Обозначения вагонов ржд расшифровка

Обозначения вагонов ржд расшифровка Портал РЖД

Обозначения вагонов ржд расшифровка

Класс обслуживания РЖД обозначается буквенно-числовым кодом. Он указывает на перечень всевозможных услуг, которые могут предоставляться в вагоне. Номер класса указывается на железнодорожном билете. Дополнительные услуги зависят не только от класса вагона, но и от типа поезда.

Обозначения вагонов ржд расшифровка

Каждый поезд, а часто и вагон имеют свой класс обслуживания, который характеризует удобство использования купе или места пассажирами. Поэтому часто имеет смысл выбрать состав, отправляющийся на час-другой позже или раньше, чтобы путешествовать более удобным классом.

Поезда РЖД формируются из разных вагонов. Выбор зависит от требований и назначения используемого состава. При этом пассажирские типы вагонов представлены наибольшим числом разных вариантов, разделенных по основной классификации и классам обслуживания.

Каждый вагон, запущенный на железнодорожные линии и задействованный в любых перевозках, имеет конкретный номер. Он состоит из восьми цифр, которые для большинства пассажиров не несут никакой информации. Однако нумерация вагонов имеет огромное значение и скрывает в себе ряд важных характеристик.

Двухэтажные пассажирские вагоны удивляют габаритами и заметно выделяются на фоне других поездов. Однако разница есть даже внутри одного состава, так как формируются они из салонов нескольких классов. Наиболее часто пассажирам приходится выяснять, чем отличаются вагоны 2Б и 2Х в двухэтажном поезде, так как они стали основными.

Содержание
  1. Основная классификация РЖД
  2. Типы и основные характеристики
  3. Порядок нумерации вагонов в составе поезда
  4. Типы и классы обслуживания
  5. Условные обозначения
  6. Классы обслуживания АО «Федеральная пассажирская компания»
  7. Выбор мест в двухэтажном поезде категории 2Б, 2Х и других
  8. Типы пассажирских вагонов и маркировка
  9. Классы в сидячих вагонах
  10. Классы в плацкарте
  11. Классы в купе
  12. Классы в СВ
  13. Особенности двух этажей и купе
  14. Первый этаж
  15. Второй этаж
  16. Особенности купе
  17. Вагон-ресторан
  18. Вагоны и классы обслуживания, перевозчик «ТКС»
  19. Как они выглядят и что означают
  20. Пример нумерации для пассажирского поезда
  21. Сидячие вагоны
  22. Класс обслуживания в поездах РЖД
  23. Типы вагонов и классы обслуживания РЖД
  24. Плацкартные вагоны (плацкарт)
  25. Кем используется система нумерации
  26. Отличия в двухэтажном поезде
  27. Расшифровка восьмизначного кода
  28. Составы РИЦ
  29. Грузовые поезда
  30. Купейные вагоны
  31. СВ-вагоны
  32. Мягкие вагоны повышенной комфортности
  33. Вагоны класса РИЦ
  34. Заключение

Основная классификация РЖД

Широкое разнообразие типов и моделей вагонов обусловлено необходимостью удовлетворения множества требований и условий, касающихся процесса перевозки. Общее число вариантов превышает несколько десятков подвидов.

При составлении определенной таблицы классификаций моделей учитывается, по каким параметрам подразделяются вагоны на отдельные виды. К ним относятся: технические параметры, назначение и место использования. Классификация по видам также может подразумевать внутреннее деление на отдельные типы.

По техническим параметрам вагоны относят к разным подвидам с учетом ширины колеи и осности. В первом случае модели делятся на три вида: нормальные, узкие или широкие. А определяется тип по ширине колеи. Если она равна 1435 мм, то относится к нормальной.

Более узкие или широкие причисляют к соответствующим категориям. По осности же вагоны делятся на двух-, четырех-, шести-, восьми- и многоосные. Двухосные отличаются наименьшей грузоподъемностью. А самым распространенным видом стали четырехосные модели.

По назначениям вагоны разделяют на два типа: пассажирские и грузовые. Первые включают также модели самоходного или несамоходного типа. Разница между ними заключается в возможности самостоятельного перемещения по железнодорожным путям.

Если самоходные виды имеют собственную энергетическую установку либо используют контактную сеть, то несамоходные способны ехать только под тягой локомотива. К последним относят вагоны для составов дальнего следования, а также межобластные, пригородные, ресторанные и специальные модели.

Пассажирскими считаются также специализированные вагоны от РЖД из составов для перевозки людей: конференц-зал, детские, санитарные, почтовые, багажные, служебные и другие подвиды.

По зоне эксплуатации модели вагонов делятся на типы с учетом месторасположения железных дорог, для которых они предназначены.

К ним относятся три вида:

Названия полностью соответствуют зонам эксплуатации.

Типы и основные характеристики

Существующие железнодорожные вагоны такого типа предназначены для транспортировки различных грузов. Они делятся на отдельные виды. Разница между ними заключается в совместимости с определенными типами грузов и технических особенностях. Например, количестве осей или допустимым для загрузки весом.

Разновидности грузовых вагонов:

Большинство видов грузовых моделей относятся к категории универсальных и могут применяться для любых типов товаров, соответствующих характеристикам платформы. Однако для этого нужно учитывать требования к безопасности транспортировки каждой конкретной позиции. Специальные же модели подразумевают перевозку только определенных видов груза.

Грузовые вагоны оборудованы специальными переходными площадками. Они помогают пересекать стоящий поезд, не создавая угрозу жизни.

К базовой классификации иногда добавляют подвиды отдельных типов грузовых вагонов. Например, ледники или термосы из категории рефрижераторов. На них используются специальные покрытия либо сменные хладагенты.

Используемые РЖД типы ЖД вагонов полностью удовлетворяют спрос на формирование всевозможных видов составов. Поэтому они позволяют подготовить пассажирские или грузовые поезда для достижения всех целей и выполнения любых задач.

Порядок нумерации вагонов в составе поезда

Формирование пассажирских составов зависит от их категории и стандартной схемы, утвержденной МПС для конкретного маршрута или рейса.

Порядковый номер в коде вагона также учитывается при очередности и может отражать реальное расположение в последовательности для действующих единиц поезда.

Состав должен начинаться с салонов с общими местами. Далее располагаются плацкартные, но между ними также присутствует группа купейных или мягких вместе с рестораном.

Если поезд предусматривает почтовые вагоны, то они размещаются в головной части. В таких случаях пассажирские начинаются со второго, но их нумерация соблюдается.

Поезда отбывают с начальных станций с правильной последовательностью номеров. Однако при выполнении обратных рейсов, когда локомотив присоединяют с противоположной стороны, нумерация может быть обратной и начинаться с хвоста.

Такой формат будет значить, что первым поедет именно последний по номеру вагон. Поэтому перед посадкой важно слушать диспетчера на вокзале или обращать внимание на нумерацию. Билет информации о последовательности номеров состава не содержит.

Типы и классы обслуживания

Узнать, каких услуг стоит ожидать в поездке, можно из железнодорожного билета.

В первой строке после номера вагона идет буквенное обозначение его категории (М, Л, К, П, С), а во второй строке, после кодов станций отправления-прибытия, напечатано обозначение класса обслуживания.

При покупке билета на поезд через интернет вы можете заметить, что каждый вагон относится к какому-либо классу. Сокращённо они обозначаются как 2К, 2Л, 1С, 3Э и т.п. Суть обозначения — показать пассажиру тип вагона (плацкарт, купе, люкс и т.п.) и примерный список услуг, которые должны быть в нём предусмотрены.

Планируя путешествие по российским или зарубежным городам, туристы обычно интересуются особенностями фирменном поездов, то есть классом обслуживания в зависимости от типов вагонов и др. Прочитав данную статью вы сможете с лёгкостью отличить классификацию и тип вагона по маркировке.

При планировании поездки летом необходимо обратить внимание на наличие/отсутствие кондиционера и биотуалета в вагоне.

Условные обозначения

Значок Предусмотренные услуги

Кондиционер в купе.

Кондиционер в вагоне. Кондиционеры в вагонах работают только в летний период.

Биотуалет в купе.

Биотуалет в вагоне.

Умывальник в купе

Душевая в купе

Возможна перевозка животных

Провоз животных запрещен

Предоставление доступа к мультимедийному порталу с развлекательным контентом и услугами, в пути следования, при наличии технической возможности может быть предоставлен бесплатный доступ интернет (трафик ограничен количеством пользователей и зоной покрытия сети). Доступ к порталу предоставляется в следующих поездах.

Классы обслуживания АО «Федеральная пассажирская компания»

Тип вагона Класс обслуживания Услуги

Вагоны класса «Люкс» (VIP)

Люкс 2-местные купе с местами для лежания Продается только целым купе для проезда 1-2 пассажиров, одного ребенка до 5 лет и одного ребенка до 10 лет вне зависимости от количества проезжающих взрослых 1А (4 купе и бар) 1И (5 купе) 1М (6 купе)

?Предоставление доступа к мультимедийному порталу с развлекательным контентом и услугами, в пути следования, при наличии технической возможности может быть предоставлен бесплатный доступ интернет (трафик ограничен количеством пользователей и зоной покрытия сети).

Вагоны СВ или РИЦ (2-местные)

СВ 2-местные купе с местами для лежания
1Б (с возможностью проезда не более одного пассажира) 1Э

1Е (с обязательным выкупом всех мест 1 или 2 пассажирами)

Купейные вагоны (К)

К (Купейный) 4-местные купе с местами для лежания

?Пресса и дорожный набор не предоставляется в поездах: № 005А/006А Санкт-Петербург – Москва; № 024М/023Г Москва – Казань;
?Пресса не предоставляется в поездах: № 025А/026А Санкт-Петербург – Москва; № 101Я/102Я, 103Я/104Я, 105Я/106Я Ярославль – Москва;

?Пресса и дорожный набор не предоставляется в поездах: № 005А/006А Санкт-Петербург – Москва; № 024М/023Г Москва – Казань;
?Пресса не предоставляется в поездах: № 025А/026А Санкт-Петербург – Москва; № 101Я/102Я, 103Я/104Я, 105Я/106Я Ярославль – Москва;

Для быстрого перехода нажмите обозначение интересующей категории на импровизированной клавиатуре вверху страницы.

По информации на 12 января 2020 г.

Выбор мест в двухэтажном поезде категории 2Б, 2Х и других

Большинству пассажиров сложно выбрать оптимальные места, просто посмотрев схему вагона двухэтажного поезда. Главным вопросом чаще становится решение, какой этаж лучше для поездки. 2Б, 2Х, 2Т и другие категории не различаются по этому критерию. Поэтому на них ориентироваться не придется.

Если двухэтажный салон обозначается иконкой с нестандартным обслуживанием, хотя другие соответствуют 2Б, 2Х или другим категориям, перед выбором мест стоит уточнить значение указанного класса.

На первом этаже двухэтажного состава поездка проходит более мягко. На втором же начинает ощущаться заметная тряска, что создаст проблемы тем, кого укачивает. Также необходимость подъема по лестнице будет сложной для некоторых людей. Например, при пожилом возрасте, лишнем весе или травмах ног.

Преимуществом второго этажа станет высота поездки, что позволит повысить обзор из окна, хотя их более низкое расположение в коридоре может стать проблемой для высоких людей.

Выбор конкретных мест тоже не зависит от категории обслуживания, включая 2Б и 2Х.

Нумерацию нужно учитывать, чтобы не попасть на верхние полки, где проблематично полноценно сесть. Наиболее неудобными они будут на втором этаже, где потолок немного скошенный.

Все верхние места имеют четные номера. Касается это как 2Б салона, так и 2Х или другого. Также критерием выбора станет расположение туалетов, установленных возле тамбура. Если не хочется идти по всему салону, то лучше покупать билеты ближе к краю.

Двухэтажные салоны 2Б и 2Х, как и другие в составе поезда, обеспечивают пассажирам высокий уровень комфорта. Достаточно заранее продумать рассадку и выбрать оптимальные места. Тогда поездка будет максимально приятной и пройдет незаметно.

Типы пассажирских вагонов и маркировка

Подвижные составы комплектуются несколькими типами вагонов РЖД для пассажирских поездов, включая сидячие, плацкарты, купе и СВ. Пассажиры, часто путешествующие железнодорожным транспортом, понимают их особенности и могут легко отличать один вид от другого. Основные различия касаются обустройства мест и набора услуг.

Дополнительно к вагонам применяется специальная буквенная маркировка. Она означает класс обслуживания конкретного типа вагона. Для большинства поездов РЖД классификация универсальна, но некоторые частные перевозчики используют собственную маркировку.

Подробное описание можно узнат на официальных сайтах либо по индивидуальному запросу.

Классы в сидячих вагонах

Все модели сидячего вида вагонов оборудованы отдельными креслами для каждого пассажира либо общими сидениями, рассчитанными на конкретное количество лиц. Они чаще входят в составы пригородного сообщения, но нередко присутствуют и в междугородних поездах РЖД. Подобные варианты оптимальны для поездки на короткие расстояния, если нет необходимости ложиться спать.

На некоторых рейсах маркировка может пересекаться. Например, 1С на «Ласточке» относится к местам вида «бизнес». Отличий у них от обычного салона много, а касаются они условий с предоставляемыми услугами.

Классы в плацкарте

Одной из самых частых проблем перед выбором типа мест становятся попытки разобраться, что значит класс обслуживания 3Б в плацкартном вагоне или какой-либо иной код маркировки. Большинство пассажиров считают плацкарту идентичной для всех поездов РЖД. Однако даже там есть свои виды с определенными особенностями. Постельное белье для таких вагонов чаще платное.

Классы обслуживания РЖД для плацкарты:

Все плацкартные вагоны РЖД, несмотря на любые обозначения по маркировке, имеют открытые купе, соединенные основным коридором. С одной стороны находятся отделения для четырех человек, с другой – для двоих.

Классы в купе

Оптимальными по сочетанию комфортности и стоимости считают большинство классов вагонов в поездах РЖД из категории купе. Каждое отделение в них предназначено для четырех человек и закрывается дверью. Они оборудованы розетками, чаще на борту есть индивидуальное освещение для каждого места.

Классы купейных вагонов:

В вагонах 2Х и других классов купе предусмотрено 32 либо 36 мест. Внутри всегда имеются столики, вешалки, зеркала и отделения для багажа. Условия идентичны для одно- и двухэтажных поездов РЖД или других перевозчиков.

На международном сообщении также используются вагоны РИЦ. Такой класс отличается повышенным комфортом и более современным оснащением. Расшифровка представляет собой Regolamento Internazionale Carrozze, ставшее названием соглашения о ЖД транспорте.

Отдельные купе в некоторых классах также могут быть адаптированы под проезд людей с инвалидностью. Информацию о таких местах можно получить при бронировании билетов. Они отмечаются специальными указателями либо выделяются при запросе соответствующих видов полок.

Классы в СВ

Купе повышенного уровня комфорта входят в классификацию вагонов отдельным типом и называются в РЖД СВ либо люкс. Они предназначены для двух человек, оборудованы мягкими местами, дают пассажирам расширенный набор услуг, всегда имеют работающие кондиционеры, а на борту работают проводники с высшей квалификацией.

Классы из салонов СВ:

Нужно учитывать, какими бывают вагоны из СВ, так как некоторые из них отличаются повышенной стоимостью. При этом многие виды купе можно выкупать исключительно целиком, оплачивая сразу все места.

Особенности двух этажей и купе

Составы с двухэтажными вагонами основаны на прототипах, представленных еще в начале 2010-х годов. Они получили некоторые нововведения и доработки, что сделало их более комфортными и безопасными для пассажиров.

Все двухэтажные поезда формируются из вагонов, в которых есть два этажа. Поэтому пассажирам на вокзале можно легко понять, где стоит нужный состав, просто обратив внимание на высоту.

Этажи внутри одного вагона имеют некоторые отличия, хотя оформлены в едином стиле и спроектированы с упором на удобство. Разница есть во всех классах, включая 2Б и 2Х.

Первый этаж

Тамбур получил улучшенные межвагонные двери, открываемые нажатием специальной кнопки. Следовательно, они останутся закрытыми, если через них никто не ходит. Сами переходы между вагонами стали более герметичными и освещенными.

Поэтому один из главных страхов для некоторых пассажиров потерял актуальность. Рядом расположены биотуалеты, которые остаются доступными в течение всего пути, включая остановки. Дополнительно имеются автоматы с различной продукцией, микроволновка и контейнеры для раздельного сбора мусора.

Привычного старого титана в двухэтажных составах нет. Вместо него установлены современные системы с холодной и горячей водой.

Переход на пассажирскую зону первого этажа представляет собой несколько ступенек, соединяющих тамбур с коридором. Она не имеет значительных отличий от обычного купейного вагона.

По коридору можно комфортно идти и держаться за установленные поручни, если есть необходимость.

С одной стороны установлены окна, с другой же конструкторам удалось расположить большое количество обновленных купе. На первом уровне размещены места с номерами от 1 до 32.

Второй этаж

Лестница на второй этаж расположена рядом со спуском в коридор нижнего уровня. Во всех классах, включая 2Б и 2Х, ступени оснащены подсветкой, а сбоку установлены поручни. Поэтому подъем безопасен даже в темное время суток. На стене закреплено изогнутое зеркало, чтобы пассажиры видели людей за углом и случайно не столкнулись с ними.

На втором этаже салон устроен таким же образом, как на первом. Отличием стал слегка скошенный потолок, что обусловлено конструкцией крыши. Окна на втором уровне двухэтажного поезда размещены чуть ниже. Поэтому высоким людям смотреть на улицу менее удобно. Купе было решено пронумеровать нестандартным образом, из-за чего места начинаются с 81, а заканчиваются на 112.

Особенности купе

Стандартные купе 2Б, 2Х или других классов имеют идентичные габариты. Высота потолков составляет 210 см, а размеры каждого блока равны 210×190 см. При этом полки вытянулись до 190 см длиной, ширина же у них равна 70 см. Свободное пространство в проходах между местами достигает 50 см. Такие габариты обеспечивают достаточный уровень комфорта во время путешествий. Для подъема на верхнее место имеется выдвигаемая лестница.

Багаж перевозить на двухэтажных поездах любого класса стало менее удобно, так как верхние полки для него не были установлены. Все вещи придется складывать под нижними местами. Такое решение объясняется необходимостью сократить занятое пространство, чтобы не делать двухэтажные вагоны чрезмерно высокими.

В двухэтажных составах купе открываются с помощью магнитной карты, которую выдают пассажирам перед поездкой. По ней удастся попасть только на свои места.

Купе классов 2Б, 2Х и других оборудованы всеми удобствами. У пассажиров есть личные USB-порты и розетка для зарядки устройств, настраиваемый светильник, отключаемая радиоточка и полки для личных вещей, которые можно закрыть.

Желающие могут воспользоваться Wi-Fi, если в точке поездки сохраняется стабильное соединение.

Внутри купе работают кондиционеры с системами отопления. Они обеспечивают комфортный микроклимат на время пути и могут регулироваться путешествующими.

На втором этаже внутри купе можно увидеть вентиляционные решетки на потолке, а также светильники, чье количество было увеличено до двух штук.

Вагон-ресторан

Поезд включает в состав двухэтажный ресторан. Он сравним с премиальными заведениями и позволяет пассажирам испытать максимальный комфорт. Из окон открывается красивый вид на улицу, что позволяет во время приема пищи посмотреть на природу и расслабиться.

Первый этаж ресторана представляет собой сочетание кухни с мини-баром. Второй же полностью выделен под обеденную зону. Готовую пищу поднимают на специальном лифте, а не носят по лестнице. Поэтому удобства в вагоне-ресторане достигают высшего уровня.

Вагоны и классы обслуживания, перевозчик «ТКС»

Кроме указанных классов обслуживания, у РЖД есть вагоны повышенной комфортности, в  которых пассажир может выбрать женское или мужское  купе. Вагоны Люкс с пометкой СВ имеют душ, питание (завтрак и ужин), в т.ч. включающее веганские блюда, доступ к Вай-Фай,  кондиционер, индивидуальные сейфы и некоторые другие преимущества.

Как они выглядят и что означают

Пассажиры хорошо знакомы с базовой нумерацией поездов, так как она указывается на билетах и позволяет идентифицировать нужный вагон при посадке. Номер зависит от конкретного типа и модели состава.

Например, скоростные поезда с круглогодичным режимом работы обозначаются цифрами от 001 до 150. К таким относится «Таврия». Составы, выполняющие регулярные поездки в формате дополнительных сезонных рейсов или отправляющиеся по маршруту разово, имеют номера от 151 до 298.

РЖД выделяют и другие группы нумерации. К примеру, высокоскоростные поезда, включая «Сапсан», обозначаются диапазоном от 751 до 788.

Номер вагона представляет собой более продуманный набор цифр. Всего их восемь, но они делятся на две группы: трехзначную и пятизначную. Первая отражает код приписки для вагона, а вторая выступает в виде его заводского номера.

Имеющаяся нумерация позволяет определить несколько основных параметров, включая некоторые характеристики, но зависит также от типа поезда. Например, для грузовых составов удастся узнать условную длину вагона.

Правила нумерации меняются для разных видов поездов. Если пассажирский состав выполняет международный рейс, то цифры из его номера будут означать другие параметры.

Инвентарная нумерация чаще отражена в две строки, разделенная на трехзначную и пятизначную группы. Иногда номер прописывается вместе, но его содержание остается стандартным. Знак с числовыми значениями можно увидеть на боку вагона. Обычно он хорошо различим и имеет достаточно большой размер. Поэтому пассажир может заметить номер уже издалека.

Пример нумерации для пассажирского поезда

Глубже разобраться в нумерации поможет пример, где учитываются приписка с заводским номером вагона. Его можно разобрать на условном поезде, выполняющем рейсы из Москвы до Санкт-Петербурга, с кодом 01816115.

Разбор примера нумерации по цифрам с номером 01816115:

Аналогичным образом можно определить параметры по нумерации пассажирских вагонов любого действующего рейса. Достаточно узнать его номер и сопоставить все цифры с реальными показателями.

Нумерация у вагонов содержит массу полезной информации, касающейся состава. Поэтому люди, знающие значение номеров, могут легко вычислить по цифрам многие параметры поезда, на котором путешествуют. Особенно полезным это будет во время поиска своего вагона, если возникает путаница со стандартной нумерацией по их последовательности.

Сидячие вагоны

Железнодорожные вагоны с сидячими местами можно назвать усовершенствованной электричкой. Обычно в таких вагонах не предоставляется каких-либо услуг, не разносится чая с печеньем и не предлагается постельного белья.

Билеты на сидячие места стоят дешевле всего, их обычно покупают для того, чтобы сэкономить, или в том случае, если дорога займет несколько часов днем.

В сидячих вагонах находятся отдельно стоящие кресла с подлокотниками. Удобство сидений зависит от их изношенности. Если вагон давно введен в эксплуатацию, то обивка может быть протертой и частично содранной, что приведет к определенным проблемам при использовании кресла.

Но сегодня РЖД следит за качеством сидячих вагонов, и пассажиры не чувствуют никакого дискомфорта. Практически все сиденья имеют на спинке откидной столик, который увеличивает комфорт поездки. Существует несколько классов обслуживания сидячих вагонов. Расшифровка классов обслуживания сидячих вагонов в междугородних поездах РЖД представлена в таблице ниже.

Класс обслуживания

Описание

1P, 1B

По-другому этот вагон называется вагоном с местами для сидения улучшенной компоновки мест. Здесь пассажирам гарантируется наличие туалета, кондиционера, обеда и небольшого пледа. В вагонах первого класса меньше сидячих мест, из-за чего внутренние проходы достаточно широкие.

При наличии технической возможности всем клиентам будет предоставлен доступ к мультимедийному порталу «Попутчик» с развлекательным контентом. Т.е. люди в дороге могут смотреть различные фильмы и развлекательные передачи в интернете. Именно к этому классу относятся сидячие вагоны в двухэтажных поездах и электропоезде Стриж.

2P, 2C

Это вагон с сидячими местами классической компоновки. В нем есть туалет и кондиционер. В некоторых поездах пассажирам предоставляется стандартный дорожный гигиенический набор.

Вагоны класса 2С есть в поезде Сапсан. В них предоставляется кресло для сидения, вешалки и место для размещения багажа.

2B, 2E

В вагоне обязательно работает система кондиционирования, но не всегда есть биотуалет. В Сапсане 2В – это вагоны №10 и №20. Они просторные, имеют универсальные розетки возле кресел, и в них доступен Wi-Fi.

2Е – это места в вагоне-бистро на Сапсане. В стоимость билета в этом случае включено питание на сумму 2 т.р.

3Ж, 3С

Наличие туалета и кондиционера не гарантировано. По-другому эти вагоны называются общими. В большинстве случаев билеты в такой вагон продаются без указания места.

Общие вагоны открытого типа с местами для сидения, в которых можно перевозить животных. Общие вагоны не имеют мест для лежания. На одной полке могут сидеть 3 пассажира.

Обозначения вагонов ржд расшифровка

Но новые вагоны скромных классов отличаются лучшей оснащенностью по сравнению со старыми вагонами. В сидячих вагонах также можно возить животных. Для этого предусмотрены вагоны с маркировкой 2Ж, 3Ж и 2В.

Класс обслуживания в поездах РЖД

Класс обслуживания зависит от перевозчика, поезда и вагона. Компания РЖД имеет следующие.

Вагоны и классы обслуживания, перевозчик «ФПК»:

Типы вагонов и классы обслуживания РЖД

Действующие поезда РЖД включают вагоны разных типов, которые классифицируются по классам условий обслуживания. Двухэтажные составы тоже делятся на категории по этим параметрам, хотя предлагают гораздо меньшее число доступных вариантов.

Типы вагонов с классами обслуживания:

Люксовые (1Б, 1Э, 1У, 1Л)

Пассажирские вагоны категории СВ с упором на повышенный уровень комфорта. Они представляют собой купе с размещением по два человека, на борту гарантированно есть кондиционеры, иногда в стоимость билетов включается горячее питание с правом выбора из нескольких блюд, часто есть индивидуальный санузел с душем.

Купейные (2Э, 2Б, 2К, 2У, 2Д, 2Х, 2Л)

Оптимальный формат размещения для большинства пассажиров, подразумевающий распределение людей по закрываемым комнатам по четыре человека. Разница между классами чаще незначительная и ограничивается базовыми условиями, хотя поезда 2Д позволяют отказаться от дополнительных услуг и постельного.

Плацкартные (3У, 3Д, 3Л, 3Э, 3Т)

Традиционные плацкартные салоны имеют привычную схему размещения, а люди будут распределяться по полкам в блоках по четыре пассажира или на боковых местах, условия в таких классах разные, но чаще разница ограничивается гарантией наличия биотуалета с кондиционером или правом провоза животных.

Сидячие (1С, 1Р, 1В, 2С, 2Р, 2Е, 3С и другие)

Схема салона подразумевает наличие индивидуальных кресел для пассажиров, удобства зависят от конкретного класса обслуживания, чаще вагоны оснащены кондиционером и биотуалетом, иногда в стоимость включено горячее питание или оказание дополнительных услуг.

Мягкие (1А, 1И, 1Г, 1М)

Улучшенная версия люксовых салонов с расширенным списком услуг и более комфортными условиями. Внутри купе могут присутствовать широкие диваны с креслами, сам вагон делится на четыре или шесть блоков, что позволяет расширить свободное пространство, также на борту может быть бар.

Общие (3О, 3В)

Вагоны с минимальным числом удобств, чаще они имеют стандартные плацкартные полки, но на нижние продается по три билета либо вообще не подразумевается закрепления за человеком конкретного места. В таких салонах может не быть кондиционера или биотуалета.

Иногда вагоны могут нумеровать и маркировать нестандартными обозначениями. Например, класс 2Е в сидячем салоне относится к категории эконом. Его нередко обозначают в качестве вагона У0 или У1. При этом количество предоставляемых услуг на борту будет минимальным.

Запущенные на маршрутах поезда с двумя этажами имеют вагоны купе и СВ. Других категорий, включая плацкарты и сидячие салоны, нет. Однако не исключено дальнейшее развитие и расширение доступных вариантов вагонов такого формата. А некоторые частные или иностранные компании уже включают двухэтажные плацкартные или сидячие салоны в поезда.

Плацкартные вагоны (плацкарт)

Плацкартные вагоны пользуются огромной популярностью у пассажиров. Билеты в плацкарт недорого стоят, поэтому их покупают за несколько месяцев вперед. Обычный плацкартный вагон включает в себя 54 места.

Часть пассажиров размещается на верхних полках, а часть – на нижних. В нем есть 2 туалета и титан с горячей водой.

Места с 37 по 54 являются боковыми. Они немного короче обычных «купейных» мест. Нижние боковые плацкартные полки раскладываются, образуя два сиденья и столик.

Принято считать, что этим столиком может пользоваться и пассажир с верхней полки, но это зависит от волеизъявления человека, который купил билет на нижний ярус. Причем это касается и боковых, и стандартных полок.

Обозначения вагонов ржд расшифровка

Места с 33 по 38 расположены рядом с туалетом. Это одни из самых неудобных мест в вагоне. Здесь некомфортно спать, т.к. пассажиры часто ходят в туалет, в т.ч. и для переодевания. Т.е. постоянно хлопают дверью, что вызывает определенный дискомфорт.

Также напротив туалета находится основная вагонная мусорка, от которой (особенно в конце пути) чрезвычайно плохо пахнет, ведь в этот бак все пассажиры складируют свой мусор. Неприятных «ароматов» добавляет сам туалет. Из-за этого в несезон билеты на верхние места около туалета нередко продаются со скидкой, которая может достигать 50%.

Стандартные места в плацкартном вагоне находятся в помещении типа купе. Там размещено 4 полки: по 2 сверху и снизу. Они не раскладываются, но нижние места поднимаются, и внутрь их можно складывать свои сумки и чемоданы.

Также свои вещи можно размещать на третьих полках над местами для лежания. Проходы в вагоне узкие, причем этот параметр един для всех классов обслуживания РЖД.

Обозначения вагонов ржд расшифровка

В старых железнодорожных вагонах около мест 9-12 (третье купе) и 21-24 (шестое купе) не открываются окна. В новых вагонах, оснащенных системой кондиционирования, ехать комфортно даже без открытых окон. Такие плацкартные вагоны подразделяются на несколько классов обслуживания РЖД.

Белье, туалет (био) и кондиционер в вагоне не гарантируются. Но обычно в нем можно провозить животных.

Кондиционер отсутствует, наличие туалета и белья под вопросом.

В вагоне класса обслуживания 3Э кондиционер и туалет, постельное белье оплачивается отдельно.

Вагоны предусматривают перевозку организованных детских групп. Они сконструированы на базе стандартных купе.

В этом вагоне есть биотуалет и кондиционер, а также в нем можно осуществлять провоз домашних питомцев (собак, кошек и других небольших животных).

В вагоне есть кондиционер, но нет биотуалета. Животных провозить нельзя.

В вагоне 3 Л нет биотуалета и кондиционера, а также отсутствует возможность провоза домашних питомцев.

Обозначения вагонов ржд расшифровка

Класс вагона указывается на билетном бланке. При покупке билета на вокзале в кассе человек может сразу сказать, какие услуги ему необходимы. Если пассажир покупает билет на сайте, то он по буквенно-числовому обозначению может сразу же определить тип вагона и выбрать наиболее подходящий для себя. К примеру, аллергикам не стоит приобретать билеты в вагоны, в которых разрешен провоз животных.

Кем используется система нумерации

Стандартная система нумерации вагонов РЖД задействуется на составах любых типов. Ее можно увидеть на пассажирских, включая фирменные составы, и грузовых поездах. Вагоны обозначаются сбоку и отражают те значения, которые предусмотрены системой нумерации для конкретного вида состава. Поэтому расшифровка не будет универсальной и может содержать разные цифровые наборы.

Нумерация производится по единому принципу, закрепленному специальным межгосударственным соглашением о ЖД. Все правила присвоения вагонам тех или иных номерных обозначений прописаны в специальных справочниках. Например, для грузовых составов соответствующая документация была представлена в 2005 году, а затрагивает она транспортные поезда, ширина колеи которых равна 1520 мм.

Принятая система нумерации распространяется на страны СНГ, включая Россию, и обязывает применять ее с учетом всех правил для внутреннего и межгосударственного сетевого железнодорожного сообщения.

Учет данных ведется головными организациями. На территории РФ в ее роли выступает ГИВЦ РЖД, хотя информация используется и корректируется МПС, АБД ПВ, а также отдельными государственными структурами и перевозчиками, имеющими собственный железнодорожный транспорт.

Отличия в двухэтажном поезде

2Б или 2Х из других поездов не двухэтажного типа могут иметь свои особенности и другие отличия.

Наиболее востребованными и широко представленными в двухэтажных поездах стали купейные салоны двух разных классов обслуживания: 2Б и 2Х.

Отличий между ними не так много, хотя иногда они становятся решающим фактором, почему человек делает выбор в пользу конкретного места.

Купе 2Б или 2Х из двухэтажного поезда представляют собой стандартные блоки, предназначенные для четырех человек. Внутри имеются верхние и нижние полки, а также соблюдены базовые условия, которые обеспечиваются на таких составах.

Пассажиры из классов 2Б и 2Х обязательно получают бесплатный набор предметов для гигиены, а также доступ к горячей и холодной воде. Они могут заказывать пищу из ресторана с доставкой до купе.

Внутри салонов 2Б с 2Х всегда есть биотуалеты. Кондиционеры тоже стали неотъемлемым условием обслуживания.

Разница между 2Б и 2Х:

Кроме 2Б или 2Х, на борту двухэтажных составов имеются другие классы. Например, 2Т или 2Э. Первый соответствует 2Б, но без права перевозки питомцев. Второй тоже аналогичен этому классу, но дополняется преимуществами 2Х. СВ вагоны из двухэтажных поездов аналогичны стандартным «люкс», блоки в них предназначены для двух человек и обеспечивают повышенный уровень комфорта.

Расшифровка восьмизначного кода

Все пассажирские поезда имеют восьмизначный код, где первая трехзначная группа начинается с 0. Многие люди, часто путешествующие железнодорожным транспортом, успели самостоятельно догадаться, что обозначает первая цифра в условном обозначении кода приписки вагона. Ноль в начале шифра означает, что единица состава будет принадлежать к числу участвующих в пассажирских перевозках.

Многие железнодорожные участки имеют несколько кодовых обозначений. К примеру, для Московской ЖД выделены числа от 17 до 23.

Достаточно обратить внимание на поезда разных типов, чтобы увидеть характерный 0 именно на тех, которые возят людей. Две последующих цифры внутри номера отражают код железной дороги. Каждый действующий вагон приписывается к конкретному участку. Поэтому по двухзначному числу можно легко определить, к какой именно ЖД он относится. В этом обозначении задействуются почти все доступные варианты: от 01 до 99.

Например, если у вагона на этом месте указано число 29, то он будет состоять приписанным к Северной ЖД. А число 78 соотнесет его со Свердловской линией.

Пятизначный номер второго ряда начинается с четвертой цифры общего кода. Она отражает конкретный тип вагона. Однако обозначение не ограничивается салонами, предназначенными для перевозки пассажиров.

Оно также указывает другие виды вагонов, задействованных в пассажирских и ряде других составов.

Цифрами от 0 до 3 обозначают мягкие, купейные, плацкартные и сидячие салоны соответственно. Под 4 скрываются почтовый и банковский вагоны. А цифру 5 присваивают багажным.

С номерами от 6 до 9 в составе могут находиться еще четыре типа вагонов: ресторан, служебно-технический, специальный, резервный. Соответствие можно легко проверить, соотнеся числа на практике.

Пятая-седьмая цифры отражают порядковый номер конкретного вагона. Однако в случае, если салон относится к купейному типу, то первая будет иметь особое значение. Она показывает конкретный тип пассажирского вагона. Для обычных купе или имеющих на борту буфет используются номера 1-3.

Если вагон штабной, в том числе с инвалидными местами, то ему присваивают код 6. А для таких, которые были пересобраны в обычные, устанавливают значение 4. Наличие полноценного буфета в формате отдельного купе отражается внутри нумерации цифрой 7.

Поэтому середина номерного кода может заранее показать, что будет находиться внутри купейного салона, и вызывает особый интерес у некоторых путешественников.

Восьмая цифра нумерации отражает контрольное число. Она высчитывается вручную и выступает в роли дополнительного подтверждения номера. Чтобы произвести все необходимые расчеты, нужно умножить нечетные в порядке цифры на 2, а четные – на 1. Полученные значения останется сложить между собой.

Однако складывают именно цифры, а не числа целиком. Например, код 0152108 даст результат 13, но его потребуется округлить в большую сторону и добавить разницу к общему номеру. В таком случае полная восьмизначная нумерация станет следующей: 01521087. К коду добавляют именно 7, так как цифра отражает разницу между полученным числом 13 и округлением.

Составы РИЦ

Пассажирские поезда, выполняющие международные поездки из России, имеют расширенную нумерацию. Она задействует 12 цифр, разделенных на пять основных групп, а также контрольное число, завершающее общий номер.

Краткая расшифровка нумерации составов РИЦ:

Контрольное число для РИЦ определяется стандартным образом. Для этого потребуется посчитать цифры, разбив на «первый-второй». Например, при номере 32201234080. Контрольной для такой нумерации станет цифра 6.

Грузовые поезда

Соглашение о грузовых родах вагонов подразумевает использование восьмизначной нумерации, но она имеет свои обозначения под каждой цифрой. При этом первоочередным учитывается формат: цистерна, рефрижераторный отсек, крытый контейнер, полувагон, открытая платформа и другие.

Краткое обозначение грузовой нумерации:

К примеру, по номеру крытого вагона с установленным кодом 24001232 можно понять, что он относится к категории четырехосных. При этом его объем кузова превышает 120 м3 и имеет увеличенную ширину, что позволит расположить внутри больше груза.

Купейные вагоны

Купе – это четырехместный блок с двумя кроватями. От остальной части вагона купе закрывается на раздвижную дверь. Полки не раскладываются и не складываются.

Столик стоит отдельно между двумя местами снизу. При поднятии нижней полки открывается отсек, в который можно сложить свои чемоданы.

Все купе оснащены зеркалом и лампой для удобства пассажиров. В них нет третьей багажной полки, но есть дополнительная ниша для чемоданов под потолком. Благодаря этому человек на верхнем ярусе может спокойно сесть, и ему ничего не будет мешать. Существует несколько классов купе.

Обозначения вагонов ржд расшифровка

Класс вагона

Описание

В купейном вагоне класса обслуживания 2Э есть:

постельное белье;

кондиционер;

санитарно-гигиенические наборы;

биотуалет;

тапочки;

наборы питания;

пресса.

Также в дороге всем пассажирам предоставляется доступ к интернет-порталу с развлекательными передачами и кино.

Вагон класса обслуживания 2Т практически ничем не отличается от вагона 2Э. В нем только нельзя перевозить домашних животных. Если перевозчиком выступает компания ЗАО ТКС, то пассажирам предлагается ужин или завтрак (обычно на выбор), при этом в меню есть вегетарианские блюда.

В купе 2Т ТКС есть сейф, индивидуальные розетки и ЖК-монитор. По запросу пассажира ему могут предоставить небольшой детский манеж. За дополнительную плату можно заказать хороший свежесваренный кофе.

Есть постельное белье, холодные закуски, напитки, санитарно-гигиенический набор, свежая пресса но не гарантировано наличие биотуалета. В таких купе можно провозить животных.

В вагонах класса обслуживания 2К предоставляется постельное белье, есть биотуалет и предусмотрена система кондиционирования. В них можно перевозить животных небольшого размера.

В вагоне класса обслуживания 2У есть кондиционер, постельное белье и пассажирам предлагаются холодные закуски.

В вагоне есть постельное белье, кондиционер, санитарно-гигиенические принадлежности, но нет холодных закусок.

В вагоне нельзя перевозить домашних питомцев, но в нем есть кондиционер, предоставляется постельное белье, газеты и санитарно-гигиенические наборы по требованию.

Услуги железнодорожного вагона класса обслуживания 2Ц полностью совпадают с услугами вида 2Х, но здесь можно возить животных.

В купейном вагоне есть биотуалет, предоставляется постельное белье и можно провозить некрупных питомцев.

В вагоне предоставляются постельное белье и холодные закуски. В купе класса обслуживания 2Л есть кондиционер.

2Д (турист)

По требованию предоставляется постельное белье, но наличие кондиционера и биотуалета не гарантируется (зависит от типа вагона, в котором выделены указанные купе).

Обозначения вагонов ржд расшифровка

Купе класса 2Д является единственным купейным вагоном, в котором можно отказаться от постельного белья. В остальных вагонах вне зависимости от времени поездки придется оплачивать наволочки и простыни. Цены билетов на нижние и верхние полки отличаются практически в 2 раза.

Иногда по акции можно купить билеты на верхнюю полку купе по цене плацкартного места.

В некоторых поездах есть только женские и только мужские купе. При покупке билета можно выбрать место в таком купейном вагоне. Вид купе определяет пол первого человека, которым был куплен билет в это купе.

Обычно в вагоне присутствует ровное количество женских и мужских купе, но многое зависит от самих пассажиров. Если в вагоне едут преимущественно женщины, то купе будут именно женскими. Также билеты продаются и в традиционные смешанные купе.

СВ-вагоны

СВ-вагон – это купе, в котором только 2 места. Полки представляют собой мягкие кровати, которые не раскладываются и не складываются. Вагоны вмещают в себя 16-20 мест в зависимости от состава поезда. Все полки расположены внизу и имеют мягкие спинки, удобные для сидения.

Обозначения вагонов ржд расшифровка

Купе СВ-класса оснащены кондиционерами, и для каждого пассажира предусмотрен комплект белья. Отказаться от постельных принадлежностей нельзя. Они автоматически входят в стоимость билета. СВ маркируется как первый класс. Существует несколько видов таких купейных вагонов.

Купейный вагон бизнес-класса. Билет покупается на одного взрослого пассажира, который сразу же выкупает все купе. С собой можно везти домашнего питомца. В стоимость билета входят:

постельные принадлежности;

напитки;

еда;

газеты;

гигиенические наборы и т.д.

В поездах перевозчика ТКС в купе 1Б также есть 2 телевизора и сейф.

По уровню комфорта ничем не отличается от вагона 1Б, но здесь не нужно выкупать все купе целиком. Можно приобрести билет только на одного человека.

Комфортабельный СВ-вагон, в котором есть всевозможные дополнительные услуги, но они не входят в стоимость билета.

Постельное белье уже входит в стоимость билета. В вагоне точно есть кондиционер, но может отсутствовать биотуалет. Можно провозить с собой небольших животных.

Обозначения вагонов ржд расшифровка

Стоимость билетов в СВ-вагон достаточно велика. Поезда в купе класса СВ обойдется дороже перелета на самолете на это же расстояние.

Мягкие вагоны повышенной комфортности

Мягкие вагоны – усовершенствованные СВ-вагоны. В них находится 4-6 двухместных купе. Они очень комфортабельные. Существует несколько видов таких вагонов.

В вагоне находится 4 купе и 1 салон-бар. Купе продается полностью. В нем могут ехать максимум 1-2 взрослых человека и один ребенок до 10 лет (при посадке нужно будет показать документы, подтверждающие возраст несовершеннолетнего). По билету можно провозить домашнее животное. В купе есть:

биотуалет;

кресло;

раскладывающийся диван (максимальная ширина дивана составляет 120 см);

неширокая верхняя полка;

душ;

умывальник.

В стоимость билета входит питание, газеты и напитки. Еда предоставляется на всех людей, которые фактически едут в купе.

Вагон похож на вагоны класса 1А, но в них нет салона-бара. Вместо бара расположено купе под номером 5.

В вагоне находится 6 купе, и нет бара.

Мягкие вагоны на поездах международных направлений (не в Финляндию). В каждом вагоне расположено 4-6 двухместных купе. Если купе выкупает один взрослый, то с ним могут ехать бесплатно 2 ребенка в возрасте до 12 лет. Если в купе едет двое взрослых, то проезд будет бесплатным только для одного несовершеннолетнего.

Обозначения вагонов ржд расшифровка

Внешне эти купе напоминают номер в отеле. Все предметы в них сделаны из экологически чистых материалов.

Вагоны класса РИЦ

РИЦ – это класс обслуживания в поездах РЖД международного направления, которые курсируют из Москвы в различные страны мира. Они разделены на несколько двухместных или трехместных купе. В таких купе есть умывальник и кресло. По условиям они похожи на купе класса люкс. В купе класса РИЦ всегда присутствует кнопка вызова проводника.

Заключение

Классы вагонов в поездах РЖД указывают на перечень бесплатных и платных услуг, доступных пассажирам. Эти буквенно-цифровые значения всегда указываются на железнодорожных билетах.

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь