Во времена Советского Союза у населения не было такого количества личных автомобилей на душу населения, как сегодня. Поэтому с общественным транспортом советские граждане состояли в куда более тесных отношениях, нежели современное поколение. При этом даже сегодня каждый человек, семья которого много путешествовала по железной дороге, должен был слышать о таком явлении, как «Фирменный поезд». Что же это за штука такая и почему о них вспоминают с ностальгией?
Фирменный поезд – это категория пассажирских поездов дальнего следования с повышенным уровнем комфортабельности в широком смысле: застеленные кровати, ковровые дорожки, стильные занавески, лучшие отделочные материалы в вагонах. На работу в фирменные поезда попадают лучшие из сотрудников, наиболее вежливые и хорошо обученные работники железной дороги. В советские времена между фирменными поездами разных маршрутов постоянно проводились так называемые «социалистические соревнования» на звание лучшего. Государственная комиссия, инспектируя такие поезда, постоянно прибегала к методу «тайного покупателя» с целью выставления наиболее объективной оценки.
Первые фирменные поезда появились в Советском Союзе в 1931 году. Как легко догадаться, подобный маршрут запустили между Москвой и Ленинградом. Назывался поезд «Красная стрела». За все годы существования маршрута курсирование поезда прерывалось только однажды – во время 872-дневной блокады северной столицы в Великую Отечественную войну. Количество фирменных поездов в СССР начало быстро расти с 1964 года. Помимо высокого уровня комфорта, такие составы считались экспрессами. Следовали они с минимальным количеством остановок, с увеличенной скоростью. Обычно «фирменные» останавливались не дольше, чем на 12-15 минут, а средняя скорость их движения была примерно на 17% выше, чем у других составов (около 58 км/ч). При этом такие поезда обычно были на 2-3 вагона длиннее. В первую очередь из-за добавления в состав вагонов класса «люкс».
Всего за несколько лет фирменные поезда появились на 15% железнодорожных маршрутов Советского Союза. Почему старшее поколение вспоминает такие составы ностальгически? Потому что так люди воспринимают любую по-настоящему хорошую штуку. Впрочем, фирменные поезда никуда не исчезли и после распада Советского Союза. На отечественных железных дорогах экспрессы повышенной комфортабельности курсируют и сегодня. Конечно же, как и в советские времена, билеты на такие маршруты стоят на 20-50% дороже. Однако, такая поездка стоит своих денег. Собственно, в наше время фирменные поезда даже переименовывать не стали. Уже упомянутая «Красная стрела» ездит между Москвой и Санкт-Петербургом по сей день. Маршрут протяженностью в 652 км поезд преодолевает за 8 часов.
А вот интересное видео с нашего канала:
- Фирменные поезда
- Отличительные признаки фирменного поезда
- Состав поезда «Россия»
- Схема вагонов поезда «Россия»
- Фото внутри поезда «Россия» Москва-Владивосток
- Интересные факты о поезде “Россия”
- Расписание поезда «Россия»
- Классы обслуживания
- История
- Мнение пассажиров
- Стоимость билетов
- Маршрут
- Расписание движения
- Схема подвижного состава
- Класс обслуживания
Фирменные поезда
Поезда, гордо носящие статус фирменных, отличаются от прочих по многим параметрам. Сейчас ОАО «ФПК» располагает 97 фирменными поездами, среди которых 4 – класса «Премиум». « Фирменность» поезда означает в первую очередь высококлассный сервис в вагоне – в таких поездах все делается для максимального комфорта пассажиров.
Отличить фирменный поезд от нефирменного можно уже на этапе выбора – этот параметр обязательно указывается. Часто фирменные поезда имеют собственные названия. Самым первым подобным поездом стала знаменитая «Красная стрела», отправившаяся в путь из Москвы в Санкт-Петербург в июне 1931 года. Поезда получают свои названия в соответствии с направлением – например, «Арктика» (Москва – Мурманск), «Сибиряк» (Москва – Новосибирск) или «Марий Эл» (Москва – Йошкар-Ола). Несколько поездов носят имена выдающихся личностей – «Лев Толстой» (Москва – Хельсинки), «Смена. А. Бетанкур» (Москва – Санкт-Петербург) назван в честь ректора первого ректора Петербургского государственного университета путей сообщения Августина де Бетанкура. Среди необычных названий можно встретить «Италмас» (в переводе с удмуртского – «купальница», цветок-символ республики) и «Малахит» (в честь цикла «Уральские сказы» П. Бажова).
Фирменные поезда отправляются с начальной станции и прибывают на конечную в максимально удобное для пассажиров время. Все они – скорые, время в пути у них существенно меньше, чем у «коллег» по маршруту.
Фирменные поезда формируются из новых вагонов (согласно правилам, вагоны не должны быть в эксплуатации больше 12 лет). Ранее поезда имели также свою фирменную внешнюю окраску, сейчас такая традиция сохранилась лишь в интерьере некоторых поездов («Малахит», «Красная стрела»). Вагоны кондиционируются, во многих установлены биотуалеты, белье на верхних полках уже застелено. У постельного белья для фирменных поездов небольшой срок службы, поэтому оно всегда новое. В составе фирменного поезда, как правило, есть вагон-ресторан. Пассажиры купейных и спальных вагонов могут заказать доставку блюд прямо на место. Цены на билеты в фирменные поезда выше, чем в не имеющие такого статуса.
Персонал фирменных поездов – вышколенные проводники. Для работы в фирменных поездах все сотрудники проходят курсы повышения квалификации. Форма проводников выдержана в едином стиле.
Фирменные поезда курсируют как во внутрироссийском, так и в международном сообщении. В 2013 году появился первый двухэтажный фирменный поезд – на нем можно добраться из Москвы до Адлера.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 июля 2023 года; проверки требуют 7 правок.
Фирменный поезд «Экспресс»
Фи́рменный пассажи́рский по́езд — одна из категорий пассажирских поездов дальнего следования повышенной комфортабельности. Появились в СССР и существуют в некоторых странах постсоветского пространства. Все требования к фирменным поездам СНГ и стран Балтии изложены в положении «О фирменном пассажирском поезде». Все фирменные поезда России периодически проходят переаттестацию в Федеральной пассажирской компании.
Первый пассажирский поезд повышенной комфортности в СССР — «Красная стрела» — начал действовать между Ленинградом и Москвой с 1931 года. На время блокады Ленинграда его курсирование прерывалось, но сразу после её снятия маршрут поезда был возобновлён.
Отличительные признаки фирменного поезда
Любите ли вы ночь в поезде так же, как люблю её я? А всё потому что во мне всего 1.58 см роста, и я могу на любой полке вытянуться в длину. Когда мы решили в мае 2021 года отдохнуть на море, муж предложил полететь в Сочи на самолёте — быстро и комфортно. Но я боюсь летать, да и доехать до Чёрного моря из Воронежа можно на поезде, благо, есть разные варианты.
Стоимость билетов на поезд от Воронежа до Сочи напрямую зависит от времени в пути — чем дольше вы будете ехать, тем дешевле выйдет путешествие. Так мы решили ехать на новом скором поезде с удобствами, фирменный, а фирма веников не вяжет (нет).
Фирменный поезд «Премиум» 102М/101М Москва — Адлер
КУДА ЕДЕТ ЭТОТ ПОЕЗД
Поезд 102 связывает между собой Москву и Адлер, делая по ходу всего 10 остановок — недаром он скорым зовётся. Наш маршрут был из Воронежа (станция Придача) до Сочи, время в пути около 16 часов. На мой взгляд, не так уж и долго, учитывая, что большая часть дороги приходится на ночь.
Поезд следует по Московской, Рязанской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областям, а в Краснодарском крае железная дорога проложена прямо по берегу моря, поэтому можно наслаждаться замечательным видом из окна.
Обратно поезд едет по тому же пути)
КАКИЕ ВАГОНЫ В ПОЕЗДЕ №102
Плацкарт, купе, СВ, люкс — на любой вкус и цвет. Каждый решает сам, сколько он готов потратить на комфортную дорогу до места назначения. Плацкартных вагонов было 3, можно выбрать вагон с животными и без. Но по отзывам так бывает не всегда: в летний сезон могут прицепить дополнительный старый вагон, тогда будет печалька.
Есть вагон-ресторан или бистро. По пути из Адлера по поезду ходил работник ресторана, зазывал отобедать, но у нас была еда с собой.
КАК И ГДЕ КУПИТЬ БИЛЕТЫ
Самый главный вопрос бы такой: когда купить билеты на этот поезд дешевле. Обычно считается, что если покупать заранее, то можно поймать хорошие места со скидкой.
Я покупала сразу билеты туда и обратно за 3 недели до даты отправления, то есть, в апреле на май. Приобретала их на Туту — не искала промокоды и скидки, просто зарегистрировалась, ввела данные паспорта и свидетельства о рождении. После чего выбрала места с бельём, оплатила картой, билеты пришли на электронную почту. Их можно показывать проводнику в электронном виде с экрана смартфона, но я распечатала на принтере — олдскул, все дела.
Я искала билеты в плацкартном вагоне, были снижены цены только на верхние полки около туалета. Понятно, что я этот вариант не рассматривала — я не так часто езжу на поезде, чтобы слушать хлопанье двери за скидку 200 рублей с билета.
По акции можно было купить верхние полки в купе по цене плацкарта. Но нас-то едет 2 взрослых и ребёнок — по-любому нужна хотя бы одна нижняя полка, а она стоит почти в 3 раза дороже плацкарта. Выходит тож на тож Ребёнок до 5 лет едет бесплатно без места, детский билет идёт с скидкой 65%. Выгоднее оформлять на ребёнка нижние места, а взрослого на верхние, если нижнее место дороже.
Стоимость верхних и нижней полок в плацкарте была одинаковая — билет на взрослого 3000 рублей с бельём, билет детский — 1800. Нам повезло — в нашем «отсеке» мы и туда, и обратно ехали без подселенцев.
Билеты в оба конца у нас были в 13 вагоне, но вагоны были разными — либо их меняют, либо поездов несколько.
Фирменный поезд 102 в Воронеже прибывает на железнодорожный вокзал Воронеж-Южный, станция Придача на Левом берегу. Это на противоположном конце города от нас, место труднодоступное — автобусов и маршруток ходит мало, поэтому вариант такси актуален. Поезд прибывает примерно за 15 минут, поэтому как только на табло высветился номер пути, мы взяли сумки в руки и пошли на перрон.
Оказывается, зря я распечатывала билеты — их никто не проверял. У проводников есть специальный терминал с данными пассажиров, он их сверяет с оригиналами ваших документов.
КАК ВЫГЛЯДИТ ФИРМЕННЫЙ ПОЕЗД 102 ВНУТРИ
Последний раз я ездила на поезде около 10 лет назад, это был скорый поезд Воронеж-Москва с сидячими местами, а на фирменном ещё раньше. Поэтому было интересно, как изменились вагоны РЖД, стало ли там более комфортно, тихо ли внутри, не дует ли из кондиционера, есть ли Wi-Fi и гранёные стаканы в металлических подстаканниках.
Не секрет, что на плацкарт самая доступная стоимость билетов, поэтому высока вероятность ехать в забитом людьми вагоне. Я до самого отправления проверяла заполненность нашего вагона, благо на Туту это всё можно узнать.
В вагоне 54 места: 9 «купе» по 6 мест — 2 верхних, 2 нижних и 2 боковых. У боковых мест по отзывам короче спальное место. Здесь нет дверей, но есть один общий коридор, поэтому если через перегородку едут пассажиры с маленьким ребёнком — вам будет весело. И если днём дети просто топают туда-обратно вдоль коридора, то ночью они могут плакать. В нашем вагоне ехали несколько семей с малышами, так одни до 12 ночи на повышенной громкости показывали 2х-летке «Свинку Пеппу». Ничего не имею против этой свинки с пятачком на боку, но ночью в поезде предпочитаю спать.
Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными. Номера мест указаны, их видно, когда идёшь по коридору вагона.
Когда заходишь в поезд, проход кажется очень узким — в принципе, так и есть. Разойтись 2-м взрослым упитанным людям будет сложно. При этом вагон современный. Ещё бы: фирменный пассажирский поезд предусматривает повышенную комфортабельность для тех, кто следует на дальняк.
Есть табло, которое показывает актуальную информацию в поезде 102.
Оба раза верхние полки у нас были застелены проводником, причём даже пустое место. Для пассажиров нижних полок выдаётся наволочка и 2 простыни в запаянном целлофановом пакете.
Пододеяльников теперь нет. Постельное бельё в поезд стоит 157 рублей с человека, знаю, есть люди, которые берут с собой своё, не доверяют этому враждебному миру. Есть одеяла (большие и не шерстяные!) и синтепоновые подушки, в целом, всё удобное.
ПРО ПЛАЦКАРТНЫЕ МЕСТАРЖД и их маркетологи не курили бамбук и читали отзывы. Иначе как они через столько лет догадались, что в плацкарте людям жизненно необходимо сохранять интимность? Теперь у каждого спального места есть плотная гофрированная шторка, которая закрывает вашу лежанку полностью.
Конечно, можно уровень зашторенности регулировать. Например, я задёрнула штору со стороны коридора, пересела ногами к окну, и, возлегая на своём козырном нижнем месте, смотрела в окно.
На сиденья перед сном кладётся матрац, он очень лёгкий и постоянно съезжает. К тому же, он великоват по длине и топорщится, врезаясь в лесенку для запрыгивания на верхнюю полку. Но спать можно.
Столик имеет углубления для стаканов или бутылок, они там хорошо держатся. На покрытие есть следы от ножа, но незначительные. Высота его удобная, ребёнок рисовал всю дорогу:
Перед поездкой рекомендую хорошенько протереть стол, на обратном пути он был такой:
Питание и детские наборы от РЖД не включены в билет. Стакан у проводника можно взять бесплатно, кипяток вольный. Есть возможность купить вафли, чипсы, бомжовку, шоколад и другие перекусы у проводника. Ценник повыше магазинного, но не критично.
На обратном пути проводник протёр пол влажной тряпкой, освежил, ткскзть.
Из нововведений: есть общий столик для верхних полок, это плюс. Места там достаточно, можно и днём лежать дремать, если не любите смотреть в окно. С верхней полки кусочек окна видно, но лично мне так смотреть неудобно. Забраться наверх — по лесенке, поэтому верхние полки не для пожилых пассажиров, как правило. Шторки там есть тоже.
Кондиционер в вагоне есть, было не то чтобы прохладно, но свежо. Дуло сильно на верхнюю полку — закрывались от ветра шторкой, и дуло, если сидеть близко к окну.
В вагоне 2 туалета в обоих концах вагона. Теперь дверь из коридора имеет плотную резиночку и не хлопает. Скажете, можно брать дешёвые места у туалета? Нет, потому что мусорные отсеки не закрывают на ключ, их дверцы открываются и бьются о дверь в коридор. Как в анекдоте, ей-богу.
Скажу сразу, что в разных поездках техническое состояние туалета было разным. И я даже не про чистоту. Например, в пути из Адлера вот такая ручка в двери и сломанный замок:
Туалет внутри нереально маленький, я не знаю, как там поместятся взрослые упитанные люди! Чистота его зависит от проводника и от меткости писающих. Унитаз не педальный, смывается нажатием кнопки, но звук при этом очень громкий и неприятный. Думаю, его слышно через перегородку на полках. Есть душ для подмывания, температура воды регулируется — гигиена очень важна в поездке. Почему-то откручена лейка душа, спёрли, либо сами поездатые работники открутили для предотвращения затопления толчка.
Ходить в туалет можно даже на остановках, нет больше никаких санитарных зон и рассеивания какашек на ходу по ж/д путям.
В поезде Адлер-Воронеж в кране встроенная сушилка была сломана. Есть освежитель с очень грязной зоной распыления, на него и жать страшно. Лучше окно открыть.
Зато есть мыло в дозаторе и бумажные сидения для унитаза, а вот в поезде «Москва-Адлер» этого не было. Короче, вы не угадаете, какое состояние туалета будет в вагоне.
А теперь предлагаю полюбоваться видами из окна:
В общем, я бы оценила поездку на 4 звезды. Несмотря на нюансы, в целом путешествие на скором фирменном поезде 102 для меня было приятным приключением.
Что не понравилось:
Надеюсь, мой отзыв, длинный, словно рельсы, был вам полезен. Желаю классного летнего отдыха и самого лучшего отпуска! Чух-чух!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! С вами была ШаНелька, аж 9 лет на Айреке ❤️
БОЛЬШОЙ ОТЗЫВ ОБ ОТДЫХЕ В АРХИПО-ОСИПОВКЕ
Джиппинг в Архипке
Тип поезда: Скорый фирменный
Маршрут поезда 001М: Владивосток — Москва (Ярославский вокзал)Маршрут поезда 002Щ: Москва (Ярославский вокзал) — Владивосток
Крупнейшие города маршрута: Хабаровск, Чита, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Екатеринбург, Пермь, Киров, Н. Новгород, Владимир
Год запуска поезда: 1966
Состав поезда «Россия»
– плацкартные вагоны;– купейные вагоны;– спальный вагон (СВ);– вагон-ресторан;– штабной вагон с купе для людей с ограниченными возможностями.
Схема вагонов поезда «Россия»
Схема вагона СВ:
Схема купейного вагона:
Схема плацкартного вагона:
Схема штабного вагона:
Фото внутри поезда «Россия» Москва-Владивосток
Фото плацкарта в поезде “Россия” Москва-Владивосток
Фото купе в поезде “Россия” Москва-Владивосток
Фото вагона СВ в поезде “Россия” Москва-Владивосток
Все вагоны фирменного поезда “Россия” оснащены кондиционерами, биотуалетами, розетками и электронными табло, окна застеклены стеклопакетами.
В каждом плацкартном вагоне предоставляется постельное белье и напитки (за отдельную плату).
В вагонах купе и СВ бесплатно предоставляются питание, постельное белье, дорожный гигиенический набор, печатные издания.
В штабном вагоне есть места для пассажиров с ограниченными возможностями, подъемники для колясок. Штабной вагон оборудован спутниковой системой ГЛОНАСС.
Интересные факты о поезде “Россия”
“Золотой фонд Русского географического общества” – это материалы из архива РГО, который формировался с 1845 года и насчитывает более 100 тысяч географических редкостей.
Расписание поезда «Россия»
Время указано московское.
Расписание поезда 001М Владивосток — МоскваАктуальное расписание на 18 октября 2023 г.
Расписание поезда 002Щ Москва — ВладивостокАктуальное расписание на 18 октября 2023 г.
«Гранд-Экспресс» – частный поезд №53/54, который принадлежит компании «Гранд Сервис Экспресс» и курсирует между Петербургом и Москвой. В 2023 году поезду исполняется 18 лет. Сам перевозчик называет его «отелем на колесах» – благодаря высокому уровню комфорта, предоставляемому пассажирам.
В состав поезда «Гранд Экспресс» включены купейные вагоны, СВ, вагоны категории люкс и вагон-ресторан. Все вагоны оборудованы кондиционерами, сетью Wi-Fi и биотуалетами, а в купе есть телевизоры и розетки для зарядки гаджетов. В стоимость проезда входят комплект постельного белья, а в некоторых классах обслуживания – дорожные наборы и питание. В любом вагоне пассажиры могут заказать доставку еды из вагона-ресторана.
Классы обслуживания
В поезде «Гранд Экспресс» купейные вагоны, СВ и люксы отличаются по классам обслуживания и по дизайну. В 2023 году «Гранд Экспресс» обновляет вагоны. В мае 2023 года перевозчик объявил, что все купейные вагоны и СВ уже обновлены, а люксы еще нет. Мы покажем оба варианта – как выглядели вагоны до обновления и какими стали после. Далее – фото из социальных сетей поезда («Вконтакте»).
Купейные вагоны в «Гранд Экспрессе» представлены классами 2Х «Стандарт» и 2Т «Стандарт +». 2 Х – самый дешевый класс обслуживания, без услуг. В стоимость проезда для класса обслуживания 2Т включены горячий завтрак и дорожный набор.
Купейный вагон «Гранд Экспресса» в старом дизайне
Купейный вагон «Гранд Экспресса» в новом дизайне
Внимание! На лето 2023 года перевозчик включил в состав поезда вагоны категории 2Х от других своих поездов! Их интерьер отличается. Они курсируют под номерами 16, 17, 18, 19, 20. Также в составе «Гранд Экспресса» курсируют вагоны ФПК. Обращайте внимание на перевозчика при покупке билета.
Вагоны СВ представлены тремя классами обслуживания – 1Т «Бизнес», 1Б «Бизнес Комфорт», 1Е «Бизнес Премиум». Они отличаются не только по цене, но и количеству включенных в стоимость билета услуг, а также по планировке купе.
Если пассажир хочет ехать в классическом СВ с двумя нижними полками, то стоит выбрать классы обслуживания 1Т «Бизнес» или 1Б «Бизнес Комфорт». И в одном, и в другом случае в стоимость поездки включены завтрак, белье, дорожный набор, чай и бутылка воды. Однако пассажирам класса 1Б дополнительно предоставляется трансфер в городе прибытия (в пределах КАД в Петербурге и МКАД в Москве).
Вагон СВ «Гранд Экспресса» в старом дизайне
Вагон СВ «Гранд Экспресса» в новом дизайне
СВ класса 1Е «Бизнес Премиум» отличается по планировке от предыдущих вариантов. Места в купе расположены друг над другом. За счет этого они шире (по 100 см). Дополнительно в каждом купе есть кресло, шкаф и умывальник. Купе продается целиком на одного или двух пассажиров. Включенные в стоимость билета услуги идентичны классу 1Б (то есть предоставляются и питание, и трансфер).
Вагон СВ класса 1Е поезда «Гранд Экспресс» в старом дизайне
Вагон СВ класса 1Е поезда «Гранд Экспресс» в новом дизайне
В вагонах люкс также три класса обслуживания – 1М «Гранд», 1И «Гранд Империал» и 1Н «Гранд Империал Сингл». Перевозчик пока не показывал эти вагоны в новом дизайне.
Все люксы оборудованы двумя спальными местами, расположенными друг над другом, в каждом купе есть санузел с собственным душем и туалетом, индивидуально регулируемый кондиционер, а в стоимость проезда во всех классах обслуживания включены посещение бизнес-зала на вокзале отправления, трансфер в городе прибытия и дорожный набор, которые включает в себя средства для душа, полотенца и халаты. Каждое купе можно выкупить на одного или двух человек. Также бесплатно можно взять с собой ребенка в возрасте до десяти лет.
Люксы класса 1M чуть проще – в таком вагоне шесть купе, а душ в санузле попросту встроен в потолочную панель.
Вагон люкс класса 1М поезда «Гранд Экспресс»
Класс 1И считается самым элитным не только в этом поезде, но и на направлении Москва – Петербург. Здесь пассажирам предлагается двухразовое питание, а санузел оборудован отдельной душевой кабиной.
Душ в вагоне люкс класса 1М поезда «Гранд Экспресс»
Класс 1Н – единственное одноместное купе с душем в поезде. Пассажиру предлагаются все те же услуги, что и в классе 1Н, а кровать дополнительно оснащена функцией массажа.
Одноместный люкс класса обслуживания 1Н в поезде «Гранд Экспресс»
Подробно все классы обслуживания расписаны на сайте перевозчика в разделе, посвященном поезду «Гранд Экспресс».
Из Москвы поезд отправляется в 23:40 с Ленинградского вокзала. В Петербург поезд прибывает в 08:53 на Московский вокзал.
История
Компания «Гранд Сервис Экспресс» появилась в 2002 году. Первоначально компания занималась организацией перевозок бригад ремонтников в вагоне-лаборатории с хорошим уровнем комфорта.
«Затем на его базе решено было сделать вагон салон. И параллельно появилась идея создания туристического поезда», – писал корпоративный журнал Grand в 2005 году.
Под этот туристический поезд начали разрабатывать вагоны повышенной комфортности. Эти вагоны должны были существенным образом отличаться от существующих. Так появился вагон модели 61-4193 – на четыре купе с баром (их было построено 7 штук). Одновременно построена модель 61-4197 – это пятикупейный вагон. Кузова вагонов для компании произвел Тверской вагоностроительный завод, а «начинку» создали специалисты компании «Циркон Сервис».
Начиная с 2004 года, компания ГСЭ эксплуатировала аналогичные вагоны в составе поезда Москва – Казань, а также в составе легендарной «Красной стрелы», которая ходит из Петербурга в Москву.
Спустя год, 15 июля 2005 года, был запущен поезд №53/54 «Гранд Экспресс». Первоначально он состоял только из вагонов люкс и СВ. Позже в составе нашего поезда появились вагон-ресторан и купейные вагоны.
В 2019 году компания сменила дважды собственника и стала перевозчиком на крымском направлении, сохранив при этом «Гранд Экспресс». Нынешняя структура собственников ГСЭ скрыта в реестре юрлиц, однако независимые расследователи считают, что 80% перевозчика принадлежит структуре РЖД, остальными 20% владеет офшор Piper Participation Corp., связанный с братьями Ковальчуками, которые считаются друзьями Владимира Путина. С тех пор вагоны «Гранд Экспресса» можно увидеть на крымском направлении, а в 2019 году – в составе «Гранд Экспресса» ненадолго появлялись плацкартные вагоны.
Вагон «Гранд Экспресса» следует по территории Крыма в составе поезда «Таврия»
Плацкартный вагон в составе «Гранд Экспресса», 2019 год
Летом 2022 года в составе поезда №53/54 курсировал особый вагон СВ. Все купе были попарно соединены через душевую кабину. Такая планировка сегодня кажется необычной, однако это классика премиальных поездов. Еще до революции вагоны с подобной компоновкой считались одними из наиболее престижных.
Вагон СВ с душем
В июле 2022 года в состав «Гранд Экспресса» были включены вагоны Федеральной пассажирской компании (ФПК). При этом они имели ливрею другого перевозчика – компании «Железные дороги Якутии».
Синие вагоны ФПК в составе «Гранд Экспресса»
Вероятно, включение вагонов ФПК в состав поезда другого перевозчика было связано с тем, что ГСЭ проводил капитальный ремонт своих вагонов, и составы стали короткими. В 2023 году вагоны ФПК также периодически включаются в состав «Гранд Экспресса», однако уже не только в ливрее ЖДЯ, но и вагоны габарита РИЦ.
Осенью 2022 года перевозчик «Гранд Сервис Экспресс» объявил о модернизации «Гранд Экспресса». У поезда изменилась ливрея, вагоны получили серо-фиолетовую окраску.
Новая ливрея поезда №53/54 «Гранд Экспресс»
Также обновился дизайн интерьера и материал отделки вагонов. Вместо яркого красного цвета стали преобладать приглушенные бежевые оттенки.
Мнение пассажиров
Рейтинг поезда «Гранд Экспресс» на сайте tutu.ru составляет 9,4 балла из 10. Эта оценка складывается из отзывов пассажиров, которые отмечают вежливых проводников и чистоту в вагонах. Категорию «отношение персонала» пассажиры оценивают на 9,8 баллов.
«Поездка прошла прекрасно, большое спасибо такому внимательному и отзывчивому персоналу!! Получила удовольствие от поездки, спасибо», – написала Ольга В.
В комментариях пассажиры часто обращают внимание на состояние туалета в поезде. « Предполагается, что на унитазе в автоматическом режиме меняется полиэтиленовая гигиеническая накладка на сидушке. т.е. нажимая кнопочку, выезжает свежая и чистая накладка. Эта опция не работала», – обратила внимание Евгения.
Стоимость билетов
Стоимость билетов в купе на верхние полки по состоянию на весну-лето 2023 года начинается от 3700 рублей, нижние места обычно стоят дороже – от 4700 рублей. Стоимость билетов в вагоны СВ начинается от 6000 рублей. В вагоны класса люкс минимальная цена – 38000 рублей.
Приобрести билеты можно на сайте перевозчика, в приложении Grandtrain, а также на сайте РЖД и в приложении «РЖД Пассажирам».
Бонусные баллы «РЖД Бонус» за поездки «Гранд Экспрессом» не начисляются, своей бонусной программы у компании нет.
По Российским железным дорогам курсируют, как обычные, так и фирменные поезда. И многие пассажиры задаются вопросом, в чем же заключается отличие фирменных поездов от обычных. В этой статье я расскажу основные отличия между фирменными и обычными составами. Но для начала немного терминологии. Обычный поезд — это поезд, в состав которого входят пассажирские вагоны для перевозки людей и багажа. Фирменный поезд — это тот же пассажирский поезд, но с более комфортабельными вагонами и повышенным уровнем обслуживания. Первые фирменные поезда появились ещё в Советском Союзе. Например, легендарная Красная стрела выполнила свой первый рейс 10 Июня 1931 года. На данный момент обязательным условием фирменности является регулярная аттестация в «Федеральной пассажирской компании» (Далее ФПК) дочерней компании ОАО «РЖД».
Давайте по пунктам разберем все основные отличия поездов.
Фирменные поезда имеют удобный график движения. Как правило отправляются вечером, а прибывают в пункт назначения утром, до начала рабочего дня. Фирменные поезда имеют приоритет и следуют на максимальной скорости без пропусков других поездов. Есть и исключения, например фирменный поезд «Экспресс» сообщением Санкт-Петербург — Москва. Его ещё называют второй Красной стрелой. Его время в пути составляет 9 часов, что вполне хватает пассажирам, чтобы выспаться. Поэтому ему добавили специально 2 технические остановки по просьбам пассажирам, чтобы увеличить время в пути.
Пассажиры обычного поезда берут с собой еду из дома. Как правило, это супы быстрого приготовления, овощи, фрукты, курица, яйца и прочее. В фирменных поездах пассажирам выдают сухие пайки и горячее. Горячее обычно бывает на выбор например курицу или говядину. Также в фирменных поездах обычно есть вагон ресторан с широким ассортиментом выбора блюд. Проводники предлагают пассажирам широкий ассортимент блюд со свежей выпечкой. Также за отдельную плату можно заказать у проводников либо при покупке билетов дополнительное питание.
В обычных поездах, особенно вагонов старого образца есть одна существенная проблема летом бывает невыносимо жарко, а зимой холодно и дует из всех щелей. Ни о какой цивилизованной системе вентиляции тут речи нет. Зато в фирменных поездах есть централизованная система вентиляции и кондиционирования воздуха. Зимой такой вагон прогревается до комфортных 18-22 ºС, а летом охлаждается до 22-24 ºС.
В обычных поездах порой до сих пор встречаются старые педальные туалеты, которые проводники закрывают в санитарных зонах. В итоге пассажиры должны либо терпеть, либо пользоваться туалетами на вокзалах станций. Правда сейчас такие поезда встречаются все реже и реже. В фирменных поездах установлены современные биотуалеты с одноразовой накладкой на сиденья. В каждом вагоне установлено по два таких туалета. В некоторых поездах во втором туалете установлен душ.
В обычных поездах пассажиры пользуются теми гигиеническими принадлежностями, что взяли с собой в дорогу. В фирменных поездах каждый пассажир получает набор путешественника. В вагонах купе это как правило одноразовые тапочки, одноразовая зубная щётка и паста, расчёска и влажная салфетка. В вагонах СВ выдают носовые платки и косметичку, а также щётку для чистки обуви. В вагонах люкса выдают ещё шампунь, мочалку, гель для душа, махровый халат и крем для рук.
Ощутимая разница, что в фирменных поездах в вагонах купе и СВ белье уже застелено на полках, в отличии как в обычных поездах белье раздается проводником после отправления и застилается самостоятельно.
Низкая стоимость билетов — это единственное конкурентное преимущество обычных поездов перед фирменными. Разница в стоимости между фирменными и обычными поездами может составлять от 20 до 50%. Это вполне логично учитывая предоставленный сервис. В РЖД есть система ценообразования и свои коэффициенты. Например, в летний период или в период праздников выходных дней цены на билеты существенно дороже, чем в другие дни.
Техническое состояние вагонов:
В фирменных поездах вагоны лучше технически и новее. Обычно для каждого пассажира выделена розетка. Также во многих вагонах есть отдельные USB порты для зарядки гаджетов. У каждой полки должен быть отдельный светодиодный светильник. Во многих фирменных поездах стоит система кулера в виде холодной и горячей воды напротив купе проводника вместо привычного титана. У проводников в фирменном поезде имеются холодильник и микроволновка.
Если подытожить, пассажир сам решает, как ему путешествовать. Сэкономить на билетах в ущерб качеству обслуживания или купить билеты подороже и путешествовать на поездах с повышенной комфортностью.
«Волгоград» — скоростной пассажирский поезд РЖД, который отправился в свой первый рейс в 1980 году. Свое название фирменный состав получил в честь города на берегу Волги. Ранее его вагоны имели темно-синий цвет, на конце — изображение памятника на Мамаевом кургане в Волгограде «Родина-мать зовет!», в длину — изображение георгиевской ленты и надпись «Волгоград». Сейчас состав полностью обновлен современными вагонами в фирменных цветах РЖД.
Маршрут
Фирменный состав курсирует по маршруту Волгоград — Москва — Волгоград. Он ежедневно отправляется в путь со станции Волгоград-1 и прибывает на Павелецкий вокзал столицы. С начальной станции поезд уходит под номером 001Ж, а в обратном направлении из Москвы меняет номер на 001И.
Расписание движения
Фирменный поезд «Волгоград» преодолевает расстояние между конечными станциями в 1068 км. По маршруту он останавливается на 10 станциях. Самая длительная стоянка — на станции Грязи (35 минут).
Время следования в пути:
В таблице представлено актуальное расписание фирменного поезда «Волгоград» (время отправления и прибытия — местное):
Схема подвижного состава
Фирменный состав полностью укомплектован новыми современными вагонами компаний ФПК и ТКС (повышенного комфорта):
В каждом вагоне установлены биотуалеты, энергосберегающие светильники, электронные информационные табло и розетки. В штабном вагоне находится специально оборудованное купе для инвалида и сопровождающего.
Схема вагона «Люкс»
Класс обслуживания
«Волгоград» — это поезд для комфортного путешествия, предлагающий пассажирам отличный сервис. В таблице представлена краткая характеристика вагонов фирменного поезда:
Вагон-ресторан предлагает разнообразное меню: для детей, взрослых и вегетарианское. Можно заказать свежие салаты, ароматные горячие блюда, закуски, аппетитные десерты и различные напитки (от кофе до минеральной воды). Людям с ограниченными возможностями или путешествующим с детьми проводник доставит блюда прямо в купе.
Цена билета на фирменный поезд Волгоград — Москва зависит от типа выбранного вагона, популярности рейса и даты покупки проездного документа. Стоимость поездки в вагоне:
Продажа билетов на поезд «Волгоград» начинается за 90 дней до его отправления. Купить билет на поезд № 001 сообщением Волгоград — Москва можно в кассе дальнего следования РЖД или онлайн на нашем сайте (без комиссий).