Центр цифровых технологий ржд

Центр цифровых технологий ржд Портал РЖД

Справочная информация

ООО «Инновационная мобильность», входящая в субхолдинг «РЖД-технологии», – оператор одноименной мультимодальной транспортной цифровой платформы – изменила название на ООО «РЖД – Цифровые пассажирские решения». Об этом компания сообщила 4 октября 2022 года.

Центр цифровых технологий ржд

Центр цифровых технологий ржд

«Дочка» РЖД, развивающая ИТ-платформу для оплаты проезда на любом транспорте, сменила название

При этом название самой платформы, которой оперирует организация, останется прежним – «Инновационная мобильность». Это технологическое решение по продаже билетов на все виды транспорта, а также дополнительных услуг. Так, на начало октября 2022 года к платформе подключены более 5 тысяч перевозчиков различными видами транспорта, а недавно реализован функционал по заказу отелей, экскурсий и туров в рамках проекта Travel.RZD. С платформой работают свыше 400 партнеров по оформлению электронных билетов, в том числе и крупные туристические компании. За первые 9 месяцев 2022 года через платформу было продано более 20 млн билетов на различные виды транспорта, в первую очередь на поезда дальнего следования.

Он подчеркнул, что каждый пятый билет на поезда дальнего следования реализуется именно через платформу «Инновационная мобильность».

Также на базе «РЖД-Цифровые пассажирские решения» реализуются флагманские цифровые проекты в рамках реализации Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД»: автоматическое рабочее место «Планирование путешествий», приложение «MaaS. Билетные решения», сервис по бронированию отелей, экскурсий и туров Travel.RZD.

Назначение генеральным директором Сергея Висленева

Руководителем компании «Инновационная мобильность» назначен Сергей Висленев. Ранее он занимал должность первого заместителя генерального директора «РЖД-технологии». Об этом 30 сентября 2022 года сообщила компания «Инновационная мобильность». Подробнее здесь.

Оператор ИТ-платформы «Инновационная мобильность»

Центр цифровых технологий ржд

Логотип в 2022 г.

На апрель 2022 года компания выступает оператором ИТ-платформы «Инновационная мобильность», которая объединяет различные виды транспорта в единую систему, а также оператором туристического сервиса. На базе платформы функционируют сервисы для продажи электронных билетов на поезда дальнего следования, самолеты, автобусы, поезда «Аэроэкспресс», страховых полисов, пригородные поезда, водный транспорт, а также туристических услуг и сервисов.

Основание компании

Компания «Инновационная мобильность» (ООО) основана в 2016 году. Проект инициирован холдингом РЖД в целях построения в РФ современной инфраструктуры для пассажиров.

В 2022 году Проектно-конструкторско-технологическое бюро по системам информатизации – Центр цифровых технологий филиал РЖД (ПКТБ-ЦЦТ) начал миграцию одной из высоконагруженных систем в сфере железнодорожного транспорта с IBM DB2 для z/OS на СУБД Postgres Pro. Об опыте миграции 3 апреля 2023 года на отраслевой конференции публично рассказал начальник сектора ПКТБ-ЦЦТ Василий Тимощенко.

ПКТБ-ЦЦТ занимается разработкой автоматизированных систем для РЖД, и одна из основных разрабатываемых им систем – автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП). История АСОУП насчитывает более 40 лет. Система собирает в себе информацию о всех подвижных объектах на железной дороге: поездах, вагонах, контейнерах.

В АСОУП есть линейный уровень – это то, что поставляет информацию, включая АРМ на местах, датчики и т.д. Они передают информацию на дорожный уровень, где существует 16 дорожных АСОУП (Россия организационно разделена на 16 дорог). Также есть сетевая АСОУП, которая обрабатывает данные по всей сети дорог. Затем информация отдаётся системам-потребителям, и на ней строится аналитика, отчётность.

Центр цифровых технологий ржд

Технологии IBM давно применяются в РЖД. Заместить их на импортонезависимые — нетривиальная задача (фото — Дмитрий Феоктистов/ТАСС)

Суммарный объём БД всех дорожных систем АСОУП составляет порядка 10 ТВ, привёл данные представитель ПКТБ-ЦЦТ. Историческая информация хранится 10 лет. В сутки обрабатывается около 30 ГБ информации, поступающей с линейного уровня на дорожный.

Василий Тимощенко уточнил, что в 2022 году в компании занимались импортозамещением сетевого уровня АСОУП, где агрегируется информация по всей сети дорог и отдаётся другим системам-потребителям.

На конец 2022 года система функционировала на двух отказоустойчивых мейнфреймах IBM Mainframe Parallel Sysplex. Начальник сектора ПКТБ-ЦЦТ говорит, что в компании понимали, что «в лоб» систему, которая построена на мейнфрейме, не получится догнать. Поэтому было решено разделить нагрузки OLTP и OLAP – обрабатывать сообщения в одной базе, а аналитические запросы выполнять на другой базе.

Требовалось также обеспечить отказоустойчивость, потому что система критичная.

История перехода с IBM началась не вчера, рассказал Василий Тимощенко. До этого предпринималось множество попыток переписать какие-то части систем на другие платформы. В какой-то момент пытались перейти на SAP Hana. Но это не было бы импортозамещением. Также пытались написать что-то на VoltDB, тестировали Tarantool. Но по тем или иным причинам это не взлетело.

Postgres компания к тому моменту уже использовала в нескольких небольших проектах. СУБД Postgres Pro Enterprise подошла, потому что есть вендорская поддержка, СУБД есть в реестре российского ПО, а также привлёк multimaster – «это означает кластер из коробки, который не требует дополнительного ПО».

Расширение multimaster превращает Postgres Pro Enterprise в синхронный кластер без разделения ресурсов, который обеспечивает расширяемость OLTP для читающих транзакций.

Проблема была в том, что система функционирует на IBM System z – мейнфрейме от IBM, на операционной системе z/OS. Это очень специфическая система. Практически весь код написан на C и ассемблере. Ничего не оставалось, как взять, и всё переписать, говорит Василий Тимощенко.

Получилось следующее. Разделили базу на OLAP и OLTP, часть OLAP предназначена для формирования оперативной аналитики о состоянии объектов движения, планирования их управлением и расчётов ключевых показателей работы, которые используются для определения эффективности функционирования железной дороги в целом. В OLTP был построен кластер multimaster с двумя нодами в архитектуре и referee – расширением Postgres Pro Enterprise.

Прикладная часть написана на Java, там Spring Boot упакован в Docker-контейнер, и всё это крутится под Kubernetes, при этом работая в виртуальных машинах. А в качестве ОС используется Red OS «Муром».

Пришлось довольно много оптимизировать производительность системы, признаётся Василий Тимощенко. Например, столкнулись с тем, что процессор много времени проводил в ожидании ввода/вывода. В ОС по умолчанию не было настроено, нужно было объяснить, что она работает с SSD дисками, а не HDD. Это сразу дало прирост производительности в 2-3 раза.

Помимо новой архитектуры, к которой разработчикам пришлось привыкать, возникли и новые ограничения. К примеру, в АСОУП бывают очень широкие таблицы, а теперь таблицы пришлось ужать – база не переносилась один в один.

Возник и организационный конфликт. Организация, которая занимается эксплуатацией системы, имеет чёткое разделение на системных и прикладных администраторов. Получилось так, что системный администратор не хочет давать права супер-пользователя прикладному администратору БД, а тот без этой роли не может настроить репликацию. Но в 16-й версии Postgres Pro появляется функция, которая позволяет делать указанное не супер-пользователю.

В числе планов на будущее по проекту – дальнейшая оптимизация производительности и наращивание функциональности архивной базы. И, скорее всего, ещё будут базы под конкретные задачи – более изолированные, но которым тоже понадобится оперативная информация из OLTP базы.

РЖД – Цифровые пассажирские решенияранее Инновационная мобильность

Центр цифровых технологий ржд

Собственники:Gateline.net (ОНЭЛИЯ) — 49%РЖД-Технологии — 25,5%АО «Трансмобильность» — 25,5% (на октябрь 2022г.)

ООО «РЖД – Цифровые пассажирские решения» (до сентября 2022 года — ООО «Инновационная мобильность») — компания-оператор технологической мультимодальной платформы пассажирской мобильности. Является активным участником реализации Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД».

Оцените статью
Портал РЖД - Помощь