- Приложение а Виды пассажирских перевозок и классификация поездов
- Классификация пассажирских поездов
- Какие бывают поезда
- Пассажирские поезда
- Скорые поезда
- Скоростные поезда
- Фирменные поезда
- Двухэтажные поезда
- Типы вагонов
- Сидячие вагоны
- Плацкартные вагоны
- Купейные вагоны
- На что обращать внимание при покупке билета
- Невозвратные билеты
- Вагон-ресторан
- Акции и бонусные программы
- Какой вагон и место выбрать
- Когда лучше покупать билет
- Назначение и категории пассажирских поездов
- Нумерация пассажирских поездов
- Появление пассажирских поездов
- Подвижной состав на сети железных дорог России
- Моторвагонный подвижной состав
- Пассажирские вагоны локомотивной тяги
- Специальные вагоны и техника
Приложение а Виды пассажирских перевозок и классификация поездов
При
перевозке пассажиров существуют
следующие виды
сообщений:
Прямое
и местное сообщения в отличие от
пригородного называют дальним.
Классификация пассажирских поездов
По
назначению поезда, выполняющие
пассажирские перевозки подразделяются
на:
Категории
пассажирских поездов различаются в
зависимости от следующих факторов:
I.
Дальность
следования
пассажирские поезда подразделяются на
три категории:
II.
Скорость движения
и комфортности
поездки
дальние и местные поезда подразделяются
на:
Скоростные
пассажирские
поезда или поезда повышенной скорости
должны иметь маршрутную скорость не
менее 100 км/ч при допускаемой скорости
движения 141-200 км/ч. Стоянки скоростным
пассажирским поездам предусматриваются,
как правило, только для выполнения
технических операций, а также в
республиканских, краевых и областных
центрах.
Скорые
пассажирские поезда должны иметь
маршрутную скорость не ниже 50 км/ ч. При
этом маршрутная скорость скорого поезда
должна быть не менее чем на 5 км/ч выше
маршрутной скорости самого быстрого
пассажирского поезда постоянного
обращения, следующего в том же сообщении
по одному и тому же маршруту
Пассажирские
поезда
назначаются для освоения остального
пассажиропотока, имеют меньшую
маршрутную скорость из-за большого
числа стоянок и меньшей технической
скорости.
Высокоскоростные
поезда —
курсируют на специализированных линиях,
развивают скорость 300 км/ч и более.
Например, на линии Париж-Лион рекордная
скорость составила 515 км/ч.
В
число поездов дальнего и местного
сообщения входят фирменные поезда,
которые имеют не только номер, но и
название, отличаются высокой
комфортабельностью и культурой
обслуживания.
III.
Регулярность
движения. Пассажирские
поезда делятся на:
IV.
Периодичность
движения.
Пассажирские поезда делятся на:
Какие бывают поезда
Поезда в России отличаются не только скоростью, но и уровнем сервиса. В современных составах есть биотуалет, кондиционер, розетки в купе, новое постельное белье. Иногда же количество удобств минимально, зато добраться до нужной точки получается быстрее.
Пассажирские поезда
Такие поезда имеют маршрутную скорость ниже 50 километров в час и останавливаются на каждой станции. Иногда всего на пару минут, однако порой время стоянки превышает полчаса. Билеты на поезда данной категории обычно дешевле, но в дороге придётся провести много времени.
Скорые поезда
Скорые поезда разгоняются до 90 километров в час, минимальное значение — не ниже 50 километров в час. Короткие остановки такие поезда делают только на крупных станциях, из-за чего имеют скоростное преимущество перед обычными составами.
Скоростные поезда
Скоростные поезда могут разгоняться до 200 километров в час, но обычно двигаются со скоростью до 140 километров в час. Из высокоскоростных самые популярные — «Сапсаны», на которых можно доехать из Москвы до Санкт-Петербурга менее чем за четыре часа, из скоростных — «Стрижи» и «Ласточки». В зависимости от маршрута поезда делают лишь несколько коротких остановок или следуют и вовсе без них.
Фирменные поезда
Так называют поезда с новыми вагонами, высоким уровнем сервиса и дополнительными услугами. Бельё на верхних спальных местах в фирменных составах уже застелено, а отправляются и прибывают они обычно в максимально удобное для пассажиров время. Двигаются такие поезда обычно со скоростью 50–90 километров в час.
Двухэтажные поезда
В двухэтажных поездах есть только купейные и СВ-вагоны, которые оборудованы кондиционерами и камерами видеонаблюдения. В купе есть стол, зеркало, светильники, полки для мелочей, розетки. В СВ каждое место дополнительно оборудовано ЖК-дисплеем.
Типы вагонов
Уровень комфорта даже в рамках одного поезда может существенно отличаться, так как порой состав формируют из вагонов разного класса. Вместе выбираем между поездкой в сидячем вагоне, плацкарте, купе и СВ.
Сидячие вагоны
Вагон подойдёт для коротких поездок в дневное время. Главное преимущество — билеты по низкой цене. Сидячие вагоны бывают трёх классов. В первом есть кондиционер, кресла с подголовниками, для багажа — специальные стеллажи. В вагонах второго класса может не быть каких-либо услуг, например кондиционера. Третий класс напоминает электричку, где даже трёхчасовая поездка может утомить.
Плацкартные вагоны
Билеты подороже, в стоимость входят одеяло с постельным бельём и полотенце. В вагоне может быть кондиционер, работает радио, есть столики, за которыми удобно перекусить, а главное, можно прилечь.
Купейные вагоны
За закрытыми дверями купе можно отдыхать, не обращая внимания на перемещающихся по вагону пассажиров. Людей здесь меньше, есть несколько розеток и светильники над каждой полкой.
В купейных вагонах предусмотрены женские, мужские и смешанные секции. Информация об этом отображается на сайте перевозчика в момент выбора мест. Если тип не указан, купе смешанного формата. Иногда тип купе зависит от человека, первым забронировавшего место: если это мужчина, оставшиеся места смогут приобрести только мужчины.
В купе СВ лишь два пассажирских места, поэтому туристы, которые не хотят делить купе с чужим человеком, часто выкупают второй билет. В стоимость входит постельное бельё, гигиенические принадлежности, газеты, закуски и напитки. В вагоне есть кондиционер и туалет, в купе — розетки, светильники над полками, место для одежды, иногда — телевизор.
На что обращать внимание при покупке билета
Акции, которые регулярно проводит РЖД, помогут сэкономить при покупке билета. Иногда выгода достигает 30%. Есть и подводные камни. Так, не все билеты удастся вернуть. Разбираемся, на что обращать внимание при бронировании.
Невозвратные билеты
Забронировать места на поезда РЖД можно по невозвратному тарифу. В зависимости от дня покупки, типа поезда и вагона скидка на такой билет может достигать 25%. Выбирать подобный тариф не следует, если остались сомнения, состоится ли поездка.
Вагон-ресторан
Если предстоит долгая дорога или вы едете с детьми, нужно подумать о горячем питании. В такой ситуации обращайте внимание, есть ли в поезде вагон-ресторан. Ассортимент блюд, как правило, небольшой, но в меню всегда найдутся супы, гарниры, мясные блюда, салаты, десерты, горячие и прохладительные напитки.
Акции и бонусные программы
У путешественников с детьми есть дополнительный способ сэкономить. Так как стоимость билета для пассажиров младше 10 лет составляет лишь 35% от полного тарифа, стоит оформлять дорогое нижнее место на ребёнка, а верхнюю полку — на себя.
Актуальные акции и их условия периодически меняются, поэтому перед покупкой билета стоит уточнять подробности на сайте РЖД.
Какой вагон и место выбрать
Нумерация вагонов может начинаться с головы или с хвоста состава. При этом заранее узнать, какой вагон получит первый номер, а какой будет последним, можно лишь в редких случаях, например у курсирующего между Москвой и Санкт-Петербургом «Сапсана». Так, у отправляющегося из столицы скоростного поезда нумерация традиционно начинается с головы, из Петербурга — с хвоста.
Выбирая вагон и место, стоит учитывать, что в последнем трясёт сильнее, чем в начале и середине состава. При этом сидеть по ходу движения безопаснее для тех, кто страдает от укачивания.
В сидячих вагонах нечётные места находятся у окна, чётные у прохода. Последние будут удобны для тех, кто хочет без труда выходить во время остановок, чтобы подышать свежим воздухом.
Высоким пассажирам лучше избегать мест около багажных полок, там может оказаться тесно.
В плацкартных и купейных вагонах нижние места имеют нечётные номера, верхние — чётные, иногда последние стоят дешевле. Важно помнить, что владельцы верхних полок имеют право сидеть на нижних утром и вечером во время приёма пищи.
Места с 37-го по 54-й в плацкарте — «боковушки». Ширина таких полок меньше, а мимо будут постоянно ходить другие пассажиры.
В третьем и шестом купе, как правило, находится аварийный выход: с одной стороны, это плюс, с другой — минус, так как окна не открываются, а значит, летом может быть душно.
Когда лучше покупать билет
На большинство поездов продажа билетов открывается за 90 дней, реже —за 120 дней, на «Сапсан» — за 45 дней. Ближе к дате отправления цены растут. Сэкономить и ехать с максимальным комфортом поможет заблаговременная покупка билета.
Лекция № 2 (1 час).
Виды перевозок и классификация поездов
Цель: изучение
классификации пассажирских поездов,
составов пассажирских поездов,
планирования пассажирских перевозок.
1. Виды перевозок
и классификация поездов.
2. Проблемы обновления
пассажирского вагонного парка.
Переход к рыночным
отношениям предъявляет дополнительные
требования к организации пассажирского
движения. К числу основных функций
пассажирского железнодорожного
транспорта добавились такие важные
виды деятельности, как комплексное
изучение рынка транспортного обслуживания
населения и спроса на пассажирские
перевозки и сопутствующие им услуги.
Без этого нельзя планировать широкий
ассортимент транспортных услуг и
сервиса, который обеспечил бы эффективное
развитие железных дорог. Только на
основе маркетинговых исследований
могут быть разработаны наиболее
целесообразный план формирования и
эффективный график движения поездов и
оборота составов, а также меры по
стимулированию сбыта своей продукции
и услуг, повышению числа потребителей
и их платежеспособного спроса.
Чтобы обеспечить
свое конкурентоспособное положение на
рынке, каждое предприятие железнодорожного
транспорта должно добиваться высокой
рентабельности производства за счет
повышения производительности труда и
снижения цены продукции.
С падением
платежеспособного спроса на перевозки
в условиях экономической нестабильности
остро встает вопрос о величинах
пассажиропотоков,
которые необходимы в качестве исходных
данных для разработки плана формирования
и графика движения поездов. Необходимый
прогноз пассажиропотоков можно выполнить,
умножив фактически перевезенный поток
пассажиров (с учетом неудовлетворенного
спроса на перевозки) за аналогичный
период прошлого года на коэффициенты,
отражающие основные тенденции пассажиров
к увеличению или снижению числа их
поездок.
Существуют следующие
виды сообщений при перевозке пассажиров:
прямое
– в пределах двух и более дорог; местное
– между станциями одной железной дороги;
пригородное
– в пределах пригородных участков,
примыкающих к крупным населенным
пунктам.
В зависимости от
дальности следования пассажирские
поезда подразделяются на три категории:
— дальние – следующие
на расстоянии свыше 700 км;
— местные –
расстояние от 150 до 700 км;
— пригородные –
расстояние до 150 км.
В зависимости от
скорости движения, условий и комфортности
поездки дальние и местные поезда
подразделяются на скорые, скоростные
и пассажирские. Скорые
(в том числе
скоростные) поезда имеют наиболее
высокую маршрутную скорость благодаря
меньшему числу остановок и меньшей их
продолжительности. Эти поезда формируют
из наиболее комфортабельных вагонов,
обеспечивающих наибольшие удобства
для пассажиров; они назначаются на
основных магистралях между крупными
городами.
Максимальная
ходовая скорость скорых поездов 140 км/ч.
поезда, следующие со скоростью свыше
140 км/ч, относятся к скоростным, или
поездам повышенной скорости.
Высокоскоростные
поезда, курсирующие на специализированных
линиях, развивают скорость до 300 км/ч и
более. Например, на линии Париж – Лион
рекордная скорость составила 515 км/ч.
Пассажирские
поезда
обращаются между крупными населенными
пунктами, обслуживают пассажиропотоки,
не охваченные скорыми поездами, и имеют
меньшую маршрутную скорость из-за
большого числа остановок и несколько
меньшей технической скорости. На тех
участках, где нет пригородного движения,
пассажирские поезда останавливаются
не только на участковых, но и на
промежуточных станциях.
Назначение и категории пассажирских поездов
В число поездов
дальнего и местного сообщений входят
фирменные
поезда,
которые имеют не только номер, но и
название, отличаются высокой
комфортабельностью и культурой
обслуживания («Тулпар», «Жетісу»,
и т.д.). В зависимости от категории поездов
принята единая на сети железных дорог
их нумерация
Нумерация пассажирских поездов
Незначительные,
устойчивые потоки пассажиров обслуживаются
отдельными вагонами или группами вагонов
прямого беспересадочного сообщения.
От станции отправления до пункта
назначения они следуют с разными
поездами, расписания которых согласованы
на узловых пунктах перецепки вагонов.
На направлениях, где значительны
перевозки багажа и почты, назначают
специальные почтово-багажные
поезда. В
них включают и пассажирские вагоны. На
линиях с небольшим объемом перевозок
курсируют грузопассажирские
поезда,
сформированные из вагонов для пассажиров
и грузов. Рост деловых и культурных
связей с зарубежными странами обусловил
развитие беспересадочных международных
сообщений. Поезда и отдельные вагоны,
обслуживающие их, называются поездами
и вагонами международного сообщения.
Прямое беспересадочное сообщение
осуществляется со многими странами
Европы и Азии.
Каждый пассажирский
поезд формируется из конкретного числа
вагонов определенного типа. Составы
пассажирских поездов разных категорий
различны. Количество вагонов в составах
пассажирских поездов, как правило,
колеблется от 15 до 22 и зависит от
пассажиропотока, категории поезда и
длины пассажирских платформ. Конкретное
расположение вагонов в составе называется
схемой.
Под композицией
понимают число вагонов разного рода
(мягких, купейных, плацкартных и др.) и
порядок их размещения в составе.
Схема формирования
составов указывается
в книжках служебного расписания движения
пассажирских поездов. Для поездов
одинаковых категорий целесообразно
применение унифицированной схемы,
которая обеспечивает взаимозаменяемость
составов. В этом случае вагоны в составах
располагаются группами по типам: в
голове состава – плацкартные вагоны,
в хвосте – купейные. Такая композиция
составов позволяет использовать их в
общем обороте
и при этом обеспечить минимальные
операции по маневровой работе в пункте
формирования.
Совпадающая
композиция составов позволяет увеличить
схему поезда за счет добавления вагонов
со стороны, как головного, так и хвостового
вагонов поезда. Использование составов
пассажирских поездов в общем обороте
обеспечивает уменьшение числа используемых
составов. В схеме поезда указывают
порядковый номер вагона, назначение,
признаки броней. Содержание информации
в схеме поезда зависит от функции
подразделения. Перечисленная выше
информация необходима в вокзальном
хозяйстве для оформления проездных
документов. Для пассажирских станций
и вагонных подразделений важны бортовые
номера вагонов в порядке их расположения
в составе.
Чтобы сократить
уход свободных
мест со
станции отправления, места до станции
перемены трафарета находятся в свободной
продаже. Количество мест по всем броням
должно соответствовать вместимости
вагона. Для мягких (СВ) вместимость
составляет 18 мест, для купейных – 36, для
плацкартных – 54. на ряде дорог для
улучшения условий труда проводников
им предоставлены дополнительные места,
поэтому пассажирам оформляются 34 места
в купейном и 52 места в плацкартном
вагонах. Места брони начальника поезда
в билетных кассах не продаются, поэтому
из схемы они вычитаются.
Работу по
распределению мест в поездах, установлению
переменных трафаретов, выделению нормы
броней осуществляет дорожное бюро по
распределению мест (ОДБ); ему подчиняются
такие же бюро региональных дирекций
(ЛБК) и вокзалов (БРМ).
По правилам
композиции составов дальнего следования
мягкий вагон (СВ) ставят в середине
состава рядом с вагоном-рестораном.
Исключения составляют фирменные поезда.
Состав пассажирского
поезда
отличается от скорого числом купейных
и большим количеством некупейных вагонов
с общими плацкартными местами и вагонов
с местами для сидения. В таком поезде
многие пассажиры едут не на всем
протяжении его следования, а входят и
выходят на станциях, расположенных по
пути, поэтому число вагонов со спальными
местами может быть сокращено. Для
коротких расстояний с продолжительностью
поездки 6 – 8 часов (при условии прокладки
поездов в дневное время) могут применяться
составы из вагонов областного типа с
креслами для сидения.
Вместимость
состава
определяется категорией пассажирского
поезда, его массой и композицией. Число
вагонов в составе зависит также от длины
пассажирских платформ.
Масса составов
скорых и
пассажирских поездов в настоящее время
установлена до 1000 тонн (16-20 вагонов). Для
скоростных участков (140 – 160 км/ч)
максимальная масса скорых поездов
составляет, как правило, 700 – 800 тонн.
Появление пассажирских поездов
В этой категории отображается 11 подкатегорий из имеющихся 11.
Показано 69 страниц из 69, находящихся в данной категории. Список ниже может не отражать последних изменений.
Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Категория:Поезда_России&oldid=54114369
В плане формирования
указываются категории отправляемых
поездов, станции их формирования и
расформирования, а для порожних составов
— род вагонов.
План
формирования классифицирует грузовые
поезда по
условиям формирования:
по
условиям проследования
до станции назначения:
по
дальности следования и скорости движения:
скорые, ускоренные, молочные, овощные
и др.;
по
состоянию
включаемых вагонов
в поезд: груженые, порожние, комбинированные
— из груженых и порожних вагонов;
по
числу групп вагонов
в составе поезда:
Поезд,
сформированный из вагонов пассажирского
парка и предназначенный для перевозки
пассажиров, называется пассажирским.
Пассажирские поезда по видам сообщения
делятся на дальние,следующие
на расстояния свыше 700 км; местные
— до
700 км и пригородные
— до 150 км. Поезд
скорый, скоростнойивысокоскоростной
— это
поезда, обращающиеся со скоростями в
интервалах 141
200
и свыше 200 км/ч соответственно.
Также
формируются почтово-багажные
поезда
из вагонов пассажирского парка,
предназначенных в основном для перевозки
почты и багажа с включением отдельных
вагонов для перевозки пассажиров. На
малодеятельных линиях формируются
грузо-пассажирские
поезда из вагонов грузового и пассажирского
парков, предназначенных для перевозки
грузов и пассажиров. Если в грузовой
поезд поставлено 10 и более вагонов,
занятых людьми, то он называется людским.
По
старшинству поезда делятся на внеочередные
и очередные. К внеочередным относятся
пожарные и восстановительные поезда,
снегоочистители, одиночные локомотивы,
автомотрисы и дрезины несъемного типа,
назначаемые для восстановления
нормального движения и тушения пожара.
Очередные поезда: пассажирские скорые,
пассажирские всех остальных наименований,
почтово-багажные, воинские,
грузо-пассажирские, ускоренные грузовые,
грузовые, хозяйственные поезда и
локомотивы без вагонов. Хозяйственными
называются поезда, обслуживающие
собственные нужды железной дороги
(перевозки балласта, рельсов, шпал и
др.).
Каждому поезду в
зависимости от его категории на станции
формирования присваивают номер согласно
классификации. Поездам частных
перевозочных компаний присваивают
отдельные номера, независимо от категории
поезда. Кроме номера каждому грузовому
поезду на станции его формирования
присваивается индекс, который не
изменяется до станции расформирования.
Индекс грузового поезда представляет
собой специальный код, состоящий из 10
цифр, первые четыре из которых являются
единой сетевой разметкой (ЕСР) станции
формирования, следующие две — порядковым
номером состава, сформированного на
этой станции за планируемые сутки, а
последние четыре — ЕСР станции назначения
поезда.
Подвижной состав на сети железных дорог России
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2019 года; проверки требуют 19 правок.
Подвижной состав на сети железных дорог России — совокупность подвижного состава, находящегося в собственности или в оперативном управлении компании Российские железные дороги, других компаний-операторов подвижного состава.
Россия располагает широким спектром подвижного состава и крупной
железнодорожной промышленностью, способной производить все виды подвижного состава, в том числе тепловозы, электровозы, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дрезины и прочее самоходное оборудование. Локомотивы имеются и в собственности частных компаний (см. РЖД#Либерализация рынка железнодорожной тяги). В результате реформы в собственности компаний-операторов оказались все возможные типы и специализации подвижного состава локомотивной тяги по назначениям — различные вагоны (пассажирские, грузовые), специальный подвижной состав.
Моторвагонный подвижной состав
Скоростной электропоезд ЭВС2-02
Идея организации скоростного движения в России появилась уже давно. В 1974 г. был построен первый скоростной поезд ЭР200, с 1984 г. курсировавший по линии „Москва — Ленинград“. Позднее появился и второй состав этого типа. В 2009 году их эксплуатация была прекращена.
В 1990-е годы инженеры продолжали работать над созданием более совершенных и скоростных поездов. Однако выпущенный в единственном экземпляре электропоезд «Сокол-250» так и остался нереализованным проектом. Был построен и испытан опытный прототип, работы над которым ввиду неудачности конструкции были прекращены.
В 2006 г. ОАО «РЖД» заключило контракт на закупку в Германии восьми высокоскоростных электропоездов «Сапсан» — поездов семейства «Сименс Веларо». Они ходят по маршрутам „Москва — Санкт-Петербург“ и „Санкт-Петербург — Нижний Новгород“. Между Москвой и Нижним Новгородом курсируют скоростные поезда «Ласточка» и «Стриж». Также уже курсирует скоростной поезд «Аллегро» из Санкт-Петербурга в Финляндию.
На неэлектрифицированных участках для пассажирских перевозок используются поезда с дизельными двигателями. Эксплуатируется устаревший подвижной состав (Д1 (эксплуатация прекращена в 2013 году) и ДР1). Также используются современные дизель-поезда ДТ1 производства Торжокского вагоностроительного завода и созданные на Метровагонмаше рельсовые автобусы РА-1, РА-2 и РА-3.
Локомотивы в депо Орёл. Слева направо — тепловозы ЧМЭ3, ТЭП70, электровозы ВЛ23, ВЛ11. Сзади также видны тепловозы М62 и электровозы ЧС2К
В СССР эксплуатировались в качестве пассажирских электровозов локомотивы, выпускавшиеся в Чехословакии на Пльзеньском заводе им. Ленина.
Пассажирские вагоны локомотивной тяги
В настоящее время пассажирские перевозки в дальнем следовании осуществляет дочерняя компания РЖД — Федеральная пассажирская компания. Перевозки пассажиров осуществляются сидячими, плацкартными, купейными вагонами и вагонами СВ. В состав пассажирских поездов включаются также штабные вагоны и вагоны-рестораны. ФПК практикует использование двух классов поездов — обычных «пассажирских» и «фирменных», которые отличаются более высоким уровнем обслуживания пассажиров.
Для сопровождения грузовых и хозяйственных поездов используются турные вагоны.
В настоящее время в железнодорожной сети РФ применяется широкий спектр грузовых вагонов, включая крытые магистральные вагоны объёмом кузова 120 (старые) и 158 (новые) кубометров, полувагоны, хопперы, железнодорожные платформы, изотермические вагоны, вагоны-цистерны и др.
Специальные вагоны и техника
Для обеспечения нормальной работы железных дорог РЖД использует специализированные вагоны, дрезины и прочие устройства (напр. съёмная вышка), которые предназначены для ремонта железнодорожных путей, пожаротушения, очистки их от снега (снегоочиститель), обновления щебневого покрытия пути, смазки рельсов, освобождения пути от растительности и т. д.