Классификация пассажирских вагонов

Классификация пассажирских вагонов Портал РЖД

Поезда, предназначенные
для перевозки пассажиров, делятся по
категориям:

— пассажирские (до
50 км/ч)

— скорые(не ниже
50 км/ч)

— скоростные
(до 200 км/ч)

— высокоскоростные
(до 250 км/ч)

— дальнего
следования(свыше 700 км)

— местного
сообщения(от 150 до 700 км)

— пригородного
сообщения (до 150 км)

-мягкие и жесткие

Парк пассажирских
вагонов состоит из вагонов для перевозки
пассажиров, вагонов – ресторанов,
почтовых, багажных, почтово -багажных,
вагонов специального назначения
(лаборатории, служебно-технические
вагоны, клубы, церкви) .

Вагон представляет
собой систему, состоящую из различных
подсистем, включающих механическое
оборудование, электро и техно-технические
системы, а также систему жизнедеятельности.

Механическое
оборудование:
ходовая часть, кузов, рама, ударно-тяговые
приборы, автотормозное оборудование.

Электро и техно
— техническая система:
электроснабжение, система кондиционирования
воздуха, коммуникации, автоматика,
отопление и охлаждение.

Системы
жизнедеятельности:
внутреннее оборудование(интерьер),
водоснабжение, освещение, система
безопасности, вентиляция.

А также : автосцепное устройство, кузов,
2тележки и 4 колесные пары.

Кузов вагона
предназначен для перевозки пассажиров
или грузов. Кузова всех пас вагонов
выполнены в виде металлической коробки,
состоящей из рамы с полом, 2х боковых и
2х торцевых стен, крыши и концевых
перегородок, отделяющих тамбур от
пассажирских помещений. Рама, стены и
крыша воспринимают всю нагрузку. По
устройству, кузова могут быть с хребтовой
балкой (вагоны РФ и Польши) и без нее
(Германия, Венгрия).

Кузов российской
постройки образован балками пола,
стойками боковых стен и дугами крыш,
которые связаны в единую жёсткую
конструкцию. Снаружи кузов покрывается
металлическими листами толщиной 3 мм.
Внутри обшивка стен выполнена из ДСП
толщиной 19 мм и фанеры толщиной 10 мм. В
стены, потолок и пол между листами и
обшивкой закладывается теплоизоляция
(пенополистирол). Внутренняя поверхность
стен и перегородок облицовывается
трудносгораемым пластиком. Сохранение
тепла в вагоне зависит от состояния
термоизоляции, качества укладки и
соблюдения режима отопления проводником.

Все пассажирские
вагоны РЖД приписаны к железным дорогам
и вагонным депо, вагонным участкам и
дирекциям, которые проводят техническое
обслуживание вагонов. На каждом ПВ
внутреннего и международного сообщения
на боковых и торцевых стенах и внутри
вагона находятся утвержденные ОАО РЖД
знаки и надписи.

1 цифра в
числителе:
тип подвижного состава: (0-пас,1-локо). 2
и 3 цифры-цифровой индекс приписки вагона
к депо или дороге (86-Омск)

1 ц
в знаменателе:
тип пассажирского вагона(0-мягкий,
1-купейный, 2-плацкартный,3-межобластной
с местами для сидения,4- почтовый, 5- баг
и почт-баг, 6-вагон-ресторан).

2,3,4 цифры-
разновидность тормозов, отопления,
интерьера. 5 ц- контрольная, служит для
проверки правильности считывания номера
и его учёта.

приложение 5 п.7 ПТЭ

Каждая единица железнодорожного
подвижного состава независимо от его
принадлежности должна иметь следующие
отличительные четкие знаки и надписи:

Кроме того, должны быть нанесены следующие
надписи:

на локомотивах, моторвагонном
подвижном составе и специальном
самоходном подвижном составе —
конструкционная скорость, серия и
бортовой номер, наименование депо или
другого предприятия приписки, таблички
и надписи об освидетельствовании
резервуаров, контрольных приборов и
котла; на пассажирских вагонах,
моторвагонном подвижном составе и
специальном самоходном подвижном
составе, на котором предусматривается
доставка работников к месту производства
работ и обратно, — число мест;

на грузовых вагонах — грузоподъемность.

приложение 6 п.37,43,46,47 ПТЭ

Поезда должны формироваться в полном
соответствии Правилами технической
эксплуатации, графиком движения и планом
формирования поездов. Нормы веса и длины
грузовых поездов по направлениям и по
каждому участку устанавливаются в
графике движения и плане формирования
поездов и должны соответствовать типу
локомотива, профилю пути на участках
обращения поездов и полезной длине
приемо-отправочных путей на станциях
этих участков, а на электрифицированных
линиях — условиям электроснабжения.

Порядок формирования длинносоставных,
тяжеловесных, соединенных, а также
повышенного веса и длины грузовых
поездов устанавливается, соответственно,
владельцем инфраструктуры.

Не допускается ставить в поезда: вагоны
неисправные, угрожающие безопасности
движения, а также состояние которых не
обеспечивает сохранности перевозимых
грузов.

Формирование грузовых поездов, в том
числе поездных формирований, не
принадлежащих перевозчику, производится
без подборки вагонов по количеству осей
и весу.

При формировании тяжеловесных и
длинносоставных поездов порожние вагоны
должны ставиться в последнюю треть
поезда.

В сборных поездах вагоны подбираются
группами по станциям назначения, а
сборно-раздаточные вагоны ставятся
одной группой.

Вагоны с опасными грузами ставятся в
грузовые поезда в соответствии с
условиями перевозок, установленными
правилами перевозок грузов на
железнодорожном транспорте.

Моторвагонный подвижной состав при
следовании в ремонт или из ремонта
ставится в хвост грузового поезда одной
группой.

Пассажирские и грузовые вагоны, занятые
людьми, кроме служебных и с проводниками
(командами), сопровождающими грузы,
ставятся в грузовые поезда одной группой
и должны иметь прикрытие от локомотива,
открытого подвижного состава с рельсами,
балками, бревнами и другими подобными
грузами, которые могут сдвинуться при
резких толчках и остановках, и с хвоста
поезда не менее одного вагона.

При постановке в грузовые поезда, вагоны
занятые людьми, а также вагоны с грузами
отдельных категорий, указанных в правилах
перевозок грузов на железнодорожном
транспорте должны иметь соответствующее
прикрытие из вагонов с неопасными
грузами или порожних вагонов.

Порядок размещения и следования в
поездах вагонов с негабаритными грузами
и специального подвижного состава
устанавливается в соответствии с нормами
и правилами в области перевозок
негабаритных и тяжеловесных грузов.

Характеристика вагонов, общие сведения

Независимо от типа и назначения каждый вагон состоит из основных узлов (рис.3.1); кузова 1; ударно-тяговых устройств 2; тормозного оборудования 3; ходовой части 4.

Классификация пассажирских вагонов

Кузов служит для размещения в нем грузов. Он прочно укрепляется на раме и по своему устройству зависит от рода перевозимого в нем груза. Тип грузового вагона и устройство определяются его назначением и конструкцией кузова. В эксплуатации находится большое разнообразие кузовов грузовых вагонов, поэтому они классифицируются в зависимости от:

Основанием кузова является рама, на которой монтируются стены, автосцспное и тормозное оборудование. Рама — наиболее нагруженный элемент кузова, воспринимающий наибольшую долю как продольных, так и вертикальных сил, и поэтому она выполнена из наиболее мощных и материалоемких прокатных профилей.

К ходовой части вагона относятся тележка с рамой, колесные пары, буксы с подшипниками, детали рессорного подвешивания и др.

Тормозное оборудование служит для замедления движения или полной остановки поезда и удержания его на месте.

Ударно-тяговые (автосцепные) устройства предназначены для сцепления вагонов друг с другом и с локомотивом, передачи тяговых и сжимающих усилий, возникающих в поезде, а также для удержания вагонов в составе на определенном расстоянии.

Для сравнения различных вагонов пользуются их технико-экономическими характеристиками и параметрами, основными из которых являются грузоподъемность, тара, коэффициент тары, удельный объем, нагрузка на ось, нагрузка от колесной пары на рельс, погонная нагрузка и база.

Грузоподъемность — это максимально допустимая масса груза, который можно погрузить в данный вагон. Эта величина в тоннах проставляется на боковых стенах кузова, бортах платформ, котлах цистерн масляной краской в установленных для этого местах.

Тара вагона — общая масса вагона в порожнем состоянии. Эта величина в тоннах проставляется на раме вагона с обеих сторон.

Коэффициент тары показывает долю массы порожнего вагона, приходящуюся на 1 т полезного груза при загрузке его до полной грузоподъемности. Этот измеритель характеризует выгодность использования вагонов разных типов и определяется делением тары на грузоподъемность.

Удельный объем характеризует вместимость вагона. Он показывает объем кузова в кубических метрах, приходящийся на 1 т грузоподъемности. Например, если современный четырехосный крытый вагон имеет объем кузова 120 м3, а его грузоподъемность 68 т, то получим 120 : 68 = 1,76. Для платформ применяется понятие удельная площадь, которая является результатом деления площади пола в квадратных метрах на грузоподъемность.

Нагрузка на ось получается делением общей массы вагона — тары и грузоподъемности (брутто) за вычетом массы колесных пар на число осей вагона.

Нагрузка от колесной пары на рельс определяется делением веса брутто на число колесных пар. Эта нагрузка допускается не более 215.7 кН, а для вагонов отдельных типов 245,11 кН. Эффективность вагона определяется также погонной или статической нагрузкой, приходящейся на 1 м пути.

Погонная нагрузка подсчитывается делением массы брутто вагона на длину его по осям сцепления автосцепок, для магистральных линий максимальная погонная нагрузка установлена 78 кН/м, исходя из прочности мостов и других искусственных сооружений. База вагона — расстояние между осями пятников.

Вагоны различных типов, имея близкие по значению характеристики, общие некоторые параметры и совершенно одинаковые отдельные составные части, тем не менее, отличаются друг от друга, в основном, устройством кузова.

Габарит подвижного состава

По габариту подвижного состава различают вагоны, предназначенные для обращения по всей железнодорожной сети страны; вагоны, обращение которых допустимо только на реконструированных участках дорог РФ; и вагоны для международных сообщений.

Подвижной состав, в том числе и вагоны, строятся по определенному габариту с целью предотвращения возможности соприкосновения вагонов со станционными сооружениями, расположенными вблизи железнодорожного пути, или с подвижным составом, находящимся на соседнем пути. По своим размерам грузовые вагоны соответствуют габаритам подвижного состава (ГОСТ 9238-83).

Под габаритом подвижного состава подразумевают предельное поперечное, перпендикулярное оси пути, очертание, в котором, не выходя наружу, должны помещаться установленные на прямом горизонтальном пути как в порожнем, так и в нагруженном состоянии не только новые вагоны, но и вагоны, имеющие максимальные нормируемые допуски и износы.

Размеры вагонов должны также удовлетворять габариту приближения строений железных дорог С, которым называется предельное поперечное, перпендикулярное оси пути, очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с подвижным составом.

Классификация пассажирских вагонов

Между габаритами подвижного состава Т и приближения строений С (рис. 3.2) оставляется некоторое пространство,предназначенное для смешений подвижного состава, которые вызываются допускаемыми отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а также боковыми и вертикальными колебаниями подвижного состава на рессорном подвешивании и понижением его из-за износов в деталях. Габарит подвижного состава связан сразмерами колеи железных дорог; чем шире колея, тем шире и выше может быть подвижной состав, обращающийся по этой колее.

ГОСТ устанавливает габариты подвижного состава Т, Тц, Тпр и 1-Т для железных дорог СНГ, Балтии и Монголии (табл. 3.1);

Знаки к надписи на грузовых вагонах

Каждая единица подвижного состава должна иметь следующие отличительные четкие знаки и надписи:

1) технический знак Российских железных дорог;

2) информацию завода-изготовителя с указанием даты и места постройки;

3) дату и место производства установленных видов ремонта;

6) на крытых, полувагонах и некоторых других типах вагонов наносится объем кузова;

7) на наружной поверхности хребтовой балки крепят табличку с указанием наименования предприятия изготовителя;

9) марку стали кузова вагона;

10) знак «К» — композиционные колодки;

11) на нижней части кузова нанесен знак кронштейна для транспортировки вагона;

12) на хребтовой балке надпись «Авторежим»;

13) на отдельных типах вагонов указан род перевозимого груза, например «Зерно», «Цемент», «Бензин», «Серная кислота», «Молоко» и др;

14) на специализированных вагонах наносят трафареты о степени опасности груза «Огнеопасно», «Ядовито», «С горок не толкать» и др;

15) на боковых стенах наносится знак транзитности и габаритности вагона, например: «МС»;

16) черный прямоугольник для меловых надписей и наклейки ярлыков;

17) на котлах цистерн накладными цифрами нанесен калиброванный тип, по которому, измерив уровень налива и зная вид перевозимого груза, можно определить его объем и массу с помощью специальных таблиц.

Номер вагона имеет восемь знаков и наносится на боковой стене и хребтовой балке рамы вагона.

Система восьмизначной нумерации вагонов была введена в 1985 г. Она обладает достаточной емкостью на длительный период, имеет защитный код и соответствует условиям использования при решении эксплуатационных и многих других задач с помощью ЭВМ. Значительно полнее, чем ранее, в номере вагона отражены такие важные его характеристики, как длина, масса тары, грузоподъемность. Всего выделено более 180 типов грузовых вагонов, в том числе более 60 типов транспортеров.

В каждом роде подвижного состава типы вагонов сгруппированы по объединяющим их признакам. Как правило, внутри группы вагоны «расставлены» по длине, т.е. для типов вагонов, имеющих большую длину, установлена большая по значимости нумерация. Внутри групп предусмотрена резервная емкость, которая будет использована в будущем для перспективных вагонов или при увеличении числа вагонов данного типа.

Так, первая цифра означает род вагона: 2 — крытые грузовые вагоны; 4 — платформы; 6 — полувагоны; 7 — цистерны; 8 — изотермические; 3 и 9 — прочие вагоны (специальные и другие инвентарного парка железнодорожной администрации); 5 — вагоны, находящиеся в собственности других юридических и физических лиц; 0 — пассажирские вагоны; 1 — локомотивы, путевые машины, краны и другие механизмы на железнодорожном ходу.

Вторая цифра для всех видов вагонов, кроме прочих, номер которых начинается с 3, кодирует осность: цифры 0—8 означают четырехосные, 9 — восьмиосные вагоны.

Все шестиосные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам (у шестиосных вагонов вторая цифра номер — 6, у транспортеров — 9). Кроме осности, вторая цифра определяет для крытых вагонов объем кузова, для платформ — длину рамы, для 4-осных полувагонов — наличие люков в полу и торцевых дверей, для цистерн — специализацию, для рефрижераторных — типы.

Третий знак номера содержит дополнительную характеристику: для восьмиосных полувагонов — наличие люков в полу и торцевых дверей, для прочих вагонов и цистерн — род перевозимого груза, для рефрижераторных вагонов и ледников — особенности конструкции.

Четвертый, пятый и шестой знаки в номере вагона характеристики не содержат.

Цифра 9 в седьмом знаке номера является признаком наличия у вагона сквозной переходной площадки.

Восьмая цифра в инвентарном номере вагона является контрольной. Она позволяет определить правильность написания его в перевозочных документах и правильность считывания.

Другие знаки и надписи на подвижном составе и специальном подвижном составе наносятся в порядке, установленном ОАО «РЖД» (бывшем МПС России). Пример размещения знаков и надписей на грузовом вагоне приведен на рис. 3.3.

Классификация пассажирских вагонов

Вагоны поездов обозначаются сочетаниями цифр и букв, например, 1А или 2К. Таким образом при покупке билета понятно, в вагоне какого класса доступны места. Например, плацкартные вагоны обозначают цифрой 3, а сидячие места — буквой С.

Набор удобств и услуг зависит от типа вагона. В этой статье подробно распишем, какие услуги доступны в различных вагонах. В конце дана удобная таблица.

Детали у перевозчиков могут различаться, но в целом принципы совпадают. Большинство российских поездов формирует транспортная компания ОАО «ФПК», поэтому основные нормы берут у неё.

Классы обслуживания и услуги в сидячих вагонах

В сидячих вагонах у каждого пассажира отдельное кресло, на которое и покупается билет. Компоновка вагонов может отличаться: к сидячим относят как «Сапсаны» и «Стрижи», так и поезда, которые ходят по области или между соседними городами.

1С, 2С, 3С

Такие типы вагонов встречаются в различных поездах, и везде есть свои нюансы. От конкретного поезда зависит, что включено в набор услуг. Обычно вагоны 1 и 2 классов оборудованы кондиционером, а в 3 кондиционеров нет.

В «Сапсане» 1С — вагон бизнес-класса. У каждого пассажира есть кресло, столик, шкаф для вещей. Розетки установлены рядом с каждым блоком кресел, чтобы можно было подключить ноутбук или зарядить телефон. Пассажиры могут приобрести свежую прессу или выбрать по меню горячее питание.

Вагоны 2С есть в «Сапсане» и «Стриже». Это вагоны второго класса, а значит, билеты туда дешевле. Пассажирам «Сапсана» доступны вешалки для одежды и место для багажа. Места есть рядом со столом и без него.

Обычно так обозначаются места в купе в сидячем вагоне двухэтажного поезда. В стоимость билета чаще всего включено питание, пресса и гигиенический набор.

Это вагон с индивидуальным размещением, то есть при покупке билета вы выкупаете все места. В стоимость билета включено питание, пресса и набор с зубной щёткой, пастой и салфетками.

Так обозначаются места в вагоне повышенной комфортности. В стоимость билета включены холодные закуски.

2В, 2Ж

Обычные сидячие места. В таких вагонах меньше удобств, например, может не быть кондиционера, а в стоимость билета не включены никакие дополнительные услуги типа питания или гигиенического набора. Зато в этих вагонах разрешено провозить животных.

Обычный сидячий вагон. Кондиционер есть, а вот биотуалета может не быть.

Классы обслуживания и услуги в плацкарте

Вагоны этого типа обычно обозначаются цифрой 3, как третий класс. В плацкартных вагонах пассажирам доступны места для лежания. В стандартном вагоне 52 или 54 полки.

В таком вагоне есть кондиционер, а наличие биотуалета зависит от перевозчика. Можно перевозить животных.

В этих вагонах точно не будет ни кондиционера, ни биотуалета. Животных перевозить нельзя.

В вагоне есть кондиционер, наличие биотуалета зависит от перевозчика — может и не быть. Перевозить животных нельзя.

В таких вагонах есть и кондиционер, и биотуалет. Нельзя перевозить животных.

Классы обслуживания и услуги в купе

В купейных вагонах пассажирам предоставляются закрытые купе, в каждом по 4 полки. Обычно в таких вагонах от 32 до 40 мест. Они стандартно маркируются цифрой 2, то есть второй класс. В стоимость билета всегда входит постельное бельё, но в вагонах 2Д при покупке от него можно отказаться (нужно снять проставленную автоматически галочку).

Вагоны повышенной комфортности с кондиционером. Биотуалет есть не всегда. В стоимость билета включено питание, пресса и гигиенический набор. Можно перевозить домашних животных.

В вагоне есть кондиционер и биотуалет. Дополнительные услуги в стоимость билета не включены. Животных провозить можно.

В вагоне есть кондиционер, а биотуалета может и не быть (зависит от перевозчика). Дополнительные услуги платные. Можно перевозить животных.

Наличие кондиционера и биотуалета зависит от перевозчика. Все дополнительные услуги платные. Можно перевозить животных.

Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано. Дополнительные услуги в стоимость билета не включены. Животных перевозить нельзя.

Вагоны высокого уровня комфорта: есть биотуалет и кондиционер, пассажирам предлагают завтрак или ужин, гигиенический набор, тапочки, прессу. Детям выдают подарки. В купе есть телевизор, индивидуальные розетки и сейф. Животных перевозить нельзя.

Классы обслуживания и услуги в СВ

Вагоны СВ или Люкс отличаются повышенным уровнем комфорта: в купе только два места, полки для лежания мягкие. В вагоне от 16 до 20 мест. В вагоне всегда есть кондиционер. Цифра 1 означает, что это вагоны первого класса.

Бизнес-класс. Нужно выкупить всё купе целиком, в нём едет один взрослый пассажир. Можно провозить с собой мелких домашних животных. В стоимость билета включены напитки, питание, пресса, гигиенический набор.

Условия аналогичны вагонам 1Б, но можно не выкупать целое купе, а купить одно место.

Уровень комфорта соответствует первому классу, но дополнительные услуги в билет не включены (за них нужно платить отдельно). Животных провозить можно.

Если предыдущие маркировки относились к вагонам «Люкс», то 1Л — это СВ. В таких вагонах есть кондиционер, а биотуалета может не быть. Дополнительные услуги в стоимость билета не входят. Можно провозить животных.

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь