Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

Решили разобраться, когда же лучше всего бронировать билеты на поезд

Сидеть на верхней боковушке за некислый ценник — так себе удовольствие, способное испортить настроение даже заядлому оптимисту. Поэтому скрупулезные «Тонкости» совместно с компанией UFS.Travel решили разобраться, когда же лучше всего бронировать билеты на поезд: чтобы и волки сыты (не за год же покупать, в самом деле?), и овцы целы (сиречь вожделенный билет оказался в кармане).

Содержание
  1. За какой период брать билет, чтобы не остаться с носом
  2. Ок, а когда лучше брать билет, чтобы сэкономить
  3. А на какие направления лучше брать билеты сильно заранее?
  4. Сидячий вагон
  5. Плацкартный вагон
  6. Общий вагон
  7. Купейный вагон
  8. Вагон люкс (СВ)
  9. Мягкий вагон
  10. Вагон международного сообщения с 4-местными купе
  11. Вагон международного сообщения с 3-местными купе
  12. Как отсеивают поезда?
  13. Конкретный поезд
  14. Класс вагона
  15. Как выбирается место в вагоне
  16. Если выбор с первого раза не вышел
  17. Зачем люди вообще ездят?
  18. Что мы сделали
  19. Классы обслуживания РЖД
  20. Вагон с сидячими местами
  21. Вагон с сидячими местами (электропоезда)
  22. Вагон люкс (СВ) и РИЦ (2-местные купе)
  23. «Сапсан»
  24. «Стриж»
  25. Классы перевозчика «Гранд Сервис Экспресс»
  26. Классы перевозчика «Тверской экспресс» (поезд «Мегаполис»)
  27. Какие бывают поезда
  28. Пассажирские поезда
  29. Скорые поезда
  30. Скоростные поезда
  31. Фирменные поезда
  32. Двухэтажные поезда
  33. Типы вагонов
  34. Сидячие вагоны
  35. Плацкартные вагоны
  36. Купейные вагоны
  37. На что обращать внимание при покупке билета
  38. Невозвратные билеты
  39. Вагон-ресторан
  40. Акции и бонусные программы
  41. Какой вагон и место выбрать
  42. Когда лучше покупать билет
  43. В статье рассказывается
  44. За сколько дней до выезда можно купить билет
  45. Как выбрать поезд и вагон для комфортного путешествия
  46. Как выбрать место в поезде
  47. Самые безопасные и комфортные места в вагоне
  48. Самые популярные места в поезде и лайфхаки для железнодорожного путешествия

За какой период брать билет, чтобы не остаться с носом

Самый активный период покупки билетов — по-прежнему за 45 суток, хотя уже давно появилась возможность покупать билеты за 60, 90 и даже за 120 суток. Однако планировать поездку за три месяца, а уж тем более за полгода желающих немного. Понимаете, что это значит? Будьте в числе тех, кто позаботился о билете за 60 суток — и лучшее место будет у вас.

Следующий по популярности период — непосредственно перед поездкой. Командировка, семейные обстоятельства, неожиданный выходной — все это повод купить билет буквально за два-три дня до начала поездки.

Хотите сорваться в поездку уже завтра? Едва ли вам повезет, командировочные раскупят все буквально у вас перед носом.

Ок, а когда лучше брать билет, чтобы сэкономить

Обычно первыми раскупаются, естественно, более дешевые билеты. Например, по направлению Москва — Воронеж в двухэтажных поездах с местами для сидения вагон № 8 чуть дешевле остальных. Причем по степени комфорта он точно такой же, как и остальные вагоны, просто в нем можно провести мелкое домашнее животное. По словам проводников, в этом вагоне посадка всегда полная, независимо от дня недели и времени года.

Если степень комфорта вагона отличается, то и в этом случае первыми выкупаются более дешевые билеты: плацкарт, общие. Далее следуют места, на которые распространяются акции. Например, верхние полки часто гораздо дешевле нижних, а иногда сопоставимы со стоимостью билета в плацкарт (имеется в виду верхние в купе, конечно же).

Также быстрее всего покупаются места в начале вагона и места у окна в сидячих вагонах.

Имейте в виду, что автоматизированная система оформления билетов устроена таким образом, что если вы не указали конкретный номер места, то вам оформится первое свободное.

А на какие направления лучше брать билеты сильно заранее?

Скорость исчезновения билетов из продажи тоже зависит от сезона и направления. В летнее время поезда южных направлений пользуются большим спросом, нежели зимой. На праздники и каникулы путешественники выбирают популярные направления: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Петрозаводск, Сочи, Краснодар, Севастополь.

Что касается трафика между Москвой и Санкт-Петербургом, то самыми популярными являются поезда «Сапсан» с отправлением в пятницу вечером и в воскресенье вечером. Стоимость проезда в поездах «Сапсан» формируется, исходя из спроса; времени, оставшегося до отправления поезда; дня недели и времени отправления. Например, цена на самый дешевый поезд из Москвы в Санкт-Петербург стартует от 2 579 RUB.

Кстати, уехать утром в понедельник из Санкт-Петербурга будет выгоднее примерно на 1000 RUB, чем в вечернее время в воскресенье.

Планируя выходные в любой из столиц, стоит позаботиться о билетах заранее. Тем более, что в начале продажи билеты на многие поезда дешевле благодаря программе динамического ценообразования. В крайнем случае, если поездка отменится, что случается не так уж и редко в наше непростое пандемийное время, некоторые билеты всегда можно обменять. Причем не обязательно делать это в кассах вокзалов, UFS.Travel, например, дает возможность обменять уже купленные билеты онлайн.

Что еще почитать по теме:

Вагоны в поездах ОАО «РЖД» делятся на несколько типов, в зависимости от количества мест и уровня комфорта. Для большинства типов вагонов на Туту.ру есть схема мест.

Сидячий вагон

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

В сидячем вагоне отдельно стоящие мягкие кресла с подлокотниками. Он напоминает салон самолета или междугороднего автобуса, но здесь значительно больше места. Лучше брать билет в сидячий вагон, когда поездка длится несколько часов. Так вы не успеете устать. Это, например, дневные экспрессы между Москвой и Санкт-Петербургом или Нижним Новгородом и Кировом.

Сидячие вагоны сильно отличаются по расположению и количеству мест, а также по классам обслуживания. Поэтому единой схемы для них нет. На рисунке для примера указана схема вагона поезда № 102Я Москва — Ярославль.

На Туту.ру в разделе «Поезда» есть схемы мест для многих сидячих поездов, в том числе для популярных «Сапсана» и «Ласточки». При покупке ж/д билета (на странице выбора мест) для некоторых поездов указано направление движения. Это позволяет выбрать удобные места, чтобы не ехать спиной вперед.

Подробнее о сидячих местах в поезде

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

Скоростной поезд «Стриж», вагон 1 класса

Плацкартный вагон

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

Это самый популярный тип вагона из-за невысокой цены билетов. В вагоне 54 места — 9 купе по 6 спальных мест. Два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными.

Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по 4. Места с 33 по 38 находятся около туалета. Здесь могут мешать хлопанье двери, ведущей в коридор, и неприятные запахи.

В третьем (места 9-12) и шестом (места 21-24) купе не открываются окна. Это актуально для старых поездов без кондиционера. В новых поездах вентиляция работает нормально.

Обычно в вагоне два туалета, есть титан с кипятком для заваривания чая. Каждое купе оборудовано столиками, на боковушках столик и два места для сидения получаются, если разложить нижнюю полку. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки.

В полностью занятом плацкарте может быть душно и тесно (особенно на боковых местах). Плацкартные вагоны в фирменных поездах чище и комфортабельнее: есть кондиционер и биотуалет, больше розеток.

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

Плацкартный вагон в фирменном поезде «ФПК»

Общий вагон

Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке, в том числе и на нижних боковых. У такого вагона есть несколько серьезных недостатков.

Во-первых, плацкартные полки не приспособлены для долгого сидения — из-за отсутствия мягкой спинки и подголовника. Во-вторых, создается ощущение тесноты — нет подлокотников, разделяющих людей между собой. Наконец, в большинстве случаев, в общем вагоне все билеты продаются без места — кто раньше успел, тот и занял лучшие места.

Это наименее комфортный тип вагона, но зато и билет в него самый дешевый.

Купейный вагон

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

В купейном вагоне обычно 32 или 36 мест, разбитых на купе по четыре места в каждом. Бывают вагоны на 38 мест, где места 37–38 — двухместное купе. Нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок. В общем коридоре есть откидные стульчики.

В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В отличие от плацкарта, в купе третья полка отсутствует — ее заменяет ниша для багажа под потолком. Поэтому на верхней полке в купе можно свободно сесть.

Купе — один из самых востребованных типов вагонов благодаря сочетанию цены и комфорта. В вагоне меньше людей, не мешают посторонние разговоры, а личные вещи находятся в сохранности. В купейном вагоне аналогично плацкарту есть два туалета и титан. Но в купе реже бывают очереди в туалет по сравнению с плацкартом, так как в таком вагоне едет значительно меньше пассажиров.

Часто по акции верхние полки в купе можно купить по цене плацкарта. В некоторых вагонах при покупке билета можно выбрать тип купе. В смешанном купе могут ехать и мужчины и женщины, а в женском — только женщины. Вид купе определяет пассажир, который первым купил билет.

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

Купе повышенной комфортности в «Таврии»

Вагон люкс (СВ)

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

СВ — это спальный вагон. В нем от 8 до 10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Есть люксы (СВ) с верхним и нижним местом, но в таком купе тоже всего 2 места. В стандартном люксе — 18 мест. Люкс (СВ) комфортнее купейного вагона, так как в нём нет верхних полок. На нижних полках есть мягкая спинка для сидения.

По уровню обслуживания СВ лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор. В зависимости от компании-перевозчика, пассажирам предоставляется разный набор услуг (питание, напитки, дорожный набор, пресса, белье).

Люкс (СВ) удобен для семейного или романтического путешествия, когда можно выкупить все купе. Главный недостаток СВ — цена проезда. Она обычно в 3-4 раза выше, чем в плацкарте, и в 1,5-2 раза больше, чем в купе. Поездка в СВ обойдется дороже авиабилета на аналогичное расстояние.

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

Вагон люкс (СВ) «ФПК»

Мягкий вагон

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

В мягком вагоне может быть 4, 5 или 6 купе. Планировка самого купе и обстановка в нем также сильно различаются. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Сами купе похожи на люкс, но отличаются большей площадью.

Мягкий вагон оборудован на уровне 3-4-звездочного отеля: в каждом купе есть биотуалет, умывальник, душ, кондиционер, телевизор, мягкий диван и кресло. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце, свежую прессу. В мягких вагонах оборудован бар.

Из минусов — высокая цена, значительно превышающая стоимость билета на самолет.

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

Интерьер мягкого вагона фирменного поезда «Гранд Экспресс»

Вагон международного сообщения с 4-местными купе

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

По уровню комфорта четырехместные купе на международных маршрутах аналогичны обычным купейным вагонам на территории РФ. Но за рубеж, как правило, ездят новые вагоны, поэтому в них есть много приятных мелочей.

Еще купе в таком вагоне может превратиться в люкс, если поднять верхние полки. В зависимости от маршрута в вагоне может быть общий душ, в купе — кондиционер, индивидуальное освещение для каждого места и розетки.

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

4-местное купе в поезде Москва — Ницца.

Вагон международного сообщения с 3-местными купе

В некоторых поездах международного сообщения есть трехместные купе. Всего в таком вагоне 33 места. В купе все три спальных места расположены друг под другом с одной стороны. Такие купе могут использоваться как двухместные — средняя полка остается в поднятом положении.

По размеру они меньше 4-местных купе и могут показаться тесными. Когда в нем трое пассажиров, они все вместе вынуждены сидеть или лежать, так как сидеть с опущенной средней полкой невозможно. Поэтому вагоны с 3-местными купе сейчас используются очень редко.

Ехать в таком купе приятно, только если выкупить вдвоем все три места и поднять среднюю полку. Из удобств в них могут быть (но есть не во всех купе) кресло, столик, умывальник и шкаф для одежды.

Какие бывают услуги в вагонах и что означает класс обслуживания

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

Была ли полезна статья:
Да
Нет

По уму, надо учитывать не только тип вагона, но и номер/тип места, где предстоит провести немало часов, а то и несколько суток

Плацкарт лучше, чем общий, купе лучше плацкарта, а СВ — вообще топчик. Впрочем, если бы правила выбора мест в поезде ограничивались только этим, данной статьи бы не было. По уму надо учесть не только тип вагона, но и номер/тип места, где предстоит провести немало часов, а то и несколько суток. «Тонкости» составили шпаргалку для тех, кто не хочет промучиться все это время.

Если вы тонкая натура, лучше вообще отменить поездку, чем согласиться на последние места на боковых полках рядом с туалетом. На нижней чуть терпимее, чем на верхней, но вряд ли высота в этом случае принципиальна. Оглохнуть от постоянного хлопанья дверью, задохнуться от кружащего голову аромата, обалдеть от непрерывного мельтешения пассажиров — крайне сомнительная перспектива.

Подсказываем: четные номера всегда присвоены верхним полкам, нечетные — нижним, места у туалета — с 33-го по 38-й. На 36-й верхней полке даже поручня нет, а ноги — вишенкой на ароматном РЖД-торте — упираются в перегородку.

Пассажиры, едущие на нижних «боковушках», вынуждены встречаться глазами почти со всеми проходящими мимо.

Если поездка предстоит продолжительная, советуем избегать 3-го и 6-го отсеков, где расположены аварийные выходы, а посему окна не открываются. Конечно, случись вдруг внештатная ситуация, будет шанс первым покинуть поезд, но в остальное время придется терпеть постоянную духоту. Номера мест — 9–12, 21–24, 43, 44, 49, 50.

Зимой лучше ехать в центре вагона, чтобы не мерзнуть на каждой станции, когда открываются двери.

Высоким людям в поездах, наверно, хуже всех: стандартная длина боковой полки — 176 см, поперечной — 167 см, приходится спать, высунув ноги. Но полки под номерами 1, 2, 35, 36 еще и укорочены на 15 см. С шириной, кстати, тоже есть нюансы: нижняя «боковушка» уже поперечной на 5 см, а верхняя — на все 7 см.

Самые удобные места в плацкарте — те, что поближе к проводнику. Не нужно далеко тащить багаж и стаканы с кипятком. Первые «боковушки» часто заняты постельным бельем, а значит, соседей меньше. Туалет в начале вагона, как правило, убирают прилежнее, чем тот, что в конце, а во втором отсеке (как и в предпоследнем) есть розетки.

Пассажиры, заплатившие за поездку в купе, не слишком любят не только последнюю, но и первую секцию, где обычно слишком шумно и суетливо. Следовательно, места 1–4 и 37–40 — не вариант.

Самыми тихими считаются купе 4 и 5.

Билеты на нижние полки (они по-прежнему под нечетными номерами) дороже, чем на верхние, но на них гораздо удобнее мамам с малышами и пожилым людям. Купе 3 и 6 не проветриваются — там, как и в плацкарте, аварийные выходы.

Тут многое зависит от класса вагона: например, «1С» — просторные, с кондиционерами и регулируемыми креслами, зачастую с одиночными и двойными рядами сидений. Тут достаточно занять места подальше от туалета (обычно 5–26, 33–41). Вагоны «2С» тоже достаточно удобны; ехать там приятнее, опять же, в середине.

Нечетные места расположены у окошка, зато с четных проще вставать, чтобы размяться в проходе.

А вот в вагонах третьего класса порой даже нет шторок на окнах, а вместо кресел — плацкартные полки, на которых приходится ютиться втроем, так что какое место ни выбери — особенного удовольствия не получишь. Зато можно не заморачиваться при покупке билетов.

Какие билеты вы чаще берете?

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

Сегодня будет рассказ про то, как люди выбирают места в поезде,
на что обращают внимание и какие считаются лакомыми, а какие – нет.
Начинают обычно с мобильного телефона, но покупают с компьютера,
уже вдумчиво. Если направление для пассажира новое, то есть он не
повторяет прошлый заказ, то он проверяет следующие вещи:

Решение на этой стадии не принимается, человек просто «получает
впечатление». Стадия целиком пропускается для поездок к
родственникам: там однажды выбранный поезд будет покупаться каждый
раз.

Дальше довольно сложная модель, что делает человек. Упрощая, это
выглядит вот так:

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

«Возьму двухэтажный: я на нём ехала, он мне понравился, там есть
интересные штучки — гигиенический набор, перекус — ерунда, но
входит в стоимость, — приятно». (жен., 25-35, сидячие)

«Проходящий поезд не хочу покупать — хочу, чтобы он чистенький
приехал». (жен., 45-55, плацкарт)

Для поездок в отпуск процесс сдвигается: пассажиры заранее
разведывают расписание и цены прошлого года, намечают себе
конкретный поезд и ждут, когда билеты на него появятся в продаже,
чтобы выхватить их одними из первых (из-за динамического
ценообразования это дешевле).

Как отсеивают поезда?

По простым принципам:

Очень редко проверяется вся цена по поезду в личных поездках, но
часто — в деловых:

«Я
обычно езжу в купе, но если вижу, что цена на СВ снижена, — то
почему бы не поехать на СВ с большим комфортом». (жен.,
36-45, купе)

Конкретный поезд

«Я
смотрю время в пути, чтобы я комфортно легла и комфортно
проснулась». (жен., 36-45, купе)

«Мне
не важно: фирменный это поезд или нет — я в 2 часа ночи прибывать в
город не буду». (жен., 25-35, сидячие)

«Мне
нужно, чтобы поезд приходил в Питер достаточно рано, — так как
встречи по работе начнутся уже в 10:00, а мне нужно ещё заселиться
в отель, подготовиться, настроиться». (муж., 25-35,
СВ)

Класс вагона

Сапсан, Ласточка — доехать быстро и удобно. Для деловой
поездки — вариант быстрее самолёта (с учётом прибытия в центр
города и отбытия из центра), и ещё можно работать в дороге. В
самолёте лоукостеров с ушами, закрытыми коленями, не всегда так, да
и многие на высоте чувствуют себя не очень.

Плацкарт — бюджетно доехать, сэкономить, требование
безопасности, ностальгия по детству. Цитаты: «Ехать недолго, можно
и потерпеть», «Всё для моего комфорта есть, всё остальное обеспечу
сам», «Зачем тратиться на дорогу, если деньги можно потратить уже в
поездке», «Кипит жизнь — не скучно ехать», «Безопасно — все у всех
на виду». Плацкарт до сих пор воспринимается как базовый безопасный
выбор, хотя перевозчики хотели бы видеть в этом месте купе.

Купе — комфорт, чувствовать себя успешным: «Если долго
едешь, то лучше в комфорте», «Очень плохие воспоминания о поездках
в плацкарте — неприятные запахи, торчащие ноги и др.», «Я могу
позволить себе комфортные условия».

СВ — приватность и комфорт для жизни или работы. Цитаты:
«Вышел в своей жизни на определённый уровень, не хочется уже
другого», «Возможность комфортно поработать: мы и обсудить что-то
можем, и созвониться по скайпу», «Это мой отдельный мир, никто не
беспокоит», «Хочу, чтобы мой отдых начался уже в дороге».

Важную роль в выборе класса вагона играет та компания, с которой
планируется поездка. Молодёжь склонна к плацкартам (купе на шесть
человек для большой компании) и дешёвым билетам. С семьёй — хотят
зачастую уединиться в купе. С маленькими детьми комфортнее
купе.

Чем меньше расстояние до места (время в пути), тем с большим
дискомфортом готовы мириться пассажиры в обмен на лучшую цену.

Практика выбора вагона как «отдельный шаг» ещё не осознаётся
пользователями, но уже появляется чаще. Пользователи стараются
выбрать самый свободный вагон. Потом смотрят на характеристики
вагона и выбирают, какие условия важны, а какие можно
потерпеть.

Есть слабое предпочтение к центру поезда (вагоны в середине
воспринимаются как более безопасные и более «упорядоченные» из-за
близости штабного).

«Я
всегда выбираю 9-й вагон. Потому что там едет руководство поезда и
косяков быть не может». (жен., 36-45, купе)

Некоторые считают, что в последнем вагоне любого поезда сильно
трясёт:

«Любим
вагоны посерёдке, начиная с 4-5, и не самый последний. Болтает,
особенно если поезд полупустой. А в первом вагоне постоянно чем-то
пахнет, может быть из-за работающей техники». (жен.,
25-35, сидячие)

Как выбирается место в вагоне

В плацкарте лучшие места, с точки зрения пассажиров, —
середина вагона или близко к ней. Самыми плохими считаются места у
туалетов, на боковых полках, в первом купе. Нижняя полка
воспринимается как нечто доброе и приятное. Серьёзные колебания
начинаются в тот момент, когда нужно выбрать между нижней боковой и
верхней обычной.

При выборе места для пожилых пассажиров, в поездке с детьми или
большим багажом нижняя полка становится куда более весомым фактором
в выборе. Часто, если нижней полки нет, пассажиры возвращаются на
выбор вагона, а оттуда — на выбор поезда.

Места в свободных на момент покупки купе занимают быстрее, чем в
тех, где уже кто-то есть (за редким исключением купе, где первый
пассажир определяет пол других пассажиров).

На двухэтажных поездах самые нелюбимые места пассажиров —
верхние полки на втором этаже.

В сидячих вагонах  оптимальный выбор — у окна, не в
противоряд с другими пассажирами («не конкурировать ногами»), ближе
к середине, лицом по направлению движения поезда.

СВ — выбирается любое место.

Когда едет семья или компания, всем важно оказаться в одном
купе.

Если на карте вагона есть розетки и их мало (не у каждого
места), предпочтительнее места с розетками.

Если выбор с первого раза не вышел

Пассажир почти не сравнивает варианты, а постепенно
«проваливается» от выбора транспорта к выбору места. Но если где-то
есть блокировка «хорошего» решения, то он делает несколько шагов
назад.

Если на направлении несколько поездов, то выбирается примерно
похожий в том же ценовом диапазоне (но с рейтингом меньше). Ещё
некоторые люди просто меняют даты поездки и смотрят тот же самый
уже изученный поезд на соседние даты. Крайне редко человек меняет
класс вагона: ведь если он изначально нацелился на плацкарт, то
покупка купе будет восприниматься как «я мог купить в два раза
дешевле, но не купил».

Зачем люди вообще ездят?

Чтобы понять, почему делается тот или иной выбор, давайте
разберёмся с тем, зачем люди вообще ездят.

Причина 1: поездки к родственникам 
Это одна из самых массовых причин путешествовать в нашей стране
вообще. Эти поездки имеют довольно чёткую цикличность, потому что
вызваны совместным отмечанием дней рождения, встречами на Новый год
и помощью родителям по их просьбе (например, присмотреть за домом и
собакой, пока они едут в отпуск, или сделать что-то на участке). С
точки зрения модели предсказаний они очень удобны для
прогнозирования, потому что планируются заранее. Сами выезды бывают
двух типов: основные длительные 1-2 недели, часто совмещаются с
отпусками, делаются примерно пару раз в год. И бывают
кратковременные на 2-4 дня (на выходные, отгулы на работе), эти
случаются 2-3 раза в год в среднем. Маршрут регулярный, хорошо
изучен пользователями: выбирают примерно одни и те же поезда, знают
их время выезда-приезда и время пути. Это важно, но к обобщённой
модели выбора поезда мы вернёмся чуть позже. Состав участников
поездки может отличаться в зависимости от обстоятельств:
самостоятельная поездка (помочь родителям, ненадолго погостить); с
детьми («понянчить» внуков, оставить детей на каникулы); всей
семьёй (провести семейный отпуск у родных). Обратные билеты
покупаются сразу редко, поскольку пассажиры знают особенности своих
поездов, берут обратные уже на месте, когда разберутся с делами, то
есть примерно за неделю до отправления. Эта модель поведения
меняется, если пассажир хотя бы раз встречался с нехваткой самых
экономичных мест в своём поезде.

От поезда такие путешественники ждут минимального комфорта и
возможности доехать дёшево.

Командировки 
Это вторая по важности причина путешествовать на поезде, и
пассажиры этой группы очень сильно отличаются по поведению от
привычных стереотипов. Обычно это люди, которые хотят работать в
дороге (то есть пользуются связью, розетками, требовательны к
тишине, стараются не путешествовать плацкартом). Второй критерий —
выспаться любой ценой перед прибытием, то есть много внимания
уделяется времени приезда и комфорту сна. Командировочные очень
любят обратные поезда, позволяющие продлить поездку на 1 день по
документам, но по факту на час-два (время прибытия 00:10 смотрится
отлично). Если в билет включено питание — это большой плюс для
отчётности.

Командировки бывают плановые (горизонт две недели) и внезапные
(нужно приехать как можно быстрее на место). По большей части это
краткосрочные поездки, до недели, пик в районе 1-2 дней в
зависимости от города.

Билеты редко покупаются заранее: за 5 дней — хороший результат,
но чаще за 1-2 дня. С точки зрения модели предсказаний — это чаще
всего регулярные поездки по трём-четырём городам. Пассажир раз за
разом возвращается в «свои» точки или движется между ними
одинаковыми маршрутами. Если едет группа коллег, билеты могут
заказываться централизованно, каждый отдельный пассажир не влияет
на процесс выбора. Но если кто-либо едет один, то это либо
самостоятельный выбор, либо более сложная кастомизация.

Принцип покупки билета: самый дорогой из доступного по правилам
внутри компании. То есть для каждой категории командировочных есть
наборы тарифов при заказе. Для топ-менеджмента это может быть
«только СВ и выше или бизнес-класс Сапсана», для перемещения
линейных сотрудников — «самый дешёвый» или «самый быстрый не дороже
такой-то суммы» и так далее. При этом чем более срочная
командировка, тем выше вероятность, что правила разрешают брать
билеты дороже. Покупают туда-обратно, так как программа обычно
простроена заранее и никаких «сюрпризов» по датам не
предусматривается + необходимо отчитываться перед бухгалтерией.

«Я на
цену практически не смотрю, так как на работе всё оплачивают, —
надо только вписаться в диапазон от 4-7 тыс. до Питера. Почему бы
не путешествовать с комфортом?». (муж., 25-35)

Особенно интересный вариант использования поезда в командировках
по нескольким городам — это сочетание гостиницы и транспорта. Места
СВ примерно совпадают по ценам с гостиницами выше среднего уровня,
и плюс вы просыпаетесь на новом месте. Вот посмотрите на
поезда «Гранд
Экспресс» и «Мегаполис» —
фактически они созданы именно для этой категории
путешественников.

Выходные 
Исключительно развлекательный тип поездок для тех, кто может себе
это позволить (это та категория населения, у которой расходы на
еду, одежду и квартиру не превышают половину зарплаты).

На короткие праздники или выходные люди едут в другой город. Это
может быть желание развеяться, посмотреть что-то там, встретиться с
друзьями, послушать концерт, поучаствовать во встрече сообщества и
так далее. В среднем пассажир делает две-три таких поездки в год,
но это число очень зависит от желания путешествовать и «лёгкости на
подъём» — статистику делают те, кто вообще никогда не выезжал на
выходные, и те, кто делает так почти постоянно. Если пассажир
воспринимает смену обстановки как отдых (а далеко не для всех это
так), то он начинает выезжать сначала в радиальные выезды вокруг
своего города на выходные, а потом забирается всё дальше и
дальше.

Обычно это кратковременная поездка (до 3-4 дней). Тут дело не
только в том, что нужно выехать в пятницу вечером, чтобы вернуться
в воскресенье в ночь, но и в том, чтобы не причинять дискомфорт
принимающей стороне. Опрошенные пассажиры считают, что оставаться
дольше — сложно для тех, у кого они гостят.

Билеты обычно покупаются за день, сразу туда-обратно. Поездка
чаще всего коротка, не больше 12 часов в одну сторону. Пассажиры
ездят в одиночку либо с мужем-женой, но при этом в подавляющем
большинстве случаев без детей.

По мере роста опыта пользователя поездка становится всё дальше.
В компанию к пассажиру добавляются друзья и подросшие дети. Вместо
спонтанной покупки билетов пассажир начинает отслеживать акции и
выгодные предложения и часто выбирает незнакомое направление по
ним.

Море 
До примерно 30-х годов двадцатого века было принято отдыхать в
горах с целебным воздухом. Сейчас традиция — отдыхать на море.
Почему я говорю про традицию — потому что пассажир делает максимум
одну поездку на море за год. То есть стремится ездить каждый год,
но не всегда получается. А вот два раза в год — так уже почти никто
не делает. Минимальный срок такой поездки — 2 недели. Планируется
обычно на лето сильно заранее. Билеты берутся туда-обратно за месяц
минимум. Индивидуальные путешественники чаще всего так не ездят,
самый частый тип пассажиров — муж и жена с ребёнком или двумя.

Личные дела 
В такой поездке надо быстро добраться и, сделав необходимые дела,
практически сразу вернуться обратно домой. Длительность подчиняется
необходимости быть в определённое время в определённом месте.
Билеты подбираются так, чтобы потратить минимальное время на
поездку. Только индивидуальные путешественники.

Ну и напоследок — попробуйте угадать тот день в году (с
точностью до недели), когда происходит больше всего возвратов
железнодорожных билетов. И назвать причину, почему.

Что мы сделали

Сделали вот такую подсказку, которая смотрит на весь поезд и
ищет лучшие места из возможных по тому, как обычно их выбирают
пассажиры:

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

В этом примере пассажиры едут вдвоём. Сначала выбирается самый
свободный вагон, потом в нём не первое свободное купе (обычно в
районе середины), затем в нём два места — нижние, если цена
устроит, или верхние, если хочется со скидкой. Этот поезд без
плацкартов, поэтому третий выбор тоже купе, но ближе к выходу. В
случае поезда с плацкартами первые два варианта были бы
плацкартными.

Вместе с обычным выбором место это выглядит вот так:

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

Можно выбирать как обычно, а можно просто щёлкнуть в подобранные
места.

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

Как и всегда, можно посмотреть фотографии, схему вагона и
прочее. А можно не ковыряться и просто доверить выбор роботу.

Сейчас 24% пассажиров доверяют роботу, причём около 51% выбирают
первый вариант из трёх. Ещё около 30% хотят контроля в своей жизни
и выбирают вручную именно те места, что предлагал робот. Остальные
меняют что-то в выборе, например, берут верхнюю и нижнюю полки
вместо двух верхних или двух нижних либо осознанно двигаются ближе
к выходу из-за крупных сумок и так далее.

Перечень услуг и степень комфорта, на которые может рассчитывать пассажир в поездке, зависит от класса обслуживания, а класс — от типа вагона (плацкарт, купе, люкс) и перевозчика. Так, набор услуг в купе «ФПК» и купе частного перевозчика «Гранд Сервис Экспресс» отличается. Класс обслуживания обозначается сочетанием букв и цифр. Некоторые услуги закодированы в билете.

Классы обслуживания РЖД (перевозчики «ФПК» и «ДОСС»):

Купейный вагон: 2А, 2Э, 2Т, 2Б, 2К, 2У, 2Ф, 2Х, 2Ц, 2Н, 2Л, 2Д

Плацкартный вагон: 3Э, 3Б, 3Т, 3Д, 3У, 3Л, 3П

Вагон с сидячими местами: 1Р, 1В, 1Ж, 2Р, 2С, 2Ж, 2В, 2Е, 3Ж, 3С

Вагон с сидячими местами (электропоезда):1C, 2С, 2Ж, 2В, 2М, 3Ж, 3С

Вагон люкс (СВ) и РИЦ (2-местные купе):1Б, 1Э, 1У, 1Т, 1Л, 1Д, 1Х, 1Ф

Мягкий вагон: 1А, 1И, 1М

Общий вагон: 3О, 3В

«Сапсан»: 1Р, 1В, 1С, 1Ж, 2Е, 2В, 2С

«Стриж»: 1Р, 2С, 1Э, 1Е

Классы обслуживания других перевозчиков:

Классы перевозчика «Гранд Сервис Экспресс»

Классы перевозчика «Тверской экспресс»

Перевозка животных — одна из характеристик класса обслуживания. Подробнее о том, как путешествовать с питомцем, читайте в Правилах перевозки животных.

Классы обслуживания РЖД

В таком вагоне обычно 32 или 36 мест. В купе нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок. В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В одноэтажном вагоне на верхней полке в купе можно свободно сидеть, в двухэтажном же неудобно, так как низкий потолок. Для багажа предусмотрена ниша под потолком (есть только в одноэтажном вагоне).

В вагоне 9 купе с 6 спальными местами в каждом: два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными. Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по четыре. Места с 33 по 38 находятся около туалета, на них может быть некомфортно. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки. Из-за третьей полки на верхнем месте в плацкарте сидеть неудобно.

Вагон с сидячими местами

Первый класс. Здесь довольно просторно — обычно стоят три ряда сидений. Всего в таком вагоне до 48 мест. Каждое кресло раскладывается в положение полулежа. Под потолком в проходе часто установлен ЖК-телевизор. В вагоне есть кондиционер.

Второй и третий класс. До 68 мест в вагоне — до четырех рядов кресел, меньше места для ног. Может быть небольшой откидной столик на спинке переднего сиденья. Кондиционер не гарантируется.

Вагон с сидячими местами (электропоезда)

К таким поездам относятся «Ласточки» и некоторые экспресс-электрички. Первый класс комфортнее остальных — меньше мест в вагоне, больше расстояние между рядами.

Вагон люкс (СВ) и РИЦ (2-местные купе)

Старое обозначение вагона люкс — СВ, что значит «спальный вагон». В нем 8-10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Иногда бывают люксы с вертикальным расположением мест. Каждая полка напоминает мягкий диван — есть удобная спинка для сидения. По уровню обслуживания люкс лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор.

РИЦ — вагоны международного сообщения. Обычно они немного лучше, чем курсирующие по стране, так как за рубеж ходят новые вагоны.

Мягкий вагон напоминает номер в отеле. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это мягкий диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Верхнее место шириной 90 см. В купе также есть столик и кресло, могут быть телевизор и мини-бар. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце.

Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке. Боковые полки также используются как сидячие места.

«Сапсан»

Этот популярный высокоскоростной поезд курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом и между Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом. На отдельных участках он разгоняется до 250 км/ч и проходит свой маршрут за 4 часа, на что обычному поезду нужно около 8 часов. Сапсан также отличается повышенным уровнем комфорта. Во всех вагонах «Сапсана» есть кондиционеры и биотуалеты. Подробнее об услугах в Сапсане

«Стриж»

Это высокоскоростной поезд, адаптированная для России версия испанского Talgo 250. Курсирует между Москвой и Нижним Новгородом. Вагоны отличаются повышенным уровнем комфорта.

17 декабря 2016 года в первый рейс отправился «Стриж» Москва — Берлин. В нем, кроме сидячих вагонов первого класса и мягких, есть купейные вагоны.

Классы перевозчика «Гранд Сервис Экспресс»

АО ТК «Гранд Сервис Экспресс» образовано в 2002 году и стало первой в России частной транспортной компанией, получившей лицензию на право перевозки пассажиров железнодорожным транспортом. Ей принадлежит поезд «Гранд Экспресс», ежедневно курсирующий на направлении Москва — Санкт-Петербург. Помимо этого, перевозчик организует рейсы из Москвы в Адлер, Казань и Самару, а также прямые поезда в Крым из из разных городов России. Подробнее о «Гранд Сервис Экспресс»

Классы перевозчика «Тверской экспресс» (поезд «Мегаполис»)

ООО «Тверской экспресс» — частная пассажирская компания, основанная в 2003 году. Ей принадлежит поезд «Мегаполис» — он ходит между Санкт-Петербургом и Москвой и по пути делает остановку в Твери. По уровню комфорта «Мегаполис» сравним с фирменными поездами «ФПК». Все вагоны поезда новые, а интерьеры оформлены в оранжевых и синих цветах.
Подробнее об ООО «Тверской экспресс»

Какие бывают поезда

Поезда в России отличаются не только скоростью, но и уровнем сервиса. В современных составах есть биотуалет, кондиционер, розетки в купе, новое постельное белье. Иногда же количество удобств минимально, зато добраться до нужной точки получается быстрее.

Пассажирские поезда

Такие поезда имеют маршрутную скорость ниже 50 километров в час и останавливаются на каждой станции. Иногда всего на пару минут, однако порой время стоянки превышает полчаса. Билеты на поезда данной категории обычно дешевле, но в дороге придётся провести много времени.

Скорые поезда

Скорые поезда разгоняются до 90 километров в час, минимальное значение — не ниже 50 километров в час. Короткие остановки такие поезда делают только на крупных станциях, из-за чего имеют скоростное преимущество перед обычными составами.

Скоростные поезда

Скоростные поезда могут разгоняться до 200 километров в час, но обычно двигаются со скоростью до 140 километров в час. Из высокоскоростных самые популярные — «Сапсаны», на которых можно доехать из Москвы до Санкт-Петербурга менее чем за четыре часа, из скоростных — «Стрижи» и «Ласточки». В зависимости от маршрута поезда делают лишь несколько коротких остановок или следуют и вовсе без них.

Фирменные поезда

Так называют поезда с новыми вагонами, высоким уровнем сервиса и дополнительными услугами. Бельё на верхних спальных местах в фирменных составах уже застелено, а отправляются и прибывают они обычно в максимально удобное для пассажиров время. Двигаются такие поезда обычно со скоростью 50–90 километров в час.

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

Двухэтажные поезда

В двухэтажных поездах есть только купейные и СВ-вагоны, которые оборудованы кондиционерами и камерами видеонаблюдения. В купе есть стол, зеркало, светильники, полки для мелочей, розетки. В СВ каждое место дополнительно оборудовано ЖК-дисплеем.

Типы вагонов

Уровень комфорта даже в рамках одного поезда может существенно отличаться, так как порой состав формируют из вагонов разного класса. Вместе выбираем между поездкой в сидячем вагоне, плацкарте, купе и СВ.

Сидячие вагоны

Вагон подойдёт для коротких поездок в дневное время. Главное преимущество — билеты по низкой цене. Сидячие вагоны бывают трёх классов. В первом есть кондиционер, кресла с подголовниками, для багажа — специальные стеллажи. В вагонах второго класса может не быть каких-либо услуг, например кондиционера. Третий класс напоминает электричку, где даже трёхчасовая поездка может утомить.

Плацкартные вагоны

Билеты подороже, в стоимость входят одеяло с постельным бельём и полотенце. В вагоне может быть кондиционер, работает радио, есть столики, за которыми удобно перекусить, а главное, можно прилечь.

Купейные вагоны

За закрытыми дверями купе можно отдыхать, не обращая внимания на перемещающихся по вагону пассажиров. Людей здесь меньше, есть несколько розеток и светильники над каждой полкой.

В купейных вагонах предусмотрены женские, мужские и смешанные секции. Информация об этом отображается на сайте перевозчика в момент выбора мест. Если тип не указан, купе смешанного формата. Иногда тип купе зависит от человека, первым забронировавшего место: если это мужчина, оставшиеся места смогут приобрести только мужчины.

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

В купе СВ лишь два пассажирских места, поэтому туристы, которые не хотят делить купе с чужим человеком, часто выкупают второй билет. В стоимость входит постельное бельё, гигиенические принадлежности, газеты, закуски и напитки. В вагоне есть кондиционер и туалет, в купе — розетки, светильники над полками, место для одежды, иногда — телевизор.

На что обращать внимание при покупке билета

Акции, которые регулярно проводит РЖД, помогут сэкономить при покупке билета. Иногда выгода достигает 30%. Есть и подводные камни. Так, не все билеты удастся вернуть. Разбираемся, на что обращать внимание при бронировании.

Невозвратные билеты

Забронировать места на поезда РЖД можно по невозвратному тарифу. В зависимости от дня покупки, типа поезда и вагона скидка на такой билет может достигать 25%. Выбирать подобный тариф не следует, если остались сомнения, состоится ли поездка.

Вагон-ресторан

Если предстоит долгая дорога или вы едете с детьми, нужно подумать о горячем питании. В такой ситуации обращайте внимание, есть ли в поезде вагон-ресторан. Ассортимент блюд, как правило, небольшой, но в меню всегда найдутся супы, гарниры, мясные блюда, салаты, десерты, горячие и прохладительные напитки.

Акции и бонусные программы

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

У путешественников с детьми есть дополнительный способ сэкономить. Так как стоимость билета для пассажиров младше 10 лет составляет лишь 35% от полного тарифа, стоит оформлять дорогое нижнее место на ребёнка, а верхнюю полку — на себя.

Актуальные акции и их условия периодически меняются, поэтому перед покупкой билета стоит уточнять подробности на сайте РЖД.

Какой вагон и место выбрать

Нумерация вагонов может начинаться с головы или с хвоста состава. При этом заранее узнать, какой вагон получит первый номер, а какой будет последним, можно лишь в редких случаях, например у курсирующего между Москвой и Санкт-Петербургом «Сапсана». Так, у отправляющегося из столицы скоростного поезда нумерация традиционно начинается с головы, из Петербурга — с хвоста.

Выбирая вагон и место, стоит учитывать, что в последнем трясёт сильнее, чем в начале и середине состава. При этом сидеть по ходу движения безопаснее для тех, кто страдает от укачивания.

В сидячих вагонах нечётные места находятся у окна, чётные у прохода. Последние будут удобны для тех, кто хочет без труда выходить во время остановок, чтобы подышать свежим воздухом.

Высоким пассажирам лучше избегать мест около багажных полок, там может оказаться тесно.

В плацкартных и купейных вагонах нижние места имеют нечётные номера, верхние — чётные, иногда последние стоят дешевле. Важно помнить, что владельцы верхних полок имеют право сидеть на нижних утром и вечером во время приёма пищи.

Места с 37-го по 54-й в плацкарте — «боковушки». Ширина таких полок меньше, а мимо будут постоянно ходить другие пассажиры.

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

В третьем и шестом купе, как правило, находится аварийный выход: с одной стороны, это плюс, с другой — минус, так как окна не открываются, а значит, летом может быть душно.

Когда лучше покупать билет

На большинство поездов продажа билетов открывается за 90 дней, реже —за 120 дней, на «Сапсан» — за 45 дней. Ближе к дате отправления цены растут. Сэкономить и ехать с максимальным комфортом поможет заблаговременная покупка билета.

Поезд — место, где будто выпадаешь из привычной жизни, ее скоростного ритма и даже из времени. Нет будничных дел и почти ни на что нельзя повлиять. Чтобы чувствовать себя комфортно, к поездке нужно подготовиться и заранее купить счастливый билет.

В статье рассказывается

Впервые путешествуете поездом или ездили так давно, что в памяти остался только убаюкивающий ритм стука колес и легкое покачивание? Расскажем, как сейчас выглядит железнодорожный транспорт, порадуем условиями в современных вагонах и подскажем, на что обратить внимание при выборе мест.

За сколько дней до выезда можно купить билет

Удачное путешествие начинается с покупки билетов с большим запасом времени до даты выезда. Особенно, если речь идет о популярных направлениях и поездках в туристический сезон, а ехать предстоит семьей или компанией из нескольких человек.

К примеру, на юг России и в обратном направлении с весны запускают дополнительные составы, а к регулярным добавляют вагоны. Но за две-три недели до отправления выбирать все равно придется между одним из оставшихся самых дорогих билетов и верхней боковой полкой у туалета в плацкарте.

Если вы удачливы, в этой ситуации можете попасть на скидку в купе или на день, когда к составу из-за нехватки билетов решат добавить вагон. А если вам чаще не везет — всегда будете знать, есть в данный момент очередь в туалет или нет.

Что делать? Забронировать и оплатить место с момента открытия продажи можно в кассах, на сайте РЖД и в мобильном приложении компании. Но на некоторые направления билеты разлетаются в первые же минуты. Остается или искать альтернативу, или регулярно проверять рейсы на нужную дату, вдруг появятся новые вагоны.

Государственная компания «Российские железные дороги» открывает продажу билетов на разные направления в разные сроки:

В календаре на официальном сайте РЖД при выборе билетов на конкретный рейс каждая из этих дат (считая от текущей) отмечена специальным маркером. Если речь о рейсе внутри страны с обычным расписанием, то в рамках 90 дней можно выбрать удобный день отбытия. После этой отметки сервис будет сообщать, что подходящих рейсов на дату не нашел.

Как выбрать поезд и вагон для комфортного путешествия

В России несколько железнодорожных перевозчиков, но пассажирские перевозки по большинству маршрутов осуществляет РЖД. Чтобы проверить, есть ли варианты, можно поискать билеты через агрегаторы (сайты, которые показывают рейсы сразу  всех компаний).

Бронировать места лучше через официальные сайты перевозчиков, там эта услуга часто дешевле. А в новостях или специальном разделе на сайте РЖД можно найти актуальные акции и скидки.

Вопрос цены — значительный фактор при выборе поездов, вагонов и мест. Как правило, чем дороже билет, тем лучше будут условия. Максимальный комфорт можно получить, путешествуя в вагонах класса «Люкс».

Мечтаете о такой поездке, где все включено и ни о чем не нужно заботиться? Не все могут позволить себе желанные туры и отели в отпуске. До тех пор, пока не оформят Халву. У карты несколько сотен партнеров среди туроператоров. А рассрочка до 10 месяцев дает куда больше возможностей выбирать лучшее для себя и близких.

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

Какой вагон купе лучше выбрать в поезде

Что до вагона, тут есть нюансы:

Штабным называют вагон, в котором едет начальник поезда и другие сотрудники РЖД. В таком меньше купе, чем в стандартном, потому что часть помещений — технические. Там же расположены места для инвалидов-колясочников. По их наличию можно узнать номер такого вагона, а потом поискать его среди купейных и проверить, есть ли в нем места в свободной продаже.

Пассажиры называют штабной вагон самым чистым и тихим. Удача — если получится купить места в таком.

Важно: раньше любой железнодорожный билет можно было сдать вплоть до отбытия поезда со станции и вернуть его стоимость за вычетом символической комиссии. Теперь часть из них можно купить по новому тарифу — как невозвратные. Такой билет дешевле обычного, но вернуть потраченные на него деньги нельзя (за редким исключением).

Отдельные места в таком вагоне можно забронировать как со скидкой (без возможности вернуть деньги), так и по полной стоимости со всеми преимуществами стандартного тарифа. Эти полки на схеме отмечены тонкой красной рамкой, а вагоны — перечеркнутой стрелкой.

Как выбрать место в поезде

Комфорт в поездах дальнего следования зависит от класса вагона. Как правило, можно выбрать один из трех вариантов.

В СВ нет верхних полок, то есть в одном отсеке расположены всего два места. В каждом купе есть душ и туалет, а пассажирам предлагают пакет дополнительных услуг. Здесь можно в тишине поработать на пути к месту командировки или начать отдыхать еще до прибытия в город, где вы решили провести отпуск.

Пассажиры путешествуют в отдельных отсеках компаниями до четырех человек. Отсеки разделены стенками-перегородками, на входе в каждый блок есть дверь. В таких значительно тише, потому что нет боковых полок, а от коридора можно отгородиться.

В поездах появились однополые купе, в которых забронировать место могут только мужчины или только женщины (исключение — дети до десяти лет обоих полов, они могут ехать с любым из родителей).

Дополнительные услуги для пассажиров перечислены на некоторых сайтах в разделе «Описание вагона».

Единственное, что может помешать наслаждаться путешествием в купе — соседи.

Места в плацкартных вагонах расположены блоками по шесть полок: по две нижние и верхние в отсеке и еще две (также нижняя и верхняя — напротив основного блока). Никаких дверей, минимум перегородок, максимум взаимодействия с остальными пассажирами.

В плацкарте часто едут семьи с детьми, группы школьников и студентов, вахтовики, демобилизованные солдаты. Если превыше всего вы цените личное пространство и тишину, а ехать предстоит далеко, возьмите беруши, наушники или билеты в купе.

Поезда за последние десять лет значительно изменились, по мнению большинства — в лучшую сторону. В них стало намного чище, в каждом отсеке (даже в плацкарте) появились розетки, во всех вагонах, за очень редким исключением, — биотуалет и кондиционер. Ехать не жарко, туалеты не закрываются даже на станциях с длительными остановками.

У вас удобный чемодан? В кармашке ждут своего часа хорошие наушники и интересная книга? Если нет, оформите Халву для выгодной покупки этих и других необходимых путешественнику вещей в рассрочку до 10 месяцев и с кешбэком до 10%.

Сидячие места на скоростные поезда и билеты на рейсы без спальных мест предпочтительнее выбирать так, чтобы ехать лицом по направлению движения состава. Но на практике на разных участках пути оно может меняться, предугадать такие изменения заранее невозможно.

Самые безопасные и комфортные места в вагоне

Считается, что безопаснее всего выбирать вагоны в середине состава, а в них — центральные нижние полки. С таких менее травмоопасно падать при торможении, и трясет меньше.

Верхние или нижние? Вопрос здоровья и личных предпочтений. Пассажиров на верхних полках меньше тревожат остальные. Но туда проблематично забираться даже по лесенкам в купе. А в плацкарте для этого нужно отталкиваться от специальных упоров на поручнях.

Нижние полки будут удобны для детей и пенсионеров. С них почти всегда есть доступ к столику, удобнее смотреть в окно. Но есть вероятность, что на вашу полку будут присаживаться посторонние или становиться соседи сверху.

Самые непопулярные отсеки — крайние у туалетов, особенно дальний от купе проводников. В биотуалетах бывает очень шумный слив. При этом сам отсек пользуется популярностью, возле него бывают даже очереди.

Зачастую именно эти полки выкупают последними, особенно это касается верхних боковых мест в плацкарте.

Судя по отзывам бывалых путешественников, многим нравится ехать возле купе проводников. Там тише, часть полок может быть занята бельем — меньше соседей.

Какие места лучше брать в поезде, плацкарт или купе? Помимо цены это также вопрос предпочтений. В плацкарте вокруг много незнакомых людей:

У путешествия в купе также есть свои особенности:

Какое купе лучше брать в купейном вагоне? Одно из центральных или то, что ближе к проводникам, выходу и титану с водой.

При покупке билетов онлайн все свободные места хорошо видно на схеме вагона. А по дополнительным значкам заранее можно узнать, в каких условиях предстоит ехать: с кондиционером, биотуалетами, животными и так далее.

Самые популярные места в поезде и лайфхаки для железнодорожного путешествия

Коротко о важном:

Без опыта выбрать удобные места для путешествия по железной дороге сложно, но надеемся, что ответили на все главные вопросы.

Обещанный бонус — несколько лайфхаков для новичков. Несмотря на то, что в каждом городе есть вышки связи, мобильного интернета, как и самой связи, в пути скорее нет, чем есть. А вайфаем оснащены пока далеко не все вагоны. Позаботьтесь о досуге и отдыхе для себя и спутников:

Железнодорожное путешествие может подарить незабываемые эмоции. Пусть у вас они будут только положительными.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи. Действующие магазины-партнеры Халвы.

Купили места до моря.
Сегодня на другую дату смотрела и тоже места с 21 по 24 свободные, а это, как я только сегодня догадалась и убедилась, аварийные купе. Окна там законопачены. Выбрали блин. Но зато три дня в духоте и ты на югах ))

А вообще какой-то бум на наш юг в этом году. За два часа с момента открытия продажи билеты раскупаются абсолютно все. Нижние имею ввиду.

1) В купейном и плацкартном вагонах все нечетные места — нижние, а четные места — верхние.
2) Аварийные места в плацкартном вагоне соответствуют купе 3 и 6 (места 9-12, 49,50 и 21-24, 43, 44), окна в этих отсеках не открываются. В купейном вагоне это также купе 3 и 6, места 9-12 и 21-24.
3) В плацкартном вагоне боковые места начинаются с номера 37, соответственно злосчастное верхнее боковое у туалета — номер 38.
4) Учтите, что в некоторых поездах багажные отделения отсеков, ближайших к проводникам могут быть заняты всякой ерундой вроде запасов угля и пледов. Можно ругаться с проводниками, чтобы это убрали, можно заранее выбрать другое место.
5) в некоторых купейных вагонах, если едете вдвоем, то можно проехать как бы в СВ по цене купе — места 37,38 бывают находятся в отдельном купе(это говорю с чужих слов, сама таких вагонов я не встречала) — подтверждает roamer
6) Место номер 36 — верхнее место, последнее не боковое в плацкартном вагоне отличается от остальных верхних мест наличием перегородки, в которую будут упираться ваши ноги (на остальных местах ноги будут торчать в проход). Учтите только, что за стенкой — туалет, и нет подножки для залезания на верхнюю полку.
7) В плацкарте места 1 и 2, 35 и 36 укорочены сантиметров на 15 по сравнению со всеми остальными — дополнение от noone12

Схема стандартных российских вагонов вот, а вот здесь есть схемы других поездов — европейская нумерация, Невский экспресс и прочие.

Если часто ездите одним маршрутом — обратите внимание на выбор вагона. Например, 4, 7 и 11 вагоны поезда 017 Москва-Саратов являются вагонами нового образца (с биотуалетами).
К сожалению, для всех поездов номера новых вагонов мне выяснить не удалось)

Вкусы у всех разные, в том числе и на места в поезде — кто-то предпочитает поменьше соседей, а кто-то подальше от туалета с присущими ему звуками и запахами. Выбирайте заранее и получайте максимум удовольствия от поездки.

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь