Для людей, любящих приходить в самый последний момент, посадка на поезд – это целое приключение. Прибегая на вокзал за пару минуту до отхода состава, они начинают судорожно искать свой вагон, хаотично бегая по перрону, и спрашивая о нужном вагоне у всех окружающих. В этот момент может становится актуальным вопрос о нумерации поезда, которая может начинаться как с головы поезда, так и с хвоста состава. Так как же определить, откуда начинается нумерация поезда, и какие факторы при этом стоит учитывать? Расскажем в нашем материале.
- Как нумеруются вагоны в поезде
- Как определить, с головы нумеруется поезд или с хвоста
- Если опоздал на поезд – что делать?
- Что это еще за номера вагонов в поезде?
- Среди типов состава представлены
- Заключение
- Как узнать расположение вагонов в поезде
- Как узнать с какой стороны нумерация вагонов
- Как определить расположение мест в вагоне
- Купейные вагоны
- Плацкартные вагоны
- Люксовые вагоны
- Как определить места в вагоне по ходу движения
- Полезные советы
- Как узнать на сайте РЖД в какую сторону едет поезд
- Схемы составов ЖД и расположение вагонов
- Формирование состава от головы до хвоста
- Два варианта нумерации
- Зависит ли нумерация мест от порядка вагонов
- Можно ли заранее узнать, с головы или хвоста ведется нумерация
- Может ли меняться система нумерации в пути
- Везде ли направление отсчета обозначается «головой» и «хвостом»
- Как формируется состав
- План формирования пассажирских поездов
- РАЗМЕЩЕНИЕ ВАГОНОВ, В ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДАХ
- НУМЕРАЦИЯ МЕСТ В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ
Как нумеруются вагоны в поезде
Вагоны в пассажирском поезде могут нумероваться как с локомотива (головы поезда), так и с его хвоста. Начало нумерации может зависеть от многих факторов, таких как:
Обычно в составе бывает 15-25 вагонов. Композиция состава напрямую зависит от целей грузов или пассажироперевозок, маршрута поезда и других факторов. В пассажирских поездах большинство вагонов являются плацкартными – спрос на них наиболее массовый из-за их дешевизны. Купейные вагоны являются более высоким по цене сегментом, и занимают примерно треть состава.
Проезд в купейных вагонах — востребованная услуга у многих пассажиров
Самыми дорогими являются билеты спального вагона или СВ. В пассажирских поездах таких вагонов один или два, билеты на них самые дорогие, и из-за этого спрос на них не высок. Обычно их выбирают обеспеченные люди или VIP-персоны.
Также в некоторых поездах могут существовать и вагоны с местами для сидения. Таких вагонов может быть один или два на состав, а цены на места в них могут быть сопоставимы с ценой на плацкартный вагон. С внедрением скоростных поездов таких вагонов с сидячими местами может стать больше.
Это пригодится: поезда онлайн в реальном времени на карте.
Как определить, с головы нумеруется поезд или с хвоста
Заранее определить, с головы или хвоста нумеруется ваш поезд, невозможно. Такая информация отсутствует на сайте РЖД, в мобильном приложении «РЖД Пассажирам» (Андроид, iOS), нет такой информации и в посадочном талоне. Единственным способом определить начало нумерации интересующего вас состава является объявление диспетчера по громкоговорителю, или получение информации в справочном бюро вокзала.
Обратитесь за сведениями в справочное бюро железнодорожного вокзала
Информация об этом обычно становится доступной когда поезд приближается к станции или подаётся на посадку. Если же поезд курсирует по обычному маршруту одним и тем же составом , сведения по тому, где начинается нумерация вагонов поезда, может быть доступна и ранее.
Это также пригодится: льгота ФСС РЖД — что это значит.
Если опоздал на поезд – что делать?
Если по прибытию к поезду вы видите уже вот-вот отправляющийся состав, лучше не терять лишние секунды и не выяснять, с какой стороны начинается нумерация поезда. Лучше вскочить в любой вагон вашего поезда, показать проводнице билет, а затем уже пройти внутри поезда в ваш вагон.
Если же состав уже двинулся, не стоит бежать за ним с вашими чемоданами и сумками. Такое глупое геройство смотрится красиво только в фильмах, а в реальности может стоит вам здоровья, а в некоторых случаях и жизни. Лучше взять документы и паспорт, отправится в кассу железнодорожного вокзала, и сдать ваш билет.
Если ваш документ был куплен в Интернете, то будет достаточно назвать кассиру номер вашего электронного билета. Кассир выполните процедуру возврата, в ходе которой вам понадобится заполнить заявление на возврат средств. Возврат будет осуществлён на банковскую карту, с которой был куплен билет. Деньги на карту придут в течение 7-30 дней после сдачи билета.
В некоторых случаях будет лучше переоформить билет на ближайший поезд, идущий в нужную вам точку. В этом случае понадобится доплатить нужную стоимость к сумме, оставшейся после возврата старого билета.
Учтите, что возврат билета возможен только в случае, если прошло не более 12 часов после отхода поезда по внутрироссийским направлениям. Если поезд следует в страны СНГ, то возврат билета возможен не позже чем через час после отправления вашего поезда. Если же поезд следует в дальнее зарубежье, то вам следует сдать билет не позже 6 часов до отправления состава. В ином случае компенсации за возврат билета вы не получите.
Что это еще за номера вагонов в поезде?
Кроме нумерации вагонов в поезде каждый вагон имеет свой специальный информационный номер. Благодаря ему специалист может определить:
Пассажирские вагоны в РФ представлены восемью цифрами, которые наносятся в две строчки. Обычно номер пассажирских вагонов начинается с нуля, так как цифра 0 обозначает пассажирские перевозки. Следующие за нулём две цифры обозначают код железной дороги, которая обслуживает данный состав. В первом ряду указываются три цифры, а в следующем первая цифра указывает на тип данного состава.
Среди типов состава представлены
Зная кодификацию вагонов, вы можете считывать информацию по ним, и иметь представление о том, какой вагон находится перед вами.
Заключение
В нашем материале мы разобрали, с головы или с хвоста поезда начинается его нумерация, как определить, где находится начало состава, и каковы особенности нумерации вагонов поездов в России. Поскольку не существует способов определить заранее, откуда начинается нумерация состав поезда, рекомендуем внимательно слушать объявления диктора по вокзалу. Если же такое объявление было сделано нечётко (к сожалению, такое бывает достаточно регулярно), обратитесь в информационное окно, в котором ответственный специалист предоставит вам всю необходимую информацию.
Как узнать расположение вагонов в поезде
Путешествие на поезде всегда ассоциируется с удобством и комфортом передвижения. Однако, перед поездкой не всегда ясно, как узнать расположение вагонов и мест в поезде. В этой статье мы дадим несколько полезных советов, которые помогут пассажиру ориентироваться в поезде и выбрать подходящее место для комфортной поездки.
Как узнать с какой стороны нумерация вагонов
Перед поездкой на поезде полезно узнать с какой стороны будет нумерация вагонов. В пассажирском составе вагоны нумеруют либо со стороны локомотива (головы), либо с хвоста, то есть с противоположной части поезда. Если состав формируется на конечной станции, то нумерация вагонов идет с головы, а если в пути направление движения изменяется, то нумерация вагонов начинается с хвоста.
Как определить расположение мест в вагоне
Определить расположение мест в вагоне можно по типу вагона. В сообщениях по РФ и странам СНГ используются три типа вагонов: «люкс», «купе», и «плацкарт». Расположение мест внутри вагона также зависит от его типа.
Купейные вагоны
В купейных вагонах все места расположены в купе, которое закрывается дверью. Количество мест в купе может варьироваться от двух до четырех, и каждое место в купе обозначается номером от 1 до 36. В купейных вагонах все нечетные места — нижние, а четные — верхние.
Плацкартные вагоны
В плацкартных вагонах нечетные места (полки) расположены сбоку и имеют доступ к оконному проему, а четные места (полки) расположены по центру вагона. Все места в плацкартном вагоне обозначаются трехзначными номерами, например, 001, 002, 003 и т.д. Четные номера находятся по направлению движения вагона со стороны туалета, а нечетные — со стороны окна.
Люксовые вагоны
Люксовые вагоны расположены в хвосте поезда и укомплектованы всеми удобствами для комфортного путешествия. Внутри люксовых вагонов есть две кровати, столик и туалет. В люксе обычно одна нижняя и одна верхняя кровать, а номера мест также обозначаются номерами от 1 до 36, сначала идут места в противоположном направлении и только затем — в направлении движения вагона.
Как определить места в вагоне по ходу движения
В вагоне нечетные места всегда расположены у окна, а четные места — у прохода. Таким образом, можно определить расположение мест в вагоне по ходу движения.
Полезные советы
Узнать расположение вагонов и мест в поезде совсем не сложно, для этого нужно учитывать тип вагона и способ нумерации мест. Правильно выбранное место в поезде способствует комфортному и безопасному путешествию. Следуя нашим полезным советам, вы сможете выбрать наилучший вариант для вашей поездки и насладиться каждым моментом вашего путешествия.
Как узнать на сайте РЖД в какую сторону едет поезд
На сайте РЖД появился новый сервис, который позволяет узнать, в какую сторону едет нужный поезд. Для этого нужно перейти на сайт pass.rzd.ru и выбрать вкладку «Движение поездов онлайн». Далее необходимо указать станцию отправления и прибытия, а также желаемую дату и нажать кнопку «Найти». Система покажет информацию о движении поезда, в том числе и текущую станцию. Этот сервис будет полезен тем, кто путешествует поездами и хочет заранее знать, в какую сторону едет нужный поезд. Также его можно использовать для отслеживания движения поезда близких и родных, что позволяет более точно планировать время встречи или проводов.
Схемы составов ЖД и расположение вагонов
В обычном составе поезда дальнего следования 15 вагонов. В зависимости от сезона и загруженности направления их может быть больше или меньше. Например, летом поезда южного направления комплектуются 20 вагонами. Поезда «Сапсан», которые курсируют между Москвой и Санкт-Петербургом, ходят сдвоенными составами – по 10 штук в каждом.
То, что мы привыкли называть «схемой поезда», у железнодорожников называется «композиция состава». Сколько каких ж/д вагонов будет в поезде, зависит от его категории. Большую часть состава традиционно занимают плацкартные – билеты в них раскупают охотнее всего. Стандартный «плацкарт» поезда способен разместить 54 пассажира. В составе из 15 вагонов минимум половина будут именно плацкартными. Купейные же занимают примерно треть состава. В них по 36 мест. Здесь тоже все зависит от направления – в поездах, идущих на дальние расстояния, их больше – как и желающих с комфортом ехать, например, из Москвы в Иркутск. В скорых поездах купейных вагонов больше, чем плацкартных, а в поездах дальнего следования (не скорых) – меньше.
Билеты в спальные вагоны, или СВ – одни из самых дорогих, поэтому в поезде их обычно не больше одного. В нем 24 места. Если направление не слишком популярное или поезд не фирменный, то СВ может не быть вовсе.
Вагоны с местами для сидения постепенно исчезают из российских поездов, однако в больших составах сидячими будет 1 или 2. Одновременно в них может ехать 81 пассажир (в каждом). Кроме пассажирских вагонов, в составе поезда могут быть также почтовый, багажный и штабной. Еще одна категория – ресторан. Располагают вагон-ресторана обычно строго по центру поезда – чтобы все пассажиры могли до него добраться. Меню в железнодорожном ресторане и цены разные в каждом поезде, они утверждаются заранее. Однако пассажирам нужно быть готовыми к тому, что цены будут отличаться от привычных в несколько раз, причем в большую сторону.
В последнее время парк железнодорожных вагонов активно обновляется – старых, отслуживших 25 лет и больше, становится все меньше. Новые более эргономичны, в них есть розетки, биотуалеты, а покрытие полок мягкое и удобное.
Раньше вагоны РЖД поездов дальнего следования окрашивали в зеленый цвет. Фирменные поезда – «Татарстан», «Чувашия», «Красная стрела» и другие — имели собственный стиль, можно было встретить и синие, и белые, и красные. С недавних пор все они (за исключением поездов «Ласточка», «Сапсан», «Аллегро», «Красная стрела» и нескольких других) окрашены в фирменные цвета РЖД – красный и серый.
Схема поезда доступна заранее – вы можете узнать, сколько каких вагонов в составе и каково расположение мест в каждом. К сожалению, узнать заранее, откуда начинается нумерация – с головы или с хвоста – можно только в редких случая. Например, у «Сапсана», отбывающего в Санкт-Петербург, нумерация традиционно начинается с головы, а у прибывающего в Москву – с хвоста.
Назначение и категории пассажирских поездов
По назначению пассажирские поезда делятся на:
· пассажирские из вагонов пассажирского парка для перевозки пассажиров, багажа и почты;
· почтово-багажные из вагонов пассажирского и грузового парка для перевозки почты, багажа и грузобагажа; на участках, где обращение пассажирских поездов не предусмотрено, в почтово-багажные поезда могут включаться отдельные пассажирские вагоны для перевозки пассажиров;
· грузопассажирские из вагонов грузового и пассажирского парка для перевозки грузов и пассажиров на малодеятельных участках;
· людские — грузовые поезда, в которые поставлено не менее 10 вагонов, занятых людьми.
· по дальности следования – дальние, следующие на расстояние свыше 700 км; местные — до 700 км; пригородные — до 150 км;
· по скорости движения — скоростные, скорые и пассажирские.
Скоростные пассажирские поезда имеют маршрутную скорость не менее 85 км/ч (при допускаемой скорости 141—200 км/ч). Стоянки этих поездов предусматриваются только на станциях для выполнения технических операций, а также в республиканских, краевых и областных центрах.
Скорые поезда должны иметь маршрутную скорость не менее 50 км/ч. Она должна быть больше маршрутной скорости самого быстрого пассажирского на данном направлении не менее, чем на 5 км/ч. Стоянки предусматриваются на станциях для выполнения технических операций, в республиканских, краевых и областных центрах, а по согласованию с МПС России — на отдельных прочих станциях.
Пассажирские поезда назначаются для освоения остального пассажиропотока. Они делятся:
· по регулярности движения — круглогодичные, летние и разового назначения;
· по периодичности движения — ежедневные, следующие через день (по четным или нечетным числам), по определенным дням недели или числам месяца;
· по уровню предоставляемого сервиса выделяются фирменные поезда. В соответствии с действующим Отраслевым стандартом ОСТ 32-24-93 (28) пассажирским поездам может присваиваться категория «фирменный с индивидуальным наименованием».
Составы пассажирских поездов
Составы пассажирских поездов определяются, исходя из их назначения и категории. В составы скорых поездов обычно включаются по 15—20 вагонов, в том числе вагон-ресторан, мягкие вагоны с двухместными (СВ) и четырехместными купе (МК), купейные (К), купейные с буфетом (КБ), купейные с радиоузлом (КР), плацкартные (ПЛ), вагоны-передвижные камеры хранения (ПКХ), иногда багажные (Б), почтовые (П), вагоны-гаражи (В-гар). При небольших расстояниях пробега скорые поезда можно составлять из вагонов с местами для сидения (О).
Составы пассажирских поездов отличаются от скорых тем, что в них может быть включено меньше мягких и купейных вагонов, но больше вагонов с общими местами и межобластного типа (ОБЛ) (табл. 4.2).
В составы поездов международного сообщения включаются вагоны габарита «РИЦ» 1 и 2-го классов (Р1, Р2, Р1—2).
Расположение вагонов в составе пассажирского поезда определенной категории называется композицией состава (рис. 4.1).
С целью организации взаимозаменяемости составов в пунктах оборота для лучшего использования подвижного состава, облегчения работы билетных кассиров и повышения качества обслуживания пассажиров устанавливаются на направлениях унифицированные схемы формирования поездов.
Вагоны в составах располагаются в определенной последовательности с порядковой их нумерацией. Схемы формирования составов указываются в книгах служебного расписания движения пассажирских поездов.
Композиция фирменных поездов может отличаться от унифицированной.
Составы пассажирских поездов некоторых категорий и их вместимость представлены в табл. 4.2.
Нумерация пассажирских поездов
Каждому пассажирскому поезду в соответствии с его категорией и графиком движения при отправлении со станции формирования и оборота присваивается номер, который сохраняется на всем пути его следования до станции назначения или, соответственно, до станции, где заканчивается расписание данного поезда.
Запрещается присваивать поездам нумерацию, не соответствующую категории и назначению.
В графике движения поездам присваиваются следующие номера:
· скорые круглогодичного обращения 1—99
· скорые летние 101—156
· скоростные 157—169
· дальние круглогодичного обращения 171—299
· дальние летние 301—399
· разового назначения вывозные 401—499
· разового назначения пунктирные 501—599
· местные 601—699
· туристско-экскурсионные 801—899
· пригородные 6001—6998
Почтово-багажные, грузо-пассажирские и другие людские поезда
· почтово-багажные 901—948
Нумерация вагонов – одна из главных проблем, с которой сталкиваются люди, редко путешествующие железнодорожным транспортом. Перед посадкой важно точно знать, где нужно садиться, иначе можно потерять время или опоздать на рейс. Нумерация вагонов в поезде с головы или хвоста создает много путаницы, но проблема становится менее серьезной, если разобраться с основными особенностями формирования составов.
Формирование состава от головы до хвоста
Пассажирские составы формируются на основе установленных правил и требований, ограничивающих использование некоторых комбинаций вагонов. Длина от головы до хвоста зависит от типа поезда. Пассажирские скорые дальнего следования включают разное количество вагонов, но чаще ограничиваются примерно 15 единицами.
Со стороны головы располагается локомотив. С хвоста же дополнительных вагонов, кроме последнего пассажирского, нет. В редких случаях количество локомотивов может увеличиваться, чтобы обеспечить состав необходимой тягой, что актуально для удлиненных рейсов.
Композиция поезда определяется индивидуально. Иногда она позволяет понять, где расположен нужный вагон, не опираясь на его номер и не принимая во внимание формат нумерации, которая может начинаться с головы или хвоста.
Обычно составы включают увеличенное количество плацкартных салонов, занимающих больше половины рейса. Остальная часть выделяется под купейные вагоны, среди которых может присутствовать один спальный.
Хотя композиция не влияет на нумерацию, определенные типы салонов могут располагаться в конкретной последовательности или выделяться снаружи. Например, комфортные СВ, представленные в единственном экземпляре, иногда можно узнать с улицы.
Вагоны имеют собственную нумерацию, почти не зависящую от последовательности расположения в рамках поезда. Она представляет собой специальный номер, внутри которого цифрами зашифрованы основные параметры подвижной единицы.
Если определить их значения, то удастся узнать типы вагона и поезда, приписку к конкретному участку ЖД, а также другую информацию. Подобные сведения обычно не имеют особой значимости для пассажиров и предназначены для служебного информирования, в том числе в пути. Однако по шестой и седьмой цифрам можно увидеть порядковый номер вагона.
Пассажирские составы, отправляющиеся в международном направлении, имеют специальную нумерацию. Хотя порядковые обозначения вагонов со стороны головы или конца остаются.
Базовая нумерация, соответствующая последовательности задействованных единиц подвижного состава, применяется для всех типов поездов. Она задается при формировании рейса. Нумерация используется не только для удобства рассадки пассажиров, но и для служебных целей, включая возможность обозначения и быстрого определения нужной части железнодорожного транспорта.
Два варианта нумерации
Стандартным считается отсчет вагонов поезда со стороны его головы. В таких случаях пассажирам очевидно, куда нужно идти и как вести расчеты. При этом определить голову максимально просто, так как достаточно посмотреть на то, где размещен локомотив.
Если рейс подразумевает размещение двух тяговых вагонов с обеих сторон, то можно опираться на направление, куда должен ехать состав для прибытия на нужную станцию. Потребуется лишь иметь минимальные представления о географическом расположении населенных пунктов и сторонах света, а также знать о проложенных железнодорожных линиях.
Нумерация с головы ведется, когда поезд отбывает с базовой станции, хотя у правила бывают исключения.
Главным преимуществом такого способа установки правильного порядка составных единиц становится простота для пассажиров и рабочего персонала.
Важно учитывать, что локомотив может не нумероваться в качестве пассажирского, из-за чего первым вагоном обознается уже второй.
Промежуточные же, включая ресторан, имеют собственные номера, соответствующие их положению внутри поезда. Подобные особенности состава можно узнать на сайте РЖД при бронировании мест.
Многие пассажиры, впервые или редко путешествующие на железнодорожном транспорте, не понимают того, нумерация с хвоста поезда это как, и не видят в таких решениях перевозчика смысла.
Однако РЖД используют подобные изменения в порядковых обозначениях вполне обоснованно. Смысл нумеровать единицы состава с хвоста возникает, когда поезд выполняет рейс в обратном направлении либо используется на сторонней линии, где нет возможности его развернуть на путях или сформировать заново. Однако в ряде случаев возможны исключения. Например, вагоны иногда нумеруются с хвоста на прямом маршруте.
Вагоны на российских ЖД нумеруются по порядку. Формирование смешанного состава и выпуск его на линию недопустимы.
Хотя серьезных проблем или прямых недостатков у подобной нумерации нет, она нередко создает для пассажиров трудности. Если опытный путешественник знает, как определить, откуда ведется подсчет вагонов, то новичок может легко ошибиться.
Результатом становятся долгие поиски нужной части состава, что может серьезно осложняться наличием тяжелого багажа или присутствием детей, требующих особого контроля на перроне и вокзале. Иных проблем от измененного способа нумерации чаще не возникает.
Зависит ли нумерация мест от порядка вагонов
Иногда пассажиры ошибочно полагают, что нумерация с хвоста поезда значит и изменение порядка внутреннего расположения мест. Однако номера полок или сидений всегда сохраняются стандартными. В некоторых случаях может поменяться направление, с которого ведется отсчет, но относительно вагона они остаются на начальных позициях.
После подъема на борт достаточно посмотреть на ближайшие места, чтобы примерно определить расположение своих, и после этого можно начать искать нужные.
Как нумеруются сидения и полки в разных салонах:
Международные вагоны могут иметь нестандартные обозначения, зависящие от их класса и модели. Базовая же нумерация, произведенная от головы либо хвоста, влияния на распределение номеров полок тоже не оказывает.
Можно ли заранее узнать, с головы или хвоста ведется нумерация
Если человек впервые собирается поехать на поезде, то чаще он уверен в прямой нумерации, ведущейся с головы состава. Когда она оказывается обратной, с хвоста, возникают сложности.
Пассажиру приходится идти на противоположный конец поезда, что может стать серьезным испытанием, если движение по перрону осложняется наличием сумок или детей, большим скоплением людей либо плохой погодой. Особенно неприятной ситуация будет, если человек уже прошел весь состав к последнему вагону, который оказался первым, и нужно идти обратно.
Посадка пассажиров проводником производится в тот вагон, куда куплен билет. Исключением будут промежуточные станции, где допустимо пройти через внутренний салон поезда.
Заранее определить нумерацию частей состава нельзя. Она не указывается на сайте РЖД или другого перевозчика, а также не отмечается на бумажных билетах. Исключением станут лишь некоторые частные компании, придерживающиеся базовой формировки, но даже они не всегда упоминают о порядке и отмечают, откуда отсчитывать вагоны, с головы или хвоста. Однако есть несколько способов, позволяющих решить проблему.
Как узнать номера вагонов и порядок заранее:
Если пассажир не смог найти вагон или поезд, из-за чего опоздал на посадку, то ему можно сдать билет. Р ЖД сделают частичный возврат стоимости поездки, но без учета оплаты плацкарты. Также опоздавший может заменить билет на предстоящий аналогичный рейс либо попробовать сесть на следующей станции, если есть возможность быстро туда добраться.
Когда предстоит встретить на вокзале другого человека, выяснить то, с головы или хвоста пронумеровали состав, можно у него самого. В таких ситуациях узнать информацию получится намного раньше, чем это удастся сделать с привлечением сотрудников РЖД или при ожидании объявлений на станции. Однако здесь нужно учитывать то, может ли измениться нумерация в пути.
Может ли меняться система нумерации в пути
Иногда пассажиры сталкиваются с неожиданными изменениями, приехав на конечную станцию, что могут заметить встречающие или сами путешествующие. Если изначально они ехали в начале состава, то в итоге оказываются в его конце. Такое происходит в редких случаях, когда по пути следования поезд меняет направление движения, перестраиваясь на нужный вектор, включая однопутные линии.
Например, если рейс приезжает с юго-востока на западный вокзал, а потом отправляется на северо-восток, перемещаясь на соседние пути.
При подобных изменениях головой поезда становится его конец, куда устанавливают новый или ранее использованный локомотив. Параллельно меняется система нумерации. Вагоны начинают считать не с головы, а с хвоста, чтобы они сохранили первичные порядковые номера и не вызывали путаницы. Поэтому человек, отправившийся в путешествие в первой части состава, оказывается в его конце.
Нумерация также меняется, когда поезд выполняет рейс на базовом маршруте в обратном направлении. Например, доехав до Санкт-Петербурга, состав получает новый локомотив, который присоединяют с хвоста для тяги транспорта до Москвы. При этом номера вагонов остаются старыми, но подсчет начинают вести уже с противоположной от головы стороны, чтобы не вызвать расхождений.
Когда поезда отправляются обратно, то обычно меняется их номер. Если он четный, то становится нечетным, и наоборот. В первом случае число уменьшается на единицу, во втором – увеличивается. Также измениться может буква, указывающая на особенности рейса или всего маршрута. Если учитывать корректировки четных и нечетных чисел, то проблем с поиском нужного поезда для обратной поездки не возникнет.
Везде ли направление отсчета обозначается «головой» и «хвостом»
Система определения нумерации с головы или хвоста используется не всеми странами. В некоторых государствах пассажиры не оповещаются, откуда вести подсчет вагонов. Поэтому они не задумываются о расположении головы или хвоста и просто ищут нужный номер на внешней стене.
Многие также используют систему свободной рассадки для сидячих салонов, в том числе для междугородних рейсов. Например, подобные поезда курсируют между штатами в США. При этом размещение может ограничиваться конкретными видами вагонов.
Многие иностранные железнодорожные компании не позволяют выбирать место для размещения. Оно назначается автоматически после оплаты билета.
В некоторых случаях для определения стороны нумерации вагонов государством или отдельными вокзалами используются стороны света. Когда поезд прибывает на станцию, по громкоговорителю сообщают, откуда вести подсчет. Чаще вокзалы имеют две стороны — прибытия и отбытия.
Поэтому нумерация вагонов ведется с запада и востока либо с севера и юга. Головная часть с хвостом в таких случаях никак не упоминаются. Подобная система наиболее простая для восприятия, хотя может оказаться сложной для туристов.
Нумерация вагонов чаще не вызывает сложностей у опытных путешествующих. Однако важно помнить, что иногда они отсчитываются с хвоста, а не с головы, и внимательно слушать оповещения на вокзале. Тогда риск потерять время и ошибиться с вагоном будет минимальным.
Когда поезд прибывает на станцию мы слышим, как диспетчер объявляет, что нумерация вагонов начинается головы поезда или с его хвоста. Почему возможны такие варианты? Это связано с формированием пассажирского поезда и особенностями его маршрута. А почему поезд гудит, читайте здесь https://rasp.msk.ru/sovety/poezd/pochemu-gudyat-poezda.
Как формируется состав
В пассажирском составе обычно бывают вагоны трёх категорий:
При формировании состава, в его середине находятся вагон СВ и купейные вагоны. Плацкартные вагоны располагаются по краям. Если в составе поезда есть вагон-ресторан, то он также всегда находится посредине. Зная категорию своего вагона, вы можете в общих чертах знать, где располагается ваш вагон.
Нумерация вагонов с головы поезда производится на станции, где формируется состав. Как же тогда получается нумерация с хвоста поезда? В пути поезд может менять направление. Для этого локомотив цепляется к составу с противоположной стороны. В зависимости от маршрута, таких изменений может быть несколько. Поэтому узнать заранее, как будут располагаться вагоны по прибытию поезда, можно в справочной вокзала. Обычно это важно знать пассажирам, садящимся на промежуточной станции, где время стоянки поезда ограничено. На таких станциях пассажиры могут садиться в любой вагон и пройти к своему вагону по составу, когда поезд уже тронулся с места.
А почему поезд так называется, читайте здесь https://rasp.msk.ru/sovety/poezd/pochemu-poezd-nazvali-poezdom.
Конкретное
расположение в-в в составе наз-ся схемой.
Схема фор-ния составов указывается в
книжках служебного расписания движения
пасс-х п-в. Для п-в одинаковых категорий
целесообразно применение унифицированной
схемы, к-ая обеспечивает взаимозаменяемость
составов. В таком случае в-ны в составах
распологаются по типам: в голове состава
– плацкартные в-ны, в хосте – купейные.
Такая композиция составов позволяет
использовать их в общем обороте и при
этом обеспечить min
операции по маневровой работе в пункте
форм-ия. Использование составов пасс-х
п-в в общем обороте обеспечивает
уменьшение числа используемых сос-в.
В схеме п-да указывают
порядковый № в-на, тип в-на и кол-во мест
для проезда пасс-в, назначение, признаки
броней (кол-во мест по всем броням д.
соот-ть вместимости в-на).
Применение
переменного трафарета означает
возможность оформления проездных док-в
в эти в-ны не далее указанной ст-ции. В
то же время на этих ст-циях оформляют
проездные док-ты в ваг-ны с переменным
трафаретом с указанием номеров мест,
к-ые выделены в пределах норм переменного
трафарета.
Схемы фирменных
п-в отличаются от унифицированной.
Пас-ий п-д по сравнению со скорым содержит
меньшее число купейных и большее
Каждый
пассажирский поезд формируется из
конкретного числа вагонов определенного
типа. Составы пассажирских поездов
разных категорий различны. Количество
вагонов в составах пассажирских поездов,
как правило, колеблется от 15 до 22 вагонов
и зависит от пассажиропотока, категории
поезда и длины пассажирских платформ.
Конкретное расположение вагонов в
составе называется схемой.
Схема формиро-вания
составов указывается в книжках служебного
расписания движения пассажирских
поездов. Для поездов одинаковых категорий
целесообразно применение унифицированной
схемы, которая обеспечивает
взаимозаменяемость составов. В этом
случае вагоны в составах располагаются
группами по типам, начиная с головы
поезда, в следующем порядке (числитель
номер вагона с головы поезда, знаменатель
— с хвоста):
1-8/17-10
— некупейные с общими плацкартными
местами; 9/9 — вагон с купе-буфетом или
вагон-ресторан;
10/8
— купейный с поездным радиоузлом;
11/7
— спальный вагон (СВ);
12
-17/6 -1 — купейные.
План формирования пассажирских поездов
Изучение
пассажиропотоков между отдельными
пунктами позволяет определить участки
обращения пассажирских поездов и размеры
движения. При этом предусматривают
обслуживание основного потока пассажиров
беспересадочными сообщениями в скорых
поездах и стремятся обеспечить
рациональное использование подвижного
состава, учитывая техническую вооруженность
станций, т. е. возможность их использования
для приписки, формирования и оборота
составов, значение промышленных,
административно-хозяйственных, курортных
и других пунктов, размеры грузового
движения и другие факторы. Весь
этот комплекс условий учитывается при
разработке плана
формирования пассажирских поездов,
который определяет по каждому направлению
пункты формирования и назначения поездов
всех категорий. План должен обеспечивать
максимальный охват пассажиропотоков
беспересадочным сообщением при наиболее
эффективном использовании подвижного
состава
Освоение
плановых пассажиропотоков прямого и
местного сообщения может осуществляться
следующими категориями поездов: •
поездами ежедневного обращения (один
и более поездов в сутки); • поездами
перио-дического обращения с отправлением
по нечетным (четным) числам или определенным
дням недели;
•
беспересадочными
вагонами с перецепкой в пути следования
и прицепными вагонами. Для повышения
эффективности назначений пассажирских
поездов необходимо выполнять следующие
рекомендации. Стабильные пассажиропотоки
следует максимально охватывать
назначениями скорых поездов, обеспечивающих
наибольшие скорости движения и высокую
комфортность. Для освоения пассажиропотоков
внутриучасткового зарождения и погашения
необходимо на каждом участке предусматривать
не менее одной пары пассажирских поездов.
Все назначения пассажирских поездов
подразделяются на две категории:
безусловные, обеспеченные пассажиропотоками
на поезда ежедневного обращения и
подлежащие поэтому включению в план
формирования; условные, имеющие
пассажиропотоки на поезда периодического
обращения. В качестве станций назначения
пассажирских поездов намечаются станции,
для которых спад пассажиропотока
превышает вместимость одного состава.
Увеличение транзитности поездов улучшает
условия проезда пассажиров за счет
повышения скорости движения и отсутствия
пересадок в пути следования. Однако для
пассажиропотоков, за-рождающихся на
попутных станциях, такая система
увеличивает ожидание поездки в поездах
нужной категории из-за ухудшения условий
ее оформления. Поэтому попутные
пассажирские станции целесообразно
выделять в качестве станций формирования
поездов при условии, что величина
пассажиропотока с этих станций превышает
вместимость одного состава. Также
необходимо учитывать возможности
станций по подготовке составов в рейс.
Если эти условия невозможно выполнить,
необходимо предусматривать использование
беспересадочных и прицепных вагонов.
План
формирования пассажирских поездов на
направлении устанавливается путем
сравнения вариантов.
По
каждому назначению рассматриваемого
варианта плана формирования устанавливается
категория движения пассажирских поездов,
определяются их размеры. Выбор варианта
производится по наилучшим значениям
населенности составов (с учетом
равномерного их заполнения), что
способствует минимизации потребного
парка вагонов и локомотивов и улучшению
показателей их использования.
ПФ пас-х п-в по
каждому направлению определяет пункты
форм-ния и наз-ния п-в всех категорий.
Он д. обеспечивать max
охват пассажиропотоков беспересадочным
сообщением при наиболее эффективном
использовании ПС.
Выбор назначений
и расчет размеров дв-ния скорых и пасс-х
п-в осущ-ют, используя значения
прогнозируемых пассажиропотоков.
Общее число п-в по
рассматриваемым назначения ПФ:
где Аmax
– среднесуточный плановый пассажиропоток
max
перевозок; βск-
доля пассажиропотока, обслуживаемого
скорыми п-ми; асрск
и аср пс
– средняя
вместимость соответственно скорых и
пасс-х п-в.
Освоение плановых
пассажиропотоков прямого и местного
сообщений м. осуществляться: п-ми
ежедневного обращения; п-ми периодического
обращения с отправ-нием по нечетным
(чет) числам или определенным дным
недели; беспересадочными в-ми с прицепкой
в пути следования.
Страница 45 из 73
РАЗМЕЩЕНИЕ ВАГОНОВ, В ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДАХ
Последовательное размещение вагонов по типам в зависимости от категории пассажирского поезда производится по схеме формирования состава, утверждаемой МПС при разработке графика движения по каждому поезду и помещенной в книжках расписания движения поездов. Размещение пассажирских вагонов в составах скорых и пассажирских поездов дальнего сообщения должно производиться следующим порядком. Вагоны располагаются группами по типам, начиная с головы поезда при отправлении из Москвы или со станции формирования в такой последовательности: некупированные с общими местами и далее некупированные со спальными местами, вагон-ресторан (ставится без номера за вагоном № 8) или вагон с купе буфетом с радиопунктом, мягкий, мягко-жесткий, группа купированных вагонов и затем некупированные со спальными местами. При наличии в поезде почтового и багажного вагонов их ставят в голову состава при следовании в обоих направлениях. Все пассажирские вагоны поезда должны иметь постоянную порядковую нумерацию. Формирование составов скорых и пассажирских поездов дальнего сообщения с лета 1971 г. должно производиться по следующей схеме:
№ 1/16 №2/15
№3/14 № 4/13 ·
№5/12 некупированные вагоны с общими и спальными местами.
При включении в поезд багажного или почтового вагона исключается из схемы вагон с порядковым номером 16/1, а при включении в поезд обоих этих вагонов исключаются из схемы два вагона под номерами 16/1 и 15/2.
Если поезд был отправлен в рейс с меньшим числом вагонов, например без купированных вагонов № 14/3, 15/2 и 16/1, то при обратном следовании этого поезда нумерация вагонов должна начинаться с порядковых номеров 4/14, 5/13 и до 16/1. Схемы формирования фирменных поездов и постановка вагонов СВ согласовываются с Главным пассажирским управлением МПС.
Порядковая нумерация вагонов прицепных и для беспересадочного сообщения ведется как продолжение нумерации основных вагонов состава. Такие вагоны должны иметь постоянную нумерацию на всем пути следования. Схемы формирования поездов местного и пригородного сообщения устанавливаются каждой железной дорогой исходя из пассажиропотоков.
Пассажирские вагоны имеют условные обозначения, указанные в табл. 21. Составы пассажирских поездов международного сообщения формируются по схемам, согласованным на международных конференциях по расписанию движения пассажирских поездов. В пунктах оборота составы поездов не переформировываются, кроме перестановки почтового и багажного вагонов.
В поезда включаются также вагоны прямого сообщения (беспересадочные), которые дают возможность пассажирам доехать до определенной станции, не пересаживаясь с поезда на поезд.
Для пассажиров с детьми во всех поездах выделяются отдельные вагоны.
НУМЕРАЦИЯ МЕСТ В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ
Для правильного размещения пассажиров и точного учета наличия мест в вагонах проводники должны твердо знать нумерацию мест в вагонах. Во всех пассажирских вагонах (за исключением мягких, имеющих только нижние места) нижние места имеют нечетные, а верхние — четные номера.
Таблица 21
Рис. 69. Схема нумерации мест в некупированных цельнометаллических пассажирских вагонах постройки до 1967 г.
В некупированных цельнометаллических пассажирских вагонах (рис. 69) номера спальных мест указаны на боковых степах над нижним диваном и подъемной спинкой. Номера мест для сидения указаны на брусе, к которому прикрепляется подъемная спинка, а среднего откидного клапана нижнего продольного дивана — на подоконном щите под карнизом. Нумерация мест для сидения располагается в нарастающем порядке: по три места над каждым поперечным диваном и по три места — над продольным (боковым), причем но мер дневного места для сидения пасса жира, занимающего спальное место на верхнем диване, должен соответствовать номеру этого дивана с прибавлением буквы «а», как указано на рис. 69.
В некупированных цельнометаллических пассажирских вагонах постройки до 1967 г. число спальных мест 58 и для сидения — 87, а в вагонах этого типа постройки с 1967 г. спальных мест 54 и для сидения — 83, причем нумерация мест в этих вагонах такая же, а счет мест ведется с четырехместного отделения (места 1, 2, 3, 4), расположенного за вторым служебным и отделением. Некупированные пассажирские вагоны с деревянными кузовами используются в настоящее время в пригородных поездах как вагоны для сидения.
В купированных, мягких и мягкожестких вагонах (рис. 70, 71, 72) номера мест указаны в каждом купе на продольных стенах вагона по обе стороны оконных просветов над нижним диваном и подъемной спинкой. Кроме того, для удобства пассажиров на двери купе указан его номер, а на дверном бруске — номера мест в купе.
Рис. 70. Схема нумерации мест в купированных цельнометаллических вагонах с четырехместными купе
Рис 71. Схема нумерации мест в мягких цельнометаллических вагонах с четырехместными купе
Рис. 72 Схема нумерации мест в мягко-жестких (Микст) цельнометаллических вагонах с четырехместными купе
Рис. 73. Схема нумерации мест в мягких цельнометаллических вагонах с двухместными купе (СВ)
В купированных вагонах без радиопункта всего 38 мест— десять купе, из которых одно купе двухместное и девять четырехместных. В двухместном купе этого вагона на места наносятся номера 37 и 38. Счет мест ведется следующим образом: в первом двухместном купе — места 37 и 38, во втором купе — места 1, 2, 3, 4 и в следующих купе в таком же порядке с нарастающей нумерацией мест. Десятое (последнее) купе имеет номера мест 33, 34, 35 и 36. При наличии радиопункта в вагоне имеется 36 мест для пассажиров. Счет мест в этом вагоне ведется со второго купе, которое имеет номера 1, 2, 3 и 4; третье купе и следующие имеют нумерацию мест в таком же порядке нарастающим числом. Девятое (последнее) купе имеет номера 33, 34, 35 и 36.
Рис. 74. Схема нумерации мест в межобластных вагонах с откидными креслами
В мягко-жестких вагонах (Микст) (см. рис. 72) имеется 36 мест, девять четырех местных купе, из которых в первых пяти купе места с 1 по 20 включительно жесткие купированные и в остальных четырех купе места с 21 по 36 мягкие. В мягких вагонах СВ с двухместным купе 16 мест, 8 купе (рис. 73). Между каждыми двумя купе размещен туалет, где можно принять душ.
В комбинированном мягком вагоне 24 места, 8 купе, из них первые четыре купе четырехместные мягкие (места с 1 по 16 включительно), остальные четыре купе двухместные типа СВ (в пятом купе места 17 и 18 и т. д., в остальных по 24 включительно). В мягких вагонах, имеющих только нижние места в купе, номера мест указаны на продольных стенах вагона по обе стороны окна над каждым диваном.
В мягких вагонах на 19 мест счет ведется от служебного отделения. В первом купе имеется одно место (номер 19), во втором купе места 1 и 2 и далее по порядку номеров нарастающим числом.
В межобластных вагонах номера мест наносятся на спинках кресел. Счет мест ведется по порядку номеров нарастающим числом (рис. 74). Среди вагонов международного сообщения габарита 03-Т (РИЦ) комбинированные мягкие вагоны имеют 18 мест, 9 купе.
Рис. 75. Схема. нумерации мест в цельнометаллических вагонах с двухместными купе (мягких и жестких купированных) габарита 03-Т (РИЦ)
Из них 2 двухместных купе I класса (СВ) места 7, 8, 9 и 10 и 7 двухместных купе 11 класса места: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18. Мягкий и жесткий купированный вагоны (рис. 75) имеют 22 места, И двухместных купе. Эти вагоны отличаются только по отделке внутреннего оборудования. Мягкий вагон с трехъярусным расположением диванов для лежания имеет 33 места, 11 трехместных купе. В конструкции вагонов этого типа предусмотрена возможность изменения планировки купе. Каждое трехместное купе легко приспособить под двухместное или одноместное, можно объединить два смежных купе в одно. Однако с изменением планировки меняется и плата за проезд согласно установленному тарифу.
Мягкий вагон габарита 01-Т с двухместными купе СВ имеет 18 мест, 9 купе.