Инвестиционная программа РЖД на 2021 год составит около 700 миллиардов рублей. Об этом сообщил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов, его слова приведены на сайте портала будущее «России. Национальные проекты».
«Есть сейчас проблемы с балансировкой финансовых ресурсов и инвестиционной программы, не скрою, такие проблемы есть, но мы сейчас их решаем. Я думаю, что мы эти вопросы решим. 2021 год у нас сбалансирован полностью сейчас. А насчет того, сохранят или нет, я уверен, что РЖД выполнят все свои обязательства», — сказал он.
Продолжение истории после рекламы
Ранее глава РЖД Олег Белозеров сообщил журналистам, что акцент в следующем году компания сделает на строительстве инфраструктуры, при этом в процессе может быть скорректирован объем средств, который направят на приобретение тягового подвижного состава и ремонтные работы.
Реконструкция и обновление дорожной сети идет в рамках нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», рассчитанного до 2030 года. Одной из главных задач проекта остается повышение уровня экономической связанности России за счет расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, гарантированного обеспечения доступной электроэнергией. На эти цели выделено свыше трех триллионов рублей.
МОСКВА, 24 декабря. /ТАСС/. Общий объем инвестиционной программы РЖД на 2021-2023 годы составит более двух триллионов рублей, сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании правительства в четверг.
«Общий объем инвестиционной программы РЖД на три года превышает 2 трлн рублей, в том числе более 730 млрд рублей планируется вложить в развитие железных дорог уже в следующем году», — сказал глава кабинета министров.
На заседании он предложил обсудить проект финансового плана и инвестиционную программу РЖД до 2024 года. «Среди первоочередных крупных проектов компании — развитие железнодорожного сообщения на Дальнем Востоке (так называемый проект Восточного полигона — БАМа и Транссиба), создание удобных транспортных коридоров к портам на Азовском и Черном морях, а также формирование современной высокоскоростной сети железных дорог в рамках развития Центрального транспортного узла», — перечислил Мишустин. По его словам, в программу войдут и другие инновационные проекты.
Премьер-министр указал, что «особое внимание необходимо уделить развитию пригородного сообщения». «У людей должна быть возможность добираться на общественном транспорте до любой точки быстро, комфортно и по доступным ценам», — уверен председатель правительства.
На его взгляд, «еще одно важное направление работы — обновление инфраструктуры железных дорог и подвижного состава». «Это не только приобретение новых электропоездов и локомотивов, но и создание цифровых сортировочных комплексов, установка устройств автоматики и телемеханики, внедрение ресурсосберегающих технологий», — уточнил глава кабинета министров.
«Российские железные дороги» — одна из ведущих, системообразующих компаний, которая обеспечивает рабочие места не только на транспорте, но и во многих смежных отраслях. Успешная реализация инвестиционной программы компании — необходимое условие для развития регионов и, конечно, выполнения задач, предусмотренных Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», — подчеркнул Мишустин.
Андрей Гордеев / Ведомости
Правительство на заседании 2 декабря одобрило проект финансового плана и инвестпрограммы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) на 2022 г. и 2023-2024 гг. Об этом сообщила пресс-служба кабинета министров. По словам председателя правительства Михаила Мишустина, слова которого приводятся в релизе, правительство поддержало беспрецедентный объем инвестиций РЖД: «Такие средства на эти цели выделяются впервые», – подчеркнул он.
Согласно финансовому плану РЖД, с которым ознакомились «Ведомости», монополия потратит 1,02 трлн руб. в 2022 г., 1,14 трлн руб. – в 2023 г. и 1,1 трлн руб. – в 2024 г.
Объем действующей инвестпрограммы РЖД до 2023 гг., утвержденной в начале 2021 г., составляет около 2,3 трлн руб., в том числе на 2021 г. – 731,6 млрд, 2022 г. – 807,4 млрд и 2023 г. – 760,6 млрд. Как ранее писал «Коммерсантъ», по состоянию на сентябрь ее дефицит на 2022 г. составлял 270 млрд руб.
Инвестиции РЖД, по словам Мишустина, будут направлены на продолжение работ в рамках расширения Восточного коридора, который включает увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба. Также в планах РЖД – создание Северного широтного хода для развития транспортной инфраструктуры в Арктике, обновление железнодорожного сообщения Центрального транспортного узла (ЦТУ), закупку нового подвижного состава и т.д. «Пассажиры должны ездить в комфортных, современных вагонах со всеми удобствами, включая доступ к цифровым сервисам, – будь то маршруты дальнего следования или пригородные поезда», – сказал Мишустин.
Согласно проекту Транспортной стратегии, к 2024 г. предполагается увеличить провозную способность Восточного полигона (БАМ и Транссиб) до 180 млн т грузов в год (в 2020 г. – 144 млн т); нарастить транзитные контейнерные перевозки до 1,66 млн TEU в год (в 2020 г. – 0,8 млн TEU, за 10 месяцев 2021 г. – 0,89 млн TEU, прогноз на 2021 г. – более 1 млн TEU). Также большой объем инвестиций планируется направить на ремонтные работы, связанный с повышением надежности и снижением аварийности на сети РЖД в рамках той же Транспортной стратегии. Согласно финансовому плану, на это планируется потратить около трети инвестпрограммы, а 1 п.п. из индексации тарифа на 2022 г. и по 2 п.п. из индексации на 2023 и 2024 гг. представляют собой надбавки на капремонт.
На сколько вырастут тарифы на перевозку
Рост инвестпрограммы РЖД потребует индексации тарифов на перевозку выше инфляции: на 6,8% в 2022 г., на 6,6% – в 2023 г., на 6,1% – в 2024 г., говорится в финплане.
Речь шла, в частности, о дополнительном повышении тарифов на контейнерные перевозки. Ранее монополия предлагала индексировать эти тарифы на 4,75%; либо дифференцировать рост – на 3,5% на перевозки грузов на Восток в пределах 4000 км и на 5,5% – более чем на 4000 км, на 2% – на все порожние рейсы. Также РЖД предлагали отменить преференции при тарификации порожнего пробега для вагонов с улучшенными техническими характеристиками (инновационные вагоны), а также повысить ставки на транспортировку антрацита до уровня коксующихся углей.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отметил, что вложения частных средств в инфраструктуру в России осложнены высокими требуемыми ставками доходности, которые «не могут быть ниже ставки ЦБ по определению», а также слишком медленной окупаемостью железнодорожных проектов. «В этой связи развивать железнодорожную инфраструктуру без участия государства невозможно», – подчеркнул он. По словам Гришунина, увеличение капзатрат РЖД в нынешней редакции инвестпрограммы на 20-25% в основном связано с расширением пропускной способности БАМа и Транссиба. С учетом текущего роста стоимости топлива и электроэнергии увеличение тарифов «в целом оправдан», считает он.
Предлагаемая индексация тарифа привязана к уже произошедшему росту цен на основные грузы, перевозимые по железной дороге, и лишь частично снизит возросшие доходы грузоотправителей, замечает управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research» Александр Полыгалов. Он приводит данные ИПЕМ, согласно которым, в октябре 2021 г. по сравнению с октябрем 2020 г. транспортная составляющая за услуги РЖД в цене угля снизилась с 30,2% до 10,4%; в цене удобрений – с 7,1% до 3,4%; в цене черных металлов – с 8,2% до 6,1%; в цене зерна – с 6,1% до 5,2%. «Повышенная индексация тарифов РЖД лишь сделает падение транспортной составляющей в ценах основных грузов чуть меньшим, чем на настоящий момент», – замечает Полыгалов.
По словам аналитика «ВТБ Капитала» Елены Сахновой, транспортные издержки на перевозку при повышении тарифов вырастут как минимум на 5%. По ее мнению, в большей степени пострадают от этого производители стройматериалов, зерновые компании, а также угольщики при условии падения цен на уголь до уровня $50-60 за 1 т (сейчас цены в 3 раза выше).
«Для экспортеров рост инфраструктурной составляющей тарифа пока является приемлемым. Но на фоне дефицита вагонов есть риск того, что при масштабной коррекции на рынке сырья у определенных экспортеров начнутся проблемы, что потребует от компании принимать экстренные меры по стимулированию вывозки, как это уже было с углем в 2015 г.», – отмечает Гришунин.
Аналитик «Финама» Наталия Пырьева добавляет, что грузовладельцы, вероятнее всего, будут закладывать в конечную стоимость своей продукции рост тарифов на перевозки по железной дороге, что скажется на конечных потребителях.
По кому ударит повышение тарифов
Представители железнодорожных операторов считают «в корне неверным» решение об одинаковой индексации тарифов на перевозку всех видов грузов.
Заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин сказал «Ведомостям», что для сырьевых экспортных грузов рост тарифов оправдан «на фоне высокого спроса за рубежом». С другой стороны, по его мнению, высокодоходные грузы (бытовая техника, продукты питания, машиностроительное оборудование и пр.), которые отправляются потребителям внутри России, не должны индексироваться выше запланированного ранее уровня в 4,5%. Он пояснил, что грузоотправители таких грузов уже смотрят в сторону автотранспорта, поэтому логичнее индексировать тариф на перевозки для сырьевых грузов, ориентированных на экспорт.
Для контейнеров предусмотрена еще одна индексация сверх планируемой – порядка 5%, а на их транзит – до 11%, добавляет директор «РТСБ-РУС» Александр Баскаков. При этом многие контракты с крупными китайскими покупателями, по словам топ-менеджера, заключены на год, начиная с китайского нового года (отмечается 1 февраля. – «Ведомости»). То есть до этой даты рост транспортных издержек ляжет на плечи транспортных компаний. «Это нанесет ущерб участникам перевозок – как российским компаниям, так и китайским партнерам, которые не понимают, чем вызвано такое резкое повышение цен», – отметил он. В свою очередь издержки, заложенные в цену перевозки, по мнению Баскакова, в конечном итоге приведут к подорожанию потребительской продукции в России и снижению привлекательности российского экспорта.
«Существенного влияния на рынок контейнерных перевозок не будет», – возражает исполнительный директор по мультимодальным перевозкам Rail Cargo Logistics-RUS Александр Сиверцев. Он добавляет, что в первую очередь рост цен на доставку ощутят владельцы грузов с низкой добавленной стоимостью – китайских промтоваров, отправляемых в Россию и ЕС. Но это, по его мнению, неизбежный рост на фоне масштабных инвестиций для развития железнодорожной инфраструктуры: «Важно найти разумный баланс в развитии рынка и повышении тарифов», – резюмировал он.
По мнению Полыгалова из «Открытие Research», от предлагаемой индексации тарифов теоретически пострадать могут лишь те грузовладельцы, у которых цены на перевозимые по железной дороге товары не выросли за 2021 г. «А цены выросли практически на все основные грузы, за исключением отдельных специфических массовых строительных грузов, где доминируют закупки по госконтрактам, таких, как песок или щебень», – пояснил он.
Источник «Ведомостей» в операторской компании напомнил, что в 2017 г. участники рынка железнодорожных перевозок, регуляторы и РЖД договорились о долгосрочном тарифообразовании до 2025 г. по принципу «инфляция минус». «Это было совместное решение, оказавшее положительный эффект для всей экономики страны и инвестиционного климата», – подчеркивает он. Отказ от него, по словам собеседника, приведет к тому, что РЖД будет заинтересована в наращивании расходной части финансового плана.
Собеседник «Ведомостей» в компании-грузоотправителе также считает, что в условиях низкой инфляции РЖД «были накоплены достаточные резервы для выполнения инвестпрограммы, как за счет общей индексации тарифов, так и за счет индексации тарифных надбавок, которые носят исключительно целевой характер». «Даже при достаточности средств на развитие железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада кассовое исполнение средств на осень 2021 г. составляет чуть более 1%, а по Восточному полигону из 132 млрд руб. в этом году не будет освоено 44,8 млрд руб.», – утверждает он.
Представитель РЖД на запрос «Ведомостей» не ответил.
10 ноября 2022, 20:37 /
Более 40% затрат пойдет на развитие инфраструктуры
Правительство одобрило инвестпрограмму РЖД на 2023 г. объемом 1,074 трлн руб., что практически на треть выше параметров 2022 г. Это следует из стенограммы заседания правительства РФ от 10 ноября. В пресс-службе кабинета министров уточнили, что аппарат правительства одобрил основные параметры финплана и инвестпрограммы монополии, а примет их уже совет директоров (СД) компании.
По словам источника «Ведомостей», близкого к РЖД, этот вопрос будет вынесен на СД «в ближайшее время».
Инвестпрограмма была предварительно согласована на том же уровне со всеми ключевыми ведомствами и федеральными органами власти еще в октябре («Ведомости» рассказали об этом 11 октября).
По словам министра транспорта Виталия Савельева, которые приводятся в стенограмме, 440 млрд руб., или более 40% инвестпрограммы, предусмотрено на реализацию проектов комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Из них на развитие второго этапа Восточного полигона (БАМ и Транссиб) будет выделено 250 млрд руб.
На проекты обновления железнодорожной инфраструктуры в 2023 г. полагается 350 млрд руб., из которых 160 млрд руб. будет направлено на ремонт более 4800 км путей. Средства на закупку подвижного состава увеличены в 1,5 раза относительно ранее утвержденных параметров и составят более 202 млрд руб.
Еще 15 млрд руб. – взнос в уставный капитал Федеральной пассажирской компании («дочка» РЖД, занимающаяся поездами дальнего следования) на приобретение 225 пассажирских вагонов, почти 9 млрд руб. – на проекты социального развития.
Представитель РЖД сказал «Ведомостям», что, помимо особого внимания к Восточному полигону, инвестпрограммой на будущий год предусмотрена реализация мероприятий по транспортной безопасности, обновлению пассажирской инфраструктуры и подвижного состава, организации новых сервисов для маломобильных пассажиров, содержанию инфраструктуры в нормативном состоянии, развитию квантовых коммуникаций.
Он добавил, что инвестпрограмма включает и поддержку предприятий транспортного машиностроения в виде заказа более 600 локомотивов и 555 вагонов различных категорий. «Представленные правительству основные показатели финансового плана и инвестиционной программы отражают баланс интересов государства и бизнеса в текущей ситуации», – подытожил представитель монополии.
Предельное повышение грузового тарифа РЖД в 2023 г., по словам Савельева, составит 8% с дополнительной сырьевой надбавкой на капремонт инфраструктуры в 2%. Это также соответствует данным, которые приводили источники «Ведомостей» в октябре. В будущем году также не будет понижающих коэффициентов для перевозки угля на экспорт.
Расходы госмонополии в 2023 г. составят 2,15 трлн руб., также сообщил министр. Показатель EBITDA в будущем году должен составить 637 млрд руб. (+ 27% в годовом выражении). Также, по словам Савельева, принято решение о докапитализации РЖД на 217 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) для снижения долговой нагрузки компании. «Все мероприятия для получения данных средств важно провести до конца этого года», – подчеркнул он.
Министр напомнил, что в 2022 г. за счет средств ФНБ докапитализация компании для финансирования инвестпрограммы составила 250 млрд руб., а уставный капитал для развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла увеличен на 18,3 млрд руб.
Источник, близкий к РЖД, уточнил, что по будущей докапитализации решения периодически принимаются правительством как единственным акционером, а реализуются они через проведение дополнительной эмиссии акций. «Соответственно, после утверждения инвестпрограммы на 2023 г. правительство может инициировать вопрос увеличения уставного капитала РЖД. Для этого потребуется принятие ряда решений на уровне аппарата правительства и СД компании», – пояснил он.
Согласование инвестпрограммы РЖД на 2023 г. позволит в первую очередь нарастить провозные мощности в сторону азиатских стран за счет развития Восточного полигона до запланированных 173 млн т в год, говорит управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. «Поскольку значительный объем средств уделяется задачам модернизации путей, это должно увеличить в том числе скорость перемещения грузов и повысить эффективность железной дороги», — полагает он.
Аналитик считает, что к рассмотрению планов РЖД на 2024 и 2025 гг. правительство вернется по результатам первого полугодия 2023 г., когда отдельные направления можно будет скорректировать.
Ключевой вызов для РЖД, по мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, – необходимость удвоить количество строителей на Восточном полигоне (с 13 000–15 000 до 30 000 человек). «Если удастся это сделать, то есть шансы, что впервые за всю историю реализации проектов по расширению БАМа и Транссиба будут выполнены планы по освоению средств и вводу объектов в полном объеме», – полагает эксперт.
В целом, по словам Бурмистрова, эффективная реализация инвестпрограммы и расшивка узких мест на Восточном полигоне поможет ответить на вопрос, который сейчас задают практически все грузоотправители, – «почему так быстро растет железнодорожный тариф?».
11 октября 2022, 23:23 /
Эксклюзивно по подписке
Это на 13%, или на 155 млрд рублей, меньше по сравнению с сентябрьскими планами монополии
РЖД обсуждает снижение инвестиционной программы на 2023 г. на 155 млрд до 1,075 трлн руб. Об этом «Ведомостям» рассказали источник, близкий к компании, а также человек, знакомый с обновленными материалами к проекту инвестпрограммы РЖД.
По данным первого собеседника, инвестпрограмма предварительно согласована со всеми ключевыми ведомствами и федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ). Ее обсуждение должно было состояться 11 октября на заседании совета директоров РЖД. Заседание состоялось, подтверждает источник «Ведомостей» в транспортной компании. О принятых по итогам решениях ему не известно.
В РЖД и аппарате вице-премьера Андрея Белоусова, который является председателем совета директоров компании, от комментариев отказались. «Ведомости» направили запросы в Минфин, Минэкономразвития и Минтранс.
Планируемый объем инвестиций тем не менее является рекордным для госмонополии, говорит один из собеседников. Эта сумма на 70 млрд руб. меньше прогнозного плана, утвержденного компанией в конце 2021 г. В сентябре 2022 г. РЖД предлагала еще увеличить вложения в следующем году – до 1,23 трлн руб., о чем говорилось в материалах к проекту инвестпрограммы на сентябрь (есть у «Ведомостей»).
Основными приоритетами для вложений в 2023 г. традиционно станут модернизация Восточного полигона (БАМ и Транссиб), подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, Московского транспортного узла, а также закупка локомотивов.
В 2024 и 2025 гг. РЖД собиралась увеличить инвестпрограмму до 1,5 трлн и 1,66 трлн руб. соответственно, следует из сентябрьских материалов. Но, по словам одного из источников, параметры инвестпрограммы на эти годы еще не определены. Исходя из тарифных решений и прогнозов грузооборота дефицит внебюджетных инвестиций на эти периоды остается значительным, констатировал он, не приводя конкретные цифры. «Компания планирует проработать этот вопрос до конца года», – добавил собеседник.
По данным источников, для обеспечения инвестпрограммы РЖД собирается проиндексировать грузовой железнодорожный тариф с 1 января 2023 г. на 10%, из которых базовая индексация составит 8%, а надбавка на капремонт – 2%. В 2024 г. базовая индексация может составить 7,1%, в 2025 г. – 4,6%. Аналогичные цифры приводились в сентябрьских материалах к проекту инвестпрограммы РЖД, но базовый рост тарифа на 2023 г. тогда закладывался на 0,2 процентного пункта ниже.
Рост тарифа на 10% позволит обеспечить компанию за три года внебюджетными источниками финансирования примерно на 1 трлн руб., подсчитал один из собеседников «Ведомостей». При этом в 2022 г. тарифы и так были проиндексированы на рекордную величину: в начале года рост составил 7,7%, а с 1 июня – еще 11%.
Инвестпрограмма РЖД в 2022 г. изначально тоже планировалась на рекордном уровне в 1,028 трлн руб. Но в мае монополия заявила о ее сокращении до 808 млрд руб., а в сентябре увеличила до 838 млрд руб. По словам источника, близкого к РЖД, на заседании совета директоров также планировалось окончательно утвердить пересмотренную инвестпрограмму на 2022 г., которая по итогам года составит около 847 млрд руб.
Как железная дорога теряет грузы
Погрузка на сети РЖД в сентябре 2022 г. составила 100,8 млн т, что на 5,3% меньше, чем в тот же месяц прошлого года. За январь – сентябрь 2022 г. погружено 921,2 млн т (-3,6% в годовом выражении). Падение за девять месяцев фиксировалось по большинству номенклатур. Погрузка угля упала на 5,9% до 260,5 млн т, черных металлов – на 0,5% до 50,5 млн т, лома черных металлов – на 18,9% до 10 млн т, удобрений – на 6,1% до 45,3 млн т, цемента – на 3,9% до 19,7 млн т, лесных грузов – на 23% до 24,9 млн т, зерна – на 9,9% до 16,2 млн т. Положительная динамика зафиксирована по строительным грузам – 101 млн т (+4,1%). Погрузка нефти и нефтепродуктов сохранилась на уровне 160 млн т. В 2021 г. на железных дорогах было погружено 1,28 млрд т. По итогам 2022 г. РЖД ожидает сокращения этого показателя на 5%.
По оценкам директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, в 2022 г. затраты РЖД на реализацию инвестпроектов выросли более чем на 15%. Без 100%-ного субсидирования деятельности монополии рост тарифов, по его мнению, – единственное решение, направленное на поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии.
С учетом того что инфляция по итогам 2023 г. прогнозируется на уровне 7–8%, реальный рост тарифа для грузоотправителей составит около 2%, рассуждает Гришунин. «Поскольку это не в полной мере компенсирует выпадающие доходы, часть работ на неактуальных направлениях может быть сдвинута вправо. Скорее всего, монополия сэкономит на развитии инфраструктуры Центрального региона», – говорит Гришунин. В прошлой версии инвестпрограммы на это предполагалось потратить около 150 млрд руб.
По мнению ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, предварительное одобрение инвестпрограммы на уровне ФОИВ говорит о высокой вероятности ее принятия. «Возможными источниками внебюджетных средств для монополии могут стать продажа некоторых активов компании, а также привлечение заемных средств под госгарантии», – считает эксперт.
По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, многократный пересмотр РЖД инвестпрограммы 2022 г. – это адекватная реакция на турбулентность внешней среды. Сложности с освоением средств, по его словам, есть не только при строительстве инфраструктуры Восточного полигона, но и при реализации программы капремонта путей. «Основные риски связаны с тем, что на ряде направлений (Восточный полигон, подходы к портам юга) окна ремонтных работ приходится сокращать из-за роста интенсивности движения», – пояснил эксперт.
По словам Бурмистрова, инвестпрограмма на 2023 г. имеет достаточное количество резервов для корректировки. Например, целесообразно убрать из нее проекты, связанные со строительством высокоскоростных магистралей, которые сейчас потеряли актуальность. Напротив, в увеличении инвестиций нуждается статья, связанная с приобретением локомотивов, говорит эксперт.
Общий объем инвестиционной программы РЖД на 2021–2023 гг. составит более 2 трлн руб., сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании правительства в четверг.
«Общий объем инвестиционной программы РЖД на три года превышает 2 трлн руб., в том числе более 730 млрд руб. планируется вложить в развитие железных дорог уже в следующем году», – сказал глава кабинета министров.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Инвестиционная программа РЖД на 2021 г. составит около 700 млрд руб. Об этом в кулуарах «Транспортной недели» сообщил журналистам первый вице- премьер РФ Андрей Белоусов, передает ТАСС.
Ранее глава РЖД Олег Белозеров сообщил журналистам, что акцент в следующем году компания сделает на строительстве инфраструктуры, при этом в процессе может быть скорректирован объем средств, который направят на приобретение тягового подвижного состава и ремонтные работы — то, что непосредственно связано с пропускными способностями железных дорог.
В инвестпрограмму ОАО «РЖД» на 2021–2023 гг. по итогам совещания 8 декабря у первого вице-премьера Андрея Белоусова решили внести коррективы, сообщает «Коммерсант».
Так, с проекта развития подходов к портам Азово-Черноморского бассейна сняты 43 млрд руб. (с последующим восстановлением в 2024–2025 гг.), с подходов к портам Северо-Запада – 47 млрд руб. При этом на закупку локомотивов и электропоездов «Ласточка», наоборот, будут направлены дополнительные средства – 128 млрд руб., уточняется в сообщении.
Также в поручениях отмечается необходимость сохранения финансирования развития Восточного полигона в 2021 году на уровне 134 млрд руб., увеличение взноса на 5 млрд руб. в уставный капитал ФПК на закупку пассажирских вагонов в 2021-м, а также поддержание инфраструктуры.
Однако окончательно инвестпрограмма РЖД не согласована. Финальное решение об источниках финансирования ее дефицита так и не было принято. Аналитики предполагают, что попытка найти средства на реализацию крупных инвестпроектов, не увенчавшаяся пока что успехом, может подтолкнуть власти к серьезным решениям, например к передаче строительства инфраструктуры в отдельную непубличную компанию с сохранением у ОАО «РЖД» только задачи по ее эксплуатации, пишет «Ъ».
2 декабря 2021, 16:39
2 декабря 2021, 17:39
2 декабря 2021, 18:39
2 декабря 2021, 19:39
2 декабря 2021, 20:39
2 декабря 2021, 21:39
2 декабря 2021, 22:39
2 декабря 2021, 23:39
3 декабря 2021, 00:39
3 декабря 2021, 01:39
3 декабря 2021, 02:39
Инвестиции РЖД достигнут беспрецедентного размера
Правительство РФ рассмотрело финансовый план и проект инвестиционной программы на ближайшие три года открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Инвестпрограмма превысит 1 трлн рублей в 2022 году.
Правительство РФ готово одобрить инвестиционную программу «РЖД» в размере свыше 1 трлн рублей на 2022 год, заявил премьер-министр России Михаил Мишустин на заседании правительства. Инвестпрограмма «Газпрома» – 1,758 трлн рублей.
Это «целая отрасль, важная для России и нашей экономики», – подчеркнул глава правительства. Ее развитие важно для достижения национальных целей, «для решения задач инфраструктурного развития регионов, повышения их связанности в масштабах всей страны».
«Правительство готово поддержать беспрецедентный объём инвестиций в эту сферу. В следующем году это свыше 1 трлн рублей. А всего в течение трёх лет будет вложено более 3 трлн рублей. Такие средства на эти цели выделяются впервые», – заявил Мишустин.
Инвестиции направляются в решение масштабных задач. «Среди первоочередных – продолжение работ в рамках проекта восточного коридора, который включает БАМ и Транссиб. Также в планах – создание Северного широтного хода для развития транспортной инфраструктуры в Арктике, обновление железнодорожного сообщения Центрального транспортного узла и целого ряда других направлений», – перечислил премьер.
РЖД продолжит обновлять пути, подвижной состав, повышать комфорт пассажиров, строить новые железные дороги.
Как выяснил “Ъ”, ОАО РЖД увеличило инвестпрограмму до 2023 года на 137,5 млрд руб. В 2021 году инвестиции уменьшились на 63,2 млрд руб. в основном за счет списания 40,7 млрд руб. с развития Центрального транспортного узла. В 2022 запланированы инвестиции в 837,2 млрд руб., в 2023 — 766,8 млрд руб.
На 119,7 млрд руб. возрастают инвестиции в увеличение пропускной способности участка Артышта-Междуреченск-Тайшет, обеспечивающего вывоз груза из Кузбасса и развитие Хакасии, юга Красноярского края и Тувы. Более того, суммарные инвестиции в этот участок до 2025 года увеличены на 100 млрд руб.: в долгосрочной программе развития РЖД до 2025 года стало 170 млрд вместо 70 млрд.
В ОАО РЖД не пояснили “Ъ”, чем обусловлен столь значительный рост инвестиций. Источник, близкий к монополии, говорит, что стоимость увеличилась в результате «уточнения состава и стоимости работ по результатам предпроектных проработок».
Финансирование второй очереди развития БАМа и Транссиба выросло на 42,8 млрд руб. В рамках инвестпрограммы до 2025 года инвестиции в Восточный полигон увеличились на 68 млрд руб. до 1,16 трлн руб. При этом в новой версии с 2024 на 2025 год сдвинулись сроки завершения проекта «Транссиб за семь суток». БАМ-2, напротив, предлагается построить с опережением на год, уже в 2023 году. Кроме того, появились 93 млрд руб. инвестиций в третью, пока отложенную, очередь БАМа в 2025 году.
Появились новые проекты, в том числе Южный кластер (354,4 млрд руб.), развитие транспортного узла Петербурга (80,6 млрд руб.). Также запланировано значительное, на 238 млрд руб., увеличение инвестиций в Московский транспортный узел за счет появления в этом проекте инфраструктуры под строительство высокоскоростной магистрали Москва—Петербург. Доля пассажирского сегмента в инвестпрограмме по сравнению с ДПР возросла с 16% до 27%.
Источник “Ъ”, знакомый с инвестпрограммой, отмечает, что при кратном увеличении инвестиций РЖД в пассажирские проекты, не приносящие компании доход, объем финансирования со стороны государства сильно не увеличился. По его словам, если у таких проектов есть существенный социально-экономический и бюджетный эффект, то государству необходимо увеличить объем их финансирования или отложить. Источник, близкий к монополии, подтверждает, что инвестиции в пассажирский комплекс будут осуществляться за счет инвестпрограммы ОАО РЖД.