Эксплуатационный парк по состоянию на июнь 2012 года:
- Деятельность в 2009—2018 годах
- Инновации на МЖД
- ВСМ Москва — Казань
- ВСМ «Юг» Москва — Сочи
- Либерализация рынка тяги
- Структура Московской железной дороги
- Вокзалы-предприятия на станциях МЖД
- Центры организации работы железнодорожных станций
- Депо на Московской железной дороге
- Другие предприятия в ведении МЖД
- МЖД в стратегии развития сети Российских железных дорог
- Московская железная дорога
- История строительства и электрификации
- Железные дороги Москвы в годы Великой Отечественной войны
- Московские центральные диаметры
Деятельность в 2009—2018 годах
Пассажирские платформы на о.п. Панки
Инновации на МЖД
Аппарат-громкоговоритель железнодорожной парковой связи внедрён на МЖД с 2016 года
По состоянию на 2019 год на Мосузле в границах Московской железной дороги в реализации находятся или уже завершены проекты:
Грузовой парк станции Наугольный Большого кольца МЖД после реконструкции. Октябрь 2015
ВСМ Москва — Казань
До 31 км пути ВСМ будут проложены в одном створе с ныне существующими путями горьковского направления, после 31 км — в новом, специально выделенном створе.
ВСМ «Юг» Москва — Сочи
Большой зал Управления МЖД
Либерализация рынка тяги
Одним из крупнейших операторов, эксплуатирующих на МЖД частные тепловозы, является ООО «БалтТрансСервис» (БТС, входит в холдинг Globaltrans), имеющее в собственности парк из 57 двухсекционных тепловозов серии 2ТЭ116. Тепловозы имеют отличительную сине-белую окраску и логотип БТС на борту. Данная марка локомотивов выбрана, как эффективная по своим тяговым качествам и принадлежащая к той же серии, что и используемая на Октябрьской железной дороге. Это существенно, поскольку компания БТС не имеет ни собственных депо, ни кадров локомотивных бригад, ни системы обучения и подготовки в рейс машинистов. Локомотивы парка БТС используются на замкнутых маршрутах, согласованных с РЖД. Ведут они поезда с нефтеналивными грузами, самыми дорогими и выгодными для перевозки, от крупнейшей на МЖД станции Стенькино-2 в Рязанской области в направлении морских портов на Балтике. В основном осуществляется транспортировка топливного мазута и дизельного топлива на экспорт через порты Усть-Луга, а также Таллин и Вентспилс. Плечи обращения тепловозов БТС составляют более 1000 км, в пути локомотивом управляет 5-6 локомотивных бригад. Чтобы избежать затрат на открытие по пути следования подменных пунктов для локомотивных бригад, тепловозы БТС управляются машинистами РЖД. Также в депо РЖД организована экипировка и техническое обслуживание тепловозов БТС. Сами тепловозы РЖД арендует у собственников.
Структура Московской железной дороги
В структуру Московской железной дороги после реформы ОАО «РЖД» по состоянию на 2016 входят 15 региональных дирекций:
Вокзалы-предприятия на станциях МЖД
Электровоз ЧС2 на Павелецком вокзале
Остальные вокзалы — в областных центрах:
Центры организации работы железнодорожных станций
Некоторые внеклассные станции входят не в ДЦС, а а напрямую в Московскую дирекцию управления движением: Люблино-Сортировочное, Бекасово-Сортировочное, Орехово-Зуево, Вязьма, Смоленск-Сортировочный, Брянск-Льговский, Рыбное
Депо на Московской железной дороге
Обучение машинистов Московской железной дороги на тренажёре электровоза ЧС7
На полигоне МЖД находятся:
Другие предприятия в ведении МЖД
Московская дирекция по ремонту пути (штатная численность в 2018 году — 2446 железнодорожников):
В составе каждой из 10 ПМС работают от 200 до 400 железнодорожников, преимущественно монтёры пути.
Московская дирекция по эксплуатации и ремонту путевых машин со следующими структурными подразделениями:
В классе автотормозов Учебного центра обучения машинистов на станции Пресня. 2017 год
МЖД в стратегии развития сети Российских железных дорог
В 1861 году было открыто движение поездов из Москвы до Петушков, а 1 (13) августа 1862 года из Москвы до Нижнего Новгорода был отправлен первый поезд с пассажирами и грузами для открывшейся Нижегородской ярмарки. В 1862 году началось движение поездов до Сергиева Посада. Идея строительства этой (Ярославской) линии принадлежит крупному промышленнику того времени Ивану Федоровичу Мамонтову — отцу известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова.
В 1862—1865 годах построена линия на Рязань, проходящая через Воскресенск и Коломну. В 1866—1868 годах строится линия Серпухов — Тула — Орёл — Курск. С 1870 года открылось движение по линии на Александров от Сергиева Посада и на Смоленск через Можайск. В 1880 году протяжённость железнодорожных линий, входящих ныне в структуру дороги, превысила 2000 км.
На рубеже ХIХ — ХХ веков в Московской губернии наблюдался настоящий бум железнодорожного строительства. В 1898 году была построена линия Москва — Сухиничи — Брянск. В 1900 году Рязано-Уральская железная дорога протянула свою линию в Москву от Павельца. В том же году была построена линия на Савёлово, а в 1901 году — на Шаховскую. В 1908 году завершилось строительство Малого кольца (Окружная железная дорога) протяжённостью 54 км. В 1912 году к Москве через Черусти и Люберцы-2 подошла линия от Казани.
В 1929 году на Московской дороге электрифицируется первый участок: Москва — Мытищи. В 1936 году на станции Люблино-Сортировочная была построена первая в СССР механизированная сортировочная горка. К 1943 году было построено Большое окружное кольцо протяжённостью 558 км (отдельные его участки существовали ещё с 19 века).
На перегоне Угрешская-Кожухово в Мосузле, июль 2012
После объединения Московская железная дорога стала одной из крупнейших в СССР магистралей. Её возглавил крупный организатор железнодорожного транспорта Леонид Анатольевич Карпов. В состав МЖД стало входить 15 отделений: Московско-Курское, Московско-Рязанское, Московско-Смоленское, Московско-Рижское, Московско-Ярославское, Рязанское, Тульское, Орловское, Курское, Каширское, Новомосковское, Калужское, Брянское, Смоленское и Московско-Окружное. Карпов вспоминал позднее:
Выполняя постановление Совета Министров СССР от 3 февраля 1956 г. «О генеральном плане электрификации железных дорог», в конце 1950-х — в 1960-х годах множество железнодорожных линий МЖД было электрифицировано (в основном, на постоянном токе) и реконструировано, основные магистрали превращены как минимум в двухпутные. В частности, полностью перестроено Большое кольцо, ставшей важнейшей частью Московского узла. С 1960 года всё пригородное пассажирское движение в Московском узле обеспечивается электропоездами. В 1956—1976 годах построены и открыты две сортировочные станции Бекасово-Сортировочное и Орехово-Зуево, ставшие одними из крупнейших в Европе и СССР.
В 1966 году МЖД награждена орденом Ленина.
В 1970—1980-е в реконструкцию дороги и на замену подвижного состава было вложено более 2,5 млрд рублей, это позволило значительно обновить основные производственные фонды. Развитие Московского железнодорожного узла осуществлялось на основе комплексной схемы развития транспорта в Москве и Московской области.
К концу 1980-х дорога занимала первое место на сети дорог СССР по пассажирским перевозкам, ежегодно перевозила около 1,5 млрд пассажиров — примерно треть от общей перевозки пассажиров всем железнодорожным транспортом.
В начале 1990-х протяжённость участков, оснащённых автоблокировкой, полуавтоматической блокировкой и диспетчерской централизацией, достигла 8882 км, более 21 375 стрелочных переводов было включено в электрическую централизацию управления стрелками и сигналами, автоматической локомотивной сигнализацией и автостопами оснащено 7247 км, автоматизированы все тяговые подстанции электрифицированных линий, более половины из них переведено на телеуправление.
С конца 1990-х начата установка турникетов на станциях и платформах с наиболее интенсивным пассажиропотоком, в первую очередь в Московском узле, продолжающаяся и поныне. Первые в России турникеты появились 1 сентября 1999 года на Киевском вокзале. К 2014 году турникетами оборудованы почти все платформы в Москве, а также многие о.п. на пассажиро-напряжённых линиях и в крупных населённых пунктах Московской области.
В 2003 году Московская железная дорога преобразована из самостоятельного предприятия в филиал ОАО «Российские железные дороги».
14 февраля 2004 года открыта первая скоростная пригородная линия Москва—Мытищи. Специально созданный для этого маршрута электропоезд «Спутник» сократил время в пути с 35 до 18 минут. В последующие годы скоростные поезда были запущены по некоторым другим направлениям.
В 2002—2008 годах с московских вокзалов были запущены электропоезда-экспрессы в три московских аэропорта:
C 2008 года маршруты переданы компании Аэроэкспресс, фактический ставшей нарицательным названием этих маршрутов. В условиях пробок на автодорогах аэроэкспрессы стали важной частью транспортной системы Московского узла.
В 2000-х годах также принимались меры по разгрузке перегруженных линий путём перенаправления поездов, в том числе на новые участки:
С 1 октября 2012 года создан Московский региональный центр корпоративного управления (МРЦКУ).
В 2013 году впервые за долгое время открыта новая линия городского (нескоростного) сообщения электропоездами: Солнечная — Новопеределкино в Москве, созданная на основе реконструкции и электрификации подъездного пути станции Солнечная.
В 2015 году открыта новая неэлектрифицированная линия необщего пользования, ответвляющаяся от станции Кубинка II до новой станции Парк «Патриот» с промежуточной платформой Музей. Пассажирское движение осуществлялось несколько дней, в дальнейшем планируется по дням мероприятий, связанных с этим парком.
Для увеличения пропускной способности линий в конце 2000-х начата реконструкция участков дороги с прокладкой дополнительных главных путей, не осуществлявшаяся более 20 лет. Первым в 2007—2008 построен трётий путь Горьковского направления Москва — Кусково, частично на существовавших малодеятельных путях, вместе с существовавшим третьим путём до Железнодорожной образовался отдельный путь для скоростных поездов. С начала 2010-х и увеличением финансирования фронт работ расширился: начали строиться 2 путь Наугольный — Иванцево Большого кольца, 3 и 4 пути Смоленского направления до Одинцово, 4 путь Горьковского до Железнодорожной, 4 путь Ярославского от Мытищ до Пушкино, 2 путь Павелецкого от Авиационной до Аэропорта-Домодедово.
В 2013-2016 году реконструировано и электрифицировано 54-километровое Малое кольцо в Москве. 10 сентября 2016 года запущено пассажирское движение с малыми интервалами по вновь построенным 31 остановочным пунктам. На 37-километровой части кольца построен третий главный путь для грузового движения (от Пресни до Угрешской через север). Восстановлены часть соединительных ветвей с радиальными направлениями, большая часть из них электрифицирована. Само кольцо получило новое название Московское Центральное Кольцо (МЦК).
Образована 14 июля 1959 года на основании Постановления Совета Министров СССР № 748 от 13 июля 1959 года, в настоящее время — филиал ОАО «Российские железные дороги». До 21 августа 1959 года называлась Московско-Курско-Донбасская железная дорога. Дорога награждена орденом Ленина (1966).
МЖД является новатором в организации интермодального сообщения. В 2002 году запущен первый в России Аэроэкспресс по 50-километровой модернизированной линии в аэропорт Домодедово, с 2004 года курсируют экспресс-поезда в города Подмосковья (компания Регион-экспресс, РЭКС), а с 2005 года курсируют аэроэкспрессы в аэропорты Шереметьево, Внуково.
С декабря 2009 года из Мосузла начали движение первые в России скоростные поезда «Сапсан», курсируют из Москвы в Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Это самый рентабельный проект на сети РЖД.
Схема пригородного железнодорожногосообщения Москвы и Московской области
Электропоезда «Экспресс» курсируют по следующим маршрутам:
Электропоезда «Спутник» курсируют по маршрутам Москва-Ярославская — Мытищи, Москва-Ярославская — Пушкино, Москва-Ярославская — Болшево (город Королёв), Москва-Казанская — Раменское, Москва-Курская — Железнодорожная.
Московская железная дорога
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2019;
проверки требуют 2 правки.
Одним из крупнейших операторов, эксплуатирующих на МЖД частные тепловозы, является ООО «БалтТрансСервис» (БТС, входит в холдинг Globaltrans), имеющее в собственности парк из 57 двухсекционных тепловозов серии 2ТЭ116. Тепловозы имеют отличительную сине-белую окраску и логотип БТС на борту. Данная марка локомотивов выбрана, как эффективная по своим тяговым качествам и принадлежащая к той же серии, что и используемая на Октябрьской железной дороге. Это существенно, поскольку компания БТС не имеет ни собственных депо, ни кадров локомотивных бригад, ни системы обучения и подготовки в рейс машинистов. Локомотивы парка БТС используются на замкнутых маршрутах, согласованных с РЖД. Ведут они поезда с нефтеналивными грузами, самыми дорогими и выгодными для перевозки, от крупнейшей на МЖД станции Стенькино-2 в Рязанской области в направлении морских портов на Балтике. В основном осуществляется транспортировка топливного мазута и дизельного топлива на экспорт через порты Усть-Луга, а также Таллин и Вентспилс. Плечи обращения тепловозов БТС составляют более 1000 км, в пути локомотивом управляет 5-6 локомотивных бригад. Чтобы избежать затрат на открытие по пути следования подменных пунктов для локомотивных бригад, тепловозы БТС управляются машинистами РЖД. Также в депо РЖД организована экипировка и техническое обслуживание тепловозов БТС. Сами тепловозы РЖД арендует у собственников.
История строительства и электрификации
26 января 1857 года был издан Указ об учреждении Главного общества российских железных дорог для постройки и эксплуатации первой в России железнодорожной сети (длиной 4000 вёрст). Основные линии, впоследствии вошедшие в Московскую железную дорогу, были построены с конца 60-х годов по середину 90-х ХIХ века. Это линии, соединившие Москву с Нижним Новгородом, Рязанью, Курском, Ярославлем и Брестом.
18 августа 1862 года регулярное движение поездов началось на линии Москва — Сергиев Посад. В 1870 году линия продлена до Ярославля. В 1895 году была открыта линия от Мытищ до Щёлково. В то время эти линии принадлежали Московско-Ярославской железной дороге.
В 1866 году был открыт первый участок Московско-Курской железной дороги от Москвы до Серпухова. В следующем году была закончена постройка до Тулы. 17 октября 1868 года было открыто регулярное движение пассажирских и грузовых поездов на однопутной линии Москва — Курск. В последующие годы постепенно строился второй путь на линии.
20 сентября 1870 года была открыта для движения новая, Московско-Смоленская железная дорога, соединившая Смоленск с Москвой.
В 1899 году была открыта линия Москва — Брянск.
В январе 1900 года была открыта линия Москва — Павелец-Тульский, до конца года линия стала двухпутной.
В 1902 году полностью открылось движение на линии Москва — Савёлово.
В середине 1980-х годов были уложены дополнительные главные пути на головных и радиальных участках Рижского, Казанского, Киевского и Павелецкого направлений, построена соединительная ветвь между Савёловским и Белорусским вокзалами.
Железные дороги Москвы в годы Великой Отечественной войны
В 1970—1980-х годах была проведена реконструкция дороги. Дорога была оснащена новыми современными средствами сигнализации, сооружены крупные сортировочные комплексы.
В соответствии с программой «Укрепления материально-технической базы и социального развития Московской железной дороги» введены в эксплуатацию скоростные комфортабельные электропоезда «Экспресс» в 1999—2000 годах. Средняя скорость этих поездов в среднем в полтора раза больше обычных поездов, а время в пути стало меньше примерно на одну четверть.
В 2014 — 2016 гг. было реконструировано и электрофицировано Малое кольцо Московской железной дороги, построен третий главный путь на участке Пресня — Ростокино — Угрешская. 10 сентября 2016 года было восстановлено пассажирское сообщение по кольцу, в Москве образована первая линия городской электрички, которая именуется в транспортной системе города Московским центральным кольцом.
Московские центральные диаметры
Основная статья: Московские центральные диаметры.
21 ноября 2019 года в Москве запущены первые две линии системы Московских центральных диаметров. Система характеризуется тактовым движением пригородно-городских поездов по диаметральным маршрутам в течение всего дня, исключая привычные дневные перерывы движения, курсированием комфортабельных поездов «Иволга» с вагонами без тамбуров, а также интегрированной с Московским метрополитеном и Московским центральным кольцом системой оплаты проезда.
До 2024 года будут запущены ещё 2 диаметра. В рамках подготовки к их запуску строится Киевско-Смоленская соединительная ветвь, строятся дополнительные пути на Алексеевской и Митьковской ветвях, обновляется инфраструктура остановочных пунктов. Теперь на них строятся современные пассажирские конкорсы, оснащённые эскалаторами и лифтами.