Во время бронирования железнодорожных билетов для командировки могут возникнуть вопросы, как правильно выбрать тип вагона и какой класс обслуживания в поезде лучше. Для обозначения разных типов вагонов и классов обслуживания в РЖД используются сочетания цифр и букв. Например, можно встретить обозначения вида 1А или 2Б.
Набор удобств и услуг зависит от типа вагона. Таким образом, при покупке билета вы можете выбрать подходящее вам место в вагоне нужного типа. В этой статье мы разберем наиболее распространенные типы жд вагонов пассажирских поездов в РЖД, а также классы обслуживания.
- Сидячие вагоны
- Плацкартные вагоны
- Купейные вагоны
- Вагоны люкс и СВ
- Классы обслуживания и услуги в сидячих вагонах
- 1С, 2С, 3С
- 2В, 2Ж
- Классы обслуживания и услуги в плацкарте
- Классы обслуживания и услуги в купе
- Классы обслуживания и услуги в СВ
- Что такое габарит Т?
- А что, так можно было — просто взять и сделать вагон больше?
- Как проектировался новый вагон и что вообще показывают?
- Интерьеры
- Что менялось и как, и что нужно ещё поменять
- На что ещё влияет новый тип вагона?
- Сидячий вагон
- Плацкартный вагон
- Общий вагон
- Купейный вагон
- Вагон люкс (СВ)
- Мягкий вагон
- Вагон международного сообщения с 4-местными купе
- Вагон международного сообщения с 3-местными купе
- Классы обслуживания РЖД
- Вагон с сидячими местами
- Вагон с сидячими местами (электропоезда)
- Вагон люкс (СВ) и РИЦ (2-местные купе)
- «Сапсан»
- «Стриж»
- Классы перевозчика «Гранд Сервис Экспресс»
- Классы перевозчика «Тверской экспресс» (поезд «Мегаполис»)
Сидячие вагоны
В вагонах этого типа у каждого пассажира отдельное кресло или сиденье. Сидячие вагоны подходят для дневных переездов на относительно небольшие расстояния, хотя иногда билеты в сидячие вагоны продают и на более дальние дистанции.
Например, в межрегиональных «Сапсанах» и «Стрижах» доступны только сидячие места, также этот тип билетов продают на поезда, которые ходят в пределах области или между соседними областями.
В зависимости от класса обслуживания, сидячие вагоны могут маркироваться 1С, 2С, 3С, 1Р, 1Ж, 2Ж, 3О, 3В и так далее, где цифра обозначает уровень комфортности, а буква отражает особенности вагона (например, разрешен ли провоз животных, наличие кондиционера и т. д.)
Плацкартные вагоны
Плацкарт — это пассажирский вагон открытого типа, в котором пассажирам доступны места для сна. Это наиболее бюджетный вариант проезда для дальних дистанций. Как правило, доступны верхние и нижние полки в блоке и боковые.
Вагоны плацкартного типа обычно обозначаются цифрой 3. Буквенные обозначения указывают на особенности вагона, например:
3Д — вагон с кондиционером, можно перевозить животных.
3Л — вагон без кондиционера и биотуалета, нельзя перевозить животных.
3Э — вагон с кондиционером и биотуалетом, нельзя перевозить животных.
Купейные вагоны
Купе — один из самых популярных типов вагонов, так как представляет оптимальное соотношение комфорта и цены. Как правило, в таком вагоне восемь или девять изолированных друг от друга купе по четыре места в каждом. Поэтому проезд в купе более комфортный: не мешает посторонний шум, а личные вещи в большей сохранности.
Вагоны такого типа обычно маркируются цифрой 2 (второй класс). Услуги в купейном вагоне могут включать питание, провоз животных, сейф и так далее. Вот несколько примеров маркировок:
2Э — купе с кондиционером, в стоимость включено питание, пресса и гигиенический набор. Также разрешено перевозить домашних животных.
2К — есть кондиционер и биотуалет, разрешено провозить домашних животных, другие услуги за дополнительную плату.
2Д — наличие кондиционера и биотуалета не обязательно, провоз животных не разрешен, прочие услуги за дополнительную плату.
Вагоны люкс и СВ
Наиболее комфортными для проезда являются вагоны люкс и СВ (спальные вагоны). В вагонах такого типа в каждом купе по два спальных места, оба из которых расположены снизу. В СВ всегда установлен кондиционер, часто есть кнопка вызова проводника.
Вагоны люкс и СВ обозначаются цифрой 1 (первый класс). Услуги в вагонах повышенной комфортности могут включать питание, напитки, телевизор в купе, дорожные наборы, пресса и так далее. Примеры маркировок:
1Б — бизнес-класс, купе для одного взрослого пассажира. В стоимость включено питание, напитки, гигиенический набор, пресса, также разрешено провозить с собой домашних животных.
1Э — условия и набор услуг как в бизнес-классе, но можно не выкупать купе целиком.
1У — уровень комфорта первого класса, разрешен провоз животных, прочие услуги за дополнительную плату. Более подробно о маркировке различных типов вагонов можно прочитать по ссылке: класс обслуживания в поездах РЖД расшифровка.
Вагоны поездов обозначаются сочетаниями цифр и букв, например, 1А или 2К. Таким образом при покупке билета понятно, в вагоне какого класса доступны места. Например, плацкартные вагоны обозначают цифрой 3, а сидячие места — буквой С.
Набор удобств и услуг зависит от типа вагона. В этой статье подробно распишем, какие услуги доступны в различных вагонах. В конце дана удобная таблица.
Детали у перевозчиков могут различаться, но в целом принципы совпадают. Большинство российских поездов формирует транспортная компания ОАО «ФПК», поэтому основные нормы берут у неё.
Классы обслуживания и услуги в сидячих вагонах
В сидячих вагонах у каждого пассажира отдельное кресло, на которое и покупается билет. Компоновка вагонов может отличаться: к сидячим относят как «Сапсаны» и «Стрижи», так и поезда, которые ходят по области или между соседними городами.
1С, 2С, 3С
Такие типы вагонов встречаются в различных поездах, и везде есть свои нюансы. От конкретного поезда зависит, что включено в набор услуг. Обычно вагоны 1 и 2 классов оборудованы кондиционером, а в 3 кондиционеров нет.
В «Сапсане» 1С — вагон бизнес-класса. У каждого пассажира есть кресло, столик, шкаф для вещей. Розетки установлены рядом с каждым блоком кресел, чтобы можно было подключить ноутбук или зарядить телефон. Пассажиры могут приобрести свежую прессу или выбрать по меню горячее питание.
Вагоны 2С есть в «Сапсане» и «Стриже». Это вагоны второго класса, а значит, билеты туда дешевле. Пассажирам «Сапсана» доступны вешалки для одежды и место для багажа. Места есть рядом со столом и без него.
Обычно так обозначаются места в купе в сидячем вагоне двухэтажного поезда. В стоимость билета чаще всего включено питание, пресса и гигиенический набор.
Это вагон с индивидуальным размещением, то есть при покупке билета вы выкупаете все места. В стоимость билета включено питание, пресса и набор с зубной щёткой, пастой и салфетками.
Так обозначаются места в вагоне повышенной комфортности. В стоимость билета включены холодные закуски.
2В, 2Ж
Обычные сидячие места. В таких вагонах меньше удобств, например, может не быть кондиционера, а в стоимость билета не включены никакие дополнительные услуги типа питания или гигиенического набора. Зато в этих вагонах разрешено провозить животных.
Обычный сидячий вагон. Кондиционер есть, а вот биотуалета может не быть.
Классы обслуживания и услуги в плацкарте
Вагоны этого типа обычно обозначаются цифрой 3, как третий класс. В плацкартных вагонах пассажирам доступны места для лежания. В стандартном вагоне 52 или 54 полки.
В таком вагоне есть кондиционер, а наличие биотуалета зависит от перевозчика. Можно перевозить животных.
В этих вагонах точно не будет ни кондиционера, ни биотуалета. Животных перевозить нельзя.
В вагоне есть кондиционер, наличие биотуалета зависит от перевозчика — может и не быть. Перевозить животных нельзя.
В таких вагонах есть и кондиционер, и биотуалет. Нельзя перевозить животных.
Классы обслуживания и услуги в купе
В купейных вагонах пассажирам предоставляются закрытые купе, в каждом по 4 полки. Обычно в таких вагонах от 32 до 40 мест. Они стандартно маркируются цифрой 2, то есть второй класс. В стоимость билета всегда входит постельное бельё, но в вагонах 2Д при покупке от него можно отказаться (нужно снять проставленную автоматически галочку).
Вагоны повышенной комфортности с кондиционером. Биотуалет есть не всегда. В стоимость билета включено питание, пресса и гигиенический набор. Можно перевозить домашних животных.
В вагоне есть кондиционер и биотуалет. Дополнительные услуги в стоимость билета не включены. Животных провозить можно.
В вагоне есть кондиционер, а биотуалета может и не быть (зависит от перевозчика). Дополнительные услуги платные. Можно перевозить животных.
Наличие кондиционера и биотуалета зависит от перевозчика. Все дополнительные услуги платные. Можно перевозить животных.
Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано. Дополнительные услуги в стоимость билета не включены. Животных перевозить нельзя.
Вагоны высокого уровня комфорта: есть биотуалет и кондиционер, пассажирам предлагают завтрак или ужин, гигиенический набор, тапочки, прессу. Детям выдают подарки. В купе есть телевизор, индивидуальные розетки и сейф. Животных перевозить нельзя.
Классы обслуживания и услуги в СВ
Вагоны СВ или Люкс отличаются повышенным уровнем комфорта: в купе только два места, полки для лежания мягкие. В вагоне от 16 до 20 мест. В вагоне всегда есть кондиционер. Цифра 1 означает, что это вагоны первого класса.
Бизнес-класс. Нужно выкупить всё купе целиком, в нём едет один взрослый пассажир. Можно провозить с собой мелких домашних животных. В стоимость билета включены напитки, питание, пресса, гигиенический набор.
Условия аналогичны вагонам 1Б, но можно не выкупать целое купе, а купить одно место.
Уровень комфорта соответствует первому классу, но дополнительные услуги в билет не включены (за них нужно платить отдельно). Животных провозить можно.
Если предыдущие маркировки относились к вагонам «Люкс», то 1Л — это СВ. В таких вагонах есть кондиционер, а биотуалета может не быть. Дополнительные услуги в стоимость билета не входят. Можно провозить животных.
Автор статьи Сергей Абдульманов
Мы рассказывали про прототип плацкартного вагона в габарите
1-ВМ, после чего получили 548 комментариев. Трансмашхолдинг все их
прочитал, как и кучу других комментариев в других местах. И анкеты
из выставочного образца, и мнения экспертов со всех выставок. Если
коротко, получился небольшой цейтнот: нужно вместить в вагон
невмещаемое, потому что удобно ехать вшестером в плацкарте в
габарите 1-ВМ довольно сложно. А ещё люди уже долгие годы просят
сделать полки длиннее, что не очень реалистично в заданных
условиях. И вот внезапно удалось пересмотреть базовый постулат: то,
что ещё недавно считалось технически нереализуемым, получилось
сделать. Теперь пассажирский вагон будет в габарите Т. Главная
фишка — плюс 28 сантиметров в ширину.
И эти 28 сантиметров дали нам душ в каждом вагоне! Ещё из
важного: плацкарты для интровертов а-ля капсульный отель, у каждого
пассажира своё собственное окно, отдельный шкаф для белья,
регулируемые воздуховоды, УФ-очистка туалетов после каждого
использования.
История интересна тем, что можно проследить живую связь между
бетой, обратной связью и внесёнными в следующей версии изменениями.
Давайте посмотрим, что поменялось в прототипе по собранной обратной
связи, как будет скомпонован новый вагон — и снова можно дать
обратную связь ФПК и ТМХ прямо на Павелецком вокзале или тут. И она
будет услышана.
Но, поскольку вокруг вагона царит некоторое непонимание, давайте
разбираться.
Начнём с вопроса, почему вдруг стало можно сделать вагон шире, и
почему раньше так не делали.
Что такое габарит Т?
Привычный плацкартный вагон 1-ВМ имеет габариты поперечного
сечения 4,598 × 3,100 метра. Габарит Т — 5,260 (с учетом
кондиционера)× 3,380 метра. То есть вагон получается шире и выше.
«Шире» означает, что можно увеличить те же полки в длину, увеличить
проходы, добавить всякого оборудования. « Выше» означает, что можно
убрать из стен большую часть инженерки наверх или вниз, что также
освободит место. Кондиционер, например, в нормальных вагонах в
«жилой» части совершенно не нужен, и он первым откочёвывает на
крышу. Окна тоже в таком габарите немного шире.
А что, так можно было — просто взять и сделать вагон
больше?
Во-первых, Т длиннее. Это означает, что нужно заново
рассчитывать все дуги, и кое-где их перекладывать. То есть он
должен идеально вписываться во все повороты.
Во-вторых, Т выше и шире. Это значит, что кое-где он не пролезет
в тоннель или путепровод, где-то собьёт кабель, где-то намотает
светофор и так далее. Нужно пройти по всему маршруту и убрать все
элементы, которые входят в габарит (в том числе при поворотах).
Среди прочего это означает далеко не самые тривиальные работы по
подъёму металлоконструкций и расширению тоннелей.
Поскольку «РЖД» уже работает над модернизацией сети под этот
габарит, за год стало можно говорить о некоторых маршрутах на
Т-вагоны. Связано это, в частности, с электропоездами и другими
вагонами, имеющими похожие габариты. То есть постепенно будет всё
больше и больше мест, где такой вагон пролезет. Сейчас новый
плацкарт пролезет там, где уже ходят электрички.
Как проектировался новый вагон и что вообще показывают?
На Павелецком вокзале до 16 октября стоит концепт-прототип
нового вагона. Увы, ограничения концепта на входе не озвучиваются
(точнее, не озвучивались до моего прихода, судя по реакции ТМХ),
поэтому люди думают, что это уже серийный образец. Более того, не
озвучивается назначение вагона, что ещё больше путает людей:
Вагон стоит снаружи прямо у вокзала, в него короткая очередь,
заходить можно в масках и перчатках (внутри дают бесплатно). Вход
тоже бесплатный. В отличие от прототипа 1-ВМ, внутри нет экскурсии
и нет конструкторов вагона. Но, как и прошлый раз, с нами Валерия
Шарафутдинова, руководитель управления продуктового и технического
маркетинга дирекции по развитию пассажирского транспорта ТМХ. В
смысле, она точно знает, что и как было сделано, зачем и почему, и
отвечает на все вопросы.
Теперь вы готовы смотреть интерьеры.
Интерьеры
Интерьер собирается из модулей двух типов: плацкарта со шкафом и
обычного плацкарта. Вот открытый по центру, а со шкафом — по
бокам.
Открытый плацкарт системообразующий, потому что в нём большое
окно, которое служит аварийным выходом. Это значит, что в вагоне их
минимум два, максимум — все.
Выглядит он довольно прилично, но уже тут видно и наследие
прошлого прототипа, и учёт пожеланий. Вот эти дверцы около голов —
это штуки с двусторонними замками, и если оба пассажира согласны,
можно их открывать. Так можно лежать почти вместе, разделившись
стенкой плацкарта. Если закрыть занавески, то при этом можно
отгородиться и ото всех остальных.
Ну и слот под сотовый телефон-лопату, да:
Занавески задёргиваются по всей полке, поэтому вагон в какой-то
момент будет задёрнут почти весь. Шторки перекочевали из
прод-вагонов серий 2018 и 2019 годов, они пассажирам нравятся:
Под столом есть розетки, но опять нет открывашки:
В прошлом прототипе убрали третьи полки, чтобы соблюсти
концепцию «Пассажир на верхней полке должен быть в таком же
комфорте, как и на нижней». То есть чтобы он мог сидеть там. У
верхнего пассажира появился небольшой столик для ноутбука или
доширака (на самом деле нет). Пассажиры в обратной связи настойчиво
просили вернуть третью полку, потому что тыкаться с баулом куда-то
по чужим отделениям — так себе план. Вернули вот в таком виде пока:
это багажное отделение, которое не мешает сидеть. Вокруг него ещё
куча всяких органайзеров типа крючков и сетки для вещей. Белая
штуковина выдерживает 200 килограммов груза сосредоточенной
нагрузки: это далеко за пределами допустимого багажа, но зато по
ГОСТу.
Боковую панель переместили так, чтобы она дула не в спину, а
сбоку воздухом. Воздуховод регулируется до полного отключения, как
в самолётах.
Ну и главное от габарита — спальное место (полка) стало длиннее
на 15 сантиметров (некоторые сообщают про 10, но на 15). И верхняя,
и нижняя. Пересобрали лестницы, прошлые, имхо, были удобнее, но эти
ещё и безопаснее.
В варианте плацкарта со шкафом поначалу страшновато, если у вас
клаустрофобия.
Но очень быстро выясняется, что там ехать удобнее. Я бы вот при
прочих равных для ночёвки выбирал бы именно такое, чтобы не
контактировать с другими пассажирами вообще.
Шкаф теперь стал более обтекаемым, «утоп» внутри плацкарта
(потому что полки удлинились), а столик не откидывается, а
выезжает.
Столик посреди полки делает вот так:
На боковых полках убрали шкафы из прошлой редакции (их все
быстро возненавидели) и поменяли расположение панели с
USB-розетками, светом и воздухом:
Нижний столик на двоих, но мест под стаканы три (по старой
традиции, видимо):
Панель теперь тоже сбоку, потому что в прошлой версии пассажиры
нажимали на органы управления головой и лезли в розетки
волосами.
Окна свои на боковушках:
И в плацкартах со шкафом (обратите, кстати, внимание на вот эту
дополнительную подушку около головы, это потому что человек в новой
матмодели не прямоугольный):
Вот так это выглядит на рендере в идеальном мире до того, как
будут задёрнуты шторки и по вагону не пройдёт проводник с
бельём.
ФПК давно просила ТМХ со своей стороны позаботиться о белье.
Проводники сейчас его хранят у себя в купе или на полках в первом
купе. Здесь в конце вагона добавился специальный шкаф для белья,
благо ширина позволила выиграть это место:
Собственно, теперь все кучи грязного белья и тюки с чистым будут
аккуратно прибраны, как в лучших домах Европы.
Что менялось и как, и что нужно ещё поменять
Как видите, концепция шкафа осталась, и этот ёжик будет жить с
нами. Я не уверен, что там вообще возможно какое-то некомпромиссное
решение, и пока разделение такое: ФПК могут заказывать любое
количество закрытых модулей. Нормы по вентиляции в этих местах
соблюли воздуховодами. Перед сдачей в эксплуатацию обяжут
предоставить расчёты по воздуху и проведут испытания по гигиене и
санитарии.
Думаю, мы привыкнем к этим отсекам, как и к тому, что можно
ездить без пяти баулов. Тем более, что первые маршруты как раз
будут там, где расчистят сеть под габарит Т, то есть на
бизнес-направлениях и самых популярных туристских.
Боковые полки — учли всю обратную связь, теперь, вроде, круто.
Очень хороши раздельные окна. Раздельные окна в плацкарте маловаты,
но, как я говорил, это надо пересчитывать жёсткость вагона, и это
будет сделано. Как и инженерку ещё не финально размещали, возможно,
где-то что-то поменяется из-за какой-нибудь критичной трассы.
Очень сильно пересобрали туалеты. Появилась отдельная душевая.
Она не совсем новая – такими, но объединенными с туалетом, уже
комплектовались 2019-серии. Но здесь она очень к месту:
Стоп-кран прямо рядом с ней.
Туалеты сильно поменялись.
Основная вещь — теперь там есть датчик присутствия (скорее
всего, плоскостной инфракрасный), который следит за тем, как вы
делаете свои дела. Если закрыть дверь в момент, когда внутри никого
не осталось, то из потолка изливается ультрафиолет (речь про
несколько светодиодов) и начнёт дезинфекцию помещения. Открытие
двери прекращает процесс. То есть вы входите, а там прячется уже
выключенный излучатель.
Датчики обещали сделать качественными, потому что обычные
инфракрасные в общественных туалетах нет-нет, да пропускают
неподвижно застывшего пользователя (в ожидании кульминации) и потом
в самый ответственный момент вырубают свет, чтобы было радостнее.
Здесь вместо вырубания света предполагается плавное убийство всего
живого, что не очень хорошо для глаз первое время. Надеюсь, таких
случаев не будет. Там разница в 1-2 тысячи рублей на датчик.
Прошлая версия душевой (2019) была совмещена с туалетом (потому
что это самый удобный способ быстро убраться там), а текущая
разделена, но в туалете есть лейка для уборки. Раздельная душевая —
это следствие командировок в ночных поездах.
На что ещё влияет новый тип вагона?
Появилось дополнительное купе, то есть увеличилась населённость.
Потому что снаружи вагон длиннее на 73 сантиметра (купе больше), а
вот внутри выпилили второй тамбур, как я уже говорил. Туалеты стоят
не друг за другом, а напротив друг друга: ширина позволяет. Вот тут
видно туалет слева:
Сбор мусора теперь раздельный:
Правда, я не очень понимаю, откуда в поезде столько бумаги:
упаковка еды ведь не подходит, раздельно имеет смысл собирать
только чистую бумагу. Видимо, тоже в учебно-воспитательных
целях.
Ну и ещё у нас тут бесшовная интеграция чего-то, похоже, нужного
только для прототипа:
На самом деле круглая штука — это роутер для информационных табло,
в реальном вагоне его не будет, а прямоугольная штука — датчик
движения для двери, недостаток быстрого прототипирования, тоже в
финальном дизайне будет не так.
Вагон, судя по всему, проектировать по компоновке было легко,
поскольку у ТМХ есть на двух заводах опыт с широкими интерьерами
(той же Иволгой). Да и задача проще, чем с Иволгой: там всё же была
бестамбурная концепция, и двери двигали к середине. А двигать дверь
по вагону — тот ещё квест с точки зрения расположения коммуникаций.
Здесь же интерьер отдельно, инженерка (почти) отдельно.
Скорость 160 км/ч. Все вагоны и так проектируются для неё,
просто этот ещё и будет на ней эксплуатироваться на пневмоподвеске.
Ещё из важного новый вагон отличается тем, что межремонтный пробег
примерно в 8 раз больше (СМИ сообщали про 10 раз, на деле с 3 тысяч
до 25 тысяч увеличен).
Ну и да, вагон снова полностью наш. Дизайн — научно-промышленный
центр дизайна 2050. ЛАБ, а инженерная составляющая — «ТМХ
Инжиниринг».
Ну и ещё раз — с нами была Валерия Шарафутдинова, руководитель
управления продуктового и технического маркетинга ТМХ. Вагон стоит
у Павелецкого вокзала ещё два дня, внутри анкеты для обратной
связи. Пока из самого важного надо придумать, что делать с третьей
полкой, финального решения нет. Ну и да, если кто-то хочет сказать
ещё раз про лыжи на ночных экспрессах — самое время.
Вагоны в поездах ОАО «РЖД» делятся на несколько типов, в зависимости от количества мест и уровня комфорта. Для большинства типов вагонов на Туту.ру есть схема мест.
Сидячий вагон
В сидячем вагоне отдельно стоящие мягкие кресла с подлокотниками. Он напоминает салон самолета или междугороднего автобуса, но здесь значительно больше места. Лучше брать билет в сидячий вагон, когда поездка длится несколько часов. Так вы не успеете устать. Это, например, дневные экспрессы между Москвой и Санкт-Петербургом или Нижним Новгородом и Кировом.
Сидячие вагоны сильно отличаются по расположению и количеству мест, а также по классам обслуживания. Поэтому единой схемы для них нет. На рисунке для примера указана схема вагона поезда № 102Я Москва — Ярославль.
На Туту.ру в разделе «Поезда» есть схемы мест для многих сидячих поездов, в том числе для популярных «Сапсана» и «Ласточки». При покупке ж/д билета (на странице выбора мест) для некоторых поездов указано направление движения. Это позволяет выбрать удобные места, чтобы не ехать спиной вперед.
Подробнее о сидячих местах в поезде
Скоростной поезд «Стриж», вагон 1 класса
Плацкартный вагон
Это самый популярный тип вагона из-за невысокой цены билетов. В вагоне 54 места — 9 купе по 6 спальных мест. Два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными.
Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по 4. Места с 33 по 38 находятся около туалета. Здесь могут мешать хлопанье двери, ведущей в коридор, и неприятные запахи.
В третьем (места 9-12) и шестом (места 21-24) купе не открываются окна. Это актуально для старых поездов без кондиционера. В новых поездах вентиляция работает нормально.
Обычно в вагоне два туалета, есть титан с кипятком для заваривания чая. Каждое купе оборудовано столиками, на боковушках столик и два места для сидения получаются, если разложить нижнюю полку. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки.
В полностью занятом плацкарте может быть душно и тесно (особенно на боковых местах). Плацкартные вагоны в фирменных поездах чище и комфортабельнее: есть кондиционер и биотуалет, больше розеток.
Плацкартный вагон в фирменном поезде «ФПК»
Общий вагон
Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке, в том числе и на нижних боковых. У такого вагона есть несколько серьезных недостатков.
Во-первых, плацкартные полки не приспособлены для долгого сидения — из-за отсутствия мягкой спинки и подголовника. Во-вторых, создается ощущение тесноты — нет подлокотников, разделяющих людей между собой. Наконец, в большинстве случаев, в общем вагоне все билеты продаются без места — кто раньше успел, тот и занял лучшие места.
Это наименее комфортный тип вагона, но зато и билет в него самый дешевый.
Купейный вагон
В купейном вагоне обычно 32 или 36 мест, разбитых на купе по четыре места в каждом. Бывают вагоны на 38 мест, где места 37–38 — двухместное купе. Нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок. В общем коридоре есть откидные стульчики.
В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В отличие от плацкарта, в купе третья полка отсутствует — ее заменяет ниша для багажа под потолком. Поэтому на верхней полке в купе можно свободно сесть.
Купе — один из самых востребованных типов вагонов благодаря сочетанию цены и комфорта. В вагоне меньше людей, не мешают посторонние разговоры, а личные вещи находятся в сохранности. В купейном вагоне аналогично плацкарту есть два туалета и титан. Но в купе реже бывают очереди в туалет по сравнению с плацкартом, так как в таком вагоне едет значительно меньше пассажиров.
Часто по акции верхние полки в купе можно купить по цене плацкарта. В некоторых вагонах при покупке билета можно выбрать тип купе. В смешанном купе могут ехать и мужчины и женщины, а в женском — только женщины. Вид купе определяет пассажир, который первым купил билет.
Купе повышенной комфортности в «Таврии»
Вагон люкс (СВ)
СВ — это спальный вагон. В нем от 8 до 10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Есть люксы (СВ) с верхним и нижним местом, но в таком купе тоже всего 2 места. В стандартном люксе — 18 мест. Люкс (СВ) комфортнее купейного вагона, так как в нём нет верхних полок. На нижних полках есть мягкая спинка для сидения.
По уровню обслуживания СВ лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор. В зависимости от компании-перевозчика, пассажирам предоставляется разный набор услуг (питание, напитки, дорожный набор, пресса, белье).
Люкс (СВ) удобен для семейного или романтического путешествия, когда можно выкупить все купе. Главный недостаток СВ — цена проезда. Она обычно в 3-4 раза выше, чем в плацкарте, и в 1,5-2 раза больше, чем в купе. Поездка в СВ обойдется дороже авиабилета на аналогичное расстояние.
Вагон люкс (СВ) «ФПК»
Мягкий вагон
В мягком вагоне может быть 4, 5 или 6 купе. Планировка самого купе и обстановка в нем также сильно различаются. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Сами купе похожи на люкс, но отличаются большей площадью.
Мягкий вагон оборудован на уровне 3-4-звездочного отеля: в каждом купе есть биотуалет, умывальник, душ, кондиционер, телевизор, мягкий диван и кресло. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце, свежую прессу. В мягких вагонах оборудован бар.
Из минусов — высокая цена, значительно превышающая стоимость билета на самолет.
Интерьер мягкого вагона фирменного поезда «Гранд Экспресс»
Вагон международного сообщения с 4-местными купе
По уровню комфорта четырехместные купе на международных маршрутах аналогичны обычным купейным вагонам на территории РФ. Но за рубеж, как правило, ездят новые вагоны, поэтому в них есть много приятных мелочей.
Еще купе в таком вагоне может превратиться в люкс, если поднять верхние полки. В зависимости от маршрута в вагоне может быть общий душ, в купе — кондиционер, индивидуальное освещение для каждого места и розетки.
4-местное купе в поезде Москва — Ницца.
Вагон международного сообщения с 3-местными купе
В некоторых поездах международного сообщения есть трехместные купе. Всего в таком вагоне 33 места. В купе все три спальных места расположены друг под другом с одной стороны. Такие купе могут использоваться как двухместные — средняя полка остается в поднятом положении.
По размеру они меньше 4-местных купе и могут показаться тесными. Когда в нем трое пассажиров, они все вместе вынуждены сидеть или лежать, так как сидеть с опущенной средней полкой невозможно. Поэтому вагоны с 3-местными купе сейчас используются очень редко.
Ехать в таком купе приятно, только если выкупить вдвоем все три места и поднять среднюю полку. Из удобств в них могут быть (но есть не во всех купе) кресло, столик, умывальник и шкаф для одежды.
Какие бывают услуги в вагонах и что означает класс обслуживания
Была ли полезна статья:
Да
Нет
Перечень услуг и степень комфорта, на которые может рассчитывать пассажир в поездке, зависит от класса обслуживания, а класс — от типа вагона (плацкарт, купе, люкс) и перевозчика. Так, набор услуг в купе «ФПК» и купе частного перевозчика «Гранд Сервис Экспресс» отличается. Класс обслуживания обозначается сочетанием букв и цифр. Некоторые услуги закодированы в билете.
Классы обслуживания РЖД (перевозчики «ФПК» и «ДОСС»):
Купейный вагон: 2А, 2Э, 2Т, 2Б, 2К, 2У, 2Ф, 2Х, 2Ц, 2Н, 2Л, 2Д
Плацкартный вагон: 3Э, 3Б, 3Т, 3Д, 3У, 3Л, 3П
Вагон с сидячими местами: 1Р, 1В, 1Ж, 2Р, 2С, 2Ж, 2В, 2Е, 3Ж, 3С
Вагон с сидячими местами (электропоезда):1C, 2С, 2Ж, 2В, 2М, 3Ж, 3С
Вагон люкс (СВ) и РИЦ (2-местные купе):1Б, 1Э, 1У, 1Т, 1Л, 1Д, 1Х, 1Ф
Мягкий вагон: 1А, 1И, 1М
Общий вагон: 3О, 3В
«Сапсан»: 1Р, 1В, 1С, 1Ж, 2Е, 2В, 2С
«Стриж»: 1Р, 2С, 1Э, 1Е
Классы обслуживания других перевозчиков:
Классы перевозчика «Гранд Сервис Экспресс»
Классы перевозчика «Тверской экспресс»
Перевозка животных — одна из характеристик класса обслуживания. Подробнее о том, как путешествовать с питомцем, читайте в Правилах перевозки животных.
Классы обслуживания РЖД
В таком вагоне обычно 32 или 36 мест. В купе нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок. В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В одноэтажном вагоне на верхней полке в купе можно свободно сидеть, в двухэтажном же неудобно, так как низкий потолок. Для багажа предусмотрена ниша под потолком (есть только в одноэтажном вагоне).
В вагоне 9 купе с 6 спальными местами в каждом: два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными. Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по четыре. Места с 33 по 38 находятся около туалета, на них может быть некомфортно. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки. Из-за третьей полки на верхнем месте в плацкарте сидеть неудобно.
Вагон с сидячими местами
Первый класс. Здесь довольно просторно — обычно стоят три ряда сидений. Всего в таком вагоне до 48 мест. Каждое кресло раскладывается в положение полулежа. Под потолком в проходе часто установлен ЖК-телевизор. В вагоне есть кондиционер.
Второй и третий класс. До 68 мест в вагоне — до четырех рядов кресел, меньше места для ног. Может быть небольшой откидной столик на спинке переднего сиденья. Кондиционер не гарантируется.
Вагон с сидячими местами (электропоезда)
К таким поездам относятся «Ласточки» и некоторые экспресс-электрички. Первый класс комфортнее остальных — меньше мест в вагоне, больше расстояние между рядами.
Вагон люкс (СВ) и РИЦ (2-местные купе)
Старое обозначение вагона люкс — СВ, что значит «спальный вагон». В нем 8-10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Иногда бывают люксы с вертикальным расположением мест. Каждая полка напоминает мягкий диван — есть удобная спинка для сидения. По уровню обслуживания люкс лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор.
РИЦ — вагоны международного сообщения. Обычно они немного лучше, чем курсирующие по стране, так как за рубеж ходят новые вагоны.
Мягкий вагон напоминает номер в отеле. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это мягкий диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Верхнее место шириной 90 см. В купе также есть столик и кресло, могут быть телевизор и мини-бар. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце.
Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке. Боковые полки также используются как сидячие места.
«Сапсан»
Этот популярный высокоскоростной поезд курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом и между Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом. На отдельных участках он разгоняется до 250 км/ч и проходит свой маршрут за 4 часа, на что обычному поезду нужно около 8 часов. Сапсан также отличается повышенным уровнем комфорта. Во всех вагонах «Сапсана» есть кондиционеры и биотуалеты. Подробнее об услугах в Сапсане
«Стриж»
Это высокоскоростной поезд, адаптированная для России версия испанского Talgo 250. Курсирует между Москвой и Нижним Новгородом. Вагоны отличаются повышенным уровнем комфорта.
17 декабря 2016 года в первый рейс отправился «Стриж» Москва — Берлин. В нем, кроме сидячих вагонов первого класса и мягких, есть купейные вагоны.
Классы перевозчика «Гранд Сервис Экспресс»
АО ТК «Гранд Сервис Экспресс» образовано в 2002 году и стало первой в России частной транспортной компанией, получившей лицензию на право перевозки пассажиров железнодорожным транспортом. Ей принадлежит поезд «Гранд Экспресс», ежедневно курсирующий на направлении Москва — Санкт-Петербург. Помимо этого, перевозчик организует рейсы из Москвы в Адлер, Казань и Самару, а также прямые поезда в Крым из из разных городов России на поездах «Таврия». Подробнее о «Гранд Сервис Экспресс»
Классы перевозчика «Тверской экспресс» (поезд «Мегаполис»)
ООО «Тверской экспресс» — частная пассажирская компания, основанная в 2003 году. Ей принадлежит поезд «Мегаполис» — он ходит между Санкт-Петербургом и Москвой и по пути делает остановку в Твери. По уровню комфорта «Мегаполис» сравним с фирменными поездами «ФПК». Все вагоны поезда новые, а интерьеры оформлены в оранжевых и синих цветах.
Подробнее об ООО «Тверской экспресс»