Случайный поезд может привести тебя к нужной станции
Виды пассажирских поездов не ограничиваются привычными большинству людей электричками и составами дальнего следования. Они делятся на множество разных категорий по отдельным параметрам. Каждая классификация поездов имеет большую значимость, так как используется не только пассажирами для выбора подходящего рейса, но и перевозчиками для правильной организации железнодорожного движения.
Во время путешествия на поезде, длящемся несколько часов или даже дней, большое значение имеет комфорт. Поэтому пассажирам нужно обращать особое внимание на приобретаемые билеты. А самым важным будет правильный подход к вопросу того, какой вагон лучше выбрать в поезде плацкарт и каким местам отдать предпочтение.
Вагоны поездов обозначаются сочетаниями цифр и букв, например, 1А или 2К. Таким образом при покупке билета понятно, в вагоне какого класса доступны места. Например, плацкартные вагоны обозначают цифрой 3, а сидячие места — буквой С.
Набор удобств и услуг зависит от типа вагона. В этой статье подробно распишем, какие услуги доступны в различных вагонах. В конце дана удобная таблица.
Детали у перевозчиков могут различаться, но в целом принципы совпадают. Большинство российских поездов формирует транспортная компания ОАО «ФПК», поэтому основные нормы берут у неё.
Пассажирские поезда формируются из определенного набора вагонов, но их количество может быть разным. Решения по комплектации состава принимает руководство перевозчика, основываясь на пассажиропотоке и ряде других критериев. При этом то, сколько вагонов в пассажирском поезде, имеет значение и для путешествующих, так как влияет на доступность билетов и общий комфорт в поездке.
- Причины поездок на поездах
- Вагон СВ (в том числе мягкий вагон)
- Вагон-ресторан (и бистро)
- Как обозначается тип вагона на билете
- Сидячий вагон
- Схемы пассажирских составов
- Классификация по видам сообщения
- Сколько вагонов входит в состав РЖД
- Классы обслуживания и услуги в купе
- Классификация по скорости движения
- Нумерация вагонов в пассажирских поездах
- Классы обслуживания и услуги в плацкарте
- Виды вагонов, входящие в пассажирский состав
- Классы обслуживания и услуги в СВ
- Советы по выбору от опытных путешественников
- Формирование пассажирских поездов дальнего следования
- Критерии выбора мест в плацкарте
- Близость к туалету
- Классы обслуживания и услуги в сидячих вагонах
- 1С, 2С, 3С
- 2В, 2Ж
- Классификация по предоставляемому сервису
- Выбор плацкартного вагона
- Виды пассажирских вагонов
- Верхние и нижние полки
Причины поездок на поездах
У людей есть множество разных причин, чтобы купить билет на поезд и уехать в другой город или даже за границу. В большинстве случаев они все сводятся к нескольким основным группам. Именно такие причины отчасти дают понимание, почему пассажиры предпочитают выбирать тот или иной вагон.
Основные причины поездок:
Поездки на железнодорожном транспорте по личным делам чаще носят спонтанный характер и подразумевают быстрое возвращение домой, поэтому большинство людей предпочитают взять билеты на поезда с минимальной потерей времени и не придают особого значения вагонам или местам, хотя многие решают выбрать именно плацкарт.
Работники крупных компаний, которых периодически отправляют в другие города с рабочим визитом. Обычно путешествуют на поездах без возможности выбрать места, так как приобретаются билеты работодателем в рамках выделенного бюджета, но чаще люди ездят по одному и в условиях достаточного комфорта.
Многие люди решают выбрать поезд, чтобы съездить в гости к родным, которые живут в других городах или даже области. Такие пассажиры часто берут с собой детей и путешествуют целыми семьями. При этом они предпочитают покупать билеты на недорогие места и не уделяют большого внимания комфорту.
Развлекательные поездки на выходных чаще совершаются до ближайших крупных городов, чтобы отдохнуть и развеяться. В таких случаях люди ездят в одиночку либо небольшой компанией, покупают билеты незадолго до отъезда и предпочитают выбрать вагоны или места по акции.
Пассажиры, решившие выбрать поезд для путешествия на море или в другие интересные места, обычно ездят семьей или маленькой компанией. При этом они уделяют внимание комфорту и предпочитают найти удобные вагоны с местами, где удастся отдохнуть уже в процессе поездки;
Во всех случаях бывают исключения. Например, во время поездки в отпуск пассажиры могут выбрать максимально дешевые места внутри плацкарта низкого класса.
Аналогичным образом некоторые покупают билеты с наибольшим комфортом, когда решают поехать к родственникам.
Вопрос касательно того, какой вагон в поезде лучше выбрать, иногда становится исключительно индивидуальным.
Первый железнодорожный путь общественного значения открыли в России в 1837 году. Он соединял Санкт-Петербург и Царское село. Поезд состоял из восьми вагонов и паровоза «Проворный».
В составе первых российских пассажирских поездов были закрытые вагоны первого и второго классов, открытые с крышей либо без нее третьего и четвертого классов.
Сейчас в России другая классификация вагонов — сидячие, плацкартные, купейные, мягкие, РИЦ, багажные и почтовые.
Такие вагоны находятся в составе поездов ближнего следования. Например, на фирменном от Ярославля до Москвы. Также их устанавливают на аэроэкспрессах до аэропортов Москвы, скоростных электричках.
Сиденья с подлокотниками вполне комфортные. Есть разделение на бизнес- и эконом-класс. Для пассажиров первого в билет включен обед.
В сидячих вагонах есть туалетные комнаты и телевизор, по которому обычно показывают рекламные ролики и видео про
Во время поездки в некоторых поездах проводницы предлагают различные напитки и еду на выбор. Это могут быть снеки, сэндвичи, лапша и картофельное пюре быстрого приготовления, соки, вода и кофе.
Плацкарт — вагон эконом-класса с местами для сна, которые никак не изолированы друг от друга. Как правило, они расположены по следующей схеме: две боковых полки и четыре основных в отдельной кабине.
Комната не отгорожена от прохода. Она оборудована двумя верхними спальными местами и двумя нижними, между которыми стоит стол. На «боковушках» он складывается.
В современных плацкартных вагонах есть все необходимое для комфортного путешествия — розетки, USB-разъемы, кондиционеры, биотуалеты. В билет включено постельное белье и полотенце.
Минус плацкарта — отсутствие перегородок между спальными местами. Чтобы переодеться, многие развешивают простыни, пытаясь скрыться от окружающих.
Чтобы не страдать от раздражающих факторов, покупайте билеты в купе или СВ. Если не хватает денег, оформите рассрочку. С Халвой вы можете оплатить покупку частями и получить кешбэк.
Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 12%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства и потратить их на покупки в рассрочку 10 месяцев или больше, если оформите подписку «Халва.Десятка». Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!
Еще один недостаток — слишком много посторонних звуков. Некоторые пассажиры часто храпят по ночам, дети кричат, а кто-то смотрит хоррор на смартфоне.
С запахами еще интереснее. Что первым делом обычно делают российские пассажиры в поездах дальнего следования? Достают курочку в фольге, вареные яйца или заваривают лапшу быстрого приготовления. И не учитывают, что некоторые люди испытывают отвращение к таким ароматам.
В 2013 году перед Олимпиадой в Сочи запустили двухэтажный поезд, который следовал от Москвы до Адлера. В нем были только купе и СВ.
Как добраться до Сочи: самолет, поезд, автомобиль, автобус или морское такси
Купе — это комфортный класс. Все комнаты отделены друг от друга и запираются на замок. В них четыре спальных места — два снизу и два сверху.
Сами комнаты оборудованы столом, вешалками для одежды, зеркалом и настенными бра для каждого пассажира. В коридорах есть откидные стулья.
В некоторых купе вместо четвертого спального места — полка для багажа.
Туалет и водонагреватель общие. Но в отличие от плацкарта очередей к ним практически нет, потому что едет значительно меньше пассажиров.
Преимущество купе — комфортные условия. Не слышно разговоров других людей, а посторонние запахи не проникают в комнату.
Существует три типа купейных вагонов — смешанныеотдельные для женщиндля мужчин
Вагон СВ (в том числе мягкий вагон)
СВ еще называют вагоном «Люкс». В нем всего 8–10 комнат с двумя спальными местами в каждом.
Купе оборудованы только нижними полками с мягкими спинками. Бывают вагоны с комнатами, где устанавливают верхнюю полку, но в них тоже могут расположиться только два пассажира.
Чем отличается СВ от купе в поезде? Высоким уровнем обслуживания. В комнатах есть кнопка вызова проводника, кондиционер и иногда телевизор.
Мягкий вагон — разновидность СВ. В нем всего 4–6 купе. Они больше по площади и бывают с одним спальным местом. Если их два, то нижнее раскладывается в комфортную кровать, ширина которой 120 см.
Комнаты напоминают номера в пятизвездочных отелях: в них есть собственный умывальник и биотуалет, душ, зеркало, кондиционер, кресло, диван и телевизор. В обязательные услуги входит горячий завтрак, свежая пресса, принадлежности для душа, халат и мягкое полотенце.
Подобный вагон есть у российского поп-исполнителя Филиппа Киркорова. Для певца специально оборудовали отдельную комнату с кроватью, обеденным столом и стульями, душевой кабиной. Также есть небольшая кухня, где личная проводница артиста готовит ему любимые блюда.
Главный недостаток мягких вагонов и СВ — высокие цены на билеты.
Скидки студентам на ЖД билеты в 2023 году
прицепляют к поездам международного направления. Они обычно чуть лучше тех, что курсируют по России, потому что в состав входят новые вагоны.
Такие вагоны разделены на несколько двух– или трехместных купе с индивидуальным умывальником и креслом. РИЦ всегда оборудован кнопкой вызова проводника.
Вагон-ресторан (и бистро)
В поездках, которые длятся несколько дней, взятые с собой сухие пайки быстро надоедают. Покупать пирожки или вареных раков на платформе — плохая идея. Часто они испорченные, что может омрачить впечатление от путешествия.
Чтобы пассажиры могли пообедать или поужинать в приятной обстановке, к поездам прицепляют вагоны-рестораны. Обычно они расположены в середине состава.
Блюда готовит шеф-повар, а разносят заказы официанты. Для приготовления используют свежие продукты и полуфабрикаты.
Цены на блюда и меню в поездах могут различаться, потому что их обслуживают разные поставщики. Обычно пассажирам предлагают супы, горячее, салаты, закуски и десерты. В некоторых вагонах-ресторанах есть вегетарианское, постное и детское меню.
В вагоне-бистро нет повара. Заранее приготовленную пищу раскладывают по контейнерам, как в самолетах. Путешественник может съесть ее за столиком или взять с собой.
Отдых — важная составляющая человеческой жизни. Чтобы получить максимальную пользу, завести знакомства и испытать море положительных эмоций, лучше поехать в новое, незнакомое место. Не хватает суммы на путешествие? С кредитом от Совкомбанка вы забудете о финансовых передрягах.
Хотите, чтобы ваш отдых прошел потрясающе? Совкомбанк предлагает взять кредит на отпуск с долгим сроком погашения и ставкой от 6,9%. Подайте заявку онлайн, а деньги получите сразу на банковскую карту.
Оформить кредит онлайн
Штабной вагон — офис для сотрудников поезда. В нем едут начальник состава, электромеханик, иногда сотрудники МВД и инвалиды-колясочники с сопровождающими.
Такие вагоны оборудованы душевыми для персонала, но за отдельную плату их могут использовать и пассажиры.
Раньше в них перевозили вещи пассажиров. Сейчас их используют для провоза громоздкого или негабаритного багажа и некоторых категорий грузов для конкретных получателей.
В багажном вагоне есть помещение для сотрудников поезда, кладовка, купе для рабочих, туалетная и душевая комнаты.
В нем перевозят, обрабатывают и обменивают почтовые отправления. Обычно их цепляют к пассажирским или почтово-багажным поездам.
Погрузку и выгрузку корреспонденции производят на крупных железнодорожных станциях. Если писем немного, их складируют в отдельном купе вагона, следующего за локомотивом.
Как обозначается тип вагона на билете
Для обозначения типа вагона используют сокращения. Они указаны в отдельной графе билета. Сидячие места прописывают полностью:
Преимущества путешествий поездами — дешевизна, спокойствие, минимум действий, отсутствие ограничений на багаж и невероятная красота российских просторов.
Все досадные и неприятные моменты, будь то запах вареных яиц или громкий храп из соседнего купе, забудутся, когда посмотришь в окно и увидишь невозможной красоты закат.
Путешествуйте с удовольствием, знакомьтесь с людьми и получайте новые впечатления!
Сидячий вагон
Если длительность поездки не превышает 10 часов, то вместо обычного плацкарта можно выбрать сидячий вагон. Они имеются во многих поездах дальнего следования. Билеты тогда будут стоить дешевле, а общий уровень комфорта для короткого путешествия останется достаточно высоким. При этом пассажиры могут выбрать один из трех классов таких вагонов.
Классы сидячих вагонов:
Во всех классах свободного места для передвижения достаточно. Кресла же могут различаться, а в первом классе они даже комплектуются подголовниками и подлокотниками. Иногда сидячие вагоны бюджетного уровня напоминают пригородные электрички, где неудобно ехать даже 5 часов. Наиболее комфортными для таких поездок считаются экспрессы: «Ласточка», «Стриж» и «Сапсан».
Возле окон в сидячих вагонах расположены места под нечетными номерами. Поэтому выбрать подходящее чаще получается без особого труда, даже не имея доступа к схеме.
Сидячие вагоны первого класса включают полный набор предлагаемых перевозчиком услуг. К ним относится и питание. Однако меню и общее количество приемов пищи зависят от перевозчика, маршрута и доступности тех или иных блюд.
Схемы пассажирских составов
Пассажирские поезда формируются по определенной схеме, которую также называют композицией. Она распространяется на все рейсы дальнего следования, включая фирменные. От схемы зависит то, сколько будет пассажирских вагонов определенного типа в составе.
Исключением могут стать некоторые фирменные и частные поезда, где применяются свои композиции, обусловленные особенностями маршрута или его назначением. Например, «Северная Пальмира» или «Таврия».
Базовая схема включает:
Некоторые поезда также включают сидячие вагоны. Они актуальны для коротких маршрутов, где поездка занимает до 12 часов. Плюс таких салонов в том, сколько мест внутри размещено. Обычно количество кресел достигает 81. Также к пассажирским поездам добавляют ресторан, расположенный в центре композиции, и могут включать багажные или почтовые вагоны. Все зависит от рейса.
Решение о том, сколько вагонов будет задействовано на маршруте, принимается с учетом множества факторов. Значение имеют как базовые правила формирования пассажирских поездов, так и некоторые другие критерии. Поэтому то, сколько вагонов включат в рейс, иногда определить заранее невозможно.
Классификация по видам сообщения
Железнодорожная классификация также учитывает, какие есть у поездов виды сообщения. Они отражают дальность следования пассажирских составов и предельную протяженность всего задаваемого маршрута.
Пассажирские поезда дальнего следования – привычные всем скорые составы, выполняющие рейсы между отдаленными городами. РЖД относит к этой категории маршруты, чья протяженность составляет свыше 700 км. Например, дальним следованием можно назвать путь от Москвы до Казани, который равен 793 км.
К такому виду чаще относят скорые и фирменные поезда, хотя иногда перевозки на большие расстояния выполняются и составами других классов. Поэтому встречаются разные комбинации по этим двум классификациям, расширяющие выбор для пассажиров.
Вид пассажирских поездов из категории прямого сообщения отличается тем, что их маршрут движения проходит по двум или более железным дорогам. При этом рейс осуществляется по одному документу. Чаще прямые поезда по классификации с видами сообщения также можно отнести к дальним.
Иногда прямой поезд связывает регионы РФ с другими странами. Тогда пассажирам потребуется прохождение таможенных проверок.
Примером прямого маршрута может стать скорый поезд, курсирующий между Санкт-Петербургом и Вологдой. Он проезжает сразу по двум ЖД: Октябрьской и Северной. При этом доход от пассажирских перевозок в таких случаях распределяется между всеми задействованными железными дорогами.
Железнодорожный транспорт, предназначенный для развозки вагонов РЖД по разным станциям, называется сборным. Его длина зависит от количества транспортируемых элементов. Также составные поезда, в зависимости от назначения, делятся на сборно-раздаточные и вывозные. Первые из внутренней классификации выполняют комплексные транспортировки. Вторые же можно использовать только для вывоза вагонов с промежуточных станций.
Пассажирские составы, относящиеся по этой классификации к сквозному виду, следуют по маршруту без переработки. Такое условие означает, что вагоны РЖД не будут подвергаться формированию или расформированию, когда проходят технические станции. К последним относятся сортировочные и участковые остановки. А количество станций может ограничиваться одной или несколькими.
Категорией пригородного сообщения называют виды пассажирских поездов, выполняющих рейсы внутри конкретной области на расстояния до 150 км, кроме некоторых исключений с повышенной дальностью.
Чаще такие маршруты обслуживаются моторвагонными составами. Иногда для движения используется локомотивная тяга.
Тарифы на пригородный вид электричек или иных ближних поездов определяются местной администрацией. На территориях Москвы и Санкт-Петербурга проезд будет стоить также, как на метро.
Нередко власти создают отдельные административные структуры, отвечающие за пассажирские рейсы пригородного типа.
Распространенной разновидностью поездов стали местные составы. Они предназначены для выполнения рейсов от 150 до 700 км. При этом пассажирский маршрут затрагивает только одну из действующих железных дорог. Примером местного поезда по этой классификации может выступить московский состав, курсирующий между столицей и Санкт-Петербургом. Преодолеваемое им расстояние составляет 650 км.
Путешествующие чаще не знают, как называются поезда транспортного или иного назначения, следующие от одной станции до другой, сохраняя составность. Классификация определяет их участковыми. Именно такие составы ездят между техническими станциями в пределах одного участка и не меняют набор вагонов.
Сколько вагонов входит в состав РЖД
Окончательное решение по тому, сколько вагонов в поезд будет включено, принимается на базе основных принципов формирования составов и некоторых дополнительных критериев. Размеры также зависимы от объема пассажирского потока, который может увеличиваться в отдельные сезоны.
Например, летом многие едут в отпуск или на дачу, что многократно повышает загруженность востребованных маршрутов. Поэтому приходится определять, сколько вагонов потребуется, и увеличивать размер пассажирского поезда.
Иногда увеличенные составы уменьшают. Например, если локомотив был заменен на другой, обладающий меньшей мощностью. Если оставить стандартное количество вагонов, то он не сможет вытянуть их при малейшем подъеме под углом.
Однако перед подобными решениями производится оценка возможностей локомотива и того, сколько нагрузки он выдерживает. Перевозчик же старается заменить сломавшийся транспорт на аналогичный или максимально близкий по параметрам.
Средним для пассажирского поезда считается набор из 15 вагонов. Для некоторых маршрутов, учитывая сезонные изменения, размер может корректироваться в обе стороны.
Поезда, связывающие крупные города с южными курортами, могут летом формироваться в длинносоставный формат и включать даже 20 вагонов. Наглядно увидеть, сколько мест предложено внутри конкретного состава, можно при бронировании.
Наибольшее количество вагонов будет в пассажирских поездах, следующих до курортных и крупных точек России, включая Москву, Анапу, Адлер, Севастополь, Симферополь, Кисловодск и другие. Также увеличенные составы могут отправляться до менее крупных, но популярных городов.
Например, Владикавказ, Улан-Удэ или Саратов. При этом в небольшие пункты будут отправляться составы меньшего размера. К примеру, до Новокузнецка или Камышина. Сокращенными также могут идти пассажирские поезда до Китая или других ближайших стран. В таких случаях учитывается, сколько путешествующих ездят в обе стороны.
Иногда встречаются сдвоенные поезда. К примеру, «Сапсан», связывающий Москву с Санкт-Петербургом, при повышенном спросе объединяет сразу два состава. В таких рейсах задействуется 20 пассажирских вагонов, двухкратно увеличивая вместимость.
Классы обслуживания и услуги в купе
В купейных вагонах пассажирам предоставляются закрытые купе, в каждом по 4 полки. Обычно в таких вагонах от 32 до 40 мест. Они стандартно маркируются цифрой 2, то есть второй класс. В стоимость билета всегда входит постельное бельё, но в вагонах 2Д при покупке от него можно отказаться (нужно снять проставленную автоматически галочку).
Вагоны повышенной комфортности с кондиционером. Биотуалет есть не всегда. В стоимость билета включено питание, пресса и гигиенический набор. Можно перевозить домашних животных.
В вагоне есть кондиционер и биотуалет. Дополнительные услуги в стоимость билета не включены. Животных провозить можно.
В вагоне есть кондиционер, а биотуалета может и не быть (зависит от перевозчика). Дополнительные услуги платные. Можно перевозить животных.
Наличие кондиционера и биотуалета зависит от перевозчика. Все дополнительные услуги платные. Можно перевозить животных.
Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано. Дополнительные услуги в стоимость билета не включены. Животных перевозить нельзя.
Вагоны высокого уровня комфорта: есть биотуалет и кондиционер, пассажирам предлагают завтрак или ужин, гигиенический набор, тапочки, прессу. Детям выдают подарки. В купе есть телевизор, индивидуальные розетки и сейф. Животных перевозить нельзя.
Классификация по скорости движения
Наиболее популярна для пассажирских составов базовая классификация по скорости движения. Она стала определяющей для того, за сколько времени поезд способен преодолеть конкретный маршрут.
Хотя предельная скорость на отдельных участках железной дороги может ограничиваться, не позволяя транспорту разгоняться сверх установленной нормы.
Жители отдаленных регионов обычно не знают, чем отличаются поезда ВСК и что это за сокращение.
Под таким названием курсируют высокоскоростные составы, способные разгоняться до 200 км/ч, а некоторые модели превышают этот показатель даже двукратно.
Наиболее популярными представителями этого вида стали «Сапсаны», соединяющие Москву и Санкт-Петербург, а также российско-финские «Аллегро».
Высокоскоростные поезда не выполняют рейсов по обычным рельсам. Для них требуется установка специального железнодорожного полотна, выдерживающего повышенные физические нагрузки.
Пассажирские модели скоростного вида способны разгоняться до 200 км/ч, хотя большинство из них выполняют рейсы на скорости до 140 км/ч. Нередко внутренние классификации перевозчиков объединяют такой тип составов с высокоскоростными, так как для их перемещения тоже требуются усиленные рельсы.
Самыми известными скоростными поездами стали «Ласточки» и «Стрижи». Они выполняют рейсы разной протяженности и соединяют крупные города страны. Перевозки скоростным транспортом чаще отличаются высоким уровнем комфорта.
РЖД не предлагают конкретного списка, что за поезда относить по такой классификации к ускоренным. Нередко так называют обычные скорые составы, выполняющие рейсы на повышенной скорости. Подобные маршруты имеют номера от 171 до 198.
К такой категории часто относят не пассажирский транспорт, а грузовой. Например, товарный, который используется для перевозки скоропортящихся продуктов на дальние расстояния, когда промедления недопустимы.
Ускоренные составы могут делиться на сезонные или разовые, а круглогодичные среди них встречаются реже.
Стандартные скорые составы стали самыми известными в классификации по скорости. Они могут разгоняться до 90 км/ч, при этом минимальные показатели обычно не опускаются ниже 50 км/ч. На таких рейсах путешествовали почти все, кто когда-либо ездил в другой город.
Пассажирские скорые чаще не имеют специальных названий и обозначаются простой нумерацией. Например, круглогодичные ограничиваются набором от 001 до 148. Сезонные же обычно нумеруются числами 201-298.
Все фирменные поезда по техническим характеристикам соответствуют скорым и разгоняются до 50-90 км/ч.
Однако классификация выделяет их особым видом, так как такие составы отличаются повышенным уровнем комфорта. Пассажирам предлагают расширенный список услуг, а также более удобные условия поездки.
Активные путешественники хорошо знакомы с тем, какие бывают у поездов названия, свидетельствующие о фирменной категории.
Популярными стали несколько наиболее востребованных пассажирских составов: «Кама», «Красная стрела», «Томич», «Вятка», «Кавказ», «Лотос», «Ямал», «Смена – А. Бетанкур», «Волга» и некоторые другие.
Нумерация вагонов в пассажирских поездах
Все вагоны из пассажирских составов имеют стандартную окраску, включая фирменные цвета у соответствующих поездов, и точные номера. Основные числа указывают на главные особенности конкретной транспортной единицы. Обычно актуальный номер состоит из восьми цифр, описывающих несколько параметров.
К первым семи относятся: род вагона, код ЖД, тип салона и порядковый номер. Последняя же отражает контрольную цифру, которую получают путем специального подсчета и используют для проверки правильности указанных чисел.
Пассажирские вагоны из поездов, выполняющих рейсы на международном направлении, имеют собственные номерные обозначения. Они состоят из 12 цифр.
Пассажиры могут легко определить свой поезд на станции по количеству вагонов, входящих в состав, и соответствующим табличкам. Однако с поиском своего места могут возникать трудности.
Связано это с разной нумерацией вагонов. Обычно отсчет ведется с головы поезда, но иногда – с хвоста. Связано это с направлением движения, которое меняется уже в пути.
Сам номер вагона указывают в билете. Чтобы определить сторону, откуда начинается нумерация, важно слушать объявления по громкоговорителю.
Также можно обратиться к проводникам, пропускающим на борт, или в справочную, где точно скажут, сколько вагонов в составе, и укажут сторону их нумерации.
Классы обслуживания и услуги в плацкарте
Вагоны этого типа обычно обозначаются цифрой 3, как третий класс. В плацкартных вагонах пассажирам доступны места для лежания. В стандартном вагоне 52 или 54 полки.
В таком вагоне есть кондиционер, а наличие биотуалета зависит от перевозчика. Можно перевозить животных.
В этих вагонах точно не будет ни кондиционера, ни биотуалета. Животных перевозить нельзя.
В вагоне есть кондиционер, наличие биотуалета зависит от перевозчика — может и не быть. Перевозить животных нельзя.
В таких вагонах есть и кондиционер, и биотуалет. Нельзя перевозить животных.
Виды вагонов, входящие в пассажирский состав
Стандартные поезда дальнего следования включают три основных типа вагонов: плацкарт, купе и СВ. То, сколько будет задействовано от каждого из них, зависит от схемы пассажирского состава и маршрута. Все три вида отличаются по трем критериям: вместимость по максимальному количеству человек, общий комфорт для пассажиров, стоимость билетов.
Все плацкартные вагоны имеют базовую вместимость, рассчитанную на 54 человека. Места внутри размещены по отдельным блокам, а всего их девять. Они делятся на основные и боковые. Первые предназначены для четырех пассажиров, вторые – для двух, причем расположены они параллельно стене. Блоки всегда открыты и никак не отделяются от общего коридора, хотя между собой разделяются стенами.
Места в плацкарте бывают верхними и нижними. В блоках присутствует базовое оснащение, позволяющее полноценно добраться до точки назначения, если даже предстоит поездка в течение нескольких дней. Пассажиры могут воспользоваться столиком и зарядкой для электроники.
Вагон обычно оборудован двумя санузлами, информационными табло в коридоре и кондиционерами.
Свои вещи пассажиры могут сложить под нижние полки либо наверх, где есть специальная зона для багажа. Однако нужно учитывать, сколько сумок можно взять с собой, не сдавая при посадке.
Путешествия в плацкарте отличаются минимальным уровнем комфорта, хотя в новых моделях поездов пассажирам доступно гораздо больше удобств. Главным же преимуществом такого вагона становится то, сколько стоит поездка. Поэтому плацкарт чаще выбирают, если хотят сэкономить и готовы смириться с недостатком уровня комфорта.
Купейные вагоны могут вмещать до 36 человек, хотя бывают исключения с незначительным изменением количества мест. Салон делится на отдельные блоки, предназначенные для четырех пассажиров. Всего их девять. Отличием от плацкарты становится наличие стены и закрываемой двери, которые отделяют людей от общего коридора. Поэтому во время поездки в купе намного тише, а также перед глазами не проходят чужие люди.
Двухэтажные купейные вагоны рассчитаны на 52 места, что позволяет значительно снизить нагрузку на маршрут и удовлетворить пассажиропоток.
Внутри купе полки разделены на верхние и нижние. Основное оснащение не отличается от плацкартного вагона, хотя разница все же есть.
В обновленных купе расположены индивидуальные розетки, включая отдельные порты для USB, и личные светильники. Иногда также присутствует возможность ручной настройки кондиционера возле каждого места.
Обслуживание у пассажиров из купейного вагона намного лучше, если сравнить его с плацкартой. Многие билеты уже включают в стоимость горячее питание.
Также пассажирский салон такого типа отличается более заметным комфортом, поскольку каждое купе отделяется от общего коридора и имеет расширенное оснащение. При этом то, сколько услуг доступно людям, зависит от класса обслуживания.
Вагоны категории СВ нередко становятся определяющими для того, сколько пассажиров в поездах, так как они предлагают всего 16 или 18 мест и могут серьезно ограничить общую вместимость состава. Люди внутри распределяются по восьми или девяти блокам, предназначенным для двоих.
В таком купе может ехать даже один человек, так как может подразумеваться обязательность выкупа всего блока. Результатом становится еще большее сокращение числа пассажиров.
Если сравнить СВ с обычным купе, то разница будет очевидной даже для тех, кто путешествует редко. Такие вагоны относятся к категории повышенного комфорта. Поэтому их принято оборудовать с упором на удобство путешествующих.
Внутри могут устанавливать мягкие диваны, шкафы, индивидуальные санузлы, сейфы, телевизоры и прочие элементы удобства. То, сколько таких деталей будет присутствовать внутри, зависит от класса обслуживания.
СВ обеспечивают пассажирам максимум комфорта и минимум постороннего присутствия. Однако за такие удобства приходится платить. Обычно стоимость поездки заметно выше. Перевозчик определяет, сколько будет стоить билет с учетом оснащения купе и класса обслуживания на борту вагона. Подобные варианты крайне удобны для путешествий в одиночку либо вдвоем.
Классы обслуживания и услуги в СВ
Вагоны СВ или Люкс отличаются повышенным уровнем комфорта: в купе только два места, полки для лежания мягкие. В вагоне от 16 до 20 мест. В вагоне всегда есть кондиционер. Цифра 1 означает, что это вагоны первого класса.
Бизнес-класс. Нужно выкупить всё купе целиком, в нём едет один взрослый пассажир. Можно провозить с собой мелких домашних животных. В стоимость билета включены напитки, питание, пресса, гигиенический набор.
Условия аналогичны вагонам 1Б, но можно не выкупать целое купе, а купить одно место.
Уровень комфорта соответствует первому классу, но дополнительные услуги в билет не включены (за них нужно платить отдельно). Животных провозить можно.
Если предыдущие маркировки относились к вагонам «Люкс», то 1Л — это СВ. В таких вагонах есть кондиционер, а биотуалета может не быть. Дополнительные услуги в стоимость билета не входят. Можно провозить животных.
Советы по выбору от опытных путешественников
Лучше всех знают, как выбрать вагон из плацкарты или конкретное место, опытные путешественники, которые успели поездить на железнодорожных маршрутах десятки раз. Они смогли оценить разные варианты и выявить их слабые и сильные стороны. Поэтому такие люди легко сформировали ряд основных советов.
Советы и замечания от бывалых путешественников:
Также опытные путешественники дают важный совет тем, кто страдает от проблем с вестибулярным аппаратом. Никаких вариантов, кроме как выбрать место в поезде РЖД по ходу движения, чтобы лицом смотреть вперед, нет. От специальных препаратов лучше отказаться, так как укачивания избежать не получится.
Возможность выбрать наиболее комфортные места в плацкарте – одно из главных преимуществ путешествий на железнодорожном транспорте. Чтобы поездка прошла удачно, достаточно учесть все основные критерии подбора полок и остановиться на оптимальном для себя варианте.
Формирование пассажирских поездов дальнего следования
Перевозчики формируют составы дальнего следования, включая скорые, фирменные и другие поезда, с учетом установленных правил. Также во внимание принимается закрепленный график движения.
При этом перевозчики, в том числе РЖД, составляют предварительный план формирования железнодорожных составов, на который опираются в дальнейшем.
Аналогичные правила действуют в метро и на внутриобластных линиях, дающих приоритет для электричек.
Одним из важнейших факторов, требующих учета при формировании поездов, стали нормы по весу и габаритам транспорта. Оба параметра должны укладываться в установленные ограничения на каждом участке пути и напрямую влияют на то, сколько транспортных единиц можно включить в состав.
Правило касается также запретов на определенные типы локомотивов на определенных железнодорожных линиях и соответствия требованиям электроснабжения. Подобные ограничения фиксируются книжками расписания движения составов. Также могут устанавливаться дополнительные требования со стороны МПС.
Наиболее длинными становятся грузовые поезда. Например, перевозящие уголь или другие востребованные товарные группы.
При формировании пассажирских составов учитывают ограничения, связанные с недопустимостью присоединения некоторых видов вагонов. Например, нельзя добавлять к поезду товарные контейнеры или цистерны с опасными грузами, создающими угрозу для пассажиров. Также действуют ограничения на то, сколько багажных вагонов присоединяется к рейсу.
Все поезда во время формирования проходят проверку на исправную работу систем. Работники ЖД проверяют пневматические системы, автоматические и электропневматические тормоза, электронику и бортовое оборудование. Работоспособность могут оценивать только опытные сотрудники, получившие образование и прошедшие обучение, включая СДО от РЖД, а также сдавшие экзамены.
Критерии выбора мест в плацкарте
Плацкартные вагоны обычно вмещают 54 пассажира. Все места при этом разделены на 9 купе открытого типа, не имеющих дверей и соединяющихся между собой общим коридором. Полки размещены с двух сторон по схеме 4+2 и делятся на верхние и нижние.
Вопрос выбора мест в плацкарте имеет огромное значение, которое не стоит ставить ниже класса самого вагона. Именно на этом этапе многие пассажиры совершают ошибки и бронируют первую попавшуюся полку.
Люди пожилого возраста редко стремятся получить максимальный уровень комфорта и не задумываются, какие места в плацкарте лучше брать для поездки. Однако им важно выбрать такие полки, куда будет удобно забраться. Поэтому верхние места для пожилых чаще становятся недопустимым вариантом. Также им лучше взять билеты из зоны возле выхода.
Схожая ситуация с маленькими детьми. Если ребенок поедет на верхней полке, то он может случайно упасть или сорваться при попытке залезть или слезть с нее. Поэтому при покупке детского билета стоит сразу отсечь часть вариантов.
В большинстве случаев люди стремятся покупать билеты только на нижний ярус. Связано это с тем, что рядом расположен стол, сложностей со спуском с полки нет, а возможное ночное падение не кажется таким пугающим. Поэтому первый ярус считается более комфортным.
Пассажир на нижнем ярусе имеет полное право запретить человеку с верхней полки сидеть внизу, так как оплатил полную стоимость своего места.
На верхних же полках могут ехать только те, кто физически способен залезать и слезать с них. При этом пассажир может остаться там наедине, так как никто рядом уже не сядет и не будет мешать своим присутствием.
В случаях, когда двое человек едут вместе, им стоит рассмотреть боковые места. Несмотря на их низкий уровень комфорта, пассажиры останутся там вдвоем, никто из посторонних им уже не помешает и не сядет на нижний ярус.
Когда человек путешествует один или его компания состоит из трех знакомых, боковушка не подойдет. В таких случаях правильнее выбрать обычные полки, чтобы чувствовать себя комфортнее.
Близость к туалету
Неопытные путешественники часто ошибочно полагают, что самые лучшие места в плацкартном вагоне расположены возле туалета.
Они думают, что такие полки будут удобными, так как можно быстро добраться до уборной. Однако на практике все оказывается иначе.
Места возле туалета, включая полки с номерами от 33 до 38, наименее удобные для пассажиров.
На них сильнее всего слышно постоянно хлопающую дверь, мимо регулярно ходят другие люди, а иногда также чувствуются неприятные запахи, в том числе от химических средств для уборки.
В последних моделях вагонов проблем с розетками нет. Они бывают встроены даже возле верхних полок, где можно зарядить любой портативный гаджет. Поэтому споров по поводу единственного источника питания чаще не возникает.
Розетки предназначены для зарядки мобильных устройств и ноутбуков. Проводник может запретить использовать их для подключения кипятильников или мелкой бытовой техники.
В старых моделях вагонов розеток меньше. Они могут быть расположены только возле нескольких полок, из-за чего не исключены споры и конфликты. Чаще розетки есть возле мест под номерами: 5, 7, 29, 31, 41, 42, 51 и 52.
Некоторые купе из плацкарта отличаются от других отсутствием возможности открыть окна. Связано это с тем, что последние относятся к категории аварийных. Поэтому для них предусмотрено открытие только в экстренных ситуациях. Для этого стекло придется разбить. Расположены аварийные окна рядом с полками 9-12 и 21-24.
Однако главная проблема таких мест заключается в недостатке свежего воздуха. В большинстве новых поездов она решена, так как в них работает система вентиляции. Внутри старых же вагонов аварийные окна могут доставить неудобства. Поэтому стоит выбрать места не рядом с ними.
Если путешествие намечается на лето, то особого значения в выборе мест нет. Единственным исключением будут все те же аварийные окна и конец вагона, где в старых моделях поездов может ощущаться нехватка свежего воздуха.
Зимой лучше выбрать центральные части плацкарта. Ехать будет комфортно везде, но на станциях со стороны дверей попадет холод. Особенно серьезной проблема станет в случае, если с пассажиром едут маленькие дети.
Классы обслуживания и услуги в сидячих вагонах
В сидячих вагонах у каждого пассажира отдельное кресло, на которое и покупается билет. Компоновка вагонов может отличаться: к сидячим относят как «Сапсаны» и «Стрижи», так и поезда, которые ходят по области или между соседними городами.
1С, 2С, 3С
Такие типы вагонов встречаются в различных поездах, и везде есть свои нюансы. От конкретного поезда зависит, что включено в набор услуг. Обычно вагоны 1 и 2 классов оборудованы кондиционером, а в 3 кондиционеров нет.
В «Сапсане» 1С — вагон бизнес-класса. У каждого пассажира есть кресло, столик, шкаф для вещей. Розетки установлены рядом с каждым блоком кресел, чтобы можно было подключить ноутбук или зарядить телефон. Пассажиры могут приобрести свежую прессу или выбрать по меню горячее питание.
Вагоны 2С есть в «Сапсане» и «Стриже». Это вагоны второго класса, а значит, билеты туда дешевле. Пассажирам «Сапсана» доступны вешалки для одежды и место для багажа. Места есть рядом со столом и без него.
Обычно так обозначаются места в купе в сидячем вагоне двухэтажного поезда. В стоимость билета чаще всего включено питание, пресса и гигиенический набор.
Это вагон с индивидуальным размещением, то есть при покупке билета вы выкупаете все места. В стоимость билета включено питание, пресса и набор с зубной щёткой, пастой и салфетками.
Так обозначаются места в вагоне повышенной комфортности. В стоимость билета включены холодные закуски.
2В, 2Ж
Обычные сидячие места. В таких вагонах меньше удобств, например, может не быть кондиционера, а в стоимость билета не включены никакие дополнительные услуги типа питания или гигиенического набора. Зато в этих вагонах разрешено провозить животных.
Обычный сидячий вагон. Кондиционер есть, а вот биотуалета может не быть.
Классификация по предоставляемому сервису
Все типы поездов предлагают пассажирам выбор между разными видами обслуживания. От них зависит, насколько комфортной будет поездка и сколько услуг окажут человеку. Большинство перевозчиков предоставляют подробную таблицу с описаниями доступных классов.
Общее количество вариантов превышает несколько десятков видов, но их можно условно классифицировать на три основных группы: люкс, стандарт и эконом. А внутри они разделятся на подвиды с конкретным обозначением цифрой и буквой.
РЖД использует стандартную классификацию по обслуживанию, но другие перевозчики могут формировать собственные обозначения.
Люкс предлагает максимально комфортные условия поездки. Пассажиры могут располагаться в купе без попутчиков, имеют мягкие диваны, столы, шкафы и телевизоры.
Проводники же из таких пассажирских вагонов проходят углубленное обучение и будут относиться к путешествующим с особым вниманием.
Транспорт, обозначающийся классификацией стандартным, чаще предлагает базовые условия поездки и определенный перечень платных услуг.
Пассажирские вагоны вида эконом отличаются минимальным комфортом и ограниченным набором возможностей для путешествующих.
Выбор плацкартного вагона
Плацкартные вагоны уступают купейным, но даже среди них есть места с достаточным уровнем комфорта. Чем он выше, тем дороже будет стоимость билета. При этом максимально удобными стали такие вагоны в фирменных поездах, предназначенных для дальних путешествий.
Во время покупки билета на места из плацкарта нужно обращать внимание на класс обслуживания. Он указан для каждого вагона и подразумевает определенные условия для пассажиров. Некоторые детали могут зависеть от конкретных перевозчиков и незначительно корректироваться. Однако в большинстве случаев они похожи. Примерно одинаковы и схемы вагонов, хотя есть исключения.
Основная классификация вагонов типа плацкарт регулируется ФПК. Поэтому к каждому классу выдвигаются определенные требования.
Какие классы вагонов плацкарта встречаются:
Во всех случаях рекомендуется выбирать вагоны из центральной части состава. В них будет меньше трясти, также оттуда можно проще и быстрее попасть в ресторан, если он предусмотрен в поезде. В случаях, когда билетов в вагоны из середины уже нет, стоит выбрать первый. К концу состава гораздо сильнее ощущаются вибрации.
Зачастую поезда курсируют только с одним классом плацкарта. Например, двухэтажный поезд «Таврия» от компании «Гранд Сервис Экспресс» выполняет некоторые рейсы с одноэтажными вагонами. В таких случаях можно выбрать только плацкарт категории 3Э. А счет за билет будет выше, чем для обычных поездов.
Виды пассажирских вагонов
Стандартные классификации подразумевают также деление на конкретные типы пассажирских вагонов, а не только виды поездов РЖД. Выбор чаще зависит от дальности запланированной поездки и доступного бюджета.
К сидячему виду относят все вагоны, где для пассажиров предусмотрены только кресла или общие лавки. Подобный салон можно встретить в составах, выполняющих рейсы умеренной дальности, чья длительность составляет не более 12 часов. Сидячим также будет считаться поезд с плацкартными полками, где на каждую продается по три билета.
В России вагоны такого вида чаще встречаются в электричках или скоростных рейсах. Последние отличаются повышенным уровнем комфорта и находятся выше по классификации, определяющей качество сервиса. Внутри у них установлены удобные пассажирские сидения и выделены зоны для перевозки мелкого груза в виде ручной клади.
Наиболее популярными в дальних типах поездов РЖД стали плацкартные вагоны. Пассажирский салон у такого вида делится на блоки с двух сторон. Один предназначен для четырех человек, другой – для двух. От общего коридора они не отделяются.
Проезд внутри подобных видов вагонов не так комфортен. Поэтому такие рейсы выбирают ради экономии, когда они будут являться компромиссным вариантом. По классификации обслуживания плацкарт обычно ограничивается экономом.
Вагоны вида купе отличаются более удобными условиями. Салон разделяется на отдельные блоки, предназначенные для четырех или двух человек. Все они изолированы от общего коридора стеной и дверью. Внутри же предусмотрены индивидуальные светильники и даже розетки.
СВ тоже относится к вагонам купе. Такой вид будет отличаться повышенным уровнем комфорта и расширенным перечнем услуг, но не дает льгот на перевозку ребенка или иных скидок.
По классификации предоставляемого сервиса вагоны класса купе предлагают большой выбор пассажирских мест. Чаще можно найти все варианты: люкс, стандарт и эконом. При этом в некоторых случаях разница между ними будет очень ощутимой.
Классификации пассажирских поездов предполагают разделение составов на множество видов по разным критериям. Большинству путешествующих достаточно знать разницу между основными из них. Таких знаний хватит, чтобы выбрать подходящий рейс и добраться до нужной точки с комфортом.
Верхние и нижние полки
Вопрос о том, какие места лучше брать в поезде в плацкарте, подразумевает необходимость выбрать между верхними и нижними полками. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. На их основании пассажирам удается выбрать наиболее подходящий для себя вариант.
Плюсы и минусы разных полок плацкарта:
Отдельно рассматривают боковые места. На первом ярусе можно раскрыть постель, но тогда придется убрать столик для еды. Поэтому сосед сверху не сможет поесть или посидеть внизу.
Наиболее тяжело людям будет, если пассажиры незнакомы и никак не общаются. На обоих ярусах также есть проблема в виде ограничения длины полок. Если выбрать такие места высокому человеку, то ему придется спать в свернувшемся положении.