На здании вокзала в Вязниках в торжественной обстановке открыта мемориальная доска, посвященная первой женщине, удостоенной права работать на железных дорогах — кассиру Ольге Кнушевицкой.
Сегодня это трудно представить, но в XIX веке на железных дорогах работали исключительно мужчины. Весть, что на станции Вязниковской (таково было ее прежнее название) появился кассир-женщина, поразила всех. Об этом писали столичные газеты, и были чудаки, которые вообще зарекались с этого дня ездить по рельсам. Первый поезд через станцию проследовал летом 1862 года, начальником ее был назначен Степан Кнушевицкий ‑ человек приезжий, вероятно, из поляков. В семье росли две дочери ‑ Ольга и Мария. Решившись, казалось бы, на немыслимую авантюру ‑ устроиться кассиром, Ольга подала прошение и прождала целый месяц, прежде чем получила удовлетворительный ответ из Министерства путей сообщения. До этого скрупулезно проверяли ее здоровье и профессиональные знания, хотя вроде бы зачем такой ответственный подход в ту пору, когда через станцию проходили всего каких-то два поезда и не требовалось владения компьютером?.. Тем не менее труд кассира ценился очень высоко, месячное жалование составляло 300 рублей. И это при том, что на строительстве железной дороги рабочий получал 25-45 рублей в месяц, а бурлак на Волге за весь летний сезон зарабатывал 100 рублей. Первым рабочим днем Ольги Кнушевицкой стало 10 апреля 1863 года. Заняв должность, она сознательно шла на жертвы ‑ ей не дозволялось выйти замуж и иметь детей, думать она должна была только о работе. Кнушевицкие вообще не были обычными обывателями. Ольга вошла в вязниковскую историю и как организатор первого любительского театра, где игрался в то время популярнейший водевиль «Поездка в Царское село». В 1868 году Кнушевицкие устроили в Вязниках благотворительный театральный вечер, главные роли исполнили Ольга и Мария, а весь сбор ‑ 108 рублей ‑ был направлен на организацию в городе общественной библиотеки. Об этом сообщала газета «Владимирские губернские ведомости». Ольга устраивала бесплатные завтраки для бедных детей в школах, а впоследствии учредила для них интернат. Когда в Вязниках 14 июля 1878 года случился сильнейший пожар, уничтоживший 200 дворов, семья Кнушевицких перечислила в фонд погорельцев 189 рублей. В это время Ольга Степановна уже не работала в Вязниках: через 10 лет после начала своей трудовой деятельности она была переведена кассиром на станцию «Владимир», где и отработала еще 40 лет. Лишь в начале ХХ века у нее появились последовательницы. Первые сведения об Ольге Степановне собрал известный вязниковский краевед Виктор Маштафаров, его дело продолжил Владимир Цыплев. Он же первым высказал идею об установке мемориальной доски. Воплотить ее в жизнь помогли корреспондент газеты «Гудок», доктор филологических наук Морохин и кандидат исторических наук Павлов. Деньги на памятную доску выделила администрация муниципального образования город Вязники. На церемонии открытия доски выступили главный инженер ГЖД ‑ филиала ОАО «РЖД» Александр Рябков, начальник Горьковской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Азат Ахметшин, Николай Морохин, Владимир Цыплев; прозвучали песни. Не обошлось в этот день и без подарков. Их получили потомственная железнодорожница, бывший билетный кассир Фаина Хуторовская и начальник вокзала Татьяна Усикова.
На железнодорожной станции в качестве кассира будет работать женщина! Подобное сообщение поразило читателей одной из столичных газет в 1863 году. Сегодня эта информация вызывает улыбку. Железнодорожный кассир, пожалуй, самая женская вакансия РЖД, но полтора века назад на железной дороге работали исключительно мужчины. Первой сотрудницей железной дороги стала Ольга Кнушевицкая дочь начальника станции. «Журнал путей сообщений» за 1913 г. полвека спустя рассказывал об этом событии
«10 апреля 1863 года восемнадцатилетняя дочь начальника станции Вязники Московско-Нижегородской линии главного общества Ольга Степановна Кнушевицкая была утверждена в должности билетного кассира с окладом 300 рублей в год. Ольга Степановна, достигнув возраста, когда молодые девушки мечтают о радостях юности, стала думать о том, как обеспечить отцу старость. С сердечным трепетом, помолившись, она подала свою просьбу директору дороги. Целый месяц Ольга Степановна ждала ответа, почти не надеясь на удачу. Но вот наступил радостный день, и молодая девушка водворилась в кассе и начала свою скромную нелёгкую работу, отрешившись от утех юной жизни».
В Вязниках Ольгу долго помнили и, как основательницу и актрису местного Любительского театра, организатора благотворительных театральных вечеров. Собранные средства Ольга перечисляла на приобретение книг для общественной библиотеки. Также известно, что семья начальника станции передала своим землякам-погорельцам безвозмездную помощь 189 рублей — большие для того времени деньги.
В мае 1903 года московская пресса сообщила сенсационную новость: на изыскательские работы по строительству электрической железной дороги Ялта-Симферополь отправляется первая в России женщина-инженер путей сообщения Р. Каневская. Перед назначением на должность рядового инженера Каневской пришлось доказывать профессиональную пригодность руководству Министерства путей сообщения. Изыскательская экспедиция проводилась в сложных условиях горной местности Крыма. Полевые работы требовали незаурядной выносливости. Правда, Каневской повезло с руководителем экспедиции — им был известный инженер-путеец и замечательный писатель Н. Г. Гарин-Михайловский. Николай Георгиевич старался оградить девушку-инженера от бесцеремонного внимания, нападок и колкостей.
Высшее техническое образование госпожа Каневская, естественно, получила за границей, в престижном и старейшем в мире инженерном учебном заведении — Парижской национальной школе мостов и дорог. В Российской империи о приёме женщины в институт инженеров путей сообщения в то время не могло быть и речи.
Кстати, первое высшее техническое заведение для женщин — «Высшие женские политехнические курсы» открылось ровно 115 лет назад — 28 января 1906 года в Санкт-Петербурге. До этого девушкам были доступны только гуманитарные и естественные науки. «Не женитесь на курсистках — они толсты как сосиски!»- пелось в куплете. Женское образование вызывало у обывателя насмешки, часто воспринималось как сумасбродство, причуда. Но становилось очевидно, женщины вносят возрастающий вклад в различные отрасли.
«Высшие курсы» включали общетехнический (электромеханика и химия), инженерно-строительный и архитектурный факультеты. Девицы изучали высшую математику, начертательную геометрию, теоретическую механику, геодезию, физику, химию, прикладную механику, сопротивление материалов, статику сооружений и другие дисциплины. Упоминание этих предметов способно вызвать нервную дрожь и панику у нынешних студентов. Но, как оказалось, трудности не испугали и не охладили интерес к учебе у курсисток начала прошлого века. Обучение было конкурсным и платным. От 100 рублей в год плюс расходы на пользование чертёжными принадлежностями. Срок обучения- 5-7 лет. В 1911 году курсы уравняли в правах с университетами. Интересный факт- первым ректором заведения стал мужчина — профессор Технологического института, знаменитый конструктор паровозов Н. Л. Щукин.
Выпускницы курсов участвовали в конструировании локомотивов, проектировании и строительстве железнодорожных мостов, электростанций, телеграфов, заводов.