Как я хотел воспользоваться услугой «Остановка в пути» от РЖД, но переплатил за билет

Как я хотел воспользоваться услугой «Остановка в пути» от РЖД, но переплатил за билет

Этот текст написан в Сообществе. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Об услуге «Остановка в пути» я прочитал у  блогера: оказывается, пассажир РЖД может сойти с поезда на любой станции, провести там до 10 дней и потом продолжить путь по  билету.

Сделать это можно только один раз за поездку, еще потребуется немного доплатить за переоформление. Позже я читал об этом в тревел-сообществе во «Вконтакте». Все, кто упоминал «Остановку в пути», слышали о ней, но сами пока не пользовались.

В мае я отправился в короткий отпуск по городам России и решил протестировать эту возможность. Я запланировал поездку из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород. Купил билет на поезд до Нижнего и по пути решил сойти на пару дней в Ярославле. Оттуда заранее забронировал на «Блаблакаре» поездку на один день в Вологду.

Это мой первый билет из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород, за него я заплатил 2024

Перед поездкой я специально сходил на Витебский вокзал, чтобы узнать правила. Мне сказали, что нужно предъявить билет в кассе той станции, где я сойду с поезда. Кассир должен поставить на нем отметку об остановке в пути, чтобы потом билет можно было переоформить для продолжения поездки. Сделать это надо в течение трех часов. Сложилось впечатление, что мало кто пользуется этой услугой и сами кассиры очень приблизительно знали порядок действий.

Проводника я сразу предупредил, что выйду в Ярославле. Поезд прибыл туда в 08:15, а уже в 08:40 я должен был выехать на машине в Вологду. Но в кассах вокзала в Ярославле были огромные очереди. Это меня немного шокировало: сам я давно покупаю билеты онлайн и мне казалось, уже мало кто делает это в кассах. Здесь в очереди стояло множество людей. Я прикинул, что проведу в ней не меньше получаса. Подошел к дежурной по вокзалу и спросил, вечером поставить отметку в билете, чтобы потом пересесть на другой поезд до Нижнего Новгорода. Дежурная невнятно ответила: «Да, вы можете подойти вечером».

Я съездил в Вологду, вернулся и снова пришел на вокзал. В кассе мне сказали, что уже прошло много времени и я должен был подойти к ним в течение трех часов после остановки. Я начал искать дежурную по вокзалу, попытался объяснить, что делал так, как она мне сказала, этого билет пропал и я не могу им воспользоваться. Но все было напрасно.

Я расстроился и не хотел заново оплачивать поездку. Позвонил в Северо-Западную транспортную прокуратуру, и дежурный работник ответил: «Пишите обращение, будем проводить проверку». Я объяснил, что не хочу, чтобы наказывали и принимали меры прокурорского реагирования. Мне просто надо получить эту отметку в билете, раз уж меня дезинформировали на вокзале, сесть на поезд и уехать в Нижний Новгород. Но прокуратура тут ничем не помогла: по регламенту они действуют только после официального обращения и ответ дают в течение 30 дней.

В итоге я купил новый билет за 1106 . Сумма небольшая, просто было некоторое разочарование в том, что сами работники вокзала не всегда четко инструктируют о правилах «Остановки в пути».

На мою поездку этот инцидент не сильно повлиял. Как и планировал, я провел пару дней в Ярославле и вечерним поездом отправился в Нижний. Я обращался за такой услугой первый раз, а первый блин всегда комом. Если понадобится еще раз сделать остановку в пути, я уже знаю, как все правильно оформить.

Это дополнительный билет, который я купил, чтобы добраться из Ярославля в Нижний Новгород

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Есть у нас прекрасная компания — АО «ЦППК». Да, именно она обслуживает проезд в пригородных электричках по Московской области. Но то все присказка, а сейчас будет сказка.

17 апреля 2021 года решили посетить музей-усадьбу Абрамцево. Все было отлично, прогулка получилась очень познавательная. Уже вечерело, и мы собрались домой: предстоял путь от железнодорожной станции «Абрамцево» до станции «Лось» Ярославского направления.

Проблема осложнялась тем, что эта станция, как и половина других, обделенных густым потоком людей, осталась без открытой кассы. Более того, не было и стационарных автоматов по продаже билетов, а официальное приложение АО «ЦППК» в AppStore, обещавшее возможность купить билет онлайн, показывало, что с этой станции (как, впрочем, и с остальных) купить билет невозможно. Что же делать?

Тут нам приходит на помощь прекрасное устройство — терминал предварительного проездного документа (ТППД). Собственно, это устройство выдает талон, который подтверждает, что ты уехал со станции И по этому талону можно потом купить билет без наценок:

Внимательно прочитав правила оформления ТППД, мы оформили два предварительных проездных документа (талона) и в 16:40 сели в электричку до станции «Лось».

Когда до конца поездки оставалось около 5 остановок, зашла она — кассир-контролер бальзаковского возраста с видеокамерой на груди и портативным сканером для билетов. Мы предъявили кассиру-контролеру 2 предварительных проездных документа (талона) и изъявили желание оплатить проезд в безналичном порядке (банковской картой). Однако, кассир-контролер отказалась принимать оплату, указав, что оплата билетов возможна только за наличный расчет. Где установлено, что билеты у кассира-контролера оплачиваются только наличными, нам разъяснено не было.

В отсутствие наличных денежных средств мы предложили воспользоваться правилом, согласно которому проездной документ (билет) может быть оформлен на станции назначения — в специализированной перронной кассе при предоставлении ППД билетному кассиру. Однако, кассир-контролер радостно сообщила, что «не может позволить нам продолжить поездку», и удалила нас из поезда, высадив за 3 станции до нужной.

В итоге мы добрались до нужной станции, купив билет на вход на станцию, на которой нас высадили, и потом купив еще один билет от станции высадки до станции назначения.

Получается парадоксальная ситуация. Более половины станций стоят:

Как уехать с этих станций и как добраться до пункта назначения — не известно. Правил своих контролеры тоже не знают, ведь у них есть указания свыше, и им «так не разрешают поступать».

Будить пассажиров — это не право, а обязанность проводников.

В 2018 году я проспал свою станцию, потому что проводник поезда меня не разбудил. В итоге я опоздал на самолет и переплатил за дорогу 10 167,6 . Но потом я отсудил у РЖД 9667,6  за новые билеты, 2000  — за моральный вред и еще 3692,5  — за то, что компания не захотела решить вопрос без суда. То есть в сумме 15 360,1 .

Рассказываю, как все было.

Как я проспал свою станцию

Я живу в Ноябрьске — это город в Ямало-Ненецком автономном округе. В декабре 2018 года я собрался на выходные к девушке в Москву — она была там по работе.

Я заранее продумал маршрут и купил билеты. Должен был доехать на поезде до Сургута и через два часа вылететь оттуда в столицу. маршрут спланировал и на обратный путь. Билет на самолет я взял сразу туда и обратно. На распродаже он стоил всего 5159 . Еще 1231  и 1185  я отдал за билеты на поезд в обе стороны.

7 декабря 2018 года в 22:25 я сел в поезд на станции . Через 6 часов, в 4:28, я должен был выйти в Сургуте и поехать в аэропорт. Завел несколько будильников, но на всякий случай еще попросил проводника обязательно меня разбудить. Я знал, что поезд простоит в Сургуте 40 минут, и думал, что точно успею проснуться и сойти. Так что со спокойной душой лег спать.

А в 6:29 я проснулся от смс: мне много раз звонила мама. Оказалось, я проспал свою станцию и уже подъезжаю к  — это в 66 км от Сургута. А мой самолет улетает через полчаса. Я позвонил в авиакомпанию «Ютэйр» и узнал, что предупреждать об опоздании нужно было минимум за 40 минут до вылета. И что теперь мой билет сгорит, причем не только туда, но и обратно.

Сейчас в фирменных поездах выдают такие наклейки. В них можно отметить, во сколько вас разбудить. Жаль, в 2018 году таких не было — я как раз ехал в фирменном поезде «Ямал»

Как проводник объяснил ситуацию

Еще в поезде я нагуглил, что проводник должен был разбудить меня минимум за 30 минут до остановки в Сургуте. И пошел выяснять, почему он этого не сделал.

Наш диалог был таким:

Я: «У вас в Сургуте все вышли?»Проводник: «Нет. Вы не вышли: мы не смогли вас разбудить».Я: «За 40 минут в Сургуте вы могли вызвать даже транспортную полицию».Проводник: «Ну, мы не вызвали, а вы не вышли».Я: «То есть я мог спать хоть до Тюмени, хоть до Москвы?»

В этот момент поезд остановился в , и проводник пошел открывать дверь. А я забрал вещи, вышел из поезда и подробно записал, что и во сколько со мной произошло. Я понимал, что мне придется покупать новые авиабилеты, и решил потребовать у РЖД компенсацию. Записи я сделал, чтобы не забыть детали.

На всякий случай я сфотографировал табло в вагоне. Фото доказывало, что в 6:29 я еще был в поезде. А на вокзале в  я коротал 1,5 часа

На этом вокзале в  я коротал 1,5 часа

Сколько стоили новые билеты

На вокзале я купил билет на ближайший поезд до Сургута. Он стоил 267,6 . До поезда оставалось 1,5 часа: он отправлялся в 8:33, а прибывал в Сургут в 9:59. Я взял в автомате кофе и стал подбирать себе новые авиабилеты.

Удобный рейс Сургут — Москва был в 15:00. На сайте «Аэрофлота» билет обошелся мне в 4015 . Обратно я решил лететь рейсом «Ютэйра», который выбирал с самого начала. Только билет стоил уже 5385  — на 226  больше, чем я отдал за «раундтрип» туда и обратно. В итоге на новые авиабилеты я потратил 9400 , а с учетом сгоревших билетов перелеты обошлись мне в 14 559 .

Я добрался на поезде до Сургута, сходил там в барбершоп, перекусил и немного погулял по городу. А потом поехал в аэропорт.

В Сургуте я сходил в барбершоп и посмотрел на местную достопримечательность — стелу «Разорванная труба»

Как я хотел воспользоваться услугой «Остановка в пути» от РЖД, но переплатил за билет

Как я хотел воспользоваться услугой «Остановка в пути» от РЖД, но переплатил за билет

Самолет, который я проспал, прилетал во Внуково — там меня должна была на машине встретить девушка. Но  смены рейса я приземлился в Шереметьеве, а оттуда удобнее было ехать на «Аэроэкспрессе» за 500 . Эту трату я не планировал и хотел, чтобы мне компенсировали и ее. Но потом передумал — дальше расскажу почему.

Я переплатил за дорогу 10 167,60

Несмотря на приключения, в Москве я хорошо отдохнул. А когда вернулся домой, в офисе начался предновогодний аврал. Поэтому я начал разборки с РЖД только в январе 2019 года.

Сразу подать в суд я не мог. Споры, связанные с перевозками пассажиров, нужно сначала попробовать решить переговорами. Так что первым делом я просто составил претензию к РЖД.

Труднее всего мне было нагуглить документы, которые регулируют отношения перевозчика и пассажира. Я уже знал, что проводник должен был разбудить меня за полчаса до остановки в Сургуте. А теперь выяснил, что в билете не зря указан маршрут: когда пассажир пропускает свою станцию, то считается безбилетным. Проводник должен это обнаружить и потребовать оплату до ближайшей станции. А там высадить пассажира из поезда.

Но мой проводник этого не сделал. Следующая за Сургутом станция была , и даже там он меня не разбудил. А дождался, когда я сам проснусь и выйду в .

я отказался платить, проводник обязан был составить акт и выписать мне штраф. Правда, я успел проехать меньше ста лишних километров, поэтому штраф 0 . Но мой проводник не составлял никакие акты и никакой штраф не выписывал.

На сайте РЖД я нашел форму обращения. Подробно описал, что случилось, приложил сканы всех своих билетов и попросил возместить мне 10 167 . В эту сумму входила стоимость:

Эту претензию я отправил 12 января 2019 года.

В форму помещался только текст объемом до 2000 символов. Поэтому в поле я кратко изложил суть проблемы, а развернуто описал ее в отдельном документе и прикрепил его к жалобе

Моя претензия была на имя председателя правления ОАО «РЖД». Я забыл только сослаться на законы, хоть и пересказал их суть

Что мне ответили на претензию

14 января 2019 года мне на электронную почту пришло письмо, что мое обращение зарегистрировано. Потом мне позвонил сотрудник АО «ФПК» — это дочерняя компания РЖД, которая, как выяснилось, отвечала за мою перевозку. Он еще раз расспросил, что произошло, и уточнил, передо мной проводник.

А 29 января я получил от ФПК письмо с решением. Компания согласилась вернуть только 4291,6  — стоимость билета  — Сургут и нового авиабилета Сургут — Москва. На самом деле ФПК немного ошиблась: эти билеты стоили 4282,6 , но я решил забить на такие мелочи.

Остальные расходы ФПК компенсировать отказалась. Тот, кто рассматривал обращение, не увидел связи между действиями проводника и тем, что в Москве я потратился на «Аэроэкспресс». И не нашел нормативных документов, по которым «Ютэйр» был вправе аннулировать билет из Москвы.

Меня попросили написать повторное обращение и указать банковские реквизиты, чтобы перечислить 4282,6 . Но я не торопился и решил подумать, что делать дальше. В итоге отвлекся на другие дела и вернулся к проблеме только в июле 2019 года.

В ФПК не признали, что новый авиабилет Москва — Сургут я купил по их вине

Как я писал в РЖД второй и третий раз

В июле 2019 года я позвонил в отделение Роспотребнадзора в Ноябрьске и объяснил ситуацию. Мне посоветовали отправить в ФПК реквизиты и ждать, когда придут 4282,6 , а также написать новое обращение в РЖД — о том, что я не согласен с решением компании. Так я и сделал.

Я нашел, что компания «Ютэйр» действительно могла аннулировать мой маршрут на участках, которые шли за пропущенным. Обычно это касается транзитных перелетов. Например, если пассажир опоздал на первый рейс, то сгорают и остальные. Но в моем случае условие распространилось на перелет из Москвы в Сургут. Ведь два перелета считались сегментами одной и  поездки.

В обращении я дал ссылку на общие правила воздушных перевозок, где об этом говорится, и попросил компенсировать мне 9667,6  — уже без учета билета на «Аэроэкспресс». В конце концов я сам выбрал новый рейс до Шереметьева, а не до Внукова. И в любом случае до Москвы.

Я отправил обращение 9 июля 2019 года, приложил к нему все проездные документы и предыдущую переписку с РЖД. А 18 июля мне снова ответили, что вернут только 4282,6 . Я отправил заявление о возврате этих денег и указал там свои реквизиты.

До заявления, 19 августа, я написал в РЖД третье обращение. В нем пригрозил, что если мне не вернут 9667,6 , то я потребую полную компенсацию через суд. 21 августа мое обращение зарегистрировали, но ответа на него я так и не дождался. А 27 августа 2019 года получил письмо, что в ФПК создали приказ о возврате, и мне все равно придут только 4282,6 .

Во втором обращении я подробно объяснил, почему ФПК мне пришлось покупать новый билет на самолет из Москвы в Сургут

А это фрагмент моего третьего обращения. В нем я предупредил, что собираюсь подать в суд

Как я подавал в суд

Я несколько месяцев ждал денег и ответа на третье обращение. Звонил на горячую линию РЖД, но мне просто говорили: «Ждите».

В феврале 2020 года я распечатал билеты и переписку с ФПК и пошел в Роспотребнадзор. Меня приняли без всякой записи — дали только заполнить заявление об оказании консультационной услуги.

Консультант расспросила, что со мной произошло. Потом посмотрела распечатки и убедилась, что я пробовал урегулировать спор без суда. Раз в ФПК не пошли на уступки, она посоветовала мне обращаться в суд. Забрала распечатки и сказала, что иск бесплатно составят специалисты Роспотребнадзора.

Через две недели я забрал готовый иск и 5 марта 2020 года подал его в суд по месту своего жительства. По закону о защите прав потребителей мне даже не пришлось платить госпошлину.

К иску приложил такие документы:

В суде мне сказали, что комплект документов я должен отправить ответчику — ФПК — и приложить квитанции об отправке к комплекту для суда, чтобы иск не оставили без движения. Заказная бандероль с уведомлением о вручении обошлась мне в 108,5 , но я не стал включать эту сумму в иск.

Заседание суда назначили на 27 марта 2020 года. Тут начался режим самоизоляции — я на заседание не явился, и суд отказался рассматривать иск. А потом вообще перестал принимать заявления по гражданским делам.

10 июля 2020 года я подал в суд новое заявление — о возобновлении производства по делу. С образцом мне помог специалист судебного участка. И процесс наконец начался.

Что было на первом заседании

Я участвовал в заседаниях лично, а ФПК — заочно. Представитель компании присылал возражения и ходатайства судебному секретарю, а она переправляла их мне. Я поступал аналогично.

Первое заседание было 23 июля 2020 года. К этому времени представитель ФПК прислал возражения на мой иск. Он написал, что в первых обращениях в РЖД я не указал реквизиты счета, и ФПК просто не могла отправить деньги. Еще он заявил, что я никак не доказал свои моральные страдания, поэтому в компенсации морального вреда следует отказать. Также представитель ФПК просил прекратить дело, потому что я якобы нарушил срок исковой давности — 1 год.

В общем, на первом заседании судья просто расспросила меня обо всем, что произошло в поезде. И сказала, что пока ей не хватает сведений, чтобы принять решение.

Так в ФПК сформулировали возражения на мой иск

Что было на втором заседании

Второе заседание было 29 июля 2020 года. К этому времени я получил от ФПК заявление, что в сентябре 2019 года компания отправила мне 4282,6 . Это подтверждало платежное поручение.

Я запросил выписку из Тинькофф-банка и понял, что это правда. Просто тогда я получил отпускные и много тратил в отпуске — вот и не заметил зачисления. Пришлось писать ходатайство, чтобы выписку приобщили к делу. И объяснять, почему я требовал деньги, которые уже пришли. Из 9667,6  я вычел 4282,6  и теперь настаивал на возврате только 5385  за новые билеты, на компенсации морального вреда и штрафе.

В  ходатайстве я ответил и насчет срока исковой давности: написал, что пытаюсь урегулировать спор с января 2019 года.

Ко второму заседанию юристы ФПК изучили детализацию с моего смартфона. И заметили, что в ночь, когда я проспал станцию, я дважды выходил в интернет — в 3:50 и в 5:50. Они написали ходатайство, что я мог как минимум выйти в , который проезжал за Сургутом. Предположили, что я специально поехал дальше, и потребовали закрыть дело. Я ответил, что в смартфоне автоматически обновлялись программы, а я в этом не участвовал.

В итоге суд я выиграл, но иск удовлетворили частично. К той сумме, которую я уже получил, ФПК обязали выплатить:

Юристы ФПК ссылались на детализацию действий моего смартфона. И утверждали, что я добровольно не вышел на нужной станции. Это была ложь. Да и с  я вообще мог так поступить?

Суд принял решение в мою пользу. И обязал ФПК не только выплатить мне компенсацию, но и оплатить госпошлину 400  за то, что в Ноябрьске прошел этот суд

Как я потом отвоевывал деньги

Прошло полгода, а деньги не приходили. В феврале 2021 года я пошел в суд и узнал, что после заседания исполнительный лист отправили приставам. И раз они не взыскали с ФПК деньги, то лист, скорее всего, потерялся.

В суде я написал заявление, чтобы мне выдали дубликат исполнительного листа. Я получил его через месяц. Мне посоветовали идти с этим дубликатом в банк, где у ФПК открыты счета. В разделе «Контакты» на сайте РЖД я нашел реквизиты и понял, что мне нужно в ВТБ. Я отнес дубликат в ближайшее отделение и написал заявление, чтобы деньги списали со счета ФПК и отправили мне.

19 февраля 2021 года деньги пришли. Спустя два года я вернул стоимость новых авиабилетов и билета на поезд из  в Сургут и дополнительно получил от ФПК 5692,5 .

В заявлении не нужно было указывать, с какого счета списать деньги, — банк решает это сам

Деньги за билеты до Москвы ФПК мне уже вернула. Теперь я наконец получил компенсацию за обратный авиабилет, моральный вред и то, что компания не захотела решить вопрос без суда

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь