Впервые значок, который «должен явиться особой наградой для лучших ударников железнодорожного транспорта», упоминается в газете «Гудок» в 1932 году в выступлении председателя ЦК железнодорожного профсоюза. Это было лишь предложение об утверждении награды. Положение о «Почётном железнодорожнике» появилось только два года спустя. Изначально предполагалось, что награда не будет «формальностью» – значком, который дают всем без исключения за выслугу лет. Об этом свидетельствуют публикации «Гудка», приуроченные к созданию знака: «Этот значок должен явиться особой наградой для лучших ударников железнодорожного транспорта. Права на получение его удостоится лишь тот, кто ударной работой, безукоризненной дисциплиной в течение ряда лет на каком-либо участке заслужит представление профорганизацией на получение значка». Знак и сегодня носится на правой стороне груди выше других наград ОАО «РЖД», МПС СССР и МПС России, таких как «За безупречный труд на железнодорожном транспорте» (различают знаки, вручаемые за 20, 30 и 40 лет работы), «За безопасность движения», «За заслуги в развитии ОАО «Российские железные дороги» 1-й и 2-й степени. Первым почётным железнодорожником в 1934 году стал диспетчер грозненского отделения Северо-Кавказской дороги Семён Кутафин, который разработал систему оперативного планирования и организации скоростного продвижения сборных поездов. Сегодня награда официально называется «Почётный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги». Чтобы претендовать на неё, работник компании должен, например, разработать или внедрить новую технологию, метод, устройство или придумать способ повысить прибыльность ОАО «РЖД». Знаком отмечаются также и самоотверженные действия, связанные с обеспечением безопасности движения поездов, сохранением жизни пассажиров и грузов. Работники дочерних обществ РЖД также могут получить звание за особые заслуги. Знака могут удостоиться сотрудники, чей стаж работы в отрасли составляет не менее 25 лет или не менее 20 лет, из которых 10 и более лет кандидат трудится на должности, связанной с обеспечением безопасности движения. В дочерних обществах стаж должен быть не менее 25 лет. Награждение знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» производится обычно не ранее чем через три года после награждения именными часами главы компании или одним из знаков «За безупречный труд на железнодорожном транспорте». Знак «Почётный железнодорожник» можно получить не раз. Среди дважды «почётников» – старший советник президента компании Валентин Гапанович, генеральный директор АО «Институт экономики развития транспорта» Фёдор Пехтерев, начальники дорог Анатолий Володько, Виктор Попов, Анатолий Регер, Владимир Голоскоков. А трижды «почётников» за всю историю существования знака можно пересчитать по пальцам. В их числе инженер Виктор Балашенко (изобретатель первых путевых машин), машинист Иван Блинов (он внёс более 60 рационализаторских предложений, которые принесли годовую экономию более 100 млн руб.). Знак «Почётный железнодорожник» всегда давал своему обладателю особые привилегии и льготы. Награждённые знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» имеют право на бесплатный проезд в вагоне СВ один раз в год (туда-обратно). «Почётники» РЖД могут заменить эту льготу на годовой бесплатный проезд в пригородных электричках на расстояние до 200 км по двум и более направлениям. Обладатели знака без очереди могут купить билеты для себя и своих близких в кассах, они без очереди обслуживаются в сервис-центрах, комнатах отдыха, камерах хранения и других подразделениях вокзалов. Льготы связаны не только с проездом и обслуживанием. «Почётники» имеют право на первоочередную установку телефонов в жилых домах, которые обслуживают железнодорожные АТС. При прочих равных условиях именно им в первую очередь предоставляют льготы, предусмотренные действующим Коллективным договором. Например, это касается путёвок в санатории. Размер единовременного поощрения за добросовестный труд (сумма зависит от стажа работы в компании и колеблется от трех до шести среднемесячных окладов) для почётных железнодорожников увеличен на 50%. Обладатели знака получают повышенную (на 20%) корпоративную пенсию. У дважды награждённых размер корпоративной пенсии увеличивается на 40%. Правда, на размер государственной пенсии отраслевая награда не влияет. Если железнодорожник награждается знаком посмертно, то всеми перечисленными льготами пользуются все находившиеся на его иждивении дети в возрасте до 18 лет. Знак «Почётный железнодорожник» сохранился и в странах СНГ. Однако льготы, которые получает «почётник» в России, не распространяются за пределы страны. Всего с 2003 года было награждено 5670 работников компании. А с 1934 года знак получили более 168 тыс. человек. Ежегодно к награде представляют в среднем 500 человек.
Социальные гарантии работникам и членам их семей
Льготы предприятия часто распространяются не только на самих железнодорожников, но и их близких. Преференции позволяют сэкономить на обширном списке затрат.
Льготы для почетных железнодорожников распространяются и на их семьи
В него входят:
Соцпакет с долевым участием
Блага предоставляются на частично безвозмездной основе. Одну долю затрат несет предприятие, другую — работник. В список преференций входят:
Виды льгот работникам РЖД
Объем преференций, предоставляемый сотруднику, зависит от рабочего стажа, заслуг, трудовых условий, семейных обстоятельств. Договор учитывает риск возникновения таких ситуаций, как производственная травма, инвалидность или гибель железнодорожника. Категории преференций зависят от объема предоставляемых предприятием социальных гарантий.
Таблица 1. Виды льгот железнодорожникам
Получателями льгот выступают:
ВНИМАНИЕ! Если человек уволен до назначения ему трудовой пенсии, он теряет право на преференции от РЖД.
Реализацию положений коллективного договора контролирует профсоюз — Роспрофжел.
Социальная ответственность организации
Меры поддержки, разработанные организацией, направлены на защиту сотрудника и его родственников. РЖД опирается на Кодекс №2188р от 20.10.2008 года.
Пункт 3. Основные принципы корпоративной социальной ответственности (№2188р)
Обязательства организации перед сотрудниками:
Нагрудный значок «За безопасность движения»
учрежден приказом МПС № 29 Ц от 22 августа 1983 г.
Значком «За безопасность движения» награждаются работники, связанные с движением поездов, безупречно проработавшие на железнодорожном транспорте не менее 5 лет, не допустившие брака в работе, а также лица, проявившие бдительность, мужество и находчивость в предотвращении крушений, аварий и нарушений безопасности движения.Награжденному значком «За безопасность движения» выдавалось удостоверение установленного образца. Вручали значок начальники управлений МПС и их заместители, начальники дорог и их заместители, председатели и члены президиумов дорожных комитетов профсоюза и по их поручениям — начальники отделений, дорог, председатели и члены президиумов районных комитетов профсоюза на общих собраниях рабочих и служащих.
Нагрудный знак «Выдатнік Беларускай чыгункі»
учрежден Указом Президента Республики Беларусь от 02.06.2003 № 222
Нагрудным знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі» награждаются работники организаций Белорусской железной дороги, внесшие значительный личный вклад в развитие железнодорожного транспорта Республики Беларусь, достигшие высоких результатов в работе, постоянно повышающие профессиональное мастерство и передающие свой опыт другим работникам.
Нагрудным знаком могут награждаться лица, не работающие на Белорусской железной дороге, за особые заслуги перед Белорусской железной дорогой, активное и эффективное содействие в решении ее задач.
Значок «Лучшему машинисту СССР»
Постановлением СНК СССР в феврале 1931 г. обезличенная езда отменялась. За каждым локомотивом закреплялись две постоянные бригады. Они несли полную ответственность за содержание своего паровоза. Газета «Правда, ВЦСПС, Народный комиссариат путей сообщения и ЦК профсоюза железнодорожников впервые организовали Всесоюзное соревнование, или, как тогда его называли, конкурс спаренных паровозных бригад.По результатам конкурса 56 лучших машинистов-ударников получили право называться «Лучший машинист СССР». В ходе конкурса спаренных локомотивных бригад появилась одна из первых наград советских железнодорожников — значок «Лучшему машинисту СССР».
«Машинистам, — писала газета «Гудок» 16 февраля 1932 г., — получившим первые премии, будут выданы специальные нагрудные жетоны-значки «Лучшему машинисту СССР». Все премированные машинисты получат грамоты на звание лучшего машиниста».
Значок «Ударнику сталинского призыва»
учрежден приказом Наркомата путей сообщения от 28 апреля 1934 года 116/Ц
Значок «Ударнику сталинского призыва» учрежден приказом Наркомата путей сообщения от 28 апреля 1934 года 116/Ц за подписями наркома А. Андреева и начальника Политуправления НКПС, заместителя наркома В. Полонского. В приказе написано:
Награждение значком «Ударнику сталинского призыва» прекращено указом ПВС СССР от 16 сентября 1957 года.
https://youtube.com/watch?v=ci9x9TEdNkM%3Ffeature%3Doembed
Впервые предложение о введении особой награды для отличившихся железнодорожников прозвучало 24 ноября 1932 года, когда газета «Гудок» опубликовала выступление председателя ЦК профсоюза железнодорожной отрасли Константина Гулого. «В качестве поощрения ЦК союза железнодорожников намерен создать значок почётного железнодорожника, который должен явиться особой наградой для лучших ударников железнодорожного транспорта, – сообщил тогда Константин Гулый. – Права на получение его удостоится лишь тот, кто ударной работой, безукоризненной дисциплиной в течение ряда лет на каком-либо участке заслужит представления профорганизацией на получение значка». Полтора года ушло на разработку положения и дизайна знака из серебра. Первым почётным железнодорожником в 1934 году стал диспетчер Грозненского отделения Северо-Кавказской дороги Семён Кутафин, который разработал систему оперативного планирования и организации скоростного продвижения сборных поездов. Он сумел решить проблему сбора на станциях вагонов из различных составов, подвязки к ним паровозных и поездных бригад, составления оперативного плана и расписания для каждого поезда. Благодаря этому скорость поездов увеличилась в два раза. Ранее работа на сборных поездах для железнодорожников была сродни наказанию, поскольку из-за организационных неурядиц они двигались настолько медленно, что заработать на них премии было невозможно. Но через некоторое время это стало важным направлением развития железнодорожных перевозок. Сегодня награда официально называется «Почётный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги». Чтобы претендовать на неё, сотрудник компании должен, например, разработать или внедрить новую технологию, метод, устройство или придумать способ повысить прибыльность ОАО «РЖД». Как рассказала «Гудку» начальник отдела соревнований и наград Департамента управления персоналом Елена Варющенкова, знаком могут награждаться и лица, проявившие мужество и совершившие самоотверженные действия по предотвращению тяжёлых последствий нарушения правил безопасности движения, спасению пострадавших при крушениях и авариях, по обеспечению сохранности перевозимых грузов и багажа, а также имущества ОАО «РЖД». В исключительных случаях её могут получить и работники других организаций, ранее работавшие на железнодорожном транспорте и на дату награждения активно участвующие в повышении эффективности деятельности ОАО «РЖД». Согласно положению награждение знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» производится обычно не ранее чем через три года после вручения именных часов главой компании или одним из знаков «За безупречный труд на железнодорожном транспорте». «С 1934 года по 1 января 2019 года знаком были награждены 169 тыс. 303 человека, – говорит Елена Варющенкова. – С начала этого года компания отметила этой наградой ещё 194 человека». Знак «Почётный железнодорожник» за особые заслуги могли вручить и несколько раз. Несколько человек его удостаивались трижды. В их числе изобретатель первых путевых машин инженер Виктор Балашенко и машинист Иван Блинов, который внёс более 60 рационализаторских предложений. В целом они позволили экономить в год свыше 100 млн ещё советских рублей. Среди обладателей знака и бывший сотрудник «Гудка», журналист Тамара Андреева. Она с 1974 года (с самого начала строительства) и до 1988 года работала на БАМе в одной из молодёжных газет, освещая ход строительства магистрали. «В 1988 году я стала первым в «Гудке» собкором-женщиной, а до этого в газете должность считалась мужской, – рассказала Тамара Андреева. – Получается, я проторила путь другим. А знак «Почётный железнодорожник» мне вручили 23 августа 1991 года». В «Гудке» работает ещё один обладатель почётного знака – начальник отдела дизайна и предпечатной подготовки Андрей Локтев. В 1994 году он был одним из тех, кто реализовал в газете переход на компьютерную вёрстку, и «Гудок» стал одним из первых изданий в стране, внедривших эту самую передовую на тот момент технологию. В мае 2019 года подписано ещё несколько приказов о награждении, в том числе и осмотрщика-ремонтника вагонов эксплуатационного вагонного депо Лиски Александра Афанасьева, который проявил бдительность и обнаружил взрывное устройство. При награждении знаком работникам выплачивается премия, а размер корпоративной пенсии увеличивается на 20%. Кроме того, сотрудники имеют право на бесплатный проезд один раз в год в двухместном купе или при желании могут заменить эту льготу годовым абонементом пригородного сообщения. У них есть преимущества при распределении путёвок в санатории РЖД, первоочередное обслуживание на вокзалах, льготы на установку телефона, работающего от железнодорожных АТС, и возможность прохода по удостоверению в официальные учреждения ОАО «РЖД».
Нагрудным знаком «Почетный железнодорожник» (далее – нагрудный знак) награждаются работники организаций железнодорожного транспорта, сотрудники Министерства, центрального аппарата Федерального агентства железнодорожного транспорта, находящегося в ведении Министерства, его территориальных органов и иные лица:
Нагрудным знаком награждаются работники, имеющие стаж работы на железнодорожном транспорте не менее 10 лет, в том числе в данном коллективе не менее трех лет и в занимаемой должности не менее двух лет, а также ранее награжденные медалью «За строительство транспортных объектов» или Почетной грамотой Министерства транспорта Российской Федерации, или Благодарностью Министра транспорта Российской Федерации, или нагрудным знаком отличия «За безаварийную работу на железнодорожном транспорте», или знаком «За отличие в учебе», с даты награждения которыми прошло не менее пяти лет.
Независимо от стажа работы награждаются лица за отвагу и самоотверженность, проявленные при предотвращении аварий на железнодорожном транспорте, спасении жизни людей, подвижного состава и иного оборудования.
Работники Орского отделения Южно-уральской железной дороги принимали поздравления с профессиональным праздником.
Торжественное мероприятие прошло в доме культуры Железнодорожников. Собравшихся поздравили заместитель начальника ЮУЖД (по территориальному управлению) в Оренбургском регионе Константин Поляков, председатель Орского городского Совета депутатов Виктор Франц, депутат Законодательного Собрания Оренбургской области Ермек Алкулов, помощник депутата Государственной Думы РФ Виктора Заварзина Александр Васильев.
Поздравил железнодорожников с праздником, вручил областные и городские награды и временно исполняющий полномочия главы города Василий Козупица.
От всей души поздравляю с праздником всех, кто так или иначе связан с железнодорожной отраслью. Желаю вам здоровья, счастья, хорошего настроения, успехов на работе и личного благополучия.
Ежегодно казахстанские железнодорожники с нетерпением ждут первое воскресенья августа. Потому что в этот день традиционно отмечается профессиональный праздник транспортников.
С давних времен этот праздник называется Днем железнодорожников, который объединяет всех сотрудников железной магистрали прошлого и настоящего, которые работали и работают в сфере железнодорожного транспорта.
В то же время, конечно же, этот день является особенным событием для сотен тысяч людей, называющих себя сотрудниками АО «НК «Қазақстан темір жолы».
В то время как железные дороги обеспечивают пассажирские и грузовые перевозки в стране, проекты развития железных дорог являются движущей силой формирования единого региона.
Первая половина этого года ознаменовалась сложным периодом новых вызовов для всего мира. То есть пандемия коронавирусной инфекции распространилась по всему миру. Тем не менее самоотверженный труд железнодорожников и их готовность работать в новых условиях позволили сохранить качество и объем работ. Они еще раз доказали, что железнодорожная отрасль может преодолеть любые трудности.
В канун Дня железнодорожников тысячи работников АО «НК «ҚТЖ» были номинированы на традиционные профессиональные награды этого года за профессионализм, умение находить оптимальные решения в самый необходимый момент и готовность к их эффективному внедрению.
Железные дороги всегда будут оставаться ключевым сектором экономического и промышленного развития страны в расширении экономических и торговых связей. И работники в этой области пользуются большим уважением в обществе.
Таким образом, в этом году 1075 сотрудников группы компаний КТЖ были номинированы на различные награды.
Среди них 55 сотрудников всех филиалов компании были награждены высшим отраслевым знаком «Почетный железнодорожник» за честную работу и вклад в развитие транспортного комплекса.
166 человек были награждены знаком «За честный труд», а 109 железнодорожников были удостоены звания «Лучший по профессии».
Кроме того, 115 человек были удостоены звания «Лучший специалист», 266 сотрудников получили Почетные грамоты от Правления Компании, а 364 человека получили Благодарственные письма.
Стоит отметить, что одной из самых больших наград в отрасли является 86-летие знака «Почетный железнодорожник».
Тяжелый труд, ответственность и честность — качества каждого работника железной дороги. Каждый железнодорожник, получивший сегодня награду, заслуживает этого!
Положение о знаке «Почетный железнодорожник»ОАО «Российские железные дороги». Знак «Почетный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги» (далее- знак) является высшей наградой ОАО «РЖД».2. Знаком награждаются работники ОАО «РЖД» за наивысшие стабильные результаты труда, особый вклад в качественное обслуживание пользователей услуг ОАО «РЖД», обеспечение безопасности движения поездов, реализацию эффективных мер по повышению прибыльности ОАО «РЖД», разработку и внедрение достижений науки, техники и современных технологий, безупречно работающие и пользующиеся авторитетом в трудовых коллективах.3. К награждению знаком представляются:работники ОАО «РЖД» со стажем работы на железнодорожном транспорте не менее 20 лет при условии работы в профессиях и должностях, связанных с обеспечением безопасности движения поездов, не менее 10 лет;работники ОАО «РЖД» со стажем работы на железнодорожном транспорте не менее 25 лет.Независимо от стажа работы на железнодорожном транспорте знаком награждаются работники ОАО «РЖД» за мужество и самоотверженные действия, связанные с обеспечением безопасности движения поездов, жизни пассажиров, сохранности грузов, багажа и другого вверенного имущества.4. Награждение знаком производится, как правило, не ранее чем через три года после награждения именными часами и (или) знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте».5. Повторное награждение знаком, а также награждение знаком работников ОАО «РЖД», ранее награжденных знаком «Почетный железнодорожник», знаком (значком) «Почетному железнодорожнику», не производится.6. Награжденному работнику ОАО «РЖД» одновременно со знаком «Почетный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги» выдается удостоверение и премия.7. Награжденные знаком имеют право;а) на бесплатный проезд в вагоне с двухместными купе (СВ) в поездах всех категорий по нормам, установленным в ОАО «РЖД», если они являются работниками ОАО «РЖД», или переведены на выборную работу в общественные организации железнодорожного транспорта, или уволились из ОАО «РЖД» в связи с выходом на пенсию (в том числе поступившие после оформления пенсии на работу в сторонние организации).Транспортное требование для проезда в поездах дальнего следования на текущий год может быть заменено на годовое транспортное требование на одно лицо для проезда в пригородном сообщении на расстояние до 200 км в районе обращения пригородных и местных поездов всех категорий в двух и более направлениях (при отсутствии пригородного движения — в поездах дальнего следования);б) на внеочередное приобретение проездных документов (билетов) для себя и членов своей семьи во всех пунктах продажи, а также на внеочередное обслуживание в сервис-центрах, комнатах отдыха, камерах хранения и других подразделениях железнодорожных вокзалов;в) прохода в административные здания ОАО «РЖД», филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» в рабочее время по удостоверению к знаку и предъявлении документа, удостоверяющего личность;г) на первоочередную установку телефонов в жилых домах, телефонизированных от железнодорожных АТС;д) на предоставление преимущества при прочих равных условиях с другими работниками ОАО «РЖД» при распределении путевок в санатории, профилактории, пансионаты, дома отдыха, в получении других льгот социально-бытового характера, которые предусмотрены Коллективным договором открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и коллективными договорами филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД».8. В случае награждения работника ОАО «РЖД» знаком посмертно указанными в настоящем Положении правами пользуются находившиеся на его иждивении дети в возрасте до 18 лет.9. Знак носится на правой стороне груди.На форменной одежде знак располагается непосредственно над эмблемой железнодорожного транспорте.10. В случае утери знака его дубликат не выдается.В случае утраты удостоверения к знаку дубликат удостоверения выдается по ходатайству руководства подразделения аппарата управления, филиала, другого структурного подразделения ОАО «РЖД».11. Лишение знака может быть произведено за совершение проступка, несовместимого с этой наградой. приказом президента ОАО «РЖД» по ходатайству руководителя подразделения аппарата управления, филиала, другого структурного подразделения ОАО «РЖД».12. Правами, указанными в пункте? настоящего Положения, пользуются работники ОАО «РЖД» и неработающие пенсионеры, вышедшие на пенсию из ОАО «РЖД» или до 1 октября 2003 г из организаций федерального железнодорожного транспорта и состоящие на учете в советах ветеранов ОАО «РЖД», награжденные приказами министра путей сообщения или президента ОАО «РЖД» знаком «Почетный железнодорожник», знаком (значком) «Почетному железнодорожнику».
В этом году главной профессиональной награде железнодорожников исполняется 85 лет. Знак «Почетному железнодорожнику» был учрежден ЦИК СССР в 1933 году, окончательно утвержден в 1934 году и даже с распадом СССР сохранил свою актуальность и значимость. За прошедшие 85 лет этого знака были удостоены почти 170 тысяч человек.
Как рассказал ветеран труда, бессменный руководитель ведомственного музея на протяжении 25 лет, Почетный железнодорожник Михаил Надточий, этот знак полагалось носить на левой стороне груди рядом с правительственными наградами. Позднее знак «Почетному железнодорожнику» стали носить на правой стороне, но своего значения он не потерял.
В бытность СССР на железнодорожном транспорте работали более четырех миллионов человек. Существовала негласная установка – награждать по 2000 работников в год. Исключением стали годы Великой Отечественной войны – наибольшее количество награжденных приходится на 1943-1946 годы, когда этой наградой были отмечены 44 тысячи человек, или около трети от общего количества награжденных. Это подтверждает массовый героизм, проявленный железнодорожниками, особенно спецформирований НКПС, наравне с действующей армией. Они обеспечивали фронт всем необходимым, в кратчайшие сроки восстанавливали разоренное железнодорожное хозяйство.
– Уральск был ближним тылом Сталинградской битвы, а Западно-Казахстанская область – единственная в республике, подвергавшаяся бомбардировке, особенно доставалось железной дороге, высаживался вражеский десант, поскольку железная дорога была единственной транспортной артерией Сталинграда. Из Майкопа и Грозного было доставлено 500 цистерн с горючим. Их переправляли через Каспийское море, Уралу и далее – по Казахской железной дороге в Сталинград, – рассказывает Михаил Тихонович. – Коллективы паровозного депо и мастерские дистанции пути выпускали мины. Машинист паровозного депо Уральска Покусай вел поезд с танками к Сталинграду и был 15 раз атакован авиацией, бригада погибла, сам Покусай ранен, но довел поезд до пункта назначения.
Надо сказать, что железнодорожники сохранили свое единство и после развала СССР, а нумерация знака «Почетный железнодорожник» осталась сквозная. Да и сама идея сохранения единого знака для постсоветского пространства была претворена в жизнь в 1993 году на заседании Совета по железнодорожному транспорту, проходившем в тогдашней столице Казахстана Алма-Ате. Тогда же было подписано соглашение о награждении знаком «Почетный железнодорожник» и льготах, предоставляемых работникам железнодорожного транспорта государств – участников Содружества. В нем говорилось, что награждение проводится по аналогичному порядку, который был установлен положением о знаке «Почетный железнодорожник» МПС СССР.
Каждая железнодорожная администрация производит награждение в соответствии с Соглашением и предоставляет льготы. Лица, награжденные знаком «Почетный железнодорожник» на территории одного государства и изменившие постоянное место жительства или работы в связи с переездом в другое государство, пользуются льготами, установленными по новому месту жительства.
В канун профессионального праздника – Дня работников транспорта, который отмечается в первое воскресенье августа, главным событием становится награждение лучших работников почетными грамотами, знаками отличия АО «НК «Қазақстан темір жолы», в том числе высшей профессиональной наградой – знаком «Почетный железнодорожник».