Какие места в поезде лучше выбрать

Вагоны в поездах ОАО «РЖД» делятся на несколько типов, в зависимости от количества мест и уровня комфорта. Для большинства типов вагонов на Туту.ру есть схема мест.

Общий вагон

Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке, в том числе и на нижних боковых. У такого вагона есть несколько серьезных недостатков.

Во-первых, плацкартные полки не приспособлены для долгого сидения — из-за отсутствия мягкой спинки и подголовника. Во-вторых, создается ощущение тесноты — нет подлокотников, разделяющих людей между собой. Наконец, в большинстве случаев, в общем вагоне все билеты продаются без места — кто раньше успел, тот и занял лучшие места.

Это наименее комфортный тип вагона, но зато и билет в него самый дешевый.

Какие места в поезде лучше выбрать

Сегодня будет рассказ про то, как люди выбирают места в поезде,
на что обращают внимание и какие считаются лакомыми, а какие – нет.
Начинают обычно с мобильного телефона, но покупают с компьютера,
уже вдумчиво. Если направление для пассажира новое, то есть он не
повторяет прошлый заказ, то он проверяет следующие вещи:

Решение на этой стадии не принимается, человек просто «получает
впечатление». Стадия целиком пропускается для поездок к
родственникам: там однажды выбранный поезд будет покупаться каждый
раз.

Дальше довольно сложная модель, что делает человек. Упрощая, это
выглядит вот так:

Какие места в поезде лучше выбрать

«Возьму двухэтажный: я на нём ехала, он мне понравился, там есть
интересные штучки — гигиенический набор, перекус — ерунда, но
входит в стоимость, — приятно». (жен., 25-35, сидячие)

«Проходящий поезд не хочу покупать — хочу, чтобы он чистенький
приехал». (жен., 45-55, плацкарт)

Для поездок в отпуск процесс сдвигается: пассажиры заранее
разведывают расписание и цены прошлого года, намечают себе
конкретный поезд и ждут, когда билеты на него появятся в продаже,
чтобы выхватить их одними из первых (из-за динамического
ценообразования это дешевле).

В студенческие годы (училась в ТИИ г. Тюмень), после второго курса в 1977 году работала 2,5 мес. проводником в стройотряде «Курьер». Наши маршруты были Тюмень — Москва, Тюмень — Тобольск, Тюмень — Ишим. Мне нравилась эта работа, хотя она и была тяжёлая. Зато мне хорошо заплатили по тем временам ~ 340 руб. Потом длительное время я не ездила в поездки, так как не было необходимости.

С 2009 опять начала пользоваться услугами ржд — раз в год, с 2016 г. — 2 раза в год.

Так как стала ездить отдыхать летом и осенью. Чтобы мне не говорили, я всегда считала и считаю поезда самым безопасным видом транспорта.

Конечно, фирменные поезда отличаются повышенным комфортом по сравнению с обычными пассажирскими. Я ездила в Сочи, Калининград, Тюмень разными поездами.

Определилась, что лучше всего путешествовать в фирменном поезде в плацкартном вагоне с кондиционером, биотуалетом и без животных (аллергия на них). Ехать комфортно и по цене не очень дорого.

Сначала я на сайте ржд подбираю себе поезд, вагон, смотрю какие есть свободные места. Хотя такая платная услуга в поиске подходящего поезда, вагона, места есть в справочном зале на жд вокзале в нашем городе.

Но зачем просто так тратить деньги, если можно самой дома спокойно все посмотреть..

Затем я покупаю билеты на выбранные места в кассе жд вокзала в прямом и обратном направлении на нужные даты. При чем брать билеты надо за два или три месяца до поездки, потому что больше выбор мест.

Как то я ездила в последнем купе плацкарты, надоел стук двери за поездку. Если нет мест на фирменный поезд, стараюсь брать билет в вагон с кондиционером и биотуалетом на обычном пассажирском поезде. Так как в вагоне без кондиционера летом очень душно, а обычные туалеты закрывают на станциях.

Совсем недавно, на новогодние праздники 2020 года я ездила на фирменном поезде №038 «Томич» (место 9) до Тюмени и обратно на фирменном поезде №011 «Ямал» (место 1) в вагонах с кондиционером, двумя биотуалетами с одной стороны вагона.

Вагоны комфортные, чистые, с розетками для каждого места, с красивыми биотуалетами, возможно даже принять душ за умеренную цену -150р.

Проводники во всех поездках мне встречались хорошие, доброжелательные, отвечали на возникающие вопросы и помогали при необходимости. Сейчас в вагонах запрещено курение, штраф 1500 руб.

Это очень хорошо. Всем надо понимать, что пассивное курение опасно для здоровья человека. Единственное неудобство в том, что когда поезд останавливается на станции, курящие люди выходят и начинают курить. Тогда некурящим сложно найти на улице место, где бы не надышаться табаком. Возможно, в будущем ржд как то решит этот вопрос, чтобы прогуливаться на станциях всем было комфортно.

Так же необходимо изменять принцип работы вентиляции в вагонах без кондиционера. Потому что работа существующей вентиляции не обеспечивает комфортную температуру воздуха в вагоне, особенно летом при длительных остановках.

Если же для себя решить, что ты хочешь получить от поездки на поезде, каждый может выбрать себе подходящий вариант по комфортности и по цене.

Мои советы, на какой поезд и места покупать билеты:

Думаю, что в купейных вагонах ещё больше комфортности. В современных купейных вагонах я не путешествовала из-за того, что для меня они дорогие.

Читайте еще мои отзывы:

Отдохнуть в России тоже можно хорошо — это про Светлогорск

Микрорайон Сочи, где стоит отдыхать с осторожностью — это про Головинку

Поезд Нижневартовск- Адлер

Экономим на покупке ж/д билетов

Чем раньше вы купите билет, тем дешевле он обойдется. На поезда внутри страны билеты начинают продаваться за 90 дней до отправления (с 10 декабря 2017 года). Скидка может доходить до 50% — так, например, можно купить билет в купе по цене плацкарта. Называется эта система «Динамическое ценообразование».

Если на поезд не действует «Динамическое ценообразование», то на него распространяются сезонные коэффициенты. Как правило, это плацкарт и сидячие вагоны нескоростных поездов. Стоимость железнодорожных билетов меняется в зависимости от сезона. Например, в праздники и летом билеты дороже примерно на 10-20%. Подробнее о сезонных коэффициентах и дешевых билетах.

Как правильно заряжать телефон в поезде

В вашем купе далеко не всегда найдется розетка. Также напряжение в сети вагона может быть нестабильным и есть шанс спалить зарядку или даже сам девайс. Поэтому стоит заряжать телефон от мобильного аккумулятора. Чем выше емкость аккумулятора, тем он больше и тяжелее. Чтобы зарядить телефон один раз хватит батарейки на 2500 мАч, а для планшета нужно будет 15000 мАч. Для питания ноутбука в поезде купите сетевой фильтр с удлинителем (его еще часто называют «пилот»). В нем есть предохранитель, который защитит электронику от перегрузок.

Как перевозить деньги в поезде

Возить с собой в поезде наличные не стоит — лучше всего хранить все деньги на пластиковой карте или в виде дорожного чека. Но помните, что при обналичивании чека возьмут комиссию. Если все-таки возникла необходимость провезти крупную сумму наличных, то используйте нательные сумки для скрытого ношения. Эта же сумочка подойдет и для документов.

Какие места в поезде лучше выбрать

Розетка в вагоне люкс (СВ) частного перевозчика «ТКС»

Постельное белье обязан застилать проводник

В плацкарте проводник должен застелить постельное белье для инвалидов, пожилых людей, беременных женщин и пассажиров с детьми. В купе постель уже застелена. Одеяло можно требовать в любое время года — оно входит в состав комплекта постельного белья. Также проводник может заменить старое белье на новый комплект за отдельную плату. Читайте подробнее об обязанностях проводника

Как перевозить велосипед в поезде

Выбираем лучшие места в вагоне

Во всех поездах нижние полки — это нечетные места, а верхние — четные. В старых поездах без кондиционера не берите 3 и 6 купе, так как открыть окно там не получится. В плацкарте лучше не брать места с 37 по 54 — это боковушки, а 37 и 38 — боковушки у туалета. Лучшие места — у купе проводника, там недалеко розетка.

В некоторых поездах есть двухместное купе с местами 37 и 38. Это купе для хранения постельного белья. Часто белье туда не помещается и под него выделяют места 1-4, а 37-38 отдают в продажу. Плюсы такого купе очевидны — почти как СВ при одинаковой стоимости с другими местами в вагоне. Но у него есть и свои недостатки: теснота и укороченные полки. Двухместное купе есть только на фирменных поездах или составах, находящихся в пути более 36 часов.

Какие места в поезде лучше выбрать

Обед в высокоскоростном поезде «Стриж»

В купейном и плацкартном вагоне по просьбе пассажира проводник должен выдать бесплатно: стакан в подстаканнике и ложку, швейный набор (иголки с нитками и ножницы), медицинскую аптечку и настольные игры (шахматы, шашки, домино). Но в конкретном вагоне каких-то предметов из этого набора может не хватать. Кроме этого, в фирменном поезде будут бесплатны: набор путешественника (зубная щетка и паста, мыло, влажные салфетки), газеты и журналы. Читайте подробнее о бесплатном в поезде

Если берете скоропортящиеся продукты — мясо, яйцо, вареную колбасу, то съешьте их в первый день поездки. Лучше всего подойдут компактные и непортящиеся продукты — каши, супы и лапша быстрого приготовления, крекеры, твердые фрукты и овощи, орехи. Леденцы и чай с лимоном помогут от укачивания. Читайте подробнее о еде в поезде

Скидки на места у туалета

До конца 2016 года в плацкартных вагонах всех поездов перевозчика «ФПК» действуют скидки на купе (блок из 6 мест) у туалета. На места 33-37 скидка составляет 15%, на место 38 (верхнее боковое) — 30%. Акция не суммируется со скидками на верхние места в плацкартном вагоне. Не действует для групповых и детских тарифов.
На сайте Туту.ру цена с учётом скидки отображается на странице подтверждения данных заказа.

20 лучших лайфхаков для путешествия на поезде. Часть 2

Я родилась в Сибири, поэтому для меня 4-дневные поездки на поезде до Черноморского побережья — это что-то «родом из детства». Когда цель действительно того стоила)

Но так просто и радужно поездки с РЖД воспринимается только в детстве. Во взрослом возрасте все это выглядит совсем иначе. Во времена, когда дешёвые авиабилеты можно выловить в два клика, а дальние направления на поезде стоят по цене «крыла от самолета», глупо тратить деньги, время и нервы.

Но есть направления, где проще воспользоваться поездом. Некоторые из моих:

Здесь ж/д билеты в разы дешевле стоимости авиаперелетов. А на некоторые и вовсе нет прямых. Рейс с пересадкой в Москве будет длиться даже дольше. Стоит ли это того, когда можно просто купить билет на поезд и с удовольствием поспать, минуя томительные ожидания в аэропортах?

Условия в поездах

Им даже сложно дать единое описание. Иногда это удивление и восторг. Например, в плацкарте поезда Адлер — Кисловодск (2020 год) были шторки! То есть можно задвинуть их, и никто вас не увидит. Очень удобно и непривычно. А ещё личный светильник и своя розетка. Да, такое бывает.

Плацкарт со шторками. Как вам такое?)

Когда я впервые прокатилась на таком поезде, невольно обрадовалась такой модернизации и в последующих поездках ждала чего-то подобного. Но нет. Есть поезда, где по прежнему не работает свой биотуалет, и проводник любезно рекомендует гулять по соседним вагонам.

Один из таких вагонов мне попался на пути следования Челябинск — Астана. Не работал биотуалет, что провоцировало очереди в соседних вагонах, а потом и вовсе выбило их из строя.

Везде ли есть розетки?

Помните, как раньше была единственная розетка у туалета или «за 50 рублей у проводника»? И те меньшей мощности, где приходилось рисковать работоспособностью своего гаджета. Минимальное количество розеток, которое мне встречалось с 2015 по 2022: по 1 в каждом плацкарте (купе) и несколько (через один-два) на боковых местах.

И у туалета, конечно же, осталась, как без неё!) Сидеть возле мусорки и заряжать свой телефон до заветных 20% — это уже ностальгия. Но, повторюсь, мне довелось встретить поезд, где на каждом месте имелась своя розетка. Исключительный, но очень приятный случай. Кстати, я по старинке опасаюсь заряжать телефон в поезде и отдаю предпочтение мощным power банкам. Иметь с собой портативный аккумулятор никогда не будет лишним.

Ни разу не покупала билет без него, даже для 5-часовых поездок. Даже на таких расстояниях в любое время суток мне комфортнее спать под шум поезда. Стоит эта опция около 100 рублей. Оно всегда чистое и умеренно выглаженное, но бывает не совсем целым.

Так выглядит СВ

Что по поводу обслуживания?

Порядок обслуживания всегда неизменен. Сначала смотрят билет (электронный или физический), пропускают, советуют не убирать далеко документы, спустя полчаса после отправления поезда подходят рассказать об особенностях поезда/остановок и, конечно же, стремятся что-то продать — чай, кофе, сувениры, фирменный завтрак от вагона ресторана. На станциях, где ловят связь, позволяют оплатить по карте.

За 30-40 минут до прибытия на вашу станцию, вас обязательно разбудят. Мелочь, а приятно и иногда очень-очень важно!

Обратите внимание: вы всегда можете попросить стакан + подстаканник + чайную ложку, даже если вы ничего не купили.

Иногда можно встретить начальника поезда, который опрашивает пассажиров: «все ли нравятся?». Хочется верить, что все замечания берутся в работу.

Это уже дело случая. Чаще всего мне попадаются грязные туалеты, пыльные полы. А ещё зачастую отсутствуют бумажные полотенца и мыла. Но я настолько привыкла надеяться на себя, что мне проще взять все подобное с собой и не переживать. Да, и гигиеничнее будет.

С напором воды тоже бывают проблемы. Я умываюсь исключительно своей бутилированной водой. Не знаю, насколько миф или правда — но считается, что техническая вода в поезде вредна для кожи.

Самая важная вещь для поезда, 5 из 5!)

Какую полку выбрать?

Верхняя или нижняя? Для меня это всегда дилемма. Зависит от приоритетов:

1. Удобство. С большим багажом или на дальние расстояния — только нижняя полка. Да, даже при размещении на верхней полке вы всегда можете расположить часть своего багажа внизу, но это всегда вопрос неловких моментов: смотря с какими попутчиками будете следовать. Обедать вы тоже можете на нижней. Но! Если купе оснащены довольно удобное лестницей, то в плацкарте забираться на второй этаж гораздо сложнее.

2. Цена. Иногда верхняя полка стоит на 10-20% дешевле (в плацкарте). В купе разброс цен ещё шире. Сравнивала для некоторых своих поездок: верхняя полка в купе = нижняя полка в плацкарте. И для «одиноких» поездок я обычно выбираю второе.

3. Где теплее? Для меня это главная проблема. По ощущениям, осенью ехать на нижней полке холоднее — сильнее дует от окна. Но при наличии отопления (полагаю, его начинают включать в конце октября) эта проблема сводится к нулю.

4. Выбор с учетом роста? Для высоких людей будет исключено удобна нижняя полка. Особенно в плацкарте, где есть «третья полка» для багажа. Там даже с моим ростом 160 см сесть удобно, облокотившись на подушку. А вот в купе расстояние «до потолка» гораздо больше, поскольку багажные полки расположены сбоку.

Вопроса выбора боковой и обычной полки у меня обычно не стоит. Выбираю боковую (и только нижнюю!), если отсутствуют другие варианты, и то лишь на максимально коротки расстояния, из разряда «Краснодар — Новороссийск», где время в пути не превышает 4-5 часов.

Поездка в СВ

Здесь же я затрону тему РЖД Бонус. За поездки вам начисляются бонусные баллы. Например, за билет стоимостью 2100₽ мне начислили 600 баллов. 1 балл — НЕ равен одному рублю. Их можно потратить на поездки в купе или СВ.

Интерфейс «РЖД бонус»

Для 12 часовой поездки в купе можно купить билет за 4000 бонусов + доплатить около 700₽ в денежном эквиваленте. СВ можно купить за 7000 баллов и доплатить также около 700₽ в рублях. Так, мне удалось купить билет в СВ по маршруту «Екатеринбург — Челябинск». Время пути 5 часов, зато с каким комфортом!)

Набор в СВ

Выдали набор: тапочки, щётка/паста, влажная салфетка, мыло, расческа, губка для обуви. По пути следования проводник БЕСПЛАТНО предлагает отведать чай или кофе.

На столе можно увидеть скатерть — мелочь, а приятно. И самая комфортная опция — постель сразу заправлена.

Кстати, полная стоимость билета в СВ по такому 5-часовому маршруту составляет 3600₽ (купе около 1800₽, плацкарт 1000₽). Здесь уже вопрос приоритетов. Несмотря на то, что места в СВ два, я ехала одна, было очень комфортно.

Сервис на вокзале

В одну из поездок мне потребовалась помощь грузчика (или иными словами — человека, который поможет дотащить сумки/чемодана до поезда, по цене 200₽ за единицу багажа). Я планировала беспрепятственно донести все сама, но внезапно выпал мокрый снег, и ситуация вышла из под контроля. Катить неподъёмный 25-кг чемодан было просто невозможно. До моего отправления оставался час (оптимальное время прибытия на вокзал). Я позвонила по телефону горячей линии и попросила оказать мне услугу. Но мне сообщили, что это нужно делать намного более заранее — желательно, за 1,5-2 часа.

Окей, пришлось тащить самой. Далее — Челябинск и моя 5-часовая пересадка там. Я ожидала пересадки в зале Комфорт (700₽ за 4 часа) и там я смогла заблаговременно заказать услугу. Мне донесли 1 чемодан до поезда.

200₽ за одну единицу багажа

Важное уточнение: заносить в поезд вам его не обязаны, это не входит в стоимость. Казалось бы — ради этого я и воспользовалась такими услугами, но нет. В этом мне уже помог проводник.

Для меня это место обладает особенной атмосферой. Если узнаю, что он имеется в поезде — сразу направляюсь в его сторону. А есть он мало где.

Вот такой милый вагон ресторан попался мне на пути следования «Новосибирск — Екатеринбург». Фруктовая тарелка стоит около 250₽, пакетированный чай около 100₽, блины около 300₽. Обслуживание на 2 из 5, вкус еды — 1 из 5, но это не главное!)

Наблюдать закат из поезда — особый вид эстетики

Вывод: путешествия с РЖД — это всегда лотерея. Попутчики могут оказаться «милыми ребятами», с которыми можно с интересом беседовать всю дорогу, а могут встретиться пьяницы, которые будут шуметь и ругаться. Все это дело случая и везения!)

Берите беруши, любимую книгу, power банк, побольше хорошего настроения и много-много питьевой воды. Тогда поездка пройдёт для вас максимально комфортно. А когда вы предвкушаете, что скоро окажетесь в долгожданном месте, ехать (даже на поезде с РЖД) приятно вдвойне ❤️

Вагон люкс (СВ)

Какие места в поезде лучше выбрать

СВ — это спальный вагон. В нем от 8 до 10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Есть люксы (СВ) с верхним и нижним местом, но в таком купе тоже всего 2 места. В стандартном люксе — 18 мест. Люкс (СВ) комфортнее купейного вагона, так как в нём нет верхних полок. На нижних полках есть мягкая спинка для сидения.

По уровню обслуживания СВ лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор. В зависимости от компании-перевозчика, пассажирам предоставляется разный набор услуг (питание, напитки, дорожный набор, пресса, белье).

Люкс (СВ) удобен для семейного или романтического путешествия, когда можно выкупить все купе. Главный недостаток СВ — цена проезда. Она обычно в 3-4 раза выше, чем в плацкарте, и в 1,5-2 раза больше, чем в купе. Поездка в СВ обойдется дороже авиабилета на аналогичное расстояние.

Какие места в поезде лучше выбрать

Вагон люкс (СВ) «ФПК»

Конкретный поезд

«Я
смотрю время в пути, чтобы я комфортно легла и комфортно
проснулась». (жен., 36-45, купе)

«Мне
не важно: фирменный это поезд или нет — я в 2 часа ночи прибывать в
город не буду». (жен., 25-35, сидячие)

«Мне
нужно, чтобы поезд приходил в Питер достаточно рано, — так как
встречи по работе начнутся уже в 10:00, а мне нужно ещё заселиться
в отель, подготовиться, настроиться». (муж., 25-35,
СВ)

Сидячий вагон

Какие места в поезде лучше выбрать

В сидячем вагоне отдельно стоящие мягкие кресла с подлокотниками. Он напоминает салон самолета или междугороднего автобуса, но здесь значительно больше места. Лучше брать билет в сидячий вагон, когда поездка длится несколько часов. Так вы не успеете устать. Это, например, дневные экспрессы между Москвой и Санкт-Петербургом или Нижним Новгородом и Кировом.

Сидячие вагоны сильно отличаются по расположению и количеству мест, а также по классам обслуживания. Поэтому единой схемы для них нет. На рисунке для примера указана схема вагона поезда № 102Я Москва — Ярославль.

На Туту.ру в разделе «Поезда» есть схемы мест для многих сидячих поездов, в том числе для популярных «Сапсана» и «Ласточки». При покупке ж/д билета (на странице выбора мест) для некоторых поездов указано направление движения. Это позволяет выбрать удобные места, чтобы не ехать спиной вперед.

Подробнее о сидячих местах в поезде

Какие места в поезде лучше выбрать

Скоростной поезд «Стриж», вагон 1 класса

Вагон международного сообщения с 4-местными купе

Какие места в поезде лучше выбрать

По уровню комфорта четырехместные купе на международных маршрутах аналогичны обычным купейным вагонам на территории РФ. Но за рубеж, как правило, ездят новые вагоны, поэтому в них есть много приятных мелочей.

Еще купе в таком вагоне может превратиться в люкс, если поднять верхние полки. В зависимости от маршрута в вагоне может быть общий душ, в купе — кондиционер, индивидуальное освещение для каждого места и розетки.

Какие места в поезде лучше выбрать

4-местное купе в поезде Москва — Ницца.

Сидячие места в поезде

По своему виду сидячие вагоны немного напоминают салон самолета или междугороднего автобуса. Здесь такие же отдельно стоящие мягкие кресла с подлокотниками, но значительно больше места. Коленки не упираются в переднее кресло, иногда можно полностью вытянуть ноги. Есть возможность пройтись по вагону, постоять в тамбуре или наклонить спинку кресла и спокойно поспать.

В вагоне нечетные места всегда находятся у окна, четные — у прохода. Наверху расположены длинные сплошные полки для багажа — как в электричке. Часто на спинке впереди стоящего кресла есть откидной столик. В вагоне обычно два туалета, но в некоторых поездах только один.

Сидячие вагоны сильно отличаются по расположению, количеству мест и классам обслуживания, поэтому какой-то единой схемы для них нет.

Какие места в поезде лучше выбрать

Схема вагона поезда № 106Я «Москва — Ярославль»

Многим людям тяжело долго путешествовать в сидячем вагоне — затекает все тело. Например, двое суток в поезде «Москва — Воркута». На такие расстояния брать сидячие места имеет смысл, если хочется сильно сэкономить, иначе стоит остановиться на плацкарте или купе. В сидячем вагоне удобно ехать не больше 5–10 часов. Это, допустим, дневные экспрессы между Москвой и Санкт-Петербургом или Нижним Новгородом и Кировом.

Главный плюс сидячих вагонов в составе обычных поездов — цена поездки. Билет в них обойдется в среднем в полтора раза дешевле, чем в плацкарте по тому же маршруту. Но это не относится к некоторым скоростным сидячим поездам («Сапсаны», «Стрижи»), стоимость проезда в которых значительно выше того же плацкарта. Но и домчат они гораздо быстрее.

«Сапсан» разгоняется до 250 км/ч и проезжает расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга за 4 часа, на что обычному поезду нужно больше 8 часов. Это особенно актуально для деловых поездок, где буквально дорога каждая минута. Поэтому в первом классе «Сапсана» есть специальные купе для переговоров. Билет туда необходимо приобретать отдельно в кассах ОАО «РЖД».

Удобство сидячих мест сильно зависит от поезда («Невский экспресс», двухэтажный «Москва — Брянск» и т.д.) и от класса вагона в этом поезде (эконом, бизнес и т.п.). Сидячие вагоны у перевозчика ФПК делятся на 3 класса по уровню комфортности.

«1С» — первый класс. Здесь просторно (до 48 мест в вагоне). Обычно стоят три ряда сидений, есть кондиционер, удобный столик. Каждое кресло раскладывается в положение «полулежа». В стоимость билета обычно входит питание (холодные закуски) и набор путешественника (мыло, салфетки и т.д). Под потолком в проходе часто установлен жк-телевизор.

«2С» — второй класс. До 68 мест в вагоне — тут уже четыре ряда кресел. Может быть небольшой откидной столик на спинке переднего сиденья. Кондиционер не гарантируется.

«3С» — третий класс. Самый дешевый и наименее удобный из всех трех классов. Более 68 мест. Вероятно, нет кондиционера.

Какие места в поезде лучше выбрать

Скоростной поезд «Стриж», вагон 1-го класса

Поезда с номерами от 801 до 898 имеют те же классы сидячих мест, что и перечисленные выше, но в них ниже уровень комфорта. Больше мест в вагоне каждого класса — например, в 1-м классе до 60 мест. А в 3-м классе (3С) салон выглядит как в обычной электричке (трехместные лавки вместо кресел).

Есть также двухэтажные сидячие поезда, например № 45/46 «Москва — Воронеж». Они лучше обычных поездов: все вагоны новые и присутствуют приятные мелочи (розетки у каждого кресла и т.д.), а цена существенно ниже по сравнению с одноэтажными поездами.

В скоростных сидячих поездах, как правило, тоже есть 1-й и 2-й класс, но они значительно комфортнее, чем вагоны в обычных поездах. У каждого поезда свой набор дополнительных услуг: wi-fi, кожаные кресла с подставкой для ног, сиденья, которые можно повернуть по ходу движения, вагон-ресторан и так далее. В «Аллегро» (маршрут «Санкт-Петербург — Хельсинки») даже есть детская игровая комната.

На Туту.ру в разделе «Поезда» есть отдельные схемы мест для многих сидячих поездов, в том числе для популярных «Сапсана» и «Ласточки».

Сидячий поезд «Ласточка» развивает скорость до 160 км/ч. Он используется как скоростная электричка на рейсах длительностью до 4 часов. «Ласточка» курсирует на многих маршрутах в европейской части России. Все вагоны в нем одного класса. Сиденья не меняют наклон спинки, а туалеты расположены только в первом и последнем вагоне. Билеты на «Ласточку» недорогие, дешевле всех остальных поездов на этих маршрутах.

При покупке ж/д билета на Туту.ру для некоторых поездов указано направление движения (на странице выбора мест). Это позволяет выбрать удобные места, чтобы не ехать спиной вперед.

Билеты на поезда с сидячими вагонами можно купить на Туту.ру.

Какие места в поезде лучше выбрать

Если выбор с первого раза не вышел

Пассажир почти не сравнивает варианты, а постепенно
«проваливается» от выбора транспорта к выбору места. Но если где-то
есть блокировка «хорошего» решения, то он делает несколько шагов
назад.

Если на направлении несколько поездов, то выбирается примерно
похожий в том же ценовом диапазоне (но с рейтингом меньше). Ещё
некоторые люди просто меняют даты поездки и смотрят тот же самый
уже изученный поезд на соседние даты. Крайне редко человек меняет
класс вагона: ведь если он изначально нацелился на плацкарт, то
покупка купе будет восприниматься как «я мог купить в два раза
дешевле, но не купил».

Мягкий вагон

Какие места в поезде лучше выбрать

В мягком вагоне может быть 4, 5 или 6 купе. Планировка самого купе и обстановка в нем также сильно различаются. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Сами купе похожи на люкс, но отличаются большей площадью.

Мягкий вагон оборудован на уровне 3-4-звездочного отеля: в каждом купе есть биотуалет, умывальник, душ, кондиционер, телевизор, мягкий диван и кресло. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце, свежую прессу. В мягких вагонах оборудован бар.

Из минусов — высокая цена, значительно превышающая стоимость билета на самолет.

Какие места в поезде лучше выбрать

Интерьер мягкого вагона фирменного поезда «Гранд Экспресс»

Зачем люди вообще ездят?

Чтобы понять, почему делается тот или иной выбор, давайте
разберёмся с тем, зачем люди вообще ездят.

Причина 1: поездки к родственникам 
Это одна из самых массовых причин путешествовать в нашей стране
вообще. Эти поездки имеют довольно чёткую цикличность, потому что
вызваны совместным отмечанием дней рождения, встречами на Новый год
и помощью родителям по их просьбе (например, присмотреть за домом и
собакой, пока они едут в отпуск, или сделать что-то на участке). С
точки зрения модели предсказаний они очень удобны для
прогнозирования, потому что планируются заранее. Сами выезды бывают
двух типов: основные длительные 1-2 недели, часто совмещаются с
отпусками, делаются примерно пару раз в год. И бывают
кратковременные на 2-4 дня (на выходные, отгулы на работе), эти
случаются 2-3 раза в год в среднем. Маршрут регулярный, хорошо
изучен пользователями: выбирают примерно одни и те же поезда, знают
их время выезда-приезда и время пути. Это важно, но к обобщённой
модели выбора поезда мы вернёмся чуть позже. Состав участников
поездки может отличаться в зависимости от обстоятельств:
самостоятельная поездка (помочь родителям, ненадолго погостить); с
детьми («понянчить» внуков, оставить детей на каникулы); всей
семьёй (провести семейный отпуск у родных). Обратные билеты
покупаются сразу редко, поскольку пассажиры знают особенности своих
поездов, берут обратные уже на месте, когда разберутся с делами, то
есть примерно за неделю до отправления. Эта модель поведения
меняется, если пассажир хотя бы раз встречался с нехваткой самых
экономичных мест в своём поезде.

От поезда такие путешественники ждут минимального комфорта и
возможности доехать дёшево.

Командировки 
Это вторая по важности причина путешествовать на поезде, и
пассажиры этой группы очень сильно отличаются по поведению от
привычных стереотипов. Обычно это люди, которые хотят работать в
дороге (то есть пользуются связью, розетками, требовательны к
тишине, стараются не путешествовать плацкартом). Второй критерий —
выспаться любой ценой перед прибытием, то есть много внимания
уделяется времени приезда и комфорту сна. Командировочные очень
любят обратные поезда, позволяющие продлить поездку на 1 день по
документам, но по факту на час-два (время прибытия 00:10 смотрится
отлично). Если в билет включено питание — это большой плюс для
отчётности.

Командировки бывают плановые (горизонт две недели) и внезапные
(нужно приехать как можно быстрее на место). По большей части это
краткосрочные поездки, до недели, пик в районе 1-2 дней в
зависимости от города.

Билеты редко покупаются заранее: за 5 дней — хороший результат,
но чаще за 1-2 дня. С точки зрения модели предсказаний — это чаще
всего регулярные поездки по трём-четырём городам. Пассажир раз за
разом возвращается в «свои» точки или движется между ними
одинаковыми маршрутами. Если едет группа коллег, билеты могут
заказываться централизованно, каждый отдельный пассажир не влияет
на процесс выбора. Но если кто-либо едет один, то это либо
самостоятельный выбор, либо более сложная кастомизация.

Принцип покупки билета: самый дорогой из доступного по правилам
внутри компании. То есть для каждой категории командировочных есть
наборы тарифов при заказе. Для топ-менеджмента это может быть
«только СВ и выше или бизнес-класс Сапсана», для перемещения
линейных сотрудников — «самый дешёвый» или «самый быстрый не дороже
такой-то суммы» и так далее. При этом чем более срочная
командировка, тем выше вероятность, что правила разрешают брать
билеты дороже. Покупают туда-обратно, так как программа обычно
простроена заранее и никаких «сюрпризов» по датам не
предусматривается + необходимо отчитываться перед бухгалтерией.

«Я на
цену практически не смотрю, так как на работе всё оплачивают, —
надо только вписаться в диапазон от 4-7 тыс. до Питера. Почему бы
не путешествовать с комфортом?». (муж., 25-35)

Особенно интересный вариант использования поезда в командировках
по нескольким городам — это сочетание гостиницы и транспорта. Места
СВ примерно совпадают по ценам с гостиницами выше среднего уровня,
и плюс вы просыпаетесь на новом месте. Вот посмотрите на
поезда «Гранд
Экспресс» и «Мегаполис» —
фактически они созданы именно для этой категории
путешественников.

Выходные 
Исключительно развлекательный тип поездок для тех, кто может себе
это позволить (это та категория населения, у которой расходы на
еду, одежду и квартиру не превышают половину зарплаты).

На короткие праздники или выходные люди едут в другой город. Это
может быть желание развеяться, посмотреть что-то там, встретиться с
друзьями, послушать концерт, поучаствовать во встрече сообщества и
так далее. В среднем пассажир делает две-три таких поездки в год,
но это число очень зависит от желания путешествовать и «лёгкости на
подъём» — статистику делают те, кто вообще никогда не выезжал на
выходные, и те, кто делает так почти постоянно. Если пассажир
воспринимает смену обстановки как отдых (а далеко не для всех это
так), то он начинает выезжать сначала в радиальные выезды вокруг
своего города на выходные, а потом забирается всё дальше и
дальше.

Обычно это кратковременная поездка (до 3-4 дней). Тут дело не
только в том, что нужно выехать в пятницу вечером, чтобы вернуться
в воскресенье в ночь, но и в том, чтобы не причинять дискомфорт
принимающей стороне. Опрошенные пассажиры считают, что оставаться
дольше — сложно для тех, у кого они гостят.

Билеты обычно покупаются за день, сразу туда-обратно. Поездка
чаще всего коротка, не больше 12 часов в одну сторону. Пассажиры
ездят в одиночку либо с мужем-женой, но при этом в подавляющем
большинстве случаев без детей.

По мере роста опыта пользователя поездка становится всё дальше.
В компанию к пассажиру добавляются друзья и подросшие дети. Вместо
спонтанной покупки билетов пассажир начинает отслеживать акции и
выгодные предложения и часто выбирает незнакомое направление по
ним.

Море 
До примерно 30-х годов двадцатого века было принято отдыхать в
горах с целебным воздухом. Сейчас традиция — отдыхать на море.
Почему я говорю про традицию — потому что пассажир делает максимум
одну поездку на море за год. То есть стремится ездить каждый год,
но не всегда получается. А вот два раза в год — так уже почти никто
не делает. Минимальный срок такой поездки — 2 недели. Планируется
обычно на лето сильно заранее. Билеты берутся туда-обратно за месяц
минимум. Индивидуальные путешественники чаще всего так не ездят,
самый частый тип пассажиров — муж и жена с ребёнком или двумя.

Личные дела 
В такой поездке надо быстро добраться и, сделав необходимые дела,
практически сразу вернуться обратно домой. Длительность подчиняется
необходимости быть в определённое время в определённом месте.
Билеты подбираются так, чтобы потратить минимальное время на
поездку. Только индивидуальные путешественники.

Ну и напоследок — попробуйте угадать тот день в году (с
точностью до недели), когда происходит больше всего возвратов
железнодорожных билетов. И назвать причину, почему.

Что мы сделали

Сделали вот такую подсказку, которая смотрит на весь поезд и
ищет лучшие места из возможных по тому, как обычно их выбирают
пассажиры:

Какие места в поезде лучше выбрать

В этом примере пассажиры едут вдвоём. Сначала выбирается самый
свободный вагон, потом в нём не первое свободное купе (обычно в
районе середины), затем в нём два места — нижние, если цена
устроит, или верхние, если хочется со скидкой. Этот поезд без
плацкартов, поэтому третий выбор тоже купе, но ближе к выходу. В
случае поезда с плацкартами первые два варианта были бы
плацкартными.

Вместе с обычным выбором место это выглядит вот так:

Какие места в поезде лучше выбрать

Можно выбирать как обычно, а можно просто щёлкнуть в подобранные
места.

Какие места в поезде лучше выбрать

Как и всегда, можно посмотреть фотографии, схему вагона и
прочее. А можно не ковыряться и просто доверить выбор роботу.

Сейчас 24% пассажиров доверяют роботу, причём около 51% выбирают
первый вариант из трёх. Ещё около 30% хотят контроля в своей жизни
и выбирают вручную именно те места, что предлагал робот. Остальные
меняют что-то в выборе, например, берут верхнюю и нижнюю полки
вместо двух верхних или двух нижних либо осознанно двигаются ближе
к выходу из-за крупных сумок и так далее.

Вагон международного сообщения с 3-местными купе

В некоторых поездах международного сообщения есть трехместные купе. Всего в таком вагоне 33 места. В купе все три спальных места расположены друг под другом с одной стороны. Такие купе могут использоваться как двухместные — средняя полка остается в поднятом положении.

По размеру они меньше 4-местных купе и могут показаться тесными. Когда в нем трое пассажиров, они все вместе вынуждены сидеть или лежать, так как сидеть с опущенной средней полкой невозможно. Поэтому вагоны с 3-местными купе сейчас используются очень редко.

Ехать в таком купе приятно, только если выкупить вдвоем все три места и поднять среднюю полку. Из удобств в них могут быть (но есть не во всех купе) кресло, столик, умывальник и шкаф для одежды.

Какие бывают услуги в вагонах и что означает класс обслуживания

Какие места в поезде лучше выбрать

Была ли полезна статья:
Да
Нет

Класс вагона

Сапсан, Ласточка — доехать быстро и удобно. Для деловой
поездки — вариант быстрее самолёта (с учётом прибытия в центр
города и отбытия из центра), и ещё можно работать в дороге. В
самолёте лоукостеров с ушами, закрытыми коленями, не всегда так, да
и многие на высоте чувствуют себя не очень.

Плацкарт — бюджетно доехать, сэкономить, требование
безопасности, ностальгия по детству. Цитаты: «Ехать недолго, можно
и потерпеть», «Всё для моего комфорта есть, всё остальное обеспечу
сам», «Зачем тратиться на дорогу, если деньги можно потратить уже в
поездке», «Кипит жизнь — не скучно ехать», «Безопасно — все у всех
на виду». Плацкарт до сих пор воспринимается как базовый безопасный
выбор, хотя перевозчики хотели бы видеть в этом месте купе.

Купе — комфорт, чувствовать себя успешным: «Если долго
едешь, то лучше в комфорте», «Очень плохие воспоминания о поездках
в плацкарте — неприятные запахи, торчащие ноги и др.», «Я могу
позволить себе комфортные условия».

СВ — приватность и комфорт для жизни или работы. Цитаты:
«Вышел в своей жизни на определённый уровень, не хочется уже
другого», «Возможность комфортно поработать: мы и обсудить что-то
можем, и созвониться по скайпу», «Это мой отдельный мир, никто не
беспокоит», «Хочу, чтобы мой отдых начался уже в дороге».

Важную роль в выборе класса вагона играет та компания, с которой
планируется поездка. Молодёжь склонна к плацкартам (купе на шесть
человек для большой компании) и дешёвым билетам. С семьёй — хотят
зачастую уединиться в купе. С маленькими детьми комфортнее
купе.

Чем меньше расстояние до места (время в пути), тем с большим
дискомфортом готовы мириться пассажиры в обмен на лучшую цену.

Практика выбора вагона как «отдельный шаг» ещё не осознаётся
пользователями, но уже появляется чаще. Пользователи стараются
выбрать самый свободный вагон. Потом смотрят на характеристики
вагона и выбирают, какие условия важны, а какие можно
потерпеть.

Есть слабое предпочтение к центру поезда (вагоны в середине
воспринимаются как более безопасные и более «упорядоченные» из-за
близости штабного).

«Я
всегда выбираю 9-й вагон. Потому что там едет руководство поезда и
косяков быть не может». (жен., 36-45, купе)

Некоторые считают, что в последнем вагоне любого поезда сильно
трясёт:

«Любим
вагоны посерёдке, начиная с 4-5, и не самый последний. Болтает,
особенно если поезд полупустой. А в первом вагоне постоянно чем-то
пахнет, может быть из-за работающей техники». (жен.,
25-35, сидячие)

Плацкартный вагон

Какие места в поезде лучше выбрать

Это самый популярный тип вагона из-за невысокой цены билетов. В вагоне 54 места — 9 купе по 6 спальных мест. Два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными.

Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по 4. Места с 33 по 38 находятся около туалета. Здесь могут мешать хлопанье двери, ведущей в коридор, и неприятные запахи.

В третьем (места 9-12) и шестом (места 21-24) купе не открываются окна. Это актуально для старых поездов без кондиционера. В новых поездах вентиляция работает нормально.

Обычно в вагоне два туалета, есть титан с кипятком для заваривания чая. Каждое купе оборудовано столиками, на боковушках столик и два места для сидения получаются, если разложить нижнюю полку. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки.

В полностью занятом плацкарте может быть душно и тесно (особенно на боковых местах). Плацкартные вагоны в фирменных поездах чище и комфортабельнее: есть кондиционер и биотуалет, больше розеток.

Какие места в поезде лучше выбрать

Плацкартный вагон в фирменном поезде «ФПК»

Как отсеивают поезда?

По простым принципам:

Очень редко проверяется вся цена по поезду в личных поездках, но
часто — в деловых:

«Я
обычно езжу в купе, но если вижу, что цена на СВ снижена, — то
почему бы не поехать на СВ с большим комфортом». (жен.,
36-45, купе)

Купейный вагон

Какие места в поезде лучше выбрать

В купейном вагоне обычно 32 или 36 мест, разбитых на купе по четыре места в каждом. Бывают вагоны на 38 мест, где места 37–38 — двухместное купе. Нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок. В общем коридоре есть откидные стульчики.

В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В отличие от плацкарта, в купе третья полка отсутствует — ее заменяет ниша для багажа под потолком. Поэтому на верхней полке в купе можно свободно сесть.

Купе — один из самых востребованных типов вагонов благодаря сочетанию цены и комфорта. В вагоне меньше людей, не мешают посторонние разговоры, а личные вещи находятся в сохранности. В купейном вагоне аналогично плацкарту есть два туалета и титан. Но в купе реже бывают очереди в туалет по сравнению с плацкартом, так как в таком вагоне едет значительно меньше пассажиров.

Часто по акции верхние полки в купе можно купить по цене плацкарта. В некоторых вагонах при покупке билета можно выбрать тип купе. В смешанном купе могут ехать и мужчины и женщины, а в женском — только женщины. Вид купе определяет пассажир, который первым купил билет.

Какие места в поезде лучше выбрать

Купе повышенной комфортности в «Таврии»

Как выбирается место в вагоне

В плацкарте лучшие места, с точки зрения пассажиров, —
середина вагона или близко к ней. Самыми плохими считаются места у
туалетов, на боковых полках, в первом купе. Нижняя полка
воспринимается как нечто доброе и приятное. Серьёзные колебания
начинаются в тот момент, когда нужно выбрать между нижней боковой и
верхней обычной.

При выборе места для пожилых пассажиров, в поездке с детьми или
большим багажом нижняя полка становится куда более весомым фактором
в выборе. Часто, если нижней полки нет, пассажиры возвращаются на
выбор вагона, а оттуда — на выбор поезда.

Места в свободных на момент покупки купе занимают быстрее, чем в
тех, где уже кто-то есть (за редким исключением купе, где первый
пассажир определяет пол других пассажиров).

На двухэтажных поездах самые нелюбимые места пассажиров —
верхние полки на втором этаже.

В сидячих вагонах  оптимальный выбор — у окна, не в
противоряд с другими пассажирами («не конкурировать ногами»), ближе
к середине, лицом по направлению движения поезда.

СВ — выбирается любое место.

Когда едет семья или компания, всем важно оказаться в одном
купе.

Если на карте вагона есть розетки и их мало (не у каждого
места), предпочтительнее места с розетками.

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь