Первый опыт экологического аудита в России датируется концом 19 века. Так, в 1892 году, по требованию комиссии, мещанин Глухов закрыл химический завод, чтобы не вредить здоровью местных жителей. А в 21 веке популярность набирает так называемая – «зеленая» экономика, цель которой к 2050 году избавиться от углеродного следа. Российские железные дороги еще в 2008 году подписали глобальный договор об устойчивом и экологичном развитии ж/д транспорта, а 2021 год в РЖД объявлен годом Экологии
Зелёная линия стальных магистралей
Железнодорожники подводят итоги года экологии. В Иркутской области — года Байкала. И в это же время “РЖД” продолжает модернизировать БАМ и Транссиб. Несостыковка? Как бы не так. Компания думает одновременно и о сотнях тысяч пассажиров и миллионах тонн грузов, и о сохранности природы.
Защита окружающей среды и экологические проекты в железнодорожной отрасли
Экологическое благополучие – одна из важнейших задач нынешнего времени. В России на законодательном уровне закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду (Конституция Российской Федерации, статья 42). Также правительством был принят ряд нормативно-правовых документов и федеральных целевых программ в области экологического развития:
Компании железнодорожной отрасли в России уделяют большое внимание вопросам сохранения окружающей среды. Рельсовый транспорт является наиболее экологичным, имея долю выбросов СО2 всего в 1 % среди всех видов транспорта (см. рис.1). Каждый год российские предприятия проводят комплекс мер, направленный на создание подвижного состава с улучшенными экологическими характеристиками, внедрение новых технологий производства и реализацию различных экологических проектов.
Рис.1. Иллюстрация из статьи «Стандарты зеленого машиностроения: стратегия ТМХ» из журнала «Техника железных дорог» № 5, 2022
Экологическая политика ОАО «РЖД»Холдинг «РЖД» уделяет большое внимание вопросам сохранения окружающей среды.
В 2021 году произошла реорганизация Департамента экологии, охраны труда и промышленной безопасности ОАО «РЖД». Был создан Департамент экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД». Экологическим вопросам уделяется еще больше внимания – ОАО «РЖД» стало выполнять также новые задачи, в том числе и по внедрению экологических аспектов устойчивого развития.
3 июня ключевые показатели экологической политики компании за 2021 год в своем выступлении представил начальник Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД» Андрей Лисицын:
Общие затраты ОАО «РЖД» на природоохранную деятельность превысили 7 млрд рублей.
Президент ОПЖТ Валентин Гапанович прокомментировал важные направления деятельности ОАО «РЖД» и Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» в сфере реализации экологических проектов:«ОАО «РЖД» является экологически ориентированной компанией. Вопросы защиты окружающей среды она реализует путем сокращения техногенного воздействия на окружающую среду, улучшения текущих и создания новых очистных сооружений, а также за счет снижения потребления топливно-энергетических ресурсов.В 2008 году была разработана Экологическая стратегия развития ОАО «РЖД» до 2030 года, которая актуализировалась в 2016 и 2020 гг. с учетом необходимости гармонизации целевых ориентиров и сроков их достижения.Хочу отметить работу Людмилы Кругляковой, которая вела активную деятельность в Департаменте охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» – её вклад в развитие экологичности компании неоднократно отмечался отраслевыми наградами, а также заметен на практике. За годы работы компании удалось снизить загрязняющие выбросы от стационарных объектов более чем на 65 %, от передвижных – более чем на 34 %, и полностью исключить сброс неочищенных сточных вод.Также продолжается работа по электрификации железных дорог.Кроме того, мы с коллегами в ОПЖТ активно обсуждаем возможности альтернативных источников энергии для подвижного состава. Сжиженный природный газ уже успешно применяется, следующий этап – водород и аккумуляторная тяга.Активно прорабатываются технические особенности водородных технологий.Еще одно интересное решение как с точки зрения экономики, так и экологии – синтетическое топливо (метанол). Отмечу, что совместно с Российским газовым обществом и МГТУ им. Н.Э.Баумана ведется проработка создания двигателя на метаноле, а в рамках работы Технического комитета ТК 045 «Железнодорожный транспорт» создается соответствующая нормативная база, определяющая требования к магистральным и маневровым локомотивам, топливной аппаратуре, ёмкостям хранения газа, пунктам экипировки и другому важному оборудованию».
Экологичная железнодорожная продукцияНовые модели подвижного состава по функциональным и экологическим характеристикам зачастую превосходят продукцию зарубежных конкурентов. Альтернативные источники топлива позволяют сократить углеродный след техники. «Трансмашхолдинг» совместно с «Росатомом» ведет разработку поезда на водородной тяге – контактно-аккумуляторного электровоза ЭМКА-2 (первый образец появится уже в конце 2022 г.). Наращивание объемов перевозок на электрической тяге позволит снизить парниковые выбросы более, чем на 5 %.
Рисунок 1. Перспективная разработка – контактно-аккумуляторный электровоз ЭМКА-2 (иллюстрация ТМХ)
Современный рельсовый подвижной состав экологичен не только в эксплуатации, но и при последующей утилизации. Последние тренды диктуют промышленным предприятиям активное использование переработанного сырья как в составе готовой продукции, так и при сопутствующих производственных процессах. Чтобы в дальнейшем упростить процесс подготовки к переработке, материалы и фурнитура компонентов новой техники маркируются с указанием типа пластмассы, содержания металлов и т.д.Рециклингу в основном подвергаются отходы металлов, которые можно вернуть в литейное производство. В целом доля переработанного металла в корпусах вагонов, кондиционеров, электрических шкафов достигает 80 % в зависимости от типа стали и ее назначения.
Для уменьшения вредных выбросов на предприятиях проводится децентрализация и модернизация систем теплоснабжения, строятся новые котельные с модернизацией сетей, обновляется литейное производство, устанавливаются очистные сооружения, оптимизируются гальванические производства. Это позволяет снизить потребление газа, уменьшить расход электроэнергии и воды, потерю тепла.
«Зелеными» могут быть не только технологии, но и финансы! «Синара – Транспортные машины» в прошлом году утвердила концепцию выпуска зеленых облигаций и осуществили эмиссию «зелёных» облигаций. Выпуск объёмом 10 млрд рублей на срок 5 лет стал третьим крупным размещением на локальном зелёном рынке России и был включён в Сектор устойчивого развития Московской Биржи. Такой статус облигаций означает, что средства, привлечённые от их реализации, будут направлены на финансирование экологически чистых проектов — производство грузовых электровозов, пассажирских электропоездов и т.д.
Основные критерии отбора проектов для зеленого финансирования:
Группа СТМ активно инвестирует в разработку технологий для производства более экологичной и энергоэффективной техники. Экологическая политика компании предусматривает снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет перехода на использование рациональных моделей экологически чистой продукции и потребления.
Большое внимание экологии уделяет компания RM Rail. Компания стремится к тому, чтобы производство было максимально безопасным как для самого человека, работающего здесь, так и для окружающей среды. На предприятиях ежегодно реализуются программы по обеспечению охраны окружающей среды – они помогают контролировать и снижать уровень негативного воздействия на экологию региона. Компания постоянно изучает состояния воздуха, почвы и воды в зоне влияния предприятий, проводит постоянный мониторинг, и его результаты показывают соответствие производств допустимым нормативам.
Экономия энергоресурсов – еще одна ключевая задача, которую ставит перед собой RM Rail. Технологические процессы являются энергоемкими, поэтому компания постоянно совершенствует систему организационных и технических мер, чтобы снизить энергопотребление:
Внедрение новых технологий происходит и в металлургической отрасли. Например, ЕВРАЗ ЗСМК начал производство в России «зеленых» рельсов. Углеродоемкость производства стали для их проката – около 0,5 тонн CO2-эквивалента на тонну, что в 4 раза меньше, чем при доменно-конвертерном способе выплавки. Достижение низкого углеродного следа обеспечивается за счет электрометаллургического способа производства, использования возобновляемой энергетики и оптимальной технологии с увеличением доли металлолома в шихте. Объем производства первой партии составил около 5 000 тонн. Уникальная для России продукция уже отгружена ОАО «РЖД». «Зеленые» рельсы Р65 категории ДТ350 поставлены в 100-метровом и 25-метровом исполнении. ЕВРАЗ готов распространить технологию на другие специальные категории рельсов ДТ (ДТ350СС, ДТ370ИК, ДТ350НН).
Для мониторинга окружающей среды себя эффективно зарекомендовали мобильные станции. Мониторить состояние воздуха возможно с помощью автоматизированной передвижной лаборатории, оснащённой новейшим оборудованием. Мониторить состав воздуха на содержание загрязняющих веществ можно прямо на улице. Результаты исследований готовы уже через 20-30 минут. Всего пробы анализируют на 16 веществ. Итоги исследований ежемесячно направляют в Роспотребнадзор.
Компания «Эколант», аффилированная с производителем стальных труб и железнодорожных колес ОМК, в этом году был заложила фундамент под строительство завода по производству стальных труб и железнодорожных колес мощностью 2,5 и 1,8 миллиона тонн в год соответственно. Электросталеплавильный комплекс в г. Выксе Нижегородской области должен быть запущен в 2025 году. Таким образом, на Выксунском металлургическом заводе будут производиться ж/д колёса из «зелёной» стали. Компания «Эколант» применяет «зелёную» технологией DRI (железо прямого восстановления) для производства стали, круглой заготовки и высококачественных слябов. По условиям проекта, выбросы CO2 будут ниже в 3 раза по сравнению с традиционной доменной технологией производства стали.
Поиск альтернативных источников топлива – главная цель «Экологической стратегии ОАО «РЖД»». Поэтому начиная с 2025 года компания будет закупать экологически безвредные локомотивы на природном газе. В связи с этим восточный ж/д сектор уже перешел на электрическую и газовую тягу:
«К 2050 году мы планируем полностью уйти от углеродного следа, выбросов парниковых газов. От работы локомотивов и других механизмов с двигателями внутреннего сгорания»
К 2030 году компания планирует снизить нагрузку от всей деятельности компании на окружающую среду в два раза. Поэтому цель РЖД на последующие 9 лет следующая:
«У нас есть накопленный ущерб, с которым мы боремся. Мы уже ликвидировали 270 объектов, а к 2030 г. ликвидируем полностью весь тот вред, который мы исторически наносили природе. Мы работаем и вовне и вовнутрь. Но работа предстоит очень большая»
Олег Белозеров, генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги»
Сегодня доля РЖД в общем объеме парниковых выбросов – менее 1%. Вредные же выбросы составляют 0,7%. А сбросы сточных вод в водные объекты – 0,05% и образование отходов – 0,02%.
Помимо этого политика РЖД позволяет каждому человеку принять участие в снижении углеродного следа. Так в билетах компании всегда указывается экологичность выбранной поездки:
«ЗЕЛЕНАЯ» ПОЛИТИКА
«Мы четко следуем по пути развития, ориентированному на экологию и бережное отношение к природе. Для нас это один из главных приоритетов»
Так в начале 2021 года обозначил «экологическую» миссию ОАО «РЖД» ее глава Олег Белозеров
Но о культуре «экологичного существования» в РЖД заговорили ни вчера и ни сегодня. «Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на перспективу до 2030 года» существует, работает и развивается с 2009 года. Сокращение углеродного следа – важное составляющее этого проекта.
Российские железные дороги охватывают 80 тысяч километров территории. Но из них электрифицированы только половина. А 50 процентов грузооборота компании приходится на нефть и уголь – все это создает известный «карбоновый след». Именно поэтому РЖД в 2015 году подписало с Международным союзом железных дорог «Декларацию железнодорожного сектора об участии в решение проблем изменения климата и сокращении выбросов парниковых газов» для совместного и эффективного развития экологии будущего.
Курс на декарбонизацию, ежегодные природоохранные мероприятия и вклад в сохранение озера Байкал – все это «зеленые» проекты РЖД, которые позволили ей в 2019 году стать первой компанией России и СНГ, разместившей «зеленые облигации» на международном рынке. А полученные средства позволили закупить электрические, а не топливные «Ласточки».
«Мы идем к тому, чтобы сформировать в ОАО «РЖД» полноценную «зеленую» экономику, когда экологические мероприятия являются неотъемлемой частью всех процессов»
2021
«РЖД» объявили 2021-й годом экологии. Все объекты строительства и модернизации в зоне Байкальской природной территории проходят добровольную экологическую экспертизу. Для них разрабатываются специальные экопаспорта, в которых можно найти много полезной инфы: о самом проекте, о компенсационных экологических мероприятиях, данные о выполнении экомониторинга и контроля, схему отбора проб на объекте и программу экологического контроля почвы, воздуха, воды и физических факторов.
Несмотря на то, что год экологии у “РЖД” был в 2021-м, зелёные проекты в Восточной, зелёные проекты в Восточной Сибири они развивают с 1993 года. Например, создавая качественные лаборатории, включённые в национальную систему аккредитации. Компания построит и модернизирует 108 (!!!) объектов железнодорожной инфраструктуры в Восточной Сибири в зонах, которые могут хотя бы теоретически повлиять на экологию Байкала. И для каждого из них есть план компенсационных мер, строительства очистных сооружений, зарыбления водоёмов.
В рамках модернизации на тяговых подстанциях заменили устаревшие и “не зелёные” масляные переключатели на более современные, элегазовые. Пункты отдыха путевых рабочих, которые раньше отапливались углём, теперь полностью электрифицированы. Это может казаться мелочью, но в комплексе даёт большой вклад — масса вредных выбросов теперь не попадёт в воздух.
С компенсационными лесопосадками сильно повезло. Советский БАМ изначально проектировали двухпутным и просеку прорубили под два пути (очевидно), но построили только один. Поэтому сейчас, при строительстве второго, “РЖД” придётся вырубить всего пару десятков гектаров. При этом вместо одного срубленного на Байкальской природной территории дерева высаживают сразу пять.
Все новые и перестроенные объекты оснащают камерами наблюдения и создают цифровой двойник строений. Плюс обновлённый инструментарий экологических лабораторий РЖД позволяет проводить сбор точных данных и отправлять их в единую базу. Только
в 2021 году мобильные лаборатории “РЖД”
в Восточной Сибири провели почти семь
тысяч анализов окружающей среды. Даже
дроны задействовали для контроля влияния
на экологию.
Кроме того, эта система будет частью общероссийской цифровой системы экомониторинга, которую строит Минприроды. Она позволит властям и крупному бизнесу реагировать на экологические угрозы и принимать меры для их решения буквально в режиме реального времени.
Гендиректор ОАО “РЖД” Олег Белозёров рассказал, что основная цель экологической стратегии РЖД — значительное снижение влияния производства компании на природу благодаря новым ресурсосберегающим и малоотходным технологиям.
Но экостратегия будет работать не только на будущее, она же направлена на ликвидацию накопленного с начала прошлого века экоущерба. Олег Белозёров также отметил, что документ учитывает международную повестку устойчивого развития и “зелёной” экономики (= в тренде).
Также при реконструкции Транссиба и БАМа компания своими силами очистила 361 километр береговой линии Байкала от одноимённого посёлка до посёлка Таловка. Кроме того, план дополнительных компенсационных мер учитывает и мелочи типа установки биотуалетов в популярных турлокациях и организации раздельного сбора мусора.
“Бережное отношение к природе является для ОАО «РЖД» главным приоритетом. Для железнодорожников дело чести — выйти здесь на абсолютно новый «зелёный» стандарт при реализации проектов”
— заявляет Олег Белозёров.
Учитывая, что “РЖД” собираются увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба в полтора раза, профессиональные экологи высоко оценивают подход компании к делу. Плюс местные жители могут выдохнуть (а потом снова вдохнуть) спокойно — уникальной байкальской природе ничего не грозит. Она продолжит радовать своей красотой и чистотой ещё не одно поколение.
ВКЛАД В ЭКОЛОГИЮ БУДУЩЕГО
После подписания глобального договора РЖД представили вскоре первую, положительную динамику. По сравнению с 2007 годом в 2008-2011 годах выбросы вредных веществ сократились на 43%. А сброс недостаточно очищенных сточных вод и воды без очистки снизились на 20 и 33 процента.
А полная статистика за 2007-2019 года показывает успешную динамику. Так выбросы вредных веществ сократились на 64%. Сбросы загрязненных сточных вод – на 72,5%, а доля обезвреживания и вовлечения отходов в хозяйственный оборот увеличилась на 20,6%.
В 2018 году РЖД потратили более 8 миллионов рублей на природоохранные мероприятия. Это позволило ликвидировать 12 объектов накопленного экологического ущерба. Например, склады нефтепродуктов и ремонтные мастерские в депо. Территорию очистили от мазута, солярки, а также опасных химических соединений.
«Компания стремится привести подобные объекты в первозданное природное состояние. Увы, но технологии переработки вредных веществ, например фенола, пока несовершенны. Для качественной рекультивации часто необходимы годы. К тому же многие загрязненные объекты находятся вблизи крупных городов, что является дополнительным стимулом к развитию и внедрению эко-технологий и бережному использованию ресурсов«
Сергей Кобзев, главный инженер ОАО «РЖД»
А в рамках года Экологии особое внимание, как подчеркнул глава РЖД, будем уделять сохранению природной структуры озера Байкал. Совместно с Минприроды России.
Декарбонизация также показала первые итоги в марте 2021 — РЖД полностью электрифицировали участок Борзя-Забайкальск, проходящей рядом с границей Китая.
«Переход на электротягу не только существенно снизит эксплуатационные расходы дороги, но и за счет использования электровозов значительно сократит воздействие железнодорожного транспорта на экологию»
По оценке Международного энергетического агентства Россия занимает первое место по энергоэффективности грузовых ж/д перевозок. Так, в 2020 году 85 процентов перевозок осуществлялись на электрической тяге.
Последние доклады экологов предсказывают довольно близкое и крайне неприятное будущее. Поэтому они — чуть ли не первые, кто погружается в изучение каждого опубликованного проекта строительства или модернизации крупных объектов инфраструктуры.
Особенно когда дело касается таких природных объектов, как уникальный Байкал. Если вы вдруг не знали, в нём содержится одна пятая всех мировых запасов пресной воды. Но географически озеро и окружающие его заповедники находятся на пути критически важных для страны транспортных магистралей, связывающих западную Россию с Дальним Востоком и тихоокеанскими портами.
Вряд ли в 1905 году, когда Транссибирская железная дорога только строилась, кто-то думал про вред экологии. Задача была другая — выполнить мегапроект, несмотря на тяжелейшие природные условия. Изначально поезда, идущие по Транссибу, даже переправляли через Байкал на пароме. Кругобайкальскую железную дорогу, огибающую озеро с юга, построили уже потом.
Но через несколько десятков лет правительство поняло, что Транссиб идёт слишком близко к южным границам СССР. Началась “Стройка века” — Байкало-Амурская магистраль. Она обходит Байкал с севера и лежит в тысячах километров от границы. БАМ соединил Тайшет и Советскую Гавань на Дальнем Востоке.
Союз распался, но обе магистрали остались важнейшими транспортными артериями для России современной. В XXI веке их ускоренными темпами в рамках нацпроекта по модернизации инфраструктуры обновляет ОАО “РЖД”.
«МЫ КАК САНИТАРЫ ЛЕСА»
За охраной окружающей среды в РЖД следят более 400 экологов. Они определяют концентрацию угарного газа в воздухе, находят следы нефтепродуктов в почве и взвешенные частицы в воде. Главная их цель – снижение негативного воздействия железных дорог. На всей сети функционирует 56 экологических лабораторий.
«Нас интересуют все источники, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду: котельные, очистные сооружения, площадки для сбора и хранения отходов, склады топлива, а также ливневые колодцы в депо»
поделились специалисты одной из московских лабораторий
Пробы почвы, воды и воздуха снимаются регулярно. Они осуществляются прямо на участках железной дороги, а также на местах ожидания поездов пассажирами. После проводится анализ и его сравнение с ПДК – предельно-допустимой концентрацией.
«Мы как санитары леса: выезжаем на вредные объекты. Если видим какие-то моменты, превышение, мы сигнализируем об этом предприятию. Чтобы они принимали
Артем Поляков, начальник центра охраны окружающей среды МЖД
В год московские лаборатории проводят более 60 тысяч анализов. И ежегодно контролируются экологом-инспектором, который проверяет соответствия работы экологическим стандартам.