управления данными и активами, а также
системах электронной почты и антиспам-продуктах.

Как прошел CNews
FORUM 2021

В 2021 г. C News FORUM — крупнейшая независимая площадка для
встречи ИТ-директоров, руководителей ИТ-компаний и представителей органов
власти — успешно прошел в четырнадцатый раз. В силу известных ограничительных
факторов организаторами был снова использован смешанный формат проведения
мероприятия — значительная часть форума прошла в онлайн-режиме.

Замгендиректора по операционной эффективности и цифровому развитию ПГК Алексей Агапкин описал цифровую трансформацию своей компании

CNews FORUM 2021 собрал свыше 1000 участников. Было
заслушано порядка 90 экспертных докладов. В сессионной части было проведено
шесть тематических отраслевых секций: «ИТ в госсекторе», «ИТ в банках»,
«Облачные технологии», «Информационная безопасность», «ИТ в торговле» и
«Цифровая трансформация».

Взгляд CNews на состояние ИТ-отрасли

В пленарной части CNews FORUM помимо Евгения Чаркина выступили глава Минцифры Максут Шадаев, его заместитель Максим Паршин, замглавы
Минпромторга Василий Шпак, замгендиректора
по операционной эффективности и цифровому развитию «Первой грузовой компании» Алексей Агапкин, вице-президент по ИТ «Евразхолдинга»
Артем Натрусов, гендиректор «Скалы-Р» Виктор Урусов, директор по работе с
ключевыми заказчиками Yadro Сергей
Касаев и многие другие.

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь