Эта статья — о железнодорожной линии как части системы городского пассажирского общественного транспорта в Москве. О железнодорожной линии в целом см. Малое кольцо Московской железной дороги.
Запрос «МЦК» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Совсем скоро МЦК будет отмечать шестой день рождения. Департамент транспорта Москвы подвел некоторые итоги работы Московского центрального кольца.
Самой популярной станцией за шестой год работы МЦК стала Нижегородская — в будни ее поток достигал в среднем 47,3 тысячи пассажиров.
Кроме Нижегородской в пятерку самых популярных по пассажиропотоку в среднем в будние дни 2022 года вошли станции:
Площадь Гагарина — 41,7 тысячи пассажиров в сутки, Ростокино — 37,3 тысячи пассажиров в сутки, Ботанический сад — 29,3 тысячи пассажиров в сутки, Кутузовская — 28,1 тысячи пассажиров в сутки.
Также Дептранс Москвы проанализировал рост пассажиропотока станций МЦК. Например, станцией Стрешнево со дня запуска МЦК стали пользоваться в 3,7 раза чаще, а Ростокино — в 2,5 раза.
Однако первое место и по этому показателю сохраняет Нижегородская — со дня запуска МЦК ею стали пользоваться уже почти в 4 раза больше людей.
«Почти 6 лет назад по поручению мэра Москвы С. Собянина мы запустили Московское центральное кольцо. Тогда никто и предположить не мог, что новый вид транспорта станет таким популярным — сегодня в среднем в сутки на МЦК совершается более 550 тысяси поездок. Особенно востребованы станции с удобными пересадками на метро и МЦД. Мы продолжим работать над совершенствованием этого важного для столицы транспорта, чтобы поездки пассажиров были быстрыми и комфортными», — отметил заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Ранее в Департаменте столичного транспорта сообщали, что со дня запуска МЦД пассажиры совершили более 164 миллионов бесплатных пересадок на метро и МЦК, сэкономив 7 миллиардов рублей. В ведомстве отмечали, что единая бесшовная билетная система с бесплатными пересадками между разными видами городского транспорта позволяет пассажирам строить удобные и быстрые маршруты, при этом значительно экономить на проезде. Пассажиры первых двух диаметров уже экономят до 50 процентов при поездках по Москве и до 75 процентов по Подмосковью.
Пример транспортно-пересадочного узла платформы на МЦК в виде надземного перехода. На переднем плане — автобусная остановка
Турникетный зал платформы . Слева — выход в город, справа — переход на станцию метро
Большинство транспортно-пересадочных узлов оснащены системой крытых переходов и галерей, защищающей пассажиров от осадков. По состоянию на декабрь 2021 года полностью крытая пересадка на станции метрополитена без выхода на улицу присутствует на 7 остановочных пунктах МЦК:
На радиальные направления железных дорог полностью крытая пересадка на декабрь 2021 года имеется на следующих остановочных пунктах:
Олег Белозёров докладывает III Съезду железнодорожников о работе МЦК в 2016—2017 годах
Пассажирский подвижной состав
Электропоезда ЭС2Г в депо Подмосковная
Расположение сидений в головных вагонах: часть сидений напротив санузла боковые откидные, остальные — кресельные
Салон головного вагона, вид назад. Сиденья расположены по схеме 3+2
Салон промежуточного вагона с токоприёмником. Сиденья расположены по схеме 2+2. Слева видна площадка для стоячих пассажиров, велосипедов, колясок и багажа
Круглый санузел в головном вагоне «Ласточки», курсирующей по МЦК
Салоны поездов имеют по две двустворчатые двери с каждой стороны, входная зона бестамбурная и отделена от зоны сидений небольшими перегородками. Салоны оснащены кондиционерами и электрическими розетками, между вагонами имеется сквозной проход с дверями. В салонах поездов большая часть сидений представляет собой мягкие кресла, размещённые по схеме 3+2 и 2+2. В головных вагонах в зоне санузлов имеются боковые откидные сиденья. Все сиденья имеют мягкую обивку синего цвета.
Электропоезд ЭШ2-025 на платформе
Полный вид маршрута из окна салона электропоезда ЭС2Г с внутренней стороны по часовой стрелке. На превью — пункт отстоя электропоездов,
Встреча электропоездов ЭС2Г на эстакаде перед платформой
Остановка встречных электропоездов ЭС2Г на платформе
6 минут в час пик
Вечерняя поездка по МЦК по маршруту Окружная — Деловой центр — Лужники. Краткий обзор остановочных пунктов и салона поезда
Пассажиропоток по станциям
Турникетный зал на МЦК
Карта МЦК и метрополитена
Предоставляется федеральная льгота на проезд в пригородных поездах на основании справки из ПФР (основная часть — инвалидам из других регионов РФ, а также не имеющие при себе соцкарту, но имеющие справку).
При использовании билета «90 минут»:
1-й км МЦК (в начале путепровода над Октябрьской ж/д и СВХ)
В 2011—2012 годах разработана проектная документация на инфраструктуру, подготовлены градостроительные обоснования, проекты планировки территорий и документация для строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Генеральным проектировщиком выступила компания АО «Росжелдорпроект». « Мосжелдорпроект» — филиал АО «Росжелдорпроект» — был определён головным проектным институтом, кроме него проектно-изыскательские работы осуществлял ряд других профильных институтов компании.
Реконструкция инфраструктуры линии
Переукладка путей на станции Владыкино, ноябрь 2014 года
Вывеска при входе на одну из платформ МЦК с логотипами метрополитена и РЖД
Выбор подвижного состава
Электропоезд ЭГ2Тв «Иволга», ранее планировавшийся к эксплуатации на МЦК
Первоначально в качестве подвижного состава для городской электрички планировалось использовать электропоезда ЭГ2Тв «Иволга», разработанные в 2014 году Тверским вагоностроительным заводом как принципиально новые городские и пригородные поезда отечественной разработки, в начале 2015 года было изготовлено два пятивагонных поезда в городском исполнении специально для использования на МКЖД. В качестве альтернативы рассматривался вариант использования более дорогих электропоездов ЭС2Г «Ласточка» (Siemens Desiro) разработки немецкого концерна Siemens с локализацией производства на отечественном заводе Уральские локомотивы. Оба поезда имели бестамбурную конструкцию и салон городского исполнения с сиденьями, размещёнными по схеме 2+2.
Ввод в тестовую эксплуатацию
Электропоезд ЭС2Г-021 на въезде в Гагаринский тоннель
Открытие и начало регулярной эксплуатации
Владимир Путин (в центре) и Сергей Собянин (слева) в вагоне электропоезда «Ласточка» на МЦК
В 14 часов платформы для всех пассажиров на МЦК были открыты, что ознаменовало начало регулярного пассажирского движения. Хотя движение открылось по всей длине кольца, для пассажиров было доступно лишь 26 остановок, Соколиная Гора и Дубровка открылись 11 октября, Коптево — 1 ноября, Зорге — 4 ноября, Панфиловская — 8 ноября.