Российские железные дороги (РЖД) создали департамент квантовых коммуникаций, который будет заниматься реализацией соглашения холдинга с правительством РФ о развитии высокотехнологичных отраслей. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе компании.
«С целью реализации соглашения о намерениях между правительством Российской Федерации и ОАО «РЖД» для развития высокотехнологичной области квантовых коммуникаций в компании создан департамент квантовых коммуникаций», – рассказали в РЖД.
Департамент будет взаимодействовать с научным сообществом и технологическими компаниями, основной его целью станет внедрение квантовых технологий передачи и защиты данных, способствующих повышению эффективности бизнес-процессов холдинга, а также эффективности использования инфраструктуры и безопасности функционирования железнодорожного транспорта.
В июле правительство заключило соглашения о намерениях со Сбербанком по направлению «Искусственный интеллект», с РЖД – по направлению «Квантовые коммуникации», с «Росатомом» – по направлениям «Квантовые вычисления» и «Технологии создания новых материалов и веществ», с «Ростехом» – по направлениям «Квантовые сенсоры», «Технологии распределенного реестра», «Новые поколения узкополосной беспроводной связи для интернета вещей и связи ближнего и среднего радиуса действия», с «Ростехом» и «Ростелекомом» – по направлению «Беспроводная связь нового поколения».
Более подробно о квантовых коммуникациях в РЖД в нашем материале.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
– Николай Владимирович, почему на рынке возник дефицит ЦКК и что необходимо делать для того, чтобы он закончился?
– Попробую ответить на этот вопрос. Жизненный цикл ЦКК составляет 6–7 лет в зависимости от интенсивности эксплуатации. При ремонте их обтачивают. А когда уже невозможно восстанавливать, колеса меняют.
В период массового списания старых вагонов (на уровне 105–115 тыс. в год) высвобождалось большое количество ЦКК. Их ставили под ремонтируемый подвижной состав.
Остаточный срок службы у таких колесных пар (без смены колесных элементов) составлял около 3–4 лет. В результате закупка ЦКК у заводов-изготовителей сократилась.
В 2018 году были списано гораздо меньше – примерно 40 тыс. вагонов. В текущем году и далее этот показатель ожидается на уровне 22–25 тыс. ед. подвижного состава. Соответственно спрос на ЦКК увеличился. И клиенты стали ощущать их недостаток.
Откуда дефицит?
– Сколько колес производится для рынка РФ? И сколько не хватает ремонтным предприятиям?
– В РФ два производителя колес – это «Евраз» (425 тыс. ЦКК) и «Выксунский металлургический завод» (850 тыс. ЦКК). Есть еще украинский поставщик – «Интерпайп» (170 тыс. ЦКК для рынка РФ). Итого – общая производственная мощность составила 1 445 тыс. колес в год.
Основная доля этой продукции пошла под новые вагоны. Их было построено около 69 тыс. А это соответственно 552 тыс. ЦКК. Кроме того, частично колеса российские заводы поставляли на экспорт.
Таким образом, под ремонт спрос остался не полностью удовлетворенным. Нехватка оценивается в размере 200 тыс. ед. И расчеты показывают, что сейчас этот дефицит обострился.
Реактивные ценники
– Привел ли дефицит на литье к росту цен?
– Стоимость ЦКК выросла. И соответственно увеличилась цена колесной пары: если в январе 2018 года она стоила 100–110 тыс. руб., то в декабре – 200 тыс. руб. Это произошло на фоне антидемпинговых мер, введенных в РФ против «Интерпайпа».
В апреле, когда это произошло, поставки с этого украинского завода практически сократились до нуля. Только в мае оттуда начали поступать небольшие партии. Потребитель был готов покупать ЦКК уже и по высокой цене.
Остановка на профилактику «Выксунского металлургического завода» подстегнуло этот процесс: с августа стоимость ЦКК росла на 10–15 тыс. руб. в месяц. Из-за дефицита колес вагоны стали простаивать в ремонте.
– Были еще факторы, оказавшие влияние на ситуацию?
– Это запрет в 2017 году на применение оси РУ1, которые в народе окрестили «гайками». В результате появился еще и некоторый дефицит осей.
В ремонте вошли в обиход колесные пары типа СОНК (с новыми осями и ЦКК).
Куда бедному оператору податься?
– Когда ситуация с колесами изменится?
– В 2019 году ожидается выход на полную производственную мощность завода «Проммашкомплект» (Казахстан). Это обеспечит поставки около 200 тыс. ЦКК в год, что снизит их дефицит.
Ожидается, что произойдет сокращение выпуска продукции предприятий вагоностроения – примерно вдвое по объему к 2018 году. Пропорционально снизится подкат новых колесных пар под новый подвижной состав.
ЦКК могут ввезти из третьих стран, в том числе – из Китая. По нашим оценкам, производственные мощности этой страны позволяют поставлять в РФ 100–150 тыс. ЦКК в год.
При ремонте также могут быть использованы колесные пары, выкаченные при деповских ремонтах. Это так называемый тонкомер, пригодный под текущий ремонт.
Крупные собственники парков пользуются данным ресурсом: у них оборот вагонов большой. Однако подобный вариант практически недоступен небольшим операторам: из-за высоких транспортных расходов штучные перевозки колес не выгодны. Такие затраты (на перегон комплектующих) могут превысить стоимость самой колесной пары. В таких ситуациях оптимальным решением будет обращение в сервисную компанию за услугой по организации ремонта.
– Как Вы думаете, почему у перекупщиков есть диски по 80 тыс. руб., а у «Выксунского металлургического завода» малым собственникам купить ЦКК практически невозможно?
– На совещаниях в СОЖТ аналогичный вопрос был задан в адрес АО «Торговый дом РЖД». Ответ прозвучал примерно такой: тендеры проводились, к заводам обращались, но они не увеличили поставки ЦКК для АО «Торговый дом РЖД».
Поэтому действительно интересно было узнать, как ЦКК появляются у перекупщиков. Наверное, они нашли какие-то свои инструменты закупок, как-то договариваются с поставщиками.
Записал Андрей Лазарев
- Железные дороги в статусе РЦКУ являются центрами ответственности – В. Морозов
- РЖД внедряет квантовую сеть. Нужны специалисты
- Квантовые коммуникации в России
- Как железные дороги связаны с квантовыми коммуникациями
- Что такое кванты?
- История шифрования
- Квантовые технологии и информационная безопасность
- Квантовые коммуникации железных дорог
- Кванты в банке
- Инфраструктура под защитой фотонов
- Квантовые эксперименты в космосе
- Путешествие кванта из Петербурга в Москву
- Лидерыквантовых технологий
- Разворот рынка
- Запоздалое решение
- Неплохо заработал
- Как правительство ввело запрет на импорт ЦКК и крупного вагонного литья с Украины
Железные дороги в статусе РЦКУ являются центрами ответственности – В. Морозов
Железные дороги в статусе региональных центров корпоративного управления (РЦКУ) являются центрами ответственности, заявил первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов.
Речь идет об ответственности за проведение в регионах единой корпоративной, коммерческой, технико-технологической, финансово-экономической, кадровой, социальной и информационной политики холдинга, организацию эффективного взаимодействия с участниками транспортного рынка и продвижение корпоративных интересов в органах власти.
Напомним, с 1 октября 2012 года железные дороги преобразованы в ключевой элемент системы корпоративного управления холдинга «РЖД». В своем новом статусе дороги призваны обеспечивать корпоративную и технологическую координацию структурных подразделений филиалов и ДЗО холдинга на региональном уровне.
В рамках проходящего 8–11 октября сетевого совещания первых заместителей железных дорог особое внимание уделено рассмотрению опыта работы дорог в качестве РЦКУ, а также эффективности функционирования совещательных органов, способствующих координации взаимодействия участников перевозочного процесса: региональных и межрегиональных координационных советов, региональных оперативных комиссий, узловых рабочих групп и др. Также в ходе в дискуссии, как подчеркнул В. Морозов, предстоит сформировать предложения по организации контроля ключевых показателей деятельности структурных подразделений функциональных филиалов и ДЗО ОАО «РЖД», осуществляющих свою деятельность в границах железных дорог.
Елена Ушкова, Волгоград
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться
РЖД внедряет квантовую сеть. Нужны специалисты
Время на прочтение
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) создаёт департамент квантовых коммуникаций, сообщил представитель компании.
Базовая ИТ-инфраструктура компании РЖД включает свыше 70 000 км магистральных волоконно-оптических линий связи. Для строительства квантовой сети нужны так называемые доверенные узлы. Их нужно ставить каждые 100 км, поскольку передаваемый сигнал затухает и его нужно расшифровывать и зашифровывать заново. Эксперты говорят, что у РЖД такие доверенные узлы есть.
В прошлом месяце заключено соглашение РЖД с правительством России о развитии квантовых коммуникаций. Соответсвующий департамент нужен для реализации плана. Начальник департамента ещё не назначен.
Цель соглашения — сделать Россию «одним из лидеров на глобальных технологических рынках в области квантовых коммуникаций».
«В качестве основного механизма реализации соглашения будет разработана дорожная карта развития технологической области квантовых коммуникаций, предусматривающая формирование научно-технологической и производственной инфраструктуры, продвижение продукции мирового уровня, в том числе на базе соответствующих отечественных технологий, и подготовка квалифицированных кадров. Для её выполнения на условиях взаимовыгодного сотрудничества будут привлекаться партнёры (производственные, научные, образовательные и иные организации), включая субъекты малого и среднего предпринимательства, — сказано в июльском сообщении РЖД. — Развитие технологий в области квантовых коммуникаций будет строиться на принципах рыночных отношений и открытости к международному сотрудничеству при соблюдении национальных интересов».
Внедрение квантовой связи осуществляется в рамках стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД». Она предполагает модернизацию сетей и систем связи.
Также ОАО «РЖД» выступает одним из соучредителей ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» в рамках программы «Цифровая экономика». Главная задача проекта — «создание и развитие на территории России единого мультимодального транспортно-логистического пространства на основе отечественных цифровых технологий, в том числе квантовых, и отечественного программного обеспечения».
Квантовые коммуникации позволяют обеспечить безопасную передачу информации. Квантовая сеть защищает передаваемые данные благодаря фундаментальным законам квантовой механики. Она допускает транспортировку квантовой информации между физически разделенными квантовыми системами. В распределённых квантовых вычислениях сетевые узлы в сети могут обрабатывать информацию, выполняя функцию квантовых вентилей. Безопасная передача данных реализуется с помощью алгоритмов квантового распределения ключей.
Система генерирует два случайных числа для обоих собеседников, и с помощью фотонов они обмениваются ими и вырабатывают общий ключ. Именно он считается надёжным, и с его помощью шифруется основной трафик.
Квантовые коммуникации в России
В июле 2019 года президиум правкомиссии по цифровому развитию одобрил дорожную карту по развитию квантовых технологий. Её составили Российский квантовый центр и Московский институт стали и сплавов. Программа предполагает инвестиции в это направление 43 млрд руб. до 2024 года.
Квантовые коммуникации — одно из трёх направлений квантовых технологий, которое планируется развивать, наряду с квантовыми компьютерами и сенсорами. Представитель РЖД уточнил, что госкомпания будет разрабатывать для этого направления отдельную дорожную карту.
Российские компании уже тестируют квантовые коммуникации. В июне 2016 года Газпромбанк и Российский квантовый центр запустили защищённый квантовый канал связи между двумя московскими зданиями банка на расстоянии 30 километров.
В 2017 году учёные РКЦ построили и испытали первую в России многоузловую гетерогенную квантовую сеть передачи данных, где используются одновременно два метода кодирования информации, что позволяет приспособить квантовые методы защиты к существующим криптографическим платформам. Квантовая сеть состоит из трёх узлов и двух квантовых каналов, связанных друг с другом «доверенным повторителем».
Квантовая защищённая связь сама по себе может быть установлена только напрямую между двумя точками. Если сеть имеет сложную структуру, то «квантовые участки» сети необходимо связывать друг с другом узлами с повторителями, в которых используются «обычные» методы обработки данных: «Оба квантовых канала сети были созданы на участках обычных оптоволоконных сетей в Москве, один из них имел длину 30 километров, второй – 15 километров. На первом из участков данные кодировались с помощью поляризации фотонов, на втором — в их фазе. В ходе эксперимента скорость генерации просеянного ключа на первом участке составила 0,1 килобита в секунду, скорость генерации секретного ключа, пригодного для шифрования, — 0,02 килобита в секунду. На втором участке, основанном на фазовом методе кодирования, скорость генерации секретного ключа составила 0,1 килобита в секунду», — сказано в сообщении РКЦ.
В 2018 году тестировать квантовые технологии передачи данных начал «Ростелеком». Сбербанк в декабре 2017 года тоже тестировал квантовую линию связи протяженностью 25 км.
В этом году РКЦ, Газпромбанк, Сбербанк и PWC продемонстрировали работу первой межкорпоративной квантовой сети. Установки квантового распределения ключа РКЦ обеспечили сеанс защищённой видеоконференцсвязи между стендами двух крупнейших банков и международной консалтинговой компании. «Поставляемое компанией QRate оборудование может стать основой для построения всероссийской многоузловой сети защищённой связи для банковской системы и госсектора», — сказано в пресс-релизе РКЦ.
Непосредственно для видеосвязи использовался оптоволоконный канал передачи данных с двухсторонним шифрованием, обеспеченным посредством криптошлюзов компании «С-Терра». Ключи для дешифрования данных передавались по отдельному оптическому каналу с помощью установок квантового распределения ключа РКЦ и QRate.
«Мы наблюдаем значительный рост интереса к проектам квантово-защищенных линий связи со стороны крупных игроков. 5 июня в Санкт-Петербурге компанией «Ростелеком» была продемонстрирована рабочая концепция квантовой сети, в которой было использовано оборудование РКЦ и Qrate, — сказал Руслан Юнусов, генеральный директор Российского квантового центра. — Мы очень рады, что крупнейший российский оператор фиксированной связи подключился к развитию этого перспективного направления. Совместная презентация работающих установок квантовой связи между узлами нескольких партнеров демонстрирует нашу готовность к созданию полноценной всероссийской сети квантового распределения ключа, которую смогут использовать все игроки рынка».
В мае 2019 года компания «Инфотекс» представила телефон с квантовой защитой линии связи стоимостью 30 млн руб. Он защищает связь абонентов на расстоянии не более 25 км. Вероятно, аналогичное оборудование выпускают и другие компании.
ViPNet QSS Phone
Устройство ViPNet QSS Phone представляет собой стационарный IP-телефон, подключенный к клиенту квантового распределения ключей и серверу. Серийное производство первых телефонов компании стартует ближе к концу 2019 года. Компания планирует продавать свое устройство, в первую очередь, крупному бизнесу. Базовый набор аппаратуры включает один сервер и два телефона. Оборудование уже показывают и предлагают тестировать потенциальным заказчикам.
В железнодорожных перевозках системы квантового распределения ключей шифрования могут применяться, например, для целей защищённого управления перевозочным процессом, считает партнёр KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов. По его мнению, создание профильного научно-образовательного центра поспособствует разработке отечественных решений и подготовке кадров, отсутствие которых является одной из наиболее острых проблем наукоёмких технологий.
О том, как устроена квантовая криптография у нас недавно вышла справочная.
Как железные дороги связаны с квантовыми коммуникациями
Сегодня крупнейшие компании и страны по всему миру развивают собственные проекты в области квантовых коммуникаций. Эта технология должна обеспечить качественно новый уровень защиты передаваемых данных, защитить IT инфраструктуру от атак злоумышленников. В России принята масштабная программа по развитию этой технологии, ее реализацией занимаются «Российские железные дороги». Настало время разобраться, почему рельсы связаны с фотонами, почему квантовые коммуникации могут предотвратить аварию на АЭС и как абордаж немецкой подлодки доказал необходимость перехода на новые криптографические модели.
Что такое кванты?
В 11.58 9 мая 1941 года немецкая подлодка U-110 атаковала британские грузовые
суда: капитан-лейтенант Фриц Юлиус Лемп, похоже, рассчитывал на легкую добычу —
немецким подлодкам часто удавалось уничтожать английские корабли и уходить
невредимыми до подхода британских групп прикрытия. Это получалось благодаря немецкой
криптографической машине «Энигма»: немецкие подлодки обменивались зашифрованными
радиограммами с данными о своем передвижении. Британцы же никак не могли подобрать
ключ к расшифровке этих сообщений, а значит — предугадать действия противника.
Но в
этот раз английским морякам повезло: корабли прикрытия успели и
атаковали U-110 глубинными бомбами. Из-за повреждений подлодка всплыла, а команда
бросилась в воду под огнем англичан. Уже пустую U-110 взяла на абордаж группа под
командованием младшего лейтенанта Дэвида Балме. В качестве трофеев ему удалось
добыть криптографическую машину и техническую документацию к ней. Возможно, тогда
Балме даже не понимал, что благодаря этим трофеям Алан Тьюринг сможет подобрать
криптографический ключ к легендарной «Энигме» и разработать «Бомбу» —
электронно-механическую машину для дешифровки секретных сообщений. Впоследствии она
поможет англичанам узнавать секреты немецкой разведки и передавать перехваченные
данные союзникам. Например, англичане снабжали СССР информацией о планах противника
во время Сталинградской и перед Курской битвами, а также разведданными о наступлении
немцев на Северокавказском направлении.
Впрочем, немецкая военная машина
далеко не первой придумала использовать криптографические шифры для защиты данных.
За несколько тысяч лет до начала второй мировой войны этим занимались
древнегреческие полисы, передавая сообщения друг другу, а после них — римские легаты, которые
зашифровывали военные донесения с помощью шифра Цезаря. Однако эти шифры человек мог
разгадать: для этого нужно было применить элементарную логику, проверить несколько
гипотез или же захватить информатора, знающего «ключ».
В свою очередь, сложно устроенная «Энигма» работала так, что разгадать зашифрованные
ей сообщения человеку было крайне сложно — логика шифровки менялась каждый день, и к
тому моменту, когда англичанам удавалось разгадать ключ, информация безнадежно
устаревала. Изобретение Алана Тьюринга в корне изменило весь криптографический мир:
вычислениями шифра теперь занимался не человек, а машина, способная в сжатый срок
подобрать ключ, перебирая тысячи комбинаций. С тех пор даже современные методы
шифрования, базирующиеся на передовых цифровых технологиях, имеют одну ключевую
уязвимость: вероятность того, удастся ли злоумышленнику расшифровать секретную
информацию, зависит исключительно от величины вычислительных мощностей его
компьютера, который подобно «Бомбе» Тьюринга может бесконечно перебирать комбинации
в поиске «ключа», разве что с большей в миллионы раз скоростью вычислений.
Сегодня эта проблема осложняется тем, что цифровые технологии повсеместно используются государствами для обеспечения работы объектов критической инфраструктуры: железных дорог, банков, промпредприятий и атомных станций. Эти объекты обмениваются петабайтами данных, и компрометация такой информации может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому фундаментальной задачей остается обеспечить такую передачу данных, которая исключит возможность перехвата. Решением этой задачи могут стать квантовые коммуникации.
История шифрования
В сентябре 2010 года иранские чиновники рассказали заражении вирусом Stuxnet на
атомной электростанции в Бушере. Благодаря вирусу злоумышленники смогли похитить
часть секретных документов ядерной программы Ирана и потенциально могли перехватить
управление критической инфраструктурой страны.
Компания Symantec, работающая в области информационной безопасности, в своем блоге указывает, что хакеры
маскировали свои файлы, используя действующие цифровые сертификаты, выпущенные
третьей стороной, которая не принимала участия в атаке. Это удалось благодаря тому,
что злоумышленники перехватили персональные цифровые подписи сотрудников,
предполагают в Symantec.
Этот случай отчетливо показывает, что сегодня обеспечение максимальной защиты
передаваемых данных — вопрос государственной безопасности. Проблема становится еще
более критической на фоне распространения в мире технологий интернета вещей (IoT).
Представьте, что произойдет, если злоумышленники перехватят секретные ключи и
получат контроль, например, над управлением беспилотными поездами,
IT-инфраструктурой крупного города, внутренними системами аэропортов или
энергетическими предприятиями.
Сейчас любые системы шифрования данных имеют критическую уязвимость — возможность и
скорость расшифровки ключа зависит от вычислительных мощностей, которые находятся в
распоряжении злоумышленника. Однако вычислительные мощности IT-инфраструктуры растут
большими темпами, и, следовательно, любые криптосистемы становятся все более
уязвимыми. «В случае появления универсального квантового компьютера потенциально
возможен взлом всех современных криптосистем», — предупреждают специалисты ИТМО в
учебнике «Основы квантовой коммуникации». Поэтому сегодня главной задачей
криптографии является обеспечение передачи секретных ключей путем, гарантирующим
отсутствие перехвата и расшифровки. Решением проблемы могут стать квантовые
коммуникации.
stock.adobe.com / GioRez
Квантовые коммуникации предлагают абсолютно новую парадигму распределения ключей,
которая не будет столь уязвима к возрастанию вычислительной̆ мощности
злоумышленника, а будет основываться на фундаментальных законах физики. В квантовых
коммуникациях для передачи квантовых ключей используются одиночные квантовые частицы
– фотоны. Каждый бит секретного ключа передается через квантовое состояние одного фотона,
распространяющегося в оптическом волокне или в свободном пространстве от отправителя
к получателю.
«При передаче, используя квантовое распределение ключей, данные принципиально не
могут оказаться без нашего ведома у злоумышленников, которые хотят украсть нашу
информацию. Это обеспечивается использованием законов квантовой физики: мы работаем
на таких низких уровнях энергии и в таких условиях, когда невозможно произвести
измерение или иное действие над системой, оставшись при этом незамеченным, так как
эти действия неизбежно приведут к изменениям, что и позволяет обнаружить действия
злоумышленника. В результате мы можем с точностью ответить на вопрос, знает ли
кто-то кроме нашего собеседника передаваемую случайную последовательность?» —
объясняет директор Национального центра квантового интернета Университета ИТМО
Сергей Хоружников.
Getty Imagers / VCG / Contributor
В квантовую гонку уже включились крупнейшие страны мира. В январе этого года стало
известно, что в Китае благодаря работе квантового спутника «Мо-Цзы» и оптоволоконной линии внедрили квантовую линию связи длинной 4,5
тыс. км: она соединяет города Шанхай и Наньшань — наиболее протяженную квантовую
сеть в мире. Она позволяет передавать данные с беспрецедентной безопасностью. В США,
в свою очередь, еще в 2020 году заявили о планах запуска квантового интернета, пишет
WSJ, его разработкой занялась рабочая группа, которую возглавляют представитель
министерства энергетики США и Чикагского университета. Объем финансирования проекта
оценивался в $ 1,275 млрд, которые будут выделены в рамках «Национальной квантовой
инициативы» США. Если говорить о европейских странах, то в 2021 году стало известно,
например, о запуске Баварской квантовой инициативы, в рамках которой будет создана
Мюнхенская квантовая долина, на функционирование которой Бавария выделит в общей
сложности €300 млн.
Современный мир использует большое количество засекреченной информации, и появление
квантового компьютера поставит под угрозу существующие методы шифрования. По этой
причине так важно для каждой страны обеспечить безопасность информации, указывает
господин Хоружников.
В России запуск и развитие проектов по внедрению квантовых коммуникаций поручены РЖД. Компания совместно с научно-исследовательскими и производственными центрами в ближайшие годы обеспечит развертывание оптико-волоконной сети с квантовым шифрованием протяженностью несколько тысяч километров. Для этого будут задействованы линии связи РЖД и телеком-операторов. Также планируется развитие спутникового сегмента квантовой связи, линейки конечной продукции для разных секторов экономики и программ подготовки квалифицированных кадров.
Квантовые технологии и информационная безопасность
Главная задача квантовых коммуникаций — обеспечить максимально
безопасную передачу данных. Такая технология гарантирует
устойчивость к взломам на уровне законов физики и позволяет
защитить информационные системы банков, транспортной и
энергетической инфраструктуры, госорганов. Но давайте для начала
посмотрим, насколько вы разбираетесь в шифровании и
информационной безопасности.
Квантовые коммуникации железных дорог
Правительственная программа «Цифровая экономика» выделила приоритетные технологии, такие как искусственный интеллект, мобильные сети связи пятого поколения (5G), интернет вещей, новые производственные технологии, системы распределенного реестра, квантовые вычисления, квантовые коммуникации и другие. Ожидается, что эти технологии сформируют новую цифровую реальность, в которой человечеству предстоит жить в ближайшие 5-10 лет. Каждая из технологий была отдана «под крыло» крупной компании или госкорпорации, чтобы крупный национальный игрок смог обеспечить их сбалансированное развитие.
Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров
«Я бы хотел акцентировать внимание на квантовых технологиях. Мы считаем, что это направление будет являться прорывным для железной дороги»
Квантовые коммуникации — это технология с большими коммерческими перспективами, говорят участники рынка.
«”Ростелеком” видит большой коммерческий потенциал в этом направлении, поскольку квантовая криптография обеспечивает наивысшую из доступных на сегодня степеней защиты передачи данных, что важно для государственных структур и бизнеса, в первую очередь финансового сектора, операторов дата-центров и других объектов критической информационной инфраструктуры. Для нашей компании важно обеспечить сверхнадежную защиту каналов передачи данных между дата-центрами, где размещены важнейшие информационные системы: как внутренние, так и внешних заказчиков, в том числе государственные IT-системы», — указывает директор проектов квантовых коммуникаций «Ростелекома» Сергей Ханенков.
«Основные инвесторы в эту сферу — государство и крупные компании. В мире в этом направлении лидирует Китай, создавший протяженные квантовые сети с коммерческими пользователями. На мой взгляд, интерес к этой области будет расти, что мы будем видеть в увеличении объема рынка и количестве инвестиций. Серьезным шагом станет создание стандартов, как на национальном, так и международном уровне, а также инвестиции в развитие квантовых сетей», — добавляет руководитель научной группы «Российского квантового центра» (РКЦ) Алексей Федоров.
В России на начальных этапах развития технологии квантовых коммуникаций тестировались на различных локальных объектах в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Самаре и Тольятти. Работы проводились силами научных групп Московского государственного университета, Университета ИТМО, Российского квантового центра, Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева — КАИ, а также их партнерских компаний – производителей образцов продукции. Железнодорожники объединили усилия рынка для масштабирования технологии и ее последующей коммерциализации.
Кванты в банке
Технологиями квантовой коммуникации, обеспечивающими максимальную защищенность канала связи, активно интересуется банковский сектор во всем мире. В России еще в 2017-2018 годы Сбербанк провел в Москве ряд экспериментов по квантово-защищенной передаче данных между офисами.
Интерес российских банков к этой технологии понятен на фоне внедрения цифровых технологий в финансовом сегменте: по данным исследования Delloite, Россия вошла в топ-10 стран по глубине цифровизации банковского рынка. В свою очередь, внедрение технологий Big Data, искусственного интеллекта, машинного обучения, а также решений, позволяющих оценивать потребительские предпочтения, приводит к тому, что финансовые организации аккумулируют большие объемы чувствительных данных о своих клиентах, которые должны быть гарантировано защищены от взлома.
«Как кванты связаны с железными дорогами?
РЖД далеко не случайно стали ответственной стороной в квантовых коммуникациях. В распоряжении компании порядка 80 тыс. км. волоконно-оптических линий, а также больше 30 тыс. узлов сети передачи данных и разветвлённая сеть информационно-вычислительных центров. Эта инфраструктура связи опоясывает всю страну от Калининграда до Владивостока. К тому же сеть железных дорог имеет для страны стратегическое значение, и поэтому она должна быть предельно защищена от действий злоумышленников.
В перспективе использование банками технологии квантовых коммуникаций может способствовать повышению уровню доверия к ним со стороны пользователей и других банков, говорит господин Ханенков.
Но банки – это только одни из многих потенциальных потребителей.
«Одно из направлений дорожной карты “квантовые коммуникации” – это абонентские устройства для конечных пользователей. Дальнейшее развитие рынка во всем мире будет зависеть от появления устройств нового поколения: компактных, обладающих относительно небольшой себестоимостью при массовом производстве, прошедших необходимые сертификационные процедуры. Сейчас РЖД ставит комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в данном направлении», — говорит Павел Дорожкин, заместитель начальника департамента квантовых коммуникаций ОАО «РЖД».
Предполагается, что со временем квантовые ключи смогут использоваться для защиты каналов обмена данными между центрами обработки данных, при передаче банковской информации, совершении платежных операций, в том числе при покупке и оформлении электронных билетов, для шифрования трафика в мобильной связи и во многих других областях, где требуется повышенная безопасность информационного обмена.
Перспективу квантовых технологий ожидаемо понимают не только российские компании и инвесторы. Например, в 2018 году Goldman Sachs и Citigroup вложили $6,5 млн в разработчика квантовых алгоритмов QC Ware. И этот тренд будет нарастать год от года. По данным исследования MindCommerce, к 2026 году общий объем мирового рынка квантовых технологий достигнет $31,57 млрд, большая часть придется на технологии квантовых вычислений. Объем рынка этих решений составит 14,25 млрд.
«Квантовые коммуникации будут влиять на все начиная от способов шифрования и заканчивая способами передачи данных из точки А в точку Б. Сейчас, на этапе исследований и разработок, предполагается, что квантовые технологии станут коммерческой реальностью. И она будет представлять собой не что иное, как революцию практически для каждого аспекта IT», — говорится в исследовании.
Инфраструктура под защитой фотонов
Европейский Союз объявил о выделении не менее 4,5 млрд евро на развитие квантовых технологий до 2027 года. Поддержка распределяется между несколькими проектами, один из которых ведет консорциум EuroQCI – это разработка будущей сети, которая должна обеспечить безопасность обмена критически важной информацией между странами ЕС.
Помимо защиты информации государственных органов, проект должен усилить защищенность информации медицинских организаций и данных об объектах критической инфраструктуры, прежде всего энергетических сетей. Атака хакерской группы DarkSide на одну из крупнейших в США систем нефтепродуктопроводов Colonial Pipeline в мае этого года, приведшая к чрезвычайной ситуации в 19 штатах, показала, насколько критичной может быть неготовность информационных систем ТЭК противостоять киберугрозам.
К критически важной инфраструктуре относят не только топливо-энергетический комплекс, водоснабжение, финансовые системы и систему здравоохранения, но и транспортную отрасль. Системы управления и диспетчеризации транспорта – автомобильного, авиационного, железнодорожного и других — в будущем только усложнятся с развитием беспилотных технологий. Такие проекты предполагают постоянное движение больших массивов данных между оператором, транспортным средством и тысячами IoT датчиков. Масштабную IT-инфраструктуру для их функционирования также необходимо обеспечить защитой от действий злоумышленников. У оператора инфраструктуры должна быть стопроцентная уверенность в том, что система получает правильную команду, посланную именно из центра управления, а не искаженную злоумышленником. И железнодорожные дороги не являются исключением.
Любая модернизация объектов транспортной инфраструктуры с использованием современных технологий требует предельной осторожности. В 2022 году в рамках дорожной карты с участием научно-исследовательских и опытно-конструкторских институтов железнодорожного транспорта планируется научно-исследовательская работа, которая призвана определить объекты инфраструктуры железных дорог, в которых может быть перспективно внедрение систем квантовых коммуникаций.
При этом если технология передачи квантовых ключей по волоконно-оптическим сетям уже близка к началу коммерческой эксплуатации (соответствующие устройства разработаны и проходят процедуры сертификации), то системы квантовых коммуникаций через атмосферу, будь то наземная отправка ключа в пределах прямой видимости или же космические системы с задействованием спутников, пока остаются областью испытаний.
Getty Images / koto_feja
Квантовые эксперименты в космосе
После построения наземных квантовых сетей связи следующим этапом развития этой технологии станет внедрение космических систем. Речь идет о системе квантового распределения ключей «Земля-космос» на базе низкоорбитальных спутников.
Использование космического сегмента позволит доставлять квантовые ключи в удаленные точки – где, например, невозможно использование в этих целях оптического волокна, нет необходимой наземной инфраструктуры. Это позволит существенно расширить сферу применения технологии. В том числе обеспечить безопасность информационного обмена и работы элементов интернета вещей на удаленных от городов предприятиях, например, на газовых или нефтяных месторождениях.
Еще в 2016 году Китай запустил на орбиту спутник «Мао Цзы» с квантовым передатчиком. Через год экспериментов спутник смог передать ключи шифрования на принимающую станцию в Тибете. За Китаем в гонку включились и другие страны. В частности, Канада готовиться запустить спутник (QEYSSat) Quantum Encryption and Science Satellite — это станет первым шагом для внедрения технологии квантовых коммуникаций на всей территории страны.
Российская дорожная карта квантовых коммуникаций включает направление космических систем, соответствующую экспертную группу возглавляет научный руководитель Центра квантовых технологий физического факультета МГУ Сергей Кулик.
Getty Images / cokada
«Задача экспертной группы – обеспечить подготовку, научно-техническую экспертизу и сопровождение НИОКР-проектов в области квантовой спутниковой связи и связи по открытому пространству. В частности, планируется реализация системы передачи оптической информации между низкоорбитальным спутником МКС и наземным терминалом, который будет установлен на территории РФ. В результате выполнения этого проекта планируется передача криптографических ключей с борта МКС на один или два наземных терминала, что станет в каком-то смысле повторением недавних результатов Китая, но полностью на отечественных технологиях», — отмечает он.
Также планируются эксперименты с использованием малых космических аппаратов: прием сигнала будет осуществляться наземными модулями с относительно небольшими размерами, что приблизит разработчиков к коммерческим системам квантового распределения ключей.
Для развития спутниковых квантовых коммуникаций РЖД и Роскосмос на XXIV Петербургском международном экономическом форуме подписали соглашение о сотрудничестве.
Технологии квантовых коммуникаций объединены в четыре основных направления. Помимо космических систем это магистральные сети, квантовая оптика и абонентские устройства. Через четыре экспертные группы по этим направлениям планируются разработки перспективных образцов оборудования, формируются тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, получающих финансирование в рамках дорожной карты РЖД.
«Мы ведем постоянный мониторинг передовых разработок в России и в мире, собираем информацию с российского экспертного сообщества по тому, какие работы целесообразно реализовать в рамках дорожной карты. Отрабатываем предложения экспертных групп, куда, по нашему приглашению, вошли все ведущие производители и разработчики систем квантовых коммуникаций, а также ряд потенциальных пользователей, государственных и частных организаций. Принципиальной является открытая позиция РЖД по отношению к научно-техническому, производственному и бизнес-обществу – начиная с предложений по постановке задач, продолжая подготовкой технических заданий и заканчивая контролем выполнения и приемкой результатов работ», — отмечает Павел Дорожкин.
В периметр создаваемой РЖД экосистемы включены научно-исследовательские и производственные центры в Великом Новгороде, Казани, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Пензе, Перми, Самаре, Санкт-Петербурге и других городах, силами которых ведется развитие технологий и создание образцов конечной продукции.
Стратегия развития квантовых коммуникационных сетей предполагает приход магистральных квантовых линий во многие регионы. Чтобы обеспечить растущий спрос на квалифицированный персонал для строительства и обслуживания квантовых сетей, создается общероссийская система подготовки кадров в области квантовых коммуникаций и смежных областях, таких как оптика, телекоммуникации, криптография и другие, начиная с онлайн-курсов и заканчивая профессиональными стандартами подготовки.
Путешествие кванта из Петербурга в Москву
Человечество использовало методы шифрования еще тысячи лет назад. В античное
время одним из самых известных способов закодировать информацию был «Шифр
Цезаря» — простой, но на тот момент крайне действенный метод защитить данные,
которые передавались между легионами, от перехвата. Суть шифра заключалась в
том, что символ (буква или цифра) в открытом тексте заменялся на другой символ,
сдвинутый от него на несколько позиций влево или вправо. Ключом к шифру было
направление сдвига и число «шагов». К примеру, наш ключ «вправо, два». Таким
образом буква «А» после шифрования превращается в букву «В». А слово «Легион»
в шифр «Нжекрп».
А теперь посмотрим, насколько хорошо вы справитесь с простой криптографической
задачей. Попробуйте отгадать фамилии ученых, стоявших у истоков квантовой физики. У
вас есть ключ — «Вправо, два».
Расшифруйте фразу при помощи кодировки Цезаря:
Лидерыквантовых технологий
Уже два года на российском рынке цельнокатаных колес (ЦКК) существует коллизия: украинская компания «Интерпайп» активно на нем работает, несмотря на обвинения в демпинге. При этом материнский холдинг «Интерпайпа» и, собственно, владелец Виктор Пинчук находятся под санкциями РФ. Однако продолжать спокойно делать деньги в России спонсору украинских националистов вряд ли удастся.
Разворот рынка
Ажиотаж на рынке ЦКК царил два-три предыдущих года, когда спрос опережал предложение. Но с четвертого квартала 2019 года спрос начал ослабевать. Резко выросло количество вагонов, которые временно не использовались. Только у РЖД в конце прошлого года простаивало в ожидании погрузки больше 100 тыс. вагонов (около 10% подвижного состава). В основном не востребованы были полувагоны, задействованные под погрузку угля. При этом наблюдался дефицит колес. В феврале 2019 года колеса продавали по 65–80 тыс. руб. за штуку.
Пандемия коронавируса нанесла новый удар по индустрии железнодорожных перевозок, что рикошетом ударило по производителям грузовых вагонов и ЦКК. Со второго квартала 2020 года закупки новых колес, по оценке участников рынка, сократились на 30–40%.
Одновременно с падением спроса выросло предложение. К примеру, Нижнетагильский меткомбинат (НТМК) Evraz Романа Абрамовича запустил новую линию полнопрофильной обработки железнодорожных колес мощностью 65 тыс. штук в год. С ее запуском мощности НТМК по выпуску обработанных колес выросли до 510 тыс. штук в год. В ближайшее время предложение вырастет еще больше. В ОЭЗ «Титановая долина» в Свердловской области Evraz и системный интегратор ремонта вагонов ООО «Рейл Сервис» создали ООО «Аллегро» мощностью 200 тыс. железнодорожных колес в год с возможностью увеличения до 300 тыс. Открытие цеха намечено на конец 2022 года.
По оценке Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), производственные мощности позволяют Выксунскому металлургическому заводу (ВМЗ, входит в Объединенную металлургическую компанию) поставить на российский рынок 910 тыс. штук, «Евраз НТМК» — 510 тыс. штук, казахстанскому «Проммашкомплекту» и украинскому «Интерпайпу» — по 200 тыс. штук каждый. Еще 150 тыс. колес приходится на импорт из Китая. В целом потенциальное предложение оценивается в 1 млн 970 тыс. колес.
Это превышает спрос. По прогнозу ИПЕМа, профицит на рынке колес в 2020–2021 годах будет составлять 439–661 тыс. штук, или 23–31% предложения. Цены пошли вниз. В начале осени 2020 года колеса продавались по 58–60 тыс. руб. без НДС за штуку.
Запоздалое решение
Чтобы сгладить негативные тенденции в отрасли, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) в июне вернула антидемпинговую пошлину в 34,22% на железнодорожные колеса украинского «Интерпайпа». Это решение поддержали Минтранс РФ и РЖД. В министерстве уверены, что «Интерпайп» получил большую выгоду от дефицита колес на рынке РФ. Любопытно, что против возврата пошлины выступила ФАС, которая не увидела демпинга в поставках «Интерпайпа».
Надо признать, что пошлина не была действенным ограничением для импорта колес с Украины, говорит источник “Ъ” в отрасли. По его мнению, антидемпинговая пошлина лишь устраняла недобросовестный импорт, который оказывал негативное влияние на отечественные предприятия и сдерживал инвестиции в модернизацию и расширение мощностей.
Впрочем, решение ЕЭК вернуть антидемпинговую пошлину на колеса «Интерпайпа» запоздало. Это надо было делать еще в прошлом году, когда цены на цельнокатаные колеса быстро росли — во многом из-за подорожания услуг вагоноремонтных заводов. «В этом году ситуация на рынке ЦКК кардинально изменилась: выпуск вагонов сильно упал, а производство колес продолжало расти. То есть пошлины для украинских производителей уже не спасут отечественных производителей ЦКК.
В ближайшие полтора-два года восстановления спроса на вагоны ждать не приходится. А значит, те значительные мощности по выпуску колес, которые вводились перед прошлым пиком производства вагонов, окажутся избыточными. И российские производители ЦКК будут недополучать маржу и не смогут вернуть инвестиции, вложенные в модернизацию производства.
Неплохо заработал
У демпинга «Интерпайпа» имеется и политический подтекст. 1 ноября 2018 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление об ответных санкциях против Украины. В черный список попали 322 человека и 68 компаний. Среди них спонсор украинских русофобов Виктор Пинчук, а также его зарегистрированная в Британии инвестиционно-консалтинговая группа EastOne Group Ltd, которая является материнской структурой «Интерпайпа».
Несмотря на режим действующих санкций, бизнесмен Пинчук неплохо заработал на России. В прошлом году «Интерпайп» поставил на российский рынок 223 тыс. колес. По данным ЕЭК, в 2019 году импорт частей подвижного состава с Украины в страны ЕАЭС по сравнению с 2018 годом вырос в 2,2 раза в стоимостном выражении, до $355 млн, и на 36% в объеме — до 161 тыс. тонн. На Россию пришлось 71,7% импорта, на Белоруссию — 23,6%, на Казахстан — 4,7%. То есть только на ЦКК зять второго президента Украины Леонида Кучмы получил на российском рынке прибыль, превысившую $200 млн.
Каким образом ему это удалось? До введения санкций поставки в РФ железнодорожных колес осуществляла российская структура ООО «Интерпайп-М». Однако затем Пинчук обратился к посредникам — S.I. Group Consort Ltd (Израиль), Salita Systems FZE и Global Trade Partners (оба из ОАЭ) и «Лесстройторг» (Белгородская обл., г. Валуйки). При желании российские регуляторы без труда могли бы разобраться с нехитрыми схемами поставок. Но по каким-то причинам не захотели.
Российские ведомства, призванные обеспечить режим санкций против компании Виктора Пинчука, действовали явно несогласованно. Вместо координации усилий нередко звучали обвинения в адрес друг друга. Приходится признать, что до уровня американского регулятора OFAC им еще очень далеко. Если какой-то из зарубежных производителей попадает в его SDI-лист, с ним моментально прекращают сотрудничество все участники национального металлургического рынка США.
Впрочем, продолжать делать деньги в России спонсору добровольческих батальонов украинских националистов вряд ли удастся. В октябре 2020 года Минтранс РФ, несмотря на действие антидемпинговой пошлины на украинские колеса, предложил полностью запретить их ввоз в РФ. Сейчас цена железнодорожного колеса установилась на уровне 55 тыс. руб., что примерно вдвое превышает цену на колеса, которая действовала до начала дефицита на рынке.
Идея выдвинута вовремя. Участники рынка ЦКК не ожидают существенных изменений ситуации в 2021 году. По их мнению, спрос сохранится на уровне среднего значения второго-четвертого кварталов 2020 года и в целом за год может составить около 1,2 млн штук. Негативные драйверы — сниженный грузооборот и падение темпов. То есть мощности российских производителей ЦКК останутся профицитными.
Группа «Рейл Сервис» и Evraz начали строить свой завод по производству железнодорожных цельнокатаных колес (ЦКК), пользовавшихся ажиотажным спросом в 2018–2019 годах. Но с тех пор ситуация принципиально изменилась. Как работать в эпоху профицита вагонов, замедляющего спрос на колеса, “Ъ” рассказал учредитель Rail Service Сергей Гущин.
— Вы начали строительство собственного производства цельнокатаных колес совместно с Evraz. Почему решили инвестировать в строительство завода?
— Мы заложили фундамент завода «Аллегро» 19 мая. На самом деле строительство стартовало еще в начале года, многие работы по подготовке площадки выполнены. Уже потрачено более 1,5 млрд руб. В конце 2022 года должны закончить строительство, а в первом квартале 2023 года — получить первую продукцию. Если говорить о причинах решения, то я выступаю акционером двух вагоноремонтных предприятий — ВКМ и ВРЗ в Стерлитамаке (СВРЗ) — с общей мощностью формирования более 100 тыс. колесных пар в год и объемом ремонта 20 тыс. вагонов, а также крупной сервисной компании ГРС, осуществляющей ремонт около 80 тыс. вагонов в год. И так как колесо — это основной затратный элемент, логичным шагом было строительство завода по производству ЦКК.
— Но почему бы не закупать у того же Evraz через долгосрочный контракт?
— В течение десяти лет у нас были хорошие деловые отношения с украинским «Интерпайпом». Но на предприятии поменялся менеджмент, и начались проблемы с поставками украинских колес. Конечно, мы поддерживаем деловые отношения с российскими производителями, но рыночная ситуация меняется, мы не в силах фиксировать условия поставки на длительный период.
Я понимаю, это бизнес, но хочется максимально снижать риски. Поэтому уже с 2014 года я так или иначе обдумывал строительство производства ЦКК. Из-за кризиса мы все остановили, и в общем-то я рад, что не пошли в проект сами, а судьба нас свела с Evraz. У них высокопрофессиональная команда с прекрасным менеджментом, технологическим и инженерным потенциалом, колоссальный опыт на рынке и в подобном производстве. Я даже не представляю, сколько проблем нам пришлось бы решать, если бы мы строили завод без партнера и впервые.
— «Интерпайп» на российском рынке работал очень просто. Когда был профицит, он давал цену ниже, чем наши производители. Потери они компенсировали на своем внутреннем рынке: цены там всегда были гораздо выше, чем те, по которым они поставляли сюда. В этом и суть антидемпинговой пошлины, когда за счет того, что на своем рынке производитель держит высокую цену, на экспорт поставляет по низкой цене.
Как правительство ввело запрет на импорт ЦКК и крупного вагонного литья с Украины
Как только возник дефицит, цена стала расти, украинский импортер поднял ее выше, чем наши производители. Потому что все равно потребят, никуда не денутся. И они всегда снимали эти сливки, а объем украинской продукции, поставляемой на российский рынок, никогда особенно не колебался, как у наших производителей. При этом они всегда защищали свою экономику, запретив эксплуатацию китайского колеса и поставки с Выксы. Вполне логичным шагом со стороны нашего государства был запрет их колес на территории РФ.
— Вы инициировали поставку китайских колес, чтобы закрыть дефицит. Сейчас такая возможность сохраняется?
— В период большого дефицита в 2018–2019 годах при поддержке СОЖТ «Гарант Рейл Сервис» (входит в Rail Service.— “Ъ”) получил разрешение закупать китайские колеса. Их поставка позволила сдержать рост стоимости и удовлетворить спрос. Затем украинский производитель, наиболее заинтересованный в сохранении дефицита, лоббирует решение о запрете эксплуатации китайского колеса на Украине. Это фактически означает закрытие возможности ставить это колесо российским операторам. Почти все российские операторы могут заезжать на Украину — вагоны ходят, двигаются, и, конечно, эти риски им ни к чему.
На сегодняшний день возможность поставок китайских колес сохраняется. Контракт есть, мы постоянно встречаемся с китайскими коллегами, они выражают заинтересованность и готовность, они понимают, в чем причина, и к нам претензий нет.
— Сейчас ожидается затяжной профицит вагонов, при котором операторы экономят на ремонтах, сдерживая спрос на колесо. Что позволяет вам рассчитывать на успех «Аллегро»?
— Во-первых, это финансовая стабильность, которой мы добились снижением кредитной нагрузки. Максимальная стоимость проекта — 18 млрд руб., из них 50% — своих средств, которые Evraz и Rail Service вносят на паритетной основе. Во-вторых, местоположение завода: здесь и близость к заготовке — 30 км до НТМК, и свободная экономическая зона, позволяющая минимизировать налоговую нагрузку. Все оборудование импортное, и мы законтрактовали до повышения цен. ОАО РЖД за собственные средства обеспечивает грузовую железнодорожную инфраструктуру. Опять же благодаря Evraz «Аллегро» обладает большим экспортным потенциалом.
— По договоренностям с Evraz вы берете продукцию на свое предприятие?
— В нашем партнерстве ответственность за реализацию лежит на мне. Всю производимую продукцию я буду забирать по рыночной цене и использовать в работе своих вагоноремонтных предприятий.
— Какие основные риски «Аллегро»?
— Изменение рыночной цены на заготовку. Она привязана к мировым ценам на металл, тогда как цены на колесо зависят от внутренней конъюнктуры рынка. Себестоимость растет, а стоимость продажи может оставаться той же, а то и того меньше.
— Как складывается ситуация на рынке вагоноремонта?
— Как рынок он возник только в 2019 году. И основной проблемой является большой профицит производственных мощностей, который появился из-за желания строить собственные вагоноремонтные предприятия, не обращая внимания на баланс мощностей и спроса. В результате рентабельность у всех нулевая, профицит ремонтных мощностей составляет более 30% и не дает развиваться вагоноремонтным предприятиям.
— И каков прогноз?
— Лично я верю в рынок, но будет непросто, ряд компаний обанкротятся, конкурентоспособные выживут, и баланс будет восстановлен. Но быстро это не произойдет.
— Два года назад была громкая история с попыткой перевода всего парка на кассетные подшипники. Что вы о ней думаете?
— В первую очередь хочу сказать о катастрофической ситуации с подшипником на рынке вагоноремонта. В связи с тем, что оператор не готов оплачивать новый подшипник при ремонте колесной пары, все ремонтируют старый подшипник. Это продолжается уже много лет, и, соответственно, можно представить, в каком они состоянии. Статистика ОАО РЖД подтверждает: случаев остановки подвижного состава по причине проблем с буксовым узлом становится все больше и больше.