Какие поезда существуют и куда их доставляют на железной дороге?

Какие поезда существуют и куда их доставляют на железной дороге? Портал РЖД

Примерное время чтения: 5 минут

В ночь с 9 на 10 июня 1931 года в свой первый рейс отправился скоростной фирменный поезд «Красная стрела». Экспресс вышел из Ленинграда в 1 час 30 минут ночи и прибыл в Москву в 11 часов 20 минут, преодолев расстояние между двумя крупнейшими городами страны за 9 часов 50 минут.

АиФ.ru рассказал о разных типах вагонов в современных российских поездах.

Какие поезда существуют и куда их доставляют на железной дороге?

Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Железнодоро́жный ваго́н (фр. , от англ.  — повозка, от нем. wagen — телега) — несамоходное (как правило) транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам или иным путям (монорельсу, маглев-колее и т. д.) и (как правило) эксплуатируемое с локомотивом (исключением являются вагоны-секции пассажирских электро- и дизельных поездов и автомотрисы (в том числе электромотрисы). В частности, дизель- и электропоезда не нуждаются в локомотивах. Автомотрисы являются самостоятельно движущимися транспортными средствами). Прототип — небольшая повозка, представлявшая собой ящик, передвигавшийся по деревянным рельсам на горных предприятиях.

Какие поезда существуют и куда их доставляют на железной дороге?

В России прообразы вагона — вагонетки — появились на рудничных и внутризаводских рельсовых дорогах в 1764 году на Колывано-Воскресенском заводе на Алтае, а затем в 1788 году на Александровском заводе в Петрозаводске, в 1810 на Змеиногорском руднике, а с паровой тягой — на Нижнетагильской железной дороге, построенной в 1834 году.

Вагон — это единица подвижного состава железных дорог, предназначенная для транспортировки пассажиров или грузов. Для надежной транспортировки вагоны оборудованы всеми необходимыми устройствами. В данной статье мы подробно расскажем о видах грузовых железнодорожных вагонов и об их характеристиках.

Основные показатели железнодорожных вагонов

Использования грузовых вагонов характеризуется определенным набором показателей. Благодаря им можно рассчитать какой тип груза лучше транспортировать. Выделяют варианты вагонов особого назначения. Такие вагоны транспортируют тяжелые  и громоздкие грузы. Это могут быть автомобили, цемент, скотч и различные специальные грузы. Однако для всех типов вагонов существует единые показатели для характеристики.

  • грузоподъемность, допустимая к транспортировке на данном вагоне масса груза;
  • количество осей: четырехосные, грузоподъемность которых находится в пределах 68-71 тонны, и восьмиосные, грузоподъемность которых достигает 120-132 тонны;
  • универсальность использования: универсальные, предназначенные для транспортировки широкого спектра грузов, и специализированные, предназначенные для транспортировки определенного типа грузов.

Отдельно выделяют вагоны для перевозки жидкостей. И варианты для технического обслуживания железнодорожного полотна – вагоны-мастерские, вспомогательные и пожарные.

Виды железнодорожных вагонов

Все типы грузовых вагонов для железнодорожных перевозок условно разделяются на «закрытые» и «открытые». В последнем случае вагоны используются для перевозки в основном негабаритных грузов, погрузка которых производится сверху краном или же для перевозки контейнеров. Также в таких вагонах можно транспортировать грузы, которые можно хранить в любых условиях, среди них древесина песок уголь и прочие. Остальные грузы перевозятся в закрытых вагонах.

Крытый вагон

Крытые модели необходимы для транспортировки грузов, нуждающихся в защите от атмосферных осадков. К таким грузам относятся высокоценные продукты и продукция пищевой промышленности. Кузов вагона представляет собой конструкцию, состоящую из рамы с полом, 4-х стен и крыши. Погрузка и выгрузка в универсальных крытых вагонах осуществляется через двери, расположенные в боковых стенах. Такой тип вагонов подразделяется на универсальные и специализированные. Универсальные предназначена для транспортировки тарно-штучных и тарно-упаковочных грузов, а в специализированных перевозят автомобили и бумагу.

Типы и виды грузовых железнодорожных вагонов
Крытый вагон

Вагоны-рефрижераторы

Вагоны-рефрижераторы относятся к крытым вагонам и предназначены для транспортировки скоропортящихся грузов при помощи использовании специализированного оборудования для поддержания определенных температурных условий. Грузоподъемность таких вагонов от 25 до 40 тонн.

Вагоны-термосы

Такой тип крытых вагонов предназначен для транспортировки термически подготовленных скоропортящихся грузов. Основное отличие от вагонов-рефрижераторов в отсутствии специализированного оборудования. Поддержание температурного режима обеспечивается за счет теплоизоляционного покрытия и запаса тепловой энергии при погрузке. Имеют ограничения по срокам и дальностям транспортировки грузов.

Вагоны-ледники

Вагоны-ледники осуществляют транспортировку скоропортящихся грузов при использовании сменного хладагента.

Полувагон

Такой тип вагонов используется для транспортировки навалочной продукции (различной руды, угля и флюса), контейнеров и автомобилей. Полувагоны не имеют крыши, то это позволяет полностью механизировать погрузку. Дополнительно в полу у таких вагонов есть люки для быстрой разгрузки сыпучих материалов. Полувагоны бывают специализированными и универсальные. Универсальные оснащены разгрузочным люком в полу и открывающимися внутрь дверьми. А специализированные предназначены только для транспортировки насыпных грузов.

Типы и виды грузовых железнодорожных вагонов
Полувагон

Транспортеры

Такие вагоны — это специальные многоосные платформы с количеством осей до 40 штук. Они подходят для транспортировки грузов, чья масса доходит до 400 тонн. К ним относят фермы мостовых кранов и трансформаторы. Площадные платформы имеют несущую балку и нижнюю погрузочную площадку, где располагается груз. Колодцевые платформы предназначены для грузов круглой или квадратной формы. Сцепные платформы состоят из секций, которые соединены автосцепками без поглощающих аппаратов. На сочлененных платформах груз транспортируется между двумя секциями. Такие платформы оснащены системой гидравлических подъемников.

Типы и виды грузовых железнодорожных вагонов
Платформа

Цистерна

Цистерны — это специальные вагоны, необходимые для транспортировки жидкостей и газообразных грузов. Обычно они выполнены в форме цилиндра. Для удобства загрузки сверху вагона расположен колпак с крышкой, а для выгрузки предусмотрен сливной прибор. Различают цистерны общего назначения – для транспортировки нефтепродуктов, и специализированные – для транспортировки определенных типов наливных грузов. 

Типы и виды грузовых железнодорожных вагонов
Цистерна

Думпкар

Такой вагон-самосвал вагон-самосвал используется для перевозки и механизированной разгрузки сыпучих и крупнокусковых грузов. В отличие от других вагонов, имеет кузов, наклоняющийся при разгрузке, и борта, откидывающиеся при наклоне кузова. По способу разгрузки выделяют думпкары с пневматической разгрузкой и с гидравлической разгрузкой.

Типы и виды грузовых железнодорожных вагонов
Думпкар

Хоппер

Хопперы также применяются для транспортировки сыпучих грузов, включая зерно, цемент, удобрения. Выделяют два вида таких вагонов: открытые и закрытые. Закрытые используются для грузов, которым необходима защита от атмосферных влияний. Открытые подходят для той продукции, которую можно высушить без потери качества. Саморазгружающийся вагон бункерного типа, имеет в нижней части люк, из которого под действием тяжести груз выгружается.

Типы и виды грузовых железнодорожных вагонов
Хоппер

Вагон-автомобилевоз

Такой тип вагонов предназначен для транспортировки легковых автомобилей, микроавтобусов, автомобильных прицепов и другой колесной техники.

Типы и виды грузовых железнодорожных вагонов
Вагон-автомобилевоз

  1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, с. 10
  2. В 2013 году в составы поездов включат двухэтажные вагоны. Дата обращения: 2 июня 2011. Архивировано 3 ноября 2011 года.
  3. Двухэтажный поезд Москва — Самара планируют запустить в декабре 2015 года. Дата обращения: 10 сентября 2015. Архивировано 27 сентября 2015 года.
  4. «РЖД» купят 507 новых локомотивов. РЖД, 1 февраля 2016. Дата обращения: 24 октября 2017. Архивировано 13 ноября 2017 года.
  5. Как делают вагоны для РЖД. Дата обращения: 24 октября 2017. Архивировано 20 октября 2017 года.
  6. Колёса диктуют вагонные. Коммерсантъ Business Guide, 6 декабря 2010 года
  7. В цене не только колёса. Валерия Калашникова, генеральный директор агентства Metals&Mining Intelligence. Гудок (17 октября 2017). Дата обращения: 17 октября 2017. Архивировано 17 октября 2017 года.
  8. М.Ликсутов: Стоимость одного вагона нового поезда метро «Москва» составляет 65 млн руб. Агентство городских новостей Москва (9 сентября 2016). Дата обращения: 17 октября 2017. Архивировано 18 октября 2017 года.

Пассажирские вагоны локомотивной тяги

В настоящее время пассажирские перевозки в дальнем следовании осуществляет дочерняя компания РЖД — Федеральная пассажирская компания. Перевозки пассажиров осуществляются сидячими, плацкартными, купейными вагонами и вагонами СВ. В состав пассажирских поездов включаются также штабные вагоны и вагоны-рестораны. ФПК практикует использование двух классов поездов — обычных «пассажирских» и «фирменных», которые отличаются более высоким уровнем обслуживания пассажиров.

Для сопровождения грузовых и хозяйственных поездов используются турные вагоны.

В настоящее время в железнодорожной сети РФ применяется широкий спектр грузовых вагонов, включая крытые магистральные вагоны объёмом кузова 120 (старые) и 158 (новые) кубометров, полувагоны, хопперы, железнодорожные платформы, изотермические вагоны, вагоны-цистерны и др.

Специальные вагоны и техника

Для обеспечения нормальной работы железных дорог РЖД использует специализированные вагоны, дрезины и прочие устройства (напр. съёмная вышка), которые предназначены для ремонта железнодорожных путей, пожаротушения, очистки их от снега (снегоочиститель), обновления щебневого покрытия пути, смазки рельсов, освобождения пути от растительности и т. д.



Плацкартный вагон

Это наиболее дешёвый класс вагона в поездах со спальными местами. В таком вагоне нет изолированных мест, все места расположены так: 2 боковых места + кабина для 4 человек. Кабины напротив боковых мест ничем не отгорожены от прохода, имеют 2 верхних и 2 нижних спальных места на каждой стороне и складывающийся стол между ними. Боковые верхнее и нижнее место расположены у окна в проходе, боковое нижнее место трансформируется в стол и два места для сидения. Самые дешёвые билеты в поезде — это боковые верхние места.

Какие поезда существуют и куда их доставляют на железной дороге?

Как обозначается тип вагона на билете?

Сокращённое обозначение типа вагонов (печатается на билете):

Локомотивы в депо Орёл. Слева направо — тепловозы ЧМЭ3, ТЭП70, электровозы ВЛ23, ВЛ11. Сзади также видны тепловозы М62 и электровозы ЧС2К

В СССР эксплуатировались в качестве пассажирских электровозов локомотивы, выпускавшиеся в Чехословакии на Пльзеньском заводе им. Ленина.

  1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 4. Большой Кавказ — Великий канал. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. — 751 с.: ил.: карт.
  2. Джордж Мортимер Пулльман и его вагоны. Дата обращения: 9 ноября 2010. Архивировано из оригинала 24 декабря 2009 года.
  3. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 4. Брасос — Веш. 1971. 600 стр., илл.; 47 л. илл. и карт.

Багажный вагон

Такой вагон изначально служил для перевозки багажа пассажиров, в пассажирских или отдельных почтово-багажных поездах, в составе грузовых поездов. Сейчас багажные вагоны стали использоваться для доставки некоторых категорий грузов или громоздкого багажа, заявленных грузоотправителем для конкретного получателя. Чтобы воспользоваться такой услугой, необходимо сдать груз в багажное отделение железнодорожной станции. Далее он переправляется багажным вагоном до железнодорожной станции получателя.

В багажном вагоне имеется кладовая, служебное помещение, двухместное купе отдыха багажных раздатчиков, туалет с душем, тамбур и котельное отделение.

Какие поезда существуют и куда их доставляют на железной дороге?

Вагоны грузового парка

Крытый вагон предназначен для обеспечения сохранности перевозимого груза в неблагоприятных метеоусловиях, защиты от кражи и механических повреждений.

  • Вагон-сетка для перевозки автомобилей

К крытым вагонам относятся также вагоны изотермического и холодильного парков: вагон-ледник, рефрижераторный вагон, вагон-термос.

Полувагон предназначен для насыпных грузов (руда, уголь, флюсы, лесоматериалы и т. п.), контейнеров, прочих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.

Цистерны предназначены для перевозки наливных грузов, то есть жидкостей: нефти и нефтепродуктов, химически активных и агрессивных жидких веществ, сжиженного газа (пропан-бутан, кислород, водород), воды, молока и т. д. Вагоны-цистерны используются также для перевозки муки и жидкого цемента.

Платформы предназначены для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов, контейнеров и оборудования, не требующих защиты от атмосферных воздействий.

Фитинговая платформа — это специализированная платформа, предназначенная для перевозки крупнотоннажных контейнеров и оборудованная специализированными узлами для их крепления — фитинговыми упорами.

  • 40-футовые контейнеры на платформах

Хоппер предназначен для перевозки массовых насыпных грузов (угля, руды, цемента, зерна, песка, балласта) и оборудован механизмами саморазгрузки.

Моторвагонный подвижной состав

Скоростной электропоезд ЭВС2-02

Идея организации скоростного движения в России появилась уже давно. В 1974 г. был построен первый скоростной поезд ЭР200, с 1984 г. курсировавший по линии „Москва — Ленинград“. Позднее появился и второй состав этого типа. В 2009 году их эксплуатация была прекращена.
В 1990-е годы инженеры продолжали работать над созданием более совершенных и скоростных поездов. Однако выпущенный в единственном экземпляре электропоезд «Сокол-250» так и остался нереализованным проектом. Был построен и испытан опытный прототип, работы над которым ввиду неудачности конструкции были прекращены.
В 2006 г. ОАО «РЖД» заключило контракт на закупку в Германии восьми высокоскоростных электропоездов «Сапсан» — поездов семейства «Сименс Веларо». Они ходят по маршрутам „Москва — Санкт-Петербург“ и „Санкт-Петербург — Нижний Новгород“. Между Москвой и Нижним Новгородом курсируют скоростные поезда «Ласточка» и «Стриж». Также уже курсирует скоростной поезд «Аллегро» из Санкт-Петербурга в Финляндию.

На неэлектрифицированных участках для пассажирских перевозок используются поезда с дизельными двигателями. Эксплуатируется устаревший подвижной состав (Д1 (эксплуатация прекращена в 2013 году) и ДР1). Также используются современные дизель-поезда ДТ1 производства Торжокского вагоностроительного завода и созданные на Метровагонмаше рельсовые автобусы РА-1, РА-2 и РА-3.

Мягкий вагон (СВ)

Купе для двух людей закрывается изнутри и содержит два (как правило, нижних) места для сна и стол рядом с окном.

Какие поезда существуют и куда их доставляют на железной дороге?

Вагоны класса «люкс»

Такие вагоны состоят из 4–5 купе. Купе VIP-класса почти в два раза больше стандартного. В нём находятся раскладной диван-кровать (120 см в ширину) и верхняя полка (шириной 90 см). Также есть стол, кресло, место для хранения багажа, душ, биотуалет, умывальник, кондиционер и TV / DVD. Доступна сеть Wi-Fi.

Цена включает в себя дополнительные услуги, такие как бельё, туалетные принадлежности, закуски и напитки, газеты и журналы.

В купе возможно оформить проезд на одного или двух взрослых пассажиров.

Подвижной состав на сети железных дорог России

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2019 года; проверки требуют 19 правок.

Подвижной состав на сети железных дорог России — совокупность подвижного состава, находящегося в собственности или в оперативном управлении компании Российские железные дороги, других компаний-операторов подвижного состава.

Россия располагает широким спектром подвижного состава и крупной
железнодорожной промышленностью
, способной производить все виды подвижного состава, в том числе тепловозы, электровозы, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дрезины и прочее самоходное оборудование. Локомотивы имеются и в собственности частных компаний (см. РЖД#Либерализация рынка железнодорожной тяги). В результате реформы в собственности компаний-операторов оказались все возможные типы и специализации подвижного состава локомотивной тяги по назначениям — различные вагоны (пассажирские, грузовые), специальный подвижной состав.

Виды и классификация вагонов

Вагоны различаются по типу используемой путевой инфраструктуры (железнодорожные, монорельсовые, маглев-вагоны, VAL/NeoVAL).

В частности, железнодорожные вагоны различаются по числу колёсных пар (осности) — выпускаются 4, 6, 8, 12, 16 и По устройству ходовых частей — тележечные и нетележечные. Основные параметры, характеризующие железнодорожный вагон: грузоподъёмность, собственная масса вагона (тара), осевая нагрузка, нагрузка на (погонная нагрузка).

В настоящее время железные дороги России располагают парком пассажирских и грузовых вагонов: цельнометаллические пассажирские (СВ, купейные, плацкартные, межобластные), цельнометаллические багажные и почтовые, вагоны для перевозки заключённых, вагоны-платформы, крытые вагоны, полувагоны, вагоны-цистерны, хопперы, вагоны-рефрижераторы и рефрижераторные секции и изотермические вагоны (или вагоны-термосы, различные специализированные вагоны (для перевозки контейнеров (фитинговые платформы), вагоны-автовозы, вагоны-лесовозы, вагоны-битумовозы, транспортёры, сборно-раздаточные вагоны, вагоны для перевозки животных (например скота), вагоны для перевозки невлагостойких грузов (напр. бумаги) и т. д.).

Для поездок по железным дорогам особо важных государственных должностных лиц и для руководящего состава железных дорог выпускаются новые или переоборудуются из обыкновенных пассажирских, вагоны-салоны. Вагоны-салоны могут иметь подоконные бронепояса, пуленепробиваемое остекление и усиленную из-за увеличенного бронированием веса экипажную часть с трёхосными тележками.

Некоторые вагон-салоны, имеющие историческое значение, сохранены в музеях, расположенных в том числе и на открытом воздухе

  • Двухэтажный пассажирский вагон

  • Вагон-самосвал (думпкар) четырёхосный

Почтовый вагон

Это железнодорожный вагон, предназначенный для перевозки почтовых отправлений, их обработки в пути и обмена в пунктах остановки. Как правило, его цепляют к пассажирскому поезду, или же он следует как отдельная единица в составе так называемых почтово-багажных поездов, в которые иногда могут включаться и пассажирские вагоны.

Скорые и пассажирские поезда с включёнными в их состав почтовыми вагонами производят погрузку и выгрузку почты только на крупных станциях или перевозят корреспонденцию на дальние расстояния. На маршрутах, где почтовые перевозки незначительны, вместо почтового вагона выделяют одно купе в первом от локомотива пассажирском вагоне.

Вагон типа купе

Этот тип вагона — более дешёвый, но также имеет комфортный класс. В купе есть 4 места — 2 верхних и 2 нижних спальных места на каждой стороне, складывающийся стол между ними, а также светильники для чтения для каждого места. В купе дверь блокируется изнутри. На некоторые поезда можно приобрести билет в купейный вагон «только для женщин» или «только для мужчин».

Сидячий вагон

Такие вагоны есть в скоростном поезде «Сапсан». Сиденья достаточно комфортны и похожи на кресла в самолёте. Вагоны бизнес-класса в «Сапсане» включают обед, но туристы в эконом-классе также могут купить себе еду непосредственно в поезде.

Андрей Сидорчик

Сидячие вагоны первого класса в поездах «Сапсан» можно сравнить с бизнес-классом в самолёте. Основным отличием от мест 2-го класса является то, что перед сидениями больше места, а также пассажирам предлагаются дополнительные услуги, такие как питание, напитки, санитарно-гигиенический набор, пресса.

Вагоны пассажирского парка

Вагоны нового модельного ряда (нефирменные поезда):

  • Л — двухместный мягкий, СВ. 9 двухместных купе.
  • М — мягкий, вагон-люкс.
  • К — купейный. Пример: жёсткий купейный вагон постройки ГДР. 36 мест + двухместное купе проводника.
  • ВР — Вагон-ресторан — вагон, предназначенный для питания пассажиров.
  • КБ — купейный вагон с буфетом (вагон-буфет).
  • П — плацкартный, 54 спальных места.
  • О — общий. 81 сидячее место.
  • С — места для сидения. Межобластной с креслами для сидения — 56, 60, 62 или 64 места в зависимости от модели вагона.

Вагоны повышенной комфортности, в зависимости от категории и комплекса предоставляемых услуг делятся на:

  • Э — экономический
  • Б — бизнес
  • I класс (22 места)
  • II класс (33 места)

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь