Горьковская железная дорога (ГЖД) – одна из старейших и оснащенных железных дорог России, является одним из 16 филиалов ОАО «РЖД». Обслуживает Среднее Поволжье и Предуралье – всего 15 субъектов РФ (6 республик, 8 областей и 1 край).
ГЖД имеет большое транзитное значение, поскольку по ней проходит нейтральный участок Транссиба. Дорога является связующим звеном между центральными, северо-западными районами РФ и Уралом. Услугами Горьковской железной дороги пользуются порядка 200 районов, где проживают больше 14 млн человек.
- Структура
- Интересные факты
- Справка
- Горьковская железная дорога
- Горьковская железная дорога — первые проекты и начало строительства
- Переход на отечественных производителей
- Запуск движения поездов
- Мост через реку Оку
- Вклад Николая Карловича фон Мекка
- Горьковская железная дорога — новые направления
- Поделиться ссылкой
- Горьковская железная дорога в цифрах
- Оn-line сервисы Горьковской железной дороги
- Руководство
- Контакты управления Горьковской железной дороги в Нижнем Новгороде
- Характеристики
- Контакты Горьковской железной дороги
Структура
Летом 2010 года поменялась структура управления. Отделения дороги были упразднены. На сегодняшний день есть пять регионов обслуживания Горьковской железной дороги.
Муромский регион. Частично находится на территории шести субъектов РФ: Владимирской, Нижегородской, Рязанской и Московской областей, республик Чувашии и Мордовии. Железная дорога в этой зоне обслуживает промышленные районы, где сосредоточены предприятия стройиндустрии, стеклопромышленности и машиностроения.
Горьковский регион. Является центральным на всей дороге. Главная станция – Нижний Новгород – Московский. Это крупнейший транспортный узел в России, является транспортной артерией в Нижнем Новгороде и области, обслуживает пассажирские и грузовые локомотивы. Также в регионе действует ст. Нижний Новгород-Сортировочный, где в среднем за сутки комплектуются 45 составов грузопоездов.
Кировский регион. Железная дорога в этой зоне обслуживает всю Кировскую область и часть Удмуртской республики. Является связующим звеном ГЖД с Северной и Свердловской железной дорогой. В границах этого региона пролегают Северный (Главный) и Новый (Нижегородский) ходы Транссиба.
Казанский регион. Крупнейшее подразделение ГЖД. Находится на территории 5 субъектов РФ – Татарстана, Чувашии, Республики Марий Эл, Мордовии, Кировской области, а также частично затрагивает Башкирию и Свердловскую область. В регионе расположены 84 станции, 55 из них открыты для грузовых операций и две для крупных сортировок.
Ижевский регион. Самый протяженный на ГЖД. Развернутая длина пути составляет более 1 тыс. км. Расположен на территории 5 субъектов РФ – Татарстане, Удмуртии, Башкирии, Пермском крае, Свердловской области, включает три часовых пояса. Здесь находятся 65 станций. В регионе проходят два широтных хода, соединенные участком Ижевск – Балезино, который используется для регулировки вагонопотоков.
Интересные факты
В прошлом году в развитие Горьковской железной дороги вложено около 24 млрд рублей. Закуплены новые локомотивы. Продолжилась реализация инвестиционного проекта, который позволит увеличить пропускную способность инфраструктуры и повысить транзитный контейнеропоток в четыре раза. В 2021 году на эти нужды направлено еще 16 млрд рублей. Основная цель – реконструкция и модернизация станций и выход на качественно новый уровень приёма, обработки и отправления транзитных грузовых поездов.
Справка
Сообщить об ошибке
Го́рьковская желе́зная доро́га — железнодорожная компания, филиал ОАО РЖД, управляет железнодорожной инфраструктурой на территории Нижегородской, Владимирской, Московской, Кировской, Рязанской областей и республик: Мордовия, Чувашия, Удмуртия, Татарстан, Марий Эл. Линия Агрыз — Солдатка проходит по территории Пермского края, Свердловской области и Республики Башкортостан; станция Сусоловка расположена на территории Вологодской области. Управление дороги находится в Нижнем Новгороде. Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени (1971).
Дорога образована в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 406 от 6 мая 1961 года. В состав дороги вошли участки Горьковской и Казанской железных дорог, которые в свою очередь были сформированы из Московско-Нижегородской, Московско-Казанской, Вятско-Двинской железных дорог.
Царский павильон Московского вокзала Нижнего Новгорода
«Юбилейный поезд», посвящённый 150-летию Горьковской железной дороги на станции Чернушка Пермского края
Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м годам XIX века. К строительству сети железных дорог, среди которых одной из первых была Московско-Нижегородская, Россия смогла приступить лишь в конце 1850-х годов.
Строительство велось на двух участках. На участке Москва — Владимир работы начались в первой половине мая 1858 года. На участке Владимир — Нижний Новгород строительство развернулось только с весны 1859 года. Официальное открытие движения поездов на протяжении 177 верст от Москвы до Владимира состоялось летом 1861 года. Значительно более медленными темпами шли строительные работы на участке Владимир-Нижний Новгород. Строительство этой части дороги велось ещё более года. Полностью Московско-Нижегородская железная дорога была открыта для движения 1 августа 1862 года. Через 30 лет линия Москва Нижний Новгород стала двухпутной.
В марте 1880 года началось движение по примкнувшей к Нижегородской Муромской линии.
1 января 1894 года правительство выкупило Московско-Нижегородскую дорогу в казну. В этом же году Муромская дорога была объединена под одним управлением с Московско-Курской и Московско-Нижегородской железными дорогами.
Горьковская железная дорога
Вместе с тем, несмотря на большое количество сделанного в последние годы, на Горьковской железной дороге остается множество нерешенных инфраструктурных вопросов, в частности многие участки ГЖД не электрифицированы, и т. п.
Максимальная скорость при открытии движения Сапсанов составила 160 км/час. Для обеспечения безопасности потребовалось модернизация линии ГЖД от Нижнего Новгорода до станции Петушки и 28 станций. Стоимость модернизации путей оценивалась в 10 млрд рублей.
Вокзал ст. Казань и электропоезд переменного тока ЭР9Е-645
Горьковская железная дорога — история создания. Благодаря всемирно известной ярмарке, Нижний Новгород стал «карманом России». Каждый год сюда съезжались купцы со всего мира. А. С. Пушкин в 1836 г. писал: «Дорога (железная) из Москвы в Нижний Новгород была бы еще нужнее дороги из Москвы в Петербург — и мое мнение было бы: с нее и начинать». Эту идею в 1836 г. поддержал М. С. Волков — один из прогрессивных деятелей того времени — в своей статье о пользе железных дорог в России. 10 мая 1847 г. императорским указом было одобрено строительство дороги от Москвы до Нижнего Новгорода. Но прошло более 10 лет, прежде чем началось строительство. В первой половине мая 1858 г. были организованы работы на участке Москва — Владимир. На участке Владимир — Нижний Новгород строительство развернулось только с весны 1859 г.
Горьковская железная дорога — первые проекты и начало строительства
Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м годам XIX века. Однако только 10 мая 1847 г. императорским указом было одобрено строительство дороги от Москвы до Нижнего Новгорода. Прошло еще более 10 лет, прежде чем началось сооружение магистрали.
В первой половине мая 1858 г. были организованы работы на участке Москва — Владимир. На участке Владимир — Нижний Новгород строительство развернулось только с весны 1859 г. 1 августа 1862 г. было открыто движение на всем протяжении Московско-Нижегородской железной дороги. Но этот торжественный день был омрачен несчастьем: под Ковровом поезд потерпел крушение. А в 1867 г. фундаменты моста, построенного через р. Клязьму, не выдержали напора воды при паводке. Основной причиной произошедшего было то, что при строительстве искусственных сооружений и проектировании земляного полотна иностранные инженеры не учли климатических особенностей России. Рельсы и металлические части мостов, а также весь подвижной состав для Московско-Нижегородской железной дороги заказали за границей.
Переход на отечественных производителей
Только в 1877 г. по инициативе управляющего дороги И.Ф. Рерберга близ Нижнего Новгорода был открыт первый в России завод по пропитке шпал. Через несколько лет Центральные механические мастерские в Коврове начали выпускать собственные вагоны; там же были организованы и ремонтные мастерские. В 1856 г. было образовано общество Московско-Саратовской железной дороги. Вскоре оно, пользуясь поддержкой Александра II, получило концессию на 80 лет. В 1863 г. общество изменило обязательства и стало называться обществом Московско-Рязанской железной дороги. Подряд на прокладку полотна дороги и искусственных сооружений получил Карл Федорович Фон Мекк. Проработав долгое время инженером путей сообщения, К. Ф. Фон Мекк неожиданно уходит с государственной службы и всецело посвящает себя предпринимательской деятельности. Начало новой карьеры Фон Мекка связано со строительством линии Москва — Коломна. Здесь проявились его организаторский талант, знания и энергия.
Запуск движения поездов
Строительство линии протяженностью 117 верст началось 11 июня 1860 г. и шло ускоренными темпами. Рельсы и крепления к ним доставлялись морем в Кронштадт, а оттуда на обозах подвозились строителям. Около 4 тысяч наемных рабочих работали над сооружением трассы. 20 июля 1862 г. все работы закончили и дорога официально открыта для постоянного движения двух пассажирско-товарных поездов. Весной 1863 г. началось строительство участка от Коломны до Рязани, протяженностью в 80 верст. Концессию получило общество Московско-Рязанской железной дороги, во главе которого был П.Г. фон Дервиз, бывший чиновник Комитета железных дорог. Подрядчиком общества стал К.Ф. фон Мекк.
Мост через реку Оку
Особые трудности были связаны с мостом через р. Оку. К лету 1864 г. подходы к нему были закончены. Сначала соорудили временный мост, и с 27 августа 1864 г. началось движение поездов от Коломны до Рязани. 20 февраля 1865 г. капитальный мост был построили. Он стал первым в России совмещенным мостом для железнодорожного и гужевого транспорта. Строительством руководил военный инженер А. Е. Струве. Для изготовления конструкций пролетных строений Струве создал мастерские, которые в 1872 г. были преобразованы в машиностроительный завод.
Поскольку объем перевозок с каждым годом увеличивался, в 1870 г. был построен второй путь. В том же году общество построило Егорьевскую и Зарайскую ветки. По всей линии вступали в строй новые станции. К 1898 году уже принимали пассажиров Сортировочная, Перово, Шереметьево (теперь Плющево), Вешняки, Косино, Подосинки (ныне Ухтомская), Люберцы, Томилино, Малаховка, Удельная, Быково, Ильинская, Раменское. В 1890 г. в результате переговоров с правительством общество приняло на себя обязательства по сооружению дороги Москва — Казань, а также ветки от Коломны до Озер по левому берегу Оки.
Теперь оно стало называться обществом Московско-Казанской железной дороги. Уже в сентябре 1893 г. открыто движение по Озерской линии и на участке от Рязани до Сасово, с 15 июня 1894 года — до Казани, а в сентябре того же года — по Симоновской ветке. По окончании строительства встал вопрос о соединении дороги с Сызрано-Вяземской линией, а также о сооружении железной дороги от Пензы до Балашова. Новая дорога дала выход на юг, соединив центральные районы страны с Казанской, Симбирской и Пензенской губерниями, богатыми лесом.
Вклад Николая Карловича фон Мекка
В 1891 г. председателем правления Московско-Казанской железной дороги назначен Николай Карлович фон Мекк, сын К. Ф. Фон Мекка. Он стал подлинным продолжателем дела своего отца. Не имея специального инженерного образования, Н. К. фон Мекк сумел на практике овладеть всеми тонкостями железнодорожного дела. В первое десятилетие его правления протяженность линий Московско-Казанской железной дороги увеличилась в 9 раз. Была создана новая железнодорожная сеть в Поволжье: Рязань — Казань, Рузаевка — Пенза — Сызрань — Батраки, Инза — Симбирск, Тимирязево — Нижний Новгород. Фон Мекк пользовался поддержкой и покровительством Великой княгини Елизаветы Федоровны (сестры императрицы), отзывавшейся о нем как о «честнейшем слуге Царю и Отечеству». В 1897 г., после ввода в эксплуатацию Московско-Казанской дороги, появился проект сооружения линии от Нижнего Новгорода через города Арзамас и Лукоянов до Ромоданово. Линия должна была пролегать по Нижегородскому, Арзамасскому и Лукояновскому уездам. Сооружение линии началось в апреле 1900 г. Руководил работами на участке Арзамас-Ромоданово инженер Г. М. Буганов.
Но строительство шло медленно, сроки сдачи железнодорожного полотна неоднократно срывались. В конце декабря 1901 г. было открыто товарно-пассажирское движение по линии, но скорость движения поездов не превышала 10 верст в час. В 1902 г. общество Московско-Казанской железной дороги представило проект линии от Люберец через Муром, Сергач до Шихранов. Линия предполагала наличие моста через Волгу протяженностью 602 версты. Когда проект дороги обсуждался в правительстве, министр финансов Витте сказал: «Железная дорога, убыточная как отдельное предприятие, является частью весьма выгодною с точки зрения общей экономики государства ввиду того влияния, которое она оказывает на производительные силы страны, а за ними и доходы казны». В 1903 г. проект дороги был окончательно утвержден, но с началом русско-японской войны строительство было законсервировано. Только в апреле 1910 г. началось сооружение первого отрезка дороги — линии Люберцы-Арзамас. Руководил строительством инженер А. А. Фроловский.
Горьковская железная дорога — новые направления
По проекту известного мостостроителя профессора Н. А. Белелюбского около Казани был сооружен мост через р. Волгу. Уже в декабре 1911 г. открылось временное движение на участке Люберцы-Муром, а с 15 октября 1912 г. поезда могли ходить по всей линии: от станции Люберцы до станции Арзамас. В 1907 г. встал вопрос о необходимости соединения Нижнего Новгорода с Северной железной дорогой. В 1911 г. общество Московско-Казанской дороги приступило к строительству линии Нижний Новгород-Котельнич с веткой до города Яранска. Предполагалось строительство мостов через Волгу и Оку. Одновременно общество взяло на себя обязательства по сооружению магистрали Казань-Екатеринбург. Строительство и без того проходящее медленно, было прервано революцией. В 1918 г. вошла в эксплуатацию линия Арзамас — Канаш, обеспечившая кратчайшую связь Москвы с Казанью, и линия Агрыз — Ижевск — Воткинск.
Второй выход из европейской части страны на Урал и далее в районы Сибири дал участок дороги Казань — Агрыз — Свердловск, введённый в строй в 1924 г. В 1927 г. Москва получила ещё один путь в районы Южного Урала и Марий Эл через Нижний Новгород — Киров — Пермь на Йошкар-Олу. 1940 год — закончили прокладку линии Яр — Фосфоритная и линии к столице Чувашии Чебоксары. В 1945 году введён в эксплуатацию участок, связавший Ижевск со станцией Игра. А в 1947 г. — отрезок от Пибаньшура до Игры, в результате чего были соединены линии: Казань — Свердловск и Киров — Пермь — Свердловск.
В 1936 г. в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения из состава Московско-Курской железной дороги была выделена Горьковская железная дорога, а из состава Московско-Казанской — Казанская железная дорога. В 1961 г. в результате слияния Горьковской и Казанской магистралей возникла Горьковская железная дорога.
Поделиться ссылкой
Горьковская железная дорога -филиал Управление Горьковской железной дороги (ГЖД)
Местонахождение Горьковской железной дороги — территория Владимирской, Нижегородской,Кировской областей, частично — территория Рязанской, Пермской, Свердловской, Ульяновской областей, частично — Мордовии, Татарии, Марий Эл, Башкирии, Удмуртии, Чувашии
Основные станции Горьковской жд: Агрыз, Армязь, Арзамас, Балезино, Владимир,Казань (Лагерная),Красный Узел, Канат, Ковров, Котельнич, Лянгасово, Муром, Нижний-Новгород, Новки, Свияжск,
Зеленый дол, Юдино.
ГЖД образовалась в 1961г. в результате слияния Горьковской и Казанской ж.д.
Горьковская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги».
Сокращенное название – ГОРЬК ж.д. или ГЖД.ГЖД обеспечивает выполнение железнодорожных перевозок и связанных с ними работ и услуг.
Главные пути магистрали — это два параллельных направления: Москва — Нижний Новгород — Киров и Москва — Казань — Екатеринбург, связанных между собой рокадами.
В состав дороги входят региональные центры – Муромский, Горьковский, Кировский, Ижевский, Казанский.ГЖД граничит с железными дорогами: Московской (ст.Петушки и Черусти), Свердловской (ст. Чепца, Дружинино), Северной (ст. Новки, Сусоловка, Свеча), Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна, Алнаши).
Горьковская железная дорога в цифрах
Главные пути дороги оснащены в основном рельсами тяжелого типа Р-65.
Общая развернутая длина дороги — 11854,59 км.
Протяженность главных железнодорожных путей — 8013,31 км.
Эксплуатационная длина дороги — 5344,5 км.
Развернутая длина главных путей — 7959,4 км.
Развернутая длина станционных путей – 3130,3 км.
Развернутая длина подъездных путей – 710,98 км
Оn-line сервисы Горьковской железной дороги
На странице ОАО «РЖД» можно увидеть актуальное расписание поездов дальнего следования, выбрать удобный для себя маршрут, узнать о наличии мест и стоимости билетов.
Можно купить билет через Интернет, расплатившись банковской картой, посмотреть актуальное расписание электричек Горьковской железной дороги и . О льготах на проезд в поездах пригородного сообщения и абонементных билетах на пригородные поезда также можно узнать на сайте.
Руководство
Начальник Горьковской жедезной дороги — Лесун Анатолий Федорович.
Контакты управления Горьковской железной дороги в Нижнем Новгороде
ДК сделал подборку самых главных событий для развития Нижнего Новгорода в 2013 г.
«Деловой квартал» составил подборку самых читаемых новостей о развитии Нижнего Новгорода в 2013 г.
Нижегородцам будет сложнее выехать из города из-за усиленных мер безопасности
Меры повышенной безопасности во время общественных мероприятий будут введены в Нижнем Новгороде из-за терактов в Волгограде. Соответствующее поручение сделал сити-менеджер Олег Кондрашов.
ВСМ «Москва — Нижний Новгород — Казань» окупится за 22 года — прогноз
Окупаемость высокоскоростной магистрали «Москва – Нижний Новгород — Казань» составит 22 года, сообщил начальник Горьковской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Анатолий Лесун.
РЖД создаст на базе Московского вокзала мультимодальный пересадочный узел
ОАО «Российские железные дороги» на базе Московского вокзала в Нижнем Новгороде планирует создать современный мультимодальный транспортно-пересадочный узел (ТПУ).
«Ласточка» не доехала из Москвы в Нижний Новгород
Электропоезд «Ласточка» вновь не добрался в Нижний Новгород из Москвы вовремя. Очередное ЧП стало причиной остановки поезда в районе Владимира.
Городская электричка начнет курсировать с 24 июня от Московского вокзала до Починок
ОАО «Волго — Вятская пригородная пассажирская компания» запускает городскую электричку, которая будет следовать от Московского вокзала до Починок.
Нижегородцы в 2018 г. будут доезжать до Москвы за 1 час
Принято решение о строительстве высокоскоростной магистрали Москва — Нижний Новгород — Казань, сообщил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.
Новый поезд «Ласточка» не доехал из Москвы в Нижний Новгород
Новый скоростной поезд «Ласточка», который начал курсировать между Москвой и Нижним Новгородом 28 апреля, 12 мая не доехал до столицы Приволжья.
ГЖД отменила один ночной поезд между Москвой и Нижним Новгородом
Горьковская железная дорога отменяет один ночной поезд №23/24 Москва – Нижний Новгород «Премиум», сообщил заместитель начальника пассажирской службы ГЖД Дмитрий Овечкин.
Движение поездов рядом с провалом грунта в Бутурлино не остановлено
Из-за чрезвычайного происшествия, в результате которого три дома провалились под землю в Нижегородской области, движение поездов не остановлено.
Реконструкция Московского вокзала обойдется почти в 5 млрд руб.
Стоимость работ по реконструкции Московского вокзала в Нижнем Новгороде составит почти 5 млрд руб. и начнется уже в этом году, сообщил начальник ГЖД Анатолий Лесун.
Поезд Москва-Пекин остановлен в Шахунье
На перегоне Шахунья-Тоншаево Горьковской железной дороги 31 октября в 7:40 мск из-за неблагоприятных погодных условий остановлен поезд № 4 «Москва – Пекин».
Горьковская железная дорога (ГЖД) — филиал ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).
Горьковская магистраль — одна из старейших железных дорог России. Ведет свое начало от Московско-Нижегородской дороги, построенной в 1862 году.
ГОРЬК ж.д. ОАО «РЖД» решает задачи своевременного обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках и связанных с ними работах и услугах, предоставления услуг пользователям инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Характеристики
Начальник ГЖД — Лесун Анатолий Федорович.
Контакты Горьковской железной дороги
Телефон/факс: +7(831) 248-68-68
Наименование владельца сайта: ООО «Деловой квартал-Екатеринбург»