Фирменные поезда — это комфортабельные пассажирские составы, отличающиеся от обычных по многим параметрам. Их «фирменность» определяет первоклассный сервис и широкий набор услуг, входящий в стоимость билета.
По российским железным дорогам курсирует 97 фирменных поездов ОАО «ФПК», 4 из которых относятся к классу «Премиум». Они перевозят пассажиров в различные регионы страны и соединяют столицы республик Российской Федерации.
Узнать, имеет ли поезд статус фирменного, нетрудно — он указывается в билете. Как правило, фирменные поезда имеют собственное название в соответствии с направлением: «Красная стрела» и «Невский экспресс» (между Москвой и Санкт-Петербургом), «Лев Толстой» (между Москвой и Хельсинки), «Арктика» (между Москвой и Мурманском) и т.д.
График их движения разрабатывается с учетом двух особенностей:
Все фирменные поезда — скорые, поэтому они проходят расстояние по маршруту за меньшее время, чем обычные составы.
Чем отличаются фирменные поезда от обычных:
При этом пассажирам, купившим билет на верхние спальные места, не нужно беспокоиться о застиле постельного белья — до посадки это сделает проводник.
Особое место в фирменных поездах занимает комфортный вагон-ресторан с уютным интерьером и прекрасной кухней. Маломобильным пассажирам и людям, которые хотят побыть в уединении, проводник поможет вызвать официанта и заказать понравившееся блюдо из меню с доставкой в купе.
В фирменном поезде можно выбрать тип вагона на свой вкус: с местами для сидения, плацкартные, купейные, СВ и Люкс. При этом вагоны фирменных поездов предназначены для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями и способны удовлетворить пожелания даже самых требовательных пассажиров.
В состав фирменных поездов входят только современные вагоны не старше 12 лет постройки, с биотуалетами и кондиционерами. При посадке прекрасно обученный персонал поможет разместиться в вагоне и решит все возникшие вопросы.
В туалетах фирменных поездов всегда есть жидкое мыло, бумажные полотенца, мягкая туалетная бумага, освежитель воздуха и одноразовые накладки на сидения.
________________ * в двухэтажных фирменных поездах
- Услуги и сервис
- Классы обслуживания в поездах РЖД
- Вагон с сидячими местами
- Повышенный уровень комфорта
- СВ или РИЦ (2-местные купе)
- Вагоны класса «Люкс» (VIP)
- Питание стандарт РЖД
- Стандартный завтрак в купе
- Стандартный обед в купе
- Стандартный ужин в купе
- Где можно узнать о стандартном предоплаченном питании?
- РЖД услуга дополнительного питания
- Стоимость питания в поезде РЖД
- Что можно получить бесплатно на вокзале
- Где взять бельё и кто заправляет постель
- Что ещё можно попросить у проводника бесплатно
- Как зарядить телефон,планшет или ноутбук
- Кто победит в битве за багажное место под нижней полкой
- Сколько багажа можно взять
- Скидки на ребёнка и чем его занять в дороге
- Как поесть в поезде
- Где можно выпить и покурить
- Где можно помыться
- Как заказать такси
- Куда жаловаться
- Как вернуть забытые вещи
- Телеграм-канал с самым важным про поездки
- Фирменные поезда
- Классы обслуживания РЖД
- Плацкартный вагон
- Вагон с сидячими местами (электропоезда)
- Вагон люкс (СВ) и РИЦ (2-местные купе)
- Мягкий
- Общий вагон
- «Сапсан»
- «Стриж»
- Классы перевозчика «Гранд Сервис Экспресс»
- Классы перевозчика «Тверской экспресс» (поезд «Мегаполис»)
Услуги и сервис
В фирменных поездах и вагонах повышенной комфортности в стоимость проезда уже включены дополнительные услуги: рацион питания, постельное белье, дорожные наборы и пресса. Однако такие услуги предоставляются не во всех фирменных поездах, а их стоимость зависит от класса обслуживания.
В таблице указано, какие услуги включены в стоимость билета (в зависимости от класса обслуживания и типа вагона).
Список фирменных поездов, в вагонах которых не предоставляется комплекс сервисных услуг. ________________ 1. не предоставляется в поезде «Стриж» 2. не предоставляется в двухэтажных поездах: № 5/6 (Москва — Санкт-Петербург), № 23/24 (Москва — Казань) 3. не предоставляется в поездах № 617/618 (Санкт-Петербург — Вологда), № 5/6 и № 25/26 (Москва — Санкт-Петербург), № 23/24 (Москва — Казань) 4. предоставляется только в двухэтажных фирменных поездах 5. предоставляется только в двухэтажных поездах № 738/737 и № 740/739 (Москва — Воронеж) с помощью вендингового аппарата
Каждый пассажир, отправляясь в путешествие на поезде, желает провести время в дороге с максимальным комфортом. Уровень обслуживания и набор дополнительных услуг зависит от класса вагона. Например, «Люкс» или СВ. Естественно, чем выше класс обслуживания, тем дороже билет. Чтобы выбрать оптимальное соотношение цены и качества, рекомендуем ознакомиться с типами вагонов и их основными различиями, а также узнать другие нюансы сервиса РЖД.
Классы обслуживания в поездах РЖД
Класс обслуживания РЖД — это буквенно-цифровое значение предоставляемых пассажирам услуг, которые зависят от типа вагона (купе, плацкарт и т.д.). Он указывается на жд билете перевозчиков, поэтому можно заранее узнать, какие услуги вам предложат в поездке.
Если вы видите в билете маркировку 3О или 3В — у вас общий вагон. Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке. Выбор места в 3О не предоставляется, а вот в 3В разрешается выбрать место. Как правило, отсутствуют биотуалет и кондиционер. В вагонах 3О разрешается провозить мелких животных.
Вагон с сидячими местами
Сидячие вагоны отличаются от общих — в них есть отдельное кресло для каждого пассажира. Уровень комфорта и сервиса зависит от конкретного поезда.
Сидячий вагон имеет отдельное кресло для каждого пассажира, набор дополнительных услуг зависит от типа поезда.
Повышенный уровень комфорта
Вагон с местами для сидения на базе спального пассажирского вагона с 4-местным купе обозначается 3Р и подразумевает повышенный уровень комфорта. Вы можете рассчитывать на биотуалет и кондиционер, а также получите обед, теплый плед и санитарно-гигиенический набор.
Если вы выбрали класс 1Р или 1В, можете рассчитывать на кондиционер, биотуалет, набор питания, гигиенические принадлежности. В некоторых вагонах пассажирам предоставляется плед и свежая пресса.
В сидячих вагонах первого класса просторно — стоят три ряда сидений и всего максимум 48 мест. Однако в 1В пассажиры размещаются отдельно друг от друга. Каждое кресло раскладывается в положение «полулежа», зачастую установлен ЖК-телевизор.
В вагоне могут путешествовать до 68 пассажиров. Обычно имеет до четырех рядов кресел, меньше места для ног. Кондиционер не гарантируется, а вот небольшой откидной столик на спинке переднего сиденья присутствует практически везде. Максимум, что доступно для комфортного проезда — биотуалеты и кондиционер.
В плацкартном вагоне 9 купе по 6 спальных мест: два верхних, два нижних и два боковых. Он относятся к третьему классу комфорта: один общий коридор, отсеки для багажа под нижними сиденьями и третьи полки, нет дверей между купе.
Также есть вагона класса 3П, который создан на базе купе и предусмотрен для групповой перевозки детей. Пассажиры могут рассчитывать на кондиционер и современный биотуалет.
Плацкарт имеет сидячие и лежачие места.
В купе 4 лежачие полки объединены в закрытую секцию. Постельное белье выдается всегда и оплачивается вместе с билетом. Стандартный купейный вагон включает 36 мест — это 9 отсеков, каждый из которых закрывается на замок. В купе нижние места нечетные, а верхние — четные.
Каждый вагон имеет 2 санузла, расположенных в противоположных концах. Как правило, в купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, лампа-ночник для каждого пассажира. Для багажа предусмотрена ниша под потолком, но только в одноэтажном вагоне.
В РЖД класс обслуживания 2Л купейный входит только разрешение на перевозку животных. А вот в класс обслуживания 2Э купейный входит много дополнительных услуг.
СВ или РИЦ (2-местные купе)
Купе этой категории рассчитаны на два пассажира. Каждому путешественнику выдается постельное белье, везде работает система кондиционирования воздуха.
СВ или «спальный вагон» курсирует по стране, а вот РИЦ — за рубеж, поэтому он более комфортабельный. Каждая полка напоминает мягкий диван с удобной спинкой для сидения. Обычно в СВ и РИЦ есть кнопка вызова проводника, а иногда и телевизор.
Купе класса СВ или РИЦ вмещают по два человека.
Вагоны класса «Люкс» (VIP)
«Мягкий» вагон напоминает номер в отеле. В нем от 4 до 6 купе (одно- или двухместные). Если мест два, то нижнее представляет собой мягкий диван, который в раскладном виде имеет ширину 120 см. Верхнее место шириной 90 см. В купе «Люкс» есть столик, кресло, телевизор, мини-бар, отдельный душ. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце.
Люксовые вагоны самые дорогие по стоимости.
Компания ОАО «РЖД» заботится о своих пассажирах и, как правило, включает в стоимость жд билета гарантированное питание. Также каждый пассажир может оформить услугу дополнительного питания с более разнообразным меню. Мы расскажем, что входит в состав стандартного предоплаченного питания и сколько стоит завтрак, обед и ужин в поезде.
Питание стандарт РЖД
Гарантированное питание в поезде дальнего следования РЖД состоит из стандартных завтраков, бизнес-ланчей и ужинов. Услуга оплачивается сразу при покупке железнодорожного билета.
Готовят питание для перевозчика фабрики-кухни, которые работают по договору аутсорсинга. Они поставляют готовые блюда сразу в пассажирские поезда по заявке РЖД. Вся еда упакована в специальную защитную тару, которая обеспечивает ее свежесть и сохранность.
Подачу обеда, ужина и завтрака можно заказать в купе или получить их в вагоне-ресторане.
Что предложат пассажиру — горячий завтрак или ужин — зависит от длительности поездки, а также времени отбытия и прибытия состава. Если длительность поездки превышает 24 часа, пассажиру предоставляется обед.
Подаются завтраки и ужины в поездах в определенное время: завтрак — с 7:00 до 10:00, ужин — с 16:00 до 21:00. Если в стоимость билета входит обед, то он подается с 11:00 до 15:00. Вместе со стандартным гарантированным питанием пассажир бесплатно может получить минеральную воду, столовую посуду, приборы и бумажные салфетки.
Периодически меню гарантированного питания РЖД обновляется.
Стандартный завтрак в купе
Пассажир может выбрать один из двух вариантов предоплаченного стандартного завтрака:
Предлагаются по два вида молочной каши — как правило, овсяная или рисовая с курогой. Дополнительно предложат нарезку из сыра, хлеб ржаной и пшеничный, чай, кофе и сливки.
Данный вариант включает горячий омлет с овощами и сыром, а также мясную нарезку и хлеб (пшеничный, ржаной). На выбор предложат черный чай или кофе со сливками (подаются отдельно).
Стандартный завтрак в поезде РЖД — омлет или молочная каша с фруктами.
Стандартный обед в купе
Стандартный обед в поезде РЖД включает также два варианта:
Стандартный бизнес-ланч состоит из трех блюд: салата, супа и второго.
Стандартный ужин в купе
Пассажир может выбрать один из двух вариантов ужина на поезде РЖД:
В вагонах бизнес-классах в меню дополнительно включаются десерт, 3 вида безалкогольных напитков, 2 вида минеральной воды, 6 типов алкогольной продукции по 2 наименования каждый и 2 вида пива.
Стандартный ужин в поезде РЖД состоит из двух блюд, на выбор предложат чай или кофе.
Где можно узнать о стандартном предоплаченном питании?
Если вы купили билет на поезд, то сразу оплачиваете стандартное питание. Однако его можно изменить на другой. Выбрать тип меню можно за 72 часа до отправления состава через личный кабинет на официальном сайте РЖД. Выбрать свой рацион питания на поезда «Сапсан» и «Ласточка» можно не позднее, чем за 48 часов до отправления поезда.
Как выбрать тип питания:
Заказать еду можно у проводника сразу же после посадки в поезд.
РЖД услуга дополнительного питания
Услуга дополнительного питания заказывается на все время рейса. Ее можно оформить в билетных кассах или на сайте РЖД, а также в пути у проводника. Оформить заказ на дополнительное питание в жд кассе можно к ранее купленному билету, но не позднее, чем за 3 дня до отправления поезда. Если заказываете дополнительное питание у проводника, то выбор меню может быть ограничен.
На выбор предоставляется три режима питания:
Меню включает в себя разнообразные блюда, в том числе вегетарианские и для детей. Количество рационов питания, необходимое пассажиру на весь маршрут следования, рассчитывается автоматически по количеству дней проезда в поезде.
При оформлении услуги дополнительного питания, режим питания пассажир определяет самостоятельно.
Стоимость питания в поезде РЖД
Гарантированное питание сразу входит в стоимость жд билета. Отказаться от него можно до оплаты проездного документа.
Дополнительное питание оплачивается отдельно. Стоимость зависит от типа вагона и меню. Отказаться от услуги можно в билетной кассе или на сайте ОАО «РЖД» максимум за 24 часа до отправления поезда. При отказе от услуги дополнительного питания или оформлении новой услуги комиссионный сбор с пассажира не взимается.
Автор Тамара Рогачёва
Что можно получить бесплатно на вокзале
Если у вас на руках билет, вы имеете право бесплатно посещать
туалет на железнодорожном вокзале. Для этого достаточно предъявить
его кассиру на входе в уборную.
Где взять бельё и кто заправляет постель
После отправки проводник проходит по вагону и раздаёт комплекты
постельного белья (простынь, пододеяльник, наволочка, полотенце),
после чего пассажиры начинают самостоятельно заправлять места. Как
правило, в современных поездах, особенно если они нефирменные,
заправляют только верхние полки (и то не всегда). Сев в вагон, вы
можете попросить проводника застелить вам постель — эта услуга уже
входит в стоимость билета. Собирать постельное бельё проводник тоже
должен самостоятельно за полчаса до прибытия поезда на вашу
станцию.
Если вам нужно ехать всего пару часов или вы не собираетесь
спать, то постельное бельё в плацкарте можно не покупать, в
стоимость всех билетов в вагоны классом от купейного и выше
постельное бельё уже включено. В этом случае при приобретении
билета через онлайн-сервисы достаточно снять специальную галочку во
время заполнения данных, а при покупке в ж/д-кассе сказать об этом
кассиру. Однако в этом случае вам не положены и подушка с матрасом.
Если планы изменились, постельный комплект можно приобрести
напрямую у проводника.
Бесплатно к матрасу, подушке и постельному белью вам полагается
одеяло. Это актуально не только в поездках в холодное время года,
но и летом, если кондиционер в вагоне работает слишком рьяно. Как
правило, они лежат на третьих багажных полках боковых мест или на
боковом месте в первом купе плацкарта. В любом случае проводник
обязан его выдать по вашей просьбе.
Лайфхак: в каком бы вагоне вы ни ехали — захватите беруши. В
плацкарте шумно круглосуточно — пассажиры садятся и выходят, дети
бегают и кричат, продавцы очков, ваз, часов и пирожков постоянно
предлагают что-то у них купить, кто-то разгадывает кроссворд и
незаметно приобщает к процессу половину вагона. Поспать спокойно не
удастся. Но не это самое страшное, а громко и заливисто храпящий
сосед. И ещё неизвестно, где он ужаснее — в плацкарте или в
купе.
Что ещё можно попросить у проводника бесплатно
Если вам досталась вторая полка, где нет специального
поднимающегося барьера, а вы боитесь упасть, попросите у проводника
ремень безопасности.
Стакан в знаменитом подстаканнике и чайную ложку проводник
обязан вам выдать вне зависимости от того, покупаете вы чай или
нет.
Кипяток в вагонном бойлере также входит в стоимость билета, и им
можно пользоваться в неограниченном количестве.
Ещё вы можете обратиться к проводнику за иголкой и ниткой. Плата
за эту услугу не требуется.
Не все знают, что по просьбе пассажира проводник бесплатно
выдаст настольную игру (как правило, это шахматы), которая поможет
скоротать время в поездке. В некоторых фирменных поездах шахматная
доска нарисована прямо на общих столиках.
Как зарядить телефон,планшет или ноутбук
Услуга подзарядки гаджетов также предоставляется бесплатно. Весь
вопрос в том, как её получить. В современных вагонах розетки
располагаются в каждом плацкартном купе под столом. Обычно их
бывает по четыре штуки. В фирменных поездах они установлены даже
возле боковых мест. Но есть и такие пассажирские составы, где
розетки по старинке расположены только в двух плацкартных отсеках —
втором и восьмом (предпоследнем). Для таких случаев выгодно
захватить с собой тройник: поверьте, очередь у этих розеток как в
первый Макдоналдс, и график зарядки расписан на полдня вперед — за
ним следит счастливчик, которому досталось ближайшее к розетке
место.
Также розетки есть в начале и в конце вагона, но там оставлять
гаджет в одиночестве опасно, и придётся стоять рядом с ним. Иногда
розетки могут не работать, в этом случае просто попросите
проводника, чтобы он их включил.
Кто победит в битве за багажное место под нижней полкой
Главная причина скандалов в плацкарте — размещение багажа. Бои
за нижний багажный отсек ведутся с завидной регулярностью.
Запомните: преимущественное право для использования в поездах
дальнего следования нижнего места для размещения ручной клади имеет
пассажир, проезжающий на нижней полке, а верхнего места — пассажир,
проезжающий на верхней полке. Это официальная информация, она
опубликована на сайте РЖД, так что смело сообщайте своему попутчику
сверху, чтобы все свои клетчатые челночные сумки и ящики с
мандаринами он складировал на верхней багажной полке.
Сколько багажа можно взять
Для кого-то станет открытием, но в поездах тоже существуют нормы
провоза ручной клади, то есть тех вещей, которые пассажиры берут с
собой в вагон. На один билет положена ручная кладь весом не более
36 килограмм, размер которой по сумме трёх измерений не превышает
180 сантиметров. Всё остальное по правилам провозится за
дополнительную плату или в багажном вагоне. Помните об этом,
укладывая все самые нужные вещи в семнадцать сумок.
Пассажирам с детьми и инвалидам, имеющим ограниченную
способность к передвижению, разрешено бесплатно провозить при себе
в поездах дальнего следования и пригородного сообщения сверх
установленной нормы провоза ручной клади детскую и инвалидную
коляску и другие технические средства реабилитации, необходимые для
передвижения.
Скидки на ребёнка и чем его занять в дороге
Дети в возрасте до 5 лет, не занимающие отдельное место в
вагоне, могут проехать бесплатно. Это правило распространяется на
плацкарт, купе, СВ, общие и сидячие вагоны. Для вагона класса
«Люкс» этот возраст составляет до 10 лет.
Подробнее о детских билетах на поезд.
Где зарядить планшет, вы уже знаете. Плюс в некоторых поездах
работает новая бесплатная услуга «Библиотека юного
путешественника», рассчитанная на детей от 5 до 14 лет. Можно
попросить у проводника детские книги, в числе которых произведения
Барто, Маршака, Толстого, Успенского, братьев Гримм, О’Генри,
Роулинг и других российских и зарубежных авторов.
Как поесть в поезде
Столики в купе рассчитаны на четырёх пассажиров, на боковых
местах в плацкарте — на двоих. Ограничений на еду нет, вы можете
есть свою (традиционный плацкартный набор: кура, яйца, соль) или
купить у проводника. Как правило, у проводников есть микроволновые
печи. Пассажиры фирменных поездов могут бесплатно разогреть в них
еду, а для всех остальных эта опция зависит от уровня
доброжелательности проводника.
Если вы путешествуете в фирменном поезде в купе класса «комфорт»
(например, в двухэтажном составе), то в цену вашего билета будут
входить ланч-бокс и один рацион питания (проводник обязательно
предложит на выбор несколько блюд, которые принесут на обед или
ужин в ваше купе). В таких же вагонах вам выдадут тапочки, зубную
щётку, пасту, мыло, влажные салфетки и набор свежей прессы. В
плацкарте на такую щедрость не рассчитывайте. Поесть можно и в
вагоне-ресторане, только цены там «кусачие».
Также можно воспользоваться услугой по заказу дополнительного
платного питания (завтрак, обед и ужин), которую оказывают во всех
видах вагонов.
Где можно выпить и покурить
Пить алкоголь в поезде не разрешается. Вагоны регулярно обходят
сотрудники полиции, которые следят за общественным порядком.
Послабление даётся только посетителям вагона-ресторана, и то
крепость потребляемых там напитков не должна превышать 16
градусов.
За курение можно заработать штраф. В поезде курить строжайше
запрещено в любых местах (в том числе в тамбуре). Покурить можно на
перронах в специально отведённых для этого точках, когда поезд
находится на остановке.
Где можно помыться
В фирменных поездах дальнего следования за дополнительную плату
можно воспользоваться душем (информацию о его наличии можно
уточнить у проводника). Услуга стоит 150 рублей. Если доплатить
ещё, то можно получить комплект полотенец, гигиенические средства и
одноразовые тапочки.
Как заказать такси
Ещё одна бесплатная услуга — это заказ такси к поезду.
Воспользоваться ею могут пассажиры поездов формирования
Северо-Западного филиала АО «ФПК». Необходимо обратиться к
проводнику не раньше 1 часа после отправления поезда и не позднее,
чем за 2 часа до его прибытия в Москву или Санкт-Петербург. Вам
предложат заполнить бланк заказа с указанием контактных данных и
маршрута поездки, а затем на телефон придёт сообщение с информацией
о машине и водителе.
Если вы счастливый обладатель билета в вагоны класса «Люкс»
(VIP) поездов № 1/2 «Красная стрела» и № 3/4 «Экспресс» в сообщении
Москва — Санкт-Петербург, то поездка на такси будет бесплатная, а
водитель встретит вас с табличкой возле вагона или у головы
состава.
Куда жаловаться
Если вы захотите пожаловаться на обслуживание в поезде, то
можете сделать это в книге жалоб и предложений, которая находится у
начальника пассажирского состава.
Как вернуть забытые вещи
Ну и, наконец, если забудете в поезде ценные вещи, то можно
обратиться в Единый информационный центр ОАО «РЖД» по бесплатному
телефону 8 (800) 775-00-00.
Телеграм-канал с самым важным про поездки
Вот телеграм-канал с
огромным количеством путешественников, которым можно задать
вопрос по любой стране и любой ситуации. Наши люди есть по всей
планете. Плюс в самом канале важные новости, которые лучше не
пропускать.
Фирменные поезда
Поезда, гордо носящие статус фирменных, отличаются от прочих по многим параметрам. Сейчас ОАО «ФПК» располагает 97 фирменными поездами, среди которых 4 – класса «Премиум». «Фирменность» поезда означает в первую очередь высококлассный сервис в вагоне – в таких поездах все делается для максимального комфорта пассажиров.
Отличить фирменный поезд от нефирменного можно уже на этапе выбора – этот параметр обязательно указывается. Часто фирменные поезда имеют собственные названия. Самым первым подобным поездом стала знаменитая «Красная стрела», отправившаяся в путь из Москвы в Санкт-Петербург в июне 1931 года. Поезда получают свои названия в соответствии с направлением – например, «Арктика» (Москва – Мурманск), «Сибиряк» (Москва – Новосибирск) или «Марий Эл» (Москва – Йошкар-Ола). Несколько поездов носят имена выдающихся личностей – «Лев Толстой» (Москва – Хельсинки), «Смена. А. Бетанкур» (Москва – Санкт-Петербург) назван в честь ректора первого ректора Петербургского государственного университета путей сообщения Августина де Бетанкура. Среди необычных названий можно встретить «Италмас» (в переводе с удмуртского – «купальница», цветок-символ республики) и «Малахит» (в честь цикла «Уральские сказы» П. Бажова).
Фирменные поезда отправляются с начальной станции и прибывают на конечную в максимально удобное для пассажиров время. Все они – скорые, время в пути у них существенно меньше, чем у «коллег» по маршруту.
Фирменные поезда формируются из новых вагонов (согласно правилам, вагоны не должны быть в эксплуатации больше 12 лет). Ранее поезда имели также свою фирменную внешнюю окраску, сейчас такая традиция сохранилась лишь в интерьере некоторых поездов («Малахит», «Красная стрела»). Вагоны кондиционируются, во многих установлены биотуалеты, белье на верхних полках уже застелено. У постельного белья для фирменных поездов небольшой срок службы, поэтому оно всегда новое. В составе фирменного поезда, как правило, есть вагон-ресторан. Пассажиры купейных и спальных вагонов могут заказать доставку блюд прямо на место. Цены на билеты в фирменные поезда выше, чем в не имеющие такого статуса.
Персонал фирменных поездов – вышколенные проводники. Для работы в фирменных поездах все сотрудники проходят курсы повышения квалификации. Форма проводников выдержана в едином стиле.
Фирменные поезда курсируют как во внутрироссийском, так и в международном сообщении. В 2013 году появился первый двухэтажный фирменный поезд – на нем можно добраться из Москвы до Адлера.
Перечень услуг и степень комфорта, на которые может рассчитывать пассажир в поездке, зависит от класса обслуживания, а класс — от типа вагона (плацкарт, купе, люкс) и перевозчика. Так, набор услуг в купе «ФПК» и купе частного перевозчика «Гранд Сервис Экспресс» отличается. Класс обслуживания обозначается сочетанием букв и цифр. Некоторые услуги закодированы в билете.
Классы обслуживания РЖД (перевозчики «ФПК» и «ДОСС»):
Купейный вагон: 2А, 2Э, 2Т, 2Б, 2К, 2У, 2Ф, 2Х, 2Ц, 2Н, 2Л, 2Д
Плацкартный вагон: 3Э, 3Б, 3Т, 3Д, 3У, 3Л, 3П
Вагон с сидячими местами: 1Р, 1В, 1Ж, 2Р, 2С, 2Ж, 2В, 2Е, 3Ж, 3С
Вагон с сидячими местами (электропоезда):1C, 2С, 2Ж, 2В, 2М, 3Ж, 3С
Вагон люкс (СВ) и РИЦ (2-местные купе):1Б, 1Э, 1У, 1Т, 1Л, 1Д, 1Х, 1Ф
Мягкий вагон: 1А, 1И, 1М
Общий вагон: 3О, 3В
«Сапсан»: 1Р, 1В, 1С, 1Ж, 2Е, 2В, 2С
«Стриж»: 1Р, 2С, 1Э, 1Е
Классы обслуживания других перевозчиков:
Классы перевозчика «Гранд Сервис Экспресс»
Классы перевозчика «Тверской экспресс»
Перевозка животных — одна из характеристик класса обслуживания. Подробнее о том, как путешествовать с питомцем, читайте в Правилах перевозки животных.
Классы обслуживания РЖД
В таком вагоне обычно 32 или 36 мест. В купе нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок. В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В одноэтажном вагоне на верхней полке в купе можно свободно сидеть, в двухэтажном же неудобно, так как низкий потолок. Для багажа предусмотрена ниша под потолком (есть только в одноэтажном вагоне).
Плацкартный вагон
В вагоне 9 купе с 6 спальными местами в каждом: два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными. Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по четыре. Места с 33 по 38 находятся около туалета, на них может быть некомфортно. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки. Из-за третьей полки на верхнем месте в плацкарте сидеть неудобно.
Первый класс. Здесь довольно просторно — обычно стоят три ряда сидений. Всего в таком вагоне до 48 мест. Каждое кресло раскладывается в положение полулежа. Под потолком в проходе часто установлен ЖК-телевизор. В вагоне есть кондиционер.
Второй и третий класс. До 68 мест в вагоне — до четырех рядов кресел, меньше места для ног. Может быть небольшой откидной столик на спинке переднего сиденья. Кондиционер не гарантируется.
Вагон с сидячими местами (электропоезда)
К таким поездам относятся «Ласточки» и некоторые экспресс-электрички. Первый класс комфортнее остальных — меньше мест в вагоне, больше расстояние между рядами.
Вагон люкс (СВ) и РИЦ (2-местные купе)
Старое обозначение вагона люкс — СВ, что значит «спальный вагон». В нем 8-10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Иногда бывают люксы с вертикальным расположением мест. Каждая полка напоминает мягкий диван — есть удобная спинка для сидения. По уровню обслуживания люкс лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор.
РИЦ — вагоны международного сообщения. Обычно они немного лучше, чем курсирующие по стране, так как за рубеж ходят новые вагоны.
Мягкий
Мягкий вагон напоминает номер в отеле. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это мягкий диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Верхнее место шириной 90 см. В купе также есть столик и кресло, могут быть телевизор и мини-бар. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце.
Общий вагон
Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке. Боковые полки также используются как сидячие места.
«Сапсан»
Этот популярный высокоскоростной поезд курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом и между Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом. На отдельных участках он разгоняется до 250 км/ч и проходит свой маршрут за 4 часа, на что обычному поезду нужно около 8 часов. Сапсан также отличается повышенным уровнем комфорта. Во всех вагонах «Сапсана» есть кондиционеры и биотуалеты. Подробнее об услугах в Сапсане
«Стриж»
Это высокоскоростной поезд, адаптированная для России версия испанского Talgo 250. Курсирует между Москвой и Нижним Новгородом. Вагоны отличаются повышенным уровнем комфорта.
17 декабря 2016 года в первый рейс отправился «Стриж» Москва — Берлин. В нем, кроме сидячих вагонов первого класса и мягких, есть купейные вагоны.
Классы перевозчика «Гранд Сервис Экспресс»
АО ТК «Гранд Сервис Экспресс» образовано в 2002 году и стало первой в России частной транспортной компанией, получившей лицензию на право перевозки пассажиров железнодорожным транспортом. Ей принадлежит поезд «Гранд Экспресс», ежедневно курсирующий на направлении Москва — Санкт-Петербург. Помимо этого, перевозчик организует рейсы из Москвы в Адлер, Казань и Самару, а также прямые поезда в Крым из из разных городов России. Подробнее о «Гранд Сервис Экспресс»
Классы перевозчика «Тверской экспресс» (поезд «Мегаполис»)
ООО «Тверской экспресс» — частная пассажирская компания, основанная в 2003 году. Ей принадлежит поезд «Мегаполис» — он ходит между Санкт-Петербургом и Москвой и по пути делает остановку в Твери. По уровню комфорта «Мегаполис» сравним с фирменными поездами «ФПК». Все вагоны поезда новые, а интерьеры оформлены в оранжевых и синих цветах.
Подробнее об ООО «Тверской экспресс»
Была ли полезна статья:
Да
Нет
Как-то давно, в детстве я ездила на море на поезде. Впечатления были не самые приятные — туалет только в определенных зонах, не очень чистое белье, грохот, шум и страшные железные двери, и классика — железный титан для кипятка. С тех пор поездки на поезде я все время избегала.
И вот отправляясь в отпуск, в замечательный город Казань, я узнала что туда ходит двухэтажный поезд! Ничего себе, подумала я, и решила что обязательно нужно на нем прокатиться из-за любопытства.
🚂 Фирменный двухэтажный поезд Москва-Казань
Билеты я покупала на сайте Туту ру, сразу, туда и обратно. Нижняя полка стоит немного дороже. Так как мы ехали вдвоем и для удобства я взяла верх и низ, чтобы не проситься к столику. И конечно же выбрала второй этаж, радовалась как ребенок.
Цены туда и обратно на 1 человека:
— Москва — Казань — 4 251 руб.
— Казань — Москва — 4 058 руб.
В стоимость входит питание, постельное белье и дорожный набор, о котором расскажу ниже.
Отправление поезда с Казанского вокзала. Время отправления было из Москвы в 22.50, для меня это удобно, как раз в ночь и в 10.48 утра мы были уже на месте. В таком интересном и комфортном поезде время пролетает незаметно, мне даже не хотелось оттуда уходить, а просто ехать дальше.
При входе в поезд меня встретили вежливые проводники. Билеты были электронные, я их распечатала на свякий случай, но они их не спросили, нужен был только паспорт.
🚂 Купе. Что внутри?
Чтобы добраться до своего места, нужно подняться по лестнице вверх. Первое впечатление у меня было, что я захожу в самолет, очень похоже.
На дверях купе электронная система, карточки уже лежат на столе. Я попробовала закрыть дверь, но почему то обратно она не открывалась, когда я прикладывала карточку, поэтому дверь мы не закрывали с этой системой.
Внутри немного тесновато, чемодан можно разместить только внизу на полу, под нижней полкой, сверху ничего нет.
Над каждой полкой есть вешалки, удобно. Я была в пиджаке, поэтому сразу повесила его, чтобы не помялся.
Также есть всякие полезные мелочи: розетки у каждого пассажира, освещение и маленькие полочки.
Когда я зашла в купе, на столе для каждого был подготовлен небольшой перекус. Там лежала зефирка, хлебцы, конфетки, влажные салфетки и многое другое. Небольшой паек, чтобы попить чаю.
Еще в комплект вы получаете тапочки. Они одноразовые. Я бы не сказала что удобные, но это лучше чем ничего. За все время что я ходила в поезде, они не порвались.
Для того чтобы привести себя утром в порядок в наборе есть и зубная щетка с пастой, ложка для обуви и чистое полотенце.
Я прокатилась на нижней и на верхней полке. По длине, с моим ростом 180 мои ноги не упирались в стену.
На нижней мне понравилось больше, там просторнее. На верхней ночью более душно, и когда я оттуда слезала, то стукалась головой об потолок.
Поезд трогается и останавливается очень плавно. Даже если я стояла, то ничего не чувствовала. Ночью, видимо когда были повороты, поезд наклонялся и мне казалось что я падаю головой вниз.
На станциях поезд стоит недолго, от 2 до 10 минут. Это экономит время.
Высота окон в проходе очень низкая, как в старом поезде стоять и смотреть в окошко не удастся, видно все только детям, я же смотрела в него сидя из купе.
Ими можно пользоваться в любое время и они всегда открыты, едет ли поезд или стоит, без разницы.
Туалетов целых 3 штуки и очередей практически нет, разве что только утром пришлось постоять пару минут.
Внутри чистота и порядок. Мусор регулярно убирают. В туалете тоже ест все необходимое: розетки, мыло, салфетки и одноразовые сиденья для унитаза.
Так как мы отправлялись в ночь, и ужином нам не покормили, решили сходить перекусить, тем более побывать в вагоне-ресторане это была моя мечта.
Это питание, которое входит в стоимость билета:
Если Вы отправляетесь в ночь, то у Вас будет завтрак на следующий день утром. Нам дали блинчики с ветчиной и сыром, они были какие то кисловатые и не очень понравились.
Обратно, когда мы уезжали в 18.11 из Казани в Москву, нам раздали ужин, я выбрала гречку с мясом, было вкусно и еще дали копченую колбаску в пакетике.
Чай, кофе, потанцуем за отдельную плату. Но Вы можете взять пакетики с собой. В комнате у проводника есть обычный электрический чайник и кулер с холодной водой.
А теперь вернемся к ресторану.
Ресторан находится на втором этаже. Чтобы к пройти к нему, нужно перейти через соседние вагоны. Переходу между вагонами с автоматическими дверьми. Нажимаем на кнопочку и заходим.
Сам интерьер вагона-ресторана выполнен в небесно-голубом стиле. На потолке облачка, сидения и столики удобные. В процессе движения поезда нет сильной тряски.
Цены и меню в вагоне-ресторане такие:
Я заказала покушать картошку, котлету по киевски, винегрет и сок. У мужа было почти тоже самое и еще напитки.
Еда очень вкусная, нам очень понравилось. Девушки официантки вежливые, облуживают быстро.
Полноценный ужин на двоих нам обошелся в 2 450 рублей.
Из Москвы в Казань мы доехали очень хорошо. С нами был целый вагон спортсменов, они вели себя прилично. В моем купе была женщина с ребенком (лет 6-7), мы с ней мило поболтали, обсудили достопримечательности Казани.
Проводники тщательно следили за порядком, перед отправлением победа к каждому заглянули в купе, рассказали правила. На прощанье, когда прибыли в Казань пожелали всем удачи, здоровья и пока пока сказали.
Из Казани в Москву была адская ночка. Мы зашли в купе и сначала никого не было, думали вдруг повезет, поедем одни хотя бы до ближайшей станции. Но не тут то было! До отправления поезда осталось 10 минут и в купе залетает мамочка с ребенком (лет 5-6). Думаю ну ладно, ребенок взрослый, кричать не будет, туда то мы тоже ехали с таким же ребенком этого возраста.
А в соседних купе у кого-то было день рождение, внутри они повесили шарики, которые потом вылетели в коридор, в общем веселились они до утра.
С самого начала ребенок был очень активный, он бегал по коридору, лазил по всему купе, понажимал все кнопки, дверь то открывал то закрывал, свет то включал, то выключал. Штору на окне он вообще замучал, то опустит, то поднимет.
Меня это начало напрягать и раздражать, потому что в купе было то темно, то светло от его действий.
Думаю, ну ладно, все таки ребенок, пусть бесится, а к вечеру устанет и уснет. И к вечеру начался полный ад. Ребенок не хотел укладываться спать, начались истерики, крики, он стучал ногами в стену, кричал на маму. Она не могла никак с ним справиться.
Мой муж не выдержал и ушел в вагон-ресторан, я осталась на верхней полке, хорошо что была повыше от него.
Спустя какое то время он уснул, думаю ну отлично. Время 3 ночи он опять начинает истерить и биться об стену, выбегать из купе в коридор и кричать на весь вагон. Его мама соскакивает с верней полки, пытается успокоить, но он просто ее не слушает.
В итоге мы так и не поспали, приехали домой и отсыпались. Попутчики это лотерея и не угадаешь кто достанется, но поезд в этом не виноват.
Фирменный двухэтажный поезд Москва-Казань мне очень понравился. Я почувствовала себя снова ребенком и испытала полный восторг от поездки на втором этаже. В вагоне чистота и порядок, очень вежливый персонал, есть все удобства для комфортной поездки. Поезд не трясет, всю дорогу работает кондиционер.
Если поезд, то только такой! Рекомендую!