Особенности вагонов-ресторанов в поездах

Питание во время путешествий на поезде – одна из главных сложностей для большинства пассажиров. Многие просто берут еду с собой, другие же покупают ее на станциях. Однако наиболее безопасным и удобным вариантом остается специальный вагон-ресторан, где каждый за отдельную плату может поесть полноценную пищу.

  • Вагоны-рестораны
  • Классификация
  • График работы
  • Особенности меню

Во время путешествия на поезде, длящемся несколько часов или даже дней, большое значение имеет комфорт. Поэтому пассажирам нужно обращать особое внимание на приобретаемые билеты. А самым важным будет правильный подход к вопросу того, какой вагон лучше выбрать в поезде плацкарт и каким местам отдать предпочтение.

  • Причины поездок на поездах
  • Выбор плацкартного вагона
  • Критерии выбора мест в плацкарте
  • Верхние и нижние полки: плюсы и минусы
  • Сидячий вагон: нюансы
  • Советы по выбору от опытных путешественников

Особенности вагонов-ресторанов в поездахВ вагоне-ресторане в поезде представлено меню с разными блюдами. Пассажиры могут заказать горячие гарниры, супы, мясо, холодные закуски, салаты и десерты. Также в наличии есть снеки и сладости.

Выбор в таком заведении меньше, чем в обычном, но достаточно широк. Меню зависит от оператора, обслуживающего конкретный поезд.

Поэтому оно может сильно различаться. Также на некоторых поездах доступно фирменное блюдо.

Многие операторы предлагают комплексное питание. Оно позволит сэкономить и получить готовый набор из нескольких блюд.

Стоимость пищи в заведении примерно на 40% выше, если сравнивать с обычными кафе. Средний чек равен 1 тыс. руб. При этом легкий завтрак обойдется пассажирам в 250 руб. А основное блюдо на обед будет стоить около 400 руб. Чай удастся приобрести за 80 руб., кофе – за 150 руб.

Особенности вагонов-ресторанов в поездах

Новые вагоны-бистро предлагают схожий ассортимент, но по сниженной стоимости. Пассажиры все также могут поесть горячие блюда с гарниром и мясом или любые другие позиции из меню. Средний чек составляет около 600 руб. При этом меню из бистро всегда одинаковое для всех поездов.

Вагоны-рестораны – оптимальный вариант, чтобы поесть во время поездки. Он предлагает пассажирам максимально удобные условия и широкое меню. Поэтому каждый может выбрать блюда на свой вкус.

Вагон с рестораном работает не круглосуточно. Согласно правилам РЖД, он должен оставаться открытым целый день, при этом время считается по актуальному часовому поясу. Также ресторан дважды обязательно закрывается на получасовой перерыв, выделенный для уборки салона и погрузки продуктов на станциях. Обычно пассажиры могут посетить вагон с 8 утра до полуночи.

Особенности вагонов-ресторанов в поездах

Особенности вагонов-ресторанов в поездах

  • о режиме заведения начальник поезда должен уведомлять пассажиров посредством соответствующего объявления через систему звукового оповещения;
  • прием любых заказов пищи от пассажиров поезда завершается за полчаса до закрытия заведения;
  • при коротких маршрутах поезда, занимающих менее 24 часов, график вагона-ресторана назначается индивидуально его заведующим;
  • если поезд отбывает из пункта оборота и экипировки позднее полудня, то длительность работы продлевается.

Столы ресторана сервируются заранее. Пассажирам, заказавшим пищу, нужно подождать ее приготовления. В зале работают официанты, обслуживающие присутствующих посетителей. В вагонах-кафе действует система самообслуживания. Поэтому люди должны обслуживать себя самостоятельно. Если пассажир путешествует купейным вагоном, то он может заказать у проводника еду из ресторана в само купе.

Причины поездок на поездах

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

У людей есть множество разных причин, чтобы купить билет на поезд и уехать в другой город или даже за границу. В большинстве случаев они все сводятся к нескольким основным группам. Именно такие причины отчасти дают понимание, почему пассажиры предпочитают выбирать тот или иной вагон.

Основные причины поездок:

Поездки на железнодорожном транспорте по личным делам чаще носят спонтанный характер и подразумевают быстрое возвращение домой, поэтому большинство людей предпочитают взять билеты на поезда с минимальной потерей времени и не придают особого значения вагонам или местам, хотя многие решают выбрать именно плацкарт.

Работники крупных компаний, которых периодически отправляют в другие города с рабочим визитом. Обычно путешествуют на поездах без возможности выбрать места, так как приобретаются билеты работодателем в рамках выделенного бюджета, но чаще люди ездят по одному и в условиях достаточного комфорта.

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

Многие люди решают выбрать поезд, чтобы съездить в гости к родным, которые живут в других городах или даже области. Такие пассажиры часто берут с собой детей и путешествуют целыми семьями. При этом они предпочитают покупать билеты на недорогие места и не уделяют большого внимания комфорту.

Развлекательные поездки на выходных чаще совершаются до ближайших крупных городов, чтобы отдохнуть и развеяться. В таких случаях люди ездят в одиночку либо небольшой компанией, покупают билеты незадолго до отъезда и предпочитают выбрать вагоны или места по акции.

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖДПассажиры, решившие выбрать поезд для путешествия на море или в другие интересные места, обычно ездят семьей или маленькой компанией. При этом они уделяют внимание комфорту и предпочитают найти удобные вагоны с местами, где удастся отдохнуть уже в процессе поездки;

Во всех случаях бывают исключения. Например, во время поездки в отпуск пассажиры могут выбрать максимально дешевые места внутри плацкарта низкого класса.

Аналогичным образом некоторые покупают билеты с наибольшим комфортом, когда решают поехать к родственникам.

Вопрос касательно того, какой вагон в поезде лучше выбрать, иногда становится исключительно индивидуальным.

Железнодорожные вагоны-рестораны делятся на четыре вида. У каждого из них есть свои особенности. Обычно категорию указывают в названии или описании вагона на схеме поезда. Поэтому узнать вид ресторана получится заранее.

Особенности вагонов-ресторанов в поездахТрадиционный вагон формата ресторан не отличается от аналогичных заведений вне поезда и подразумевает подачу исключительно свежеприготовленных блюд.

На борту находятся все необходимые продукты, которые могут потребоваться для позиций из меню. Повара готовят блюда на месте и сразу подают их пассажирам.

Отдельно выделяют двухэтажный ресторан, который можно отнести к комбинированным заведениям. На нижнем уровне размещена барная стойка для употребления напитков, включая кофе и чай, и кухонные помещения.

Второй этаж полностью выделен под ресторанный зал. Поэтому он отличается от обычных вагонов увеличенным количеством мест и свободным пространством. Готовые блюда в таких поездах поднимают наверх в специальном лифте.

Вагон-буфет представляет собой обычный пассажирский салон, но с сокращенным до четырех количеством купе. Оставшаяся зона выделена под употребление пищи. Обычно в ней располагается два стола и один работник.

Особенности вагонов-ресторанов в поездах

Особенности вагонов-ресторанов в поездах

В таких вагонах поезда предполагается самообслуживание. Для пассажиров в кафе-буфете готовят закуски и различные салаты, также могут быть предложены бутерброды. Дополнительно продаются булочки, сладости и напитки.

Кафе-буфет чаще присутствует внутри поездов, выполняющих рейсы на относительно небольшие расстояния. Например, из Москвы до Костромы. Также его можно встретить внутри скоростных электропоездов, включая «Сапсан» или «Ласточку». Иногда буфет есть на борту поездов, где уже предусмотрен вагон с рестораном. Подобные комбинированные решения реализованы в «Стрижах».

Вагон-бистро – новая концепция от РЖД, предусматривающая включение в состав поездов нового типа ресторанов. Она направлена на сокращение времени ожидания блюд и создание большего разнообразия представленного меню.

Особенности вагонов-ресторанов в поездах

Вся продукция готовится заранее опытными поварами внутри специального цеха, а уже потом поставляется в стерильных контейнерах на поезд.

Бистро запущено на нескольких поездах, включая следующие номера: 1/2, 23/24, 25/26, 31/32 и 103/104. Позднее они должны заменить рестораны на всех рейсах, кроме туристических и фирменных.

Салон-бистро практически не отличается от вагона-ресторана, кроме сокращения кухонного помещения. Блюда же перед подачей обязательно разогревают в микроволновке. А все позиции из меню хранятся в полном соответствии нормам, чтобы вся еда оставалась максимально свежей и вкусной.

Особенности вагонов-ресторанов в поездахВагон-бар представляет собой нестандартный тип ресторана, где нет традиционных блюд. Меню состоит из напитков, закусок и сладостей. Часто в нем установлена музыкальная система либо пианино.

Салон же обычно делят на две зоны: отдыха и танцев. В первой размещены мягкие диваны, во второй – танцпол.

Бар подойдет для проведения разных мероприятий. Например, праздничного фуршета и тематического вечера. Подобные вагоны встречаются намного реже ресторанов, бистро или кафе. Чаще они входят в состав туристических и частных поездов.

Особенности вагонов-ресторанов в поездах

Особенности вагонов-ресторанов в поездах

Специальный ресторан располагается внутри отдельного вагона, где нет обычных пассажирских купе для проезда. Там можно поесть любые блюда, разместившись за столиками, и отдохнуть. Деятельность ресторанов внутри вагонов регулируется так же, как оказание услуг общественного питания в обычных городских заведениях.

Особенности вагонов-ресторанов в поездахСоздателем первых вагонов-ресторанов стал Джордж Пульман. Во время одной из железнодорожных поездок в ночное время он задумался, что имеющийся уровень комфорта недостаточен.

Тогда ему пришла идея создать новый тип вагонов со спальными местами, а также отдельный ресторан.

Основав 1867 году компанию The Pullman Company, он принялся воплощать задумку в реальность. Уже через несколько лет о новых спальных вагонах и ресторанах узнали по всему миру.

В Европе составность поездов начали менять уже в 1880-х годах. А сформированное международное сообщество тщательно следило за соблюдением высших стандартов по обслуживанию в таких ресторанах. На работу брали только опытных работников, а буфетчик выполнял роль начальника вагона и должен был обязательно владеть иностранными языками.

На российских железных дорогах рестораны в составе поездов впервые появились к 1910 году. Вагон добавили к экспрессу, соединяющему Санкт-Петербург и Вирбалис. Позже аналогичным образом расширили еще несколько составов.

Особенности вагонов-ресторанов в поездах

Активное внедрение ресторанов началось к концу 1930-х годов. Тогда они были предусмотрены только для экспрессов, заграничных маршрутов и рейсов, которые подразумевают нахождение в пути более пяти суток.

Позднее вагоны-рестораны стали появляться также на других линиях поездов.

Особенности вагонов-ресторанов в поездахКонструкционно и внешне вагон не отличается от других, кроме соответствующих обозначений и заметного снаружи интерьера. Сам ресторан в поезде имеет собственную планировку.

Часть пространства занимает кухонное отделение с плитой, которая работает от электричества или жидкого топлива, и холодильным оборудованием.

Для таких вагонов предусматривают двойную систему водоснабжения, разделенную между кухней и санузлом. Внутри салона работает кондиционер, поддерживая оптимальные параметры воздуха.

На кухне также имеются раковины для мытья посуды. После тщательной чистки ее размещают по строго определенным зонам. Ограниченность площади заставляет проявлять особую рациональность при распределении любых предметов, а необходимость соблюдать санитарно-гигиенические нормы исключает неправильное хранение продуктов.

Продукты хранятся строго внутри пластиковых контейнеров. На них обязательно указывается срок годности.

Основную часть вагона занимает зона для посетителей ресторана. Салон имеет приятный интерьер, чтобы пассажиры могли почувствовать себя так, будто находятся в приличном заведении. Столы застилают скатертями, везде раскладывают салфетки и приборы. А на полу обычно располагается ковер. Вся мебель надежно закреплена, чтобы исключить травмирование пассажиров во время движения поезда.

Особенности вагонов-ресторанов в поездах

Особенности вагонов-ресторанов в поездах

Внутри ресторана помещается около 40 человек, иногда количество мест достигает 48. Пассажиров размещают за столиками либо барной стойкой. В первом случае сидеть можно на мягких стульях, креслах либо диванах. Выбор мебели зависит от конкретного поезда и его класса.

Наиболее комфортные условия обеспечиваются на люксовых или частных составах. Схема мест предполагает размещение пассажиров по четыре или два человека за столиком. Обычно они располагаются в два ряда.

Поезда с рестораном

ОАО «РЖД» укомплектовали вагоном-рестораном более 400 своих поездов. Его наличие можно определить по схеме состава на этапе бронирования билетов. Также можно заранее изучить список поездов, где есть соответствующий вагон. Например, для АО «ФПК» он размещен на специальной странице с официального сайта РЖД.

Особенности вагонов-ресторанов в поездах

Ресторан обычно располагается посередине состава, чтобы обеспечить равнозначную удаленность от пассажирских мест с обеих сторон поезда. Его точное расположение можно узнать у проводника вагона. Также ресторан можно найти по номеру, так как четвертой цифрой у него чаще указывают 6.

Выбор плацкартного вагона

Плацкартные вагоны уступают купейным, но даже среди них есть места с достаточным уровнем комфорта. Чем он выше, тем дороже будет стоимость билета. При этом максимально удобными стали такие вагоны в фирменных поездах, предназначенных для дальних путешествий.

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

Во время покупки билета на места из плацкарта нужно обращать внимание на класс обслуживания. Он указан для каждого вагона и подразумевает определенные условия для пассажиров. Некоторые детали могут зависеть от конкретных перевозчиков и незначительно корректироваться. Однако в большинстве случаев они похожи. Примерно одинаковы и схемы вагонов, хотя есть исключения.

Основная классификация вагонов типа плацкарт регулируется ФПК. Поэтому к каждому классу выдвигаются определенные требования.

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖДКакие классы вагонов плацкарта встречаются:

  • – стандартный плацкарт с функционирующим кондиционером и биотуалетом;
  • – плацкартный вагон с кондиционером, наличие биотуалета не гарантируется;
  • – вагон аналогичен плацкарту класса 3Т, но внутри разрешено перевозить питомцев;
  • – плацкарт идентичен классу 3Д, но кондиционер может отсутствовать;
  • – упрощенный плацкарт без туалета и функционирующего кондиционера.

Во всех случаях рекомендуется выбирать вагоны из центральной части состава. В них будет меньше трясти, также оттуда можно проще и быстрее попасть в ресторан, если он предусмотрен в поезде. В случаях, когда билетов в вагоны из середины уже нет, стоит выбрать первый. К концу состава гораздо сильнее ощущаются вибрации.

Зачастую поезда курсируют только с одним классом плацкарта. Например, двухэтажный поезд «Таврия» от компании «Гранд Сервис Экспресс» выполняет некоторые рейсы с одноэтажными вагонами. В таких случаях можно выбрать только плацкарт категории 3Э. А счет за билет будет выше, чем для обычных поездов.

Советы по выбору от опытных путешественников

Лучше всех знают, как выбрать вагон из плацкарты или конкретное место, опытные путешественники, которые успели поездить на железнодорожных маршрутах десятки раз. Они смогли оценить разные варианты и выявить их слабые и сильные стороны. Поэтому такие люди легко сформировали ряд основных советов.

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

Советы и замечания от бывалых путешественников:

  • в любом плацкарте лучше выбрать места возле центра, чтобы мимо ходило минимальное количество людей до туалета или водонагревателя.
  • не стоит категорично отказываться от верхних полок, так как они имеют свои преимущества и превосходят нижние по качеству сна.
  • перед покупкой билетов в плацкарт высокому человеку стоит учесть, что первые и последние верхние полки иногда короче других.
  • по уровню безопасности стоит выбрать полку, которая ближе к головному вагону, так как при резком торможении человек не упадет на пол.
  • если есть страх упасть ночью, но для поездки пришлось выбрать верхнюю полку, то можно попросить у проводника ремни безопасности.

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

  • имеет смысл выбрать полку по тому, на каком боку привык спать человек, чтобы иметь возможность отвернуться к стене и не испытывать дискомфорт от света.

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

  • места с номерами от 1 до 4 в плацкарте удобны приближенностью к комнате проводника, рядом расположен кран с кипятком и более чистый туалет;

Также опытные путешественники дают важный совет тем, кто страдает от проблем с вестибулярным аппаратом. Никаких вариантов, кроме как выбрать место в поезде РЖД по ходу движения, чтобы лицом смотреть вперед, нет. От специальных препаратов лучше отказаться, так как укачивания избежать не получится.

Возможность выбрать наиболее комфортные места в плацкарте – одно из главных преимуществ путешествий на железнодорожном транспорте. Чтобы поездка прошла удачно, достаточно учесть все основные критерии подбора полок и остановиться на оптимальном для себя варианте.

Сидячий вагон

Если длительность поездки не превышает 10 часов, то вместо обычного плацкарта можно выбрать сидячий вагон. Они имеются во многих поездах дальнего следования. Билеты тогда будут стоить дешевле, а общий уровень комфорта для короткого путешествия останется достаточно высоким. При этом пассажиры могут выбрать один из трех классов таких вагонов.

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

Классы сидячих вагонов:

  • первый – вагон оснащается кондиционером и удобными креслами, расположенными двумя или тремя линиями, билет включает полный набор услуг перевозчика;
  • второй – упрощенный вариант первого класса, отличается сидениями, размещенными в четыре линии, и меньшим числом услуг;
  • третий – последний класс сидячих вагонов считается самым простым и бюджетным, хотя комфорт зависит от типа поезда, а путешествие может не быть плохим по уровню удобств.

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

Во всех классах свободного места для передвижения достаточно. Кресла же могут различаться, а в первом классе они даже комплектуются подголовниками и подлокотниками. Иногда сидячие вагоны бюджетного уровня напоминают пригородные электрички, где неудобно ехать даже 5 часов. Наиболее комфортными для таких поездок считаются экспрессы: «Ласточка», «Стриж» и «Сапсан».

Возле окон в сидячих вагонах расположены места под нечетными номерами. Поэтому выбрать подходящее чаще получается без особого труда, даже не имея доступа к схеме.

Сидячие вагоны первого класса включают полный набор предлагаемых перевозчиком услуг. К ним относится и питание. Однако меню и общее количество приемов пищи зависят от перевозчика, маршрута и доступности тех или иных блюд.

Критерии выбора мест в плацкарте

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

Плацкартные вагоны обычно вмещают 54 пассажира. Все места при этом разделены на 9 купе открытого типа, не имеющих дверей и соединяющихся между собой общим коридором. Полки размещены с двух сторон по схеме 4+2 и делятся на верхние и нижние.

Вопрос выбора мест в плацкарте имеет огромное значение, которое не стоит ставить ниже класса самого вагона. Именно на этом этапе многие пассажиры совершают ошибки и бронируют первую попавшуюся полку.

Люди пожилого возраста редко стремятся получить максимальный уровень комфорта и не задумываются, какие места в плацкарте лучше брать для поездки. Однако им важно выбрать такие полки, куда будет удобно забраться. Поэтому верхние места для пожилых чаще становятся недопустимым вариантом. Также им лучше взять билеты из зоны возле выхода.

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

Схожая ситуация с маленькими детьми. Если ребенок поедет на верхней полке, то он может случайно упасть или сорваться при попытке залезть или слезть с нее. Поэтому при покупке детского билета стоит сразу отсечь часть вариантов.

В большинстве случаев люди стремятся покупать билеты только на нижний ярус. Связано это с тем, что рядом расположен стол, сложностей со спуском с полки нет, а возможное ночное падение не кажется таким пугающим. Поэтому первый ярус считается более комфортным.

Пассажир на нижнем ярусе имеет полное право запретить человеку с верхней полки сидеть внизу, так как оплатил полную стоимость своего места.

На верхних же полках могут ехать только те, кто физически способен залезать и слезать с них. При этом пассажир может остаться там наедине, так как никто рядом уже не сядет и не будет мешать своим присутствием.

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

В случаях, когда двое человек едут вместе, им стоит рассмотреть боковые места. Несмотря на их низкий уровень комфорта, пассажиры останутся там вдвоем, никто из посторонних им уже не помешает и не сядет на нижний ярус.

Когда человек путешествует один или его компания состоит из трех знакомых, боковушка не подойдет. В таких случаях правильнее выбрать обычные полки, чтобы чувствовать себя комфортнее.

Близость к туалету

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖДНеопытные путешественники часто ошибочно полагают, что самые лучшие места в плацкартном вагоне расположены возле туалета.

Они думают, что такие полки будут удобными, так как можно быстро добраться до уборной. Однако на практике все оказывается иначе.

Места возле туалета, включая полки с номерами от 33 до 38, наименее удобные для пассажиров.

На них сильнее всего слышно постоянно хлопающую дверь, мимо регулярно ходят другие люди, а иногда также чувствуются неприятные запахи, в том числе от химических средств для уборки.

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

В последних моделях вагонов проблем с розетками нет. Они бывают встроены даже возле верхних полок, где можно зарядить любой портативный гаджет. Поэтому споров по поводу единственного источника питания чаще не возникает.

Розетки предназначены для зарядки мобильных устройств и ноутбуков. Проводник может запретить использовать их для подключения кипятильников или мелкой бытовой техники.

В старых моделях вагонов розеток меньше. Они могут быть расположены только возле нескольких полок, из-за чего не исключены споры и конфликты. Чаще розетки есть возле мест под номерами: 5, 7, 29, 31, 41, 42, 51 и 52.

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

Некоторые купе из плацкарта отличаются от других отсутствием возможности открыть окна. Связано это с тем, что последние относятся к категории аварийных. Поэтому для них предусмотрено открытие только в экстренных ситуациях. Для этого стекло придется разбить. Расположены аварийные окна рядом с полками 9-12 и 21-24.

Однако главная проблема таких мест заключается в недостатке свежего воздуха. В большинстве новых поездов она решена, так как в них работает система вентиляции. Внутри старых же вагонов аварийные окна могут доставить неудобства. Поэтому стоит выбрать места не рядом с ними.

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖДЕсли путешествие намечается на лето, то особого значения в выборе мест нет. Единственным исключением будут все те же аварийные окна и конец вагона, где в старых моделях поездов может ощущаться нехватка свежего воздуха.

Зимой лучше выбрать центральные части плацкарта. Ехать будет комфортно везде, но на станциях со стороны дверей попадет холод. Особенно серьезной проблема станет в случае, если с пассажиром едут маленькие дети.

Верхние и нижние полки

Вопрос о том, какие места лучше брать в поезде в плацкарте, подразумевает необходимость выбрать между верхними и нижними полками. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. На их основании пассажирам удается выбрать наиболее подходящий для себя вариант.

Плюсы и минусы разных полок плацкарта:

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

Лучшие места для поездки в плацкартном вагоне РЖД

Отдельно рассматривают боковые места. На первом ярусе можно раскрыть постель, но тогда придется убрать столик для еды. Поэтому сосед сверху не сможет поесть или посидеть внизу.

Наиболее тяжело людям будет, если пассажиры незнакомы и никак не общаются. На обоих ярусах также есть проблема в виде ограничения длины полок. Если выбрать такие места высокому человеку, то ему придется спать в свернувшемся положении.

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь