Российский рельсовый автобус РА1-731
Рельсовый автобус на комбинированном железнодорожном ходу 002
Рельсовый автобус на комбинированном железнодорожном ходу 001
Классический европейский рельсовый автобус прошлых десятилетий Schienenbus
Классический современный рельсовый автобус LINT
Ре́льсовый авто́бус, реже и сокращённо рельсо́бус — синоним или наименование автомотрис и дизель-поездов малой составности (один-четыре вагона). Рельсовые автобусы относятся к дизельному моторвагонному подвижному составу и предназначены для обеспечения пригородных пассажирских перевозок, как правило, на неэлектрифицированных участках железных дорог в виде автономного одиночно следующего пассажирского транспортного средства с двумя кабинами.
Рельсобус не является самостоятельным видом (классом) транспортного средства (как, например, паровоз или электропоезд) и, тем более, — видом транспорта. Использование термина «рельсовый автобус» не одобряется большинством специалистов. Более корректный термин — «автомотриса». Однако, в документах Пассажирской дирекции ОАО «РЖД» РА-1 и РА-2 классифицируются именно как «рельсовые автобусы». На конец 2008 г. в Дирекции было 142 рельсовых автобуса, в том числе в эксплуатации 100.
Существовали также рельсовые гиробусы.
В своем блоге я давал обзоры всех типов железнодорожного транспорта, что перевозит пассажиров на пригородных маршрутах Ленинградской области. Рассказывал о дизелях ДТ1 и РА2, о тепловозе с вагончиком , идущим из Карелии в Кузнечное, об электричках разных типов. А сегодня я расскажу о самом необычном поезде, который ходит в соседнем с нами регионе, у границ Ленинградской области — о дизеле РА1, иначе называемом «рельсовым автобусом». На автобус он действительно похож, во-первых формой, во-вторых тем, что состоит всего из одного вагона. Это самый маленький поезд России! И используется он только там, где мало пассажиров, чтоб не тратить топливо на перегон более крупных поездов. Он экономичен, он меньше изнашивает железнодорожное полотно.А еще он очень красивый и уютный! Мы встретились с ним, когда ехали из Новгорода в сторону Петербурга, до станции под названием Рогавка
Вообще, для тех, кто не знает о таких поездах, увидеть это чудо на перроне вместо привычной электрички — это значит впасть в крайнее удивление! Многие сначала окидывают взглядом весь перрон, нет ли там обычного поезда, пройдут в одну сторону, потом в другую, и лишь видя, что другие пассажиры сюда садятся, тоже подходят к одновагонному дизелю.
Такой самоходный вагон называют еще словом «мотриса» (или автомотриса). На большинстве железных дорог России, когда пассажиров мало, ходит тепловоз, который тащит пассажирский вагон. Вот, например, поезд Угловка — Боровичи
А здесь тепловоз и вагон объединены в одно целое. Снаружи он чем-то похож на вагон метро. Это объясняется просто — первые рельсовые автобусы делал тот же самый завод, что выпускал вагоны для подземки, поэтому и дизайн получился тем же.
Эти поезда выпускались с 1997 года по 2006 год. Данный самоходный вагончик выпущен в 2005 году.
Позже перешли на выпуск более современных дизелей РА2. На фото — как раз более современный дизель РА2, состоящий уже из трех вагончиков. Стоит на Удельной, чтоб отправиться в сторону Приморска
В салон РА1 могут вместиться 160 человек стоя. А сидячих мест, как пишут в интернете, 78. Это примерно соответствует количеству мест в головном вагоне электрички. Сиденья с подголовниками, очень мягкие и комфортные. Пожалуй, это лучшие сидения из всего, что у нас ходит! Тот кошмар, что устанавливают в поездах типа «Ласточки», даже близко с ними не сравнится, конкурировать смогут лишь сидения из поездов «Комфорт», и только из бизнес-класса.
Вид со стороны. Вот и весь поезд! Маленький, компактный, тихий. Но может развивать скорость до 100 километров в час. Правда, тихие одноколейные дороги, по которым он обычно ходит, вряд ли дадут это сделать.
Еще один плюс — между сиденьями очень большое расстояние. Пассажиры могут вытянуть ноги, не упираясь друг в друга. После этого дизеля в Рогавке мы сели в дизель ДТ1, идущий до Петербурга, и сразу ощутили на контрасте разницу — там ноги надо поджимать под себя. И даже если нет пассажира напротив, они упрутся в противоположное сиденье, а здесь — ногам свобода!
Тамбур просторный, можно и велосипеды размещать, и бабулек с тележками. Один минус — в дизеле нет туалета! Поэтому, при всех его достоинствах, пускать на дальние расстояния его вряд ли возможно. Если только делать «санитарные» остановки раз в час.
Салон частично разделен перегородкой на два отсека. Можно сесть возле перегородки, спиной к ней, если не хочется видеть соседей из другого отсека. Есть полки для багажа.
Красивый дизель. Жалко, что их уже не производят. Я бы хотел, чтоб эти уютные мини-поезда ходили бы и в Ленинградской области. Хотя бы дополнительно к поездам покрупнее, например , поздно вечером, когда мало пассажиров. В них очень приятно. И я рад, что у нас в России умеют делать хорошие поезда!
Если вам понравился материал в моем блог, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон , это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)
А вы знаете, что по железной дороге ездят автобусы? Самые настоящие автобусы. Вот так они выглядят:
Знакомьтесь — это рельсовый автобус РА-2, показанный на недавней выставке железнодорожной техники в Саратове. Это уже далеко не новинка РЖД — РА-2 эксплуатируются с 2006 года, но вот простые люди редко бывают в кабине машиниста. На выставке же можно было и в кабине побывать, потрогать всё своими руками, и небольшую лекцию машинистов прослушать.
РА-2 — это серия рельсовых автобусов, конструктивно унифицированных с метровагоном. РА-2 является самостоятельной подвижной единицей для перевозки пассажиров. Больше попадает под определение «дизель-поезд», так как используется уже в составе от двух до четырёх вагонов. Но официально классифицируется именно как «рельсовый автобус».
Заходим в салон автобуса. Вот такие сиденья нас встречают. Не очень мягкие, но и не жесткие. Сидеть вполне комфортно.
В Саратовских депо на данный момент числится 2009 года производства и одна – ноября 2014 года. Все они приписаны к депо Анисовка.
Сиденья расположены лицом друг к другу. Тут и столик небольшой есть.
РА-2 создан для пассажирских перевозок на участках неэлектрифицированных железнодорожных путей с интенсивным пассажиропотоком, а также для пригородного и межрегионального сообщения. Представляет собой состав постоянного формирования.
А вот так выглядит салон автобуса полностью.
Переходим из вагона в вагон. Переходы сделаны удобно, для перехода пассажиров из вагона в вагон на торцевых стенах вагона установлены межвагонные переходы и двери.
Конструкционная скорость РА2 — до 120 км/ч (при максимальной эксплуатационной скорости 100 км/ч).
А вот так межвагонный переход выглядит «с улицы».
Кроме базового варианта рельсовые автобусы РА-2 выпускались в вариантах комплектации «Бизнес», «Люкс» и «Представительский».На выставке был представлен РА-2 пригородного класса. От экспрессного класса вагон отличается салоном.
Кстати, о том, что вагон сделан «Метровагонмашем», сообщает специальная табличка.
Выпуск рельсовых автобусов был начат в 2005 году и прекращен 1 января 2016 года.Основная составность — два головных моторных вагона и один прицепной безмоторный (ГМ+ПБ+ГМ). Также допускаются составности ГМ+ГМ и ГМ+ПБ+ПБ+ГМ.
Переходим в кабину машиниста. И вот такой прекрасный вид открывается нам.
Кузов рельсового автобуса цельнометаллический, выполненный из нержавеющей стали, с теплоизоляцией.В головных вагонах имеется по одному выходу посередине. В прицепных вагонах имеется по два выхода по краям вагона.
Слева направо: микрофон; вверху — приборная панель транспортного средства (где монитор и клавиши), информационный блок локомотива (по центру), блок ввода (справа, где белые и черные кнопочки), манометры (3 штуки), панель индикации состояния тормозов (2 ряда кнопок над манометром); снизу — клавиатура приборной панели, панели управления, кран машиниста.
Составы рассчитаны на 222 сидячих места, из них 68 в головном вагоне и 88 – в прицепном.
Часть приборной панели помощника машиниста. Слева направо: блок клавиатуры и индикации, блок управления радиостанцией; внизу — рукоятка бдительности (слева) и панель управления.
Оборудование головного вагона расположено в кабине машиниста, служебном помещении, в шкафах в служебном тамбуре и под вагоном, а также на торцах вагонов и на крыше. В кабине машиниста находятся аппараты управления, сигнализации, контроля, радиооповещения, межкабинной связи.
Каждый головной вагон рельсового автобуса оборудован кабиной машиниста, расположенной в лобовой части вагона и имеющей дверь, которая открывается в сторону служебного тамбура.
Каждая кабина оборудована пультом управления, креслами машиниста и помощника, системой вентиляции и отопления, шкафом управления с дополнительными органами управления и индикации с левой стороны кабины машиниста, сзади кресла помощника машиниста.
В лобовой части кабины установлены прожектор для освещения пути в темное время суток, сигнальные огни (два белых и два красных буферных огня, два верхних красных огня), информационное табло (маршрутный указатель) бегущая строка.
Вид рельсового автобуса снаружи. Симпатичный вид.
Вот такой он — рельсовый автобус.Спасибо за внимание!
Предыдущие посты, посвященные выставки железнодорожной техники:
Новый тепловоз 2ТЭ25КМПассажирский тепловоз ТЭП70БС: вид изнутриПассажирский электровоз: каким его видят машинисты
Рельсовый автобус
67 рельсовый автобус: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав с одной или несколькими дизельными силовыми установками, состоящий из одного, двух или трех вагонов.
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации.
.
.