Класс обслуживания РЖД обозначается буквенно-числовым кодом. Он указывает на перечень всевозможных услуг, которые могут предоставляться в вагоне. Номер класса указывается на железнодорожном билете. Дополнительные услуги зависят не только от класса вагона, но и от типа поезда.
Каждый поезд, а часто и вагон имеют свой класс обслуживания, который характеризует удобство использования купе или места пассажирами. Поэтому часто имеет смысл выбрать состав, отправляющийся на час-другой позже или раньше, чтобы путешествовать более удобным классом.
СВ – один из наиболее дорогих видов вагонов из составов поездов РЖД. Он напоминает обычное купе, но предлагает пассажирам гораздо больше удобств и возможностей в пути. Вагон СВ советуют тем, кто хочет обеспечить себе высокий уровень комфорта на время всего путешествия на поезде.
Поезда РЖД формируются из разных вагонов. Выбор зависит от требований и назначения используемого состава. При этом пассажирские типы вагонов представлены наибольшим числом разных вариантов, разделенных по основной классификации и классам обслуживания.
Во время путешествия на поезде, длящемся несколько часов или даже дней, большое значение имеет комфорт. Поэтому пассажирам нужно обращать особое внимание на приобретаемые билеты. А самым важным будет правильный подход к вопросу того, какой вагон лучше выбрать в поезде плацкарт и каким местам отдать предпочтение.
- Причины поездок на поездах
- Основная классификация РЖД
- Отличия от купе и плацкарты
- Типы и основные характеристики
- Описание вагонов СВ
- Преимущества и недостатки
- Сидячие вагоны
- Сидячий вагон
- Выбор плацкартного вагона
- Типы пассажирских вагонов и маркировка
- Классы в сидячих вагонах
- Классы в плацкарте
- Классы в купе
- Классы в СВ
- Купейные вагоны
- СВ-вагоны
- Советы по выбору от опытных путешественников
- Класс обслуживания в поездах РЖД
- Услуги для пассажиров из вагона СВ
- Вагоны и классы обслуживания, перевозчик «ТКС»
- Плацкартные вагоны (плацкарт)
- Схема вагона СВ
- Критерии выбора мест в плацкарте
- Близость к туалету
- Мягкие вагоны повышенной комфортности
- Вагоны класса РИЦ
- Верхние и нижние полки
- Заключение
Причины поездок на поездах
У людей есть множество разных причин, чтобы купить билет на поезд и уехать в другой город или даже за границу. В большинстве случаев они все сводятся к нескольким основным группам. Именно такие причины отчасти дают понимание, почему пассажиры предпочитают выбирать тот или иной вагон.
Основные причины поездок:
Поездки на железнодорожном транспорте по личным делам чаще носят спонтанный характер и подразумевают быстрое возвращение домой, поэтому большинство людей предпочитают взять билеты на поезда с минимальной потерей времени и не придают особого значения вагонам или местам, хотя многие решают выбрать именно плацкарт.
Работники крупных компаний, которых периодически отправляют в другие города с рабочим визитом. Обычно путешествуют на поездах без возможности выбрать места, так как приобретаются билеты работодателем в рамках выделенного бюджета, но чаще люди ездят по одному и в условиях достаточного комфорта.
Многие люди решают выбрать поезд, чтобы съездить в гости к родным, которые живут в других городах или даже области. Такие пассажиры часто берут с собой детей и путешествуют целыми семьями. При этом они предпочитают покупать билеты на недорогие места и не уделяют большого внимания комфорту.
Развлекательные поездки на выходных чаще совершаются до ближайших крупных городов, чтобы отдохнуть и развеяться. В таких случаях люди ездят в одиночку либо небольшой компанией, покупают билеты незадолго до отъезда и предпочитают выбрать вагоны или места по акции.
Пассажиры, решившие выбрать поезд для путешествия на море или в другие интересные места, обычно ездят семьей или маленькой компанией. При этом они уделяют внимание комфорту и предпочитают найти удобные вагоны с местами, где удастся отдохнуть уже в процессе поездки;
Во всех случаях бывают исключения. Например, во время поездки в отпуск пассажиры могут выбрать максимально дешевые места внутри плацкарта низкого класса.
Аналогичным образом некоторые покупают билеты с наибольшим комфортом, когда решают поехать к родственникам.
Вопрос касательно того, какой вагон в поезде лучше выбрать, иногда становится исключительно индивидуальным.
Основная классификация РЖД
Широкое разнообразие типов и моделей вагонов обусловлено необходимостью удовлетворения множества требований и условий, касающихся процесса перевозки. Общее число вариантов превышает несколько десятков подвидов.
При составлении определенной таблицы классификаций моделей учитывается, по каким параметрам подразделяются вагоны на отдельные виды. К ним относятся: технические параметры, назначение и место использования. Классификация по видам также может подразумевать внутреннее деление на отдельные типы.
По техническим параметрам вагоны относят к разным подвидам с учетом ширины колеи и осности. В первом случае модели делятся на три вида: нормальные, узкие или широкие. А определяется тип по ширине колеи. Если она равна 1435 мм, то относится к нормальной.
Более узкие или широкие причисляют к соответствующим категориям. По осности же вагоны делятся на двух-, четырех-, шести-, восьми- и многоосные. Двухосные отличаются наименьшей грузоподъемностью. А самым распространенным видом стали четырехосные модели.
По назначениям вагоны разделяют на два типа: пассажирские и грузовые. Первые включают также модели самоходного или несамоходного типа. Разница между ними заключается в возможности самостоятельного перемещения по железнодорожным путям.
Если самоходные виды имеют собственную энергетическую установку либо используют контактную сеть, то несамоходные способны ехать только под тягой локомотива. К последним относят вагоны для составов дальнего следования, а также межобластные, пригородные, ресторанные и специальные модели.
Пассажирскими считаются также специализированные вагоны от РЖД из составов для перевозки людей: конференц-зал, детские, санитарные, почтовые, багажные, служебные и другие подвиды.
По зоне эксплуатации модели вагонов делятся на типы с учетом месторасположения железных дорог, для которых они предназначены.
К ним относятся три вида:
Названия полностью соответствуют зонам эксплуатации.
СВ в поезде может иметь дополнительное обозначение, соответствующее классу обслуживания. Все варианты отличаются по перечню предлагаемых услуг, особенностям выкупа спального купе, а также его размерам. Поэтому этот критерий нужно учитывать перед бронированием мест в вагоне.
Классы обслуживания из СВ и их расшифровка:
Частные перевозчики могут использовать собственную классификацию, отличную от обозначений АО «РЖД». Поэтому перед поездкой на поездах, принадлежащих другим компаниям, следует уточнять вопрос о классах обслуживания вагонов СВ.
Отличия от купе и плацкарты
Существующие классы обслуживания отражают почти все, чем отличаются купе от СВ в поездах. В обычных вагонах пассажирам не предоставляется тех услуг, которые доступны путешествующим в 1Б, 1Э или 1Е. Исключением могут стать только некоторые улучшенные категории купе, где в стоимость билетов включена часть возможностей, предлагаемых в СВ.
Даже классы 1У и 1Л оказываются намного комфортнее, чем обычные вагоны. Если сравнивать их с традиционным купе поезда, то сразу заметна разница во внешнем виде комнаты, длине и ширине спальных полок, увеличенном пространстве и сокращенном количестве мест. Также в упрощенных классах СВ все равно обеспечивается максимальное внимание со стороны проводников, свойственное этой категории вагонов.
Разница между спальным и обычным купе, если рассматривать отдельные вагоны из составов поездов, принадлежащих частным перевозчикам, может быть минимальной либо вообще отсутствовать. Все зависит от политики компании.
Отличий от плацкарты у СВ еще больше. Если у первой все места никак не отделены от общего коридора и размещены максимально плотно, то у второго они изолированы. Также для плацкарты не предусмотрено подобных классов, которые бы обеспечивали похожее на СВ качество обслуживания. Разница касается и общего комфорта на время поездки.
Типы и основные характеристики
Существующие железнодорожные вагоны такого типа предназначены для транспортировки различных грузов. Они делятся на отдельные виды. Разница между ними заключается в совместимости с определенными типами грузов и технических особенностях. Например, количестве осей или допустимым для загрузки весом.
Разновидности грузовых вагонов:
Большинство видов грузовых моделей относятся к категории универсальных и могут применяться для любых типов товаров, соответствующих характеристикам платформы. Однако для этого нужно учитывать требования к безопасности транспортировки каждой конкретной позиции. Специальные же модели подразумевают перевозку только определенных видов груза.
Грузовые вагоны оборудованы специальными переходными площадками. Они помогают пересекать стоящий поезд, не создавая угрозу жизни.
К базовой классификации иногда добавляют подвиды отдельных типов грузовых вагонов. Например, ледники или термосы из категории рефрижераторов. На них используются специальные покрытия либо сменные хладагенты.
Используемые РЖД типы ЖД вагонов полностью удовлетворяют спрос на формирование всевозможных видов составов. Поэтому они позволяют подготовить пассажирские или грузовые поезда для достижения всех целей и выполнения любых задач.
Описание вагонов СВ
Многие пассажиры привыкли к выбору между купе или плацкартом и не интересовались, как выглядит СВ вагон и что это такое по основному описанию. Он относится к первому классу и называется спальным. Такой тип вагона предназначен для перевозки пассажиров с повышенным уровнем комфорта.
Салон СВ делится на комнаты, отделенные от общего коридора дверью. Внутри имеются спальные места. Нижние полки всегда оборудованы мягкими спинками, чтобы пассажиры могли с удобством сидеть во время поездки, навалившись назад. Сами спальные места мягкие и достаточно комфортные. Они имеют увеличенные размеры, благодаря чему спать на них очень удобно.
Вагоны СВ оборудуют таким образом, чтобы они больше напоминали гостиничные номера и обеспечивали повышенный комфорт.
Внутри спальных купе из СВ всегда имеется столик небольшого размера. На нем пассажиры поезда могут поесть либо временно положить туда некоторые вещи. Также присутствует зеркало на двери, рядом есть выключатель света и вешалки для верхней одежды.
У каждого места размещены отдельные розетки для зарядки мобильных. Пассажирам доступны индивидуальные зоны для хранения ручной клади. А специальная кнопка позволяет вызывать проводника, если возникнут вопросы или потребуется помощь.
В некоторых категориях вагонов поезда такого типа присутствуют индивидуальные санузлы, включая душ. Рядом со спальными местами может быть размещена дополнительная мебель в виде кресел или тумбочек. Иногда присутствуют личные шкафчики для вещей или полки на стенах.
Спальные купе поезда закрываются на магнитные замки, а открываются специальной картой.
Преимущества и недостатки
Пассажиры, ездившие внутри СВ хотя бы раз, с трудом могут поехать на поездах в вагонах традиционного купе или в плацкарте. Они получают огромное количество положительных впечатлений и сравнивают путешествие с отдыхом гостиничном номере. Связано это с преимуществами, которыми выделяются СВ на фоне других вагонов пассажирских поездов.
Стоимость – главный недостаток класса СВ. Цена одного спального места может оказаться в два или более раза выше, чем в обычном вагоне. К условным минусам можно отнести наличие всего двух мест, что неудобно для людей, путешествующих семейной группой.
Сидячие вагоны
Железнодорожные вагоны с сидячими местами можно назвать усовершенствованной электричкой. Обычно в таких вагонах не предоставляется каких-либо услуг, не разносится чая с печеньем и не предлагается постельного белья.
Билеты на сидячие места стоят дешевле всего, их обычно покупают для того, чтобы сэкономить, или в том случае, если дорога займет несколько часов днем.
В сидячих вагонах находятся отдельно стоящие кресла с подлокотниками. Удобство сидений зависит от их изношенности. Если вагон давно введен в эксплуатацию, то обивка может быть протертой и частично содранной, что приведет к определенным проблемам при использовании кресла.
Но сегодня РЖД следит за качеством сидячих вагонов, и пассажиры не чувствуют никакого дискомфорта. Практически все сиденья имеют на спинке откидной столик, который увеличивает комфорт поездки. Существует несколько классов обслуживания сидячих вагонов. Расшифровка классов обслуживания сидячих вагонов в междугородних поездах РЖД представлена в таблице ниже.
Но новые вагоны скромных классов отличаются лучшей оснащенностью по сравнению со старыми вагонами. В сидячих вагонах также можно возить животных. Для этого предусмотрены вагоны с маркировкой 2Ж, 3Ж и 2В.
Сидячий вагон
Если длительность поездки не превышает 10 часов, то вместо обычного плацкарта можно выбрать сидячий вагон. Они имеются во многих поездах дальнего следования. Билеты тогда будут стоить дешевле, а общий уровень комфорта для короткого путешествия останется достаточно высоким. При этом пассажиры могут выбрать один из трех классов таких вагонов.
Классы сидячих вагонов:
Во всех классах свободного места для передвижения достаточно. Кресла же могут различаться, а в первом классе они даже комплектуются подголовниками и подлокотниками. Иногда сидячие вагоны бюджетного уровня напоминают пригородные электрички, где неудобно ехать даже 5 часов. Наиболее комфортными для таких поездок считаются экспрессы: «Ласточка», «Стриж» и «Сапсан».
Возле окон в сидячих вагонах расположены места под нечетными номерами. Поэтому выбрать подходящее чаще получается без особого труда, даже не имея доступа к схеме.
Сидячие вагоны первого класса включают полный набор предлагаемых перевозчиком услуг. К ним относится и питание. Однако меню и общее количество приемов пищи зависят от перевозчика, маршрута и доступности тех или иных блюд.
Выбор плацкартного вагона
Плацкартные вагоны уступают купейным, но даже среди них есть места с достаточным уровнем комфорта. Чем он выше, тем дороже будет стоимость билета. При этом максимально удобными стали такие вагоны в фирменных поездах, предназначенных для дальних путешествий.
Во время покупки билета на места из плацкарта нужно обращать внимание на класс обслуживания. Он указан для каждого вагона и подразумевает определенные условия для пассажиров. Некоторые детали могут зависеть от конкретных перевозчиков и незначительно корректироваться. Однако в большинстве случаев они похожи. Примерно одинаковы и схемы вагонов, хотя есть исключения.
Основная классификация вагонов типа плацкарт регулируется ФПК. Поэтому к каждому классу выдвигаются определенные требования.
Какие классы вагонов плацкарта встречаются:
Во всех случаях рекомендуется выбирать вагоны из центральной части состава. В них будет меньше трясти, также оттуда можно проще и быстрее попасть в ресторан, если он предусмотрен в поезде. В случаях, когда билетов в вагоны из середины уже нет, стоит выбрать первый. К концу состава гораздо сильнее ощущаются вибрации.
Зачастую поезда курсируют только с одним классом плацкарта. Например, двухэтажный поезд «Таврия» от компании «Гранд Сервис Экспресс» выполняет некоторые рейсы с одноэтажными вагонами. В таких случаях можно выбрать только плацкарт категории 3Э. А счет за билет будет выше, чем для обычных поездов.
Типы пассажирских вагонов и маркировка
Подвижные составы комплектуются несколькими типами вагонов РЖД для пассажирских поездов, включая сидячие, плацкарты, купе и СВ. Пассажиры, часто путешествующие железнодорожным транспортом, понимают их особенности и могут легко отличать один вид от другого. Основные различия касаются обустройства мест и набора услуг.
Дополнительно к вагонам применяется специальная буквенная маркировка. Она означает класс обслуживания конкретного типа вагона. Для большинства поездов РЖД классификация универсальна, но некоторые частные перевозчики используют собственную маркировку.
Подробное описание можно узнат на официальных сайтах либо по индивидуальному запросу.
Классы в сидячих вагонах
Все модели сидячего вида вагонов оборудованы отдельными креслами для каждого пассажира либо общими сидениями, рассчитанными на конкретное количество лиц. Они чаще входят в составы пригородного сообщения, но нередко присутствуют и в междугородних поездах РЖД. Подобные варианты оптимальны для поездки на короткие расстояния, если нет необходимости ложиться спать.
На некоторых рейсах маркировка может пересекаться. Например, 1С на «Ласточке» относится к местам вида «бизнес». Отличий у них от обычного салона много, а касаются они условий с предоставляемыми услугами.
Классы в плацкарте
Одной из самых частых проблем перед выбором типа мест становятся попытки разобраться, что значит класс обслуживания 3Б в плацкартном вагоне или какой-либо иной код маркировки. Большинство пассажиров считают плацкарту идентичной для всех поездов РЖД. Однако даже там есть свои виды с определенными особенностями. Постельное белье для таких вагонов чаще платное.
Классы обслуживания РЖД для плацкарты:
Все плацкартные вагоны РЖД, несмотря на любые обозначения по маркировке, имеют открытые купе, соединенные основным коридором. С одной стороны находятся отделения для четырех человек, с другой – для двоих.
Классы в купе
Оптимальными по сочетанию комфортности и стоимости считают большинство классов вагонов в поездах РЖД из категории купе. Каждое отделение в них предназначено для четырех человек и закрывается дверью. Они оборудованы розетками, чаще на борту есть индивидуальное освещение для каждого места.
Классы купейных вагонов:
В вагонах 2Х и других классов купе предусмотрено 32 либо 36 мест. Внутри всегда имеются столики, вешалки, зеркала и отделения для багажа. Условия идентичны для одно- и двухэтажных поездов РЖД или других перевозчиков.
На международном сообщении также используются вагоны РИЦ. Такой класс отличается повышенным комфортом и более современным оснащением. Расшифровка представляет собой Regolamento Internazionale Carrozze, ставшее названием соглашения о ЖД транспорте.
Отдельные купе в некоторых классах также могут быть адаптированы под проезд людей с инвалидностью. Информацию о таких местах можно получить при бронировании билетов. Они отмечаются специальными указателями либо выделяются при запросе соответствующих видов полок.
Классы в СВ
Купе повышенного уровня комфорта входят в классификацию вагонов отдельным типом и называются в РЖД СВ либо люкс. Они предназначены для двух человек, оборудованы мягкими местами, дают пассажирам расширенный набор услуг, всегда имеют работающие кондиционеры, а на борту работают проводники с высшей квалификацией.
Классы из салонов СВ:
Нужно учитывать, какими бывают вагоны из СВ, так как некоторые из них отличаются повышенной стоимостью. При этом многие виды купе можно выкупать исключительно целиком, оплачивая сразу все места.
Купейные вагоны
Купе – это четырехместный блок с двумя кроватями. От остальной части вагона купе закрывается на раздвижную дверь. Полки не раскладываются и не складываются.
Столик стоит отдельно между двумя местами снизу. При поднятии нижней полки открывается отсек, в который можно сложить свои чемоданы.
Все купе оснащены зеркалом и лампой для удобства пассажиров. В них нет третьей багажной полки, но есть дополнительная ниша для чемоданов под потолком. Благодаря этому человек на верхнем ярусе может спокойно сесть, и ему ничего не будет мешать. Существует несколько классов купе.
Купе класса 2Д является единственным купейным вагоном, в котором можно отказаться от постельного белья. В остальных вагонах вне зависимости от времени поездки придется оплачивать наволочки и простыни. Цены билетов на нижние и верхние полки отличаются практически в 2 раза.
Иногда по акции можно купить билеты на верхнюю полку купе по цене плацкартного места.
В некоторых поездах есть только женские и только мужские купе. При покупке билета можно выбрать место в таком купейном вагоне. Вид купе определяет пол первого человека, которым был куплен билет в это купе.
Обычно в вагоне присутствует ровное количество женских и мужских купе, но многое зависит от самих пассажиров. Если в вагоне едут преимущественно женщины, то купе будут именно женскими. Также билеты продаются и в традиционные смешанные купе.
СВ-вагоны
СВ-вагон – это купе, в котором только 2 места. Полки представляют собой мягкие кровати, которые не раскладываются и не складываются. Вагоны вмещают в себя 16-20 мест в зависимости от состава поезда. Все полки расположены внизу и имеют мягкие спинки, удобные для сидения.
Купе СВ-класса оснащены кондиционерами, и для каждого пассажира предусмотрен комплект белья. Отказаться от постельных принадлежностей нельзя. Они автоматически входят в стоимость билета. СВ маркируется как первый класс. Существует несколько видов таких купейных вагонов.
Стоимость билетов в СВ-вагон достаточно велика. Поезда в купе класса СВ обойдется дороже перелета на самолете на это же расстояние.
Советы по выбору от опытных путешественников
Лучше всех знают, как выбрать вагон из плацкарты или конкретное место, опытные путешественники, которые успели поездить на железнодорожных маршрутах десятки раз. Они смогли оценить разные варианты и выявить их слабые и сильные стороны. Поэтому такие люди легко сформировали ряд основных советов.
Советы и замечания от бывалых путешественников:
Также опытные путешественники дают важный совет тем, кто страдает от проблем с вестибулярным аппаратом. Никаких вариантов, кроме как выбрать место в поезде РЖД по ходу движения, чтобы лицом смотреть вперед, нет. От специальных препаратов лучше отказаться, так как укачивания избежать не получится.
Возможность выбрать наиболее комфортные места в плацкарте – одно из главных преимуществ путешествий на железнодорожном транспорте. Чтобы поездка прошла удачно, достаточно учесть все основные критерии подбора полок и остановиться на оптимальном для себя варианте.
Класс обслуживания в поездах РЖД
Класс обслуживания зависит от перевозчика, поезда и вагона. Компания РЖД имеет следующие.
Вагоны и классы обслуживания, перевозчик «ФПК»:
Услуги для пассажиров из вагона СВ
Список услуг для вагона поезда зависит от класса обслуживания и конкретного состава. В минимальный набор входят работающие кондиционеры и бесплатное постельное белье. Максимальный же пакет доступен для пассажиров из 1Б или 1Э. Если отдельные услуги не входят в стоимость билета на поезд, то их можно получить за дополнительную плату. Исключением будут случаи, когда они недоступны по техническим или иным причинам.
Список услуг в СВ:
Турпоездка внутри вагона СВ поезда может обойтись довольно дорого. Однако на билеты распространяется динамическая система формирования цен. Поэтому пассажиры могут значительно сэкономить, правильно подобрав время для покупки. Дополнительные услуги, не включенные в стоимость билета на поезд, для спального вагона классов 1У и 1Л предоставляются за полную цену.
Вагоны и классы обслуживания, перевозчик «ТКС»
Кроме указанных классов обслуживания, у РЖД есть вагоны повышенной комфортности, в которых пассажир может выбрать женское или мужское купе. Вагоны Люкс с пометкой СВ имеют душ, питание (завтрак и ужин), в т.ч. включающее веганские блюда, доступ к Вай-Фай, кондиционер, индивидуальные сейфы и некоторые другие преимущества.
Плацкартные вагоны (плацкарт)
Плацкартные вагоны пользуются огромной популярностью у пассажиров. Билеты в плацкарт недорого стоят, поэтому их покупают за несколько месяцев вперед. Обычный плацкартный вагон включает в себя 54 места.
Часть пассажиров размещается на верхних полках, а часть – на нижних. В нем есть 2 туалета и титан с горячей водой.
Места с 37 по 54 являются боковыми. Они немного короче обычных «купейных» мест. Нижние боковые плацкартные полки раскладываются, образуя два сиденья и столик.
Принято считать, что этим столиком может пользоваться и пассажир с верхней полки, но это зависит от волеизъявления человека, который купил билет на нижний ярус. Причем это касается и боковых, и стандартных полок.
Места с 33 по 38 расположены рядом с туалетом. Это одни из самых неудобных мест в вагоне. Здесь некомфортно спать, т.к. пассажиры часто ходят в туалет, в т.ч. и для переодевания. Т.е. постоянно хлопают дверью, что вызывает определенный дискомфорт.
Также напротив туалета находится основная вагонная мусорка, от которой (особенно в конце пути) чрезвычайно плохо пахнет, ведь в этот бак все пассажиры складируют свой мусор. Неприятных «ароматов» добавляет сам туалет. Из-за этого в несезон билеты на верхние места около туалета нередко продаются со скидкой, которая может достигать 50%.
Стандартные места в плацкартном вагоне находятся в помещении типа купе. Там размещено 4 полки: по 2 сверху и снизу. Они не раскладываются, но нижние места поднимаются, и внутрь их можно складывать свои сумки и чемоданы.
Также свои вещи можно размещать на третьих полках над местами для лежания. Проходы в вагоне узкие, причем этот параметр един для всех классов обслуживания РЖД.
В старых железнодорожных вагонах около мест 9-12 (третье купе) и 21-24 (шестое купе) не открываются окна. В новых вагонах, оснащенных системой кондиционирования, ехать комфортно даже без открытых окон. Такие плацкартные вагоны подразделяются на несколько классов обслуживания РЖД.
Класс вагона указывается на билетном бланке. При покупке билета на вокзале в кассе человек может сразу сказать, какие услуги ему необходимы. Если пассажир покупает билет на сайте, то он по буквенно-числовому обозначению может сразу же определить тип вагона и выбрать наиболее подходящий для себя. К примеру, аллергикам не стоит приобретать билеты в вагоны, в которых разрешен провоз животных.
Схема вагона СВ
Стандартные вагоны поезда категории СВ разделены на 8-10 спальных купе. Внутри каждого есть два места. Чаще они только нижние, хотя некоторые модели вагонов подразумевают также одно верхнее. Боковых спальных мест в СВ не бывает никогда.
По краям салона размещены туалеты. С одной из сторон также имеются купе проводника и зона с горячей водой. Если на борту предусмотрены индивидуальные санузлы, то общий туалет все равно остается открытым для пассажиров поезда.
Спальный салон может делиться на купе по половому признаку. Поэтому на этапе оформления билетов часть мест доступна только для женщин либо мужчин.
Двухэтажные СВ отличаются только компоновкой самого вагона и количеством мест. Они предусматривают 15 спальных купе, причем внизу их 7, а наверху – 8.
Схема такого вагона поезда идентична для обоих этажей, но на первом отдельная комната выделена для проводника. Поэтому наверху удалось расположить одно дополнительное пассажирское купе.
В любых вагонах категории СВ комфортны все места. Однако некоторые путешественники все же отмечают наиболее удобными именно спальные купе из центральной части салона. Там меньше всего шума, так как реже ходят люди. Наиболее заметным это будет, если на борту нет индивидуальных санузлов.
Вагоны класса СВ – оптимальный выбор для тех, кто хочет путешествовать с комфортом и готов переплатить. Такие вагоны обеспечивают пассажирам максимальные удобства и высочайшее качество обслуживания.
Критерии выбора мест в плацкарте
Плацкартные вагоны обычно вмещают 54 пассажира. Все места при этом разделены на 9 купе открытого типа, не имеющих дверей и соединяющихся между собой общим коридором. Полки размещены с двух сторон по схеме 4+2 и делятся на верхние и нижние.
Вопрос выбора мест в плацкарте имеет огромное значение, которое не стоит ставить ниже класса самого вагона. Именно на этом этапе многие пассажиры совершают ошибки и бронируют первую попавшуюся полку.
Люди пожилого возраста редко стремятся получить максимальный уровень комфорта и не задумываются, какие места в плацкарте лучше брать для поездки. Однако им важно выбрать такие полки, куда будет удобно забраться. Поэтому верхние места для пожилых чаще становятся недопустимым вариантом. Также им лучше взять билеты из зоны возле выхода.
Схожая ситуация с маленькими детьми. Если ребенок поедет на верхней полке, то он может случайно упасть или сорваться при попытке залезть или слезть с нее. Поэтому при покупке детского билета стоит сразу отсечь часть вариантов.
В большинстве случаев люди стремятся покупать билеты только на нижний ярус. Связано это с тем, что рядом расположен стол, сложностей со спуском с полки нет, а возможное ночное падение не кажется таким пугающим. Поэтому первый ярус считается более комфортным.
Пассажир на нижнем ярусе имеет полное право запретить человеку с верхней полки сидеть внизу, так как оплатил полную стоимость своего места.
На верхних же полках могут ехать только те, кто физически способен залезать и слезать с них. При этом пассажир может остаться там наедине, так как никто рядом уже не сядет и не будет мешать своим присутствием.
В случаях, когда двое человек едут вместе, им стоит рассмотреть боковые места. Несмотря на их низкий уровень комфорта, пассажиры останутся там вдвоем, никто из посторонних им уже не помешает и не сядет на нижний ярус.
Когда человек путешествует один или его компания состоит из трех знакомых, боковушка не подойдет. В таких случаях правильнее выбрать обычные полки, чтобы чувствовать себя комфортнее.
Близость к туалету
Неопытные путешественники часто ошибочно полагают, что самые лучшие места в плацкартном вагоне расположены возле туалета.
Они думают, что такие полки будут удобными, так как можно быстро добраться до уборной. Однако на практике все оказывается иначе.
Места возле туалета, включая полки с номерами от 33 до 38, наименее удобные для пассажиров.
На них сильнее всего слышно постоянно хлопающую дверь, мимо регулярно ходят другие люди, а иногда также чувствуются неприятные запахи, в том числе от химических средств для уборки.
В последних моделях вагонов проблем с розетками нет. Они бывают встроены даже возле верхних полок, где можно зарядить любой портативный гаджет. Поэтому споров по поводу единственного источника питания чаще не возникает.
Розетки предназначены для зарядки мобильных устройств и ноутбуков. Проводник может запретить использовать их для подключения кипятильников или мелкой бытовой техники.
В старых моделях вагонов розеток меньше. Они могут быть расположены только возле нескольких полок, из-за чего не исключены споры и конфликты. Чаще розетки есть возле мест под номерами: 5, 7, 29, 31, 41, 42, 51 и 52.
Некоторые купе из плацкарта отличаются от других отсутствием возможности открыть окна. Связано это с тем, что последние относятся к категории аварийных. Поэтому для них предусмотрено открытие только в экстренных ситуациях. Для этого стекло придется разбить. Расположены аварийные окна рядом с полками 9-12 и 21-24.
Однако главная проблема таких мест заключается в недостатке свежего воздуха. В большинстве новых поездов она решена, так как в них работает система вентиляции. Внутри старых же вагонов аварийные окна могут доставить неудобства. Поэтому стоит выбрать места не рядом с ними.
Если путешествие намечается на лето, то особого значения в выборе мест нет. Единственным исключением будут все те же аварийные окна и конец вагона, где в старых моделях поездов может ощущаться нехватка свежего воздуха.
Зимой лучше выбрать центральные части плацкарта. Ехать будет комфортно везде, но на станциях со стороны дверей попадет холод. Особенно серьезной проблема станет в случае, если с пассажиром едут маленькие дети.
Мягкие вагоны повышенной комфортности
Мягкие вагоны – усовершенствованные СВ-вагоны. В них находится 4-6 двухместных купе. Они очень комфортабельные. Существует несколько видов таких вагонов.
Внешне эти купе напоминают номер в отеле. Все предметы в них сделаны из экологически чистых материалов.
Вагоны класса РИЦ
РИЦ – это класс обслуживания в поездах РЖД международного направления, которые курсируют из Москвы в различные страны мира. Они разделены на несколько двухместных или трехместных купе. В таких купе есть умывальник и кресло. По условиям они похожи на купе класса люкс. В купе класса РИЦ всегда присутствует кнопка вызова проводника.
Верхние и нижние полки
Вопрос о том, какие места лучше брать в поезде в плацкарте, подразумевает необходимость выбрать между верхними и нижними полками. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. На их основании пассажирам удается выбрать наиболее подходящий для себя вариант.
Плюсы и минусы разных полок плацкарта:
Отдельно рассматривают боковые места. На первом ярусе можно раскрыть постель, но тогда придется убрать столик для еды. Поэтому сосед сверху не сможет поесть или посидеть внизу.
Наиболее тяжело людям будет, если пассажиры незнакомы и никак не общаются. На обоих ярусах также есть проблема в виде ограничения длины полок. Если выбрать такие места высокому человеку, то ему придется спать в свернувшемся положении.
Заключение
Классы вагонов в поездах РЖД указывают на перечень бесплатных и платных услуг, доступных пассажирам. Эти буквенно-цифровые значения всегда указываются на железнодорожных билетах.